Внеурочная деятельность (рабочие программы)

Гумянова Наталья Анатольевна

Рабочие программы по русскому языку и литературе (5-11 классы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования городского округа «Охинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«Подготовка к ЕГЭ по литературе»

среднее общее образование (11б класс)

срок реализации программы 1 год

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Личностные и метапредметные результаты освоения  курса внеурочной деятельности .

3. Содержание курса внеурочной деятельности.

4. Календарно-тематическое планирование

1.Пояснительная записка

Данная программа предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.

Цель курса – обеспечить качественную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.

Задачи:

совершенствование умений:

- воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

- выделять смысловые части художественного текста;

- понимать и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героям;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль художественно-изобразительных средств в произведении;

- анализировать и оценивать произведение как художественное единство;

- применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения, объяснять связь произведения с творчеством автора, временем написания и нашей современностью;

- соотносить художественное произведение с литературным направлением;

- выражать свое отношение к произведению в форме письменного высказывания на литературную тему;

- давать ответ на проблемный вопрос, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельно определять основания для сопоставления и аргументации позиций сопоставления.

Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизованной формы (контрольных измерительных материалов). Содержание и структура экзаменационной работы по литературе дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету.

При сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности:

  • аналитическое осмысление художественного текста, его интерпретация;
  • ответы на вопросы по прозаическим, драматическим, лирическим произведениям с опорой на конкретный текст (отрывок);
  •  поиск оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, воссоздание литературного контекста;
  • написание развернутого аргументированного ответа на проблемный вопрос.

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественное произведение в их жанрово- родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса по литературе, содержание которого определено нормативными документами по предмету .

Данные элективный курс  предназначен для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по литературе.

Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по литературе, расширяет и углубляет содержание базового курса «Литература».  Повторение теории и истории литературы, анализ художественных произведений сопровождается отработкой навыков выполнения заданий базового, повышенного  и высокого уровня сложности.

В 8 разделов программы включены произведения художественной литературы, распределенные в соответствии с различными литературными эпохами. В программе перечислены основные темы и названия конкретных произведений, тексты которых могут оказаться включенными в экзаменационные варианты тестов ЕГЭ. Эти произведения соотнесены с определенными историко-литературными периодами и номерами тем, предлагаемых для повторения. Объем материала и степень трудности освоения данных текстов - разные. В разделы входят необходимые сведения по теории и истории литературы.

 Виды деятельности на занятиях:

лекция учителя, беседа, практикум,  консультация

   

Особенности курса:

  1. Краткость изучения материала.
  2. Практическая значимость.
  3. Нетрадиционные формы изучения материала.

Методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемные задания, учебная дискуссия, выполнение творческих работ, практикумы, анализ текста, сопоставительный анализ, работа с таблицами и схемами, парная, групповая и индивидуальная работа, исследование, редактирование, стилистический анализ, проект.

2. Личностные и метапредметные результаты освоения  курса внеурочной деятельности .     

Личностные результаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

      Метапредметные результаты

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

     Предметные результаты:

в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

1. Введение. Содержание ЕГЭ по литературе

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

2. Фольклор и Древнерусская литература    

Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе.

Лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков».  Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной раздробленностью.  

3. Литература русского Просвещения XVIII века      

М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении.

«Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе.

Н.М.Карамзин и А.Н.Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе.

Д.И.Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.  

4. Литература первой половины XIX века        

Элегия и баллада как жанр поэзии В.А.Жуковского.

А.С.Грибоедов.  Традиции классической комедии в театре А.С.Грибоедова. Образ  дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе.

А.С.Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман.  Исторические произведения. Понятие «маленького человека».        

М.Ю.Лермонтов. Романтические традиции в лирике М.Ю.Лермонтова.  Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М.Ю.Лермонтова.    Отражение эпохи в прозе М.Ю.Лермонтова.

Н.В.Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое   отступление как средство художественной выразительности.

5. Литература второй половины   XIX века        

И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя.  

А.Н.Островский – создатель новой русской драмы.

Идейный раскол в журнале «Современник». И.С.Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних   людей»».

Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.  

Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев как основоположник   философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

М.Е.Салтыков-Щедрин.  Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием.

М.М.Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М.Достоевского.  Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев.  

Творчество Л.Н.Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души».  Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне.

Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века.

Малый   жанр в русской прозе и творчество А.П.Чехова. Новаторство в русской  драме. Ремарка как средство художественной выразительности.

6. Литература  XX века      

Русская реалистическая проза начала века. И.А.Бунин. А.И.Куприн. Своеобразие прозы И.А.Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические  мотивы в произведениях писателя.

Традиции русской прозы в повестях А.И.Куприна.        

Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили.

А.А.Блок и образ революции, споры о ней.  Своеобразие лирики А.А.Блока. Поэмы А.А.Блока.

А.А.Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в  поэзии, характеристика времени его создания.

В.В.Маяковский – поэт- бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм.

Традиции фольклора в поэзии С.А.Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина.  Лирический герой С.А.Есенина. Особенности поэтического языка.        

М.Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М.Горького.  Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя.        

Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, А.А.Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А.Шолохова, И.Бабеля,  А.Фадеева. Поиски героя времени.        

Возвращенная литература. Л.Андреев, В.Набоков, А.Платонов, А.Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие  утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из  «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре  «антиутопии» в творчестве  А.Платонова и Е.Замятина.  

Литература о Великой Отечественной войне       

А.Твардовский, М.Шолохов, Б.Васильев, В.Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне.  Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В.Некрасова, С.Алексиевича, В.Кондратьева, К.Воробьева,  Б.Васильева.  

Поэзия и проза 70-90-х годов  XX века      

Возрождение рассказа как жанра в творчестве В.Шукшина. Особенности  народного образа.

Тема деревни в прозе В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.

Образ героя-интеллигента в произведениях Д.Гранина, М.Дудинцева,       Ю.Трифонова.

Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко, А. Вознесенского, И.Бродского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы.

Основные виды деятельности учащихся:

         индивидуальная работа

       самостоятельная работа;

       работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

 работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное    оформление информации;

 выделение фактов, определение проблемы;

 работа с текстом и его анализ;

4. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

Планируемая

Планируемая

Введение. Содержание ЕГЭ по литературе (2ч)

1

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе.

1

2

Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

1

Фольклор и Древнерусская литература (2ч)

3

Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе

1

4

«Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков».  Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие  клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами  фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как  страны с феодальной раздробленностью.

1

Литература русского Просвещения XVIII века (4ч)    

5-6

М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века.

2

7

Н.М.Карамзин  и А.Н.Радищев  как  основоположники двух направлений в русской литературе.

1

8

Д.И.Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.

1

Литература первой половины XIX (6ч)

9

Элегия и баллада как жанр поэзии   В. А. Жуковского.

1

10

А. С. Грибоедов.  Традиции классической комедии в театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе.

1

11

А. С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский  роман.  

1

12

М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова.  Поэтическая преемственность.

1

13

Н. В.  Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги).

1

14

Лирическое отступление как средство художественной выразительности.

1

 Литература второй половины XIX века (9ч)      

15

И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя.  

1

16

А.Н.Островский – создатель новой русской драмы.

1

17

Идейный раскол в журнале «Современник». И.С.Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних  людей»».

1

18

Традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.  

1

19

Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев как основоположник   философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и  новаторство в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

1

20

М.Е.Салтыков-Щедрин.  Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием.

1

21

М.М.Бахтин  о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М.Достоевского.  Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев.  

1

22

Творчество Л.Н.Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души».  Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания  героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне.

1

23

Малый   жанр в русской прозе и творчество А.П.Чехова. Новаторство в русской  драме. Ремарка как средство художественной выразительности.

1

Литература XX века (9ч)      

24

А.А.Блок и образ революции, споры о ней.  Своеобразие лирики А.А.Блока. Поэмы А.А.Блока.

1

25

Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, А.А.Фадеева.

1

26

Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А.Шолохова, И.Бабеля,  А.Фадеева. Поиски героя времени.

1

27

Возвращенная литература. Л.Андреев, В.Набоков, А.Платонов, А.Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов.

1

28

Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве  А.Платонова и Е.Замятина

1

29

Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях  В.Некрасова, С.Алексиевича, В.Кондратьева, К.Воробьева,  Б.Васильева. 

1

30

Тема деревни в прозе В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.

1

31

Образ героя-интеллигента в произведениях Д.Гранина, М.Дудинцева,       Ю.Трифонова. 

1

32

Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко, А. Вознесенского, И.Бродского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы.

1

Выполнение тестовых заданий ЕГЭ (2ч)

33

Выполнение тестовых заданий ЕГЭ

1

34

Выполнение тестовых заданий ЕГЭ

1

Итого

34



Предварительный просмотр:

Управление образования городского округа «Охинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

среднее общее образование (11б класс)

срок реализации программы 1 год

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Личностные и метапредметные результаты освоения  курса внеурочной деятельности .

3. Содержание курса внеурочной деятельности.

4. Календарно-тематическое планирование

1 . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современное время становится значимым грамотное владение  русским языком. Знания детей оценивают по результатам выпускного экзамена и промежуточной аттестации.  Большинство ребят затрудняются в самостоятельной  подготовке к  выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить.

Цель программы: формирование и развитие у детей трех видов компетенций: 

  • языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении);
  • лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их);
  • коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

Задачи программы:

• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• повышать уровень грамотности детей.
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
• совершенствовать знания и умения находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на детей 17-18 лет (11 класс), срок реализации - один год. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Итого 34 часа.

Методы, формы работы, используемые технологии

Для организации занятий используются различные формы занятий. Наиболее распространенным типом занятий, в силу специфики программы, являются   практические работы (практикумы). Организация практических работ предусматривается при изучении каждого из разделов программы. Для плодотворной работы детей при выполнении практических работ необходимо обеспечить их достаточным количеством раздаточного материала. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы более подробно и углубленно остановиться на трудных для детей моментах. Весьма важное место в программе занимает беседа, поскольку, только непосредственно опираясь на теоретические знания, можно подходить к выполнению практических занятий. В программе предусматривается проведение научно-практических конференций, дискуссий, семинаров, на которых особое внимание уделяется развитию речи детей, умению аргументировать свою точку зрения.

2.  ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Личностные результаты обучения:

Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной; - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; эстетическое отношение к миру; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни; - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты обучения: -

 Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей; - владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты обучения: 

обучающиеся знают: - критерии оценивания письменного монологического высказывания. (Часть 2, задание 27, Сочинение-рассуждение ЕГЭ); - особенности понятий: проблема, комментарий, авторская позиция, агрументы, абзацное членение, композиционная стройность; - классификацию логических, грамматических, речевых, стилистических, фактических и этических ошибок. обучающиеся умеют: - читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; - передавать в письменной форме индивидуальное восприятие поставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений; - подбирать аргументы, органично вводить их в текст; - стройно и последовательно излагать свои мысли.

3.  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

№ п\п

Внеурочное занятие (тема, название)

Кол-во

часов

1

Знакомство с программой. Основные требования к изучению программы.

1

2

Текст. Стили речи. Общая характеристика стилей речи. Научный стиль. Особенности научного стиля речи: в лексике, в составе слова, в морфологии, в синтаксисе. Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля речи. Лексические, синтаксические, морфологические особенности публицистического стиля речи. Основные признаки официально-делового стиля речи. Разговорный стиль речи. Сфера употребления. Общие признаки. Художественный стиль речи.  

Типы речи. Общая характеристика типов речи. Повествование и его основные признаки. Описание и его основные признаки. Рассуждение. Отличительные признаки рассуждения. Способы и средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические, синтаксические средства.

2

3

Культура речи. Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы. Синтаксические нормы: согласование, управление, сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью. Устранение ошибок при произношении. Определение типа подчинительной связи в словосочетании. Тренировочные задания по данному разделу.

10

4

Структура сочинения-рассуждения. Тема и главная мысль текста. Лексические и морфологические средства художественной выразительности. Специальные художественно-изобразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз. Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи.  Композиция сочинения-рассуждения (вступление, заключение, формулировка основной проблемы, комментирование основной проблемы, позиция автора и способы её выражения, типы аргументации в изложении собственной позиции).

16

5

Написание сочинения - рассуждения.

Учебно-тренировочные задания. Задания и упражнения по формированию навыков написания сочинения-рассуждения. Редактирование и совершенствование сочинения-рассуждения. Анализ изобразительно-выразительных средств. Комплексный анализ текста.

5

ИТОГО

34

Календарно-тематический план  

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Основные требования к изучению программы. Практическая работа. Входной контроль.

1

2

Текст. Стили речи. Общая характеристика стилей речи.

1

3

Типы речи. Общая характеристика типов речи.

1

4-7

Культура речи. Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.

4

8-9

Синтаксические нормы.

2

10-11

Построение предложений с чужой речью.

2

12-13

Определение типа подчинительной связи в словосочетании.

2

14-15

Структура сочинения-рассуждения.

Тема и основная мысль текста. Тема и микротемы.

2

16

Композиция сочинения – рассуждения.

1

17-18

Роль вступления в сочинении-рассуждении. Типы вступлений.

2

19

Роль заключения в сочинении-рассуждении.

1

20-21

Формулировка основной проблемы исходного текста.

2

22-24

Комментирование основной проблемы текста.

3

25

Позиция автора и способы ее выражения.

1

26-27

Типы аргументации в изложении собственной позиции.

2

28-29

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

2

30-31

Написание сочинения – рассуждения.

Комплексный анализ художественного текста.

2

32-33

Написание сочинения-рассуждения.

2

34

Редактирование и совершенствование сочинений.

1

ИТОГО

34



Предварительный просмотр:

Управление образования городского округа «Охинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«Разговоры о важном»

среднее общее образование (11а,б классы)

срок реализации программы 1 год

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Личностные и метапредметные результаты освоения  курса внеурочной деятельности .

3. Содержание курса внеурочной деятельности.

4. Календарно-тематическое планирование

1. Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21;
  • основной образовательной программы СОО

Курс рассчитан, с учётом в 11 классе 33 учебных недель,  на 33 часа в год, в неделю – 1 час.

Данная программа разработана с целью формирования взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Основные задачи:

  • воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
  • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
  • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
  • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
  • формирование культуры поведения в информационной среде.

2. Личностные и метапредметные результаты освоения  курса внеурочной деятельности .

Личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной

 практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты

Сформировано представление:

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
  • символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
  • народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
  • религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
  • важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • активной роли человека в природе.

Сформировано ценностное отношение:

  • к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
  • семье и семейным традициям;
  • учебе, труду и творчеству;
  • своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:

  • к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
  • общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
  • государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
  • природе, природным явлениям и формам жизни;
  • художественному творчеству.

Сформированы умения:

  • устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
  • распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

3. Содержание учебного курса «Разговоры о важном» с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:

  1. День знаний
  2. Наша страна – Россия
  3. 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
  4. День музыки
  5. День пожилого человека
  6. День учителя
  7. День отца
  8. Россия – мировой лидер атомной энергетики
  9. День народного единства
  10. Мы разные, мы вместе
  11. День матери
  12. Символы России
  13. Волонтеры
  14. День Героев Отечества
  15. День Конституции
  16. Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
  17. Рождество
  18. День снятия блокады Ленинграда
  19. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
  20. День российской науки
  21. Россия и мир
  22. День защитника Отечества
  23. Международный женский день
  24. 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова
  25. День воссоединения Крыма с Россией
  26. Всемирный день театра
  27. День космонавтики. Мы – первые!
  28. Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
  29. День Земли
  30. День Труда
  31. День Победы. Бессмертный полк
  32. День детских общественных организаций
  33. Россия – страна возможностей

Основными методами обучения является информационно-иллюстрированный.

Форма организации: дискуссионный клуб

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы курса "Разговоры о важном",

 11 класс, 1 час в неделю, 33 часа в год.

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Часы

Дата

ЦОР/ЭОР

План

Факт

1

День знаний. Что я знаю?

Групповая дискуссия

1

05.09

https://school-collection.edu.ru/collection/

https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

2

Наша страна – Россия. Родину не выбирают…

Конкурс стихов, конкурс чтецов

1

12.09

3

165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского. Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели…

Интерактивная звездная карта

1

19.09

4

День музыки. Что мы музыкой зовем

Музыкальный конкурс талантов

1

26.09

5

День пожилого человека.  С любовью в сердце: достойная жизнь людей старшего поколения в наших руках

Социальная реклама

1

03.10

https://school-collection.edu.ru/collection/

https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

6

День учителя. Ежедневный подвиг учителя

Мини-сочинение

1

10.10

7

День отца. Роль отца в формировании личности ребенка

Урок-рассуждение

1

17.10

8

Россия – мировой лидер атомной энергетики. Атомный ледокольный флот. Развитие северного морского пути

Групповая дискуссия

1

24.10

9

День народного единства. Мы едины, мы – одна страна!

Работа с интерактивной картой

1

31.10

https://school-collection.edu.ru/collection/

https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

10

Мы разные, мы вместе. Многообразие языков и культур народов России

Работа с интерактивной картой

1

14.11

11

День матери. О, руки наших матерей… Она молилась за победу

Конкурс стихов, конкурс чтецов

1

21.11

12

Символы России. Герб как составная часть государственной символики Российской Федерации

Обсуждение видеоматериалов

1

28.11

13

Волонтеры. Жить – значит действовать

Проблемная дискуссия

1

05.12

https://school-collection.edu.ru/collection/

https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

14

День Героев Отечества. Кто такой герой. Герои мирной жизни

Проблемная дискуссия

1

12.12

15

День Конституции. Главный закон России

Деловая игра

1

19.12

16

Тема Нового года. Семейные праздники и мечты. Полет мечты

Групповое обсуждение

1

26.12

17

Рождество. «Дарит искры волшебства светлый праздник Рождества…»

Рожественские чтения

1

16.01.

https://school-collection.edu.ru/collection/

https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

18

День снятия блокады  Ленинграда Ленинградский метроном

Работа с историческими документами

1

23.01.

19

160 лет со дня рождения К.С. Станиславского. К.С. Станиславский как реформатор отечественного театра и создатель национальной актерской системы

Анализ биографии театрального деятеля

1

30.01.

20

День российской науки. Современная наука –современному человеку

Встреча с молодыми учеными

1

06.02.

https://school-collection.edu.ru/collection/

https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

21

Россия и мир.

Россия в мире

Работа с интерактивной картой

1

13.02

22

День защитника Отечества.

 «…ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть»

Работа с видеоматериалами

1

27.02

23

Международный женский день.

 «Я знаю, что все женщины прекрасны»

Мини-эссе

1

06.03

https://school-collection.edu.ru/collection/

https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

24

110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова.

Гимн России

Работа с газетными публикациями, интернет-публикациями

1

13.03

25

День воссоединения Крыма с Россией.

Крым на карте России

Работа с интерактивной картой

1

20.03

26

Всемирный день театра.

Искусство и псевдоискусство

Творческая лаборатория

1

27.03

27

День космонавтики. Мы – первые!

День космоса

Обсуждение фильма «Время первых»

1

10.04

https://school-collection.edu.ru/collection/

https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

28

Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками.

Возмездие неотвратимо

Работа с историческими документами

1

17.04

29

День Земли.

 «Зеленые» привычки»: сохраним планету для будущих поколений

Фестиваль идей

1

24.04

30

День труда. Моя будущая профессия

Встреча с людьми разных профессий

1

31.04

31

День Победы. Бессмертный полк.

Современные писатели и поэты о войне

Литературная гостиная

1

08.05

https://school-collection.edu.ru/collection/

https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

32

День детских общественных организаций

Социальная реклама

1

15.05

33

Россия – страна возможностей.

Перед нами все двери открыты

Творческий флешмоб

1

22.05