Выступления на МО по методическим темам

Сайт учителей начальных классов

На данной странице сайта представлен отчёт по методическим темам.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Шарова М.В. МОУ Заозерская СОШ Выступление Формирование функциональной грамотности26.11 КБ
Файл Яблокова Н.А. МОУ Заозерская СОШ Эффективные технологические приёмы развития читательской грамотности у обучающихся начальной шк2.47 МБ
Файл Конуркина О.В. МОУ Ильинская СОШ Использование приемов эйдетики для развития орфографической грамотности младших школьников35.31 КБ
Office presentation icon Конуркина О.В. МОУ Ильинская СОШ Использование приемов эйдетики для развития орфографической грамотности младших школьников1.57 МБ
Файл Липина В.А. «Формирование орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС »23.83 КБ
Файл Крошухина В.Н. МОУ Воскресенская ООШ Приёмы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе2.2 МБ
Файл Крошухина В.Н. МОУ Воскресенская ООШ Приёмы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе102.03 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»

        

                                   

                                     Шарова М. В., учитель начальных классов

        

 

                                                                    2023

Одна из важнейших задач современной школы – формирование  функционально грамотных людей.

Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. По определению советского и российского лингвиста и психолога Алексея Алексеевича Леонтьева: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, познающий, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог у учеников начальной школы уже с 1 класса.

  • самостоятельность
  • ответственность
  • инициативность
  • способность принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях
  • готовность к получению новых знаний в течение всей жизни
  • умение выбрать свой профессиональный путь

А также:

  • умение легко адаптироваться в любом социуме
  • умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей - значит постоянно искать новые решения
  • отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими
  • отличное владение информационными технологиями

Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества.

По мнению профессора Натальи Фёдоровны Виноградовой в естественно -научной грамотности младших школьников выделяются четыре составляющие:

  • Готовность осваивать знания о природе и использовать их для решения учебных и жизненных задач. Включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.
  • Осознание ценности и значения научных знаний о природе. Включает осведомлённость о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества.
  • Овладение методами познания природных явлений. Это умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов, установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей.
  • Способность к рефлексивным действиям. Это оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.

Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников включает в себя мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают развитие правильных отношений ребёнка к окружающей среде, участие в её изучении и деятельности, направленной на её сохранение.

Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.

Учителям начальных классов необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать. Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Цель учителя не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решал проблемы в любых ситуациях.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.

 В нашей школе ребята учатся по программе «Школа России» А.А. Плешакова. Содержание курса имеет большой развивающий потенциал, но заданий, которые развивают функциональную грамотность, к сожалению, не так и много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту. Важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению. Формированию естественно - научной функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний на практике.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Например, одна из групп заданий может называться «Как узнать?».

Входящие сюда задания соответствуют первой из компетенций, относящейся к методам научного познания, то есть способам получения научных знаний. В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание.

Серия «Сделай вывод» соответствует третьей компетенции и включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее. Эти умения не совпадают, как может показаться, с умениями объяснять явления, поскольку в большей степени опираются на формальные, логические действия, тогда как объяснение (включая «генерирование» модели) — это в значительной степени эвристическое действие.

Приведу примерные вопросы.  

 1. Какой организм сам производит питательные вещества, используя солнечный свет? а) ящерица б) дерево в) олень г) ястреб

2. Запиши одно различие между Солнцем и Луной.

         3. Какие из следующих тел могут заржаветь? а) деревянные опилки          б) пластмассовые трубочки для питья в) железные гвозди г) стеклянные бусинки

4. Древесина- это природный ресурс, используемый человеком. Для чего люди используют древесину? Приведи два разных примера.

 5. Птица - живая, облако- неживое. Почему птицы относятся к живой природе, а облако к неживой? Приведи два объяснения.

 6. На рисунке изображен скелет человека. Напиши две причины, почему человеку нужен скелет.

 7. Людям не стоит пить воду непосредственно из моря или океана. Объясни почему.

Из данных вопросов видно, что  обучающиеся показывают умение справляться с жизненными ситуациями, прослеживается меж предметная связь. Ученик должен уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.

Использование разнообразных приѐмов обучения на уроках создаѐт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве, что  способствует формированию функциональной грамотности обучающихся.

                 

                                       Информационные ресурсы

  1. Круглянина Т.Я. Статья «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников» / Т.Я.Круглянина [Электронный ресурс].
  2. Перминова Л.М. Дидактическое обоснование формирования естественнонаучной грамотности / Л.М.Перминова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017.
  3. Мамедов Н.М. Естественнонаучная грамотность как условие адаптации человека к эпохе перемен / Н.М.Мамедов, С.Е.Мансурова // Ценности и смыслы. - 2020.
  4. https://topuch.com/formirovanie-estestvennonauchnoj-gramotnosti-mladshih-shkoleni/index.html
  5.  https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/
  6. https://ferz-obr.siteedu.ru/media/sub/1346/files/priyomyi-i-metodyi-formirovaniya-funktsionalnoj-gramotnosti-u-uchaschihsya-urok-okruzhayuschego-mira-dlya-4-klassa-po-teme-lesa-rossii.pdf


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая тема «Эффективные технологические приёмы развития читательской грамотности у обучающихся начальной школы» Яблокова Н.А. 2022 год

Слайд 2

Много ли читают современные дети? Сообщения в WhatsApp, « ВКонтакте », Telegram и Viber… Различные компьютерные сюжетные игры; Обсуждения на форумах и комментарии в соцсетях ; Фэнтезийные миры Marvel или Warcraft

Слайд 3

Семь врагов быстрого осознанного чтения Неправильное движение глаз при чтении; Артикуляция; Регрессия – возвратное движение глаз при чтении; Узкое поле зрения (Кот пьёт молоко); Неустойчивое внимание; Маленький словарный запас; Отсутствие стратегии чтения.

Слайд 4

Рисование двумя руками Обвести симметричный рисунок сразу двумя руками. Максимально быстро, но при этом аккуратно

Слайд 5

Клиновидные таблицы Цель – расширить боковое зрение ребёнка. Основная задача ребёнка – научиться видеть именно две буквы одновременно.

Слайд 6

Слово – фигура – число Формирует правильное движение глаз с пятью фиксациями на строке

Слайд 7

Алфавит

Слайд 8

Найди букву Переключалка

Слайд 10

Волшебный квадрат Наилучший способ структурирования прочитанного текста и подготовки к пересказу.

Слайд 11

Удачи в работе!



Предварительный просмотр:

Использование приемов эйдетики для развития орфографической грамотности младших школьников

                                                                                                                     Конуркина О.В.

                                                                                  МОУ Ильинская СОШ

РМО 01.11.23г

1 Анализ образовательной ситуации

(СЛАЙД 1)

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития и является базовым орфографическим умением, первым этапом в обучении правописанию, залогом грамотного письма. Сегодня я хочу рассказать,как можно организовать на уроке более эффективную работу со словами из словаря.

(СЛАЙД 2)

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов – огромное множество, и чаще всего написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развиты память и интуиция, что  бывает крайне редко. Чаще всего узнал новое слово и забыл. Почему так происходит? Основные причины следующие:

  • 1. Установка на уроке  «просто запомнить» перестает себя оправдывать. Механическое запоминание таких слов  малоэффективно.
  • 2.  Современные дети все реже обращаются к книге. Следовательно, исчезает полезный навык, столь необходимый для формирования грамотности.
  • 3.        Недостаточное развитие памяти и мышления.
  • 4.        Отсутствие положительной мотивации.
  • 5.        Низкий уровень развития волевых качеств ребенка.

(СЛАЙД 3)

Данная ситуация побуждает искать новые эффективные приемы организации учебного процесса.    

Следовательно,  цель педагогической деятельности будет заключаться в создании условий, содействующих повышению орфографической грамотности младших школьников на основе использования в учебном процессе приемов моделирования, необходимых для хранения получаемой информации

(СЛАД 4)

Соответственно, и вытекающие отсюда задачи.

Рационализировать работу над словами с непроверяемыми написаниями можно с помощью специальных приемов обучения , основой которых является поиск и изобретение вместе с детьми наиболее удобных и интересных памяток, схем, опор и других эффективных способов работы над словом, т.е применяя деятельностный подход

(СЛАЙД 5)

Можно использовать оригинальную научную методику, разработанную учёными-психологами Игорем Юрьевичем Матюгиным, Е.И.Чекаберия, И.К.Рыбниковой, Т.Б.Слоненко, Т.Н.Мазиной. Данная методика была апробирована на практике в созданной ими «Школе эйдетики»

(СЛАЙД 6)

Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали.

Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается, что облегчает процесс запоминания

Как мы запоминаем цвета радуги и помним всю жизнь, по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Или с уроков математики, думаю, все помнят шутку «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». На этом же принципе построен метод эйдетики: образ, доступный воображению + положительные эмоции. В результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией.

Основу эйдетики составляют -приемы мнемотехники и эйдотехники.

(СЛАЙД 7)

Какие приемы запоминания можно использовать в учебном процессе?

(СЛАЙДЫ 8- 16)

Этапы работы над новым словом (СЛАЙДЫ 17-25)

I  ЭТАП        Предъявление слова

II ЭТАП      Работа над слуховым образом слова

III ЭТАП     Работа над зрительным образом слова

IV ЭТАП     Обогащение словаря учащихся, работа над предложением

V  ЭТАП     Включение нового слова в ход урока

Положительных моментов в данной работе намного больше , чем отрицательных:

У детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом.

Получается своего рода игра со словом в ходе которой появляется масса интереснейших идей. (Например, когда познакомились словом заяц, искали интересные варианты дл запоминания,  одни сразу увидели, что сама буква «Я» очень похожа на зайца, если ей пририсовать ушки, носик, глазки и хвостик.

Другие предложили , что  можно  придумать мини-сказку: «Жил-был заяц-хваста. Он очень любил хвастаться и всегда говорил: «Я - самый храбрый, я - самый быстрый, я - самый умный! Я, я, я».

А вот третьи, уже с моей помощью, нарисовали ребус Яц (за буквой я спряталась буква ц).
И так можно фантазировать до бесконечности, используя различные приемы эйдетики.
Чем ярче, смешнее и нереальнее «образ-подсказка», тем дети лучше запоминают новое слово.

Горизонт--- гори зонт+ соответствующая  иллюстрация

Салют  (сало) салют из сала

Завтрак – «На завт рак- рак, кричи ура.

Результативность данной работы бесспорно наблюдается: в проверочных работах количество ошибок значительно уменьшилось

Единственный момент– увеличилось время  на этот момент на уроке, если соблюдать все этапы работы. Естественно, в 1,2 классах полный объем работы не провожу. Обязательно беру лексическое значение, этимологию (по-возможности) + приемы эйдетики, остальные этапы по возможности.

К этимологии слова обращаюсь в том случае, если она помогает легче найти ассоциации и, таким образом лучше запомнить орфографический образ слова.

Вот несколько примеров.

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.

И еще очень важный момент в данной работе – закрепление и повторение пройденных слов.

Кроме традиционных проверочных работ, часто использую интерактивные  тренажеры. Их достаточно в сети Интернет, пробовала создать свои, но это очень кропотливая работа и  требует немалого времени.

На начальных этапах работы, особенно в 1,2 классах использую свои созданные подсказки для ассоциаций.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛОВАРЬ 1 КЛАСС)

ТРЕНАЖЕРЫ

Приложение 1

Методы зрительной прорисовки.

Первый метод – зрительная прорисовка. Допустим, вы учите цифры и буквы. Ребенку это дается довольно тяжело, попробуйте их превращать в какой-либо предмет. Например: шесть – замок, восемь – очки и так далее. То же самое проделайте с буквами.

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке.

Приложение 2

Метод мысленной прорисовки.

Метод “Мысленной прорисовки” – это метод мысленного соединения воображаемых символов и слов с реальными предметами. Этот метод отличается от предыдущего тем, что символы или слова не просто “накладываются” на предметы, а мысленно прорисовываются, как будто на самом деле пишутся или рисуются. При этом вы должны видеть все этапы работы и просто физически ощущать сам процесс, т.е. чувствовать движение руки, скрип карандаша или запах краски. Только не двигайте на самом деле рукой. Обычно в воображении пишут яркой краской или фломастером, можно писать карандашом или мелом, выбор за вами. Главное, чтобы символы были крупными и хорошо “заметными”.

1.Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.

Аптека – там продает лекарства Айболит, а в «Оптике» – очки, похожие на букву о

Погода – погоду наблюдают по годам

Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!

Библиотека – библия

Сегодня – сего дня (при Петре I)

Урожай – земля рожает урожай

Задание «Сильный и слабый»

Сравни кота и маленького котёнка. Кто сильный? Кто слабый?

Сравни выделенные гласные буквы в словах: кОт и кОтёнок.

Гласные буквы одинаковые.

Гласные буквы разные.

Помоги слабому!

В слове кОт гласный под ударением — сильный.

В слове кОтёнок гласный безударный — слабый.

Ударная О в слове кот под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове котенок.

Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота — он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позиции фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную. Безударную гласную в корне слова котенок проверяет сильной позицией — ударным гласным в слове кот.

3.Картинный диктант «Молчанка». Записать через запятую слова, называющие предметы, изображенные на картинках. Проверяемые гласные в корне подчеркните одной чертой, непроверяемые — двумя.

Приложение 3

Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В это предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.

1.Составление ребусов.

Восемь – во7

Заяц - Яц (за буквой я буква ц)

В окзал - вокзал 4 5 ( отгадка: волк)

А К К У Р А Т Н О (Катя и Коля аккуратные)

А О

Т Л

Я Я

С У Б Б О Т А (в субботу две сестрички Барбара и Бабетта идут в гости)

А А

Р Б

Б Е

А Т

Р Т

А А

Мнемонических фразы или слова.

Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан".Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее. Тот же принцип лежит в использовании фразы"Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку"в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...

Запомнив же правило типа "Морской волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка" вам проще будет запомнить порядок планет: "Меркурий-Венера-Земля-Марс-Юпитер-Сатурн-Уран-Нептун-Плутон"... Бессмыслица же вроде "Артисту Биму Циркуль Дашь — Его Фамилия Же-Аш"— дает ключ к расположению латинских букв на шахматной доске. В детской сказке колобок по траве катиться мог

Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок (длинные – чулок, короткие – носков).

Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,

Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.

Цепной метод — заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из  другой и тем самым  помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

1.Рифмовки.

* Правильно писать дружок

Нам поможет суффикс – ок - (низкий – низок)

*Найти правильный ответ

Нам поможет слово «Нет». (мороз – нет мороза)

*Было мало – стало много.

Так скорее проверяй! (дед – деды)

*Слово ласково назови

И правильно пиши. (стежка – стеженька), (низко – низенький)

*Чтобы написать на «5»,

Глагол надо подобрать. (кружки –кружиться)

*Знаю я давно уже:

В слове «Г» проверит «Ж»! (дорожки – дорога)

*Слово трудное запомнить

Нам эйдетика поможет. (кофта – кофе), (вокзал – волк на вокзале)

2.Игра со словами: поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение.

/ /

Магазин – магазин

/ /

Портфель – портфель

/ /

Библиотека- -библиотека

/ /

Щавель – щавель

/ /

Творог – творог

Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр.

1.Игра «Буквы спорят и побеждают. На карточках написаны слова на определенную орфограмму, нужно выбрать букву и доказать ее написание. «Гр(о,а)за» - объяснение: в слове гроза спорят две буквы А и О. Я выбираю О, проверочное слово «грозы».

2. Фонетические ассоциации (по схожести звучания).

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага,тяжёлый багаж!».

Базар – бабы на базаре.

Берёза – белая берёза.

Завод – завтра на завод.

Завтрак – «На завтрак- рак, кричи ура.

Запад – на западе солнце падает.

Квартира – Ква-ква! Хорошая квартира!»- квакает лягушка.

Капуста – каплик апают на капусту:кап, кап,кап.

Комната – комната у Наты.

Лопата – лопата лопнула.

Коридор – Коля и Ира в коридоре.

Медведь – мёд ведает.

Малина – маленькая ягодка малинка.

Месяц – ясный месяц.

Осина – осина красива осенью.

Пальто – Павел в пальто.

Петух – Петя, Петя, петушок.

Помидор – помни милый помидор.

Рабочий, работа – раб работает.

Ребята – ребята решают ребус.

Рисунок – на рисунке нарисован рис.

Сапоги – Саша в сапогах.

Сегодня – сегодня я играю в сего.

Собака – собака лаяла на о.

Соловей – соловей поёт соло.

Суббота – в субботу две подружки Барбара и Бабетта идут в гости.

Тарелка – тарелка – это тара.

Тетрадь – тетрадь по-гречески тетра.

Топор – топортопает: « Топ!Топ!»

Улица – на улице встречают знакомые лица.

Ученик – учение;честно учится.

Хорошо, хороший – у нас в школе хороший хор.

Язык – ябеда показывает язык.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конуркина О.В МОУ Ильинская СОШ Использование приемов эйдетики для развития орфографической грамотности младших школьников

Слайд 2

Анализ образовательной ситуации Установка на уроке «просто запомнить» перестает себя оправдывать. Механическое запоминание таких слов малоэффективно. Современные дети все реже обращаются к книге. Следовательно, исчезает полезный навык, столь необходимый для формирования грамотности. Недостаточное развитие памяти и мышления. Отсутствие положительной мотивации. Низкий уровень развития волевых качеств.

Слайд 3

Цель педагогической деятельности Создание условий, содействующих повышению орфографической грамотности младших школьников на основе использования в учебном процессе приемов моделирования, необходимых для хранения получаемой информации

Слайд 4

Задачи совершенствовать орфографический навык учащихся с помощью различных приемов моделирования, направленных на эффективное запоминание изучаемого материала создавать условия для самостоятельного творческого поиска графических и фонетических ассоциаций для запоминания словарных и трудно проверяемых слов

Слайд 6

Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством образов.

Слайд 7

Приемы запоминания Фонетические ассоциации (по схожести звучания). 2. Занимательные четверостишия. В слове спряталось другое слово. Графические ассоциации (по схожести изображения). Смысловые ассоциации. Звучание слова в других языках. Составление ребусов.

Слайд 8

Фонетические ассоциации (по схожести звучания) Суть – в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ меб е ль – ме бе ль бе лая б е рёза – бе лая бе рёза б и лет – автобус сигналит : “ Би-би , купи билет!” г е рой – Ге на – ге рой д е ревня – де д в де ревне

Слайд 9

Занимательные четверостишия Суть – в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший Жила-была сО бака, Она любила спать, Ее прозвали со ня, Люблю я с ней играть. (с о бака –с о ня) Го рка гО роха, Лук и морковь. Мама! Го роховый суп нам готовь!

Слайд 10

В слове спряталось другое слово Вал е нки – ва ленки у Ленки Г о риз о нт – Гори , зонт ! Об л а к о – на об лак е лак Р а кета – в рак ете рак С о л о вей - соло вей поет соло Уж и н – ужи на ужи н?

Слайд 11

Графические ассоциации /по схожести изображения/ Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета..

Слайд 12

Смысловые ассоциации Суть этого приема – разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова. п о года – п огод у наблюдают по год ам б и бл ио тека – библи я с ег одня – сего дня (при Петре I)

Слайд 13

Как звучат слова в других языках А рбуз – к а рбуз /башкир./ М о рковь – м о рква /укр./ Вч е ра – вч ё ра /укр./ М е талл – м е tal /англ./ М о сква – М о s к au /немец./

Слайд 14

Составление ребусов Ст о лица Ул и ца Г о р и зонт В о сток З а яц

Слайд 15

Составление мини-сказок «Жил-был за я ц хваста. Он очень любил хвастаться и всегда говорил: « Я - самый храбрый, Я - самый быстрый, Я - самый умный! Я , Я , Я …».

Слайд 16

Этапы работы над новым словом I этап. Предъявление слова: загадки; задания на исключение лишнего, нахождение общего; ребусы; изографы II этап. Работа над слуховым образом слова. ( Транскрипция слова)

Слайд 17

III этап. Работа над зрительным образом слова. Исследовательская работа в группах. Работа с этимологическим словарём. Работа с толковым словарём. Работа по разделу «Морфология». Работа по разделу «Словообразование». Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка .

Слайд 18

IV этап. Обогащение словаря учащихся, работа над предложением. Ассоциативный ряд а гр о ном профессия труд село зерно овощи урожай поле фрукты Составление предложения

Слайд 19

V этап. Включение нового слова в ход урока. Выполнение упражнений. Физкультминутка. Рефлексия. Анаграмма. а г р о н о м о а

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Выступление на МО по теме «Формирование орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС ».

Учитель: Липина В.А.

Ссылка на презентацию к выступлению https://docs.google.com/presentation/d/1WQLAer2Dncj-ea4vGvoaOlOc9FXE9ww0/edit?usp=sharing&ouid=115830779071945457802&rtpof=true&sd=true 

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Задачи: изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса; изучить и применять на уроках русского языка приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся;  разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающие формирование грамотного письма; Слайд 2

  Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является увидеть нужную орфограмму.

     Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание.

    Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема: безграмотное письмо учащихся; неумение "видеть” орфограммы.

• Как помочь учащимся писать грамотно?

• Как развивать орфографическую зоркость?

 • Как добиться грамотного письма у детей?

 Слайд 3 К.Д.Ушинский

 

Слайд 4

              Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. 
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:
        1.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. 
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

            2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 
        3.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 
    4.
Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. 

      5. Комментирование. Это объясняющее рассуждение в процессе записи слов или предложений.
           В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

     Слайд5   Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость делятся на традиционные и нетрадиционные. 

Слайд 6 Традиционные методы и приёмы формирования орфографической грамотности

1.     Списывание.

2.     Комментированное письмо.

3.     Письмо с проговаривание.

4.     Письмо с пропуском орфограмм.

5.     Какографические упражнения.

6.     Скоростное письмо.
7.     Письмо по памяти.

8.     Диктант

·        Предупредительный диктант

·        Объяснительный диктант

·        Выборочный диктант

·        Свободный диктант

·        Самодиктант

·        Зрительно-слуховые диктанты

 ·        Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

-      Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
·        «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

·        Словарный диктант.

. Орфографические минутки

Мне бы хотелось остановиться поподробнее и рассмотреть

нетрадиционные методы и приёмы формирования орфографической грамотности, которые   направлены на развитие памяти и активизацию мыслительной деятельности учащегося. Слайд 7

 1-й приём «Графические ассоциации» Слайд 8

Графические ассоциации или рисунки-образы, - устанавливаем графическую связь между словом и образом (зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы).

Эти задание наиболее эффективны для тех детей, у кого лучше развита зрительная память. Для запоминания особенно «трудных» слов не следует «жалеть» на уроке нескольких минут для того, чтобы обсудить, на что похожа данная буква и какие ассоциации вызывает у детей данное слово.  

Итак, проговорив 1-2 минуты, как графически можно изобразить опасную букву, предлагаем ребятам творческое домашнее задание: придумать и зарисовать на листах-опорах свой рисунок – образ к данному словарному слову. В результате ребенок обязательно запомнит данную орфограмму, так как и на уроке, и дома думал о ней. Необходимо отметить, что часто в своих ответах одним или двумя вариантами дети не ограничиваются.

2-й приём «Звуковые ассоциации» Слайды 9-10

Методом данных ассоциаций дети составляют предложения со словарным словом, которые созвучны по звучанию и правописанию с другим словом в предложении.

 3-й приём «Фонетические ассоциации  Слайд 11

Методом данных ассоциаций дети составляют предложения со словарным словом, которые созвучны по звучанию и правописанию с другим словом в предложении.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Слайд 12 Придумайте фонетическую ассоциацию к  словам           

 ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ  Слайд 13

4-й приём «Ребусы   Слайд 14

При работе со словарными словами использование ребусов, шарад дает возможность зафиксировать в памяти правильное написание изучаемых слов в непроизвольной форме.

5-й приём «Дровосек»   Слайд15

Прием "Дровосек" основывается на методе дробления словарного слова на значимые части

6-й приём «Орфографические пятиминутки     Слайд 16

Развитие орфографической зоркости может проходить легко и эффективно, если использовать и такое средство, как рифмованные упражнения, загадки, например, они учат видеть трудные случаи правописания в текстах.

С каждым годом количество изучаемых орфограмм увеличивается, значит и

содержание «Орфографических минуток» изменяется. Детям эта работа очень

нравится. Они с большим удовольствием выходят работать у доски. Можно

использовать эти «минутки» работая со всем классом и индивидуально.

7-й приём «Письмо по памяти»   Слайды 17-18

 «Письмо по памяти» проводится на основе зрительного или слухового восприятия текста или отдельных слов (словосочетаний), подобранных по определённому правилу. 

Письмо по памяти можно провести со словарными словами, для закрепления правил и орфограмм.

8-й приём «Лексический диктант   слайд 19

Лексические диктанты дети воспринимают как загадки.

9-й приём «Лишнее слово»   Слайд  

"Лишнее слово" можно проводить как подведение к новому материалу. Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаем слова: сорока, петух, ворона, дорога и просим найти лишнее слово с обоснованием своего выбора.

Находя и аргументируя «лишнее» слово, дети превосходно развивают креативное мышление.

10-й приём «Лесенки слов Слайд  21

Составление кроссвордов со словарными словами – одно из любимых домашних заданий. А потом ребята на уроке обмениваются кроссвордами с друг другом и таким образом закрепляют знания правописания словарных слов. Этот прием работы даёт возможность сделать учебный процесс увлекательным и интересным, а значит и повышает учебную мотивацию.

11-й приём. Диктант-игра «Кто больше запомнит» 22,23

 (по методике Л.П.Федоренко).

Данная игра способствует развитию оперативной памяти. Диктант – игра заключается в распространении предложений, восстановлении пропущенных слов, восстановлении предложений из данных слов, восстановлении деформированного текста. Причем, «количество слов в записи предложений должно постепенно увеличиваться, что создает нагрузку на речевую память, которую, только нагружая и можно развивать»

12-й приём «Изучение орфограмм с помощью

конфетных        обёрток»  Слайды24- 28

Данный приём направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся при формировании орфографической зоркости и на повышение уровня грамотности, для которой ключевым моментом является умение находить в словах орфограммы. Это приём можно применять на начальных этапах(1- 2 класс), чтобы привлечь внимание младших школьников к данной проблеме.

13-й: составление этимологических словарей «К истокам слова»   Слайды 29,30

Совместная деятельность учащихся по работе с дополнительными источниками информации (сбор справок об истории происхождения слова) и коллективное составление словарика "К истокам слова" благотворно влияет и на усвоение правописания "трудных" слов на основе стремления к самопознанию.

Хочется с вами поделиться с очень интересным заданием, которое не только помогает в работе над правописанием словарных слов, но также развивает логическое мышление, речь и творческие способности.

Это ассоциативный мультфильм. В чем суть задания?

14-й приём «Ассоциативный мультфильм» Слайд 31

Дана «цепочка» словарных слов, необходимо составить связный рассказ, сюжет которого бы разворачивался последовательно от слова к слову. Например, предложены слова: учитель, класс, ученики, альбом, пенал, карандаши, хорошо.

Получился бы примерно такой рассказ: «Учитель вошел в класс. Ученики открыли альбомы. Достали из пенала карандаши. Хорошо ребята рисовали на уроке».

Дети охотно защищают свои рассказы.

Словарные слова мелькают снова и снова , интересно и непроизвольно запоминаются. Запоминание идет с опорой на зрительную, слуховую память и мыслительную деятельность.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Слайд 32

 Составьте связный рассказ

Автобус---одиннадцать--вокзал---пассажир----билет----экскурсия

Слайд 33-34  

Работа над ошибками. Приучаю детей делать самостоятельно.

Использование «Памятки работы над ошибками» в повседневной

практике воспитывает у детей активное отношение к пробелам в знаниях,

нетерпимость к ним и желание ликвидировать эти пробелы, вырабатывает

орфографическую зоркость, умение безошибочно соотнести допущенную

ошибку с изучаемой орфограммой, способствует выработке навыков

самоконтроля, развивает умение учиться.

Работу по «Памятке» начинаю с первого класса, по мере изучения

орфограмм. «Памятка служит ученику справочником в работе над ошибками.

Уяснив характер своей ошибки, соотнеся ее с изучаемой орфограммой, ученик по

«Памятке» ищет способы ее исправления. Каждый раз работая с «Памяткой,

ученик видит перед собой список изучаемых орфограмм, способ их

исправления и потому невольно запоминает их.

Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания на уроках русского языка, а лишь дополняют и обогащают их.

В процессе такой работы над орфограммами у учеников формируются следующие универсальные учебные действия (УУД): Слайд 35

 

Таким образом, нетрадиционные методы работы с орфограммами позволяют осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса.  

Разнообразие методов и приемов работы над орфограммами в начальных классах с учетом современных методик, при использовании которых ученик является субъектом своей собственной деятельности, согласно требованиям ФГОС, повышает эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе учитель начальных классов – Крошухина В.Н.

Слайд 2

«Чтение: работа с текстом» Раздел 1. «Получение, поиск и фиксация информации » Выпускник начальной школы научится: · осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, овладения и использования информации; · использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; · осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения; · работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); · ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; · составлять список использованной литературы и других информационных источников

Слайд 3

Раздел 2. «Понимание и преобразование информации» Выпускник начальной школы научится: · определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст; · находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, основные события, их последовательность; · находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное утверждение; · интегрировать находящиеся в разных частях текста детали сообщения; · устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, соотнося их с идеей текста; · формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; · понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нѐм информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста; · преобразовывать сплошной текст в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); · преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; · заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; · анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; · определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

Слайд 4

Раздел 3. «Применение и представление информации» Выпускник начальной школы научится: · участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного; · использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; · составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме; · письменно отвечать на заданные вопросы; · описывать по определѐнному алгоритму (плану) объѐкт наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака: · находить и формулировать правила, закономерности; · группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака; · определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию (алгоритм) из двух- трѐх шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Слайд 5

Раздел 4. «Оценка достоверности получаемой информации» Выпускник начальной школы научится: · на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; · в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

Слайд 6

дети имеют низкую скорость чтения; не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении; не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста; затрудняются кратко пересказать содержание.

Слайд 7

Навык чтения имеет две стороны, техническую и смысловую. Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя такие компоненты навыка чтения как, способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого.

Слайд 9

Отработка технической стороны чтения 1. «Жужжащее чтение » 2 . « Ежеурочные пятиминутки»- чтение в начале урока по 5 минут 3. «Чтение вслух; 4. «Чтение про себя» 5. «Хоровое чтение» 6. Чтение «цепочкой» . 7.Систематический замер и самозамер техники чтения . Очень важно систематически замерять технику чтения. Это нацеливает детей на результат, помогает им видеть, насколько подросла скорость чтения.

Слайд 10

« Чтение с остановками ». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Отработка смысловой стороны чтения

Слайд 11

Приём «Составление краткой записи задачи». Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе

Слайд 12

Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего

Слайд 13

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данный прием помогает при пересказе текстов, в том числе при подготовке к пересказу большого по объёму произведения

Слайд 14

Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы. Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы.

Слайд 15

Приём «Ключевые слова». Смысл данного приема заключается в том, что необходимо из текста выписать слова. Другой вариант – придумать слова, а затем по ним можно просить составить рассказ или определения некоторого понятия.

Слайд 16

Приём «Вопросы к тексту учебника». Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Слайд 17

На внеурочной деятельности

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе »

Крошухина В.Н. учитель начальных классов МОУ Воскресенская ООШ

 Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе.  Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной  школы, решающей задачи реализации требований   ФГОС. Мы все знаем,  что в ФГОС  есть   программа «Чтение: работа с текстом» обязательная для урочной  и внеурочной деятельности младших школьников по любому предмету.В этой программе выделяются следующие разделы:

СЛАЙД  2        Раздел 1. «Получение, поиск и фиксация информации»

СЛАЙД  3        Раздел 2. «Понимание и преобразование информации»

СЛАЙД  4       Раздел 3. «Применение и представление информации»

СЛАЙД  5        Раздел 4. «Оценка достоверности получаемой информации»

Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика.

В результате изучения всех учебных предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

 Данные, полученные в рамках международных исследований оценки читательской грамотности, показывают, насколько актуальна сегодня эта проблема.  

    И действительно, сейчас в современном мире, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, ни для кого, ни секрет, что  дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осмысленному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

         И зачастую в своей работе мы сталкиваемся с такими проблемами: ребёнок имеет низкую технику чтения, не понимает смысл прочитанного, не может кратко передать содержание текста. СЛАЙД 6. В результате не успевает по всем предметам. Необходимо на протяжении всего обучения в начальной школе работать над  формированием у обучающихся полноценного навыка смыслового чтения, а именно чтением, пониманием, оценкой и интерпретацией текстов.

    Навык чтения имеет две стороны, техническую и смысловую. СЛАЙД 7. Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя  такие компоненты навыка чтения как, способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого. Две эти стороны неразрывно связаны между собой. Если западает техническая сторона, то соответствующим образом хромает и смысловая. Бывает, и наоборот, уделяем большее внимание технической стороне, хромает смысловая.  

     Для нашей школы это тоже является актуальной проблемой. По результатам ВПР наша школа попала в разряд школ с низким образовательным результатом. Учащиеся 5-6 классов показали низкий результат справляемости с работой. В результате анализа мы выявили, что именно задания связанные с извлечением  информации из текста и вызвали затруднения. Совместно с куратором ИРО был разработана дорожная карта по улучшению результатов. Главным направлением определено работа по формированию читательской грамотности на уроках и во внеурочной деятельности.

Что же значит «уметь читать»?

В практике международного мониторинга читательской грамотности принято различать три основных читательских умения:

  1. Найти и извлечь (сообщение или информацию).
  2. Интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать.
  3. Осмыслить и оценить (сообщение).

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.

СЛАЙД 8.   На слайде    представлены связи всех названных выше читательских умений.

http://reading.vercont.ru/images/modul/img1_1.jpg

УМЕНИЕ ПЕРВОЕ: НАЙТИ И ИЗВЛЕЧЬ (информацию из текста)

Здесь речь пойдет об извлечении из текста одного или нескольких фрагментов информации. В обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из текстов. Чтобы это сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится.

УМЕНИЕ ВТОРОЕ: ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ (сообщения текста)

Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать.

Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст.

УМЕНИЕ ТРЕТЬЕ: ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ (сообщение текста)

Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах.

В своей работе по формированию читательской грамотности  у младших школьников я использую определенные приемы и техники, с которыми  вы все знакомы и применяете их в своей практике . СЛАЙД 9

Отработка технической стороны чтения

1. «Жужжащее чтение»- Это чтение, когда все дети читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

2. «Ежеурочные пятиминутки»- чтение в начале урока по 5 минут

3. «Чтение вслух;

4. «Чтение про себя»

5. «Хоровое чтение»

6. Чтение «цепочкой»  

7.Систематический замер и самозамер техники чтения.

 Очень важно систематически замерять технику чтения. Это нацеливает детей на результат,  помогает им видеть, насколько подросла скорость чтения.

             Отработка смысловой стороны  чтения  

СЛАЙД 10            1. «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

СЛАЙД 11             2.    Приём «Составление краткой записи задачи». Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе

  1. Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
  2. Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данный прием помогает при пересказе текстов, в том числе при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
  3. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы. Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы.

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока всех учебных предметов. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.

  1. Приём «Ключевые слова». Смысл данного приема заключается в том, что необходимо из текста выписать слова. Другой вариант – придумать слова, а затем по ним можно просить составить рассказ или определения некоторого понятия.
  2. Приём «Вопросы к тексту учебника». Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

 

 Для моих учащихся  самым  трудным является  отработка смысловой стороны чтения. Поэтому больше времени я уделяю именно этой стороне.

Проанализировав задания ВПР 5-6 класса по истории и биологии, пришла к выводу что именно тексты исторического и биологического содержания вызывают наибольшие затруднения, поэтому почти к каждому уроку окружающего мира готовлю рабочие листы с заданиями разного  вида.  

 

Таким образом получается, что умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

   Читательская грамотность четвероклассников – способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществами (или) ценных для индивида.