Мои публикации

Орлова Любовь Сергеевна

Предварительный просмотр:

«Чем больше мастерства

в детской руке,

тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский

Орлова Л.С. Пластилинография-как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.

Пластилинография-как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.

Орлова Л.С., воспитатель

МДОУ ИРМО «Уриковский детский сад комбинированного вида» с. Урик

Вся профессиональная деятельность педагога, будь то учитель в школе или воспитатель в ДОУ – это непрерывное обучение, поиск ответов на вопросы изменяющегося образования, расправленные на самосовершенствование своих компетенций, которые предполагает профессиональный стандарт педагога. Самообразование – это самостоятельное освоение педагогом педагогических и методических способов, приемов и методов. От выбора темы по самообразованию зависит в каком направлении педагог будет развиваться в своей профессиональной деятельности. В моем случае, когда встал вопрос о выборе темы по самообразованию, я решила остановиться на изучении нетрадиционной техники лепки, пластилинографии, так как рисование пластилином для детей интересный способ, который им мало известный. И представляю Вам небольшой опыт освоения с детьми старшего дошкольного возраста этой техники.

 Самым важным из основополагающих принципов дошкольного образования, реализуемых в ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Исходя из этого, актуальным является создание условий для самореализации и развития дошкольника в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесса, в котором содержатся все условия для инициативы и самостоятельности. На основе этого можем выявить закономерность детской инициативы в различных видах деятельности.

 Присоединение к художественному процессу обретает некую актуальность в данное время, ведь творчество-это работа, идущая от сердца. В буквальном смысле это относиться к работе с пластилином, потому что это любая часть данного материала, прежде чем превратиться в мазок картины, нагревается руками ребёнка. Занимаясь пластинографией, дети получают знания, умения, навыки; развивают внимание, мышление, память, усидчивость, дисциплинированность и аккуратность, также происходит закрепление информации, полученные в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Занимаясь пластилинографией с дошкольниками, педагог решает не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи: ребёнок учится познавать мир и осознавать себя своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

 Поэтому, я считаю, что наибольшие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста предоставляют нам занятия пластилинографией.

 Дети в нашей группе очень любят рисовать. Используют для этого разные средства: краски, мелки, карандаши. Я рассказала ребятам о том, что в качестве изобразительного средства можно использовать пластилин, что им можно не только лепить, но и рисовать. Детям стало интересно узнать как можно рисовать пластилином.

 Думаю, что многие из вас знают, что такое пластилинография.

 Пластилинография-это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. Фон, персонажи вылепливаются, и в результате возникает выпуклая и рельефная картина. Ее можно дополнить бисером, бусинами или природными материалами. Данная техника подразумевает работу на плотном картоне.

 Лепка развивает мелкую моторику рук, которая в свою очередь оказывает влияние на память, мышление и воображение. Так же лепнина  фиксирует силу рук, циркуляция обеих рук становиться единой, а движение пальцев разделяется, ребёнок обеспечивает руку к овладению трудного навыка как письмо. Этому помогает активная мышечная работа пальцев.

 Выделяют следующие виды пластилинографии: прямой, мозаичный, обратный, многослойный, контурный, модульный и фактурный.

 На начальном этапе изучения этой техники, мы с детьми освоили прямой и мозаичный вид техники.

 При изображении парусника, детям было предложено самостоятельно выбрать один из освоенных видов пластилинографии. Мнения разделились.

 Одна часть детей проявили инициативу и самостоятельно выбрали такой способ лепки, как прямая пластилинография. Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. Действие детей заключается в том, что им нужно растягивать пластилин по поверхности.

 В данной технике занимаются в основном все дети. Для достижения эффекта мазка масляными красками, лучше всего размазывать пластилин пальцами по поверхности, при давлении слой будет более ровным.

 Этот способ для детей считается самым легким и быстрым. Хочу отметить, что этот способ выбрали дети-шустрики, которым нужна частая смена деятельности.

 Другая часть детей выбрала Мозаичный вид пластилинографии. Мозаичная пластилинография-рисунок, выложенный с помощью шариков из пластилина на поверхности. В данной технике используются одинаковые элементы, поэтому она считается наиболее легкой. Достаточно красиво комбинировать цвета и заполнять пространство, соблюдая границы.

 Такой вид лепки выбрали несколько детей, и при этом они проявили инициативу работать в паре. Они самостоятельно распределили роли, кто за что отвечает и было очень интересно наблюдать за их совместным творчеством.

 В ходе работы детям этот метод показался более сложный, чем прямая пластилинография., т.к. было потрачено больше времени для выполнения работы. Но по итогу дети были очень довольны полученным результатом.

Пластилинография развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) при использовании данного вида техники, можно сформировать уникальный, самостоятельный образ. Детям очень понравились такие нетрадиционные способы лепки. Они получили много эмоций.

Выстраивая образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, педагог реализует основополагающий принцип дошкольного воспитания, прописанный во ФГОС ДО. Ребенок, в данном случае осваивая при помощи взрослых умение анализировать собственную деятельность, обретает собственные цели и способы их осуществления, что ведет к развитию детской самостоятельности и инициативы.

Литература:

  1. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М., 2008
  2. Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание, 1984, № I
  3. Орен Р.Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010