К урокам литературы

Гумянова Наталья Анатольевна

Предварительный просмотр:

И. Н. Перова

СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

«БОРОДИНО» И ИСТОРИЯ

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Power Point – 37 слайдов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки

Тип урока: интегрированный урок литература + история

Знать:

  1. Биографию М. Ю. Лермонтова
  2. События войны 1812 года и Бородинской битвы
  3. Прототипов героев стихотворения

Уметь:

  1. Видеть реальные события в литературном произведении

Управление презентацией, номер слайда

Методические рекомендации для учителя, содержание презентации

Слайд 1

Учитель сообщает ребятам, что сегодня они не только познакомятся со стихотворением М. Ю. Лермонтова, но и узнают об исторических событиях Отечественной войны 1812 года. Ребята записывают тему урока в тетрадь.

М. Ю. Лермонтов «Бородино»

История в стихотворении

Слайд 2

Рассказ учителя о биографии М. Ю. Лермонтова

Лермонтов родился уже в перенесшей французское нашествие Москве. Ему было меньше года, когда родители увезли его в пензенскую деревню Тарханы, принадлежавшую его бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Там прошли детские годы будущего поэта.

Слайд 3

В Тарханах его окружали люди 12-го года. В семье его кормилицы тарханской крестьянки жил бородинский ветеран-инвалид Дмитрий Фёдоров. Бывая у кормилицы Лукерьи, мальчик не мог не слышать рассказов старого солдата о его долгой, боевой жизни.

В доме Арсеньевой всегда было много гостей. Здесь постоянно бывали военные, прежде всего братья Елизаветы Алексеевны - офицеры артиллерии ( Дмитрий и Афанасии Столыпины)-. Именно от них узнал маленький Миша о роли гвардейской артиллерии в Бородинском сражении.

Воспитателем и учителем французского языка Миши Лермонтова был мосье Капэ, бывший наполеоновский офицер, навсегда сохранивший в душе верность своему императору, он считал Наполеона великим полководцем и государственным деятелем.

Слайд 4

Когда Мише было 6 лет, бабушка привозила его в Москву, еще хранившую следы разрушений: на улицы груды обгорелых камней, сожженные дворцы, взорванные башни Кремля, сотни трофейных орудий у стены арсенала в Кремле. Это не могло произвести глубокого впечатления на мальчика.

Слайд 5

Шли годы, Мише Лермонтову уже 13 лет. Его "отдают к наукам и воспитанию" в пансион при Московском университете, поднимается на колокольню Ивана Великого, откуда видит Поклонную гору, высоту, с которой просматривалось поле Бородино во время битвы.

Учась в Юнкерской школе, он пишет сочинение "Панорама Москвы", в этом сочинении он так отзывается о Московском Кремле: "Что сравнить с этим Кремлем, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежи на высокой горе... Давно ли, как баснословный феникс он возродился из пылающего своего праха?..." Да, Москва после пожара 1812-го года давно оправилась, стала еще краше и величавее.

Слайд 6

В летние месяцы Лермонтов живет в Серединкове - имении вдовы генерала Столыпина (брат бабушки). Здесь большой интерес для него представляла библиотека покойного генерала, особенно богатая литературой об Отечественной войне.

Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова и Н.А. Дуровой (женщины-партизанки); стихами о войне 1812 года, печатавшимся в журнале А.С. Пушкина "Современник".

Слайд 7

По щелчку появляется вопрос:

Почему же Лермонтов обратился к этой теме?

Одаренный необыкновенной силой воображения, Лермонтов как бы сам становится очевидцем событий, поэтому, вооружившись обширными сведениями трехлетней военной службой, в 1837'году, переработав свой юношеский набросок "Поле Бородина" в замечательное стихотворение "Бородино", Лермонтов создает произведение, ставшее лучшим во всей русской литературе произведением об этом великом сражении.

Литературный критик В.Г. Белинский писал: "Это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен и полон поэзии".

Почему же Лермонтов обратился к этой теме?

Ребята отвечают на вопрос

Слайд 8

Слайд содержит видео, которое запускается по щелчку.

Послушайте историческую справку

Видео рассказывает об Отечественной войне 1812 года до Бородинской битвы.

Слайд 9

Слайд содержит видео, которое запускается по щелчку.

Посмотрите, как протекала Бородинская битва. Выпишите основные этапы битвы.

Учащиеся просматривают видеосюжет, по ходу просмотра выписывают основные этапы битвы

Слайд 10

Проверь себя:

  1. Бой за Шевардинский редут 24.08.1812
  2. Атака французов на левый фланг
  3. Бой за батарею Раевского
  4. Наша атака на левый фланг (Уваров и Платов)
  5. Атака французов на центр наших войск. Заняли батарею Раевского

По ходу просмотра слайда учащиеся вносят изменения в свои записи

Слайд 11

Слайд содержит видео, которое запускается по щелчку.

Задание

Послушайте стихотворение

Слайд 12

Содержит картинки с гиперссылками. Кликая по картинке, вы переходите на слайд с комментарием к данной картинке, слову. Этот и последующие слайды организуют словарную работу на уроке.

Слово учителя:

  • Ребята, всё ли вам было понятно в тексте стихотворения?
  • Значение каких слов вам не понятно?
  • Какие предметы, какие слова вы видите здесь?
  • Давайте узнаем их значение

Слайд 13

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 12.

Кликнув по управляемой кнопке «домой», вы попадаете на 12 слайд.

Словарная работа

Редут – укрепление земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны.

Слайд 14

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 12.

Кликнув по управляемой кнопке «домой», вы попадаете на 12 слайд.

Словарная работа

Лафет - часть орудия, на которой закрепляется ствол артиллерийского орудия.

Слайд 15

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 12.

Кликнув по управляемой кнопке «домой», вы попадаете на 12 слайд.

Словарная работа

Бивак - стоянка войск под открытым небом для отдыха или ночлега.

Слайд 16

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 12.

Кликнув по управляемой кнопке «домой», вы попадаете на 12 слайд.

Словарная работа

Кивер - высокий головной убор с круглым дном, козырьком, подбородочным ремнем и различными украшениями, существовавший в русской и иностранных армиях в 19 - нач. 20 вв.

Слайд 17

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 12.

Кликнув по управляемой кнопке «домой», вы попадаете на 12 слайд.

Словарная работа

Штык - колющее и режущее холодное оружие, примыкаемое к дульной части ствола винтовки

Слайд 18

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 12.

Кликнув по управляемой кнопке «домой», вы попадаете на 12 слайд.

Словарная работа

Уланы - вид лёгкой кавалерии, первоначально вооруженной пиками и саблями. Отличительная их черта – пёстрые значки в обмундировании.

Слайд 19

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 12.

Кликнув по управляемой кнопке «домой», вы попадаете на 12 слайд.

Словарная работа

Драгуны - вид кавалерии в европейских и русских армиях, предназначенной для действий в конном и пешем строю. Отличительная черта их костюма – конские хвосты на шлеме  

Слайд 20

На данный слайд вы попадаете со слайда 12, перейдя по управляемой кнопке «следующий слайд».

Словарная работа

«На зимние квартиры» - место расположения временного расквартирования воинской части

Слайд 21

Словарная работа

«Ушки на макушке» – на страже

Слайд 22

Словарная работа

«Мусью» – иронично, искажённое месье, о французах

Слайд 23

Словарная работа

«Рождён был хватом». Хват - ловкий, расторопный человек, исполненный удальства.

Слайд 24

Словарная работа

Картечь - артиллерийский снаряд, предназначенных для поражения живой силы противника на близких расстояниях в открытом поле. Изначально снаряд представлял собой кучку мелких камней или кусков железа, которая засыпалась в канал ствола поверх заряда

Слайд 25

Словарная работа

Сеча – битва, сражение

Слайд 26

Словарная работа

Булат – здесь: оружие

Слайд 27

Словарная работа

Бусурманы – здесь: враги, французы

Слайд 28

Содержит портреты участников Бородинской битвы: Багратиона, Дохтурова, Раевского, Платова. Портреты содержат гиперссылки. Щёлкнув по ним, вы переходите на слайд, содержащий информацию о данном герое.

Слайд 29

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 28.

Кликнув по управляемой кнопке «домой», вы попадаете на 28 слайд.

Багратион Пётр Иванович

российский генерал от инфантерии, князь, герой Отечественной войны 1812 года.

При Бородино армия Багратиона, составляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки армии Наполеона. Осколок ядра раздробил генералу кость левой ноги. От предложенной врачами ампутации князь отказался.

24 сентября 1812 года Пётр Иванович Багратион умер от гангрены, спустя 17 дней после ранения.

Наполеон о нём сказал: «Генералов хороших у России нет, кроме одного Багратиона.» 

Слайд 30

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 28.

Кликнув по управляемой кнопке «домой», вы попадаете на 28 слайд.

Раевский Николай Николаевич

русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии

Весь день накануне битвы солдаты Раевского сооружали на Курганной высоте земляные укрепления.

Раевскому удалось остановить наступление французов на батарею.

Через некоторое время на штурм пошли уже три французские дивизии. Положение на батарее стало критическим. К тому же начала ощущаться нехватка снарядов.

Французы ворвались на высоту, завязался ожесточённый рукопашный бой. Положение спасли подоспевшие на помощь и отбросившие французов солдаты 3-го Уфимского полка во главе с генералом А. П. Ермоловым

Слайд 31

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 28.

Кликнув по управляемой кнопке «домой», вы попадаете на 28 слайд.

Платов Матвей Иванович

русский военный, генерал от кавалерии, казак.

В самый разгар Бородинского сражения, по замыслу главнокомандующего, казачьи полки и легкая кавалерия под предводительством Платова должны были, незаметно подойдя к расположению противника, ударить ему в тыл. Этот план был блестяще реализован, вызвав панику в рядах французов и на целых два часа ослабив натиск неприятельских войск. К тому же Платову удалось захватить главный обоз наполеоновской армии.

Слайд 32

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 28.

Кликнув по управляемой кнопке «домой», вы попадаете на 28 слайд.

Дохтуров Дмитрий Сергеевич

В Бородинском сражении Дохтуров командовал центром русской армии между батареей Раевского и деревней Горки, а после ранения Багратиона — всем левым крылом. Привел в порядок расстроенные войска и закрепился на позиции.

Участник Бородинского сражения Ф.Глинка вспоминал: "В пожар и смятение левого крыла въехал человек на усталой лошади, в поношенном генеральском мундире, со звездами на груди, росту небольшого, но сложенный плотно, с чисто русскою физиономиею. Это был Д.С.Дохтуров".

Дохтуров обратился к солдатам с приказом: "За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад"

Слайд 33

На данный слайд вы попадаете со слайда 28, перейдя по управляемой кнопке «следующий слайд».

Прототип «дяди»

Удивительно, но ученые почти наверняка «вычислили» прототип «дяди» – старого солдата, от лица которого ведется повествование о Бородинской битве. Это унтер-офицер лейб-гвардии Литовского (затем Московского) пехотного полка Андреев. Лермонтов хорошо знал этого человека. В 1836 году, когда художник П. Заболотский писал портрет ветерана, исполняя заказ к грядущему 25-летию Отечественной войны 1812 года, Михаил Юрьевич брал уроки живописи у этого художника и часто посещал его мастерскую.

Слайд 34

Прототип бравого полковника

Лермонтов считал, что судьба сражения решалась на Курганной высоте, в центре русской позиции. Именно туда «отправил» он «дядю» Андреева отражать атаки французов. И именно там, как свидетельствовали участники боя, прогремел ставший известным всей России яростный призыв, выраженный Лермонтовым просто и ясно:

«Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой...» 

     Подобные слова произнес полковник Федор Федорович Монахтин, в день битвы исполнявший обязанности начальника штаба 6 пехотного корпуса русской армии, которого многие исследователи считают наиболее вероятным прототипом лермонтовского «слуги царю, отца солдатам».

Слайд 35

Какие реальные события нашли отражение в стихотворении?

  • «Мы долго молча отступали»… О чём это?
  • О стратегии и тактике Барклая де Толли, который избегал генерального сражения, желая сохранить армию
  • «Забил заряд я в пушку туго» К какому роду войск относится герой стихотворения?
  • К артиллеристам
  • «Два дня мы были в перестрелке» О каком этапе события идёт речь?
  • О первом этапе битвы – 24 и 25 августа – бое за Шевардинский редут
  • «Полковник наш рождён был хватом» «Но жаль его – сражён булатом, он спит в земле сырой» «И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва ль за нами, умрёмте ж под Москвой!» О каком реальном историческом лице идёт речь?
  • О Дохтурове и Монахтине
  • «И все на наш редут» О каком этапе боя идёт речь?
  • Бой за батарею Раевского

Слайд 36-37 (скрыты)

Содержит источники

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BE%D0%BD,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 – информация о Багратионе
  2. http://www.peoples.ru/military/commander/platov/ - информация о Платове
  3. http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/dohturov_ds.php - информация о Дохтурове
  4. http://ruspoet.virtbox.ru/101.html - информация о прототипах



Предварительный просмотр:

И. Н. Перова

В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КРЫЛОВА. УРОК-ИГРА

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Power Point – 28 слайдов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Цели урока:

  1. Знать басни Крылова, афоризмы из басен, морали, теорию литературы по теме «Басня»
  2. Уметь отвечать на вопросы

Методические рекомендации для учителя

Управление презентацией, номер слайда

Методические рекомендации для учителя, содержание презентации

Слайд 1

Титульный слайд. Учитель сообщает тему урока, говорит о том, что сегодня ребята будут соревноваться и в ходе урока выяснят, кто лучше знает басни Крылова, а также теорию литературы.

Класс разбит на несколько команд (например, по количеству рядов). Чья команда первая поднимает руку, та и отвечает. Можно вызвать соревноваться нескольких учащихся. Жюри из учащихся старших классов или учителей оценивает конкурс.

Слайд 2

Каждое число категории содержит гиперссылку. Нажав на число, выбранное ребятами, вы попадаете на нужный вам слайд, который содержит вопрос. На каждом слайде есть кнопка «домой», нажав на которую, вы попадаете на игровое полотно.

Игровое полотно. Игра проходит по типу «Своей игры». Учащиеся выбирают номинацию и сложность вопроса от 10 до 50. Учитель должен объяснить, что в разделе «Афоризм» надо угадать, из какой басни Крылова взято крылатое выражение. Раздел «Кто есть кто» посвящён героям басен. «Мораль сей басни такова» - надо угадать, из какой басни взята мораль. Раздел «Литературоведам» содержит вопросы по теории басни. По истории басни вопросы на знание баснописцев народов мира.

Слайд 3

Правильные ответы на всех слайдах появляются по щелчку

  • Кто есть кто - 10

Кого Крылов в своих баснях называет «попрыгуньей»?

Стрекоза

Слайд 4

  • Кто есть кто - 20

Кого Крылов в своих баснях называет «плутовкой»?

Лиса

Слайд 6

  • Кто есть кто - 30

Кого Крылов в своих баснях называет «проказницей»?

Мартышка, обезьяна

Слайд 7

  • Кто есть кто - 40

Кого Крылов в своих баснях называет «вещуньей»?

Ворона

Слайд 8

  • Кто есть кто - 50

Кого Крылов в своих баснях называет «серым рыцарем»?

Волка

Слайд 9

  • Литературоведам - 10

Подберите синонимы к слову «аллегория»

Иносказание, эзопов язык

Слайд 9

  • Литературоведам - 20

Объясните значение выражения «эзопов язык»

Речь, наполненная недомолвками и ироническими намёками

Слайд 10

  • Литературоведам - 30

Назовите родственные басне жанры

Притча, сказка, пословица, загадка

Слайд 11

  • Литературоведам - 40

Что такое мораль басни?

Поучение, которое даётся в начале или в конце басни

Слайд 12

  • Литературоведам - 50

Что такое басня?

Небольшое иносказательное повествование, обычно в стихах, нравоучительного характера

Слайд 13

  • Мораль сей басни такова - 10

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт 

«Лебедь, Щука и Рак»

Слайд 14

  • Мораль сей басни такова - 20

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку

«Кукушка и Петух»

Слайд 15

  • Мораль сей басни такова - 30

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды

«Свинья под дубом»

Слайд 16

  • Мораль сей басни такова - 40

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник 

«Щука и Кот»

Слайд 17

  • Мораль сей басни такова - 50

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить

«Кот и Повар»

Слайд 18

  • Афоризм - 10

А Васька слушает да ест

«Кот и Повар»

Слайд 19

  • Афоризм - 20

Ай, Моська, знать она сильна,

Что лает на Слона

«Слон и Моська»

Слайд 20

  • Афоризм - 30

Избави бог и нас от этаких судей

«Осёл и Соловей»

Слайд 21

  • Афоризм - 40

У сильного всегда бессильный виноват

«Волк и Ягнёнок»

Слайд 22

  • Афоризм - 50

Как счастье многие находят лишь тем,

Что хорошо на задних лапах ходят

«Две собаки»

Слайд 23

История басни – 10

Древнегреческий баснописец, родоначальник жанра басни

Эзоп

Слайд 24

  • История басни - 20

Самый знаменитый русский баснописец 18-19 веков

Крылов

Слайд 25

  • История басни - 30

Французский баснописец

Лафонтен

Слайд 26

  • История басни - 40

Немецкий баснописец

Лессинг

Слайд 27

  • История басни - 50

Русский баснописец 18 века, предшественник Крылова

Дмитриев

Слайд 28 (скрыт)

Содержит источники

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Оксана Шкатова. Исторический путь басни. Литература, №47/2003, стр. 19
  2. Екатерина Демиденко. «Уж сколько раз твердили миру…» Литература, №47/2003, стр. 9
  3. Александрова Е. И. Прогулка по «Крыловскому зоосаду». Уроки литературы, №4/2007, стр. 9



Предварительный просмотр:

И. Н. Перова

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Авторский медиапродукт: мультимедийная  презентация Power Point – 39 слайдов

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  1. Знать героев и богов славянской мифологии, славянские праздники
  2. Уметь слушать, записывать информацию, получаемую от учителя

Методические рекомендации для учителя

Управление презентацией, номер слайда

Методические рекомендации для учителя, содержание презентации

Слайд 1

Титульный слад. Учитель сообщает тему урока, учащиеся записывают её в тетрадь.

Слайд 2

Учитель:

Сегодня мы узнаем, были ли мифы у древних славян, наших предков. И если были, то кого они почитали, кто был их богами.

Слайд 3

По щелчку возникает информация: текст, вопросы, материал для записи в тетрадь. Термины фетишизм, анимизм, тотемизм учащиеся записывают в тетрадь для последующего заучивания

Самые древние верования – поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения

  •  Чему в ближайшем окружении могли поклоняться наши предки?

Ребята свободно высказывают своё мнение. Учитель сообщает.

  • Фетишизм  – поклонение предметам
  • Анимизм (от лат «анима» - душа) – поклонение растениям
  • Тотемизм – поклонение животным как прародителям

Ребята записывают термины в тетрадь.

С верой в животных связано явление оборотничества. Это процесс, когда животное превращается в человека и наоборот.

  • Вспомните сказки, в которых описывается процесс оборотничества.

«Иван Царевич и Серый Волк», «Финист-Ясный Сокол», «Царевна Лягушка».

Оборотень позже стал считаться злым духом, демоном. Чтобы прекратить превращения оборотня, победить его, надо было выследить, когда в поле, перепрыгнув камень, волк станет человеком или наоборот, и воткнуть кинуть в землю нож за этот камень. Тогда волк больше не сможет превращаться в человека.

Слайд 4

Учитель:

Культ животных у древних славян

У славян, как у всех жителей лесной полосы исключительным почитанием был окружён медведь. Его сила, намного превосходящая силу любого лесного существа, его ловкое лазание по деревьям вызывали восхищение древних охотников, а случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей. Поэтому древние славяне считали медведя своим родственником, величали родным батюшкой, дедушкой, и это величание сохранилось в русских народных сказках и песнях

Слайд 5

Культ медведя

Как и на всякое тотемное животное (животное, которому поклонялись). На медведя наши предки периодически устраивали ритуальную охоту, а потом – ритуальное поедание всей общиной его мяса и крови, после чего остатки трапезы захоранивались. Древние охотники верили, что, съев кусочек медвежьего мяса или отведав крови медведя, они обретут все свойства своего тотема, а главное, будут такими же сильными, как этот зверь.

Почитание медведя связано с почитание Волоса или Велеса – скотьего бога. Медвежья лапа, вывешенная в крестьянской избе, так и называлась – скотий бог

Слайд 6

Культ волка

Волк являлся тотемом для многих племён. Сплочённость волков в стаю, распределение обязанностей внутри стаи напоминали древним людям их собственный коллектив. На особую почитаемость волка у славян указывает тот факт, что в сказках славянских народов из всех диких зверей волк является самым частым персонажем.

  • Какие сказки с участием Волка вы знаете?

Кроме того, у славянских народов существует личные мужские имена: Волк, Вук и уменьшительное Вучко.

Ребята записывают эти имена в тетрадь

Слайд 7

Культ Волка

В нашем сознании образ волка наделён по большей части отрицательными чертами. Не совсем так дело обстоит в русском фольклоре: волк часто помогает героям сказок.

  • Вспомните, когда волк в сказках проявляет себя положительно.

Волк помогает Ивану Царевичу в сказке «Иван Царевич и Серый Волк»

Он считается пожирателем чертей, а встреча с волком в пути – добрая примета.

Вообще в славянской мифологии волк – существо, наделённое даром всеведения. К тому же, по славянским поверьям, люди, обладающие даром сверхъестественного знания, могут превращаться в волков

Слайд 8

Культ растений

Не меньше, чем животных, славяне почитали растения. Почитались как отдельные деревья, так и целые рощи.

Из деревьев славяне больше всего почитали берёзу и дуб, что можно объяснить их повсеместной распространённостью в зоне расселения славян, а также их хозяйственной значимостью.

Слайд 9

Культ дуба

Дуб издавна почитался как дерево, связанное с грозой. До сих пор в народе считается опасным в грозу находиться под дубом, ведь он притягивает молнии. В языческой мифологии славян дуб – дерево Перуна, бога грозы. На острове Хортица стоял громадный дуб. Около него приносили в жертву живых петухов, клали хлеб, мясо, втыкали стрелы.

Тот участок Днепра, где происходили эти события, называется «Перунья рень». С принятием христианства дуб как дерево Перуна попало в немилость. Под страхом церковного суда запрещалось перед дубом молебен петь. Также в силу его связи с грозой и языческим богом грозы дуб был объявлен нечистым деревом

Слайд 10

Политеизм – вера в богов
(«поли» - много)

Перун (Сварог) – бог грозы, молнии и грома

Волос (Велес) – бог скота, торговли и богатства

Даждьбог (Хорос) – солнечное божество

Стрибог – бог ветра, вихря и вьюги

Мокошь – супруга Перуна, богиня плодородия, воды, женских работ и девичьей судьбы

Симаргл – священный крылатый пёс, охраняет семена и посевы

Почему главный бог славян был покровителем грома и молнии?

Ребята записывают имена древнеславянских богов

Слайд 11

Культ Перуна

Н. М. Карамзин писал: «В России до введения Христианской веры первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии, которому славяне ещё в 6 веке поклонялись, обожая в нём верховного Мироправителя». И далее, используя записи летописи за 980 год: «Владимир изъявил отменное усердие к богам языческим: соорудил новый истукан Перуна с серебряной головою, и поставил его близ теремного двора, на священном холме, вместе с иными кумирами. Там, говорит Летописец, стекался народ ослеплённый и земля осквернялась кровию жертв»

Слайд 12

Культ Перуна

Владимир, поставив кумир Перуна в Киеве, посылает Добрыню в Новгород учредить там культ Перуна. То есть Перуна в Новгороде не знали и его культ должен был сплотить север и юг или оба главных города, оплот власти Владимира. С принятием христианства культ Перуна был быстро утрачен.

Слайд 13

Культ Перуна

Перун долго был почитаем простым народом. В слове святого Григория сообщается, что Перуну долго ещё молились по окраинам, когда в городах язычество давно было забыто.

После принятия христианства Владимир оказал Перуну особую честь: идола Перуна не изрубили и не сожгли, как других идолов, а совлекли с Киевской горы и с эскортом из 12 дружинников проводили по Днепру до самых порогов. Миновав пороги, Перун оказался на острове, очевидно, на Хортице.

Слайд 14

Культ Перуна

В 1975 году археологами был обнаружен древний морёный дуб, в ствол которого было вставлено в правильном порядке десять кабаньих челюстей. Предполагают, что этот дуб – священное дерево, которое служило для ритуальных обрядов.

Слайд 15

Перун (Сварог) породил двух сыновей (Сварожичей) – солнце и огонь.

Солнце – Дид (дед) Ладо – несёт свет, красоту, мир, любовь и радость. Солнце также называли Люль, Лель, Дажбог, Тур и Волос

Ребята записывают информацию в тетрадь

Слайд 16

Славянские праздники

Этот слайд открывает следующую часть урока. Ребята записывают подзаголовок в тетрадь

Слайд 17

Коляда

Этот праздник совпадает теперь с Рождеством Христовым.

В этот день славят Коляду – солнце, набирающее силу. Прославление состояло в том, что славяне ходили из дома в дом и собирали подаяние в жертву Коляде. Коляды также известен под именем Авсень или Таусень

Слайд 18

Масленица

Языческий весенний праздник, встреча весны и проводы зимы. Зима ассоциировалась у наших предков со смертью, которая представлялась женщиной по имени Мара (Марена, Марана). Её чучело сжигал во время Масленичных гуляний. Кроме того, есть на масленицу блины – это есть солнце, так как блин похож на солнце. В Масленицу живые здороваются с мёртвыми. Блины – это поминальная пища для славян.

Слайд 19

Иван Купала

Этот праздник отмечается 23 июня. В этот день славилось солнце, дающее силу растениям. В этот день собирали травы, так как в эту ночь травы обретают чудодейственную силу. Также в эту ночь капались и топили чучело Мараны. Считалось, что в этот день солнце благотворно действует на воду. Кроме того, зажигали костры и прыгали через них, очищаясь таким образом.

Ночь на Ивану Купалу полна всяких чудес: деревья переходят с места на место, а кто найдёт цветок папоротника, тот сможет понимать язык каждого творения, и ему откроется тайна кладов.

Слайд 20

Поклонение усопшим

У каждого рода, по преданию, был покровитель из умерших, предок, которого называли щур, дед, прадед. Отсюда происходит слово «пращур» - предок. Это божество призывали в моменты опасностей и говорили: «Чур меня! Чур меня!»

Происхождение слов и выражений ребята записывают в тетрадь

Слайд 21

Мелкие демоны славянской мифологии.

Титульный слайд, открывающий 3-ю часть урока. Ребята записывают подзаголовок в тетрадь.

Слайд 22

Домовой

Домашние черти были двух родов: добрые и злые. От добрых чертей лошади жирели, овины наполнялись хлебом. Когда же приходил злой дух, то всякие от него терпели беспокойства. Иногда даже приходилось оставлять дом.

Вера в домового была общераспространённой на Руси. Он покровитель хозяйства, защитник дома.

Этот дух жил в доме, был хранителем дома, иногда наказывающий за нарушение обычаев.

Слайд 23

Анимация слайда происходит автоматически

Русалка

Русалки не какие-то речные нимфы, имя их происходит от слова «русый» (светлый, ясный). Это души умерших, выходящих весною насладиться оживлённою природой. Русалки появляются, когда распустятся вербы. Они до Троицына дня живут в водах, на берега выходят только поиграть. У всех языческих народов вода считается проводником в царство умерших, поэтому-то русалки являются из воды. С Троицына дня до Петрова поста русалки живут на земле, в лесах, на деревьях – любимом месте пребывания душ после смерти.

В тесной связи с русалками находятся водяные дедушки, лешие, кикиморы.

Слайд 24

Анимация слайда происходит автоматически

Леший

Леший (лесовик, лешак, лесной дядя, лисун) – дух леса, враждебный людям. Внешне он напоминает человека, только очень косматого, со спрятанными в гуще волос рожками. Леший может изменять свой рост, становиться ниже травы или выше деревьев. Он перегоняет стада зверей из одного леса в другой. Его можно узнать по лаптям, одетым не на ту ногу, левую полу одежды запахивает правой. В лесу он старается сбить людей с дороги. Напугать. Считалось, чтобы не поддаться лешему, в лесу ничего нельзя есть. Леший – это любимый герой северной мифологии.

Слайд 25

Водяной

Водяной и русалка – обитатели рек и озёр. Особенно почиталась русалка у южных славян и украинцев. В образе русалки сочетались черты духов воды (речные русалки), плодородия (полевые русалки), «нечистых» покойников (утопленниц).

Про славянские предания никто теперь не помнит. Сказались два тысячелетия христианства. Когда древние верования ещё были живы, на Руси не было письменности и мифы не были записаны.

Слайды 26-28 (скрыты)

Содержат ссылки на источники

Слайд 29

Содержит инструкцию

  1. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный.

2. Если ты выбрал правильный ответ, появится     «плюс».

3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус».

4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.

Слайды 30-39

Тренажёр

Все слайды работают по одному принципу. Они содержат вопрос и 4 варианта ответа. Работа выполняется коллективно.

Тест составлен по шаблону

Захаровой Т.А., методиста Рязанского института развития образования 

Байдаковой Т. Б., учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ № 3 г.Амурска Хабаровского края

Использованная литература

  1. Уроки Кирилла и Мефодия. Литература. 5-6 класс.
  2. Энциклопедия русской литературы. Мифология древних славян. Новый диск


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» Урок литературы в 5 классе 1 песнь

Слайд 2

История создания поэмы

Слайд 3

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» Почему с этих строчек начинается первая песнь поэмы? Как вы думаете, в какое время мы переносимся? Кто такой «Владимир-солнце»?

Слайд 4

Владимир Красно Солнышко Владимир Красно Солнышко – это герой многих русских былин. Считается, что в этом образе древние сказители изображали Владимира Святого, Крестителя Руси.

Слайд 5

Баян Баян – древний легендарный сказитель, который упоминается во многих наших былинах а также в старинном памятнике – «Слове о полку Игореве»

Слайд 6

Познакомимся с устаревшим словами Гридница Лель Кубок Ковш Брашна Хазары Лампада Гридница представляла собой огромное помещение, в котором постоянно размещалась или временно собиралась княжеская дружина Бог любви у древних славян Пища, яства, кушанья Кочевники, нападавшие в древности на Русь

Слайд 7

Познакомимся с устаревшим словами Чело Обитель Лобзает Очи Кручина Наперсник Волынка Лоб Место пребывания, жилище кого-либо Целует Глаза Горе Друг

Слайд 8

Фрагмент из кинофильма «Руслан и Людмила»

Слайд 9

Три соперника Руслана РОГДАЙ «Воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей»

Слайд 10

Три соперника Руслана ФАРЛАФ «Крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей»

Слайд 11

Три соперника Руслана РАТМИР «полный страстной думы, младой хазарский хан Ратмир »

Слайд 12

«Похищение»

Слайд 13

Вспомните, как рыцари выехали из Киева «Руслан томился молчаливо, и смысл и память потеряв» « Рогдай угрюм, молчит – ни слова… Страшась неведомой судьбы и мучась ревностью напрасной»» «И важно подбочась , Фарлаф , надувшись, ехал за Русланом. Он говорил: «Насилу я на волю вырвался, друзья! Ну, скоро ль встречусь с великаном? Уж то-то крови будет течь…»» «Хазарский хан, в уме своём уже Людмилу обнимая, едва не пляшет под седлом…»»

Слайд 14

Черты рыцарей Рогдай Ратмир Фарлаф Смелый воин Мрачный мстительный Пылкий страстный Обжора Хвастун трус ? ? ?

Слайд 15

Что рассказал старец Руслану? В пещере старец: ясный вид, Спокойный взор, брада седая; Лампада перед ним горит; За древней книгой он сидит, Её внимательно читая

Слайд 16

Что от старца о Черноморе узнал Руслан?