Делюсь опытом

Гумянова Наталья Анатольевна

Разработки уроков, статьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование библиотеки цифрового образовательного контента в учебной деятельности при проведении урока  «Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии»

  

Автор: Гумянова Наталья Анатольевна

Организация: МБОУ  СОШ №1 г.Охи им.А.Е.Буюклы г.Оха

Конспект урока русского языка

1 этап. Планирование урока.

При подготовке урока русского языка в 7А классе на тему «Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии» необходимо:

  1. предусмотреть наличие интерактивного дисплея ;
  2. определить  тему урока по тематическому планированию;
  3. проанализировать и предусмотреть возможности внедрения библиотеки цифрового образовательного контента в учебной деятельности;
  4. изучить карточку и структуру выбранного урока;
  5. составить план-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии» с использованием цифрового образовательного контента.

В библиотеке Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России нашла карточку урока. Изучила представленную в ней информацию: предмет, класс, уровень изучения предмета, тип урока, ключевые слова, этапы урока, представленные в карточке задания к разным этапам урока, краткую информацию по уроку.

2 этап. Написание первой части конспекта.

Тема:

«Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии»

Тип урока:

урок освоения новых знаний и умений

Уровень:

базовый

Цель урока: Характеризовать причастия как особую группу слов. Опре делять признаки глагола и имени прилагательного в причастии. 

Планируемые результаты

Предметные: 

знать признаки глагола и прилагательного у причастия.

Метапредметные:

формировать самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории.

Личностные:

формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, их мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ресурсы урока: библиотека ЦОК (цифрового образовательного контента) Академии Минпросвещения России.

Использованы типы электронных образовательных материалов: «Кейс по работе с информацией»,  «Диагностическая работа».

3 этап. Этапы урока.

Подбираем учебный материал и задания для различных этапов урока, исходя из задач урока и планируемых результатов.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Приветствует учеников, присутствующих в классе, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, занимают своё место за партой, готовятся к работе на уроке.

Актуализация опорных знаний и умений.

Повторение признаков глагола и прилагательного.

Практикум по морфологическому разбору прилагательного и глагола. Уделяем особое внимание непостоянным признакам.

Вспоминают пройденный в 5-6 классах материал. Выполняют  задания по группам при помощи интерактивной панели.

https://learningapps.org/view22989849

https://learningapps.org/view2264257

Обсуждают ответы. Делают выводы о признаках глагола и прилагательного.

Актуализация и выравнивание знаний обучающихся:

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Бушующий вет…р гнул и гр…зил сломать мач…ты к…раблей которые носились в море как скорлу…ки.

Анализ предложения

- Какие виды орфограмм вы нашли?

- Объясните постановку знаков препинания.

Выполните задание: Укажите морфологическую характеристику каждого слова.

Бушующий ветер (сущ) гнул (глаг.) и (союз) грозил (глаг.) сломать (глаг.) мачты (сущ.) кораблей (сущ.), которые (мест) носились (глаг.) в (предл.) море (сущ.), как (союз) скорлупки (сущ.).

Постановка проблемного вопроса: У всех ли слов вы смогли определить морфологическую принадлежность? Какое слово вызвало у вас затруднения? Почему?

Анализ слова «бушующий»:

- На слово какой части речи похоже слово «бушующий»? (Ответ: на глагол «бушевать»).

- Какие вопросы можно задать к этому слову? (Ответ: вопросы какой? Что делающий?).

- Т.о., на какие части речи «похоже» это слово? (Ответ: на прилагательное и глагол).

- А вы знаете, как называется часть речи, которая «собрала» в себе признаки глаголов и прилагательных? (Ответы учеников)

Слово учителя:

- Это причастие. Причастие – особая форма глагола.

Причастия можно узнать и по вопросам, напоминающим глагольные: что делающий? что сделавший?

Причастия можно заменить глагольными конструкциями.

Прил. Синяя лента (признак предмета по цвету, постоянный признак)

Прич. Синеющпя даль ( даль, которая синеет, признак предмета по действию).

Работа с  заданиями из библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4468.3572\WhatsApp Image 2023-10-19 at 10.38.08.jpeg

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4468.5761\WhatsApp Image 2023-10-19 at 10.38.08(2).jpeg

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4468.42806\WhatsApp Image 2023-10-19 at 10.38.09(2).jpeg

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4468.49191\WhatsApp Image 2023-10-19 at 10.38.09.jpeg

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4468.1408\WhatsApp Image 2023-10-19 at 10.38.09(1).jpeg

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4468.7464\WhatsApp Image 2023-10-19 at 10.38.08(1).jpeg

ученики работают в парах:

ответы на вопросы

 

– Исходя из названия темы, попробуйте сформулировать цель урока.

(Цель: дать определение причастию.)

– Какие же задачи нам предстоит решить для реализации цели?

(Задачи: 1) узнать, что такое причастие, как его определить; 2) повторить признаки глагола и прилагательного, какие признаки имеет причастие.

Записывают тему данного урока в тетрадь.

Обращает внимание учащихся на рисунок.

Освоение нового материала.

  1. Упражнение 78,80

Выполняют задания.

Проверка полученных знаний

1) Выполняем кейс «Аннаграммы. Причастие» (из библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России)_ 

C:\Users\Пользователь\Downloads\PHOTO-2023-10-19-11-40-08.jpg

2) Диагностическая работа.

 (из библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России)_ 

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa8120.47898\PHOTO-2023-10-19-11-40-08.jpg 

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Давайте вспомним цель урока. Достигнута ли она? Что помогло вам в этом?

Предлагает продолжить предложения.

1. Сегодня на уроке мы повторили…

2. Мы узнали…

3. На уроке мы научились …

4. Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5. Трудным для меня стало…

Подводят итоги урока, достижение цели.

Участвуют в рефлексии.

Оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание.

  1. Стр.44,упр.81 или 82

Записывают домашнее задание (по выбору).



Предварительный просмотр:

       

Урок в 10 классе по теме :

«Сон Обломова» 

Цель: 

 - проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия).

 

Задачи урока:

-  выявить роль сна в романе «Обломов»

- развивать у учащихся умение работать с текстом, анализировать художественные тексты, группировать, выделять главное и обобщать;

        - воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.  

                         

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, анализ текста, групповая работа, самостоятельная работа, применение имеющихся знаний в новой ситуации

   Регулятивные УУД 

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

   Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением.

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Представлять информацию в разных формах (текст).

6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.

7. Классифицировать по заданным основаниям.

8. Определять понятия.

   Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

   Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

                             

Тип урока Изучение нового материала

Ожидаемые результаты.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Знание текста романа;  художественных приемов  как средства создания образа Обломовки, мира и уклада жизни обломовцев; функции сна в художественном произведении и в романе «Обломов»»;  жанровое своеобразие данной главы;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умение давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развивать навык выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Познавательный интерес к литературе, процессу научного познания. Понимание роли автора в произведении.

На доске тема

«_____Обломова» - ключ к разгадке_______героя»

Ход урока

II.   Организация начала урока:

- Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста.

Повторение

- Роман Гончарова «Обломов-это роман… (о чем?) Главные герои?

- В названии темы нашего урока отсутствуют два слова. После просмотра видеофрагмента нам нужно восстановить одно из них.

                                                                     (просмотр видеофрагмента)

- Как вы думаете, события какой главы содержатся в видеофрагменте?

                                                                         («Сон Обломова», IX глава)

- Вот и восстановили первое слово: СОН.

                                                      (внести в название темы слово СОН)

- Какие бы цели вы перед собой поставили? Что хотели бы выяснить для себя?

                                                        (-проанализировать сон

                                                          -какова функция сна Обломова в романе?

                                                        -каково жанровое своеобразие главы?

                                                         -почему И.А. Гончаров опубликовал «Сон

                                                Обломова» раньше, чем первую часть романа?)

 - Каковы будут результаты работы на уроке?

 

- А какие ассоциации вызывает у вас слово СОН?

 Запишите несколько из них в рабочие листы. (работа на ассоциациями будет продолжена на 2 уроке при проверке д.з.)

 -   Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния. Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную (взгляд в прошлое) и прогностическую функции. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы многозначны.

- Давайте вспомним, в каких ранее изученных произведениях вы встречались с эпизодами сна?

Произведение

Смысл сна

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин»

сон Татьяны играет в романе большую роль. Он не только показывает глубокую народность главной героини, но и подсказывает читателю дальнейшие события произведения.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури. Сон предвосхищает дальнейшие события. Пушкин использует яркую символику сна. Например,  «топор», которым размахивает «мужик», «мёртвые тела», кровавые лужи» - это не только образы сна, это страшные картины, увиденные Гринёвым после взятия Белогорской крепости.

1. Сон - как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон - как предвидение будущего.

- Какую же  функцию выполняет сон в романе «Обломов» И.А. Гончарова?  Ответить на этот вопрос поможет работа в группах.

- Из скольких  частей она состоит (условно)? Как вы это определили?

( «Сон Обломова» состоит из 3-х частей:

  1. «Благословенный уголок земли»
  2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира. Сказки няни.
  3. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.

 - Каждая группа анализируют свою часть сна, выделяя ключевые слова. Вопросы и тезисы вам в этом помогут. Затем делаем обзор каждой части.

                                    Выступление групп

 - Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей.

Природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование ЧЕГО??? – (Характера главного героя.)

-  Какие черты характера сформировались у Обломова? Запишите в таблицу Рабочего листа. (дети записывают,)

Положительные черты

Доброта

Человеколюбие

Честность

Совестливость

Мягкосердечность

«голубиная» кротость

Умение чувствовать красоту

Самокритичность

Способность к самообвинению

Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)

Стремление к гармонии в душе

Отрицательные черты

Апатия

Неумение преодолевать трудности

Безволие

Нерешительность

Инертность

Барская спесь

Надежда на «авось»

Пассивность

Эгоизм

Пустая мечтательность

 Назвать несколько

(появляется слайд «+» и «-» стороны обломовской жизни)

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты  обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу.

1. Из распорядка дня  видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна, пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея).

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

На обратной стороне раб.листа

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

- Кто их них, по-вашему, прав?

(ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова, и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.)

Итог урока

- С какими мыслями вы уйдете с урока?

- Сегодня мы совершили с Обломовым путешествие в его детство, под лингвистическим микроскопом рассмотрели героя, чтобы понять, «отчего он такой». В нем много привлекательного:  он обаятельный, добрый, мягкий, умеющий мыслить. Но он оказался не готов к жизни: его не научили трудиться, действовать самостоятельно, живую фантазию и любознательность не поощряли. В итоге порядочный, неглупый человек превратился в апатичного, и имя его стало нарицательным.

- Сегодняшняя беседа полезна для вас и как для будущих родителей. «Обломов» – пример того, как не надо воспитывать. И.А.Гончаров писал: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом»

Рефлексия- смайлики в рабочих листах

Д/з получено на прошлом уроке (Обломов и Ильинская),  + рабочие листы.