Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Фокина Светлана Анатольевна

                  Современных детей все труднее заинтересовать изучением окружающей среды, тем более, используя традиционные методы . Новое время выдвигает актуальные требования к воспитанию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных. Одним из путей решения является организация целенаправленной систематической работы по формированию основ экологической культуры на материале использования нетрадиционных форм. Нетрадиционные формы работы являются наиболее эффективными и результативными, вызывают интерес, восхищение, восторг, увлеченность и желание дальнейшего познания.

  • "Экологические акции"
  • "Экологический ай-стоппер"
  • "Экологический сторисек"
  • "Создание мини-музея  природы "Край мой Смоленский, край мой родимый..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_aktsii.pptx653.09 КБ
Файл ekologicheskiy_ay-stopper.pptx1.45 МБ
Файл ekologicheskiy_storisek.docx1004.89 КБ
Файл mini-muzey.docx1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш» ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Воспитатель: Фокина С. А. Рославль 2022

Слайд 2

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, "рукотворному миру", к себе и окружающим людям. Поэтому экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на современном этапе придается первостепенное значение. В связи с изменениями, происходящими в мире и отечественном образовании, связанными с принятием новых стандартов, необходим поиск путей привнесения элементов, таких как экологические акции, в процесс обучения дошкольников и формирования у них осознанно - правильного отношения к природе и себе, как ее части.

Слайд 3

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Проблема современного экологического воспитания многоаспектна . По определению Н. А. Рыжовой, экологическое воспитание детей дошкольного возраста — «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды»

Слайд 4

Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды»(Николаева С.Н.) Составные экологической культуры личности дошкольника : знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту). ( По С. Н. Николаевой )

Слайд 5

Экологические акции – это социально значимые событийные мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей). Главный аспект экологический акций – практический, направленный на достижение конкретного значимого результата.

Слайд 6

Целью любой природоохранной акции является снижение остроты экологической обстановки на конкретной территории. Если же в процессе экологического воспитания не уделять должного значения практической и природоохранной работе, личному участию ребенка в природоохранной деятельности, то в итоге можно сформировать человека, знающего все обо всем, умеющего исследовать любой объект с различных точек зрения, но такой человек не будет действовать, чтобы улучшить этот объект, не будет связывать выбор решения проблемы с личными практическими действиями, так как у него нет опыта подобной работы, нет внутреннего стремления самому исправить что-либо вокруг себя.

Слайд 7

Экологические акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как экологические акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды; позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил; позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней; дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях , которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, природоохранные акции могут быть приурочены к датам, событиям: например, Новый год, День Земли, День птиц и другие.

Слайд 8

Педагогические условия применения экологических акций с детьми старшего дошкольного возраста Основные требования: в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск; акции – это « игра-всерьез » , результаты акции значимы для детей и взрослых; обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике).

Слайд 9

Осмысленность. Отсутствие духа соревнования. Безопасность. Разумность. Системность. Гласность. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими . Принципы:

Слайд 10

Выявление проблемы и определение цели. 2. Сбор и анализ информации. 3. Формулирование возможных вариантов решения. 4. Определение критериев эффективности. 5. Оценка альтернативных вариантов решения. 6. Выбор оптимального варианта решения. 7. Организационная деятельность. 8. Реализация (внедрение) акции. 9. Аналитический этап Алгоритм подготовки и проведения акции:

Слайд 11

Реализация педагогических условий применения экологических акций с детьми старшего дошкольного возраста ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ЗЕЛЕНАЯ ВЕСНА»

Слайд 13

Экологическая акция «Не губите первоцветы»

Слайд 14

Экологическая акция «Сортируем мусор - бережем природу!»

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Экологический ай-стоппер » муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш» Воспитатель: Фокина С.А . Рославль 2023г.

Слайд 2

Все мы знаем, как актуальна экологическая тема в настоящее время, когда многое зависит от деятельности человека, которая всё больше приводит к гибели окружающей среды . Что же мы, взрослые, можем сделать для её сохранения? В первую очередь, научить детей уже с раннего возраста понимать значимость природы, научить любить и беречь её.

Слайд 3

Поэтому в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием . Но современное подрастающее поколение, воспитанное экранной культурой смартфонов, компьютеров и других гаджетов , отличается клиповым мышлением. Их внимание сложно привлечь к проблеме экологии.

Слайд 4

Следовательно необходимо что-то яркое, необычное, бросающееся в глаза, т.е. визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Это подтолкнуло меня к поиску новых приемов и форм работы , которые бы привлекли внимание детей и родителей , не позволили пройти мимо: что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть какой-то визуальный раздражитель. Для меня стало открытием использование в работе по экологическому воспитанию рекламного элемента – ай-стоппера .

Слайд 5

В переводе с английского языка « а й-стоппер - «ловушка для глаза» -яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации. Задача ай-стоппера - остановить случайно брошенный взгляд, вызвать любопытство, приковать внимание, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость. Ай-стоппер не имеет четко ограниченных правил оформления. Его можно изготовить в трехмерном или плоском варианте без надписи, либо с изображением или текстом. В век цифровых технологий применение в работе инновационных приемов дает положительный результат для развития личности каждого.

Слайд 6

Хочу поделиться опытом создания экологического ай-стоппера с детьми и родителями «Не губите первоцветы !» Как я организовала работу? Все просто. В первую очередь рассказала о вреде, который наносят люди, срывая подснежники, о первоцветах, занесенных в Красную книгу, о необходимости беречь их . Задала вопрос: «Что же можем сделать конкретно мы, чтобы помочь в решении этой проблемы?»

Слайд 7

Выслушав ответы и предложения, решили изготовить знак, призывающий беречь первые цветы, определились с его оформлением. Мы подобрали необходимые материалы : пенопластовая потолочная плитка, пленка-самоклейка , цветная бумага, клей, ножницы. Распределили этапы работы, выбрав ответственных . И принялись за изготовление знака.

Слайд 9

Вот такой большой и яркий ай-стоппер у нас получился. Я считаю, что экологический ай-стоппер можно использовать и как самостоятельную форму работы для привлечения внимания к острым проблемам охраны окружающей среды, так и как вспомогательный элемент на этапе подготовки к экологической акции.

Слайд 10

Эти ай-стопперы были изготовлены детьми и родителями нашей группы в рамках экологической акции «Синичкин день»(12 ноября), чтобы привлечь внимание к проблеме подкормки зимующих птиц.

Слайд 11

С целью привлечение внимание взрослых к прилету птиц весной, ориентировать на практическое решение задач экологического воспитания, мы с детьми сделали вот такой ай-стоппер .

Слайд 12

Таким образом, использование экологического ай-стоппера в ДОУ – это совершенно новая форма работы, цель которой - привлечь внимание детей и родителей к важной экологической информации (проблеме), которую нам хочется донести.



Предварительный просмотр:

 «Экологический сторисек» в ДОУ»

сторисек.jpg

Уважаемые коллеги,  я  предлагаю вашему вниманию интересную инновационную форму работы по экологическому воспитанию -  «Экологический сторисек».

Эта форма была придумана в Великобритании, в переводе с английского языка означает «мешок историй». «Сторисек» – это комплект, сопутствующих, взаимосвязанных и взаимодополняющих материалов (игрушек, шпаргалок для взрослых, художественные книги по теме, игры), направленных на развитие интереса к художественной литературе, чтению, способствующих всестороннему развитию личности детей, формированию экологической культуры. Взрослые много читают детям вслух, а «сторисек» помогает сделать чтение интересным и увлекательным.

Основная цель «сторисек» – получение удовольствия от содержания книги и от совместного громкого чтения.

Задачи экологического сторисека :

- чтение детской литературы экологической направленности;

- развитие навыков осмысленного восприятия окружающего мира, навыков обсуждения;

- расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, стимулирование интереса к природе;

- стимулирование интереса к книге, как к источнику знаний.

Методические рекомендации

 по организации и проведению «экологического сторисека».

Организация чтения с детьми в форме «сторисек» проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап

1. Определяем  произведение детской художественной литературы экологической направленности, рекомендуемое программой, а также природоведческая  литература разных жанров, помогающая детям узнать и понять окружающий мир.

 Критерии отбора книги:

  • доступность произведений детскому пониманию: произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято им;
  • реалистичность : важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных (их внешний вид, повадки, жилища и др.)  и растений, явления  природы;
  • привлекательность для детей: следует подбирать произведения с интересным сюжетом, насыщенные поэтическими образами, качественными  иллюстрациями.

Выбирая художественную книгу, мы отдаем предпочтение тем, которые связаны с природой, охраной окружающей среды, здоровым образом жизни. В подборе книги также играет роль региональный компонент, что в свою очередь повышает уровень экологического воспитания и образования юных воспитанников Смоленской области. Произведения должны

-оживлять у детей забытые воспоминания, связанные  с положительными эмоциональными состояниями, которые возникали у них при общении с природой,

- иметь для слушателя и читателя личностный смысл,

- содержание - предоставлять читателю возможность перенести в свою жизнь положительные примеры поведения, отношений между литературными героями и стать в определенном смысле «уроком жизни» («так нужно и можно поступать», «так я поступать не буду»), средством формирования умений адаптироваться к сложившимся условиям, общаться.

2. Готовим  мешок для комплекта материалов. Как же выглядит  «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (в этом случае у  детей будут  повышена мотивация для участия  в последующих мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности) или подключить к его изготовлению родителей. Мешок можно украсить пуговицами, вышивкой и пр. Возможно также использование готового мешка.

3. Подбираем  остальные компоненты для  «мешка»:

  • детская книга;
  • научно – популярные книги. (Она соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном языке.) 
  • электронные носители (USB, CD, DVD);
  • Дидактические, настольно-печатные игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, развитию экологического сознания, способствующие углубленного знания о живой и неживой природе(  в  каждом «Сторисеке» может находиться до трех разноплановых дидактических игр,  все игры также необходимо соотнести с книгой);
  • Игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр., являющиеся прообразами героев выбранного произведения) и дополнительные реквизиты.

Подбираются и другие игровые компоненты: игровые маты, природные материалы и пр. Возможно, проведение предварительной работы по изготовлению игрушек, декораций к «сторисекам» с дошкольниками.

4. Разрабатываются игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексикона, навыков осмысленного слушания или чтения, связной речи в форме обсуждения экологической проблемы. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» - детям предлагается устно составить короткий рассказ по книге, незначительно изменив ее содержание; «Придумай конец» - необходимо сочинить продолжение к книге; «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения. Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, проведение викторины, использование настольных игр по мотивам книги. В итоге,  в каждом «сторисеке» должно содержаться не менее 3 разнотипных  игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.

5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. В совместной работе с родителями планируется к книге «сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.

Этап продвижения

(при необходимости)

На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по «сторисекам»; проводится беседа с родителями, раздаются буклеты изготовленные педагогом и детьми.

Основной этап

Работа с художественным произведением

  • Работа с книгой предполагает громкое чтение в группе.
  • Организовывается диалог до, во время и после прочтения книги. Обсуждается с детьми: Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? Используются и другие вопросы экологического и этического содержания.
  • При помощи игрушек обыгрывается содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
  • Проводится игра с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или сами дети, тем самым стимулируется интерес детей к проигрыванию сюжетов книги.
  • Можно попросить детей подавать вам нужные реквизиты во время чтения.
  • Можно поговорить о реквизитах, спросить детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать.
  • Почитайте книгу по ролям. Заострите внимание на интонации и тембре голоса.

Работа с научно-популярной книгой

  • Развивая связную речь и коммуникативные навыки детей, а также способность к программированию самостоятельных высказываний, предложите детям поделиться своими впечатлениями о названии, обложки, иллюстрациях книги.
  • Заострите внимание на содержании. Есть ли в названии книги связь с экологией, природой?
  • Прочитайте часть книги и спросите детей, что они смогли понять. Попросите рассказать о своих знаниях по теме.
  • Предложите нарисовать понравившиеся детям факты, красиво оформите их и раздайте родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.
  • Составьте с детьми список вопросов, на которые хотелось бы, чтобы ответили их родители.

Работа с аудиокнигой (как вариант)

  • Организуется коллективное прослушивание аудиокниги с одновременным/предваряющим/завершающим комментируемым рисованием по содержанию произведения.

Завершающий этап

Передается «сторисек» педагогам в другие группы ДОУ.

Предполагаемый результат:

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
  • повышение эффективности воспитательного  процесса;
  • воспитание защитников природы, формирование у дошкольников основ  экологической культуры.
  • творческая активность воспитанников.

В заключении хочется отметить, что гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности и помогает нам в этом незаменимые произведения - рассказы, стихи, сказки русских классиков и современников. Книги учат добру, ответственности, причастности человека ко всему, что его окружает.

Экологический сторисек

 по книге В.Бианки «Сова»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\сторисек и музей\IMG-20230313-WA0002.jpg

    IMG-20230313-WA0001.jpg           IMG-20230313-WA0005.jpg            IMG-20230313-WA0004.jpg 

   

       20230313_175540.jpg             20230313_175630.jpg        20230313_175333.jpg

 

       20230313_175759.jpg             20230313_092603.jpg         C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\сторисек и музей\20230313_175759.jpg

Ссылки на используемую литературу: 

1.Каминская Е.А.  Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством «Сторисек»,  (электронный ресурс)- Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/04/15/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez

 2.  Фиошкина Е.А. «Мастер-класс «Технология «storysack» — «экологический сторисек» в детском саду»,  ( электронный ресурс)-Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-tehnologija-storysack-yekologicheskii-storisek-v-detskom-sadu.html


Предварительный просмотр: