Социальный интелект

Мунгалова Вероника Сергеевна

Материалы мини-страницы позволяют педагогу создать условия для развития  социального интеллекта старших дошкольников через диалоговое воспитание для обеспечения адекватного приспособления в межличностных взаимосвязях.  

 

Новые формы дошкольного образования » Детский сад № 37

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие

Тема: «Давайте жить дружно».

Цели:

  1. Создание условий для раскрытия каждым воспитанником своих знаний по социальному интеллекту.
  2. Привлечение родителей к активному участию в совместном мероприятии,к играм.
  3. Оптимизация детско-родительских отношений.

Материал: кукла

Ход:

Дети и родители сидят  на стульчиках полукругом.

Ведущий  1: Здравствуйте дети, здравствуйте родители.

Если взять Любовь и Верность,
К ним добавить чувство Нежность,
Все умножить на года,
То получится — СЕМЬЯ! В семье все любят и уважают друг друга, каждый день  дарят ласковые слова. Давайте  родители скажем  комплименты своим детям.

Упражнение « наяву, а не во сне»

Каждый ребенок по очереди выходит в центр круга и спрашивает своих родителей «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» А мама или папа ответят своему ребенку на вопрос.

Ведущий  2:Уважаемые родители! Весь год мы занимались с детьми  по программе «Очень важный разговор». Занятия проходили в форме бесед, на которых мы говорили о хороших и плохих поступках, об отношениях детей с родителями и сверстниками, о познании себя.

К нам на беседы приходила героини. Ребята, давайте расскажем родителям,  кто эти герои?  (дети называют, а ведущий достает кукол и сажает)

Правильно, главные  герои  наших  бесед - девочка Света и ее кукла Мила.  В каждом занятии Света рассказывала детям, какие истории произошли с ней. И ребята вместе со Светой и Милой разбирали эти истории и находили правильный выход из создавшихся ситуаций. Сегодня мы вместе вспомним,  о чем мы говорили со Светой и Милой.

Ведущий  1:

- Ребята,  ответьте, пожалуйста,  на такие вопросы:

- Все дети одинаковые или разные? (разные)

- Чем мы отличаемся друг от друга? (одеждой, характером, способностями, именами,интересами, есть мальчики и девочки, ростом…)

- Родители, помогите детям, скажите,  чем еще они отличаются? (родители отвечают …)

- Вы все отличаетесь друг от друга,  у вас у всех свои особенности.

- Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Про Диму».

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «Про Диму»

- Как надо относиться к тем детям, которые на нас не похожи?

- Итак, уважаемые родители, мы с  детьми выяснили, чтонесмотря на то, что все люди очень разные и  у каждого есть свои особенности,  мы должны уважать каждого человека.C:\Users\user\Desktop\род.любовь2.jpg

Ведущий  2:

- На беседах мы рассматривали картинки с разными ситуациями. Вот, например, вот такая картинка. Мама  ведет  сына за руку домой, а он упрямится, хочет гулять.

Маме  тяжело, она устала,  потому что у нее много тяжелых покупок.

- Ребята, что мы узнали? Чье дело важнее: мамы или сына?

- Как надо правильно поступить ребенку?

- Правильно, детям нужно учитывать не только свои желания, но, в первую очередь,  интересы и дела  родителей.

Ведущий  1:

Игра «Чья вещь»

Я приглашаю вас поиграть, дружно вставайте и играть начинайте.

У воспитателя в руках коробочка с вещами  каждого ребенка и одна чужая.

- Сначала выберем водящего с помощью считалки. Соня, посчитай нас. Водящим будет…   Сейчас водящий будет доставать по одной вещи из коробочки и спрашивать у вас, чья это вещь.  Тот чья это вещь говорит:  «Это моя…»

Когда водящий достанет ничью вещь, дети должны определить, что это вещь чужая.  

- Можем ли пользоваться чужими вещами, игрушками без спроса?

- Почему?

Вывод: Мы с вами узнали,что вещи бывают своими и чужими. Своими вещами мы можем распоряжаться, а чужими только с разрешения хозяина. И человек не должен обижаться, если ему не дали чужую вещь.

Ведущий  2:

На занятиях мы узнали, что нам обязательно нужны правила поведения. Они нам говорят, что можно делать, а чего делать нельзя. Правила поведения определяют, как себя нужно вести в разных ситуациях.

Презентация «Правила поведения»

Слайд 2

- Какое правило  не знает зайчик ?

Слайд 3

- Правило: Обращайся с книжками аккуратно.

Не рви и не пачкай страницы.

Слайд 4

- Какое правило  нарушают волчата?

Слайд 5

- Правило: Не играй во время еды. Не разговаривай во время еды.  Пережевывай пищу с закрытым ртом.

Слайд 6

- Почему мышка не может найти свою туфельку?

- Какое правило она не знает?

Слайд 7

- Правило: Соблюдай чистоту в комнате.

Клади все вещи на свои места.

- Значит, ребята, правила нужны?

- Где нужны правила поведения? (на улице, в группе, дома в гостях …)

- О чем говорят правила?(Правила  говорят как правильно себя надо вести.)

Вывод: Итак, мы с вами решили, что правила поведения нужны. Они нам говорят, что можно делать, а чего делать нельзя. Правила поведения определяют, как себя нужно вести в разных ситуациях.

Ведущий  1:

-  Дорогие родители, давайте разберемся, какой поступок правильный и хороший: сказать правду или солгать?

Посмотрите на картинку и послушайте рассказ об этом мальчике.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Правда превыше всего»

«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел.
Отец пришел и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик задрожал от страха и сказал: - Я.
Отец сказал: - Спасибо, что правду сказал».

- Скажите, почему  отец его не наказал, а поблагодарил. За что?

- Уважаемые родители, что делаете вы, когда дети говорят вам правду?

- Говорить правду- это хороший или плохой поступок?

- Как называют  человека, который говорит правду?

Вывод: Мы с вами пришли к выводу, что говорить правду – это хороший поступок, даже если тебе очень стыдно и страшно признаться. И если ты говоришь правду, то ты честный человек.

Ведущий  2:

Света и Мила научили нас еще многому хорошему: как нужно относится к другим, как  надо себя вести, почему у человека бывает хорошее или плохое настроение, про внешнюю и внутреннюю красоту  и мир человека. А самое главное , что все должны дружно жить друг с другом.

Мы предлагаем вам посмотреть короткий видеоролик  «Шестеренка»

Уважаемые родители, дети  дарят вам подарки: сердца из шестеренок , чтобы вы крепко держались друг за друга,  ценили свою семью.(Дети дарят шестеренки).

До новых встреч.

Красное сердце с зубчатыми колесами. механический силуэт человеческого  сердца. сердце из шестеренок. векторная иллюстрация. | Премиум векторы



Предварительный просмотр:

История 8

Тема: «Правила поведения. Назначение правил поведения».

Цель: Сформировать у детей общее представление  о правилах поведения: правила поведения определяют, как себя нужно вести в разных ситуациях.

Задачи:

  • Донести до детей мысль, что правила поведения нужны. Они нам говорят, что можно делать, а чего делать нельзя.
  • Продолжать учить соблюдать правила поведения в играх и в повседневной жизни.
  • Воспитывать  навыки правильного  поведения.

Материал: двекуклы, картинки – правила поведения в игре, презентация о правилах поведения.

Основные приемы и методы работы:

Беседа.

Словесная игра.

Физминутка.

Показ картинок-правил.

Просмотр презентации.

Самостоятельная работа детей в подгруппах.

Ход:

I. Введение в ситуацию.

- Ребята, вы любите играть?

- Я вам предлагаю сыграть  в игру «Не ошибись, пожалуйста». Я буду просить вас выполнять разные движения. Но в игре есть одно правило: вы будете выполнять  движения только тогда, когда я скажу слово «пожалуйста». Если я не скажу «пожалуйста», то вы ничего не делаете. Кто нарушит это правило, тот садится на стульчик.

- Встаньте, пожалуйста!

- Поднимите руки, пожалуйста!

- Покружитесь.

- Пожалуйста, похлопайте в ладоши.

- Попрыгайте тихонечко, пожалуйста.

- Потопайте.

- Руки вперед, пожалуйста.

- Опустите руки, пожалуйста.

- Почему эти ребята победили?

- Какое правило было в этой игре??????

- Давайте, послушаем  историю   девочкиСветы о том, как они с воспитателем составляли правила.

История: «Татьяна Юрьевна — наш воспитатель, наставник и друг.  Сегодня серьезна она. Встала у окна и сказала:

- Ребята, я сказать вам должна...  Нам нужны правила. Вы сами догадаться должны, зачем нам правила нужны.

Мы долго голову ломали. Спорили, кричали, правила составляли. Татьяна Юрьевна довольна. На нас посмотрела, улыбнулась невольно.

- Разрешите, я вам прочитаю правила, которые мы с вами составили:

1.Будем себя и других уважать.

2. Правду всегда говорить.

3. Никого не обижать.

4. Радость друг другу дарить».

- Потому что они выполняли правило игры.

- Делать тогда, когда произносится слово пожалуйста.

II. Актуализация.

- Кто такая Татьяна Юрьевна?

-  Что Татьяна Юрьевна сказала ребятам?

- Как ребята составляли правила?

- Какие правила составили ребята?

- Была ли довольна Татьяна Юрьевна?

-  Воспитатель.

- Нам нужны правила.

- Они спорили. Кричали.

- Будем себя и других уважать.

Правду всегда говорить.

Никого не обижать.

Радость друг другу дарить.

- Да.

III. Затруднение в ситуации.

- Как вы думаете, можно ли  людям жить без правил?

-  А вы можете сказать, что такое правила?

- Давайте поговорим о том, что такое правила, и зачем они нужны.

- Нет. Без правил нельзя жить.

IV. Открытие детьми нового знания.

Презентация «Правила поведения»

Слайд 2

- Посмотрите на эту картинку.

- Что делает этот зайчик?

- Можно ли так поступать?

- Почему?

- Как надо обращаться с книжками?

- Какое правило он не знает?

Слайд 3

- Правило: Обращайся с книжками аккуратно.

Не рви и не пачкай страницы.

Слайд 4

- Что неправильно делают волчата?

- Почему так нельзя поступать?

- Какое правило, они нарушают?

Слайд 5

- Правило: Не играй во время еды. Не разговаривай во время еды.  Пережевывай пищу с закрытым ртом.

Слайд 6

- Почему мышка не может найти свою туфельку?

- Какое правило она не знает?

Слайд 7

- Правило: Соблюдай чистоту в комнате.

Клади все вещи на свои места.

- Значит, ребята, правила нужны?

- Где нужны правила поведения?

- О чем говорят правила?

- Что будет, если правила вдруг исчезнут?

- Что будет, если водители и пешеходы перестанут соблюдать правила дорожного движения?

- Что будет, если мы с вами не будем соблюдать правила поведения за столом?

- Ребята, представьте, мы с вами начали играть в какую-то игру. Можно ли играть в игру, не зная и не подчиняясь правилам?

- Почему правила поведения так важны?

- Достаточно ли того, что ребёнок только знает правила? Почему?

Итак, мы с вами решили, что правила поведения нужны. Они нам говорят, что можно делать, а чего делать нельзя. Правила поведения определяют, как себя нужно вести в разных ситуациях.

Физкультминутка «Правильно-неправильно».

Если правильно, то хлопаем 2 раза, если неправильно, то прыгаем 2 раза.

Поздороваться при встречи.

Толкнуть, и не извиниться.

Уметь выслушать друга.

Разговаривать во время еды.

Сказать до свидания при уходе домой.

Перебивать во время разговора.

Уметь соблюдать на занятии тишину.

Пропускать вперед девочек.

- Зайчик рвёт книгу и делает из неё самолетики.

- Нет, нельзя.

- Книжки рвать нельзя.

- Нужно с ними обращаться аккуратно.

- Обращайся с книжками аккуратно. Не рвать и не пачкай страницы.

- Волчата играют за столом, балуются.

- Потому-что можно подавиться.

- Не играть во время еды.

- Потому-что комната не убрана, все вещи разбросаны.

- Соблюдайте чистоту в комнате.

- Да

- Во время еды, на прогулки и т.д

- Правила, говорят как правильно себя надо вести.

- Все будет плохо. Каждый будет себя вести так, как ему захочется, и поэтому люди будут ругаться.

- Машины разобьются, собьют людей. Будет много аварий.

- Мы будем выглядеть некрасиво, будем чавкать, крошить, толкать друг друга локтями….

- Нет. Игр без правил не бывает.

- Потому что, если не будет правил, мы будем ругаться, сориться. Всё будет плохо.

- Нет, недостаточно.

- Потому что он должен правила не только знать, но и соблюдать.

V. Включение нового знания в систему знаний детей.

- Ребята, я вам предлагаю тоже, как и Света со своими друзьями, составить правила поведения в нашей группе во время игры.

- Мы разделимся на четыре команды. У каждой команды будет картинка. Каждая команда рассматривает картинку и составляет одно правило по этой картинке.

А потом мы с вами все вместе послушает - эти правила и будем их соблюдать во время игр.

Воспитатель разбивает детей на подгруппы и дети выполняют задания в группах. Воспитатель помогает. По окончанию работы организовывает обсуждение.

- Ребята, вы согласны со всеми правилами?

-  Будем их с вами соблюдать!

VI. Осмысление. Итог

- О чем мы сегодня с вами разговаривали?

- Можно ли жить без правил поведения?

- Должны ли мы соблюдать правила поведения?

- Правила поведения нам нужны для того, чтобы мы знали, что можно делать и чего нельзя делать. Правила поведения определяют как себя нужно вести в разных ситуациях.

- Я уверенна, что вы будите стараться их выполнять.

- Давайте попрощаемся с нашей Светой! Скажем ей: До новых встреч!!! Занятие закончено! Молодцы!

- О правилах поведения.

- Нет. Без правил нельзя жить.

- Да, должны.

руководство. педагогический (научно - педагогический) состав / mbdoy.okis.ruПлакаты и картинки: Правила поведения в детском саду

Правила поведения в группе детского сада в картинкахПравила поведения в группе детского сада в картинках



Предварительный просмотр:

12 история

Тема: «Правда. Сказать правду – значит совершить хороший поступок».

Цель: сформировать у детей обобщенные  представления о ценности правды.

Задачи:

1. Уточнить понятие «правда» - «правда – это то, как на самом деле все происходит».

2. Помочь детям понять – говорить правду нужно не боясь, а ложь обходить стороной.

3.  Объяснить,   что говорить правду, просить прощение – это хорошие поступки.

3. Прививать детям желание делать только хорошие поступки.

4. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.

Материал: девочка (кукла) Света, кукла Мила, сюжетная картинка к рассказу Л.Н.Толстого, шкатулка, две картинки с правилами,  фильм  Биневской Т.Н. по рассказу   В.Осеевой «Что легче», Мультфильм Учимся Говорить Правду * Малыш Саша Развивающие Мультики Для Детей.

Основные приёмы и методы работы:

  1. Беседа.
  2. Чтение.
  3. Просмотр фильма, мультфильма.
  4. Рассматривание сюжетной картинки.
  5. Игровой прием.

Ход:

I. Введение в ситуацию.

- Здравствуйте, ребята. Света и Мила пришли сегодня не с пустыми руками, они принесли вот что.

- Что это?

-А теперь  заглянем в  шкатулку?

Я шкатулку открываю

Что же в ней?

Пока не знаю.

А шкатулочка с секретом,

Не забудьте вы об этом!

- Оказывается,  в  эту шкатулку они положили правило, которое узнали на прошлом занятии. Вспомните, какое?

«Нос не вырастет у тебя, если не будешь

ты лгать никогда»

- Света очень хорошо запомнила это правило. А вы?

- Давайте положим это правило в шкатулку, а сегодня узнаем еще одно.

- Вы помните, какую ложь Света сказала?

- После этого поступка Света переживала.  А теперь послушайте, что же произошло с ней дальше

История: «Я сказала: - Катя, я знаю, где кукла твоя. Её у окошка оставила я.

 Татьяна Юрьевна спросила: -  Как же ты, Света, могла? Почему же ты солгала? Зачем ты меня подвела? Я такого никак не ждала!

 У  Татьяны Юрьевны не хватает слов. Взгляд её строг и даже суров!

Я краснею. Всем ребятам видно, что мне очень-очень стыдно. Как могла я так поступить? Надо у Кати прощенья просить. Я буду плакать - плакать от горя.

А  Катя посмотрела на меня и сказала:

-  Света, Мила, не плачьте. Я давно вас простила. Кукла моя вас полюбила. Спойте ей песенку, Света и Мила.

А я про Катю думала гадости. Море слёз льётся от радости».

- Шкатулка.

- Да.

- Она сказала, что не брала куклу, а на самом деле брала.

II. Актуализация.

- Как  сейчас поступила  Света?

- Что спросила у нее   воспитатель Татьяна Юрьевна?

- Почему Света покраснела?
- Как ребята догадались, что Свете стало стыдно за свой поступок?
- Что Свете  хотелось делать от стыда?

- Как Света собиралась исправить ошибку, загладить свою вину?

- Как поступила после этого Катя?

 

- Почему Катя простила Свету?

- Какой девочкой оказалась Катя на самом деле?

- Что почувствовала Света, когда Катя ее простила?    

- Света сказала, что знает, где находится Катина кукла, что она оставила её у окошка.

- Почему же ты солгала? Зачем ты меня подвела?

- Ей стало очень-очень стыдно.

- Они увидели, что она покраснела.

- Она хотела плакать-плакать от горя.

-Она решила, что надо прощение у Кати просить

- Катя сказала, чтобы Света и Мила не плакали. Она их простила.

- Потому что  кукла Кати полюбила Свету и Милу. Катя попросила спеть песню для своей куклы.

- Хорошей, понимающей, доброй.

- Света опять плачет, но уже  от радости, так как её Катя простила.

III. Затруднение в ситуации.

- Что сделала Света, сказав, что оставила Катину куклу у окошка?

- А почему же тогда Татьяна Юрьевна  рассердилась? Потому что Света призналась в плохом поступке или из-за её лжи, обмана?
- Так, может быть, Света зря призналась в обмане? Может было бы лучше, если  бы Света промолчала?

-  Давайте разберемся, какой поступок правильный и хороший: сказать правду или солгать?

- Света сказала правду. Света призналась.

- Из-за её лжи, обмана.

- ….

IV. Открытие детьми нового знания.

- А вы сами, когда поступите неправильно,  говорите правду или нет?

- Вспомните и расскажите, в каких случаях  вам  самим доводилось говорить правду?

Во время рассказов воспитатель обращает  внимание детей  на  прямое  соответствие правды объективному ходу жизни.

- Посмотрите, когда вы говорите правду, то вы рассказываете другим то, что было на самом деле.

- Ребята! Так что же такое - правда?

Воспитатель помогает детям  сделать соответствующее обобщение: «Правда – это то, как было на самом деле».

- Посмотрите на картинку и послушайте рассказ об этом мальчике.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого  «Правда превыше всего»

«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел.
Отец пришел и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик задрожал от страха и сказал: - Я.
Отец сказал: - Спасибо, что правду сказал».

- Мальчику страшно было говорить правду о том, что на самом деле он разбил дорогую чашку?

- Почему?

- А отец его не наказал, а поблагодарил. За что?

- А теперь давайте вспомним, что сказала Катя, когда Света рассказала правду о том, что это она брала куклу?

- А что было после того, как вы  говорили своим родителям  правду?

- Значит получается, что за правду не наказывают, а за ложь наказывают.

 -  Доводилось ли вам просить прощения?
-  Просить прощения – это хороший  или плохой поступок?
- Говорить правду- это хороший или плохой поступок?

- Как называют  человека, который говорит правду?

Итак: мы с вами пришли к выводу, что говорить правду – это хороший поступок, даже если тебе очень стыдно и страшно признаться. И если ты говоришь правду, то ты честный человек.

Динамическая пауза. 

Пальчиковая игра «Ложь и правда»

Если пальчики грустят –  правду  знать они хотят. ( пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут – обманул их кто-то значит. (трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем – мы их правдой всех согреем. («моем» руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу)

Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачок).

- Правда – это то, как было на самом деле.  Это когда не врут, не обманывают.

- Да.

- Он боялся, что отец его накажет.

- За то, что мальчик правду сказал.

- Катя ее простила.

-  ……

- ……

-…..

-Честный, правдивый.

V. Включение нового знания в систему знаний детей.

- А теперь давайте посмотрим фильм о том, какие последствия бывают после того, когда дети обманывают, и после того, когда дети говорят правду.

Просмотр фильма  Биневской Т.Н. по рассказу   В.Осеевой «Что легче».

- Какие последствия были для тех мальчиков, которые обманули взрослых?

- Какие последствия были для того мальчика, который сказал правду?

- Пришлось ли ему краснеть и стыдится за свой поступок?

-  Давайте вместе решим, что лучше сделать: обмануть или сказать правду?

- Это будет нашим правилом: всегда говори правду. Запомнили?

- Это правило мы обозначим вот таким рисунком. Здесь правда живет в красивом, светлом доме, а ложь -  в черном. Не торопись обманывать, не бойся наказания, лучше выбери правду.

- Как вы думаете, Света тоже согласна с этим правилом? - А теперь это правило тоже положим в шкатулку.

- Их обман был раскрыт, а родители рассердились вдвойне.

- Тетя только поворчала, но не наказала.

- Нет.

Лучше сказать правду.

VI. Осмысление. Итог

- Ребята, давайте ещё раз вспомним о том, что  мы с вами узнали  из ситуации, которая произошла со Светой, Милой, Катей и её куклой.

- Что такое правда?

- Какой поступок совершает человек, который говорит правду?

- Давайте и мы с вами не будем забывать об этом, и  прежде, чем что-то сделать, будем думать о том, хорошо это или плохо.

-А сейчас послушаем песню о том, как важно говорить правду.

Мультфильм Учимся Говорить Правду * Малыш Саша Развивающие Мультики Для Детей.

 На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою, правда, рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а будем, лишь

Правду говорить!

-Попрощаемся с нашей девочкой Светой и её куклой Милой

- Правда – это то, как было на самом деле.  Это когда не врут, не обманывают.

- Сказать правд у- значит совершить хороший поступок.




Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение воспитательной работы по развитию социального интеллекта  у старших дошкольников

Мунгалова В.С.

воспитатель МАДОУ

детский сад № 10 «Чебурашка»

Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности. В связи с этим возрастает роль педагогической помощи в осознании и анализе возникающих социальных ситуаций, развитии умения понимать окружающих, строить с ними конструктивное взаимодействие, тем самым развивать социальный интеллект детей.

Современные отечественные психологи – А.Бодалев, О.Чеснокова и др. в основном признают самостоятельность статуса социального интеллекта и сходятся во мнении, что социальный интеллект можно рассматривать как  умение адекватно и эффективно вести себя в межличностном общении, а также как составляющую социального познания.

Проблема развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста заключается в подборе методических приемов для  развития у  ребенка возможности  понимать людей и взаимодействовать с ними, верно судить о людях, прогнозировать их поведение с целью обеспечения адекватного приспособления в межличностных взаимосвязях.

В нашем  детском саду реализуется  парциальная образовательная программа «Очень важный разговор» по развитию социального интеллекта у старших дошкольников на основе  образовательной программы «Воспитательный диалог» Телегина  Михаила Владимировича. (Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста.  – 3-е изд.  – ООО «Издательство «ДеНово», 2012.  – 288 с).

Формой организации  данной  работы является воспитательный диалог. А исходный  пункт для его организации – это актуальный уровень развития детей, их собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

При адаптации образовательной программы М.В.Телегина и разработке своей парциальной программы мы продумывали применение  самых разных методов работы с детьми. Представляем варианты их использования.

Для того чтобы дети поняли нормативную сторону жизни социума, мы объясняем им, что такое правила поведения, назначение правил поведения.  Здесь используем показ презентации. 

- Что неправильно делают волчата? - Волчата играют за столом, балуются.

- Почему так нельзя поступать? - Потому-что можно подавиться.

- Какое правило, они нарушают? - Не играть во время еды.

Приходим совместно  к выводу, что правила поведения нужны. Они нам говорят, что можно делать, а чего делать нельзя. Правила поведения определяют, как себя нужно вести в разных ситуациях.

        Следующий наглядный метод – показ картинок. Показ картинок мы использовали во время беседы по  теме «Плохой   поступок».

Показываем картинку и спрашиваем:

-  Что здесь происходит? - Мальчик дергает девочку за косичку.

- Что чувствует девочка? - Девочке больно, она плачет.

- Какое правило он нарушает? - Нельзя драться, нельзя бить и обижать  других детей.

- Поступок этого мальчика  нарушает правило поведения, после этого поступка другому ребенку становится плохо. Значит,  какой это поступок? - Плохой.

После показа нескольких картинок подводим детей к выводу, что плохой поступок – это такой  поступок, который нарушает правила поведения.

Следующий метод - картинки – загадки. Для создания проблемной ситуации часть картинки закрывается, и первоначально мы рассуждаем по видимой части.  Данный метод использовали по теме «Хороший человек, плохой человек». 

- Посмотрите на картинку. Как вы думаете,  этот мальчик хороший или плохой? -Плохой, потому что  он  в порванной одежде, да ещё по деревьям лазает.

- А теперь на эту картинку. Эта девочка хорошая или плохая?  - Хорошая, потому что она красиво одета, и в руках у нее чистая игрушка.

- Сейчас вы определили по внешнему виду, что мальчик плохой, а девочка хорошая. А теперь я открою картинки до конца. (Воспитатель открывает то, что закрыто на картинке листочком)

- Как вы думаете, зачем мальчик полез на дерево? - Спасать котёнка, поэтому  испачкался и порвал одежду.

- Какой поступок он совершил? Значит он какой?  - Хороший

- А что сделала девочка?  - Отняла игрушку у другой девочки.

-Какой поступок она совершила?  Значит какая она на самом деле? – Плохая.

С помощью такого приема дети подошли к выводу, что определить какой человек плохой или хороший только по внешнему виду  невозможно, можно ошибиться.  Главное – надо смотреть на его поступки.

Продолжая эту тему, мы беседуем о внешней и внутренней красоте человека. Сравнивая  их значимость, подводим к пониманию, что внутренняя красота важнее внешней. Здесь мы используем показ мультфильма «Лунтик», серия «Красота».  Бабочка гордилась своей красотой, но другие герои мультфильма полюбили ее, когда, спасая Кузю, она вся испачкалась в грязи.  Так и человек внешне может быть что-то не очень красивым, но этот человек обладает хорошими качествами, делает хорошие поступки. За это он нравится другим людям и его считают красивым.

 Далее мы беседуем с детьми о том, что от их хороших или плохих поступков зависит и наше настроение. В беседе  «Хорошее настроение. Плохое настроение. Изменение настроения»  используем куклу-перевертыш «Царевна- Несмеяна».  У нее два лица. Одно такое улыбчивое, веселое, другое грустное и плачет.  « Интересно, почему это произошло. Оказывается, когда она видит хорошие поступки, она радуется. От плохих поступков настроение у нее становится плохим».

        Мы слушаем музыкальное произведение композитора Д.Б. Кабалевского  «Три подружки».  После прослушивания проводим тренинг эмоций и поведенческий тренинг. Дети показывают, как вели себя девочки, как им можно помочь.

Таким образом, развивая социальный интеллект, мы   обеспечиваем оптимальную адаптацию личности ребенка  в обществе. Результатом социального интеллекта является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в сфере человеческих взаимоотношений.