Групповая работы школьников на уроке технологии

Попович Лариса Николаевна

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

На своих уроках стремлюсь воспитать ученика, умеющего учиться, спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А. Цукерман).

Цель групповой работы - активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

На уроках технологии активно применяю групповую работу, так как она позволяет отказаться от формального обучения школьников умениям и навыкам, и перейти к мотивированному выполнению заданий с целью получения личностно-значимого результата.

Учащиеся объединяются в группы (бригады, команды) преимущественно для выполнения практических заданий, а также для работы над проектами. Так, для выполнения кулинарных работ предлагаю девочкам разделиться на бригады по 5-6 человек (по желанию). Если ученики не могут самостоятельно решить вопрос разделения на бригады, то прихожу им на помощь, учитываю интеллектуальные возможности учеников, темп работы, лидерские качества и пр.

За каждой бригадой закрепляется необходимое оборудование и инвентарь (плита, мойка, посуда и пр.) При выполнении кулинарных работ обучающиеся должны быть в спецодежде (фартук и косынка). Каждый ученик в бригаде выполняет свои обязанности, т.е. играет определённую роль, например, повар, официант, посудомойщик и др. В то же время все обучающиеся должны соблюдать общие правила - это обязательное соблюдение правил техники безопасности, культуры труда, санитарных норм. Группа может интересоваться работой других групп - подходить и смотреть, с разрешения дегустировать блюда. Быть тактичными, доброжелательными, не критиковать, а предлагать другое решение, свой взгляд на возникшую проблему. Неуместны такие комментарии друг другу, как «А у нас лучше!», «Фу, невкусно!», «Выглядит неаппетитно…», это характеризует недостаток культуры обучающихся.

В ходе урока настраиваю обучающихся позитивно, координирую работу, показываю, подсказываю, внимательно слежу за работой каждой группы, своевременно разрешаю возникшие споры и недопонимания со стороны обучающихся.

Практическая работа по приготовлению блюда бригада выполняет в соответствии с технологической картой. Какое блюдо приготовить девочки решают в группе. Качество блюда оценивается всеми членами бригады по критериям самооценки, нередко группы производят дегустацию и взаимооценку приготовленных блюд в других бригадах. Затем группы убирают свои рабочие места и в конце урока подводятся итоги – производится самооценка и взаимооценка работы каждого члена бригады в соответствии с его ролью и бригады в целом.

Групповую работу применяю и на других  уроках, но в организации уроков кулинарии групповая работа незаменима. Группой и готовить быстрее и веселее, и ассортимент продуктов больше. Каждый чувствует ответственность за свою технологическую операцию, за чистоту, за соблюдение сроков годности продуктов – это очень важно. Сами же обучающиеся проверяют друг друга, это - взаимоконтроль. Они помогают друг другу, это – взаимовыручка. Критериальное оценивание – это самоконтроль, ответственность за принятие решения.

Здесь присутствует и соревновательный момент: какая бригада сегодня лучше сервировала стол? У какой бригады сегодня лучше получилось блюдо? Какая бригада сегодня красивее оформила блюдо? Какая бригада сегодня работала чище, аккуратнее?

При подведении итогов урока делаю акцент на положительных результатах именно сегодняшнего урока, вселяю в обучающимся уверенность в том, что если они будут старательны и внимательны, то у них все обязательно получится!

Итак, групповая форма организации работы имеет немало достоинств: повышается учебная и познавательная мотивация; снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе; ученики с разным уровнем знаний и подготовки проявляют творческое мышление.

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: