Научно-исследовательская деятельность учеников

Дьяченко Юрий Витальевич

защита научных проектов школьного уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.36 КБ
Файл proekt_gotovy.docx249.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №3»

Проект на тему:

«УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ХМАО И ЕЕ ПРИЧИНЫ»

                                                       

Выполнил:

                                                             Серова Мария, ученица 8А класса

                                                             Руководитель проекта:

                                                      Дьяченко Ю.В.

Когалым

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        2

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТЕРТ ПОДРОСТКА-ПРЕСТУПНИКА.        2

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИЧИН        2

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА        2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        2

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос преступности был, есть и будет актуальным во все времена. Всегда были люди, совершающие разные преступления, которые хотели получить то, чего у них нет, нечестным или несправедливым путем.

Преступность делится на категории. Есть маленькие, есть средние, а есть большие преступления. Неважно, какое преступление человек совершил сейчас, в любом случае все началось с мелких краж или агрессивного поведения, которое в итоге привело к тому, что совершивший преступление имеет в конце.

К сожалению, в настоящий момент очень мало регионов в России, где преступность ниже, чем средняя выраженность этой проблемы. В практически 50% всех регионов РФ – средняя ее выраженность у и лишь у 12% регионов – низкая или очень низкая выраженность проблемы, у остальных примерно 35% - уровень выше среднего или высокий.

Уровень преступности в ХМАО ниже средней выраженности. Наиболее распространена преступность среди людей, достигших совершеннолетия, у подростков моего возраста и старше – в меньшей степени. Но тем не менее, преступность среди подростков все равно распространена.

В связи с этим, возникает ряд гипотез. Может ли быть, что причина агрессивного поведения и преступности среди подростков одна и та же? Возможно ли то, что корень возможной причины кроется в проблемах с психическим здоровьем? Для того, чтобы узнать, насколько правдивы поставленные гипотезы, нужно, естественно, выявить причину преступности среди подростков. Это и выступает целью нашего проекта.

Для того, чтобы выполнить цель проекта, нужно поставить ряд задач:

1.        Составить психологический портрет подростка-преступника.

2.        Проанализировать причины агрессивного поведения и повышенного уровня преступности среди подростков.

3.        Разработать методику диагностики и обнаружения подростковой преступности.

Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что преступность и агрессивное поведение среди подростков также высока, как и в 90-ые года и это до сих пор является одной из главных проблем нашего общества, которая требует если не полного избавления, то как минимум понижения уровня распространенности самой проблемы.


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТЕРТ ПОДРОСТКА-ПРЕСТУПНИКА.

Психологический портрет – это комплекс характерных и психологических черт человека, в который входит описание его внутреннего склада и возможных действий в определенных значимых обстоятельствах. Психологический портрет составляется на основе информации, которую мы получаем из наблюдений, замечаний, анализа поведения об определенном человеке. Психологический портрет позволяет сделать предположение о поведении человека, его реакции на что-либо и так далее. В криминалистике портрет дает описание точного поведения преступника при совершении проступка, слабые стороны, используя которые можно «вывести преступника на чистую воду», что можно использовать при его поимке.

1.        Парень, примерно 15-17 лет, образование основное общее, из бедной семьи, живет в плохих условиях вместе с родственниками. Родители злоупотребляют алкоголем и табачной продукцией.

2.        Стоял на учете по причине разбоя, хулиганства, краж и драк в более раннем возрасте, привлекался к ответственности в старшем возрасте – по статье причинения тяжких телесных повреждений, побоев, истязаний. Отбывал наказание. Общее среди всех преступлений – вред другим людям.

3.        Не здоров физически, практически не следит за собой и за своим здоровьем, имеет проблемы с злоупотреблением табачный продукции и алкоголя. Также, имеет психологические проблемы: издевается и измывается над ровесниками или людьми младше, чем он сам, избивает, пытаясь восполнить свою слабость, неуверенность в себе и заниженную самооценку за счет унижения других. Родители – неуверенные в себе, закомплексованные, оба также не здоровы физически.

4.        Лицо с грубыми чертами, ярко прочерченными. Высокий и худой. Громкий, неприятный, гнусавый голос. Производит неприятное впечатление, неопрятен, не ухожен, неаккуратен, имеет татуировки или рисунки по телу.

5.        Имеет плохие отношения с обоими родителями, так как те в свою очередь не выполняли своих родительских обязанностей (по типу воспитания ребенка, его материального блага). Оба не образованы, не работают, злоупотребляют алкоголем.     Единственный ребенок в семье, посещал детский сад, также начал вредить другим детям различными способами. Он не был нужен родителям, поэтому никто не давал ему должного внимания и воспитания. Повзрослев, пошел в школу, но учиться не любил: был двоечником, имел плохие отношения с учителями и многими одноклассниками. Также издевался над ровесниками; те его боялись. Стоял на учете. Закончив 9 классов, ушел и не стал куда-либо поступать дальше. В армии не служил.

6.        Не женат, свободен, детей нет. Профессиональной специальности не имеет. Домашними делами не занимается. В общественной жизни не участвует, пассивен в ней. Свободное время проводит в кругу друзей, которые имеют такие же успехи в жизни. Чаще всего отбирает деньги у кого-то помладше, крадет, ворует, не имеет собственности.

7.        Не соблюдает общественные нормы поведения, нарушает законы, какие-либо установленные обществом правила. В стрессовых ситуациях и в состоянии фрустрации агрессивен, раздражителен, груб по отношению к другим людям и обвиняет всех в своих бедах, кроме себя. В алкогольном опьянении также груб и агрессивен, драчлив, склонен к потере самоконтроля.

8.        Доминирующими потребностями личности является удовлетворение только физиологических потребностей и обеспечение безопасности существования. Ориентируется на свои желания, на свое «хочу». Материальными ценностями являются деньги. Живет по принципу субкультуры (АУЕ). Для него – в жизни есть определенные понятия, которые он должен соблюдать, что и заставляет делать других людей. Интересов нет.

9.         Не образован, эрудиции нет, способности к анализу нет, думает медленно, приторможенно. Плохая память. Не имеет воображения или способности к фантазии вовсе. Очень хорошо влияет на людей – несмотря на умственные способности, умеет хорошо манипулировать, но и на манипуляции ведется также хорошо.

10. Малообщительный человек, замкнутый: всю свою жизнь был предоставлен сам себе. Склонен к лидерству, главный в своей банде. Быстро устает, требуются перерывы в работе, не умеет работать длительно без отдыха. Не стрессоустойчив, очень эмоционален, склонен к образованию застойных эмоциональных состояний, таких как гнев, склонен к аффективным взрывам. Настроение скачущее, с резкими сменами, если изобразить в виде графика напоминает график параболы. Преобладающее настроение – унылое или злобное. Не способен сдерживать вспышки гнева.

11. Груб, неуважителен к старшему поколению, хам, не способен к сопереживанию или эмпатии. Жесток, агрессивен, властен, конфликтен. Считает себя лучше всех – в чем и ошибается, заносчив. Постоянно кому-то предъявляет права, тыкает ими.  Эгоист, обидчив. Ленив и безответственен, разболтан. Расточителен. К накопительству не склонен. Неряшлив. Независим, но безалаберен, вспыльчив, мелочен, придирчив. Черств, бездушен.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИЧИН 

У подростковой агрессии есть множество причин, как и биологических, так и психологических.  Так как проект нацелен на исключительно психологическую сторону причин девиантного поведения подростка, стоит рассматривать только ее.

Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Одной из возможных причин такого поведения в подростковом возрасте является детская психологическая травма. Перетечь в психологическую травму может не только какой-либо отрицательный жизненный опыт, но и стрессовая ситуация или событие в жизни человека, превышающее его адаптивные способности. Исходя из первого и пятого пункта психологического портрета, можно сделать вывод, что вполне вероятной причиной детской травмы стали родители, а точнее – их аморальное, отклоняющееся от нормы, поведение. Родители злоупотребляли алкоголем и табачными изделиями, вели себя агрессивно с ребенком и подавали ему не лучший пример, что в полной значимости может стать травмой и в будущем перетечь в девиантное поведение подростка, как у его родителей.

Однако бывают случаи, когда подобную стрессовую ситуацию психика ребенка все-таки выдерживает, но отсутствие какого-либо воспитания, внимания и любви, заботы со стороны родителей в детстве может привести к тому, что неприспособленный к жизни, ранимый, чувствительный, слабый и беззащитный маленький ребенок, с неустойчивыми взглядами на мир, не знающий, с кем дружить, а с кем лучше не стоит, «знакомится» с агрессией и отрицательной стороной мира (например, насилие – физическое и психическое), какими-либо отрицательными чертами в характере его родителей (такими как зависимость от алкоголя, грубость) и становится таким же грубым, агрессивным человеком.

Третьей причиной, похожей по обстоятельствам, являются связи с другими детьми, которые уже имеют отрицательный опыт и предпосылки к девиантному поведению в будущем. Ребенок постарше, который уже более опытен, груб и злостен, который уже совершил какой-то проступок негативно влияет на ребенка помладше. Таким образом, ребенок помладше познает мир с совершенно не подходящими для этого людьми, которые всеми возможными способами отрицательно влияют на психику ребенка.

Четвертой, наименее распространенной по сравнению с другими, причиной является агрессивное поведение со стороны ровесников в сторону ребенка, насилие, грубость, издевательства и высмеивание, что также травмирует психику ребенка. В свою очередь, ребенок, над которым издеваются, в дальнейшем будущем становится примером девиантного поведения.

Все четыре перечисленных мной причины могут стать источником проблемы девиантного поведения подростка в равной степени. Стоит подчеркнуть, что данные причины взаимосвязаны и одна может вытекать из другой. Разные источники проблемы могут влиять на человека одним образом, в нашей же ситуации – это причины и отклоняющееся поведение.


ГЛАВА 3. МЕТОДИКА

Каждая проблема с поведением идет из семьи: ребенок берет пример с какого-либо члена своего семьи и повторяет его ошибки в поведении: грубость по отношению к окружающим его людям, зависимости (от алкоголя, наркотиков и т.д.), социопатия, пренебрежение обязанностями, правами других людей, недоверие, проституция и так далее.

Разработанная мной методика направлена на обнаружение подростков с проблемами поведения и их социализацию в обществе, и именно поэтому первым делом я бы хотела показать, как обнаружить подростка с девинатным поведением в каких-то конкретных социальных группах.

Для того, чтобы диагностировать отклоняющееся поведение, нужно знать, чем отличается девиантное поведение от адекватного, а точнее, самые яркие и наиболее появляющиеся черты в поведении подростка с подобными проблемами. Например, это может быть явная агрессия и грубость по отношению к другим людям, недоверие, склонность к физическим издевательствам, насилию, в целом, образ подростка с проблемами производит неприятное впечатление, заставляет насторожиться, быть на чеку, не доверять и опасаться его. Подростки с такими проблемами чаще всего очень резко реагируют на указывание недостатков в его характере, жизненных принципах, его умственных способностей или принадлежности к отдельным социальным группам.

Итак, мы знаем, чем подросток с проблемами отличается от подростка с адекватным поведением, однако появляется следующий вопрос: где и как использовать это знание?

Учитывая возраст потенциального будущего преступника, можно предположить, что это можно использовать в школе, например, проводить беседы разные темы на классных часах, мероприятиях, нацеленные на отдых, совместное времяпровождение. К примеру, если над этим работает один специалист, гораздо эффективнее проводить подобные мероприятия в каждом классе по отдельности, так как было бы весьма затруднительным проследить за большим собранием людей. Если работает группа специалистов, вполне вероятным и эффективным может быть провождение мероприятия в достаточно большом помещении и с большим количеством учеников. У подобного мероприятия с таким количеством людей были бы наиболее эффективны два варианта проведения: каждый специалист общается с определенной группой учеников или все специалисты работают в команде и со всеми одновременно.

После обнаружения подростка с проблемами с поведением, идет этап, нацеленный на его социализацию. Первым шагом к социализации подростка вполне может являться психологическая помощь, оказанная профессионалом, в течение которой подросток осознает, что его поведение за гранью нормы и захочет это изменить. Это может быть, как и собрания групп подростков с подобными проблемами, обсуждение различных тем, так и индивидуальная психологическая помощь. При условии, что специалист работает один, наиболее эффективным являлось бы общее собрание, где специалист объясняет, рассказывает, что такое общественные нормы, почему их нельзя нарушать, одновременно с этим объясняя некоторые тонкости психологии личности, которые касаются каждого. Перефразирую: цель специалиста – объяснить подросткам, что они делали плохие вещи, за гранью общественных норм, почему они это делали и что это можно исправить, помочь им.

Для этого, нужно выявить основную проблему подростка, корень, от которого идут все остальные проблемы и направить на него все действия против него. Чтобы обнаружить корень проблемы, нужно внимательно следить за поведением подростка, фразами и эмоциями, мыслями. К примеру, если основная проблема – агрессия, вполне можно применять дыхательную гимнастику, вымещать злость вместо людей на, допустим, подушке, написание письма с описанием своих чувств, эмоций, обид.

Следующий шаг, более долгий и требующий больше сил, времени, – это становление личности. Для этого, подросток должен определиться, что ему нравиться и начать заниматься этим делом. Это может быть спорт, вязание, писательство, чтение, готовка, коллекционирование. Вместе с подростком, специалист должен изучать разные хобби, поддерживать во всех начинаниях и помогать осваивать новые увлечения.

Однако личность – это не только человек, у которого есть хобби, это также образование, выработанные привычки, предпочтения в чем-то.

Для становления личности, подростку нужно предоставить свободу в границах разумного и тогда, у него выработаются привычки, найдутся предпочтения в музыке, литературе, интерес к каким-либо наукам. Также, нужно дать образование, знания, чтобы подросток мог мыслить, думать, размышлять, вести диалог и функционировать, как психически здоровый человек, в обществе. Для того, чтобы подросток нашел то, что ему нравиться, требуется только время и стоит разве что поддерживать его стабильное эмоциональное состояние, потому что на этом этапе подросток уже способен сдерживать гнев в случае его появления, способен контролировать себя и вести себя, как спокойный, здравомыслящий человек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, написав данную работу, я могу сделать несколько выводов о преступности подростков и ее причинах:

1.        Причиной подростковой преступности являются именно проблемы с психологическим здоровьем, корнем которых являются проблемы в семье.

2.        Причины преступности среди подрастающего поколения взаимосвязаны между собой, психологические проблемы подростка и преступления, которые он совершил, имеют определенное значение.

3. Причина, однозначно, не одна, однако каждая из них может стать источником проблемы девиантного поведения подростка в равной степени.

Написанный мной психологический портрет подтверждает мой вывод о наличии проблем с семьей и окружающим миром в целом, также он дает подробное описание его проблем с психикой для работы с ними в дальнейшем, при обнаружении, диагностике и помощи.

Анализ причин также помогает при оказании помощи подростку, так как он дает ряд возможных причин и одна из них может стать причиной и опорой для специалиста: зная причину, ты знаешь и ее решение.

Методика, описанная мной, дает возможность обнаружить, диагностировать и помочь подростку с подобными проблемами.  Она дает шанс помочь человеку с определенной его проблемой и при этом подробно описывает каждый шаг, действие, этап, методика дает возможность не поставить крест на судьбе и жизни подростка, дает возможность и право исправиться и стать психически здоровым, уравновешенным, спокойным и рассудительным человеком.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Под фамилией автора
  1. Сафуанов Ф.С., Назарова Е.А. Сравнительный анализ различных методов составления психологического портрета предполагаемого преступника // Психология и право. 2011. Том 1. № 3.
  1. Электронные ресурсы
  1. Капин А. В. Диагностические методики, комплекс психопрофилактических и коррекционных мероприятий по профилактике девиантного поведения подростков. 30.07.2016 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/diagnosticheskie-metodiki-kompleks-psihoprofilakticheskih-i-korrekcionnih-meropriyatiy-po-profilaktike-deviantnogo-povedeniya-po-1149059.html (10.02.2022).
  2. Кулганов В.А., Кузьмичева И.В. Психология образования в Поликультурном пространстве. Елецкий ГУ. Елец. 2009. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gp91.ru/academic_article/article_post/formy-i-prichiny-deviantnogo-povedeniya-podrostkov
  3. Милай Д.А. Психологический портрет личности: как составить, примеры и образцы написания. 2019. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://damienmilay.com/basis/psihologicheskij-portret-lichnosti-kak-sostavit-primery-i-obrazczy-napisaniya/ (20.12.2021).
  4. Раис А.Ф. От темперамента до самооценки: все главные критерии психологического портрета личности. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.elitarium.ru/lichnost-temperament-harakter-sposobnosti-intellekt-jemocionalnost-samoocenka/ (15.02.2022).
  5. Портал «Если быть точным». Преступность в Ханты-Мансийском автономном округе [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tochno.st/problems/crime/regions/hanty-mansiyskiy_ao (24.01.2022).

  1. Рефераты
  1. Грибов Т.Д., Ионова О.В. Девиантное поведение у подростков. МОУ СОШ №1. Высоговск 2020. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://znanio.ru/media/issledovatelskij-proekt-deviantnoe-povedenie-u-podrostkov-2654350 (7.02.2022).



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная

школа №3» города Когалыма

Итоговый индивидуальный проект

«ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Выполнил:

                                                             Серова Мария, обучающийся 10А класса

                                                             Руководитель проекта

Учитель английского языка

                                                      Дьяченко Ю.В.

г. Когалым

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.ВВЕДЕНИЕ        2

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.        3

2.1.    От чего зависит представление об отклоняющемся поведения        3

2.2.        Виды отклоняющегося поведения.        3

2.3.        Причины отклоняющегося поведения.        4

2.4.        Последствия отклоняющегося поведения и его влияние на развитие ребенка.        6

2.5.    Профилактика отклонений в поведении.        6

III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        7

3.1.        Анкетирование        7

3.2.        Социальный опрос        12

IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ        14

V.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        15

VI.ПРИЛОЖЕНИЕ        17


  1. ВВЕДЕНИЕ

Вопрос отклоняющегося поведения детей и подростков был, есть и будет актуальным во все времена. В настоящее время, девиантность поведения тинэйджеров – это одна из самых главных и наиболее актуальных проблем, которые касаются воспитания молодого поколения, стоящих перед государством и обществом в целом.

В современном обществе все больше случаев, когда дети и подростки проявляют агрессию, нарушают законы, употребляют наркотики или алкоголь, пропускают учебу и не следуют правилам поведения.

Изучение и понимание отклоняющегося поведения у детей и подростков имеет важное значение для разработки эффективных стратегий предотвращения и коррекции такого поведения. Понимание причин и факторов, способствующих отклоняющемуся поведению, позволяет своевременно вмешаться и помочь детям и подросткам преодолеть трудности.

Понимание причин отклоняющегося поведения детей и подростков позволяет разработать эффективные меры по предотвращению и коррекции данных проявлений. В данном проекте будут рассмотрены различные аспекты отклоняющегося поведения, его последствия и способы помощи детям и подросткам в сложных жизненных ситуациях.

Гипотеза: Среда, в которой происходит социализация обучающихся, по-разному влияет на взрослеющего ребенка.

Цель проекта: Выявить причины отклоняющегося поведения и его формы среди подростков нашей школы, а также предложить меры по его предотвращению.

Задачи:

  1. Найти и обобщить информацию об особенностях психики детей рассматриваемого возраста и причин девиантного поведения.
  2. Провести анкетирование и социальный опрос среди учеников моей школы.
  3. Проанализировать результаты анкетирования и социального опроса.
  4. Сформировать выводы и результат.

Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что отклоняющееся поведение среди подростков крайне распространенно во всех его видах, что мешает здоровому образу жизни молодых людей, получению образования и достижению поставленных целей в жизни, и является разрушающим фактором общества по сей день.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. От чего зависит представление об отклоняющемся поведения

Представление о нормальном поведении и об отклоняющемся зависит от устоев, принципов, моральных и общественных норм каждого общества. Отклоняющееся поведение может быть, как негативным, так и положительным. В настоящее время в нашем обществе положительное отклоняющееся поведение включает в себя героизм, способность и желание помочь другим, волонтерство, доброту и простоту характера, благородное поведение в общественных местах, отсутствие злых помыслов и искренность действий. Отрицательное отклоняющееся поведение, напротив, включает в себя нецензурную речь, отказ помочь, принципы, противоречащие общественным, демонстративное пренебрежение, легкомыслие, непредсказуемость и аморальное поведение. В данном исследовании рассматривается только негативное отклоняющееся поведение.

  1. Виды отклоняющегося поведения.

В мировой научной библиотеке существует множество книг и авторов, и у каждого автора свой подход к отклонениям. По мнению В.Д. Менделевии[1], различаются насколько видов девиантного поведения. (рис.1)

Делинквентное поведение[2] — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Аддиктивное поведение – поведение, стремящееся к уходу от реальности через прием психоактивных веществ, либо через фиксацию на определенном виде деятельности.

Аутоагрессивное поведение[3] – это разновидность девиантного поведения, которая проявляется причинением вреда самому себе.

  1. Причины отклоняющегося поведения.

Специалисты в психологии разъясняют причины[4][5] такого поведения. Причины разделяют на несколько групп (рис.2).

Именно семья вкладывает в человека задатки его личности, формирует нравственные ценности и принципы и показывает нормы поведения на своем примере. Например, присутствие зависимостей, конфликтов, насилия могут привести к развитию девиантного поведения у ребенка в будущем.

Подростки могут подвергаться буллингу, насилию, давлению, какому-либо отрицательному влиянию со стороны сверстников. В этом возрасте очень часто мнение и влияние сверстников играет большую роль, чем старшее поколение.

Помимо этого, стоит упомянуть негативное действие СМИ, в которых вполне себе может транслироваться жестокость и насилие и практически полное отсутствие примеров добра и положительных новостей, что влияет на психику.

Социальное неравенство подразумевает под собой неравенство слоев населения в обществе, то есть ребенок может чувствовать себя неприятно из-за того, что кому-то дают карманные деньги, а ему нет, что у кого-то для детей в семье раздельные комнаты, а ребенок со своим братом или сестрой живет в одном помещении, и так далее, из-за чего у ребенка возникает неуверенность в себе и трудности с общением с окружающим миром.

Отрицательный опыт в учебном заведении, такой как неудачи в учебе, дискриминация, отсутствие поддержки от учителей или сверстников, может способствовать увеличению вероятности проявления девиантного поведения. Цель школы заключается в выявлении признаков дезадаптации ученика в группе или окружении как можно раньше с целью разработки эффективной системы профилактических мер для предотвращения прогрессирования социальной дезадаптации к более серьезным формам девиантного поведения.

Отсутствие возможности получить качественные социальные услуги, медицинское обслуживание, психологическую поддержку или помощь в преодолении трудностей может привести к тому, что подростки останутся без необходимой поддержки и мотивации для соблюдения норм, и правил. Эта проблема особенно остро проявляется в сельских районах, где ограничен доступ к социальным услугам из-за недостатка ресурсов, что приводит к отсутствию специальных учреждений и квалифицированных специалистов.

Морально этический фактор выражается в падении духовности общества, низком его развитии, равнодушии к науке, образованию, искусству. Из-за этого фактора, ребенок вынужден наблюдать за упадком нравственности или практически полным его отсутствием, ребенок видит пример тех, кто пьянствует, курит в неположенных местах, принимает психотропные вещества и тех, кому присущи половая распущенность, вседозволенность, жестокость и безразличие.

Помимо прочего, генетика[6] имеет важную роль. От родителей ребенку могут передаваться гены определенным образом: есть аллели, которые повышают риск развития патологического поведения при соответствующем влиянии среды.

Многие забывают, что личность формируется прежде всего самим человеком, его волей и моральным выбором. Взрослея во враждебной среде, можно благодаря своей целеустремленности и силе воли вырасти и стать хорошим человеком, сильной личностью, которой не свойственны девиации, а можно выбрать наиболее легкий, но опасный для человека и общества, саморазрушающий путь в виде девиаций и наверняка преступной деятельности.

Однако при развитии и взрослении, общество очень много вкладывает в личность ребенка, общество напрямую влияет на взгляды, принципы, нравственно-моральные нормы. По мере взросления ребенок отбирает от общества то, что оно способно дать. Невозможно отклоняться от влияния окружающей среды, потому что человек – существо биосоциальное, и нужду в социуме, которое как раз и влияет на ребенка, нельзя игнорировать.

  1. Последствия отклоняющегося поведения и его влияние на развитие ребенка.

В данном исследовании я рассмотрю последствия отклоняющегося поведения и его влияние на развитие ребенка. Эти действия могут иметь негативные последствия для ребенка как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Последствия могут самые разные: от психофизических до социальных. Каждый из представленных ниже факторов имеет разрушающий характер[7].

1.        Разрушение личности ребенка.

2.        Физическое и психическое истощение организма подростка.

3.        Летальный исход.

4.        Систематическое причинение морального и физического вреда близкому окружению подростка (родители, друзья).

5.        Невозможность возврата к социально нормальной жизни.

6.        Криминализация общества (массовые беспорядки, насилие).

2.5. Профилактика отклонений в поведении.

Прежде всего, профилактика имеет два направления:

  1. Выявление негативно действующих факторов и их устранение.
  2. Работа с самим подростком, на уровне его характера и поведения.

Выделяют[8],[9] следующие формы профилактики:

  • создание благоприятной социокультурной среды;
  • проведение бесед на темы морали и культуры, а также информирование;
  • вовлечение подростков в общественно полезную деятельность, которая является альтернативой девиантному поведению;
  • поощрение и организация здорового образа жизни;
  • активизация личностных ресурсов подростков;
  • поддержка и развитие сильных сторон характера подростков;
  • выявление и устранение неблагоприятных факторов;
  • использование современных и эффективных методов диагностики отклонений.

Помимо мер профилактики, еще существуют принципы профилактической работы[10], а именно:

  • организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности;
  • учет возрастных, половых и социально-психологических характеристик;
  • приоритет групповых форм работы;
  • предоставление позитивной информации;
  • снижение негативных последствий;
  • личная заинтересованность и ответственность участников;
  • максимальная ответственность личности;
  • ориентация на будущее, оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения.
  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Анкетирование

Среди учеников 5-9х классов было проведено анкетирование по опроснику ДАП-П, разработанному кафедрой психиатрии Военной Медицинской Академии Санкт-Петербурга, который направлен на выявление лиц, склонных к различным видам отклонений. Результаты опросника включают четыре колонки: три - это конкретные показатели, а четвертая - сумма баллов, отражающих девиантное поведение (рис.3).

Столбик «Аддиктивное поведение» означает склонность к зависимостям, к уходу от реальности посредством приема психотропных веществ или фиксации на определенном виде деятельности.

Столбик «Делинквентное поведение» это тенденция к антиобщественным и противоправным действиям, которые могут навредить обществу и привести к уголовной ответственности.

Столбик «Суицидальное поведение» означает склонность к суициду и самоповреждению, к саморазрушающим мыслям.

Интегральная оценка является средним измерением девиантного поведения, выраженным в трех значениях: низкий балл означает нормальное поведение без проблем, средний - на верхней границе нормы или девиантное поведение, высокий - выше нормы, указывающий на необходимость решения проблем.

Среди учеников пятых и шестых классов обнаружено много случаев поведенческих нарушений, таких как суицидальное, делинквентное и аддиктивное поведение. Чтобы справиться с этим, рекомендуется проводить дискуссии и профилактические мероприятия, направленные на укрепление уверенности в себе, развитие этики и норм межличностного общения, а также борьбу с вредными привычками среди пятиклассников.

Проведенное исследование показало, что ученики седьмых и восьмых классов сталкиваются с распространенной проблемой суицидального и делинквентного поведения. Аддиктивное поведение находится на нормальном уровне и не требует особых мероприятий. Следовательно, необходимо принять профилактические меры для предотвращения проблем суицидального и делинквентного поведения в этих параллелях.

Если говорить о параллели девятых классов, можно сделать вывод, что наиболее распространёнными проблемами являются проблемы с суицидального и делинквентного поведения. Проблема аддиктивного поведения не так распространена. Судя по данным анализа следует вывод, что параллели девятых классов требуется провести профилактические мероприятия, которые затрагивают тему двух конкретных видов поведения: суицидального и делинквентного. Аддиктивное поведение выражено в гораздо меньшей степени.

Таким образом, исходя из всех проанализированных данных касательно проведенного в моей школе анкетирования, можно сказать, что двумя наиболее распространенными проблемами среди тинэйджеров являются суицидальное и делинквентное поведение и среди более молодых опрашиваемых, а это пятые классы, распространено аддиктивное поведение.

 Возможные причины: Психологи выделяют несколько особенностей психического развития подростков. Как пишет Д. Элкинд[11] о детях 9-13 лет: «Жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать». Другими словами, дети постоянно в напряжении, могут чувствовать якобы кто-то осуждает, презирает, из-за чего возникает неуверенность в себе, в следствие – проблемы с самооценкой, а после них – проблемы с любовью к себе и суицидальными мыслями. Причинами делинквентного поведения могут быть отрицательное влияние со стороны ровесников, примеры насилия в масс-медиа и социальное неравенство.  

  1.  Социальный опрос

Среди учащихся 7-9 классов, я провела социальный опрос, направленный на выявление проблем с психическим здоровьем.

Проанализировав данные, я получила следующие результаты:

  «Саморазрушающее поведение» означает склонность к суициду и самоповреждению, выраженное в мыслях или конкретизированных действиях.

  «Отношение к себе» означает плохое отношение к себе, отсутствие любви и проявление ненависти к своей внешности, личности и проблемы с самооценкой.

   «Детство и семья» означает наличие каких-либо негативных моментов в более раннем возрасте опрашиваемого: взрослые, склонные к зависимостям, плохие отношения с семьей, конфликты, насилие и так далее.

  «Негативные отношения с классом» означает насколько у опрашиваемого плохие отношения, были ли в прошлом случаи травли, пренебрежительного отношения к нему или к его имуществу.

Показатель «Объективная оценка» выражает степень выраженности проблемы: низкий – норма, средний – в пределах нормы, но в верхних значениях, высокий – не норма.

В итоге, ученики седьмых классов имеют проблемы с самооценкой, а именно проблемы с саморазрушающими привычками и явно плохим отношением к себе. По остальным показателям преобладает значение «низкого показателя». Это означает, что основные проблемы у седьмых классов именно с самооценкой, им рекомендуется профилактическая беседа о том, как важно иметь здоровую самооценку и как этого добиться.

У учеников восьмых классов схожие проблемы с самооценкой и отношением со стороны класса.

Подводя итоги, следует отметить, что учащиеся девятых классов   наименее подвержены проблемам с психикой, однако единичные случаи есть. 20 учеников показали склонность к низкой самооценке и саморазрушающему поведению.

Анализирую данные социального опроса среди учащихся седьмых, восьмых и девятых классах, можно сделать следующие выводы: подавляющая часть опрашиваемых имеют проблемы с самооценкой и принятием себя, а среди восьмых классов еще и были случаи пренебрежительного отношения к опрашиваемому со стороны класса.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При разработке проекта я пыталась предложить возможные способы решения проблем с информированностью учащихся об отклонениях в поведении. Цель и задачи, которые я поставила перед собой, работая над проектом, достигнуты.

Существует определенный ряд факторов, которые влияют на поведение подростка, на его жизненную позицию, приоритеты и взгляды, и для более полного и тонкого анализа требуется более сложные инструменты и средства для выявления и диагностики каких-либо отклонений.

Однако, как показала практика, использование общедоступных средств достаточно для выявления наличия проблем с поведением среди молодого поколения. Исходя из полученных данных в ходе исследования было проведено анкетирование среди учеников 5-9 классов и социальный опрос среди 7-9 классов.

Из анализа полученных данных, удалось сделать заключение об общем психическом состоянии учеников.  Из общего количества опрошенных часть опрошенных склонны к суицидальному (высокий – 10% учащихся, средний – 80% учащихся) и делинквентному (средний – 71% учащихся) поведению, младшие ученики тяготеют к аддиктивному поведению и к проблемам с принятием себя.

Функция школьного психолога включает в себя психодиагностику, психокоррекцию, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактику. Психодиагностика направлена на выявление отклонений и особенностей у детей, особенно при зачислении в первый класс. Ранняя диагностика играет важную роль в успешном преодолении трудностей. Психокоррекция помогает ученикам преодолевать проблемы и развивать необходимые навыки. Психоконсультирование направлено на улучшение эмоционального состояния детей и взрослых. Психопросвещение и психопрофилактика предполагают работу с детьми для предотвращения негативного влияния различных тенденций. Организация совместной работы педагогов, родителей и социальных служб позволяет эффективно решать проблемные ситуации и обеспечивать поддержку детям из групп риска.

Выдвинутая в данном исследовании гипотеза о том, что социальная среда, в которой происходит социализация, отрицательно влияет на взрослеющего ребенка, подтверждается.

V.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Девиантное поведение среди несовершеннолетних [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studbooks.net/1629077/psihologiya/analiz_rezultatov_issledovaniy
  2. Ханова О.А., Девиантное поведение подростков [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://volgograd.medsi.ru/spravochnik-zabolevaniy/deviantnoe-povedenie-podrostkov/
  3. Лекция 27. «Суицидальное поведение». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pkds57.ru/files/rekomendacii_specialistov/kursi_det-psykho_pedagogika/lekcii/27.pdf
  4. Делинквентное поведение [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 18.12.2022)
  5. Гоголева А.В. Г.58 Аддиктивное поведение и его профилактика – 2-е изд., стер. – М.; Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003 – 240 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://edu.cnppm.ru/pluginfile.php/6462/mod_resource/content/1/A.V.Gogoleva.pdf (дата обращения: 2003)
  6. Типы девиантного поведения [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://edu.cnppm.ru/pluginfile.php/6413/mod_resource/content/1/Tema5.pdf
  7. Подростковые девиации – причины, формы, профилактика девиантного поведения. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://unclinic.ru/podrostkovye-deviacii-prichiny-formy-profilaktika-deviantnogo-povedenija/#%d0%9f%d1%80%d0%b8%d1%87%d0%b8%d0%bd%d1%8b_%d0%b4%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be_%d0%bf%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f (дата обращения: 30.01.2021)

  1. Девиантное поведение подростков: социальные причины его поведения. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://apni.ru/article/8144-deviantnoe-povedenie-podrostkov-sotsialnie (дата обращения: 15.01.2024)

  1. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2004. – 288 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://drive.google.com/file/d/0B52FlB4IKUvmVnphendtbF85Ylk/view?resourcekey=0-SA1XBy10sNsOHIsLTFMa_Q (дата обращения: 18.12.2022)

  1.  Д.Беляев, Г.М.Дымщиц, Л.Н.Кузнецова, О.В.Саблина, В.К.Шумный. Биология. 10 класс.: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень \ [Д.К.Беляев и др.]; под ред. Д.К.Беляева и Г.М.Дымщица. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 223 с.: ил. – (Классический курс.).
  2.  Сорокин М. В. Аутоагрессия: примеры, причины, лечение [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://polyclinika.ru/tech/autoagressiya-primery-prichiny-lechenie/

  1.  Бородина И. С. Причины и последствия девиантного поведения подростков. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2023/04/30/prichiny-i-posledstviya-deviantnogo-povedeniya
  2.  Профилактика отклоняющегося поведения. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://sh-znk.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-i-sotsialnaya-pomosch/profilaktika-otklonyayuschegosya-povedeniya/

  1.  Костюнина Н.Ю. ОСНОВЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://kpfu.ru/staff_files/F1207736400/PREVENTIVNAYa_PEDAGOGIKA__UCh._POSOBIE.PDF

  1.  Иллионойская Ассоциация школьных психологов [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://www.ilispa.org/assets/docs/Brochures/ispa_brochure_russian.pdf


  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТИРОВАНИЕ

  1. В каком вы классе?
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  1. Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1. Я пробовал алкоголь, мне интересно его попробовать.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1. Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Я бываю излишне груб(а) с окружающими.  
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1. Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные и интересные видения, слышали странные звуки и др.  
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1. Мои близкие друзья частенько уклонялись от учебных занятий (воспитательных мероприятий), считая их скучными, неинтересными.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1. Среди моих друзей были такие, которые вели такой образ жизни, что мне приходилось скрывать свою дружбу от родителей.  
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1. Мне кажется, окружающие плохо понимают меня, не ценят и недолюбливают.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Я пробовал курить, мне интересно попробовать.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».  
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Я всегда стремился(лась) к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.  
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  В состоянии агрессии я способен(а) на многое.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1. Среди знакомых мне людей были люди, которые нарушали закон.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Часто я испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ отплатить ему тем же.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1. Я считаю, что можно оправдать людей, решивших уйти из жизни.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Я привык(ла) считать, что «око за око, зуб за зуб».
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Если мне предложат алкоголь кто-то из знакомых, я соглашусь.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Бывало, что я слышал(а) голоса внутри моей головы, звучание собственных мыслей.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  У меня есть друзья, которые любят смотреть «мультики» после приема разных веществ.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, которые активно враждуют между собой.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден(а) принимать успокоительные средства.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Я пыталась(-лся) освободиться от некоторых пагубных привычек.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Употребляя энергетические напитки, я часто превышал свою норму.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моим поведением.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  В последнее время я часто испытывал(а) стресс, поэтому принимал(а) успокоительные средства.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  В нашей школе был принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем участвовал.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадежным.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  У меня были неприятности во время учебы в связи с употреблением алкоголя.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1. Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением различных напитков.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1. Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить удовольствие.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1. Можно согласиться с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы, считая их неразумными.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1. Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, бродяжничали и т.д
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Я считаю, что мои родственники злоупотребляли (злоупотребляют) алкоголем.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Я не осуждаю друзей, которые употребляют запрещенные вещества.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так
  1.  С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться, даже если очень захочу.
  • Совершенно верно
  • Верно
  • Пожалуй, так
  • Нет, это совсем не так

Социальный опрос

  1. В каком вы классе?
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1. Могу ли я сказать, что ко мне в классе плохо относятся?
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1. У меня есть недоброжелатели в классе.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1. Могут ли мои одноклассники брать мои вещи без спроса и как-либо их испортить намеренно?
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1. Были в моем прошлом/настоящем попытки явно меня сильно задеть словами?
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1. Я считаю, что не доверяю своим родителям.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1. В детстве кто-то из семьи очень часто выпивал и мог быть агрессивным.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1. По звуку шагов своих родителей я могу определить их настроение и вовремя сделать вид, что занимаюсь домашним заданием/чем-то полезным, чтобы не злить их.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1. Я держу дистанцию со своей семьей, мало рассказываю о себе, своих увлечениях и друзьях.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1.  Я часто ругаюсь с родителями из-за их несправедливых, по моему мнению, замечаний в мою сторону.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1.  Когда я смотрю в зеркало, мне приятно отражение.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1.  Я боюсь цифры на весах.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1.  Бывают такие периоды, когда мне противна еда и я практически не ем, а бывает, я ем и очень много.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1.  Я принимал(-а) таблетки, способствующие похудению.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1.  Я пытаюсь всеми силами изменить свою внешность, чтобы хотя бы немного нравиться себе, но я все равно себе не нравлюсь.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1.  Можно сказать, что у меня есть комплексы по отношению к моей внешности/моим личностным качествам.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1.  Я считаю, что в отдельных случаях, суицид - это выход.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1.  Для меня норма после напряженного дня походить по местности в тишине или под любимую музыку в наушниках и думать о произошедшем.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1.  Достаточно горячий душ - лучшее расслабление после дня.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1.  Я склонен(-на) выражать на себе боль, грусть или злость.
  • Да
  • Нет
  • Другое…
  1.  Я склонен(-на) к периодам затяжной грусти и апатии, из которого выйти трудно.
  • Да
  • Нет
  • Другое…


[1] Менделевии В.Д. Психология девиантного поведения - СПб.: Речь, 2005. - 445 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://kpfu.ru/portal/docs/F30994760/_Mendelevich.V.D._.Psihologiya.deviantnogo.povedeniya.pdf

[2] Делинквентное [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 18.12.2022)

[3] Аутоагрессия: примеры, причины, лечение [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://polyclinika.ru/tech/autoagressiya-primery-prichiny-lechenie/ 

[4] Подростковые девиации – причины, формы, профилактика девиантного поведения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://unclinic.ru/podrostkovye-deviacii-prichiny-formy-profilaktika-deviantnogo-povedenija/#%d0%9f%d1%80%d0%b8%d1%87%d0%b8%d0%bd%d1%8b_%d0%b4%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be_%d0%bf%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f (дата обращения: 30.01.2021)

[5] Девиантное поведение подростков: социальные причины его поведения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://apni.ru/article/8144-deviantnoe-povedenie-podrostkov-sotsialnie (дата обращения: 13.01.2024)

[6] Д.Беляев, Г.М.Дымщиц, Л.Н.Кузнецова, О.В.Саблина, В.К.Шумный. Биология. 10 класс. : учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень \ [Д.К.Беляев и др.]; под ред. Д.К.Беляева и Г.М.Дымщица. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 223 с.: ил. – (Классический курс.).

[7] Причины и последствия девиантного поведения подростков. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2023/04/30/prichiny-i-posledstviya-deviantnogo-povedeniya

[8] Профилактика отклоняющегося поведения. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://sh-znk.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-i-sotsialnaya-pomosch/profilaktika-otklonyayuschegosya-povedeniya/

[9]ОСНОВЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://kpfu.ru/staff_files/F1207736400/PREVENTIVNAYa_PEDAGOGIKA__UCh._POSOBIE.PDF

[10] ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://lpi.sfu-kras.ru/files/levshunova_zh._a._profilaktika_deviantnogo_povedeniya_1.pdf

[11] Причины девиантного поведения человека. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/prichinyi_deviantnogo_povedeniya_cheloveka/