Методическая копилка

Сайт учителей начальных классов

Технологические карты, разработанные учителями начальных классов в соответствии с обновленным ФГОС НОО, которые могут быть использованы педагогическими работниками в профессиональной деятельности. Материалы  окажут помощь учителям в организации образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Яблокова Надежда Анатольевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, Муниципальное общеобразовательное учреждение Заозерская средняя общеобразовательная школа.

Технологическая карта урока

Предметная область: Математика

Тема занятия: Сложение и вычитание многозначных чисел (закрепление).

Класс: 4

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Форма урока: деловая игра

Цель урока: систематизация вычислительных умений и навыков сложения и вычитания многозначных чисел через технологию деловой игры.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания многозначных чисел, умение решать текстовые задачи и проводить их анализ.

Развивающие: развивать у учащихся мышление, навыки самоконтроля и самоанализа.

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, оценивать работу одноклассников.

На этапе актуализации знаний предлагаю учебный материал для наиболее эффективной организации и проведения устных упражнений. Данный материал можно использовать как для индивидуальной работы, так и для групповой.

Игра «Математические гонки» https://www.umapalata.com/zexpo/game.html?LANG=RU&idGames=37891&mygames=s&tk=794a0405258c3826e726f8065112b4064a172445e58255119839a15478706c49 

Проверим себя и оценим свои достижения по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"

https://play.myquiz.ru/p/00371541 

 

Дидактическая

структура урока

 

Деятельность

учителя

 Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности 

 Планируемые результаты  

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивационно- целевой этап

Здравствуйте! Присаживайтесь, пожалуйста!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы.

 Очень много лет тому назад один античный мудрец сказал: “Не для школы, а для жизни мы учимся”.

- В чём же заключалась его мудрость?

- А для чего вы учитесь?

- Для чего вы изучаете математику?

- Очень ли важен урок математики?

- Сегодня наш урок пройдёт в форме деловой игры. А в какую игру мы будем играть узнаете, выполнив задание.

фронтальная

 Подготовка учащихся к работе.

Настрой на дальнейшую работу.

Ответы детей                                                                       

создавать условия для мотивации к учебной деятельности; понимать и принимать учебную задачу урока

Устанавливать причинно-следственные связи в учебных ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению, делать выводы

Умение формулировать утверждение, строить логические рассуждения

Этап актуализации знаний

«Блиц-опрос»

1) Найдите устно значение выражений, запишите ответы в порядке убывания.

- Какое слово получилось?

- Что такое банк?  

- Банк – это организация, которая выполняет различные операции с деньгами, оказывая услуги правительству, учреждениям и людям.  

- В нашем селе Заозерье есть филиал банка? Бывали вы там с родителями?

- Сегодня мы с вами поиграем в игру «Банк». Я разделила класс на три группы. Каждая группа – работники трёх крупных компаний: «Сильные», «Ловкие», «Смелые», которые занимаются строительством детских спортивных комплексов. Я буду генеральным директором Банка. Ваши организации подали заявку на выделение кредита на своё развитие в Банк. Но сразу выдать кредит невозможно, т.к. ваши компании себя еще никак не зарекомендовали.  И, только выполняя задания и складывая «золотые монеты» на свой счет в банке, мы узнаем, какая компания получит кредит. Ваша задача – приложить максимум усилий для получения кредита. От работы каждого из вас зависит положительное решение Банка.

- Ребята, какими качествами должны обладать сотрудники компаний? Как вы думаете?

- Правильно! Они должны быть умными, грамотными, эрудированными.

Логические задачи

- Предлагаю решить задачи на логику, за каждый правильный ответ компания получит в свою копилку «золотую монету».

1.        Каждую минуту от бревна отпиливают метровый кусок. За сколько минут распилят на такие куски бревно длиной 6 метров?

2.        Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат?

3.        Ребята измеряли шагами длину игровой площадки. У Лизы получилось 25 шагов, у Полины – 27, у Максима – 22, а у Юры – 24. У кого из ребят самый короткий шаг?

Молодцы! Такие качества понадобятся нам сегодня на уроке, где мы будем трудиться, и делать все старательно, добросовестно и дружно. Мы сегодня работаем в группах. Вспомним правила работы в группе.

- Теперь вам нужно выбрать президента каждой компании, который будет высказывать мнение группы.

Сделайте вывод, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

Какую цель поставим перед собой?

Групповая

Групповая

Учащиеся выполняют задание

2000 + 445 = 2445 (А)

9000 - 6000= 3000 (Б)

453 - 251 = 202 (К)

646 - 300= 346 (Н)

Банк

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Бревно распилят за 5 минут

1, 2, 3

1+2+3=6               1*2*3=6

У Полины

Ребята вспоминают правила работы в группе:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей выслушать каждого.
  3. Не согласен – предлагай!

Учащиеся выбирают президента компании

Учащиеся формулируют тему «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Называют цель: закрепить умение складывать и вычитать многозначные числа.

Осознание ценности труда в жизни человека и общества;

Интерес к различным профессиям

Понимать и принимать учебную цель и задачи урока

Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы

Использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, в том числе и в сфере личных и семейных финансов.

Этап изучения нового знания

- Пользуясь алгоритмами письменного сложения и вычитания, найдите значение выражений, записывая их в столбик.

(слайд 4)

Задание группе №1

26 637 + 5676                12 715 – 2937

12754 + 6858              45100 - 16450

34 600 + 8548                     63 243 - 29 754

428 095 + 74 340        176850 – 94768

- Учитель раздает карточки с задачами. Каждой группе необходимо решить свою задачу, а президенты озвучат её решение.

(раздаточный материал)

Индивидуальная

Групповая

Учащиеся работают индивидуально, находят значение выражений, записав их в столбик.

Осуществляют взаимоконтроль в группе, сверяют ответы.

Представители каждой группы объясняют у доски по алгоритму два выражения.

За каждый правильный ответ компания получает в свою копилку «золотую монету».

Ребята в группе выполняют практическую работу, анализируют и объясняют решение

•Задача № 1.  Компания «Сильные» закупила 2700 машин. Десятую часть машин составили автобусы, девятую часть автомобили сотрудников, а остальное – машины скорой помощи. Сколько машин скорой помощи закупила компания «Сильные»?

•Задача № 2. Компания «Ловкие» вложила свои средства в строительство 1200 домов. Десятую часть домов составили девятиэтажные дома, двенадцатую часть составили пятиэтажные дома, а остальное – трёхэтажные дома. Сколько трёхэтажных домов будет построено за счёт средств компании «Ловкие»?

•Задача № 3. Компания «Смелые» решила оплатить учёбу 500 одарённых и старательных учащихся округа. Десятая часть учащихся отправилась в Москву, пятая часть в Санкт-Петербург, а остальные остались в Ярославле для продолжения обучения. Сколько учащихся осталось продолжать учёбу в Ярославле при поддержке компании «Смелые»?

Самопроверка по образцу (за правильный ответ каждая компания получает «золотую монету»

проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса, осознавать ответственность за общее дело, оценивать результат своей деятельности;

Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно действия с числами, решать текстовые задачи, оценивать полученный результат по критериям: достоверность и соответствие алгоритму

Этап самоконтроля

Предлагаю вам побыть в роли бухгалтера своей компании и правильно произвести вычисления.

Проверим себя и оценим свои достижения по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"

https://play.myquiz.ru/p/00371541 

Групповая

Каждая группа работает на индивидуальном компьютере, выполняет тест.

 (за правильный ответ каждая компания получает «золотую монету»

Навыки участия в различных видах трудовой деятельности.

Выбирать источник получения информации.

Находить закономерности и противоречия в рассматриваемых данных.

Развитие логического и алгоритмического суждения: умения распознавать верные и неверные утверждения в простейших случаях

Этап рефлексии учебной деятельности

- Каждая компания продемонстрировала свои возможности и теперь подведем итоги устойчивости и платежеспособности ваших компаний. Дадим слово президентам для самооценки своей компании.

- А теперь запишем результат в сводной ведомости и посмотрим, сколько «золотых монет» заработала каждая компания.

Учитель в лице генерального директора банка заполняет сводную ведомость.

Какую тему мы сегодня повторяли? Достигли ли мы цель?

- Ребята, пригодились вам сегодня математические знания на уроке?

- А как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в жизни?

- Спасибо за урок!

Фронтальная

Президенты оценивают работу своей компании и считают свою прибыль и….

Таблица сводной ведомости


Название

компании


Количество

заработанных

«золотых монет»

1. «Сильные» __ «золотых монет»

2. «Ловкие» ___ «золотых монет»

3. «Смелые» ___ «золотых монет»

Ответы детей

умение осознавать свои возможности в учении; способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявление познавательного интереса к изучению учебного предмета; понимать важность и необходимость изучения математики в жизни человека.

Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

обсуждать результат совместной работы

Приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической форме (простейшие таблицы);

Умение анализировать, делать выводы и заполнять готовые формы данными.

https://docs.google.com/document/d/1_d95Rss19p-e-aBSnq6oaPgzFCz8YOJSIgUM6RNb3mM/edit  ссылка на урок



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока окружающего мира

по теме «Пустыни» УМК «Школа России

Класс: 4

Учитель: Шарова Марина Викторовна

Тема урока: Природные зоны России. Пустыни.

Цель: сформировать представление об особенностях  природной зоны пустыни.

Планируемый результат

        Личностные:

- осознавать уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

- следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу урока (целеполагание);

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);

- осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;

- производить самооценку в соответствии с предложенными критериями;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом характера сделанных ошибок (коррекция);

- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);

- излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- задавать вопросы.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- устанавливать причино - следственные связи;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- осуществлять моделирование (опорные слова, план – схему).

Предметные результаты:

- находить и показывать на карте природную зону «пустыня», рассказывать о ней по карте;

- знать климатические условия пустынь;

- приводить примеры растительного и животного мира пустынь;

- рассмотреть деятельность человека в пустыне;

- обсуждать экологические проблемы пустынь и пути их решения

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: частично – поисковый метод, решение проблемной ситуации, словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, наглядный метод, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, индивидуальная работа с деформированным текстом, самооценка.

Граница знания - незнания

знают / умеют

не знают / не умеют

  • знают план исследования природных зон;
  • умеют работать с картой и находить изученные природные зоны;
  • умеют пользоваться энциклопедической литературой.  
  • не знают, что пустыня — природная зона;
  • не знают местонахождение пустыни на карте;
  • не знают особенности зоны пустыни, растительный и животный мир;
  • не знают о деятельности человека и экологических проблемах.

Оборудование к уроку: 

  • тема урока «Пустыни»;
  • презентации PowerPoint;
  • тест по теме «Степь»;
  • план исследования;
  • карточки для работы в группах;
  • учебник;
  • энциклопедии
  • гербарий
  • лист самооценки

Ход урока

Этап проверки домашнего задания

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми

               учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Метод: репродуктивный

Форма работы: индивидуальный.

Деятельность учителя

«Снова пришёл долгожданный миг

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы».

-Какой раздел в мире природы мы изучаем?

- Мы продолжаем путешествие по природным зонам России. Сегодня на уроке вы будете оценивать свою работу по критериям и выставлять баллы в оценочный лист. (Приложение 1)

Деятельность учащихся

- С какой природной зоной познакомились на прошлом уроке?

- Мы познакомились с природной зоной степей.

- Расскажите о степи с географической точки зрения, опираясь на карту. (Слайд  )

- Зона степей расположена южнее зоны лесов. По площади зона степей небольшая. Эта зона расположена в умеренном поясе (показывают зону степей на карте)

- Выполним тест. Внимательно прочитайте вопрос и выберите ответ.

Проверка. (Слайд  )

-  Если вы правильно ответили на вопрос, то в карточку поставьте плюс, если ответ неправильный — минус. Оцените свою работу по критериям.

Критерии оценивания:

+ - правильный ответ  1 балл

- -неправильный ответ  0 баллов

- Посчитайте количество баллов и запишите в оценочный лист.

-Поднимите руки, кто получил 6 баллов? и т д

- Какие ошибки были допущены?

Дети выполняют тест. Заносят результаты в карточки. Подсчитывают баллы. Результат записывают в оценочный лист.

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой

мин.

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний

Метод: репродуктивный

Форма работы: фронтальная

Деятельность учителя

- Для чего мы выполняли тест?

Деятельность учащихся

- Мы выполняли тест для того, чтобы проверить свои знания по теме «Степь». Как хорошо мы знаем географическое положение этой зоны, климат, растительный и животный мир, экологические проблемы.

- Этот план и сегодня нам поможет для изучения новой природной зоны.

План (на доске)

  1. Географическое положение.
  2. Климат.
  3. Растительный мир.
  4. Животный мир.
  5. Экологические проблемы.

- Чтобы узнать какую природную зону будем изучать сегодня на уроке, прочитайте и отгадайте загадку. (Слайд  )

В ней песков большие груды

Называются барханы

И по ней идут верблюды

Растянувшись караваном. (Слайд )

-Сформулируйте  тему нашего урока.

(над планом – тема)

Дети читают загадку и отгадывают.

Тема нашего урока «Природная зона пустынь».

  1. Постановка целей

мин.

Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности

Форма работы: фронтальная

- Какую учебную задачу поставим перед собой?

-Узнать особенности природной зоны пустыни по плану.

- А что вы уже  знаете о пустынях из книг, фильмов и других источников информации?

- Вот мы и в пустыне.  Посмотрите, как выглядят пустыни. Обратите внимание на ее поверхность.

 Просмотр видеосюжета.

- Какой же вы увидели пустыню?

Ответы детей.

Дети смотрят видеоролик.

- Всюду песок, холмы из песка, безоблачное голубое небо. Много солнца, очень светло. Очень сухо, нет воды. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.

- Можно ещё добавить, что пустыни бывают песчаные. Их поверхность равнинная с холмами из песка. Эти песочные холмы – барханы – передвигаются с места на место благодаря сухим и горячим ветрам- суховеям. Двигаясь барханы могут засыпать дороги, поля, селения. (Слайды)

Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые. В глинистых пустынях поверхность земли растрескивается на отдельные твёрдые (как асфальт) плитки. Их называют такыры.  Солончаковые пустыни. Грунт пропитан солями, которые «вмываются»  в него в результате сильного испарения воды. Есть  даже каменистые. Они покрыты щебнем и камнями, образующими россыпи. Сегодня мы будем изучать песчаную пустыню и ее обитателей.

 

Этап открытия новых знаний

  1. Решение задач 

мин.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Метод: продуктивный

Форма работы: фронтальная, групповая

Деятельность учителя

- Переходим к следующему этапу работы. Будьте активны, внимательны, старайтесь давать полные ответы на поставленные вопросы — это является критерием оценивания.

Деятельность учащихся

 - С чего начинаем изучение новой природной зоны?

- Откройте учебники на с.104. Найдите на карте зону полупустыни и пустыню.

- Каким цветом она обозначена? Какую зону сменяет? Где находится?

- Новую природную зону начинаем изучать с географического положения.

Дети находят на картах ( в учебнике) зону пустыни и полупустыни.

Ответы детей.

- Покажите её на демонстрационной карте. Что можете сказать о её местонахождении? (Дети показывают зону пустыни на карте «природных зон России») (Слайд )

- Пустыни находятся на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря, в умеренном поясе и располагаются ещё ближе к Северному тропику. Эта зона занимает небольшую площадь.

- Продолжим наше путешествие. Что будем исследовать дальше?

- Предположите, какой климат в пустыне?

- Дальше в соответствии с планом будем исследовать климат.

- Очень жарко, мало осадков, так как  пустыни ещё ближе расположены к Северному тропику ( к  экватору). Небо безоблачное, постоянно светит солнце.

- Чем южнее, тем более прямые падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.

Работа по учебнику (с. 143).

- Давайте познакомимся с информацией учебника на с. 143. Простым карандашом отметьте сведения, которые для вас были неизвестны.

Читают текст.

- Что нового узнали о климате пустыни?

        -В раскаленном песке можно испечь яйцо.

-Отправляясь в самую жаркую пустыню, не забудьте взять свитер. Хотя днем в пустыне выше 40 С, ночью может быть ниже 0С.

- Как вы думаете, почему ночью прохладно?

-Зима по сравнению с летом суровая: температура может опускаться до -20С.

- Какой сделаем вывод? (Слайд)

Солнце почти никогда не закрывается облаками. Осадков выпадает очень мало, в основном зимой и весной. Снеговой покров небольшой и часто сметается сильными ветрами. Летом температура в тени +45С. Поверхность песка может нагреваться до +80С. А ночью прохладно. Зима почти сразу сменяется летом. Два времени года: зима и лето.

- Оцените эту часть работы.

Критерии оценивания:

  • активность   1 балл
  • правильность  1 балл

Дети оценивают свою работу и выставляют баллы в лист оценивания.

Физкультминутка (музыкальная)(Слайд)

-Давайте обратимся к плану. Что будем изучать дальше?

- Мы будем изучать растительный и животный мир пустыни, экологические проблемы.

Групповая форма работы.

- Я предлагаю работать в группах. Каждой группе нужно провести исследование, после чего вы поделитесь своими знаниями.

- Какими источниками будете пользоваться?

- Вспомним правила работы в группах.

- Учебником, картой, энциклопедиями, гербарием, своими знаниями.

Дети вспоминают правила работы в группе:

  • Работать сообща.
  • Уметь выслушать друг друга.
  • Слушать других, не перебивая, внимательно.
  • Уметь распределить обязанности между собой.
  • Уметь договориться, помочь друг другу.

- Критерии оценивания работы в группах:

  • внимательно слушали друг друга
  • сумели договориться
  • приняли общее решение                    1 балл
  • правильность выполнения задания  1 балл                               (Слайд )

- Работать будут три группы учёных: группа ботаников, группа зоологов и группа экологов. Выберите то направление, которое вам интересно. Учитель объясняет детям задания, раздаёт инструкционные карты (Приложение 2).

задает вопросы на понимание, фиксирует время работы.

Группа ботаников — исследует  растительный мир пустынь.

Группа зоологов —  исследует животный  мир пустынь.

Группа экологов — узнаёт о занятиях населения и экологических проблемах пустыни.

Дети делятся на три группы. Читают инструкционные карты.                        

  Распределяют обязанности между собой.

Идет работа в группах. Учитель координирует работу в группах, при необходимости оказывает помощь в нахождении информации.

Представление работы групп, обсуждение результатов.

Ребята, вы должны внимательно послушать рассказ представителей группы. Эти знания вам потребуются при ответах на вопросы.

Дети слушают выступление лидеров группы.

Выступление группы ботаников (Слайды    )

- Слово предоставляется ученым – ботаникам.

- Какие вопросы вы хотите задать?

- Что вы узнали о растениях пустынь?

Вывод (Слайд)

- В пустынях вода глубоко под землёй, но есть места, где она поднимается к поверхности. Здесь - обилие растений. Растут и деревья, и кустарники, и травы. Такие участки называются   оазисами. (Слайд )  

        

  • Растения низкорослые.
  • Корни длинные – глубоко ищут влагу.
  • Листья мелкие или колючки- меньше испарения.
  • Восковой налёт на листьях.
  • Утолщенные стебли.
  • Быстрый цикл развития (за короткую весну).
  • Самый распространенный способ защиты — засухоустойчивость.

Выступление группы зоологов (Слайды  -  )

- Своими открытиями поделятся зоологи.

-Вопросы есть к зоологам?

- Как животные приспособились к природным условиям?

Вывод (слайд)

- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц.  Как вы думаете, почему?

         

  • Животные некрупные
  • Окраска под цвет песка
  • Ведут ночной образ жизни
  • Воду получают с пищей
  • Не прихотливы в выборе пищи
  • Быстро передвигаются или впадают в спячку

- Это потому, что птицы плохо переносят жажду.

Выступление группы экологов (Слайды   -    )

- Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов.

- Чем занимаются люди в пустыне? Какие экологические проблемы?

- Что нужно делать, чтобы сохранить природу?

- Спасибо, экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда виновник создавшихся проблем- человек. Сей час перед людьми стоит трудная задача – исправить свои ошибки.

- Для сохранения природы пустынь и полупустынь  в 1990 году в  Республике Калмыкия создан заповедник «Чёрные земли». (Слайд)

  • Неумеренное орошение.
  • Выпас скота.
  • Браконьерство.

- Оцените работу в группах по критериям.(Слайд)

Выставление баллов в оценочный лист.

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе

мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с учетом поставленных в начале урока целей

Метод: продуктивный

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Показатели РРЭ: готовность учащихся к анализу и оцениванию собственной учебно-познавательной деятельности

(Ответы на вопросы, самостоятельные выводы)

Оценивание:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Закончилось наше путешествие по пустыне, давайте составим рассказ о нашем путешествии.  Прочитайте текст  и вставьте подходящие по смыслу слова.( Слайд)

Всюду были невысокие ___________ песка, по которым двигался наш караван на _____________. Вдруг мы увидели, как метнулись сайгаки в заросли __________. Ранним утром из своих нор вылезли ____________. Они стояли столбиком и пугливо озирались. Дойдя до реки, мы увидели место с довольно пышной растительностью. Это был –____________. А вдали виднелись поля, засеянные хлопчатником.

Всюду были невысокие барханы песка, по которым двигался наш караван на верблюдах. Вдруг мы увидели, как метнулись сайгаки в заросли саксаула. Ранним утром из своих нор вылезли суслики. Они стояли столбиком и пугливо озирались. Дойдя до реки, мы увидели место с довольно пышной растительностью. Это был – оазис. А вдали виднелись поля, засеянные хлопчатником.

- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?

- Какую учебную задачу мы ставили?

Солнце хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.

-Узнать о природной зоне пустыни по плану.

- Нам удалось решить поставленную задачу?

- Да.

- Что нам помогло?

- Нам помог план природных зон, учебник, дополнительная литература, групповая работа, презентации.

Давайте попробуем вспомнить все этапы нашего урока и продолжить предложение.

«На уроке я узнал»

«Мне захотелось» (Слайд 22)

Ответы детей.

-Посчитайте полученные баллы  и оцените свою работу на уроке.

Критерии оценивания:

9 -10 баллов - «5»

7-8 баллов - «4»

5-6 баллов - «3»

Учащиеся подводят итоги работы, оценивают свою деятельность на уроке.

- Поднимите руку те, кто поставил себе «5». Объясните почему.

- Поднимите руку те, кто поставил себе «4». Объясните почему.

Учащиеся объясняют объективность выставления отметки.

Этап информации о домашнем задании

мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Домашнее задание записываем в дневник. Учебник, с.143-149.

Составить рассказ путешественника о пустыне.

Нарисовать, как представляешь пустыню.                        (на выбор)

Дети записывают домашнее задание в дневник.

Показатели РРЭ: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания каждым учеником в соответствии с его уровнем.



Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Тема: Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Стихотворение «Дары Терека»

Тип урока: освоение новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова, со стихотворением «Дары Терека».

Задачи урока:

Образовательные: отрабатывать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения;

Развивающие: развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к художественному произведению, любовь к чтению, к книге.

ПРЕДМЕТНЫЕ: прогнозировать содержание произведения, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – Умение ориентироваться в учебной и художественной книге, умение работать с текстом.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

КОММУНИКАТИВНЫЕ - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре (распределение обязанностей, умение договариваться о совместных действиях).

ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в жизненных ситуациях.

Средство обучения: учебник, презентация, аудиозапись.

  1. Организационный момент

Цель: проверить готовность учащихся и классного оборудования к уроку; психологически настроить учащихся на деятельность.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Выполняют просьбы учителя, отвечают на вопросы учителя.

-Руки? На месте!

- Ноги? На месте!

- Локти? У края!

- Спина? Прямая!

Предлагает детям создать хорошее, дружелюбное настроение, улыбнуться друг другу. Для активизации внимания учащихся и настроя на деятельность задает вопросы:

-Руки? (На месте!)

- Ноги? (На месте!)

- Локти? (У края!)

- Спина? (Прямая!)

Коммуникативные

  1. Речевая разминка

Цель: упражнение в чтении стихотворения «птичьим базаром», хором, по рядам с интонационным выделением слов тех или иных частей речи.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Читают на экране стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес»

-хором(тихо)

- по рядам:

1 ряд - выделяя голосом существительные и местоимения,

2 ряд - весело

-С интонационным выделением существительных и местоимений более правильный.

Предлагает прочитать на экране стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес»» (слайд 1)

- «птичьим базаром»,

-хором,

- по рядам:

1 ряд - выделяя голосом существительные и местоимения,

2 ряд –весело

-Какой вариант прочтения стихотворения является наиболее правильным?

Коммуникативные

  1. Изучение нового учебного материала

Цель: познакомить учащихся  со стихотворением М.Ю. Лермонтова«Дары Терека»,

 его биографией.

Задачи:

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

- закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях);

- отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений;

- развивать поэтический слух детей, воображение и образное мышление, речь, творческие способности;

- воспитывать уважительное отношение к природе.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

  1. Сообщение темы и целей урока.

Трое учащихся читают выразительно стихотворения М.Ю. Лермонтова «Горные вершины», «Листья в поле пожелтели…»

Отвечают на вопрос учителя, что прозвучали стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Высказывают предположения о теме урока, пользуясь учебником.

Читают название темы на экране и убеждаются в правильности своих предположений.

Один ученик читает задачи урока.

- Во время речевой разминки работали над стихотворением замечательного русского поэта, прозаика и драматурга.

 Предлагает послушать другие его стихи и ответить, о каком поэте идет речь.

-Чьи стихотворения прозвучали.

-Посмотрите в учебник на стр.96 и сформулируйте тему нашего урока.

-Запишите тему в тетрадь

Выслушивает предположения детей, открывает слайд с названием темы урока. (слайд 2) Затем открывается слайд с задачами урока для учащихся

Коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка)

Регулятивные (целеполагание)

  1. Историческая справка о жизни М. Лермонтова на Кавказе (сопровождается показом слайдов)

Один ученик показывает на карте Кавказ. Дети отвечают, что Кавказские горы - самые высокие горы России.

Слушают рассказ учителя.

Обращается к детям:

-Ребята, вы знакомы уже с некоторыми фактами из биографии М. Лермонтова. Мы читали воспоминания о его детстве, юности. Давайте вспомним. Предлагаю сыграть со мной в игру «Крестики-нолики».

1. Как звали маленького Лермонтова? (Мишель.)

2. Где он жил? (В селе Тарханы, недалеко от города Пензы.)

3. Кто воспитывал будущего поэта и писателя? (Бабушка.)

4. Что особенного было в речи маленького Мишеля? (Он часто говорил в рифму.)

5. Какие увлечения были у молодого Лермонтова?

6. Когда Россия открыла стихи великого поэта — молодого офицера Лермонтова? (В дни, когда все оплакивали гибель великого поэта Пушкина.)

7. Сколько лет прожил М.Ю. Лермонтов? (Двадцать семь.)

 Я хочу напомнить вам о том, что Лермонтов долгое время жил на Кавказе. (слайд 3)

Кто из вас может показать на карте Кавказ, Кавказские горы? Что вы знаете об этих горах.

Учитель рассказывает о годах жизни Лермонтова, проведенных на Кавказе:

- Впервые Л. побывал на Кавказе, будучи еще ребенком, и остался под огромным впечатлением от мощи и красоты величественных Кавказских гор. Позднее, он был сослан на Кавказ царем Николаем I и служил там офицером. Участвовал в боевых действиях, где проявил себя как герой, смелый и отважный человек. Посмотрите картины Л. , посвященные Кавказу (демонстрирует слайд).

Л. навсегда влюбился в Кавказ и посвятил ему много своих стихотворений, одно из которых «Дары Терека». В ваших учебниках сокращенный вариант этого стихотворения, на самом деле оно гораздо длиннее.

  1. Словарная работа.

Пытаются объяснить значение непонятных слов.

Заранее подготовленный ученик дает географическую справку о реке Терек (рассказ ученика сопровождается показом географических объектов на карте и слайдов «Терек в горах», «Терек на равнине»):

- Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». Длина реки 623 км. В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течет уже по равнине, где становится спокойным и широким.

Знакомятся с правильным значением непонятных слов.

-Прежде, чем мы приступим к работе над стихотворением проведём  словарную работу, чтобы лучше понять его содержание.

Просит детей самостоятельно объяснить значение слов, записанных на доске (Терек, дары, Казбек, Дарьял, валун) (задания на карточках)

Предлагает заранее подготовленному ученику выступить с географической справкой о реке Терек (рассказ ученика сопровождается показом географических объектов на карте и слайдов «Терек в горах», «Терек на равнине»)

Демонстрирует слайды с фотографиями г. Казбек, Дарьяльского ущелья, валунов. Демонстрация слайдов сопровождается объяснением значения данных слов:

Казбек – вторая по высоте гора Кавказа.

Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека.

Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый.

Каспийское море- 

Физкультминутка

Познавательныеобщеучебные (умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме) и логические.

Коммуникативные.

  1. Первичное чтение стихотворения

Воспринимают стихотворение, читаемое учителем.

Говорят о своих впечатлениях от услышанного стихотворения.

Читают стихотворение 2-3 раза.

Читает стихотворение  М. Лермонтова «Дары Терека»

(аудиозапись)

После паузы спрашивает ребят.

-Понравилось ли вам стихотворение, какие чувства, эмоции оно вызвало.

-Прочитайте стихотворение самостоятельно 2-3 раза

Коммуникативные

  1. Чтение по частям и анализ стихотворения

Один ученик читает первые 4 строки стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя:

- Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.

- С диким, злым зверем, олицетворяет ее.

- Дикий, злобный.

- Горы, скалы.

- Метафору – скрытое сравнение.

- Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы.

- Сравнение, олицетворение – плакать может только человек.

- Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.

Просит прочитать ученика первые 4 строки стихотворения.

Беседует с учащимися:

- Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…»

- С кем автор сравнивает реку? Какой приём использует автор?

- Какие эпитеты он при этом использует?

- Что такое утёсистые громады?

- Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт?

- Как понимаете выражение «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»

- Какие выразительные средства здесь использовал поэт?

- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

Коммуникативные,

познавательные общеучебные (умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме)

Один ученик читает следующие 4 строки. Отвечают на вопросы учителя:

- Река на равнине становится спокойной, ласковой.

- Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.

- Хитрый.

- Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.

Один ученик читает следующие 4 строки:

«Расступись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне…»

Ответ детей:

- Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит. Чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение.

Предлагает прочитать  следующие 4 строки стихотворения. Задает вопросы:

- Как меняется характер реки на равнине?

- Какие слова и выражения указывают на это?

- Что означает слово «лукавый»?

- Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым?

- О чем же журчит Терек старому Каспию? Прочитаем следующие 4 строки.

-Как вы поняли эти строки?

-С кем сравнивается море? Какие эпитеты он использует?

Коммуникативные,

познавательные общеучебные (умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме)

Один ученик читает вслух последние 8 строк стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя:

- Терек берет свое начало у горы Казбек.

- С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.

- Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку.

- Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью.

- Куча камней сравнивается со стадом.

- Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.

- Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь.

- Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.

Предлагает прочитать последние 8 строк стихотворения. Для анализа задаются следующие вопросы:

- Где Терек берет свое начало?

- С кем сравниваются облака? Какой приём используется?

- Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»?

- Как поняли, о чем идет речь в следующих строках?

- Найдите метафору-сравнение в этих строках.

- Чем является выражение «разорил Дарьял»?

- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?

- Какой вывод можем сделать о характере реки.

Коммуникативные.

Познавательные общеучебные (умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).

Познавательные логические (анализ объектов с целью выделения признаков)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз

  1. Работа над выразительностью

Работают самостоятельно. Расставляют в тексте стихотворения паузы и логические ударения.

Выполняют самоконтроль, сравнивая свой вариант выполненного задания со стихотворением на слайде.

Просит учащихся расставить в тексте стихотворения простым карандашом паузы и логические ударения.

Для самоконтроля на экран проецируется слайд с текстом стихотворения с проставленными паузами и логическими ударениями

Познавательные. Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном)

Отвечают, что первые 4 строки нужно читать громко, сердито. Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой интонацией, а последние 8 строк – горделиво.

Обращается к учащимся с вопросами:

- С какой интонацией будем читать первые 4 строки?

- Как будем читать следующие 8 строк?

С какой интонацией будем читать последние 8 строк?

Коммуникативные

  1. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Читают памятку с экрана:

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Проецирует слайд - памятку, как правильно читать стихотворение.

Познавательныеобщеучебные (смысловое чтение)

Выбирают в жюри 2-х человек. Дети-члены жюри занимают свои места. Остальные учащиеся по желанию участвуют в конкурсе по прочтению стихотворений.

Жюри подводит итоги, называя лучшего чтеца и аргументируя свой выбор

Проводит конкурс на лучшее прочтение стихотворения. В жюри конкурса выбираются 2 человека из числа учащихся.

Коммуникативные.

Познавательные общеучебные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

  1. Итог урока

Цель: сформулировать выводы о теме и основной мысли стихотворения подвести итог проделанной на уроке работе.

- Терек, и его непостоянный характер.

- Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

- С уважением, с восхищением, с опасением.

- Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек.

«Распределите фразы» (карточки) «Волшебный квадрат»

НАЗВАНИЕ     ЖАНР   НАСТРОЕНИЕ

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ       ТЕМА   ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ

река Терек; М.Ю.Лермонтов; «Дары Терека»; непостоянство; Терек, и его непостоянный характер; Терек-река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

-Подведём итог нашей работы. Выполните задание на карточках.

-С каким жанром работали?

-Над каким произведением работали?

-Кто главный герой?

-Какое его настроение?

- Какова тема стихотворения?

- Какова основная мысль?

- Как человек должен относиться к такой реке?

 

-Составим синквейн «Терек» (слайд 13)

- Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?

Коммуникативные

Личностные (нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания)

Рефлексия

Поднимают карточки с отметками «4» или «5», давая самооценку своей деятельности.

-Ребята, у вас на партах лежат карточки с отметками «4» и «5». Поднимите ту, которую, по вашему мнению, вы заслуживаете за работу на уроке.

Регулятивные (умение оценивать свои действия)

Домашнее задание дифференцированное (по выбору учащихся):

  1. Найти другое стихотворение Лермонтова  о Кавказе. Подготовить выразительное чтение.
  2. Выучить стихотворение «Дары Терека» наизусть.
  3. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Дары Терека».
  4. Иллюстрировать стихотворение «Дары Терека».

Коммуникативные,

познавательные (поиск и выделение необходимой информации)