Проведение психологической диагностики развития ребенка

Крутенкова Татьяна Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое изучение предусматривает получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. Важно установить запас представлений об окружающем, сформированность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и самоконтроль, наличие мотивации, интереса и др.). Если ребенок готовится к поступлению в I класс, необходимо выявить его готовность к обучению (физическую, психологическую, умственную). Если дети уже учатся в школе, то следует понять причины имеющихся у них трудностей. Интересующие педагога сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и с родителями, воспитателями о нем; анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.), специально организованное педагогическое обследование и педагогическое наблюдение. Как показывает практика, основой любого рода диагностики, позволяющей получить о ребенке максимальный объем сведений, является целенаправленное наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть заранее спланированным, точно ориентированным и систематическим. Наиболее важно наблюдение за ведущей деятельностью, поскольку именно в рамках ведущей деятельности появляются психологические новообразования того или иного возраста, формируются предпосылки для перехода к новой ведущей деятельности, на новый этап психического развития. Педагогическое наблюдение позволяет достаточно хорошо изучить мотивационный аспект деятельности ребенка, его познавательную активность, интересы. Изучение мотивации показывает уровень личностной зрелости ребенка. В детском возрасте большинство мотивов неосознанны, еще не сформировалась их иерархия, не выделился ведущий мотив. Наблюдение за эмоциональными реакциями ребенка поможет разобраться в его мотивации. Например, ребенок выполняет учебные обязанности, чтобы избежать порицания, чтобы его похвалили учитель или родители. У ребенка с выраженной познавательной мотивацией радость будет вызывать сам процесс получения знаний по какому-то предмету и т.п. Понятно, что наиболее продуктивным из вышеперечисленных будет мотив познания нового; другие мотивы будут меньше способствовать осуществлению учебной деятельности. Выявляя вид мотивации, педагог получает возможность адекватного педагогического воздействия, развивает положительные тенденции. Диагностическое значение имеет и выявление характера интересов ребенка. Например, показательным может быть то, к каким предметам он больше тяготеет - к чтению, математике, естествознанию, физкультуре и пр. Как правило, дети с первично сохранным интеллектом больше любят те предметы, где имеющиеся нарушения меньше влияют на успешность деятельности (например, дети с тяжелыми нарушениями речи больше любят математику, чем письмо и чтение). Наблюдение позволяет также оценить степень сформированности деятельности в целом - ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий, самостоятельному выбору средств выполнения деятельности.

Для получения представления о сформированности деятельности ребенка педагогу следует обратить внимание на следующее:

 • - понимание инструкции и цели задания;

 • - способность выполнять задание с учетом простой инструкции и инструкции, состоящей из нескольких заданий;

• - умение определить последовательность действий, операций;

• - умение перестраивать действия в зависимости от изменения цели;

• - способность осуществлять самоконтроль в процессе работы;

 • - умение довести деятельность до получения определенного результата, проявить настойчивость в достижении цели, преодолевать трудности;

• - способность адекватно оценить результат собственной деятельности;

• - переключить внимание, быстро перейти от одного задания к другому. Полезно охарактеризовать и отдельные виды деятельности ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет также выявить особенности отношения ребенка к окружающим и к самому себе. Чтобы выявить эти особенности, педагог целенаправленно оценивает, насколько ребенок стремится к общению, к лидерству, как он ведет себя с младшими и старшими, насколько он инициативен, как к нему относятся окружающие и т.п. Большое значение имеет анализ отношения ребенка к имеющимся у него нарушениям - это характеризует уровень его интеллектуального и личностного развития. Нередко дети с сохранным интеллектом тяжело переживают имеющиеся у них нарушения, подчас дают неадекватные реакции в виде выраженного негативизма, агрессии по отношению к окружающим. Вместе с тем даже при тяжелых нарушениях таких неадекватных личностных реакций может и не быть, и дети гармонично вписываются в коллектив сверстников с менее выраженными расстройствами. Данные, полученные с помощью наблюдения, используются при составлении психолого-педагогической характеристики ребенка.

Диагностика познавательной сферы школьников с ОВЗ: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, состояния устной и письменной речи. Предлагаю вашему вниманию примеры методик, направленных на изучение высших психических функций, лежащих в основе формирования учебных навыков: диагностика объема и концентрации внимания «Корректурная проба»; диагностика слухоречевой памяти «Методика запомни 10 слов»; диагностика словесно-логического и наглядно-образного мышления , методики « 4 лишний», «Простые аналогии», «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходств и различий в объектах»; диагностика развития личностно-мотивационной сферы: методики изучения мотивации по Н.Л. Белопольской, «Три желания» и опросник «Оценка школьной мотивации»; исследование типологических особенностей личности: методика «Лесенка»; диагностика эмоционально-волевой сферы: тест цветовых отношений; диагностика сформированности учебной деятельности: Методики «Домик», «Графический диктант», «Узор», опросник по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств. Использование данных методик позволит Вам, осуществлять психологическую  диагностику учащихся, определять причины их трудностей в обучении, а также планировать и успешно реализовывать коррекционную работу в рамках образовательного процесса.



Предварительный просмотр:

Проведение психологических диагностик в классе

Диагностика учащихся 5«в» класса в количестве 12 человек

Дата проведения: #1075;

Проводил: психолог Крутенкова Т.Г.

Социометрическая матрица

Фамилия, имя ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Кол-во выборов (+)

КУ (%)

КУ

.

1

1

1

1

3

67%

Высокий

2

1

1

2

0%

Низкий

3

1

1

100%

Сверхвысокий

4

0

0%

Низкий

5

1

1

1

3

67%

Высокий

6

1

1

1

3

33%

Средний

7

1

1

1

3

33%

Средний

8

1

1

0%

Низкий

9

1

1

1

3

67%

Высокий

10

1

1

1

1

4

75%

Высокий

11

1

1

0%

Низкий

12

1

1

0%

Низкий

Кол-во выборов (+)

6

0

2

0

2

2

3

2

3

5

0

0

25

Расшифровка статусов: I - "звёзды", II - "предпочитаемые", III- "принятые", IV- "не принятые"

Статус ребёнка

I

IV

III

IV

III

III

II

III

II

I

IV

IV

Взаимные выборы

2

0

1

0

2

1

1

0

2

3

0

0

12

Количество детей, получивших взаимные выборы:

Сокращения в таблице: КУ - коэффициент удовлетворённости взаимоотношениями.

Заключение

по результатам психологического обследования

Педагог-психолог:

Крутенкова Т.Г.

Сроки проведения исследования:

#1075;

Наименование группы:

Причина исследования:

Выявление межличностных отношений в группе.

Задачи:

Измерение степени сплочённости-разобщённости в группе; выявление относительного авторитета по признакам симпатии-антипатии; выявление внутригрупповых образований.

Наименование методики:

Дж. Морено «Социометрия»

Результаты исследования

Общее количество детей в группе:

12

Статусные категории

Кол-во детей

%

Дети

"Звёзды"

2

17%

"Предпочитаемые"

2

17%

"Принятые"

4

33%

"Не принятые"

4

33%

Показатели

%

Уровень

Уровень благополучия взаимоотношений в группе (УБВ)

33%

Низкий

Индекс изолированности (ИИ)

33%

Высокий

Коэффициент взаимности (КВ)

48%

Сверхвысокий

Коэффициент удовдетворённости взаимоотношениями (КУ)

0%

Низкий

Данные об уровне удовлетворённости детей взаимоотношениями

Уровень удовлетворённости

Кол-во детей

%

Дети

Сверхвысокий

1

8%

Высокий

4

33%

Средний

2

17%

Низкий

5

42%

Выводы

Отношения детей между собой носят неблагоприятный характер.

Группа является неблагополучной.

Коллектив детей можно охарактеризовать как сплочённый.

Дети не удовлетворены отношениями в группе.

Рекомендации

Педагогу-психологу подготовить картотеку игр на развитие коммуникативной сферы для реализации их педагогами в игровой деятельности детей.

Обратить внимание педагога на детей группы «не принятые», включать детей этой группы в совместные игры и занятия с другими детьми. Педагогу-психологу провести консультацию с педагогами по работе с детьми, находящимися в статусе «не принятые».

Обратить внимание на детей, имеющих низкий уровень удовлетворённости взаимоотношениями.

Педагог-психолог

Крутенкова Т.Г.

#1075;



Предварительный просмотр:

Проведение психологических диагностик в классе

Диагностика адаптации учащихся 5«в» класса в количестве 12 человек

Дата проведения: #1075;.

Проводил: педагог-психолог Крутенкова Т.Г.

Социометрическая матрица

Фамилия, имя ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Кол-во выборов (+)

КУ (%)

КУ

.

.

1

1

1

1

1

1

1

6

67%

Высокий

2

1

1

1

1

4

75%

Высокий

3

1

1

1

3

100%

Сверхвысокий

4

1

1

1

1

4

25%

Средний

5

1

1

1

1

4

50%

Высокий

6

1

1

1

3

67%

Высокий

7

1

1

1

1

4

100%

Сверхвысокий

8

1

1

2

100%

Сверхвысокий

9

1

1

2

100%

Сверхвысокий

10

1

1

1

1

4

50%

Высокий

11

1

1

2

50%

Высокий

12

1

1

2

100%

Сверхвысокий

Кол-во выборов (+)

8

4

6

2

2

2

6

3

2

2

1

2

40

Расшифровка статусов: I - "звёзды", II - "предпочитаемые", III- "принятые", IV- "не принятые"

Статус ребёнка

I

II

I

III

III

III

I

II

III

III

III

III

Взаимные выборы

4

3

3

1

2

2

4

2

2

2

1

2

28

Количество детей, получивших взаимные выборы:

40

Заключение

по результатам психологического обследования

Педагог-психолог:

Крутенкова Т.Г.

Сроки проведения исследования:

#1075;ода

Наименование группы:

Причина исследования:

Выявление межличностных отношений в группе

Задачи:

Измерение степени сплочённости-разобщённости в группе; выявление относительного авторитета по признакам симпатии-антипатии; выявление внутригрупповых образований

Наименование методики:

Дж. Морено «Социометрия»

Результаты исследования

Общее количество детей в группе:

40

Статусные категории

Кол-во детей

%

Дети

"Звёзды"

3

8%

"Предпочитаемые"

2

5%

"Принятые"

7

18%

"Не принятые"

0

0%

Показатели

%

Уровень

Уровень благополучия взаимоотношений в группе (УБВ)

13%

Низкий

Индекс изолированности (ИИ)

0%

Низкий

Коэффициент взаимности (КВ)

70%

Сверхвысокий

Коэффициент удовлетворённости взаимоотношениями (КУ)

100%

Сверхвысокий

Данные об уровне удовлетворённости детей взаимоотношениями

Уровень удовлетворённости

Кол-во детей

%

Дети

Сверхвысокий

5

13%

#Н/Д

Высокий

6

15%

#Н/Д

Средний

1

3%

#Н/Д

Низкий

0

0%

#Н/Д

Выводы

Отношения детей между собой носят неблагоприятный характер.

Группа является благополучной.

Коллектив детей можно охарактеризовать как сплочённый.

Дети достаточно удовлетворены отношениями в группе.

Рекомендации

Педагогу-психологу подготовить картотеку игр на развитие коммуникативной сферы для реализации их педагогами в игровой деятельности детей.

Педагог-психолог

Крутенкова Т.Г.

#1075;ода



Предварительный просмотр:

Проведение психологических диагностик в классе

Диагностика учащихся 5«в» класса в количестве 12 человек

Дата проведения: #1075;

Цель диагностики: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию.

Проводил: психолог Крутенкова Т.Г.

Методика исследования учебной мотивации школьников (Лусканова Н.Г.).

Средний уровень

(5чел.) 42 %

Очень низкий уровень (1чел.) 8%

Низкий уровень

(2чел.) 17%

Высокий уровень

(4 чел.) 33%

(15б)

(17б)

(16б)

(17б)

(15б)

(8б)

(11б)

(10б)

(24б)

(20б)

(24б)

(20б)

Первый уровень 25-30 б (очень высокий)

Второй уровень 20-24 б (высокий уровень) хорошая школьная мотивация.

Третий уровень 15-19 б (средний уровень) положительные отношения к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами.

Четвертый уровень 10-14 б (низкий уровень) низкая школьная мотивация.

Пятый уровень ниже 10 б (очень низкий уровень) негативное отношение к школе.

Вывод: 42% учащихся имеют положительные отношения к школе, школа привлекает больше внеурочными сторонами; 8% учащихся имеют негативное отношение к школе, 17% учащихся имеют низкую школьную мотивацию и 33 % учащихся имеют хорошую школьную мотивацию.

Рекомендуется:

#1055;редоставление учащимся частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения.

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самый мощный стимул в обучении - «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться подростка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок, в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения на более эффективные.

Педагог-психолог Крутенкова Т.Г. #1075;.



Предварительный просмотр:

Проведение психологических диагностик в классе

Диагностика адаптации учащихся 5«в» класса в количестве 12 человек

Дата проведения: #1075;

Цель диагностики: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию.

Проводил: психолог Крутенкова Т.Г.

Методика исследования учебной мотивации школьников (Лусканова Н.Г.).

Средний уровень

(4чел.) 33 %

Очень низкий уровень (2чел.) 17%

Низкий уровень

(3чел.) 25%

Высокий уровень

(3 чел.)25%

(15б)

(17б)

(16б)

(17б)

(7б)

(8б)

(11б)

(10б)

(24б)

(20б)

(24б)

Первый уровень 25-30 б (очень высокий)

Второй уровень 20-24 б (высокий уровень) хорошая школьная мотивация.

Третий уровень 15-19 б (средний уровень) положительные отношения к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами.

Четвертый уровень 10-14 б (низкий уровень) низкая школьная мотивация.

Пятый уровень ниже 10 б (очень низкий уровень) негативное отношение к школе.

Вывод: 37% учащихся имеют положительные отношения к школе, школа привлекает больше внеурочными сторонами;

17% учащихся имеют негативное отношение к школе, 25% учащихся имеют низкую школьную мотивацию и 25% учащихся имеют хорошую школьную мотивацию.

Рекомендуется:

Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

Опираться на интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику.

Применять положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

Проводить рефлексию урока через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

Использовать занимательность, необычное начало урока, через музыкальные фрагменты, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

Педагог-психолог Крутенкова Т.Г. #1075;.