Консультации для родителей.

Ситдикова Жанна Владимировна

Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога «Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание.

Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим. Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем ребенку нужна помощь, о чем следует поговорить с учителем (без ребенка).

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что – то делать по другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях « в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.

Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому школьному режиму.

Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести « обновленный».

Помогите научиться жить по новому расписанию.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным результатам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Вы должны знать, что обучение в 1  классе без оценок. И нельзя результаты «волшебных линеечек», смайлики, медали переводить в баллы. А уж тем более эти результаты переносить на себя, воспринимать как удар по родительской самооценке. Школьные успехи важны, но это не вся жизнь вашего ребенка. Хвалите ребенка за успехи помогайте со сложностями. Научите ребенка адекватно оценивать себя и свою работу.

Совет седьмой: ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/009f/0008b32e-96f4a17f/img5.jpg



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

«ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

https://kronkolit.pro/wp-content/uploads/2016/06/900px-Prevent-Depression-in-Children-Step-15Bullet2-768x576.jpg

С поступлением в школу существенно возрастает социальная, и учебная нагрузка ребенка. В классе ребенок учится проявлять себя в среде ровесников, в учебе – ставить цели и достигать их, подчиняться правилам.

Прежние причины, способные вызвать невротизацию, остаются в силе – биологические, семейные. Но к ним добавляются и новые – стандартизированная учебная нагрузка (без учета психотипа ребенка и его особенностей), проблемы в отношениях с ровесниками и с педагогом. Также в этот период ребенок начинает формировать свои цели и пытаться их достигать. Неуспех в этом тоже порождает невротизацию.

Детская депрессия – один из видов психоэмоциональных нарушений, которые выражаются у ребенка в определенных поведенческих и соматических симптомах. Появиться это заболевание может и в самом раннем возрасте (до 3 лет), но чаще и наиболее ярко проявляет себя в подростковый период. Именно с этим связаны участившиеся случаи самоубийства среди подростков.

Ближе к 10 годам депрессия у детей диагностируется все чаще, а ее психологические симптомы начинают осознаваться ребенком: он чувствует и говорит о том, что ему тоскливо, грустно, ничего не хочется.

 Симптомы депрессии в этом возрасте могут быть такими:

  1. Физические недомогания: общая слабость, головные боли и головокружения, боли различной локализации (желудок, сердце, мышечные боли), ломота в теле.
  2. Психологические и поведенческие симптомы: грусть, тоска, апатия, отсутствие интереса к игре и учебе, уход от контактов с ровесниками, плаксивость, ранимость. Ближе к 12 годам депрессия детская и подростковая начинает также проявлять себя реакциями гнева, вспыльчивости, раздражительности. Это связано с гормональными процессами организма.
  3. Когнитивные (познавательные) нарушения: рассеянное внимание, неспособность сосредоточиться, проблемы в усвоении учебного материала.

Признаки сниженного эмоционального фона, депрессии у детей:

  1. Потеря свойственной детям энергии
  2. Внешние проявления плохого настроения
  3. Нарушения сна
  4. Ухудшение успеваемости
  5. Снижение интереса к общению со сверстниками
  6. Изменение аппетита и веса
  7. Страх неудачи
  8. Чувство неполноценности
  9. Чувство «заслуженной отвергнутости»
  10. Низкая фрустрационная толерантность (сильное реагирование на неполучение желаемого)
  11. Чрезмерная самокритичность
  12. Агрессивное поведение
  13. Соматические жалобы (плохое самочувствие: головная боль, слабость, усталость и т.п.)

Лечение депрессии у детей

Лечение детей должно быть комплексным, и учитывать возраст ребенка, продолжительность и степень тяжести болезни, ее симптомы.

Методы лечения могут быть такими:

  1. Медикаментозное лечение – только по назначению врача.
  2. Вспомогательные процедуры – рефлексотерапия, физиотерапия, и.т.д.
  3. Лечение сопутствующих соматических расстройств у профильных специалистов.
  4. Психотерапия – основной метод лечения любых невротических нарушений. Для ребенка она приобретает актуальность с 3 лет и старше, и максимально важна в подростковый период. Важно максимальное сотрудничество семьи со специалистом, самый лучший вариант – семейная психотерапия.
  5. Создание благоприятных физических и психических условий для жизни ребенка (от режима дня и питания до отношений внутри семьи).

Уважаемые родители!

Если вы обнаружили признаки депрессии

у вашего ребенка или сомневаетесь,

есть депрессивные признаки или нет,

не ставьте диагноз сами!

Обратитесь  за психологической помощью!

Помните, недопустимо ругать или критиковать ребенка, который находится в таком состоянии – это может спровоцировать суицидальные мысли.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

«ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

http://srcn-avis.ru/images/remote/https--cdn.asweetlife.org-wp-content-uploads-2015-06-Young-Adults-with-Diabtes-Home-for-the-Summer-800x600.jpg

Причины возникновения психологических проблем в подростковом возрасте

Почему же все-таки возникают проблемы? Ведь они беспокоят далеко не всех. Есть счастливые дети, которые, вырастая, получают полную поддержку родных и друзей, все возможности для развития и самореализации. Но и в этом случае бывает невозможно избежать определенных трудностей. Причины возникновения психологических проблем в подростковом возрасте могут быть вызваны:

  • Отношениями в семье: это насилие, излишняя критика со стороны родителей, навязывание подростку принципов жизни, негативная обстановка дома (ссоры между родителями, угнетающая атмосфера).
  • Воспитанием в неполной семье: недостаток некоторых аспектов в воспитании, а также эмоциональная нестабильность (стрессы родителя) и вынужденное раннее взросление (например, чтобы помогать маме, которая осталась одна).
  • Критикой со стороны окружающих или недостаточным признанием: в подростковом возрасте происходит серьезный процесс самоопределения. Человек понимает, кем он является в мире, в городе, в своем окружении; понимает, на что он способен, узнает о своих личностных качествах и стремлениях. Здесь возникает осознание желания, присущего любому из нас, — чувствовать свою нужность, знать, что ты живешь не зря. И если какие-то особенности подростка не принимаются его окружением, возникает диссонанс и, как следствие, кризис.
  • Особенностями темперамента: вспыльчивые и эмоциональные люди подвержены риску утонуть в своих эмоциях и выйти из них в не совсем правильном направлении.

Виды проблем подросткового возраста, проблемы личности

С какими проблемами чаще всего сталкиваются подростки? Можно выделить несколько общих проблем, которые имеют потенциал подразделяться на мелкие и более углубленные:

  • Апатия: родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен, теряет любопытство. Иногда это может быть связано с тем, что родители всецело заняты навязыванием ребенку своих интересов. Вследствие апатии многие подростки окунаются в компьютерную жизнь и интернет-общение, почти полностью заменяющие реальную жизнь. Компьютер помогает справиться со сложными переживаниями, о которых ребенок никому не может рассказать, боясь реакции. Интернет-зависимость, в свою очередь, вызывает такие побочные эффекты, как неумение общаться с людьми, неспособность их слушать. Таким подросткам очень сложно концентрировать внимание на чем-то одном, они рассеянны.
  • Депрессия: характеризуется тоскливым, подавленным настроением с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями. Часто депрессия сопровождается замкнутостью. Вызывает депрессию в основном реакция окружающих, и в особенности авторитетных людей, на действия или личность подростка.
  • Гнев: подросток хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, на равных. Поэтому, когда ему делают замечания или не соглашаются с его мнением, возникают гнев и бунт. Часто причиной гнева становятся малейшие замечания родителей по поводу внешнего вида или способов самовыражения: музыки, которую слушает ребенок, хобби, которым он увлечен, а также сомнения в правильности его выбора.

Психологические проблемы: особенности и пути решения

Решением проблем подросткового возраста должно стать правильное общение. И в первую очередь такое общение способны дать родители. Необходимо позволить ребенку жить в соответствии с собственными желаниями, дать ему право и возможность пробовать разное и искать свое. При этом очень важно соблюдать родительские границы. Ребенок должен всегда помнить о том, что, если он где-то потерпит неудачу или будет нуждаться в поддержке (какой бы то ни было), он всегда может прийти к родителям и получить ее. Должен быть соблюден баланс нежности, внимания и строгости. Важно, чтобы и ребенок, и родители понимали степень своей ответственности.

http://mypresentation.ru/documents_2/2df28e7adc4769dfdac95c26879c7b76/img6.jpg



Предварительный просмотр:

Телефонная зависимость у ребёнка: как с этим бороться

http://fb.ru/media/i/1/0/9/6/8/i/10968_700x651.jpg

Жизнь современного человека трудно представить себе без мобильного телефона. Сегодня он появляется у ребёнка уже в детском саду. И если одни воспринимают гаджет прежде всего как средство общения, то другие попадают от него в настоящую зависимость. Как в этом случае вести себя родителям?

Вредное влияние телефона на ребёнка

Многие родители очень рано предлагают своему ребёнку мобильный телефон. Чаще всего они приобретают себе более современную, «навороченную» модель, а старую отдают в пользование малышу-дошкольнику. И кроха порой не знает, что с ним делать: воспринимает устройство просто как игрушку (у него ведь ещё нет необходимости отзваниваться родителям о своём местоположении). А сами мама и папа уже демонстрируют игры, которые есть на любом, даже самом простом, гаджете.

Когда же малыш подрастёт, сюда добавляются социальные сети, различные сайты (родители, опять-таки, сами подключают к смартфону интернет).

Телефонная зависимость схожа с компьютерной, но может быть более сильной. Ведь мобильник можно всегда носить с собой (в том числе в школу), пользоваться им в любой момент.

Если говорить о детской телефонной зависимости, речь идёт, прежде всего, о постоянных играх на данном устройстве. Кроме того, ребёнок непрерывно просматривает смс-ки, свою электронную почту, странички в соцсетях. Причём это делается автоматически, без видимой цели — рука так и тянется к гаджету.

Такое поведение, конечно же, наносит вред физическому и психическому здоровью ребёнка.Появляются следующие проблемы:

  1. Ухудшение зрения, развивается синдром «сухого» глаза.
  2. Частые головные боли.
  3. Боли в спине, развивается неправильная осанка (ведь увлёкшись телефоном, ребёнок часто сидит согнувшись).
  4. Пренебрежение гигиеной.
  5. Пропуск приёмов пищи (пока родители сами не заставят сына или дочь поесть).
  6. Бессонница (ребёнок «сидит» в смартфоне, поздно ложится и потом не может заснуть).
  7. Проблемы с учёбой, снижение успеваемости. Школьник попросту не хочет делать уроки или делает их наспех, поскольку это ему неинтересно.
  8. Ребёнок пренебрегает семьёй, общением с друзьями (если они, вообще, у него есть).

В телефонную зависимость особенно часто попадают дети, имеющие трудности с реальным общением (не получается завести друзей, нет взаимопонимания с родителями). Причём до поры до времени взрослые не воспринимают эту проблему всерьёз — они имеют так называемого «удобного» ребёнка: не спрашивает, чем ему заняться, не шляется по улице. Между тем сын или дочь постепенно уходит в вымышленную реальность.

Конечно же, телефон не несёт в себе исключительно вред. Ведь с его помощью ребёнок в любой момент может связаться с родителями, пользоваться полезными приложениями, играть в обучающие и развивающие игры. В этом плане ключевую роль играют взрослые, которые ненавязчиво держат всё под контролем.

Что предпринять родителям

Задача родителей зависимого от телефона ребёнка — вовремя обнаружить проблему. При этом недопустимо решать её кардинально — отбирать смартфон у сына или дочери. В результате чадо только обозлится, будет видеть во взрослых врагов (ведь как известно, запретный плод всегда сладок), чувствовать себя ущемлённо среди друзей, одноклассников.

Кроме того, предупредить проблему легче, чем её решать. Не нужно изначально подталкивать детей к телефону — первая модель должна быть простой, чтобы ребёнок просто всегда был на связи. Если он не просит себе более «навороченный» смартфон, не нужно навязывать его покупку.

Следующие рекомендации помогут преодолеть телефонную зависимость:

  1. Придумывать интересные занятия, семейные традиции: например, ежедневное совместно чаепитие, когда все собираются за столом (без телефонов и планшетов) и рассказывают о проведённом дне.
  2. Один раз в неделю (в выходной) можно устроить «день тишины». Все домочадцы отключают мобильники и проводят время в совместных занятиях (прогулка, поход на природу, в театр, цирк, на каток и пр.).
  3. Разнообразить жизнь ребёнка, добавить туда реальных впечатлений. Например, если он не ходит в спортивную секцию или какой-то кружок, записать его туда. Виртуальный мир уже не будет казаться таким заманчивым — на него попросту не останется времени.
  4. Дошкольнику читать побольше книг, школьнику предлагать интересные издания.
  5. Познакомить сына или дочь с настольными играми (шашки, шахматы и пр.), сделать вместе поделку.
  6. Ограничить время использования телефона (игры, интернет). В дошкольном возрасте это максимально один час, в школьном — два часа. Причём это время включает в себя и проведённое за компьютером, ноутбуком или планшетом (на выбор).
  7. Проверять просматриваемый ребёнком контент, ненавязчиво предлагать полезные развивающие игры, тесты, головоломки и пр.
  8. Чётко оговаривать условия пользования телефоном. Например, немного «посидеть» в телефоне разрешается, когда ребёнок сделает уроки, поможет пропылесосить или позанимается дома на турнике.

Самое главное — это личный пример родителей. Они сами должны быть разносторонне развитыми людьми, иметь какое-то хобби, а не аналогично погружёнными в виртуальный мир. Если мама каждые пять минут выходит в социальные сети, то глупо ругать своё чадо за такое же поведение.

у ребёнка: как с этим бороться

Телефонная зависимость у ребёнка: как с этим бороться



Предварительный просмотр:

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/g_lhhc.jpg



Предварительный просмотр:

«Селфхарм у подростков: что необходимо знать взрослым»

Что такое селфхарм

Селфхарм – «несуицидальное самоповреждение», осознанное, преднамеренное повторяющееся нанесение вреда своему телу без намерения совершить самоубийство, которое не является социально приемлемым и реализуется с целью уменьшить психологический дискомфорт.

Отличительный признак самоповреждающего поведения от суицидальной попытки – отсутствие осознанного намерения лишить себя жизни. Опасность такого поведения связана с тем, что некоторые несуицидальные самоповреждающие действия в подростковом возрасте могут приводить к смерти.

Критерии помогут определить признаки селфхарма у подростка:

  • частота самоповреждений не менее 5 раз за последний год;
  • наличие психологических целей и причин, связанных с намерениями совершить самоповреждения: получение облегчения от негативных чувств или мыслей, решение межличностных трудностей, вызывание у себя положительных эмоций;
  • умышленное желание нанести себе физический вред;
  • невозможность противостоять импульсу повредить себя;
  • повреждение, но не смерть, является желаемым конечным результатом.

Почему подростки в группе риска

Проявления самоповреждающего поведения чаще всего наступают в раннем подростковом возрасте, между 12 и 14 годами. Большинство исследователей отмечают, что суицидальное поведение у детей до 13 лет – редкое явление, с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16–19 годам.

Исследователи отмечают, что для самоповреждений типично начало именно в подростковом возрасте, так как:

1. Подростковый возраст – кризисный период, как фактор риска самоповреждения.

2. У подростков повышенная возбудимость, резкая смена настроения и переживаний. Это провоцирует повышенную ранимость, трудности переживания стресса.

3. Для подростков характерна чувствительность к внешним оценкам, особенно зависимость от воспринимаемых оценок со стороны сверстников.

4. У подростков прослеживается импульсивность, трудности эмоциональной саморегуляции. Подростков можно назвать «эмоциональными утопленниками».

5. Для подростков характерна неустойчивая самооценка, противоречивые, аффективно заряженные, формирующиеся представления о себе, которые достигают такой интенсивности и конфликтности, что приводят подростка к «отрицанию себя».

6. Подростки склонны оценивать себя негативно как способных вызвать к себе со стороны окружающих исключительно презрение и отвращение. И здесь самоповреждения становятся своего рода «заслуженным» наказанием самого себя.

На данную проблему влияет отношение родителей к ребенку. Взрослые стали более отстраненными из-за влияния социальных сетей, где родители проводят много времени. Более того, подростки проводят много времени в сетях, что приводит к «нормализации» самоповреждений в кругу сверстников, это становится модным. Дети живут в мире селфи, статусов онлайн и моментальной связи, когда такие сайты, как «Инстаграм» делают акцент на внешней форме, а не на внутреннем содержании.

Почему подростки это делают

Проявления самоповреждающего поведения чаще всего наступают в раннем подростковом возрасте, между 12 и 14 годами. Большинство исследователей отмечают, что суицидальное поведение у детей до 13 лет – редкое явление, с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16–19 годам.

В психотерапевтической практике клиентов с самоповреждающим поведением ответы на вопрос: «Для чего вы это делаете?» были очень похожи – самоповреждение является реакцией на сильную эмоциональную, психологическую боль, стресс. Внимание переключается на физическую боль, эмоциональная притупляется, при этом уменьшается тревога, чувство вины, страх. Но это лишь временное явление, так как причины остаются, и проблема не решена.

Часто самоповреждение вызвано ощущением внутренней эмоциональной пустоты, одиночества. Физическая боль помогает человеку почувствовать себя живым. Но после того как боль прошла, ощущение душевной пустоты возвращается, что ведет к потребности в новых и новых самоповреждениях. Такое состояние описано в автобиографической книге Арнхильд Лаувенг «Завтра я всегда была львом».

Некоторые описывают селфхарм как способ выразить то, что трудно сформулировать словами, сделать реальными некоторые чувства и мысли, выразить суицидальные мысли и намерения, не совершая их.

Необходимо помнить, что имея предрасположенность к самоповреждающему поведению, любая трудная ситуация потенциально может привести кого-то к подобным действиям, например: стресс в школе ил, травля, сексуальное, физическое или эмоциональное насилие, тяжелая утрата, разрыв отношений, болезнь и проблемы со здоровьем, низкая самооценка, сложные переживания.

Как помочь подростку

Есть некоторые способы изменить селфхарм или отсрочить его:

Способ 1. Помочь понять закономерности и паттерны своих самоповреждений.

Научить распознавать триггеры. Триггеры – то, что запускает желание нанести себе повреждения. Триггером могут быть люди, ситуации, ощущения, определенные мысли и эмоции. Важно отметить, что случилось непосредственно перед эпизодом селфхарма: какие возникали мысли, окружающая обстановка, люди или какой-то предмет, которые вызвали неприятные или тяжелые воспоминания.

Помочь осознать желание нанести себе вред. Желание может проявляться через физические ощущения: учащенное сердцебиение или чувство тяжести; сильные эмоции, например, грусть или злость; ощущение потери связи с собой и оцепенение; повторяющиеся мысли, например, «я хочу порезать»; нездоровые решения, например, уйти с головой в работу, чтобы ничего не чувствовать. В этих признаках можно обнаружить те самые триггеры, их важно отследить и записать – это поможет преодолеть селфхарм, когда он появится вновь.

Способ 2. Отвлекать от желания причинить себе вред.

Отвлечь себя от желания нанести себе вред – хороший способ дать себе больше пространства для маневра и выбора и снизить желание самоповреждения.

Разные люди отвлекают себя по-разному, и каждый способ может работать не каждый раз. Например, отвлекаться от гнева – это не то же самое, что отвлекаться от страха, поэтому лучше иметь разные стратегии, чтобы иметь возможность выбрать подходящую в данный момент.

Чтобы понять закономерности самоповреждающего поведения, полезно вести дневник и записывать, что было до, во время и после каждого эпизода селфхарма. Чтобы заметить закономерности, потребуется вести такие записи некоторое время, в среднем около месяца.

Но ведение дневника может стать тяжелым переживанием. Если есть ощущение, что готовы попробовать эту технику на себе, обязательно делайте что-то приятное и расслабляющее после записей. Если этот способ окажется болезненным, необходимо обратиться за поддержкой к специалисту.

Как можно помочь подростку в будущем

Безусловно, проблема самоповреждения сложная и серьезная и требует обращения за помощью к специалистам. Работа психолога строится на принятии клиентом эмоций, работу с самооценкой, принятием себя и своего тела. Поэтому очень важно не бояться попросить о помощи.

Важно комбинировать техники самопомощи и профессиональную поддержку:

  • врач-терапевт, врач общей практики;
  • медикаментозное лечение;
  • группы поддержки.

Чем может помочь семья

Важно не создавать панику и не реагировать слишком бурно на случившееся, чтобы не испугать подростка еще больше. То, как родители будут реагировать на ситуацию, может повлиять на то, насколько подросток будет откровенен. Важно помнить, что селфхарм – это способ справиться с очень тяжелыми переживаниями и эмоциями, и в большинстве случаев у человека могут быть суицидальные мысли. Отношение родителей – один из главных моментов, который поможет человеку почувствовать поддержку.

При этом не стоит пытаться помочь ребенку силой, это только оттолкнет его. Важно не говорить или не вести себя таким образом, что это будет похоже на попытки контроля и недоверия со стороны родителя.

Также не стоит игнорировать повреждения или, наоборот, слишком сильно фокусироваться на них. Но самое важное – не стоит расценивать селфхарм как исключительно ситуацию «привлечения внимания».



Предварительный просмотр:

Что делать, если ребёнка травят в школе

Дети так жестоки, что перед ними пасуют даже учителя. Школьная травля, бессмысленная и беспощадная, всегда была, есть и будет. Мы постарались разобраться, откуда она берётся, кто входит в группу риска, что можно с этим сделать и стоит ли менять школу, если на ребёнка нападают.

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то — с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год). Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии. И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух.

Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14).

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля — это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика — решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

РЕКЛАМА

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.