Повышение качества образования и транслирование опыта
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.56 КБ | |
| 1.23 МБ | |
| 14.67 КБ | |
| 236.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Софья Николаевна Лысенкова родилась в Москве в 1924 году. В 1946 г. поступила в 11-й педагогический класс 349-й школы. И сразу стала работать учительницей начальных классов в школе № 228. Так же она работала и в других школах. Первую статью о своём опыте “Использование опорных схем на уроках математики в 1 классе” опубликовала в 1970 году. К концу 60-х Софья Николаевна открыла первый из своих трех основных педагогических приемов: чтобы уменьшить объективную трудность освоения сложных вопросов программы обучения, надо опережать их введение в учебный процесс.
В этом и состоит первый прием. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. При учитываются характер опережений: частота опережений, длина или дальность опережения -- в пределах урока, системы уроков, учебного курса, межпредметные опережения). Трудную тему начинает на много раньше. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. А самое главное в период перспективной подготовки ученики не обременяются домашним заданием по этой теме, что сводит и основную тему к минимальному домашнему заданию.
Опережение, по Лысенковой, — это замена обычной и привычной линейной. В опережающем обучении к новой теме начинают подходить задолго до того, как придет ее час по программе, - по несколько минут на каждом уроке, постепенно, не торопясь. Это дополнительное время, постоянные упражнения позволяют всем детям хорошо войти в новый материал. Для этого нужно 5-10 минут урока, это позволяет в будущем сэкономить время.
Идея опережающего обучения, характерного для методической системы С.Н. Лысенковой, навеяна мыслью Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития.
В результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему. Экономится время, поскольку учащиеся быстрее воспринимают новый материал.
Вторым приемом, на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление. Методический приём «комментируемое управление» является, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (затем и другие) говорит всё, что делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных. На первом этапе после объяснения нового материала учитель пишет на доске за ведущим. Далее только дети пишут за ведущим, слушают внимательно его объяснения. Важно, чтобы комментированное управление началось с первого дня обучения.
В практической деятельности С.Н. Лысенкова использует и алгоритмы. В частности, по этому принципу она широко пользуется опорными схемами, а также другими пособиями, набором дидактических знаков, таблиц, карточек - это и есть так называемый третий прием системы С.Н. Лысенковой. Выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты.
Важно отметить, что опережение - это не бездумная гонка за счет спрессовывания времени ценой отставания слабых. Это гениальное открытие - удивительно простое и одновременно сложное. Потому что, работая по этой системе, учитель не может приходить на занятие неподготовленным, не может бездумно отбарабанить очередную тему, закрепить ее, опросить по ней. Учитель одновременно управляет приводными ремнями нескольких ближайших месяцев и даже лет обучения - ювелирная работа, вдумчивая.
Однако я считаю, что для молодого учителя такой уровень недостижим. Потому что такие траектории под силу уже опытным педагогам, однако пробовать подобные методы стоит и уже применяются.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗА ПРИВЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ РАМКАМИ
ЛЫСЕНКОВА СОФЬЯ НИКОЛАЕВНА Родилась в Москве в 1926 Там же работала учителем начальных классов с 1946 Первые публикации с 1970
ЛЫСЕНКОВА СОФЬЯ НИКОЛАЕВНА Родилась в Москве в 1926 Там же работала учителем начальных классов с 1946 Первые публикации с 1970
ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ Перспективная подготовка – ч астота опережений, длина или дальность (логичность) Сильные учат слабых Экономия времени
ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ Перспективная подготовка – ч астота опережений, длина или дальность (логичность) Сильные учат слабых Экономия времени
КОММЕНТИРУЕМОЕ УПРАВЛЕНИЕ Проговаривать всё
КОММЕНТИРУЕМОЕ УПРАВЛЕНИЕ Проговаривать всё
АЛГОРИТМЫ Наглядные дидактические знаки, таблицы, карточки Выводы в виде таблиц, схем и т.д. Постоянное их использование на уроке
АЛГОРИТМЫ Наглядные дидактические знаки, таблицы, карточки Выводы в виде таблиц, схем и т.д. Постоянное их использование на уроке
Что я выбираю на вооружение? Точнее уже применял, но не знал об этом ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ АЛГОРИТМЫ КОММЕНТИРУЕМОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Что я выбираю на вооружение? Точнее уже применял, но не знал об этом ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ АЛГОРИТМЫ КОММЕНТИРУЕМОЕ УПРАВЛЕНИЕ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
Первое что приходит в голову методиста в отношении к молодому педагогу это – адаптация!
Все мы понимаем, что адаптация может протекать по-разному. Обычно принято считать, что большая часть адаптации происходит в 1 год работы в школе. Молодые учителя иногда спустя год остаются в замешательстве перед поставленными перед ними задачами. И я не собираюсь перечислять конкретные проблемы, и без меня они всем известны.
По факту мы видим, что адаптация занимает куда больше времени.
Но нас не интересует голые факты, нас интересуют причины и следствия – правда всегда одна. Что может послужить причиной долгой адаптации?
Методисты школ всей страны ломаю голову, пытаясь ускорить этот процесс. Организовывают множество семинаров, занятий, практик, бесед и тд. Это конечно помогает направить молодого учителя в нужное русло, но это лишь борьба со следствием, но не с причиной. Что тогда является причиной? Я считаю этом вопрос необходимо рассмотреть диалектически – то есть всесторонне, изнутри и снаружи.
И пусть снаружи по молодому педагогу видно, каких качеств и навыков ему не хватает для оптимальной работы. Смею предположить мало кто заглядывал внутрь.
То, что находится у молодого учителя внутри закладывается в том месте где он учился, а именно университет или колледж. И тут уж без примеров не обойдется… Студенты понятия не имеют что такое школа, в особых случаях и преподаватели таких заведений тоже. Тем не менее студент должен получить представление о том, как функционируют школы, каким образом организовывается работа, что необходимо уметь делать. Посмотрите на врачей, будущих хирургов, терапевтов будучи студентами уже отправляют в больницы в качестве санитаров.
Сейчас, наверное, учителя советской закалки тоже поностальгировали, так как их так же приводили в школы получать свой первый опыт. Вы спросите, в чем проблема, у студентов есть практика! Но давайте посмотрим правде в глаза, практика занимает всего 2 недели или месяц. Каким образом студент поймет на этот короткий срок, что такое школа, каково это быть учителем. И под понятием учитель я вкладываю не только педагогическую деятельность, но и деятельность сотрудника школы.
Вы знаете, такую проблему как уход молодого учителя из сферы образования, почему так происходит? Причины могут быть разными, но в основном потому что, будучи студентом формируются определенные ожидания, а придя в школу реальность может оказаться противоположной этим ожиданиям. А все бы ничего, если бы эти ожидания складывались непосредственно из опыта, проведенного в школе. Тогда бы студент сделал более объективный выбор, идти в школу или нет.
Уверен большинство проблем, с которыми сталкивается молодой педагог, методист, наставник, попросту свелись к минимуму, если бы высшие учебные заведения учили не только предмету и основам педагогики, а взаимодействовали с школами чаще, где студент в большей степени осознал каково это быть учителем.
Не поймите меня неправильно, я не обвиняю университеты, школы, молодых педагогов, самих студентов. Мы все в одной лодке и действуем в тех рамках, которых государство и общество нам определило, но если воспринимать государство и общество как форму общественного сознания, а педагогическую деятельность способ отражения формы общественного сознания, то сразу вспоминается знаменитый термин «общественное бытие определяет общественное сознание», где бытие — это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе производственные отношений.
А так как по сути своей эти отношения имеют противоречивый характер, значит отражение в педагогике будет противоречиво.
