Формирование и методическая поддержка режиссерских игр

Мунгалова Вероника Сергеевна

Материалы этой страницы помогут воспитателям определить условия формирования и педагогической  поддержки режиссерских игр для развития у детей способности к организации самостоятельной и совместной деятельности.

Как сделать макет фермы своими руками для детского сада

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Чебурашка»

Методическая разработка

(описание современного метода обучения)

«Формирование и педагогическая поддержка режиссерских игр для развития у детей способности к организации самостоятельной и совместной деятельности»

        Подготовили Мунгалова В.С., воспитатель

Наставник: Гаревских В.С., педагог-психолог

Краснокаменск 2017

Содержание

1

Раздел 1.

Введение

2

1.1

Актуальность проблемы  формирования и педагогической поддержки режиссерских игр

2

1. 2.

Цели и задачи методической разработки

3

1.3.

 Основная идея педагогической деятельности

3

1.4.

Основные теоретические положения

4

1.5.

Практическая значимость  методической разработки

4

Раздел 2.  

Режиссерская игра, как вид детской деятельности

5

2.1

Режиссерская  игра и ее отличительные особенности

5

2.2.

Возрастные особенности развития режиссерской игры у детей

6

2.3.

Значение режиссерских игр в развитии ребенка-дошкольника

7

Раздел 3.

Организация педагогического руководства режиссерской игрой

10

3.1.

Подходы к руководству режиссерской игрой

10

3.2.

Макет как элемент предметной среды  для режиссерской  игры дошкольников 

10

4.

Заключение

13

5.

Литература

14

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

  1. Актуальность проблемы  формирования и педагогической поддержки режиссерских игр

    Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, "врастания в культуру". Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Л.С. Славина,  А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

  Наиболее характерными играми дошкольников являются сюжетно-ролевые игры. Проблемы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста исследовались в работах Е. А. Аркина, А.В.Запорожца, Д. В. Менжерицкой, А. П. Усовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В.  Давыдова и других авторов.

  Одним из видов сюжетно-ролевых игр является режиссерская игра. Исследователи режиссерской игры – Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, И. Л. Кириллов, О.В. Солнцева и др.

    В современной практике воспитания дошкольников наметился крен в сторону более раннего обучения, в результате чего происходит вытеснение самодеятельной игры из жизни ребенка, что ставит под угрозу полноценное развитие его личности. Актуальность проблемы состоит в том, что специалистам, работающим в детских садах, приходиться сталкиваться с "вымиранием" режиссерской игры как выражением способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках. Требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра (по собственному замыслу ребенка) в повседневной жизни детей, посещающих сад, практически отсутствует.

   А ведь именно режиссерская игра является фундаментом игровой деятельности ребенка. Именно режиссерская игра детей влияет на то, будет ли ребенок играть самостоятельно и с другими детьми. Поэтому очень важно вовремя уделять режиссерской игре детей особое внимание. «Не доиграв» в режиссерскую игру, ребенок столкнется с трудностями в проявлении творческих навыков, в краткосрочном  и долгосрочном планировании, в  организации самостоятельной и совместной деятельности. 

    Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована, чем и можно объяснить невнимание ученых к этому виду игр. Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в ДОУ не должно быть игр одиночных.  Был иным социальный заказ общества и только теперь, когда наука повернулась к личностно-ориентированной модели воспитания, ученые обратились к режиссерской игре. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, определенные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок будет проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (в том числе – игре);  обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации.

1. 2. Цели и задачи методической разработки

     Цель методической разработки – определить условия формирования и педагогической  поддержки режиссерских игр для развития у детей способности к организации самостоятельной и совместной деятельности.

Задачи:

1. Рассмотреть режиссерскую игру, как один из видов сюжетных игр дошкольников.

2. Раскрыть возрастные особенности в развертывании сюжета игры детьми  дошкольного возраста.

3. Описать  методику развития режиссерской игры Кириллова И.л.

4. Определить условия организации предметно-игровой среды, способствующие свободному проявлению индивидуальных особенностей ребенка в организации режиссерской игры.

1.3.  Основная идея педагогической деятельности

    Основная  педагогическая  идея  методической разработки состоит в том, что в режиссерской игре детей  дошкольного возраста проявляются возрастные  особенности в развертывании сюжета игры, которые могут быть обеспечены за счет организации предметно-игровой среды (определенных сочетаний сюжетообразующего игрового материала).

1.4. Основные теоретические положения

    Теоретико-методологическую основу методической разработки составили психолого-педагогические теории и концепции развития игровой деятельности у дошкольников отечественной психологии и педагогики.

   В первую очередь, это положение о том, что развитие игровой деятельности ребенка связано с формообразующими влияниями среды (Г.П. Щедровицкий, Н.Я. Михайленко и др.). Игровая деятельность складывается у ребенка в результате стихийных или целенаправленных воздействий среды, которую образуют специфические игровые образцы и предметно-игровая среда.

   Концепция формирования игры в дошкольном детстве Н.Я. Михайленко показывает, что наиболее полно ребенок овладевает игровой деятельностью, если ему целенаправленно и поэтапно передаются усложняющиеся средства (способы) построения игры. Для старшего дошкольного возраста задача целенаправленного формирования игры связывается (в соответствии с закономерностями становления игры) с формированием общего способа творческого построения сюжета игры - сюжетосложения. Концепция Н.Я. Михайленко ориентирована на основные тенденции становления игры в дошкольном детстве; в рамках этой концепции разработана система педагогических приемов, продвигающих ребенка от одного этапа становления игры к следующему, более высокому.

  Концепция Кириллова И.Л. о влиянии макета игрового пространства  в сочетании с другим сюжетообразующим материалом на сюжетную игру детей старшего дошкольного возраста. Она  говорит о том, что различного рода игровой материал, организующий целостное игровое пространство, может оказывать влияние на уровень связности игры детей старшего дошкольного возраста, позволяя им развернуть сюжет на основе достаточно широкого диапазона линий его развития.

1.5. Практическая значимость  методической разработки

 

Практическая значимость методической разработки  состоит:

-  в разработке  путей организации режиссерской игры в группах детей  дошкольного возраста детского сада на основе принципов возрастного и индивидуально-дифференцированного подходов.

- в определении условий, способствующих продвижению детей в самостоятельной игре к уровню сюжетосложения и позволяющие поддерживать их  способность к  организации самостоятельной и совместной деятельности

РАЗДЕЛ 2.  

Режиссерская игра, как вид детской деятельности

2.1 Режиссерская  игра и ее отличительные особенности

 

    Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е. Кравцова). Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр.

В силу своего своеобразия она представляет особый интерес, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.

Особенности режиссёрской игры

1. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры ребенка - неодушевленные предметы (игрушки, их заместители), которые не имеют своих желаний, интересов, претензий.

2.     Игрушки и предметы, которые ребёнок выбрал для игры, выполняют как прямую, так и переносную функции. Говоря другими словами, очень часто в режиссёрских играх ребёнком используются так называемые предметы-заместители. Например, диванная подушка превращается в лошадь, на которой ребёнок скачет в дальнее путешествие, или расчёска становится микрофоном для куклы, которая даёт концерт на сцене (в роли которой выступает диван) и т.д.

3.     Как правило, в детской режиссёрской игре используется много персонажей, но действует ребёнок только с 3 – 4 игрушками. Например, в игре в «Концерт» ребёнок рассаживает много игрушек, выполняющих роль зрителей, а также артистов, но играет он только с активными «артистами», которые выступают, остальные игрушки занимают пассивную позицию в «зрительном зале».

4. В ходе режиссерской игры ребенок выступает в роли режиссера, проектируя действия, придумывая, чем будут заниматься его игрушки, как будет развиваться сюжет событий, каким будет его финал. Именно сам ребенок выполняет роли каждой игрушки, придумывает имена, выбирает главных героев, положительных и отрицательных героев, а также устанавливает главные правила игры. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. 

5. Ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которой лежит личный опыт ребёнка. Как правило, в игре отражено событие, которое произвело на ребёнка неизгладимое впечатление (например, посещение детской поликлиники, или празднование дня рождения, или какое-то уличное происшествие). Очень часто сюжетом игры становятся знания ребёнка, полученные из мультфильмов, сказок, детских передач или рассказов других людей. Ребёнок в режиссёрской игре сам придумывает сценарий к своему «спектаклю», сам подбирает исполнителей ролей и сам исполняет за них роли.

6.     Главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка. Ребенок выразительно подражает взрослым. В речи ребёнка за время игры могут меняться интонация, громкость, темп, ритм высказываний.

2.2. Возрастные особенности развития режиссерской игры у детей

       

       Психологические исследования показывают, что первые игры детей — это режиссерская предметная игра-манипуляция.  

      После 2,5 лет активно начинает работать воображение. С 2,5-3 лет ребенок с удовольствием начинает разыгрывать небольшие сюжеты с мелкими игрушками. Учится придумывать сюжет, озвучивать героев и наблюдать за этим. Он становится режиссером своего маленького спектакля. Это и есть начало игры у ребенка.

     В начале 4 года жизни режиссерская игра является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа. Но у ребенка 3-4 лет уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (например, машина - кубик), начинается становление режиссерской игры как способности объединять различные предметы-заменители единым сюжетом и руководить созданной воображением ребенка ситуацией, развитие которой подчинено его собственному замыслу.

     На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). Этот процесс так увлекает малыша, что он уже не желает принимать в игру не только взрослых, но и ровесников. Самостоятельно создает сюжет и проживает все роли. И ему не нравится, когда за его действом наблюдают со стороны. Теперь он — главный режиссер. А режиссерская игра индивидуальна, ребенок здесь часто не нуждается в партнерах-ровесниках, ему нужно самому почувствовать себя творцом. На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.

      В старшем дошкольном возрасте происходит заметный рост игровых умений. Режиссерская игра, возникающая в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которая наблюдается  у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребенок исполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани – волком и т. д. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми. Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте приобретает коллективный характер. Правда, участников в ней не много – не более двух – четырех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись, необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности.

2.3. Значение режиссерских игр в развитии ребенка-дошкольника

     Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста.

    В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения.  Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

     Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

      Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Ребенок, подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.

    Режиссерская игра - естественное средство, обеспечивающее познание и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника, становление самостоятельности. В этом виде игр дети переходят к развернутому планированию игровых событий, в речь включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий. Оно основано на развертывании последовательности целостных игровых ситуаций. Важно, что создание целостных воображаемых ситуаций в режиссерской игре открывает путь для перехода старших дошкольников к игре с правилами – ведущему на данном этапе виду игровой деятельности.              

      Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообразен: это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры – символической деятельности.

       Для детей  важно быть «творцом в игре»: развивать свой сюжет и реализовывать свой замысел. Здесь у ребенка зарождается инициативность и собственный смысл.

       По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все  способности к организации самостоятельной и совместной деятельности.

РАЗДЕЛ 3.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА

РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРОЙ

3.1. Подходы к руководству режиссерской игрой

Существует несколько подходов к руководству режиссерской игрой. Среди них:

1. Методика руководства режиссерскими играми Солнцевой О.В. В своих работах автор выделяет две технологии организации игр.

а. Педагогическая технология организации режиссерских игр на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры).

б. Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений.

2. Методика руководства режиссерскими играми Кравцовой Е.Е.. Тоже строится на разыгрывании заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес.

3. Методика руководства режиссерскими играми Кириллова  Ивана Львовича.

    Методика Кириллова И.Л., на наш взгляд, является наиболее доступной и интересной. Автор методики выделяет следующие основные составляющие развития режиссерских игр у старших дошкольников:

 1. Чтение художественной литературы.

 2. Просмотр разнообразных мультфильмов.

3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой

 4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы- персонажи, предметы-действия).

   Особенностью методики И.Л. Кириллова является  использования макетов для режиссерских игр детей. Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира. Макет должен быть универсальным, тематически многозначным, т.е. отражать множество сюжетов. Автор выделяет следующие типы макетов:

1.макет-модель (крепость – замок, кукольный дом, дворец).

 2. макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова и т.п.).

Считается, что на 1 год оптимально использовать 4 макета: 2 модель-макета, 2- макета-карты.

3.2. Макет как элемент предметной среды

для режиссерской  игры дошкольников 

     Развертывание новых последовательностей сюжетных событий, а также согласованное сюжетное движение детей в совместной игре облегчается, если во всем многообразии предметного материала присутствует маркер пространства воображаемого мира (Н.Короткова, И.Кириллов). 
Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть не что иное, как макет, т.е. уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического). 
«Универсальные» макеты – тематически многозначные (условно-обобщенные) маркеры игрового пространства, обслуживающие широкий диапазон сюжетов, преобладающих в их свободной самостоятельной игре детей  дошкольного возраста. 

«Универсальные» макеты условно можно разделить на два типа: 
1) макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов; 

2) макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. 
К первому типу относятся «кукольный дом» и «крепость-замок/дворец»; ко второму типу – «улицы города/дороги» и ландшафтный макет (обозначающий обобщенное «природное» пространство). 
«Универсальные» макеты могут служить основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. 

«Универсальный» макет – это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает» - наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов, возникающих по поводу этого знака. Достоинство (педагогическая ценность) «универсального» макета состоит в том, что он допускает вариативное использование. Наполнение-дополнение макета осуществляют сами дети, используя мелкий предметный материал, но воспитатель может помочь им, предлагая те или иные сочетания игровых предметов.

   Необходимы  различные варианты наполнения макетов, направляющие игру детей в то или иное русло и активизирующие ее. Для обыгрывания макета дети во всех случаях нуждаются в полифункциональном материале. Это всевозможные мелкие предметы, которые, в зависимости от детских замыслов, могут стать заместителями недостающих игрушек (чурочки, катушки, мелкие коробочки, разрозненные мелкие детали строительных наборов, палочки, веревочки, мелкие лоскутки и пр.). 
    «Оживает» макет, когда в нем появляются обитатели воображаемого «мира», т.е. для игры необходимы фигурки-персонажи.  Это могут быть тематически многозначные персонажи – условно-обобщенные фигурки человечков и животных, многозначные предметы (платформа на колесиках, условный кораблик и т.п..  Такой комплект предоставляет полную свободу детским замыслам, создавая предметные опоры для  сюжета. Фигурки человечков ребенок может превратить в любой персонаж, так же, как конкретизировать макет – обозначить его в соответствии с собственным замыслом (это будет… дворец, крепость в стране лилипутов и пр.). 
Развертывание игры с макетом и объединение детей в ней облегчаются, если в качестве обитателей воображаемого «мира» предлагается набор тематически определенных персонажей и предметов, обозначающих их действия, например солдатики (богатыри, рыцари и т.п.) и пушки для них или царь (со свитой) и карета. Такое сочетание игровых предметов как бы предлагает детям превратить универсальный макет в тематически определенный, в зависимости от характера персонажей (крепость русских богатырей или немецких рыцарей или замок сказочного короля и т.п.). Недостающие по смыслу предметы подбираются из полифункционального материала, в зависимости от того, насколько детально ребенок хочет «определить» свой воображаемый мир.

   Тематическое определение макета-карты (т.е. превращение его в конкретный «мир») может быть осуществлено не только за счет тематических фигурок-персонажей, но и за счет введения тематически определенных дополнительных маркеров пространства.  Ландшафтный макет-карта превращается в сказочный дремучий лес, если дополнить его избушкой на курьих ножках для Бабы-Яги, а макет «Улицы города» превращается в космодром, если взамен домов поставить несколько ракет для космонавтов-роботов, и т.п. 

В зависимости от уровня игры детей воспитатель может подбирать к макетам или многозначных (условно-обобщенных) персонажей, или тематически определенных, или их сочетания, периодически заменяя их на новые (по мере исчерпания интереса детей к ним). Накапливающиеся наборы персонажей и антуража к макетам должны сохраняться и быть доступными для свободного выбора детей. 

      Макет следует отличать от постройки из кубиков (строительного материала), которая возводится детьми и также используется ими как маркер игрового пространства. Макет – это фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, может сохраняться длительное время и в любой момент использоваться детьми для игры.  Макеты могут быть изготовлены из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума, клеенки и других подходящих материалов. 

     Внесение тех или иных элементов игрового материала к макетам так же, как и подбор самих макетов для данной группы детей, воспитатель может осуществлять, руководствуясь наблюдениями за свободной детской игрой, подхватывая возникающие у детей игровые замыслы, для развития которых макет мог бы стать предметной опорой. Два-три «универсальных» макета имеет смысл держать в групповом помещении постоянно, время от времени обновляя населяющих их персонажей и антураж, в зависимости от ситуации. 

Обитатели-персонажи, дополнительный антураж, который позволяет превратить «универсальный» макет в конкретное игровое пространство, в соответствии с тематикой, увлекающей детей в данный момент, могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материала). 

В этом смысле макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры).

4.Заключение

    Таким образом, режиссерская игра представляет собой основную форму индивидуальной игры дошкольников в возрасте от двух с половиной до семи лет.  Умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.

Педагогическая ценность режиссёрских игр состоит в том, что они:

- способствуют социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;

- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству.

   А самое главное, развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации.

Литература

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - N 6.

2. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.,1990.

 3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., Просвещение, 1996.

4.  Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2000.

 5. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение Сюжетных игр детей. – СПб. Речь; М. Сфера, 2010

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М. Педагогика, 1978

Ссылки

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=603692

http://festival.1september.ru/articles/625610/

http://xn--80aaivjfyj3e.com/doshkolnoe-obrazovanie/suschnost-rejisserskih-igr-123661.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/07/razvitie-rezhisserskoy-igry-u-starshikh-doshkolnikov

http://deti-v-semje.org/ru/content/stages-of-game

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=603692

http://semeynoe.com/magazine/theory/pedagogy/etapy-igry/

https://dohcolonoc.ru/cons/2343-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-tema-rezhissjorskaya-igra-doshkolnika.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка» Методическая разработка (описание современного метода обучения) « Формирование и педагогическая поддержка режиссерских игр для развития у детей способности к организации самостоятельной и совместной деятельности» Воспитатель Мунгалова В.С.

Слайд 2

Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Слайд 3

Сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста исследовались в работах Е. А. Аркина, А.В.Запорожца, Д. В. Менжерицкой , А. П. Усовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и других авторов. Режиссерская игра- вид сюжетно-ролевой игры Исследователи режиссерской игры – Е. М. Гаспарова , Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, И. Л. Кириллов, О.В. Солнцева и др.

Слайд 4

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (в том числе – игре); обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры , различает условную и реальную ситуации

Слайд 5

Цели и задачи методической разработки Цель методической разработки – определить условия формирования и педагогической поддержки режиссерских игр для развития у детей способности к организации самостоятельной и совместной деятельности. Задачи: 1. Рассмотреть режиссерскую игру, как один из видов сюжетных игр дошкольников. 2. Раскрыть возрастные особенности в развертывании сюжета игры детьми дошкольного возраста. 3. Описать методику развития режиссерской игры Кириллова И.л. 4. Определить условия организации предметно-игровой среды, способствующие свободному проявлению индивидуальных особенностей ребенка в организации режиссерской игры.

Слайд 6

Основная идея педагогической деятельности В режиссерской игре детей дошкольного возраста проявляются возрастные особенности в развертывании сюжета игры, которые могут быть обеспечены за счет организации предметно-игровой среды (определенных сочетаний сюжетообразующего игрового материала).

Слайд 7

Теоретико-методологическая основа методической разработки

Слайд 8

Практическая значимость методической разработки в разработке путей организации режиссерской игры в группах детей дошкольного возраста детского сада на основе принципов возрастного и индивидуально-дифференцированного подходов. в определении условий, способствующих продвижению детей в самостоятельной игре к уровню сюжетосложения и позволяющие поддерживать их способность к организации самостоятельной и совместной деятельности

Слайд 9

Режиссерская игра это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их.

Слайд 10

Особенности режиссёрской игры 1. Партнеры ребенка - неодушевленные предметы (игрушки, их заместители), которые не имеют своих желаний, интересов, претензий. 2. Игрушками и предметами, которые ребёнок выбрал для игры могут быть как настоящие игрушки, так и предметы-заместители. 3. Как правило, в детской режиссёрской игре используется много персонажей, но действует ребёнок только с 3 – 4 игрушками. 4. В ходе режиссерской игры ребенок выступает в роли режиссера, проектируя действия, придумывая, чем будут заниматься его игрушки, как будет развиваться сюжет событий, каким будет его финал. 5. Ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которой лежит личный опыт ребёнка. 6. Главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка.

Слайд 11

Значение режиссерских игр в развитии ребенка-дошкольника В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует. Для детей важно быть «творцом в игре»: развивать свой сюжет и реализовывать свой замысел. Здесь у ребенка зарождается инициативность и собственный смысл.

Слайд 12

Подходы к руководству режиссерской игрой 1. Методика руководства режиссерскими играми Солнцевой О.В. В своих работах автор выделяет две технологии организации игр. Педагогическая технология организации режиссерских игр на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры). Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений. 2. Методика руководства режиссерскими играми Кравцовой Е.Е.. Тоже строится на разыгрывании заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес. 3. Методика руководства режиссерскими играми Кириллова Ивана Львовича.

Слайд 13

Методика Кириллова И.Л Основные составляющие развития режиссерских игр у старших дошкольников: 1. Чтение художественной литературы. 2. Просмотр разнообразных мультфильмов. 3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой 4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы- персонажи, предметы-действия).

Слайд 14

Методика Кириллова И.Л Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира. Макет должен быть универсальным, тематически многозначным, т.е. отражать множество сюжетов. Автор выделяет следующие типы макетов: 1.макет-модель (крепость – замок, кукольный дом, дворец). 2. макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова и т.п.).

Слайд 15

Макет по ПДД

Слайд 16

Педагогическая ценность режиссёрских игр способствуют социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки; помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм; помогают приобрести навыки и умения, необходимые для органи­зации самостоятельной театральной деятельности; являются средством формирования у ребенка адекватной самооцен­ки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению; помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей , игровому творчеству.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



Предварительный просмотр:

1 слайд  Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться Мунгалова Вероника Сергеевна.  Представляю вам свою методическую разработку  «Формирование и педагогическая поддержка режиссерских игр для развития у детей способности к организации самостоятельной и совместной деятельности»

2  слайд  Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, "врастания в культуру". Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста.

Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

3 слайд  Наиболее характерными играми дошкольников являются сюжетно-ролевые игры. Проблемы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста исследовались в работах Е. А. Аркина, А.В.Запорожца, Д. В. Менжерицкой, А. П. Усовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В.  Давыдова и других авторов.

  Одним из видов сюжетно-ролевых игр является режиссерская игра. Исследователи режиссерской игры в нашей стране – Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, И. Л. Кириллов, О.В. Солнцева и др.

Актуальность проблемы состоит в том, что специалистам, работающим в детских садах, приходиться сталкиваться с "вымиранием" режиссерской игры как выражением способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.

Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована.  Был иным социальный заказ общества и только теперь, когда наука повернулась к личностно-ориентированной модели воспитания, ученые вновь обратились к режиссерской игре.

4 слайд Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, определенные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок будет проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (в том числе – игре);  обладать развитым воображением; владеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации.

5 слайд Цели и задачи методической разработки

     Цель нашей методической разработки – определить условия формирования и педагогической  поддержки режиссерских игр для развития у детей способности к организации самостоятельной и совместной деятельности.

Задачи:

1. Рассмотреть режиссерскую игру, как один из видов сюжетных игр дошкольников.

2. Раскрыть возрастные особенности в развертывании сюжета игры детьми  дошкольного возраста.

3. Описать  методику развития режиссерской игры Кириллова И.л.

4. Определить условия организации предметно-игровой среды, способствующие свободному проявлению индивидуальных особенностей ребенка в организации режиссерской игры.

6 слайд Основная идея педагогической деятельности

    Основная  педагогическая  идея  методической разработки состоит в том, что в режиссерской игре детей  дошкольного возраста проявляются возрастные  особенности в развертывании сюжета игры, которые могут быть обеспечены за счет организации предметно-игровой среды.

7 слайд Основные теоретические положения

Основными концепциями формирования режиссерской игры являются:

 - концепция Г.П. Щедровицкого, что развитие игровой деятельности ребенка связано с формообразующими влияниями среды

- концепция Н.Я. Михайленко, что наиболее полно ребенок овладевает игровой деятельностью, если ему поэтапно передаются усложняющиеся способы построения игры.

- Концепция Кириллова И.Л. о влиянии макета игрового пространства  в сочетании с другим сюжетообразующим материалом для свободного развертывания игрового сюжета.

8 слайд Практическая значимость  методической разработки

 

Практическая значимость методической разработки  состоит:

-  в разработке  путей организации режиссерской игры в группах детей  дошкольного возраста детского сада на основе принципов возрастного и индивидуально-дифференцированного подходов.

- в определении условий, способствующих продвижению детей в самостоятельной игре к уровню сюжетосложения и позволяющие поддерживать их  способность к  организации самостоятельной и совместной деятельности.

9 слайд Режиссерская  игра и ее отличительные особенности

 

    Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их.

Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр.

В силу своего своеобразия она представляет особый интерес, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.

10 слайд Особенности режиссёрской игры

1. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры ребенка - неодушевленные предметы (игрушки, их заместители), которые не имеют своих желаний, интересов, претензий.

2.     Игрушки и предметы, которые ребёнок выбрал для игры, выполняют как прямую, так и переносную функции. Например, расчёска становится микрофоном для куклы и т.д.

3.    В детской режиссёрской игре используется много персонажей, но действует ребёнок только с 3 – 4 игрушками. Например, в игре в «Концерт» ребёнок играет только с 3-4 активными «артистами», которые выступают, остальные игрушки занимают позицию в «зрительном зале».

4. В ходе режиссерской игры ребенок выступает в роли режиссера, сам выполняет роли каждой игрушки, придумывает имена, выбирает главных героев, положительных и отрицательных, а также устанавливает главные правила игры.

5. Ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которой лежит личный опыт ребёнка. Очень часто сюжетом игры становятся знания ребёнка, полученные из мультфильмов, сказок, детских передач или рассказов других людей. Ребёнок в режиссёрской игре сам придумывает сценарий к своему «спектаклю», сам подбирает исполнителей ролей и сам исполняет за них роли.

6.     Главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка. Ребенок выразительно подражает взрослым. В речи ребёнка за время игры могут меняться интонация, громкость, темп, ритм высказываний.

11 слайд Значение режиссерских игр в развитии ребенка-дошкольника

  • В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения.
  • Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность.
  • Режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.
  •  Для детей  важно быть «творцом в игре»: развивать свой сюжет и реализовывать свой замысел. Здесь у ребенка зарождается инициативность и собственный смысл.

12 слайд Подходы к руководству режиссерской игрой

Существует несколько подходов к руководству режиссерской игрой. Среди них:

1. Методика руководства режиссерскими играми Солнцевой О.В., которая предлагает две технологии организации игр:

- на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры).

- по мотивам литературных произведений.

2. Методика руководства режиссерскими играми Кравцовой Е.Е. Эта методика строится на разыгрывании заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес.

3. Методика руководства режиссерскими играми Кириллова  Ивана Львовича.

    13 слайд Нас заинтересовала методика Кириллова И.Л., которая  является наиболее доступной и интересной для дошкольников. Автор методики выделяет следующие основные составляющие развития режиссерских игр:

 1. Чтение художественной литературы.

 2. Просмотр разнообразных мультфильмов.

3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой

 4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы- персонажи, предметы-действия).

   14 слайд Особенностью методики И.Л. Кириллова является  использования макетов для режиссерских игр детей. Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.

Макет – это фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, может сохраняться длительное время и в любой момент использоваться детьми для игры.  Макеты могут быть изготовлены из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума, клеенки и других подходящих материалов. 

Макет должен быть универсальным, тематически многозначным, т.е. отражать множество сюжетов. Автор выделяет следующие типы макетов:

1.макет-модель (крепость – замок, кукольный дом, дворец).

 2. макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова и т.п.).

15 слайд На слайде представлен наш макет по ПДД, который мы сделали для развертывания режиссерской игры с детьми средней группы. 

16 слайд Педагогическая ценность режиссёрских игр состоит в том, что они:

- способствуют социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость.

- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству.

   А самое главное, развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации.

17слайд  Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка»

Конспект

организованной образовательной деятельности

в ходе режимных моментов:

режиссерская игра «Ферма»

Средняя группа

Составила: воспитатель Мунгалова В.С.

Цель: формировать  умения переносить свои знания о ферме в условный план игры с макетом.  Создавать сюжет игры, принимать на себя   роли в игровой ситуации.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей объединяться в игре, выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом.

2. Закрепить знания   детей  о  профессии  фермера (человек, который содержит скот и выращивает для них овощи и зерно).

3. Закрепить знания детей о домашних животных и способах ухода за ними.

4. Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки;

5. Активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление;

6. Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры.

7. Развивать у детей интерес к режиссёрским играм.

Материалы и оборудование:

Фермеры; животные: коровы, свиньи, собаки.

Грядки для выращивания овощей, тележки, корыта для корма, инвентарь (лопаты, пила, молоток и т.д).

Баки для переноски овощей, бочки для воды, морковь, зерно.

Предварительная работа:

- Рассматривание картины с детьми «Ферма».

- Беседа о работе фермера "Что значит заботиться о животных".

-Рассматривание картинок  и иллюстраций из демонстрационного материала  «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты»,

Ход игровой деятельности

Этапы игры

Деят-ть педагога

Деят-ть детей

Вводная часть

Здравствуйте ребята! Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

Попробуйте отгадать.

«Есть чудо-двор в деревне

Двор то не простой.

Нет там лестниц и качелей,

Нет песочниц с детворой.

Зато гуляют: лошадь

Корова и коза.

 Под солнцем на песочнице

Свинья лежит с утра.

Там человек содержит

Животных в дождь и снег.

Там кормит их и поит,

Хороший человек»

Ребята, а как двор этот называют?

В: Правильно дети ферма – это место, где человек содержит скот и выращивает для них овощи и зерно. (рассматривают ферму, что есть)

Вопросы:

  1. Какие животные живут на ферме?

  1. Как можно назвать этих животных?
  2. Почему мы их называем домашние?
  3. Как называют человека, который         выращивает домашних животных и корм для них? 

Да фермер – это человек, который содержит скот и выращивает для них овощи и зерно.

Какую работу выполняет фермер на ферме?

В: И на нашей ферме тоже есть фермеры. (воспитатель выставляет фигурки фермеров).

Фермеру нужно много оборудования и разных предметов для труда. Возьмите по одному предмету и скажите, что это и зачем нужно?

Теперь возьмите инструменты и скажите, для чего они нужны фермеру?

Да

Ферма

(дети отвечают, а воспитатель выставляет животных)

Домашние

Потому что за ними ухаживает человек, они не могут прожить без человека

Фермер

 выгоняет и загоняет скот, кормит животных, поит водой, работает на огороде, …

тележки чтобы возить , кормушки для корма , бочки для воды

лопата, молоток, пила, канистра

Основная часть

А вы хотите сейчас стать фермерами? Тогда выберите себе любую фигурку фермера.

Давайте договоримся,  кто что будет делать?

Что вам для этого нужно?

Работа на ферме начинается рано утром, на восходе солнца, а заканчивается после его захода.

Представьте, что наступило утро, и на ферме вы начали  работу.

Рабочий день подходит к концу, весь скот  надо загонять на ферму, убирать инструменты на место.

(дети выбирают себе занятие)

(дети называют оборудование и инструменты)

(дети играют).

Заключительная часть

Кем вы сегодня были?

Понравилось ли вам быть фермерами?

Как вы работали?

Сможете ли вы научить играть в Ферму других детей нашей группы?

Ответы

дружно, помогали