Технология "Тематические карточки"

Мунгалова Вероника Сергеевна

По мнению Лидии Васильевны Михайловой – Свирской  индивидуализация образования может быть обеспечена за счет принципиально нового метода использования раздаточных материалов – тематических комплектов карточек с заданиями.

Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках темы недели или  в рамках  проектного метода.

Дошколенок фото – дошкольник картинки, Фотографии и изображения —  пушистикбукет.рф

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №10 «Чебурашка»

Работа с тематическими карточками,

как одна из  технологий индивидуализации образовательного процесса

в решении задач развития дошкольников

(В рамках проведения презентационной площадки

«Практика проведения педагогического наблюдения в условиях ФГОС ДО:

организация, методика проведения, фиксация результатов»

в МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка»)

Подготовила:

Мунгалова В.С.

г. Краснокаменск, 2019

    Одним из  основных принципов дошкольного образования, указанных в  ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования, ФГОС ДО  п.1.4.).

    Дети различаются разным уровнем гибкости мыслительной деятельности, разным темпом усвоения знаний  и  формирования  и навыков.  Как построить работу так, чтобы максимально учесть индивидуальные особенности  воспитанников, сделать их субъектами самостоятельной деятельности, дать оценку индивидуальному развитию каждого ребенка?

1. Концептуальная основа

   Лидия Васильевна Михайлова – Свирская,  к. п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО», Великий Новгород,  в книге «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» рассматривает факторы, обуславливающие индивидуальное развитие ребёнка, вопросы организации индивидуальной работы с детьми, а также педагогические стратегии, позволяющие обеспечить индивидуализацию дошкольного образования. По мнению Лидии Васильевны Михайловой – Свирской  индивидуализация образования может быть обеспечена за счет принципиально нового метода использования раздаточных материалов – тематических комплектов карточек с заданиями.

Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках темы недели или  в рамках  проектного метода.

Цель использования технологии тематических карточек:

- обеспечить интегрированность содержания  и видов деятельности, обучение с учетом индивидуальных возможностей, интересов и потребностей;

- индивидуализировать образовательный процесс, основанный на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей.

Задачи:

  • Учитывать личный вклад ребенка в процесс  обучения, развития и  самореализации.
  • Формировать у детей дошкольного возраста умения самостоятельно применять полученные  знания.
  • Развивать интерес ребенка к выполняемой деятельности, понимание того, что данные знания необходимы для ее выполнения; это делает познавательный процесс естественным и значимым.
  • Показать связи  между различными предметами, а также отношения изучаемых предметов и реальной жизни.
  • Стимулировать мыслительную активность.
  • Поддерживать ребенка в процессе его самостоятельной работы с карточками.
  • Формировать навыки сотрудничества.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Применение карточек

  • В основной образовательной программе МАДОУ предусмотрен  тематический принцип построения образовательного процесса. Цель введения одной, основной темы периода – интеграция  образовательной деятельности по данной теме  во всех образовательных областях, комплексная реализация содержания через различные виды деятельности. Комплект тематических карточек по теме недели  обеспечивает интегрированность содержания и видов деятельности, обучение с учетом индивидуальных возможностей, интересов и потребностей.
  • Тема недели реализуется через разную  направленность заданий в карточках  – ознакомление с окружающим и формирование элементарных естественнонаучных знаний; математические представления и действия с цифрами, знаками; развитие речи и основы грамотности; стимулирование мыслительной активности и развитие мелкой моторики. Важно компоновать задания так, чтобы работая с карточкой, ребенок практиковался в выполнении самых разных заданий. Вместе с тем, задания на карточках должны повторяться – счет, обобщение и классификация, копирование букв и слов и пр. Это дает детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на разном, интересном для них содержании.
  • Содержание карточек  должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого. Понятие открытости означает  то, что любые выполненные  ребенком на  карточке  действия  будут обучающими  (развивающими).
  • Компоновка заданий на карточке оставляет возможность выбора – рисовать, читать, рассматривать, обсуждать, писать и т. п. раскрашивать.
  • Использовать тематические карточки можно в разных формах образовательной деятельности: на занятиях, в самостоятельной свободной деятельности, в работе с родителями.
  • Во время занятия по усмотрению педагога  их можно использовать в разное время: по ходу занятия, в конце занятия,  для связки начала и конца занятия.

Оформление  тематических карточек

К оформлению тематических карточек предъявляются определенные требования.

  • Каждый отдельный лист  должен  иметь программированное место для подписи (имени автора-ребенка и даты работы). «Индивидуальность» карточки достигается тем, что каждый ребенок обязательно подписывает свою карточку, ставит дату работы. Если дети не умеют писать, то используется метод копирования  (предлагаются готовые таблички с именами, датами), или рисуется индивидуальный значок.
  • Каждый лист может иметь рамку, которая придаст работе ребенка эстетичный «законченный» вид. Вместе с тем, рамка должна быть рабочей, т. е. ее можно дорисовывать, раскрашивать.
  • На карточке может быть место для «Договорных» пометок, обозначенных понятным для дошкольников рисунком (например: кисточка – раскрась, нарисуй; карандаш – проведи линию, соедини, обведи, напиши; сова – придумай, скажи, назови).
  • Могут быть указаны уровни сложности заданий, видя которые ребенок, оценивая свои возможности, выбирает себе соответствующее задание. Пример:

1 кружок - простое задание; 2 кружка – посложнее; 3 кружка - очень сложное.

Фиксация и предъявление результатов

Работа с карточками предполагает обязательное представление детьми результатов своей деятельности. Это может быть, например, обсуждение в конце занятия или проговаривание в ходе совместной деятельности:

  • Что успел сделать?
  • С чего ты начал?
  • Когда ты планируешь завершить работу? и т.п.

И обязательно, вопросы для общего обсуждения:

  • Что мы вместе узнали о птицах (домах, транспорте)?
  • Что мы вместе сделали сегодня (нарисовали и закрасили животных, написали названия, сосчитали животных в зоопарке) и т.п.

Карточки нельзя сшивать. Не сшитые (не брошюрованные) листы создадут возможностьмноговариантного выбора как для детей, так и для педагога. Их можно:

повесить на стену (в уголке достижений и пр.);

вложить в портфолио ребенка;

выдать родителям для работы с ребенком дома

с карточками можно работать, не испортив последующие листы.

Когда все (или большинство) карточек будут использованы и работы над темой будет завершена, их можно перенести из группы в раздевалку. А затем, часть «проработанных» карточек можно поместить в тематическую коробку (своего рода отчет о выполненной работе и одновременно образцы заданий на будущее), часть вложить в личные портфолио детей.

 Индивидуализация обучения основывается на том, что позиция  ребенка, входящего  в мир  и осваивающего  его  как  новое пространство, изначально творческая. Использование технологии тематических карточек  вырабатывает  у  детей новые  формы  познания,  поведения  и деятельности, что, в конечном итоге, и означает организацию полноценного психического и физического развития.

 Михайлова-Свирская Л.В., Индивидуализация образования детей
дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Чебурашка» «Работа с тематическими карточками, как один из методов индивидуализации образовательного процесса в решении задач развития дошкольников» Г. Краснокаменск

Слайд 2

Индивидуальность - это проявления конкретного человека, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении. Субъект - активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид. Индивидуальный подход – организация взаимодействия с ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Индивидуализация образования - процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Слайд 3

А. С. Макаренко Я. А. Коменский

Слайд 5

Принцип индивидуализации является основополагающим положением ФГОС ДО п.1.4 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором каждый ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования)

Слайд 6

Цель: индивидуализировать образовательный процесс, основанный на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей.

Слайд 7

Задачи : Закрепление полученных знаний Стимулирование мыслительной активности развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости поддержка ребенка в процессе его самостоятельной работы с карточками формирование навыков сотрудничества

Слайд 8

Основные требования Каждый отдельный лист может иметь программированное место для подписи (имени автора-ребенка и даты работы). Каждый ребенок обязательно подписывает свою карточку, ставит дату работы. Если дети не умеют писать, используется метод копирования – предлагаются готовые таблички с именами, датами. Каждый лист может иметь рамочку, которая придаст работе ребенка эстетичный «законченный» вид. Вместе с тем, рамка должна быть рабочей, т. е. ее можно дорисовывать, раскрашивать. Содержание карточек должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого. Понятие открытости означает то, что любые выполненные ребенком на карточке действия будут обучающими (развивающими) Могут быть указаны уровни сложности заданий, видя которые ребенок, оценивая свои возможности, выбирает себе соответствующее задание. Пример: 1 кружок - простое задание 2 кружка - посложнее 3 кружка - очень сложное

Слайд 9

Договорные пометки Раскрась, нарисуй Соедини, обведи, напиши Ответь, придумай, назови, скажи

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Чебурашка»

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», тематический блок «Ознакомление с миром природы»

на тему «Лунтик и его друзья»

с использованием индивидуальных тематических карточек

Автор конспекта ННОД:

Мунгалова Вероника Сергеевна

воспитатель МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка»

г. Краснокаменск 2019

Задачи приоритетной образовательной области:
ОО «Познавательное развитие»:

  • Расширить представления о насекомых.
  • Уточнить особенности строения  насекомых: три части тела, шесть ног, два глаза, усики.
  • Учить различать насекомых  по способу питания: хищные, растительноядные и всеядные.
  • Закрепить места обитания  насекомых.
  • Учить работать с тематическими  карточками.

Задачи ОО в интеграции:

ОО «Развитие речи»:

  • Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей
  • Помогать правильно, строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (потому что, чтобы).
  • Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; воспитывать культуру речевого общения.  

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Формировать умения доводить начатое задание до конца.
  • Умение взаимодействовать со взрослым и партнером;
  • Сформировать эмоциональный настрой детей на последующую деятельность и заинтересованность

ОО «Физическое развитие»

  • Развивать крупную и мелкую моторику.

Предпосылки учебной деятельности:

Познавательные:

  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
  • умение выделять существенные признаки объектов (насекомых);

Регулятивные:

  • умение работать по инструкции взрослого;
  • умение правильно держать орудия письма (карандаш);

Коммуникативные:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
  • строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
  • умение    слушать собеседника;

Личностные:

  • формирование познавательной мотивации;
  • формирование умение прийти на помощь к героям сказки;
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому;

Оборудование для педагога: мольберт, модель паутины, Лунтик и паук Шнюк (плоскостные), комплект насекомых, смайлики по способам питания, карточки с местами обитания

Оборудование для детей : тематические карточки, простой карандаш, цветные карандаши.  

Предварительная работа: просмотр видео ролика о насекомых, беседа по содержанию.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Ребята поздоровайтесь с нашими гостями.

Здравствуйте!

Ребята, скажите, вот если бы вы смогли попасть в мультфильм, то в каком бы вам хотелось побывать? Почему? Я сегодня буду в роли волшебницы и приглашаю вас в мультфильм. Глаза закрыли, сосчитаем до трех «Раз, два, три» в мультики очутись.

- Однажды на луне родился необычный малыш: «Я родился!». И случилось так, что он попал на Землю и нашёл много друзей: «Привет!».

В какой мультфильм мы попали? (ответ) «Лунтик и его друзья»

А что случилось дальше, мы с вами сейчас и узнаем.

1-Однажды на день рождения Лунтик  пригласил своих друзей.

Чтобы проверить, как вы знаете его друзей, я загадаю загадки.

•        У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

• Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

• Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей).

• Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

• На лужайке всё стрекочет,

Резво прыгает, хлопочет.

Цветом он, как огуречик...  

Как зовут его? ...(Кузнечик)

- Как можно назвать одним словом тех, кого пригласил Лунтик?…. – это насекомые.

Он ждет, ждет, а никто не идет. И пошел он их искать. Долго ходил он по лесу и вдруг увидел паутину Шнюка, а на ней все его друзья. (воспитатель открывает  ткань, под которой паутина с картинками насекомых).

- Оказалось, что Шнюк, решил узнать, кто такие насекомые и поэтому спрятал их в паутине. А Лунтику сказал, что отпустит его друзей, если  он расскажет о них.

- Поможем Лунтику рассказать Шнюку про насекомых?

-  И тогда он их отпустит.

Социально-коммуникативное развитие

(коммуникативная, игровая)

Познавательное развитие

приветствие  

Сюрпризный момент

Постановка проблемы

Загадки

Слово

Сформировать эмоциональный настрой детей на последующую деятельность и заинтересованность

Расширить представления о насекомых.

Ребенок обладает установкой положительногоотношенияк другим людям и самому себе

Активно взаимодействует со взрослым: умеет слушать, отвечать на вопросы.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

- Ребята, а кто попал в паутину к Шнюку? (дети называют картинки)

Части тела.

1) Давайте рассмотрим,  как выглядят насекомые и что у них есть общее.

Ребята, тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко.

- Посмотрите на стрекозу, давайте посчитаемсколько у неё частей?

- Назовите их.(голова, грудь, брюшко)

- А у пчелы, божьей коровки, кузнечика, муравья тоже три части тела?

-  Правильно, у всех  насекомых три части тела.

- Что  есть на теле  у насекомых? (крылья, ноги).

- Сколько ног у насекомых?

- Давайте вместе посчитаем  их у пчелы.

-А у кузнечика с божьей коровкой?

- У муравья?

- И у стрекозы, тоже шесть.

- Значит ребята, что еще объединяет насекомых?  ( у них всех шесть ног).

- Что есть на голове у  насекомых?(На голове есть усики.На голове два глаза).

- Давайте повторим, что общего у насекомых? (у них есть голова, грудь , брюшко. У них 6 ног, два глаза и есть усики).

- Обратите внимание, на брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название “насекомые” – от слова “насекать”.

 - Чтобы Шнюк запомнил,  как выглядят насекомые, мы дорисуем их на карточках.  Дежурные, раздайте карточки.

- Чтобы не перепутать карточки,  вам  нужно в этой рамке написать свое имя. (пишут)

- В первом задании у вас нарисована половина насекомого.  Дорисуйте  вторую часть насекомого.

( воспитатель напоминает о признаках тела насекомых «Не забывайте, чем похожи и сколько у них ног и частей тела».)

- Убирает карточки на край стола.

Познавательное развитие (познавательно - исследовательская)

Речевое развитие

(коммуникативная)

Беседа

Слово

Карточки с изображение и стрекозы

Уточнить особенности строения  насекомых.

умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;

- Способы питания.

- Давайте расскажем Шнюку, что друзья Лунтика питаются по разному.

- Насекомые бывают растительноядные, хищные  и всеядные.

- Растительноядные питаются только растениями. Мы обозначим их питание  символом травки с цветами. (ставит символ)

-Хищные, которые едят других мелких насекомых, мы их отметим символам жучка.

- И всеядные, это те, которые едят и растения и мелких насекомых, их питание мы обозначим гусеница на листочки.

- А теперь я буду вам рассказывать о том, чем питаются насекомые, а вы будете мне помогать их раскладывать под символами.

- Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мухами, мотыльками.

Как вы считаете, какое это насекомое? (хищное).

- Поставьте  картинку, куда она относится.

- Пчелы чем питаются? Пчёлы приспособились питаться нектаром и пыльцой. Какое это насекомое?  (растительноядное).

(подставьте картинку пчелы, куда нужно).

- А чем питаются муравьи? Основной пищей муравьям служат другие насекомые и семена растений.

Какое это насекомое (выставляю картинку к символу)? (всеядное).

- Как вы думайте, чем питается божья коровка? Она поедает насекомых и их личинки, большинство из которых являются вредителями. Самая излюбленная еда божьих коровок – тля и ее личинки.

Куда мы определим эту картинку? (хищные).

- Что едят кузнечики?  Больше всего им по вкусу разные растения, листья, цветы и почки. ... Кроме растительной пищи, кузнечики питаются мелкими насекомыми: бабочками, жуками и гусеницами.

Какое это насекомое (выставляю картинку)? (всеядное).

- Вывод: давайте  перечислим  хищных насекомых – стрекоза, божья коровка; растительноядных – пчелы; всеядных – муравьи, кузнечики.

- Давайте  сделаем следующую подсказку Шнюку, чем питаются насекомые.

Теперь в карточки под номером два, нарисованы насекомые и символы их питания. Проведи линии  от насекомых, к их способу питания.

Ребята, вспоминайте, какие насекомые бывают хищные, растительноядные и всеядные. Молодцы.

Познавательное развитие (познавательно- исследовательская)

- Речевое развитие

Познавательное развитие (познавательно- исследовательская)

Проблемные вопросы

Слово.

Смайлики по способам питания

Комплект насекомых

Расширить представления детей о способе питания насекомых и паука.

Активно взаимодействует со взрослым: умеет слушать, отвечать на вопросы.

А теперь я вам предлагаю превратиться в кузнечиков.

Физкультминутка «Кузнечик»

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!

Прыг – скок, прыг – скок, сели, сели,

Травушку покушали, тишину послушали,

Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко! 

Место проживания.

- Ребята, расскажем Шнюку, где живут насекомые?

Воспитатель:

Как называется  дом пчелы? (улей). –Покажите улей. Пчелы – живут большими семьями. Член семьи выполняет свои обязанности.

- Как называется  дом муравьев? (муравейник). Покажите. Муравейники могут быть в земле, под камнями, есть муравейники, которые сооружают из сухих веток и хвои в лесу.

- Вы знаете, где живут стрекозы? Покажите.Стрекозы, живут возле водоемов. Знаете, почему? Потому-что они откладывают яйца в воду или на водные растения. Из них рождаются личинки.

- Божья коровка, кузнечики живет на листиках, жилища они себе не строят.

-

Вывод: Ребята мы  помогли Лунтику рассказать Шнюку,  кто такие насекомые? Что мы рассказали о насекомых? (как они выглядят, как питаются и где живут).

Теперь он их отпускает,   и они пойдут все на День Рождения к Лунтику.

Беседа

Работа с карточками

Слово

Карточки с местами обитания

Тематическая  карточка

Карандаши

Закрепить  места обитания  насекомых и паука.

Учить работать с тематической карточкой.

У ребенка развивается крупная моторика.

Активно взаимодействует со взрослым: умеет слушать.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Ребята вам понравилось  помогать Лунтику, рассказывать о насекомых?

А теперь,подведём итог, в этом нам помогут карточки:

мне понравилось, я узнал и я удивился (знаки показать).

Поставьте свои фотографии к карточке, которую вы выбрали.

Социально- коммуникативное развитие

(коммивная)

Обладает начальными знаниями о природном мире.


Картинки по запросу картинка улей

        


Похожее изображение


Картинки по запросу рисунок муравей


Картинки по запросу рисунок пчела



Картинки по запросу рисунок кузнечик


Картинки по запросу стрекоза картинка