Научно-исследовательская деятельность

Дьяченко Юрий Витальевич

выступление на конкурсе "Менделеевские чтения"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogogrannyy_uchitel_1.pptx2.46 МБ
Файл mnogogrannyy_uchitel.docx16.42 КБ
PDF icon mendeleevskie_chteniya_25.pdf200.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многогранный учитель Дьяченко Юрий Учитель английского языка МАУО «средняя школа» №3

Слайд 2

Актуальность Работа учителя — это не только знания, но и высокая эмоциональная и психологическая нагрузка. Где брать силы и вдохновение? Ответ — в многогранности личности. 2

Слайд 3

Теоретическая база Марксизм и диалектика как основа Соединение умственного и физического труда Развитие всесторонней личности Осмысленный выбор учителя

Слайд 4

Музыка как инструмент Помогает внедрять творчество в уроки: Упражнения с песнями Музыкальные паузы Публичные выступления с гитарой Заголовок презентации

Слайд 5

Музыка как ресурс Личное восстановление Эмоциональная разрядка Творческая реализация: участие в музыкальных коллективах

Слайд 6

Кино как источник идей Образное мышление Анализ замысла, постановки, символики Эмоциональный отклик Заголовок презентации

Слайд 7

Игры — это серьёзно Современные игры ≠ просто развлечение Игровой сценарий как педагогический приём Урок как квест , сценарий, выбор

Слайд 8

Увлечения = не "дополнительно", а "база" Поддерживают Вдохновляют Делают учителя настоящим и живым

Слайд 9

Финал Учитель — это не просто профессия . Это человек с интересом к жизни , с внутренним огнём и звучащей музыкой внутри .



Предварительный просмотр:

С1. Учение марксизма гласит: с победой коммунизма произойдёт органическое соединение умственного и физического труда в производственной деятельности людей. Интеллигенция перестанет быть особым социальным слоем, а работники физического труда по своему культурно-техническому уровню поднимутся до уровня людей умственного труда. Таким образом, коммунизм покончит с делением общества на классы и социальные слои. Коммунизм — это строй, в котором расцветают и полностью раскрываются способности и таланты, лучшие нравственные качества свободного человека.

Данный тезис можно и нужно глубоко осмыслить, чтобы понять его диалектическое значение. Что же это означает? Это значит, что человек может быть развит всесторонне — или хотя бы многогранно.

С2. В этом небольшом исследовании я попытался прийти к пониманию того, как именно эти тезисы могут помочь рядовому учителю в профессиональной сфере.
Как мы знаем, работа в образовании связана с большой ответственностью за будущее и жизнь маленького человека. Это требует не только знаний и навыков, но и высокой психологической устойчивости. Именно поэтому учителя имеют право на досрочный выход на пенсию. Однако немногие пользуются этой возможностью: большинство остаётся в школе, продолжая посвящать себя профессии. Мы часто видим, как учителя продолжают нести знания, вдохновлять учеников и развиваться сами.

Отсюда вопрос: откуда они черпают вдохновение и силы продолжать свою деятельность эффективно? Важно отметить, речь идёт не только о том, как максимально грамотно построить урок или найти подход к ученику, а скорее — о том, как собственные увлечения помогают справляться с той нагрузкой, которая лежит на плечах учителей.

На собственном примере я осознал, что полученных в университете знаний и ежедневного педагогического опыта недостаточно. Я понял: нужно что-то ещё. Сам того не замечая, я пришёл к пониманию, что мои увлечения и хобби помогают мне не только отдохнуть после рабочего дня, но и внедрить их в мою деятельность как учителя.

С3. Как вы уже поняли из начала моего доклада, одним из таких увлечений является научный марксизм и диалектика. Возникает закономерный вопрос: как это помогает отдохнуть и как это помогает в работе? Это учение даёт мне, в первую очередь, чёткое понимание того, какую роль должен выполнять учитель.

Субъектность учителя состоит, в том числе, и в его праве выбирать содержание образования, транслируемое детям. При всей важности современных стандартов образования именно учитель определяет, какие аспекты требуют особого акцента, внимания, разъяснения, трактовки и выражения личного отношения. Это особенно важно в преподавании гуманитарных дисциплин, где значим личный, субъективный взгляд учителя — его отношение к историческим событиям и персонам, к деятелям культуры и их творчеству, к экономическим и политическим процессам. Наличие собственных убеждений, отношение к прошлому и настоящему, к явлениям искусства и культуры, оценка общественных реалий — всё это не может оставаться вне внимания учителя и его учеников. Если школа готовит детей к жизни, то и учитель не может оставаться в стороне от правды жизни и от того, что волнует его воспитанников.

С4. Однако это увлечение — лишь часть моей личной философии, которая также подчёркивает важность развития личности. Одним из ярких увлечений, как некоторые из вас знают, является музыка.

Музыка помогает мне делать уроки живее, насыщеннее. Например, как учитель английского языка, я могу спеть песню на английском и раздать детям текст с пропущенными словами, которые они должны найти. Или устроить музыкальную паузу вместо привычно физкультминутки — такое вы могли видеть на моём открытом уроке три года назад. Или просто выйти с гитарой на сцену и эффектно заявить о себе.

С5. Что касается отдыха — для меня музыка уже стала жизненной необходимостью. Она, как колыбельная, успокаивает после трудного дня: будь то игра на гитаре или прослушивание любимых песен в наушниках. Со временем это хобби стало частью моей профессии — как в школе, так и за её пределами. Почти ни одно массовое мероприятие не обходится без моего участия — и порой даже без моего личного взгляда на его концепцию. А за пределами школы я стал частью музыкального коллектива, с которым мы не раз выступали на публике.

С6.Следующее увлечение, о котором хочу сказать, присуще многим: речь о кино и играх. Возможно, кому-то покажется странным, что взрослый человек увлекается видеоиграми. Но кино смотрит каждый, а я всё же объединяю эти два хобби.

Кино — это прежде всего замысел автора, который режиссёр доносит до зрителя через экран. Например, при просмотре «Служебного романа» возникает вопрос: зачем в фильме появляется Бубликов, почему он карьерист, почему его ошибочно похоронили, и как он связан с Калугиной? Или: как влияет постановка кадра на восприятие зрителем? Что такое «голландский угол» что такое «сеттинг»?

С7. А при чём здесь игры? Дело в том, что игровая индустрия за последние годы сделала мощный скачок. В играх, как и в кино, есть сценарий и драматургия. Если в «Тетрисе» сюжета не было, то современные игры зачастую могут претендовать на «Оскар». В отличие от кино, где мы следим за героем, в игре мы сами проживаем его путь — а значит, сильнее сопереживаем.

С8.  Как это влияет на работу учителем? Кино и игры — это не просто отдых. Это целый мир, из которого можно черпать идеи, сюжеты, образы и приёмы преподавания. Кино учит смотреть глубже, понимать замысел, развивает образное мышление и даёт язык эмоций — так нужный в общении с детьми. Игры же дают понимание мотивации: они учат строить процесс так, чтобы ученик сам стремился к результату. Через опыт зрителя и игрока я учусь видеть урок как сценарий, как квест, как пространство выбора и личного смысла. А значит — становлюсь ближе к ученику.

С9. Сегодня как никогда важно помнить: учитель — это не просто профессия. Это живой, многогранный человек, в котором звучит музыка, пульсирует мысль и горит интерес к жизни. Именно это даёт нам силы продолжать, вдохновляет учеников и наполняет смыслом нашу работу. Я убедился: увлечения, убеждения, внутренняя энергия — это не побочное, а основное. Это то, что помогает оставаться настоящим в профессии, быть полезным другим и сохранять себя.


Предварительный просмотр: