Олимпиады ШЭ

Сайт учителей начальных классов

На данной странице представлены составленные олимпиады для ШЭ по учебным дисциплинам "Литературное чтение" и "Окружающий мир" 4 класс с ответами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

______________________ общеобразовательная школа

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 4 класс

Школьный  этап олимпиады начальной школы

2023–2024 учебный год

Ф. И. _____________________________        Дата________________________

1. Блиц-опрос (6 баллов)

1) Все знают, что кроты роют ходы под землёй. А вот зачем они роют ходы зимой в снегу?_______________________________________________________________

2) Какая птица кричит как кошка? ________________________________________

3) Кого на Руси в старину называли «запечным соловьём»?  __________________

4) Волокнами хлопка издавна  использует человек для своих нужд. А для какой цели тонкое шелковистое волокно хлопчатника служит  самому растению? ______________________________________________________________________

5) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Что он делал? ____________________________________________________

6) О каком растении идет речь? Древние греки считали это растение пищей бедняков; воины Древнего Рима жевали его перед боем.______________________

2. Вставь в текст пропущенные слова (5 баллов)

«Солнечные _____ нагревают поверхность нашей планеты. С поверхности водоёмов и почвы ________ поднимается в виде _______высоко вверх и, охлаждаясь, образует множество капель или крошечных льдинок. Из них образуются _________, которые ветер переносит на большое расстояние. Из них __________ возвращается на землю в виде _________, _________ или _________. И всё это повторяется заново. Это вечное движение называется _______________________________________________.»

3. Допиши недостающее слово в формуле и укажи в скобках его главное свойство (2 балла)

ПЕСОК + ГЛИНА + ВОДА + ВОЗДУХ + ПЕРЕГНОЙ + СОЛИ + МИКРОБЫ =

= _____________(___________________)

 4. Рассмотрите таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы. (4 балла)

Растение

Крупа

Каша

Греча (гречка)

Гречневая

Просо

Пшено

Манная / пшеничная

Манная

Овёс

Овсяная

 5. В каком ряду НЕ НАЗВАНЫ насекомоядные животные? Обведите букву правильного ответа (1 балл).

А) Ящерица, крокодил, слон

Б) Жираф, ёж, лось

В) Волк, олень, ласточка

Г) Сокол, бегемот, акула

 

 6. Соедини взрослое животное с его стадией развития стрелками (6 баллов).

      Бабочка                                    Куколка

     Лягушка                                   Малёк

     Птица                                       Яйцо

     Ящерица                                 Личинка

     Рыба                                        Головастик

 7.Запиши достопримечательности в таблицу в соответствующие колонки: Красная площадь, Зимний дворец, Царь-пушка, Невский проспект, Исаакиевский собор.

Приведи свои примеры, заполнив все строки таблицы. (10 баллов)

Достопримечательности

Москвы

Достопримечательности

Санкт-Петербурга

Достопримечательности твоего города

8.«Прополи» текст, то есть из каждой строки вычеркни название сорного растения. Тогда ты сможешь прочитать таджикскую пословицу о труде. Запиши пословицу. (2балла-если правильно составлена пословица)

Меотсаолтл      Вваосигленек     Лючелтоиквек      Пывртруейде        Позленаебетсяда

9. Ранним июньским утром в Подмосковье группа туристов вышла с базы в южном направлении. Стояла ясная солнечная погода. Ориентируясь по компасу, они через 5 км повернули на юго-восток и, пройдя 3 км, остановились около большого озера. В 19 часов они стали собираться в обратный путь и обнаружили, что потеряли компас. Опиши, что должны сделать туристы, и в каком направлении им нужно идти, чтобы вернуться на базу.

(4 балла) 

10.Поставь цифры в таблицу в нужном порядке от причины к следствию, чтобы объяснить, почему в тундре летом много птиц. (7 баллов)

1. Солнце не поднимается высоко.          

2. Много озер и болот

3. Земля прогревается недостаточно.

4. Подо мхом  - вечная мерзлота.

5. Много личинок комаров.                

6. Вода не просачивается в землю.

7. Много корма для птенцов.

8. Гнездится много птиц.

   Порядок оценивания школьной олимпиады

по окружающему миру для обучающихся  4 класса.

Максимальное количество баллов за работу – 47 .

Время выполнения работы – 60 мин.

Задания выполняются по выбору.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Максимальный балл

6

5

2

4

1

6

10

2

4

7

47

 

1. Блиц-опрос (6 баллов)

1) Для вентиляции.

2) Иволга.

3)  Сверчка.

 4) Служит парашютом. Семена распространяются по воздуху.

 5) Освобождается от паразитов, принимая «муравьиную ванну»

 6) Чеснок.

2.Вставь в текст пропущенные слова.

Максимальное количество баллов - 5.

Каждый правильный ответ оценивается 0,5 балла, последнее – 1 баллом.

За каждую ошибку снимается 0,5 балла.

Ответ:

«Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты. С поверхности водоёмов и почвы вода поднимается в виде пара высоко вверх и, охлаждаясь, образует множество капель или крошечных льдинок. Из них образуются облака, которые ветер переносит на большое расстояние. Из них вода возвращается на землю в виде дождя, снега или града. И всё это повторяется заново. Это вечное движение называется круговорот воды в природе.»

3.Допиши недостающее слово в формуле и укажи в скобках его главное свойство.

Максимальное количество баллов - 2.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Ответ:

ПЕСОК + ГЛИНА + ВОДА + ВОЗДУХ + ПЕРЕГНОЙ + СОЛИ + МИКРОБЫ =

= ПОЧВА (плодородие)

4. Заполнены пустые ячейки (указаны сверху вниз):

1 столбец: гречиха; пшеница

2 столбец: овсяные хлопья

3 столбец: пшенная

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 4 балла.

Если формулировка участника в 3 столбце не совпадает с образцом, но верно передает смысл, то она считается правильным ответом (например: пшёнка).

5.  Г (1 балл)

6. Соедини взрослое животное с его стадией развития стрелками.

Максимальное количество баллов - 6.

Каждое правильное соответствие оценивается 1 баллом.

За каждую ошибку снимается 0,5 балла.

Ответ:

Бабочка                               Куколка

Лягушка                              Малёк

Птица                                  Яйцо

Ящерица                            Личинка

Рыба                                   Головастик

            7. 10 баллов: 5 баллов  распределены все достопримечательности;

            по 0,5 балла за свои примеры)

Достопримечательности

Москвы

Достопримечательности

Санкт-Петербурга

Достопримечательности твоего города

Красная площадь

Зимний дворец

Царь-пушка

Невский проспект

Исаакиевский собор.

8. Металл в огне, человек в труде познается (2 балла – за правильно составленную пословицу, 0 баллов - если пословица  не составлена)

9. (4 балла: 2 балла, если описан верный способ определения направления движения. 2 балла – если верно описано, как должны двигаться туристы.)

В солнечную погоду можно ориентироваться по солнцу. В 19 часов солнце будет находиться на западе. Нужно встать так, чтобы солнце было слева. Тогда слева – запад, справа – восток, прямо перед вами север и сзади – юг. Возвращаясь. Туристы должны пройти 3 км в северо-западном направлении и 5 км на север.

 10. (7 баллов, минус 1 балл за каждое нарушение  последовательности.)

                       1,3,4,6,2,5,7,8.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

_________________________ общеобразовательная школа

Литературное чтение, 4 класс

Школьный  этап олимпиады начальной школы

2023–2024 учебный год

Ф. И. _____________________________        Дата________________________

Задание  1.  Установи  соответствия  между  фамилией  и  жанром,  в  котором

работал этот автор (6 баллов).

1.Иван Андреевич Крылов                                    а) Исторические рассказы

2. Павел Петрович Бажов                                      б) Басни

3. Самуил Яковлевич Маршак                              в) Рассказы о животных

4. Евгений Иванович Чарушин                              г) Стихи для детей

5. Николай Николаевич Носов                              д) Детские забавные рассказы

6. Сергей Петрович Алексеев                                 е) Сказы

           

1

2

3

4

5

6

 Задание  2.  Вспомни  сказку  по  ключевым  словам.  Напиши  название  сказки  и  её автора  (10 баллов).

 Метла, тыква, бал, часы, туфелька. ________________________________________

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. ______________________________________

Полено, очаг, ключ, борода, театр. _________________________________________

Розы, сани, лёд, коньки, слеза. ____________________________________________

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. ____________________________________

 

Задание 3. Как называется вывод в басне?(2 балла)__________________________

 

Задание 4. Кто из русских писателей открыл в своём имении школу для крестьянских детей и создал учебник «Азбука», в котором печатал свои небольшие произведения: рассказ «Филиппок», сказку «Три медведя», быль «Лев и собачка»?   (2 балла) 

_____________________________________

 Задание 5.   Сказки перевёртыши. Рядом напиши её правильное название (7 баллов).

Утки – селезни - ________________________________

Прекрасный цыплёнок - __________________________

Редиска - ______________________________________

Стройная кобыла - ______________________________

Жарилко - _____________________________________

Жаба – домоседка - _____________________________

Белый платочек - _______________________________

 Задание 6. Прочитайте, определи, к каким жанрам относятся произведения, из которых взяты эти отрывки (6 баллов).

 1.Рассердился Илья Муромец. Он садился на добра коня, вывез Соловья-разбойника во чисто поле. __________________

2. Широкая Масленица

Мы тобой не нахвалимся

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

С детьми поиграть

На горках кататься! ________________________

3. За тридевять земель, в тридесятом государстве жил - был царь с царицею; детей у них не было. ____________________

4. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора._______________________

5. Аппетит приходит во время еды. ________________________

6.Мы любим зиму, любим снег. Он меняется, он бывает разным, и, чтобы рассказать о нём, нужны разные слова. _____________________________

Задание 7.  «Почини» сломанные пословицы (6 баллов).

У семи нянек кулаками не машут._____________________________________________________

Чем хвалишься, от того и наберёшься._________________________________________________

Скучен день до вечера, если – хвост тёлкин._____________________________________________

После драки дитя без глазу.__________________________________________________________

С кем поведёшься, на том провалишься.__________________________________________________

Не суйся в волки,  коли делать нечего.__________________________________________________ Задание 8. Фразеологический зверинец. Вставь названия животных в известные фразеологизмы (5 баллов)

Грязный как … __________________________

Изворотливый как … _____________________

Здоров как … ___________________________

Голоден как … __________________________

Упрямый как … _________________________

Задание 9. Прочитайте произведение.

Заяц и черепаха

      Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: « Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя догоню».

 Но пока он так потешался, черепаха - хоть и тихо шла - оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

  Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

Определите:

1)Жанр:__________________________________________________________________(1б.)

2) Подчеркните слова, которые передают основную мысль текста.                                 (2б.)

3) Выбери пословицу, которая соответствует произведению.                                           (1б.)

А) Ничего не делая, сам не заметишь, как отстанешь от других.

Б)  С кем поведёшься, от того и наберёшься.

В) Играть играй, да дело знай.

Задание 10. По опорным словам сочини стихотворение (5 баллов) .

__________________________________ золотой

__________________________________ седой,

__________________________________ поседел,

__________________________________ улетел

 

   Порядок оценивания школьной олимпиады

по литературному чтению для обучающихся  4 класса.

Максимальное количество баллов за работу – 53 .

Время выполнения работы – 60 мин.

Задания выполняются по выбору.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Максимальный балл

6

10

2

2

7

6

6

5

4

5

53

 

1. по 1 баллу за правильный ответ                 (6 баллов) 

1

2

3

4

5

6

б

е

г

в

д

а

2. (10 баллов)

 ‒ Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

‒ Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

А.С. Пушкин)

‒ Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

‒ Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен) 

‒ Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

                         

3.  Мораль      (2 балла) 

4.  Л. Н. Толстой     (2 балла)  

5. (7 баллов) 

Утки – селезни - Гуси - лебеди.

Прекрасный цыплёнок - Гадкий утёнок.

Редиска - Репка.

Стройная кобыла - Конёк - горбунок.

Жарилко - Морозко.

Жаба – домоседка - Лягушка- путешественница

Белый платочек - Красная шапочка.

6. (6 баллов)

1. Былина

2. Закличка

3.  Сказка

4. Скороговорка

5.  Пословица

6. Рассказ


7. (6 баллов)

У семи нянек дитя без глазу.

Чем хвалишься, на том провалишься.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

После драки кулаками не машут.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Не суйся в волки,  если – хвост тёлкин.

8. (5 баллов)

Грязный  как … свинья.

Изворотливый как … уж.

Здоров как … бык.

Голоден как … волк.

Упрямый как … осёл.

 

 9.  (4 балла) 

1) Сказка (1 балл)

2) Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

 (2 балла)

3) А -  Ничего не делая, сам не заметишь, как отстанешь от других. (1 балл)

                                                                               

 10. (5 баллов)

допускается сочинение авторское.

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой,

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по литературному чтению (школьный тур)

для 4 класса

Ф.И ______________________________

Внимательно прочти задания, постарайся ответить на все вопросы задания. Будьте внимательны. Желаем удачи!

1. Соедини автора с его произведением (5 баллов)

1)Братья Гримм

А)«Кот в сапогах»

2)В. Гауф

Б)«Волшебник изумрудного города»

3)Ш. Перро

В)«Храбрый портняжка»

4)П. Ершов

Г)«Карлик Нос»

5)А. Волков

Д)«Конек-Горбунок»

Ответ:

1)

2)

3)

4)

5)

2.По началу произведения определи его жанр (6 баллов)

А) Из далеча – далеча, чиста поля

Выезжал старый казак да Илья Муромец

Илья Муромец, да сын Иванович____________________________

Б) В одном доме жили две девочки – Рукодельница, да Ленивица, а при них нянюшка._______________________________________________

В) Доброе слово лечит, злое калечит.__________________________

Г) Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!____________________________

Д) Маша мешает кашу, а Миша мешает Маше.__________________________

Е) Юпитер – планета – гигант. Она в несколько раз превышает по размерам Землю. Диаметр в 11 раз больше диаметра Земли.______________________

3. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их в нужное предложение (5 баллов)

1)Дождь лил …

А) как свои пять пальцев

2)Скоро дело наладилось и пошло …

Б) как рыба в воде

3)Гости свалились …

В) как из ведра

4)У себя во дворе Мишка был …

Г) как по маслу

5)Я знал городские переулки …

Д) как снег на голову

Ответ:

1)

2)

3)

4)

5)

4.  Обведи правильный ответ (6 баллов)

1) В каждой книге есть начальный лист, с которого начинается знакомство с книгой. Как называется этот лист?

а) титульный  б) форзац в) псевдоним

2) Как называется план, который помогает ориентироваться в книге?

а) аннотация б) послесловие в) оглавление

3) Какой жанр не является жанром устного народного творчества?

а) сказка б) статья в) легенда г) небылица

4) Какое произведение может начинаться словами: «Не летай, соловей, у

окошка…» ?

а) песня б) рассказ в) сказка г) былина

5) Какая из сказок является авторской?

а) «Лиса и волк» б) « Мороз Иванович»

в) «Волк и семеро козлят» г) «Сивка-бурка»

6) Какому литературному жанру присуще наличие морали?

а) сказке б) стихотворению в) рассказу г) басне

5. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок: (3 балла)

а) Поди туда, не знаю куда… _________________________________________

б) Скоро сказка сказывается… ________________________________________

в) Это все присказка…_______________________________________________

6. Укажи, из какого типа книг могли быть взяты эти тексты. Соедини стрелочкой текст с типом книги (3 балла)

Текст

Тип книги

1) Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи - во все стороны. И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно - у нее было грозовое настроение.

А. Словарь

2) Туча, - и, ж. 1. Большое, обычно темное густое облако, несущее дождь, снег или град. Грозовая туча (перен.: о грозящей беде, неприятности). 2. Перен. чего. Множество, густая движущаяся масса. Туча стрел

Б. Учебник

3) Растения - основа жизни на Земле. Они насыщают воздух кислородом. Они создают сложные органические вещества из простых неорганических. Только благодаря растениям на земле появились и существуют животные.

В. Художественное произведение

Ответы:

1

2

3

7. Ошибка наборщика. Первая половина принадлежит одной пословице или поговорке, а вторая – другой. Надо вернуть им первоначальный вид (6 баллов).

Дано

Верный ответ

  1. Едешь на день, а сам не плошай.
  2. Заставь дурака молиться, а все молока от него не добиться.
  3. Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит.
  4. Как с быком не биться, он и лоб расшибет.
  5. На бога надейся, хлеба бери на неделю.
  6. Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу
  1. Едешь на день, _________________

_________________________

  1. Заставь дурака молиться, _____________________________
  2. Чужую беду руками разведу, _______________________________
  3. Как с быком ни биться, ________________________________

5) На бога надейся, _____________________________.

6) Добрая слава лежит, _____________________________

8. Каким выразительным средством являются выделенные слова в отрывках из стихотворения (обведи вариант ответа) (2 балла):

1) Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка…

А) Эпитетом

Б) Олицетворением

В) Метафорой

Г) Гиперболой

2) Славная осень! Здоровыйядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит…

А) Эпитетом

Б) Олицетворением

В) Метофорой

Г) Гиперболой

9. Прочитайте произведение. Выполни задания (3 балла)

Заяц и черепаха

      Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.         Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: « Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя догоню».                                                                                           Но пока он так потешался, черепаха - хоть и тихо шла - оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.                                                                                                                             Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

Определите:

1)Жанр:_________________________________________________________

2) Подчеркните слова, которые передают основную мысль текста.                    

3) Выбери пословицу, которая соответствует произведению.                                          

А) Ничего не делая, сам не заметишь, как отстанешь от других.

Б)  С кем поведёшься, от того и наберёшься.

В) Играть играй, да дело знай.

10. Объясни, когда так говорят?(3 балла)

Подливает масло в огонь -_________________________________________;

Как сыр в масле - ________________________________________________;

Прошло как по маслу - ____________________________________________.

11.По опорным словам сочини стихотворение (4 балла)

__________________________________ золотой

__________________________________ седой,

__________________________________ поседел,

__________________________________ улетел

Спасибо за работу!

Ответы на олимпиаду по литературному чтению (школьный тур)

для 4 класса

1 задание (5 баллов)

1)

2)

3)

4)

5)

В

Г

А

Д

Б

2 задание (6 баллов)

А) былина;

Б) сказка;

В) пословица;

Г) стихотворение;

Д) скороговорка;

Е) научная статья

3 задание (5 баллов)

1)

2)

3)

4)

5)

В

Г

Д

Б

А

4 задание (6 баллов)

1) а

2) в

3) б

4) а

5) б

6) г

5 задание (3 балла)

 а) Поди туда, не знаю куда, возьми то, не знаю что.

б) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

в) Это все присказка, а сказка будет впереди.

6 задание (3 балла)

1

2

3

В

А

Б

7 задание (6 баллов)

Едешь на день, а хлеба бери на неделю.

Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

Как с быком ни биться, а все молока от него не добиться.

На бога надейся, а сам не плошай.

Добрая слава лежит, а худая сама бежит.

8 задание (2 балла)

 а) олицетворением, б) эпитетом

 9 задание (3 балла)

1) Сказка

2) Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

3) А -  Ничего не делая, сам не заметишь, как отстанешь от других.

10 задание (3 балла)

Подливает масло в огонь – ухудшать ситуацию, обострять;

Как сыр в масле – замечательная, довольная, хорошая жизнь;

Как по маслу – легко, без затруднений и помех.

11 задание (4 балла)

 допускается сочинение авторское.

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой,

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Всего

Количество

баллов

5

6

5

6

3

3

6

2

3

3

4

46