Профориентация

Ситдикова Жанна Владимировна

Предварительный просмотр:

Деловая игра

"Престижные профессии. Мифы и реальность"

(для учащихся 10-11-х классов)

Цель: Обучить алгоритму анализа профессии и технологии профессионального выбора.

Задачи:

  • Рассмотреть понятие престижности профессии, основные критерии.
  • Смоделировать цепочку шагов по достижению высокого уровня оплаты труда в профессиях врач, юрист.
  • Проанализировать трудности, с которыми может столкнуться выпускник, выбирающий престижную профессию.
  • Создать портрет конкурентоспособной личности на рынке труда.
  • Рассмотреть возможные варианты трудоустройства врача, юриста.
  • Выстроить алгоритм анализа выбора профессии.
  • Рассмотреть мифы и реальности престижных профессий.

Оборудование: мультимедиа, маркеры, ватманы (2 шт.), карточки (приложение 1-3), портрет личности, конкурентоспособной на рынке труда (приложение 4), пазлы (приложение 5), Дартс (приложение 6, 7).

Категория участников: учащиеся 10-11 классов.

Место проведения – общеобразовательное учреждение (школьный кабинет). Заранее подготавливается игровое пространство – 2 рабочих зоны.

Основной замысел игры: Каждый школьник при выборе профессии руководствуется тем или иным мотивом. И не всегда выпускник осознает, что побуждает его выбрать именно эту профессию. В ходе игры учащиеся выполняют задания, направленные на создание алгоритма выбора профессии, с учетом анализа основных ее составляющих (общение, ответственность, условия труда, риски, содержание деятельности). Через призму  престижности профессии учащиеся научатся анализировать тот или иной мотив  и оценивать возможные последствия своего выбора.

Ожидаемый результат: В ходе групповой работы учащиеся актуализируют свои основные мотивы, научатся анализировать профессию, сопоставлять ее со своими интересами, способностями, личностными особенностями, здоровьем, а также планировать свое профессиональное будущее.

Методы работы: деловая игра.

Критерий эффективности:  В завершение игры учащиеся высказывают свое мнение о том,  как нужно выбирать профессию, чтобы исключить возможные ошибки и не разочароваться  в своем выборе. Для получения обратной связи используется "Дартс". Из предложенных четырех принципов выбора профессии учащиеся выбирают один, отражающий их отношение к будущему профессиональному выбору. Ведущий обрабатывает полученные результаты. 

Ход игры

Ведущий  

- Ребята, скоро каждому из вас предстоит сделать свой профессиональный выбор.

Вопрос: Определились ли вы с будущей профессией? Кем вы планируете стать? (учащиеся называют профессии).

При выборе профессии очень важно осознавать основной мотив своего выбора, т.е. чем я в первую очередь руководствуюсь, принимая такое важное решение.

Сегодня мы рассмотрим понятие "престижность профессии", так как этим мотивом очень часто руководствуются старшеклассники, выбирая профессиональное будущее. По социологическим данным, 24,7%, т.е. каждый четвертый выпускник школы руководствуется при выборе профессионального маршрута престижностью профессии.

Вопрос: Как вы думаете, что означает престижность? (учащиеся предлагают варианты ответа). Предполагаемые ответы – доходная, интересная, уважаемая, модная.

Ведущий: Слово "престиж" во французском языке означает  обаяние, очарование, а в переводе с латыни – иллюзия, обман чувств. (Демонстрация слайда № 2)

При этом чаще всего в нашем обществе со словом "престиж" сопряжены такие понятия, как авторитет, уважение, доверие.

Но, исходя из этимологии слова, не исключено, что мы, говоря о престижности, находимся во власти иллюзии, обмана.

В качестве синонима престижности используют слово "мода". Мода пронизывает многие сферы нашей жизнедеятельности и  оказывает влияние на предпочтения в одежде, выбор домашнего интерьера, марки автомобиля и даже вида профессиональной деятельности. Однако разумно ли выбирать профессию по соображению "модная – немодная"? Мода непостоянна, вы это знаете. Выбрав ту или иную профессию, сможете ли вы ее поменять так же быстро, как прическу или одежду?

Вопрос: Как вы думаете, по каким критериям можно определить, что  профессия является престижной? (Предполагаемые ответы: высокооплачиваемая, интересная, творческий характер труда, востребованная, уважаемая, и др.)

Вопрос: Ребята, какие профессии вы бы назвали престижными? (учащиеся предлагают варианты ответа). Предполагаемые варианты ответа: юрист, экономист, врач, дизайнер.

По исследованиям ВЦИОМа, рейтинг престижных профессий возглавляют юристы разных специальностей (20 %); на втором месте врач и экономист (по 12%), на третьем банкир (7%), далее программист (6%), затруднились ответить на вопрос – 27% опрашиваемых. (Демонстрируется на экране слайд № 3).

- Предлагаем вам проанализировать такие престижные профессии, как врач и юрист, в соответствии с предложенными критериями. Для этого объединимся в две группы (ведущий предлагает каждой команде вытянуть жребий "Врач", "Юрист").(Демонстрируется на экране слайд №4).

Задание 1.

Инструкция: Рассмотрим один из критериев престижа – доходность. Предлагаем каждой группе проанализировать: каждый ли юрист и врач является высокооплачиваемым специалистом? Какие существуют рамки заработной платы в этих профессиях? Что может влиять на уровень заработной платы специалистов этих профессий? (Каждой команде раздаются карточки с предполагаемыми вариантами. Время для работы 5 мин.) (приложение 1).

 Каждая команда путем группового обсуждения выстраивает свою версию ответа, подробно объясняя свою позицию и отвечая на все поставленные вопросы. В ходе защиты другая группа может задавать уточняющие вопросы и высказывать свои мнения.

Ведущий обобщает работу групп, акцентирует внимание на влиянии вида занятости (частная фирма, государственное учреждение, собственное дело), конкретного места профессиональной деятельности, опыта работы, квалификации на уровень заработной платы.

Ведущий

- Чаще всего одним из важных критериев называют доходность. Однако на протяжении всей истории далеко не всегда престижная профессия была доходной, например, профессия врача. Еще со времен древнего Вавилона она являлась необходимой и одной из уважаемых в обществе, не являясь при этом доходной. Эта тенденция сохранилась до наших дней. (Демонстрация слайда № 5).

Миф: Модное подходит каждому, соответственно, и вашему стилю тоже.

Реальность: Как часто, надев на себя модную вещь или сделав стрижку по последнему писку моды, мы обнаруживаем, что она нам не идет. Мы неуклюжи, смешны, чувствуем, что это "не для меня". Такое возможно и с профессией. Но, если на покупку вещи мы тратим немного времени и умеренную сумму денег, то приобретение профессии требует, предположительно, пять лет напряженного труда и, не так уж редко, значительных денежных  инвестиций.

Задание 2.

Инструкция: Предлагаем вам выполнить следующее задание. Представьте себе выпускников школы, выбирающих профессии "Врач", "Юрист" и стремящихся в будущем к высокому уровню оплаты труда. Что они должны  делать, начиная с сегодняшнего дня, в ближайшие пять лет? (Ведущий раздает набор карточек. Время работы 5 мин.)

Предполагаемые ответы:

        

(Демонстрация слайда № 6).

Команды "Юрист", "Врач" представляют выполненные задания. Каждая команда может задавать уточняющие вопросы и высказывать свои мнения. Ведущий обобщает работу групп.

Ведущий

- Однако на жизненных примерах мы можем наблюдать, что не все представители престижных профессий высокооплачиваемы и даже часто не востребованы. Многие разочаровываются в своих профессиях.

Вопрос: Как вы думаете, почему так происходит? (Предполагаемые ответы: нет способностей, неинтересно, не оправдались ожидания, не знает, где и как искать работу и др.)

Многие делают ошибочный вывод: моя профессия не востребована. Жизнь показывает, нет невостребованных профессий, а есть невостребованные специалисты.

Миф: Престижная профессия востребована на рынке труда.

Реальность: Востребованы мастера своего дела, профессионалы.

- Ребята, как вы думаете, могут ли выпускники профессиональных учебных заведений с  такими профессиями, как, например, газоэлектросварщик, повар, слесарь, программист, художник, быть высокооплачиваемыми? (учащиеся озвучивают свои варианты ответа, ведущий комментирует, дополняет).

- Специалист получает заработную плату не за то, какая у него профессия, а за конкретную работу. Оплачивается не профессия, а выполненная работа. Специалисты многих профессий могут быть высокооплачиваемыми, для этого необходимо становиться  мастером своего дела, заинтересованным в том, чем занимаешься, обладать необходимыми профессиональными знаниями и личностными качествами.

Ориентируясь в своем выборе на  престижность профессии, необходимо учитывать определенные риски – трудности, с которыми могут столкнуться выпускники учебных заведений, получившие эти профессии.

Миф: Выбор престижной профессии гарантирует высокий доход.

Реальность: Во многих профессиях можно получить высокий доход вне зависимости от престижности (оплачивается конкретный труд).

Задание 3.

Инструкция: Предлагаем вам выявить трудности, с которыми вероятнее всего столкнутся те, кто выберет профессии "Врач", "Юрист" (ведущий раздает карточки-таблицы для заполнения (приложение № 3). Время для работы 5 мин.). 

Команды представляют выполненные задания. Ведущий обобщает работу групп. (Демонстрация слайда 7).

 Ориентируясь в профессиональном выборе на престижность профессии, необходимо учитывать определенные трудности, с которыми предстоит столкнуться. Так, приверженность моде приводит к тому, что желающих получить модную специальность много, в результате в учебном заведении на эти специальности большой конкурс. Соответственно, если вы планируете обучаться на бюджетной основе, необходимы высокие результаты ЕГЭ. Популярность профессии среди молодежи приводит к тому, что во многих учебных заведениях открываются факультеты, обучающие по данным профессиям, в результате на рынке труда молодых специалистов больше, чем существует рабочих мест. Чтобы выдержать конкуренцию и успешно найти работу, необходимо быть конкурентоспособным.

Конкурентоспособность – это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям

Инструкция: В соответствии с названиями ваших команд составьте портрет конкурентоспособного на рынке труда выпускника и определите возможные места трудоустройства. (Время на выполнение задания 5 мин.)

Команды представляют выполненные задания. Ведущий обобщает работу групп и представляет портрет конкурентоспособного выпускника (Демонстрация слайда № 8).

Каждый выбирающий профессию должен четко представлять содержание деятельности будущей профессии, с какими особенностями и трудностями предстоит столкнуться, с кем или чем  предстоит постоянное взаимодействие.

Задание 5.

Инструкция: Предлагаем вам проанализировать профессии "Врач", "Юрист". Каждая команда получит набор из 6 пазлов, отражающих содержание деятельности, ответственность, общение, условия труда, трудности, риски. Необходимо заполнить каждый пазл информацией по предлагаемым характеристикам и собрать из них  фигуру. На каждом пазле есть слова, в результате составления фигуры получается пословица. Объясните ее значение.

Предполагаемые ответы:

Профессия "Врач"

Ответственность: моральная и уголовная (за жизнь людей, выбор верного лечения, правильное назначение препаратов), своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации.

Содержание деятельности: занимается профилактикой, диагностикой и лечением различных заболеваний, осуществляет осмотр пациентов, консультирует, проводит операции.

Условия труда: помещение (больница, поликлиника, морг, хоспис), на открытом воздухе, в экстремальных условиях.

Трудности: нервное напряжение, ненормированный график работы, ежедневные болезни, смерти людей, работа в экстремальных условиях.

Окружение: пациенты (больные, страдающие люди), коллеги.

Риски: неправильная постановка диагноза, смерть или причинение вреда здоровью больного, обвинения, тюрьма, лишение права на врачебную деятельность, угрозы собственной жизни.

Вывод. В представлениях абитуриентов много романтического, далекого от действительности. Нередко иллюзии рассеиваются, лишь только студент попадает в клинику и сталкивается с реальностями здравоохранения. Оказывается, помогать людям не так легко и просто, как представлялось. Однако если человек ради высокой цели готов преодолевать трудности, не боится рутины повседневной работы, то он станет профессионалом и будет получать удовлетворение от работы.

 У определения "врач - профессия круглосуточная" есть и другой смысл. Выбор верного лечения - часто итог напряженных размышлений и длительных сомнений. Занятие медициной требует большой личностной ответственности. Цена ошибки здесь очень велика — здоровье и жизнь человека. Поэтому, где бы врач ни находился,  он  вольно  или  невольно  продолжает думать  о пациенте,  анализировать  свои действия. Ему трудно абсолютно отключиться от дел,  отвлечься от работы и по-настоящему отдохнуть.

В медицине многое достигается упорным трудом и полной самоотдачей. Тяжело несколько часов стоять у операционного стола, да не просто стоять, а выполнять напряженную работу, от которой зависит жизнь человека, работу, требующую высочайшего мастерства. Велики физические нагрузки у участкового врача. Порой он вынужден не один раз за день подниматься по лестнице пешком (в доме, где живет пациент, может быть, например, сломан лифт). Врачам "Скорой" порой приходится носить, переворачивать, поддерживать больных и пострадавших, пробираться к ним, когда они зажаты в машине, придавлены стеной, лежат на дне оврага и т. п. Страдания и смерть, с которыми неизбежно сталкиваются врачи, медсестры и санитары, — серьезное испытание для психики. Медики не могут настолько абстрагироваться от пациента, чтобы не чувствовать его боль. Именно это придает их работе особое психологическое напряжение.

Профессия "Юрист"

Ответственность: моральная и  уголовная (за  правовую защиту граждан, соблюдение законов).

Содержание деятельности: защищает права и интересы граждан, рассматривает уголовные, экономические, гражданские дела, раскрывает преступления, выносит наказания, следит за их исполнением, консультирует граждан и организации по правовым вопросам, составляет правовые документы.

Условия труда: помещение (кабинет, камера, зал суда), место совершения преступления, нервно-психическое напряжение, высокая интеллектуальная нагрузка.

Трудности:  нервное напряжение, ненормированный график работы, постоянный контакт с не самой приятной стороной жизни: нарушениями закона, преступлениями, преступниками и их жертвами, с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях.

Окружение: преступники, потерпевшие, свидетели, коллеги.

Риски: судебная ошибка, тюрьма, лишение права заниматься  юридической  деятельностью, угрозы собственной жизни.

Вывод. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.

Труд юристов, весьма разнообразный и сложный, имеет целый ряд черт, которые отличают его от труда большинства людей других профессий.

Во-первых, юридические профессии характеризуются чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя, прокурора, судьи, адвоката представляет собой новую задачу. Очень часто поиск истины требует от специалиста творческого подхода к делу.

Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в общении в условиях правового регулирования.

Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональная напряженность труда. Причем чаще это связано с эмоциями отрицательными, с необходимостью их подавлять, а эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно большой период времени.

Для многих юридических профессий характерно преодоление сопротивления их деятельности со стороны отдельных лиц, а в некоторых случаях и микрогрупп. Прокурор, следователь, оперативный работник, судья в поисках истины преодолевает пассивное или активное сопротивление со стороны  заинтересованных в законном исходе дела лиц.

По существу, юридические профессии отличает творческий характер труда.

Поиски истины в уголовном судопроизводстве — процесс творческий, поэтому следователю, прокурору, адвокату, судье необходимы такие качества, как человечность, чуткость, внимание, умение проникнуть во внутренний мир человека, найти наиболее целесообразные приемы работы в каждом конкретном случае: и когда они имеют дело с особо опасным рецидивистом, и когда перед ними случайно оступившийся человек.

Команды представляют выполненные задания. Пословица, составленная из пазлов: "Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом". 

Миф. Престижные профессии – это всегда интересное дело.

Реальность. Интерес – это свойство личности, а не какого-либо занятия, так, одно и то же занятие для кого-то может быть самым интересным на свете, а для кого-то – самым скучным.

Подведение итогов

Задание

Из предложенных утверждений, характеризующих правила выбора профессии, выберите, чем вы будете руководствоваться при выборе профессии. (Демонстрируется  слайд № 10 ,на доске вывешивается Дартс).

Ребята, те из вас, кто планировал выбрать престижные профессии, теперь имеют возможность проанализировать свой выбор более детально. Если вы хотите быть успешными, заниматься любимым делом, быть счастливым в своей профессии, необходимо осознанно подойти к выбору профессии. Как сказал Бернард Шоу: " Труд по обязанности – это работа, труд по призванию – это досуг".

Приложение 1

МЕСТО РАБОТЫ

ОПЫТ РАБОТЫ

КВАЛИФИКАЦИЯ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

ДИПЛОМ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

СТАТУС УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

УСПЕВАЕМОСТЬ

СВЯЗИ (БЛАТ)

КРУГ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ КЛИЕНТОВ

ВИД ЗАНЯТОСТИ

(свое дело, работа в частной фирме, государственном учреждении)

ВОЗРАСТ

ПОЛ

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

?

Приложение 2

ВЫБОР СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ПОЛУЧЕНИЕ ГЛУБОКИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

НАРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА

ЗАРЕКОМЕНДОВАТЬ СЕБЯ НА ПРАКТИКЕ И В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

ТРУДОУСТРОЙСТВО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРАКТИКИ

ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

ФОРМИРОВАНИЕ КРУГА КЛИЕНТОВ

ЧАСТНАЯ ПРАКТИКА/СВОЕ ДЕЛО

ПОИСК РАБОТЫ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

?

Приложение 3

        

        

Приложение 4

        Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7



Предварительный просмотр:

                     Где зарыт Ваш талант?                              

                                       Опросник  Дж. Холланда.

Из предложенных вариантов деятельности выберите тот, который вам больше нравится.

Инженер-механик

Физик- экспериментатор

Социальный работник

Управляющий гостиницей

Художник по интерьеру

Чертёжник-копировщик

Биохимик

Фармацевт

Политический лидер

Писатель

Портной

Оператор ЭВМ

Адвокат

Историк-правовед

Воспитатель

Художник по керамике

Вязальщик

Телефонист справочной службы

10а

Нотариус

10б

Менеджер по снабжению

11а

Переводчик

11б

Логик

12а

Детский врач

12б

Специалист по медицинской статистике

13а

Маркетолог

13б

Пчеловод

14а

Научный работник музея

14б

Менеджер по персоналу

15а

Аудитор

15б

Художник - реставратор

16а

Строитель - монтажник

16б

Металловед

17а

Школьный учитель

17б

Следователь

18а

Столяр - краснодеревщик

18б

Оператор станков -автоматов

19а

Математик

19б

Бухгалтер

20а

Директор мебельной фабрики

20б

Дирижёр

21а

Настройщик теле- и радиоаппаратуры

21б

Секретарь - референт

22а

Главный зоотехник

22б

Генетик

23а

Консультант «телефона доверия»

23б

Парикмахер - модельер

24а

Водитель троллейбуса

24б

Медсестра

25а

Делопроизводитель

25б

Брокер на бирже

26а

Архитектор

26б

Искусствовед

27а

Инспектор дорожного движения

27б

Счетовод

28а

Издатель газеты

28б

Электрик

29а

Биолог

29б

Телеведущий

30а

Архивариус

30б

Художник - рекламист

31а

Повар

31б

Официант

32а

Банковский служащий

32б

Заведующий магазином

33а

Криминалист

33б

Юрисконсульт

34а

Корректор

34б

Литературовед

35а

Звукооператор

35б

Физик- акустик

36а

Экскурсовод

36б

Дипломат

37а

Киноактёр

37б

Кинооператор

38а

Археолог

38б

Товаровед

39а

Закройщик - модельер

39б

Театральный художник

40а

Часовой мастер

40б

Контролёр ОТК

41а

Менеджер по продажам

41б

Редактор научного журнала

42а

Психотерапевт

42б

Драматург

Тип личности

Пункты опросника

             Сумма баллов

Реалистический

1а, 3б, 6а, 9а,13б, 16а, 18б, 21а,

24а, 28б, 31а, 35а, 37б, 40а.

Социальный

2а, 8а, 9б, 12а, 14б, 17а, 23а,

24б, 27а, 29б, 31б, 33б, 36а, 42а.

Артистический

3а, 5б, 8б, 11а, 15б, 18а, 20б,

23б, 26а, 30б, 34б, 37а, 39б, 42б.

Конвенциальный

4б, 6б, 10а, 12б, 15а, 19б, 21б,

25а, 27б, 30а, 32а, 34а, 38б, 40б.

Предприимчивый

2б, 5а, 7а, 10б, 13а, 17б, 20а,

22а. 25б, 28а, 32б, 36б, 39а, 41а.

Интеллектуальный

1б, 4а, 7б, 11б, 14а, 16б, 19а,

22б,26б, 29а, 33а, 35б, 38а, 41б.

Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением, отдают предпочтение занятиям с конкретными объектами.

Рекомендуются профессии с чёткими задачами и результатами: водитель, строитель, портной, повар. Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике.

Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми, обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию, нередко любят поучать и воспитывать окружающих.

Рекомендуемые отрасли деятельности: медицина, педагогика, психология.

Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности.

В отношениях с окружающими  они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, стремятся выделиться из общего окружения.

Людям данного типа рекомендуются творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывает у этих людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности   (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа способны максимально реализовать себя  и удовлетворить потребность в признании, выбрав профессии предпринимателя, менеджера, артиста, журналиста, дипломата, брокера.

Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми, обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства , способны к сопереживанию и состраданию, нередко любят поучать и воспитывать окружающих.

Рекомендуемые отрасли деятельности: медицина, педагогика, психология.

Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач.

Людям данного типа необходимо выбирать профессии, связанные с точными и  естественными науками : математика, физика, астрономия.

                                  Бланк ответов.

Укажите свои данные:____________________________________________

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б

21а

21б

22а

22б

23а

23б

24а

24б

25а

25б

26а

26б

27а

27б

28а

28б

29а

29б

30а

30б

31а

31б

32а

32б

33а

33б

34а

34б

35а

35б

36а

36б

37а

37б

38а

38б

   

39а

39б

40а

40б

41а

41б

42а

42б



Предварительный просмотр:

                                  Найди своё место.

Известно, что в любом человеке «заложено» несколько талантов, сильных способностей, которые, к сожалению, часто оказываются не развитыми. Ответьте на вопросы данного теста. Может быть, он поможет вам выявить ваши наклонности, предрасположенность к той или иной сфере человеческой деятельности, указать линию действий, обещающую оптимальное развитие ваших способностей, достижение «жизненного успеха».

Отвечайте на вопросы последовательно, по очереди и сразу, не тратя времени на обдумывание. Отвечайте искренне, это в ваших интересах. Если вы не уверенны в точности ваших ответов, попросите помочь вам ответить на вопросы теста близкого вам человека, справедливости и объективности суждений которого вы доверяете.

Отвечая на вопросы, вам необходимо в каждом пункте выбрать наиболее правильное, на ваш взгляд, утверждение и отметить его.

Я верю в себя тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.

Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.

Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод

Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех кого люблю.

В сложных ситуациях надо действовать уже испытанным способом, так как это гарантирует успех.

В сложных ситуациях всегда нужно искать принципиально новые решения.

Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.

Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.

Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других.

Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что- то неприятное о себе.

Я могу без всяких угрызений совести отложить до завтра то, что должен был сделать сегодня.

Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что должен был сделать сегодня.

10А

Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей.

10Б

Я никогда не бываю так зол, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей.

11А

Мне кажется, что в будущем меня ждёт много хорошего

11Б

Мне кажется, что в будущем меня ждёт мало хорошего.

12А

Человек должен оставаться честным во всём и всегда.

12Б

Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.

13А

Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребёнка, даже если её удовлетворение несёт отрицательные последствия.

13Б

Не стоит потакать излишнему любопытству ребёнка, когда оно может привести к дурным последствиям.

14А

У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

14Б

У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

15А

Я всячески стремлюсь избегать огорчений.

15Б

Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.

16А

Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.

16Б

Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.

17А

Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто за что люди были бы мне благодарны.

17Б

Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны, даже если для этого мне придётся отступать от своих принципов.

18А

Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к тому, чтобы по- настоящему начать жить в будущем.

18Б

Мне кажется, что я живу по –настоящему уже сейчас.

19А

Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом.

19Б

Обычно я стараюсь не делать и не говорить такого, что грозит осложнениями в отношениях с другом.

20А

Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают.

20Б

Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете вызывают у меня симпатию.

21А

Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтах.

21Б

Мне кажется нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.

22А

Я часто задумываюсь о том, соответствует ли моё поведение ситуации.

22Б

Я редко задумываюсь о том, как соответствует моё поведение ситуации.

23А

Мне кажется любой человек по своей природе способен преодолевать трудности, которые ставит перед ним жизнь.

23Б

Я не думаю, что любой человек по своей природе способен преодолевать трудности, которые ставит перед ним жизнь.

24А

Главное в нашей жизни – это создать что – нибудь новое.

24Б

Главное в нашей жизни – быть честным и благородным человеком, приносящим людям пользу.

25А

Мне кажется было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционные мужские черты характера, а у женщин – традиционно женские.

25Б

Мне кажется было бы лучше, если бы мужчины и женщины сочетали в себе традиционные мужские и женские черты характера.

26А

Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них  старается прежде всего доставить

удовольствие  другому, в противовес

 свободному  выражению своих чувств.

26Б

Два человека лучше ладят между собой, если каждый их них старается  прежде всего выразить свои чувства.

27А

Жестокие и эгоистичные поступки, которые совершают люди, являются естественным проявлением их человеческой природы.

27Б

Жестокие и эгоистичные поступки, которые совершают люди, не  являются естественным проявлением их человеческой природы.

28А

Осуществление моих планов в будущем зависит во многом  от того, будут ли у меня друзья.

28Б

Осуществление моих планов в будущем в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

29А

Я уверен в себе.

29Б

Я не уверен в себе.

30А

Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа.

30Б

Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семья.

31А

Я никогда не сплетничаю.

31Б

Иногда мне нравиться посплетничать.

32А

Я мирюсь  с противоречиями в самом себе.

32Б

Я не могу мириться с .противоречиями в самом себе.

33А

Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чувствую себя обязанным ему.

33Б

Если незнакомый человек окажет мне услугу, я не чувствую себя обязанным ему.

34А

Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.

34Б

Мне всегда удаётся быть искренним, когда мне этого хочется.

35А

Меня редко беспокоит чувство вины.

35Б

Меня часто беспокоит чувство вины.

36А

Я постоянно чувствую себя обязанным делать всё от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.

36Б

Я не чувствую себя обязанным делать что- либо, чтобы у тех, с кем я общаюсь было хорошее настроение.

37А

Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики.

37Б

Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания основных законов физики.

38А

Я считаю, что необходимо следовать правилу «не тратить время даром».

38Б

Я не считаю, что необходимо следовать правилу «не тратить время даром».

39А

Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку.

39Б

Критические замечания в мой адрес не снижают моей самооценки.

40А

Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.

40Б

Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.

41А

Я предпочитаю оставлять приятное «на потом».

41Б

Я не оставляю приятное «на потом».

42А

Я часто принимаю спонтанные, неожиданные решения.

42Б

Я редко принимаю спонтанные, неожиданные решения.

43А

Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям.

43Б

Я стараюсь открыто не выражать свои чувства,  если это может привести к каким-либо неприятностям.

44А

Я не могу сказать, что нравлюсь себе.

44Б

Я могу сказать, что нравлюсь себе.

45А

Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах.

45Б

Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах.

46А

Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими своё недовольство ими.

46Б

Мне кажется, что  в общении с другими  люди должны скрывать своё недовольство ими.

47А

Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя люди.

47Б

Мне кажется, что я  не могу судить о том, как должны вести себя люди.

48А

Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего учёного.

48Б

Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.

49А

При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важнее мнение других людей.

49Б

Я стараюсь сам определять, что хорошо, а что плохо.

50А

Мне  бывает трудно отличить любовь от простого сексуального увлечения.

50Б

Я легко  отличаю любовь от простого сексуального увлечения

51А

Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования.

51Б

Меня мало  волнует проблема самоусовершенствования.

52А

Достижение счастья не может быть

главной целью человеческих отношений.

52Б

Достижение счастья – главная цель человеческих отношений.

53А

Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам.

53Б

Мне кажется, я  не могу вполне доверять своим собственным оценкам.

54А

При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек.

54Б

Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек.

55А

Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого.

55Б

Мои чувства никогда не подвергают меня в недоумение.

56А

В некоторых случаях я считаю себя вправе дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным.

56Б

 Я никогда не  считаю себя вправе дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным.

57А

Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми.

57Б

Наблюдая  со стороны, нельзя сказать, насколько счастливо складываются отношения между людьми.

58А

Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по нескольку раз.

58Б

Я думаю, что лучше прочесть какую-нибудь новую книгу, чем уже прочитанную.

59А

Я очень увлечён своей работой, учёбой.

59Б

Я не могу сказать, что увлечён своей работой, учёбой.

60А

Я не доволен своим прошлым.

60Б

Я доволен своим прошлым.

61А

Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду.

61Б

Я  не чувствую себя обязанным всегда говорить правду.

62А

Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.

62Б

Существует множество  ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.

63А

Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны.

63Б

Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека, и поэтому можно оправдать бестактность.

64А

Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.

64Б

Обычно я  не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.

65А

Я чувствую себя обязанным поступать так, как  от меня ждут окружающие.

65Б

Я  не чувствую себя обязанным поступать так, как  от меня ждут окружающие.

66А

Интерес к самому себе необходим для человека.

66Б

Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.

67А

Иногда я боюсь быть самим собой.

67Б

Я никогда не  боюсь быть самим собой.

68А

Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие.

68Б

Лишь немногое из того, что я делаю доставляет мне удовольствие.

69А

Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и  не думают о недостатках.

69Б

Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах.

70А

Я могу делать что-нибудь для других, не требуя, чтобы это оценили.

70Б

Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я для них делаю.

71А

Человек должен раскаиваться в своих поступках.

71Б

Человек  совсем необязательно должен раскаиваться в своих поступках.

72А

Мне необходимы обоснования для принятия своих чувств.

72Б

Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия своих чувств.

73А

В большинстве ситуаций, я прежде всего стараюсь понять, чего я хочу сам.

73Б

В большинстве ситуаций, я прежде всего стараюсь понять, чего хотят окружающие.

74А

Я стараюсь никогда не быть «белой вороной».

74Б

Я позволяю себе иногда быть «белой вороной».

75А

Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим.

75Б

Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.

76А

Моё прошлое в значительной степени определяет моё будущее.

76Б

Моё прошлое очень слабо определяет моё будущее.

77А

Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

77Б

Редко так бывает, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

78А

Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как приносят пользу людям.

78Б

Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что доставляют человеку моральное удовлетворение.

79А

Мне всегда необходимо, чтобы другие одобрили то, что я делаю.

79Б

Мне  не всегда необходимо, чтобы другие одобрили то, что я делаю.

80А

Я доверяю тем решениям, которые принял спонтанно.

80Б

Я не доверяю тем решениям, которые принял спонтанно.

81А

Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья.

81Б

Пожалуй, я  не могу сказать, что живу с ощущением счастья.

82А

Довольно часто мне бывает скучно.

82Б

Мне никогда не бывает скучно.

83А

Я часто проявляю своё расположение к человеку независимо от того ,взаимно ли оно.

83Б

Я редко проявляю своё расположение к человеку, не будучи уверен, что оно взаимно.

84А

Я легко принимаю рискованные решения.

84Б

Обычно мне трудно принять рискованные решения.

85А

Я стараюсь во всём и всегда поступать честно.

85Б

Иногда я считаю возможным мошенничать.

86А

Я готов примириться со своими ошибками.

86Б

Мне трудно примириться со своими ошибками.

87А

Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.

87Б

Обычно я не  чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.

88А

Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.

88Б

Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.

89А

Я хорошо знаю какие чувства я способен испытывать, а какие нет.

89Б

Я ещё не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.

90А

Я думаю, что большинству людей можно доверять.

90Б

Я думаю, что без крайней необходимости доверять людям не стоит.

91А

Прошлое, настоящее и будущее представляется мне как единое целое.

91Б

Моё настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим.

92А

Я предпочёл бы проводить отпуск путешествуя, даже если это сопряжено с большими затратами и неудобствами.

92Б

Я предпочёл бы проводить отпуск спокойно, в комфортных условиях.

93А

Бывает, что мне нравятся люди, чьё поведение я не одобряю.

93Б

Мне почти никогда не нравятся люди, чьё поведение я не одобряю.

94А

Людям от природы свойственно понимать друг друга.

94Б

По природе своей человеку свойственно заботиться о собственных интересах.

95А

Мне никогда не нравятся сальные шутки.

95Б

Иногда мне нравятся сальные шутки.

96А

Меня любят потому, что я сам способен любить.

96Б

Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих.

97А

Мне кажется, что эмоции и рациональное в человеке не противоречат друг другу.

97Б

Мне кажется, что эмоции и рациональное в человеке  противоречат друг другу.

98А

Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми.

98Б

Я чувствую себя не  уверенным в отношениях с другими людьми.

99А

Защищая собственные интересы,  люди часто игнорируют интересы окружающих.

99Б

Защищая собственные интересы,  люди обычно не забывают интересы окружающих.

100А

Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться  в ситуации.

100Б

Я далеко не  всегда могу положиться на свои способности ориентироваться  в ситуации.

101А

Я считаю, что способность к творчеству – природное свойство человека.

101Б

Я считаю, что далеко не все одарены природной способностью к творчеству.

102А

Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удаётся добиться совершенства в чём – либо.

102Б

Я часто расстраиваюсь, если мне не удалось добиться совершенства в чём – либо

103А

Иногда я боюсь показаться слишком нежным.

103Б

Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.

104А

Мне нелегко смириться со своими слабостями.

104Б

Мне легко смириться со своими слабостями.

105А

Мне кажется ,что я должен добиваться совершенства во всём, что я делаю.

105Б

Мне не кажется ,что я должен добиваться совершенства во всём, что я делаю.

106А

Мне часто приходиться оправдывать перед самим собой свои поступки.

106Б

Мне не приходиться оправдывать перед самим собой свои поступки.

107А

Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько это необходимо.

107Б

Человек должен заниматься только тем, что ему интересно.

108А

Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я  знаю.

108Б

Я  не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я  знаю.

109А

Иногда я не против того, чтобы мной командовали.

109Б

Мне никогда не нравится, когда мной командуют.

110А

 Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями.

110Б

Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.

111А

Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность.

111Б

Я не  боюсь совершить какую-нибудь оплошность.

112А

Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе, учёбе.

112Б

Наибольшее удовольствие  человек получает, в самом процесс  работы, учёбы.

113А

О человеке никогда нельзя с уверенностью сказать, добрый он или злой.

113Б

Обычно о человеке можно  сказать, добрый он или злой.

114А

Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как считаю нужным, несмотря на последствия.

114Б

Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как считаю нужным.

115А

Люди часто раздражают меня.

115Б

Люди редко  раздражают меня.

116А

Моё чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг.

116Б

Моё чувство самоуважения в небольшой степени  зависит от того, чего я достиг.

117А

Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка.

117Б

Зрелый человек совсем необязательно должен осознавать причины каждого своего поступка

118А

Я воспринимаю себя таким, каким меня видят окружающие.

118Б

Я вижу себя  совсем не таким, каким  видят меня  окружающие.

119А

Бывает, что я стыжусь своих чувств.

119Б

Я никогда не стыжусь своих чувств.

120А

Мне нравиться участвовать в жарких спорах.

120Б

Мне  не нравиться участвовать в жарких спорах.

121А

У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками литературы и искусства.

121Б

Я постоянно слежу  за новинками литературы и искусства.

122А

Мне всегда удаётся в руководствоваться  в жизни своими собственными чувствами и желаниями.

122Б

Мне не часто  удаётся в руководствоваться  в жизни своими собственными чувствами и желаниями.

123А

Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем.

123Б

Я редко  руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем.

124А

Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определёнными знаниями в этой области.

124Б

Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку необязательно обладать определёнными знаниями в этой области.

125А

Я боюсь неудач.

125Б

Я  не боюсь неудач.

126А

Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдёт в будущем.

126Б

Меня редко  беспокоит вопрос о том, что произойдёт в будущем.

127А

Я настолько осторожен и практичен,  что со мной случается меньше неожиданностей, чем с другими людьми.

127Б

Я  не могу сказать, что настолько осторожен и практичен,  что со мной случается меньше неожиданностей, чем с другими людьми.

128А

Я думаю, что говорю неправду реже, чем большинство людей.

128Б

Я  не думаю, что говорю неправду реже, чем большинство людей.

129А

Усилия, затраченные на составление планов никогда не лишние.

129Б

Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

130А

Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.

130Б

Аккуратные, требовательные люди легко  уживаются со мной.

131А

Когда вопрос, который надо решить,  очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь заняться другим вопросом.

131Б

Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я ещё раз пытаюсь его решить

132А

Ночью мне часто снятся фантастические и нелепые сны.

132Б

Мне не  снятся фантастические и нелепые сны.


                                       Ключ к тесту.

 Критерии.

Оценка результатов.

                     Комментарий.

1.

Оценка компетентности

во времени.

Максимальная оценка – 17.

11а,   16б,  18б,  

21а, 38б,   40б,

41б,   45б, 60б,

   

71б, 76б,   82б,

91а,  106б, 131б.

Высокий балл свидетельствует о способности человека жить «настоящим», то есть переживать  настоящий момент жизни во всей полноте и ощущать неразрывность прошлого настоящего и будущего, видеть всю свою жизнь целостной. Хороший руководитель, лидер в любой сфере деятельности.

Низкий балл означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы.

Не стоит претендовать на руководящие роли, по крайней мере сейчас.

 2.

Оценка поддержки самоактуализации.

Максимальная оценка - 90 .

1б, 2б, 3а, 4а,5б, 7б,  8а, 9а,10а, 12б, 14б, 15б, 17а, 19а, 22б,23а, 25б, 26б, 27б,  29а,31б, 32а, 33б, 34а,35б, 36б, 39б, 42а, 43а, 44б, 46а, 47б, 49б, 50б,51б,52а,53а, 55а, 56а, 57а, 59а, 61б, 62б, 65б, 66а, 67б, 68а, 69б, 70а, 72б, 73а, 74б, 75б, 77а, 80а, 81а, 83а, 85б,86б, 87б, 88б, 89б, 90а, 93а, 94а,95б, 96а, 97а, 98а,99б, 100а, 102а,103б, 104а, 105б,

108б, 109а, 110а,111б, 113а, 114а,115а, 116б, 117б,118а, 119б, 120а,

122а, 122а, 123б, 125б.

Измеряет степень независимости ценностей и поведения человека от воздействий извне. Человек, имеющий высокий балл, относительно независим в своих поступках, что однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации  с общепринятыми правилами. Значительных успехов добиваются, работая в сфере промышленности.

 Низкий балл свойственен людям творческих специальностей, художественным натурам, свидетельствует о высокой зависимости, конформности, внешнем по отношению к человеку центру контроля.

Люди со средними и низкими оценками легче уживаются в коллективе, у них меньше конфликтов с окружающими.

3.

Оценка ценностной ориентации.

Максимальная оценка - 20.

17а, 42а, 49б,

50б, 53а, 56а, 59а, 67б, 68а, 69б, 80а, 81а, 89а, 90а, 93а,,97а, 99б, 113а, 114а, 122а.

Измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся  личности. Высокий балл подтверждает высокую степень самоактуализации.

Предпочтительны специальности, связанные с управлением людьми, коллективами.При низких баллах лучше выбирать специальности, связанные с личным, индивидуальным трудом или в составе какого-нибудь коллектива.

4.

Оценка гибкости поведения.

Максимальная оценка – 25.

3а,9а, 12б, 32б, 36б, 38б, 40б, 47б, 50б, 51б, 61б, 62б, 65б, 68а, 70а, 71а,

82б, 85б, 95б, 97а,

99б, 102а, 105б, 123б, 130б.

Измеряет степень гибкости в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.

Высокая гибкость присуща людям, избираемым на выборные ответственные должности и сотрудникам органов территориального и межтерриториального управления, так как им часто приходиться «примирять» антагонистические мнения многих людей, сохраняя при этом, хотя бы для видимости, свою объективную незаинтересованность.

5.

Оценка сенситивности.

Максимальная оценка – 13.

2б, 5б, 10а, 43а, 46а, 55а, 73а, 77а, 83а, 89б, 103б,

119б, 122а.

Измеряет, в какой степени человек отдаёт себе отчёт в своих потребностях и чувствах.

Эта характеристика не имеет прямого отношения к выбору специальности, но следует отметить, что при высоком балле у человека как правило, складываются «прохладные» отношения с окружающими, о нём идёт молва, что он режет «правду-матку» не задумываясь.

6.

Оценка спонтанности.

Максимальная оценка – 16

5б, 14б, 15б, 26б, 42а,

62б, 67б, 74б, 77а, 80а,

81а, 83а, 95б, 114а, 127б,

129б.

Измеряет способность выражать свои чувства.

Высокий балл не означает отсутствие к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее действия, поведения.

У людей творческих, с хорошо развитой фантазией, спонтанность существует как естественная черта поведения, образующая комплекс «творческой» личности. При отсутствии глубокой внутренней культуры и жизненного опыта эта же черта часто выглядит не столь привлекательно и даже грубо .Чем боле развито у человека аналитическое мышление, тем ниже у него спонтанность и тем выше предрасположенность к занятию аналитическим интеллектуальным трудом (инженер-конструктор, программист, бухгалтер, экономист и т.п.) При высокой спонтанности лучше выбирать работу в сфере обслуживания, искусстве, культпросветработу.

7.

Оценка самоуважения.

Максимальная оценка – 15.

2б, 3а, 7б, 23а, 29а, 44б, 53а, 66а, 69б, 98а, 100а,

102а, 106б, 114а, 122а.

Измеряет способность ценить свои достоинства.

При высоких оценках не рекомендуется избирать специальности, связанные с обслуживанием населения бытовыми услугами.

8.

Оценка самопринятия.

Максимальная оценка – 21.

1б, 3а, 7б, 23а, 29а, 44б,

53а, 66а, 69б, 98а, 100а,

102а, 106б, 114а, 122а.

Измеряет степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.

Если по другим шкалам высокие оценки, и в этой тоже высокая – это закономерно. Если же оценка самопринятия высокая, а другие средние или  низкие, у вас явно завышено самомнение. Не рекомендуется выбирать работу, связанную с постоянными контактами с коллегами. Наибольших успехов можно достигнуть, выполняя индивидуальную работу (продавщица, тракторист, механик).

9.

Оценка представлений

 о природе человека.

Максимальная оценка – 10.

23а, 25б, 27б, 50б, 66а,

90а, 94а, 97а, 99б, 113а.

Измеряет склонность воспринимать работу человека в целом положительно и не считать противоположными такие качества как мужественность-женственность, рациональность-эмоциональность.

Для мужчин с высоким баллом по этой шкале увеличиваются шансы быть принятым «своим» в преимущественно женский производственный коллектив.

Для женщин эта возможность менее выражена.

Для всех , получивших оценку более 8 баллов женский коллектив является более благоприятным.

10.

Оценка синергичности.

Максимальная оценка – 7.

50б, 68а, 91б, 93а, 97а, 99б, 113а.

Измеряет способность к целостному восприятию мира и людей2, к пон6иманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное.

Высокие оценки по этой шкале желательны для людей, выбирающих работу, связанную с человеческим общением.

11.

Оценка принятия агрессии.

Максимальная оценка – 16.

5б, 8а, 10а, 15б, 19а, 29а,

39б, 43а, 46а, 56а, 57б, 67б, 85б, 93а, 94б, 115а.

Измеряет способность принимать свою агрессию, гнев, раздражительность как естественное проявление человеческой природы.

Трудно предложить вид деятельности людей, где этот комплекс характера полезен, хотя и не исключено, что такие виды работы существуют.

12.

Оценка контактности.

Максимальная оценка – 20.

5б, 7б, 17а, 23б, 26б, 36б, 46б, 65б, 70а, 73а, 74б, 75б, 79б, 96а, 99б, 103б, 108б,109а, 120а, 123б.

Измеряет способность к быстрому установлению глубоких контактов с людьми.

Чем выше балл, тем выше контактность. Это качество полезно тем, кто хотел бы работать, общаясь с людьми.

13.

Оценка познавательных потребностей.

Максимальная оценка – 11.

13а,20б, 37а, 48а, 63б, 66а, 78б, 82б, 92б, 107б, 121б.

Измеряется степень стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Высокий балл по этой шкале –вероятность предрасположенности к технике.

14.

Оценка самоконтроля.

Максимальная оценка – 11.

22а, 56б, 77б, 80б, 100а, 127а, 128а, 129а, 130б, 131б,132б.

Измеряет степень внутренней дисциплины, самоконтроля.

При низком балле необходимо выбирать работу, что её график, временной режим по возможности зависел от вас, с минимальным вмешательством других людей.

При высоком балле для вас открыты любые виды деятельности.

15.

Оценка креативности.

Максимальная оценка – 14.

6б, 24а, 30а, 42а, 54а, 58а, 59а, 68а, 84а, 101а, 105б, 112б, 123б, 124а.

Измеряется выраженность творческой направленности личности.

При балле больше 8 обязательно продолжите своё образование в ВУЗе.

Осуществляя практический выбор –куда идти учиться или работать- вам необходимо оценить во взаимосвязи свои способности и профессиональные требования к специалистам выбираемой вами профессии.

Необходимо помнить, что конкретные знания и умения  приобретаются быстрее и легче, чем изменяется характер. Не пытайтесь выбирать работу по соображениям престижа, лёгкости получения, а также если она противоречит вашим объективным данным – пройдёт некоторое время и вас постигнет разочарование.



Предварительный просмотр:

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков "+". Название типов профессий по столбцам:

  1. "человек-природа" — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  2. "человек-техника" — все технические профессии;
  3. "человек-человек" - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
  4. "человек-знак" — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками/в том числе и музыкальные специальности;
  5. "человек-художественный образ" — все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.


Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

1а. Ухаживать за животными или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных, какой-либо породы) или

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия

(одежду, технику), жилище или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных или

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Вы водить новые сорта растений или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности  или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать,  изображать события (наблюдаемые и представляемые) или

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или

19б.3аниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)


ЛИСТ ОТВЕТОВ

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б



Предварительный просмотр:

Список вопросов
к методике А.В. Фокиной

1. Из перечисленных уроков тебе больше всего нравится:

 А. Алгебра, геометрия, информатика

 Б. Русский язык, литература, иностранный язык

 В. Биология, химия

 Г. История, обществознание, психология

2. Твоя сильная сторона в учебе:

 А. Умею работать с абстрактным материалом

 Б. Умею выражать мысли в устной и письменной форме

 В. Умею наблюдать и делать выводы

 Г. Умею анализировать события и поведение людей

3. Если бы ты мог(ла) прямо сейчас оказаться студентом первого курса, ты бы хотел(а) оказаться студентом:

 А. Технического вуза

 Б. Гуманитарного вуза

 В. Медицинского или биологического вуза

 Г. Общественно-социального вуза

4. Наиболее привлекательная для тебя профессия из предложенных:

 А. Физик или программист

 Б. Журналист или писатель

 В. Врач или зоолог

 Г. Политолог или археолог

5. Тебе легче всего даются предметы:

 А. Физико-математического цикла

 Б. Гуманитарного цикла

 В. Естественно-научного цикла

 Г. Общественного цикла

6. Самое простое учебное задание для тебя:

 А. Упростить выражение

 Б. Вставить безударные гласные

 В. Составить уравнение химической реакции

 Г. Объяснить значение исторического события

7. Тебе бы хотелось, чтобы твоя будущая работа была связана с:

 А. Цифрами, вычислениями, расчетами

 Б. Речью, текстами, словами

 В. Живыми существами, природой, естественными процессами

 Г. Общественными явлениями

8. Ты считаешь, что образованный человек должен:

 А. Хорошо знать математику и физику

 Б. Быть начитанным, хорошо уметь выражать свои мысли

 В. Понимать природные процессы

 Г. Разбираться в общественных процессах, истории и политике

9. Самое интересное для тебя на уроках:

 А. Применять формулы, производить расчеты, приходить к решению

 Б. Рассуждать, говорить, высказывать мысли

 В. Экспериментировать, пробовать что-то сделать на практике

 Г. Анализировать явления и поступки людей и социальных групп

10. Тебе бы понравилось учиться в классе, в котором особое внимание уделяется:

 А. Математике, физике, информатике

 Б. Русскому языку, литературе, иностранному языку

 В. Биологии, химии, лабораторным экспериментам

 Г. Истории, обществознанию, основам политологии и психологии

11. Если бы тебе пришлось проводить часть урока для учеников начальной школы на день самоуправления, тебе бы понравилось:

 А. Обучить младших решению какого–то типа задач

 Б. Разобрать с учениками литературное произведение

 В. Провести с ними биологический эксперимент

 Г. Организовать дискуссию о значении юридических и моральных норм

12. Ты считаешь, что перспективнее всего учиться:

 А. В классе с углубленным изучением математики

 Б. В классе с углубленным изучением языков

 В. В классе, спрофилированном на изучении биологии и химии

 Г. В классе, спрофилированном на изучении истории и обществознания

13. Ты бы хотел(а), чтобы обучение в школе помогло тебе иметь высокий уровень по:

 А. Математике

 Б. Русскому и иностранному языку

 В. Биологии

 Г. Истории

14. Для поступления в выбранный вуз тебе больше всего нужны высокие баллы по:

 А. Математике

 Б. Русскому и литературе

 В. Химии и биологии

 Г. Истории и обществознанию

15. Самое интересное из предложенных задание для тебя:

 А. Построить график функции и проанализировать его

 Б. Написать краткое эссе на заданную тему

 В. Составить классификацию микроорганизмов по самостоятельно выбранным признакам

 Г. Объяснить значение образовательной реформы для разных слоев населения

16. Если бы ты выбирал(а), какую из открытых лекций в университете посетить, тебя бы привлекла лекция на такую тему:

 А. «Что может разогнать частицы сильнее, чем коллайдер»

 Б. «Современная проза: герои, сюжеты, проблемы»

 В. «Экологическая катастрофа в Австралии: что произошло и что делать»

 Г. «Современные войны и современное оружие»

17. Выбери тему проекта, которая тебе интереснее всего:

 А. «Нестандартные задания по алгебре из иностранных учебников»

 Б. «Особенности речи женских и мужских персонажей произведений А.С. Пушкина»

 В. «Суперспособности животных»

 Г. «Один день из жизни подростка XIX века»

Как интерпретировать результаты по методике

Подсчитайте количество ответов А, Б, В, Г. Если преобладают ответы А, то ученику подходит физико-математический, информационно–математический или экономический профиль. Если доминируют ответы Б, школьнику подходит гуманитарный профиль. Если преобладают ответы В, предложите ученику поступить в биологический или химический класс, так как у школьника есть склонность к предметам естественно–научного профиля. Если чаще всего ученик выбирал вариант Г, то ему подходит социально–исторический или юридический профиль.



Предварительный просмотр:

Методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной
Опросник для обучающихся

Инструкция

Вашему вниманию предлагается 24 вопроса, направленные на  выявление склонностей к определенному виду занятий (склонность - это влечение к какому-либо занятию). Ознакомьтесь с ними. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, в бланке ответов выберите один из трех вариантов утверждений – «а», «б» или «в» – и обведите его.  После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

 

Бланк ответов «Профессиональные склонности»

Класс: _________________   Фамилия, Имя: __________________________________

 

I

II

III

IV

V

VI

1

а

 

 

б

 

в

2

 

а

 

б

в

 

3

а

б

 

в

 

 

4

 

 

а

 

б

в

5

а

б

в

 

 

 

6

а

б

 

 

 

в

7

 

а

б

в

 

 

8

а

 

 

 

б

в

9

 

а

 

б

в

 

10

 

 

 

а

б

в

11

а

б

в

 

 

 

12

 

 

а

б

в

 

13

а

 

 

 

б

в

14

 

а

 

б

в

 

15

а

 

б

 

в

 

16

а

 

б

 

 

в

17

 

 

 

а

б

в

18

а

б

в

 

 

 

19

 

 

а

 

б

в

20

а

 

б

 

 

в

21

 

а

б

в

 

 

22

 

а

б

в

 

 

23

 

а

 

б

 

в

24

а

 

 

 

б

в

Сумма баллов

 

 

 

 

 

 

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.

11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.

20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

Обработка результатов

Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов.

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Интерпретация полученных результатов

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.