Обобщение опыта "Формирование основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с комнатными растениями"

Фокина Светлана Анатольевна

Представляю вашему вниманию опыт работы на тему: «Формирование основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с комнатными растениями».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фокина Светлана Анатольевна воспитатель высшей квалификационной категории. Рославль 2022г муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш »

Слайд 2

Целевые ориентиры моей работы базируются на положении ФГОС ДО. . . «...ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явления природы…склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социально мире…элементарными представлениями из области живой природы, естествознания…» Приказ № 1155 от 17.10.2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»пункт 4.6

Слайд 3

Экологическое образование должно начинаться с раннего детства, когда закладываются основы миропонимания и нравственно - ценностного опыта. Осознанное правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней. В каждом ДОУ есть великолепные природные объекты - это комнатные растения. Превосходный, живой материал, который можно весьма успешно использовать круглый год. Мир растений является той областью природы, в которой проявляются основные закономерности: целостность, взаимообусловленность явлений, их изменение и развитие. А природная красота была и остается «вечной ценностью» человеческого бытия. «Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей» В.Бианки.

Слайд 4

Основны причины, побудившие меня обратиться к данной теме: Причины: необходимость раннего приобщения дошкольников к изучению природы через знакомство с комнатными растениями как средством в решении одной из основных задач воспитания: формировании культурно-экологического сознания дошкольника как базиса личностной культуры востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении, в интеграции природы и творчества воспитанников потребность общества (социальный заказ) в интерьерном и ландшафтном озеленении, возрос интерес детей к деятельности специалистов данного направления – цветовод, садовник, ландшафтный дизайнер

Слайд 5

В основе рассматриваемого вопроса лежат противоречия Противоречия объективно возросшие требования общества к экологическому образованию детей дошкольного возраста недостаточное использование комнатных растений в эколого-педагогической работеДОУ , недостаточная теоретическая разработанность данного вопроса

Слайд 6

Актуальность проблемы состоит в низком уровне экологической культуры дошкольников. Одним из путей решения является организация целенаправленной систематической работы по формированию экологической культуры на материале ознакомления с комнатными растениями через инновационные методы и приемы.

Слайд 7

«Формирование основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с комнатными растениями» Цель : формирование у детей гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.

Слайд 8

Задачи: расширить и систематизировать знания дошкольников о комнатных растениях: внешнем виде, строении, особенностях приспособлении к среде обитания; создавать оптимальные условиях для роста и развития растений; способствовать формированию практических умений и навыков при работе с растениями; учить детей видеть красоту комнатных растений, вызвать желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.

Слайд 9

Новизна опыта з аключается в создании условий для непосредственного контакта ребенка с «живыми» объектами природы. В работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный. Дети получили возможность занять активную позицию. Но самое важное применение цветов – это эстетическое наслаждение. Цветы обладают способностью вызывать эмоциональный отклик в человеческой душе, являясь источником красоты и положительных эмоций.

Слайд 10

Представленный опыт имеет следующую структуру: Структура Создание РППС материалы и оборудование папки-передвижки демонстрационный материал методические пособия Работа с детьми индивидуальная подгрупповая групповая Работа с родителями родительские собрания беседы консультации и т.д Работа с педагогическим коллективом музыкальный руководитель воспитатели педагог-психолог учитель-логопед

Слайд 11

Система реализуются через методы и принципы организации воспитательно-образовательного процесса Методы словесные : рассказ, объяснение, беседа, пояснение, чтение художественной литературы, метод эмоционального стимулирования (сюрпризный момент). наглядные : демонстрация, показ мультимедийных материалов, наблюдение, показ трудовых приёмов педагогом. практические : трудовая деятельность, самостоятельная работа, экотренинги , дидактическая игра, конкурсы и викторины, экологические праздники и природоохранные акции и др.

Слайд 12

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; наглядность; сознательность и активность; доступность и мера; научность; систематичность и последовательность; связь теории с практикой обучения и жизнью; вариативный подход;

Слайд 13

В своей работе с детьми я использовала следующие технологии: Образовательные технологии ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИКТ ИГРОВАЯ ПРОЕКТНАЯ

Слайд 14

Система ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями складывается из взаимодействия трех основных блоков 3) самостоятельная деятельность детей. 2) совместная деятельность воспитателя с детьми; 1 ) занятия, как специально организованная форма обучения ;

Слайд 15

1-Й БЛОК : СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ наблюдения за комнатными растениями; изобразительная деятельность (особенно в старших группах); обучение труду по уходу за отдельными видами комнатных растений; составление описательных рассказов, загадок, придумывание сказок, этические беседы и т. п.; занятия по обобщению представлений и классификации с использованием моделей или в форме специально организованных дидактических игр; экскурсии.

Слайд 16

2-Й БЛОК: СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ это наблюдения в уголке природы; дидактические игры; рассказы воспитателя или чтение художественной литературы; беседы с детьми; рассматривание иллюстраций в книгах ( справочниках, энциклопедиях комнатных растений); несложные опыты; просмотры презентаций, видеофильмов; работы с моделями; различные виды изобразительной деятельности.

Слайд 17

3-Й БЛОК: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ поручения воспитателя по несложному уходу за растениями; самостоятельная изобразительная деятельность; рассматривание иллюстрированных альбомов и книг.

Слайд 18

Предпочтение отдавала наглядным и практическим методам. Основные знания дети получали в совместной деятельности. В пояснения вкладывала конкретные, небольшого объема программные знания, многократно их повторяя в сходных ситуациях. Мягкая, ласковая интонация выражала мое отношение, служила для детей примером проявления чувств и заботы . На глазах у ребят и вместе с ними заботилась о растениях – это и есть образец взаимодействия с природой. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Задачи: - формировать знания о комнатных растениях 2-3видов, частях растений, о новых трудовых навыках и умениях; - воспитывать позитивное отношение к живой природе, растениям в частности.

Слайд 19

В средней группе задачи усложнили. Значительное место занимали занятия, направленные на первичное ознакомление с комнатными растениями и обучению элементарным способам ухода за ними. Важно формирование у детей способностей устанавливать взаимосвязь между тем, как выглядят и чувствуют себя растения, и теми условиями, в которых они находятся. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ, СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Задачи: -закрепить знания детей о комнатных растениях(4-5 видов); -знакомить детей со способами ухода за растениями; -расширять представления об условиях, необходимых для жизни растений; -развивать умения замечать изменения, определять чего им не хватает (листья вянут, опускаются - недостаточно воды; листья бледнеют - не хватает света).

Слайд 20

. В основном эта работа проводилась на занятиях, особое внимание уделяла развитию умений целенаправленно наблюдать, сравнивать, обобщать, оценивать результаты своей работы, анализировать и фиксировать их. Большое место занимают трудовые поручения. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ, СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Задачи: -продолжать знакомство с комнатными растениями; -закреплять умение ухаживать за ними; -познакомить с некоторыми способами вегетативного размножения растений; -знакомить с многообразием растений разных климатических зон.

Слайд 21

Для достижения хороших результатов неоднократно возвращалась к одной и той же теме. На каждом следующем занятии вводила что-то новое, интересное, познавательное.Например : Ознакомление детей старшей группы с «живородящим» растением - хлорофитумом 1.Ознакомление с растением. 2.Рассказ воспитателя о происхождении растения. 3. Дидактические игры: «Найди, что опишу», «Узнай растение ( по названию)» и т.п. 4. Беседа о размножении растений. 5. Сравнение двух растений по внешним признакам и способам размножения. 6. Рисование с натуры. 7. Показ практических способов укоренения «деток» 8. Длительное наблюдение за укоренившимися «детками» 9.Фиксация (зарисовка) изменений. 10. Беседа о пользе о пользе и лечебных свойствах и хлорофитума .

Слайд 22

В старшей группе стал возможным организовать систему опытов по выявлению основных потребностей комнатных растений (влага, свет). Для этого лучше взяли неприхотливые растения, которые достаточно быстро реагируют на изменения определенного фактора среды (света или влаги), а также хорошо восстанавливают свое первоначальное состояние. Организация системы опытов по выявлению основных потребностей комнатных растений (влага, свет)

Слайд 23

Особое настроение у ребят вызывали рейды так называемого «Цветочного патруля» в экологическую комнату, рекреации. ( Даже сама подготовка к работе: дети одевают нарукавные повязки, собирают «патрульную корзину»). Участие в «Цветочном патруле» организовывало и дисциплинировало детей, делало их более ответственными. На слайде представлены несколько тем, которые были использованы для рейдов ( из опыта работы Нединой И.А. « Формы организации познавательной деятельности детей по ознакомлению с комнатными растениями»). РЕЙДЫ «ЦВЕТОЧНОГО ПАТРУЛЯ» « Давайте познакомимся!» ,«А, что у вас?» - знакомство с содержанием уголка природы, растениями. «Подарки малышам» . «Как живут у вас цветочки?» - обследование растений уголков природы . «Знаете ли вы?» - рассказы детей о каком-либо растении.

Слайд 24

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ, СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Задачи: -формировать элементарные знаний о зависимости строения и внешнего вида растения от условий среды естественного обитания; -расширять знания о вегетативном размножении; -знакомить с основными этапами роста и развития комнатных цветов, с закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны; -формировать умение устанавливать связи между состояниями растения и условиями окружающей среды; -закреплять умение правильно вести себя по отношению к растениям.

Слайд 25

При решении более сложных познавательных задач, необходимо было правильно организовать простейшую опытническую деятельность. Например, систему опытов по определению признаков живого у данного растения. Растет ли бальзамин?

Слайд 26

Может ли бальзамин дышать листьями? Как бальзамин пьет воду?

Слайд 27

Дети должны знать о зависимости условий роста и развития растений от среды их происхождения. Мы повесили в группе географическую карту мира и значками отмечали места естественного обитания имеющихся у нас растений.

Слайд 28

Усложнилось дежурство по уголку природы. Дети сами учились определять, как способ ухода, так и его необходимость, в этом им помогали схемы, прикрепленные к каждому цветочному горшку. Расставь цветы красиво(и правильно ). Высадим бальзамины на лето в открытый грунт.

Слайд 29

В ходе работы были реализованы Проект «Огонек для мамочки»

Слайд 30

Проект «Аптека на подоконнике»

Слайд 31

В рамках реализации дополнительного образования организовала кружок «Цветочный калейдоскоп». В процессе освоения программы кружка особое внимание уделяю формированию у детей экологической культуры, развитию творческой, трудовой и исследовательской деятельности. «Цветочный калейдоскоп» Цель программы : формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе и экологической культуре посредством обучения основам цветоводства.

Слайд 32

Создание цветочных композиций

Слайд 33

Я использую Экотренинг -одна из форм экологического воспитания, способствует решению следующих задач: -расширение чувственного опыта дошкольников, развитие перцептивных возможностей; - развитие чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности живой природе, чувства сопереживания.

Слайд 34

Одним из условий успешной реализации моего опыта – было создание ППРС. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Слайд 35

Основные требования к содержанию комнатных растений: комнатные растения должны быть абсолютно безопасными для детей ( не следует использовать ядовитые, колючие или выделяющие сильный аромат растения); комнатные растения должны быть внешне яркими, ухоженными, привлекательными; необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же растения, что обеспечивало бы возможность увидеть не только сходства, но и отмечать индивидуальные признаки растений; место, где расположены комнатные растения, должно быть доступно детям для труда и наблюдений; необходимо создать все условия для нормального роста и развития растений.

Слайд 36

Я составила «паспорт комнатных растений». В паспорте фотография растения, его бытовое и научное название, место происхождения, схема ухода . Паспорт комнатных растений

Слайд 37

Интересно, почему их так называют? Картотеки

Слайд 38

Дидактические игры

Слайд 39

В своей работе активно использую знаковую систему: смайлы , мерный стаканчик для полива, мнемотаблицы , схемы.

Слайд 40

Особое внимание я уделяла работе с родителями так, как только совместными усилиями можно достичь положительных результатов. Ширмы, экологические стенды Акция «Подари цветок детскому саду» Фотовыставки Формы работа с родителями. Анкетирование «Есть ли у вас дома комнатные растения?», «Ухаживают ли дети дома за комнатными растениями?» Родительские собрания, консультации «Лекарственные растения дома», «Какие растения нужны в детской комнате» и др.

Слайд 41

Совместно с родителями была проведена Акция «Подари комнатное растение детскому саду»

Слайд 42

Организована Фотовыставка «Наш любимый цветок»

Слайд 43

Садик в плошке на окошке» МИНИ-МУЗЕЙ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ МАСТЕР-КЛАСС «САДИК В ПЛОШКЕ НА ОКОШКЕ»

Слайд 44

Одним из направлений моей работы является сотрудничество с педагогами ДОУ. Делюсь опытом среди коллег, выступая на педагогических советах, на районных методических объединениях. Вхожу в состав временных творческих групп. Сотрудничество с педагогами Консультации : «Комнатные растения ДОУ», «Полезные фитомодули », «Центр природы в детском саду», «Добрые советы по выращиванию». Создание фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.

Слайд 46

Сотрудничаю с Рославльским краеведческим музеем, библиотекой. Сотрудничество с социальными партнерами

Слайд 47

Проведенная работа позволила получить следующие результаты: - у детей развито понимание того, что комнатные растения-живые существа, дети могут заметить и неблагополучное состояние, недостаточные условия для их жизни и устранить ; -у детей развит познавательный интерес –( они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в коллективных наблюдения, с удовольствием выполняют поручения воспитателя, делают зарисовки в календаре, задают вопросы, слушают рассказ воспитателя); -развиты эстетические чувства, ( умение замечать и оценивать красоту комнатных растений. Дети замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Охотно участвуют в украшении помещения - расстановке растений, кашпо) . Это проиллюстрировано на представленных диаграммах. Сравнительный мониторинг по Николаевой С.Н. -средний уровень -высокий уровень

Слайд 48

Девиз: «Природу беречь – интересное дело, за это беремся мы дружно и смело!»