Транслирование опыта

Попович Лариса Николаевна

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности:

  • принимаю активное участие в заседаниях МО учителей технологии, эстктического цикла, физической культуры, ОБЖ в МБОУ "СШ №10" и ММО «Технология», делюсь опытом работы;
  • неоднократно проводила занятия по технологии изготовления швеных изделий с обучающимися 9-11 классов в рамках работы "Школы одарённых детей";
  • принимала участие в методическом сопровождении и консультационной помощи обучающимся – проводила занития сцелью подготовки обучающихся города к  РэВсОШ.
  • представляла опыт работы, проводила мастер-классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на ММО_Технология_15.11.2328.83 КБ
Файл Презентация к выступлению на ММО_Технология_15.11.232.82 МБ
PDF icon Приказ №1446/01_О проведении научной сессии «Школа одарённых детей»385.74 КБ
PDF icon № 63_Методическое сопровождение и консультационная помощь обучающимся – участникам РэВсОШ 131.13 КБ
Файл Мастер-класс_ЦОРы в преподавании технологии (на примере применения офисных программ и графического редактора)_МО178.68 КБ
PDF icon Выписка из протокола заседания МО учителей технологии_эстктического цикла_физической культуры_ОБЖ_2022310.65 КБ
Файл Обобщение опыта_Организация проектно - исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ООО_МО181.67 КБ
Файл Презентация_Организация проектно - исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ООО82.45 КБ
PDF icon Выписка из протокола заседания МО учителей технологии_эстктического цикла_физической культуры_ОБЖ_2021300.97 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на Муниципальном методическом объединении «Технология»

«Учебно-методическое обеспечение по предмету «Технология» в рамках обновленных ФГОС и ФООП»

Подготовила: Л. Н. Попович,

 учитель технологии,

 высшей квалификационной категории

 МБОУ «СШ №10»

Нижневартовск

15.11.2023

Добрый день, уважаемые коллеги.

Цель моего выступления – сделать обзор учебников, которые входят в ФП и линий УМК по предмету технологии, выяснить насколько содержание этих учебников соответствует измененной ФОП ООО (федеральной образовательной программе), а также сделать обзор ЦОР, которые могу помочь более эффективно организовать учебный процесс.

  Содержание нашего предмета претерпело большие обновления: вводятся новые модули, отражающие смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, а часы на традиционные модули сокращаются. Курс учебного предмета «Технология» построен по модульному принципу, предмет носит комплексный, общеобразовательный, универсальный характер, и все обучающиеся освоят единую программу, т.е. единое содержание курса для мальчиков и девочек, городских и сельских школ. В соответствии с этими учебник один -  для мальчиков и для девочек. При проведении занятий возможно деление класса на подгруппы.

Слайд 2. Итак, структура модульного курса технологии включает в себя:

Инвариантные модули:

Вариативные модули

  1. Производство и технологии.
  2. Технологии обработки

материалов и пищевых продуктов.

  1. Компьютерная графика, черчение.
  2. Робототехника.
  3. 3D-моделирование, прототипирование, макетирование.
  1. Автоматизированные системы.
  2. Животноводство.
  3. Растениеводство.

Данные модули можно рассматривать как элементы конструктора, из которого собирается содержание учебного предмета технологии.   Схема «сборки» представлена на сайте Института стратегии развития образования в конструкторе рабочих программ: https://edsoo.ru/constructor/. При этом модули, входящие в инвариантный блок, осваиваются в обязательном порядке.

Причём в 2022-2023 учебном году при переходе на         обновлённые ФГОС инвариантных модулей было всего два – это «Производство и технологии» и «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов». «Робототехника» не была выделена в отдельный модуль, а была интегрирована в модуль «Производство и технологии».

Все мы знаем, что для реализации образовательных программ по учебному предмету «Технология» могут быть использованы учебники федерального перечня, допущенные к использованию.

При этом выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательного учреждения в соответствии со статьей 18 части 4 и пункта 9, статье 28 части 3 Федерального закона.

Слайд 3. На сегодняшний день федеральный перечень, предлагает к использованию следующие учебники, входящие в линии УМК:

  1. Линия УМК Технология: Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. (5-9). «Просвещение».
  2. Линия УМК Технология: под редакцией Казакевич В.М. (5-9). «Просвещение».
  3. Линия УМК Технология: А. Т. Тищенко, Н. В. Синицы. Технология (5-9). «ВЕНТАНА-ГРАФ»;
  4. УМК «Технология» авторского коллектива под руками. С.А. Бешенкова (5-
  5. Линия УМК: Технология. Робототехника. Копосов Д.Г. (5-9).

Этот же перечень учебников предлагает нам конструктор РП. Например, я работаю по линии УМК Технология: Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л.

Слайд 4-5. Проанализировав содержание учебников и ФРП, пришла к выводу, как Вы, уважаемые коллеги, что на сегодняшний день нет учебников, которые максимально соответствует обновлённому содержанию предмета технологии. И эта проблема коснулась не только нашего предмета.

Но «программа первична, а учебник вторичен» – так было сказана в вебинаре на тему: “Конструктор рабочих программ. Практика и применение” на сайте Института стратегии развития образования.

Предметная линия учебников рассчитана с 5-го по 9 классы, переход с одного учебника на другой в этот период недопустим. Каким же образом можно компенсировать отсутствие или недостаток некоторых элементов содержания ФРП ООО по предмету Технология? Использовать отдельные темы из учебников других предметных линий, например, учебники, которые входят в УМК «Технология» авторского коллектива под рук. С.А. Бешенкова (5-9). https://lbz.ru/books/1353/?ysclid=lou75kzu5o256441042

Слайд 6. Курс технологии, реализуемый данным УМК, направлен на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что обеспечивается посредством включения следующих тематических модулей учебного предмета «Технология»:

модуль «Производство и технологии» (учебники для 5-6 и 7-9 классов);

модуль «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов» (учебники для 5-6 и 7-9 классов);

модуль «3D-моделирование, прототипирование и макетирование» (учебники для 7, 8 и 9 классов);

модуль «Компьютерная графика, черчение» (учебники для 8 и 9 классов).

УМК включает также методическое пособие, содержащее программы по всем модулям курса.

Слайд 7. Переход по ссылке учебника. Давайте рассмотрим содержание учебника «Технология 5–6 классы.  Как мы видим, содержание учебника частично соответствуют содержанию ФРП ООО и отсутствуют модуль «Компьютерная графика. Черчение».

Содержание этого учебника соответствуют планированию, которое разрабатывали в конструкторе РП в прошлом учебном году, до внесений изменений в ФРП ООО, но в этом учебном году в соответствии с этими изменениями ФРП изменилось и содержание предмета технологии.

И такие несоответствия мы можем найти и в учебниках для 7-х, 8-х, и 9 классах, по всем линиям УМК. Т.е. я возвращаюсь к тому, что на сегодняшний день нет учебников, которые максимально соответствует обновлённому содержанию предмета технологии в соответствии ФРП.

Но преимущества этой линейки в том, что в ней есть учебники по новым модулям, таким как «3D-моделирование, прототипирование и макетирование» (для 7, 8 и 9 классов) и «Компьютерная графика, черчение» (для 8-9 классов). Например, в учебнике «Компьютерная графика, черчение» такие разделы учебной программы как «Системы автоматизированного проектирования (САПР). Последовательность построения чертежа в САПР», 7кл. и «Технология построения трехмерных моделей и чертежей в САПР», 8кл.  – эти темы в учебнике представлены достаточно хорошо.

Слайд 8. Ещё одна линия УМК: Технология. Робототехника. Копосов Д.Г. (5-9), которая может помочь компенсировать отсутствие или недостаток некоторых элементов содержания ФРП ООО по предмету Технология.

https://shop.prosv.ru/katalog?FilterByArrtibuteId=6!124791#/orderby=5&sFilters=6!124791;6!124791

Эти учебные пособия предназначены для изучения модуля «Робототехника» (5–6, 7–8 и 9 классы). Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Посвящён организации деятельности на базе образовательного конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3, т.е. для   реализации модуля «Робототехника» кроме учебных пособий потребуются наборы конструкторов по робототехнике.

Слайд 9-10. В этом нам могут помочь ЦОР.

Современный учебный процесс, протекающий в условиях
информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни,
требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в
частности, с использованием цифровых образовательных ресурсов. Учитель технологии имеет возможность использовать в образовательном процессе возможности современных образовательных платформ и сервисов.  

Перечень электронных образовательных ресурсов

Название ресурса

Краткая характеристика

https://myschool.edu.ru/

ЦОС «Моя школа»

https://urok.apkpro.ru/

Библиотека Цифрового образовательного контента

«Российская электронная школа». https://resh.edu.ru/

Интерактивные уроки по всему курсу средней школы

https://hw.lecta.ru/student

Цифровые рабочие тетради для школьников

4-11 классов

https://rosuchebnik.ru 

Рабочие программы, тематическое планирование,
тесты, вебинары по технологи.

http://www.prosv.ru

https://lbz.ru/

Сайт БИНОМ

https://www.int-edu.ru/content/rossiyskiy-obshcheobrazovatelnyy-portal

Российский общеобразовательный портал

Учебное оборудование

Печатные/мультимедиа издания

Учебно-методическая копилка

http://uroki.ru/?ysclid=lovpvjda86629207961

Образовательный портал «Учеба»

Каталог учебного оборудования

Методическая копилка

Психология

Дополнительное образование

Дошкольное воспитание

https://content.edsoo.ru/case/

Интерактивные методические материалы для методической поддержки образовательных организаций

Инфоурок https://infourok.ru/

Образовательный интернет-проект в России, для учеников и для преподавателей.

Сайт наполнен тестами, полезными изданиями, видеоуроками, курсами, возможностью получения сертификата.

Электронные пособия издательств https://prosv.ru/ https://xn-— dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/

«Просвещение»     «Русское слово»

https://rosuchebnik.ru/

Рабочие программы, тематическое планирование, тесты, вебинары по технологии

https://megabook.ru/

Мультимедийный российский онлайн- ресурс Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

Электронно- библиотечная система https://znanium.com/

Предоставляет зарегистрированным пользователям круглосуточный доступ к электронным изданиям из любой точки мира посредством сети Интернет

https://uchi.ru/?ysclid=lovrgbsa4175099769

Онлайн-платформа для изучения общеобразовательных предметов в

интерактивной форме. Возможность изучения всей школьной программы, разработки        курсов по определенным предметам.

«ЯКласс»

https://www.yaklass.ru/

Сервис довольно прост в использовании: преподаватель задаёт студенту проверочную работу, студент заходит на сайт и выполняет задание педагога; если студент допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Преподаватель получает отчёт о том, как студенты справляются с заданиями.

Слайд 11-12. Так же на уроках технологии можно применять и другие формы ЦОР:

  1. Презентация как форма преподавания позволяет сделать процесс обучения более наглядным и привлекательным. Эта форма ЦОР является наиболее распространенной. Самостоятельное конструирование презентаций является одним из видов самостоятельной работы обучающихся.
  2. Работа в Word: разработка текстов документально-методических комплексов, контрольные работы, дидактический раздаточный материал.
  3. Работа с Google формами: создание тестов, совместный поиск и хранение информации;
  4. Работа с информационным ресурсом OnLine Test Pad - https://onlinetestpad.com/ru - конструктор тестов, опросов, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий.

Применение данных форм работы позволяет стимулировать и развивать познавательный интерес обучающихся, формировать у них навыки работы с информацией.

Различные компьютерные программы также помогают решать инженерно-технологические задачи, развивать пространственное мышление, логику. Так, при изучении темы «Интерьер дома», можно использовать программу SweetHome 3D (https://amssoft.ru/lp/dint-lp/sweet-home.php?from=yadir&adv=8&etext=&yclid=6741568795822856888)

При изучении модуля «Компьютерная графика, черчение» можно использовать программу Компас-3D.  Её использование на уроках технологии позволяет научиться правильно выполнять чертежи конструкций.

Автоматизация построения чертежа выкройки изделия позволяет не только качественно, в соответствии с размерами, построить выкройку швейного изделия, но и ускорить разработку новых моделей одежды. Программа Redcafe (http://redcafestore.com/) - это профессиональный софт для построения и моделирования выкроек одежды.

Программа уникальна своей простотой и возможностями (САПР одежды).

Согласитесь, использование таких программ, например, как Компас-3D, на сегодняшний день затруднительно. Специфика нашего предмета такова, что 75% времени наших уроков отводится на выполнение практических работ, то для организации этих практических работ должно быть надлежащее МТО. Возникает другой вопрос: «А кто обучил нас работе в программе Компас-3D»? Да, можно самостоятельно освоить эту программу, но, чтобы эффективно организовать учебный процесс, мы должны быть профессионалами, а не самоучками и уметь глубоко погружаться в тему, поэтому пас тоже должны обучить профессионалы.

Слайд 13. Итак, на сегодняшний день вопрос реализации РП по технологии в соответствии обновлёнными ФГОС и измененной ФРП ООО остаётся открытым, так как не разработан учебник, соответствующий обновлённому содержанию учебной программы по технологии; необходимо специальное МТО, для реализации модулей «Робототехника» - это наборы конструкторов по робототехнике; для реализации модулей «Компьютерная графика, черчение», а также «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» - это мобильный компьютерный класс и 3D принтер и др. А так же необходимо организовать обучение учителей технологи по новым модулям рабочей программы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно-методическое обеспечение по предмету «Технология» в рамках обновленных ФГОС и ФООП» Подготовила: Л. Н. Попович, учитель технологии, высшей квалификационной категории МБОУ «СШ №10 » Выступление на Муниципальном методическом объединении «Технология» Нижневартовск 15.11.2023

Слайд 2

Модули РП по технологии ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ Производство и технологии Автоматизированные системы Технологии обработки материалов и пищевых продуктов Животноводство Компьютерная графика. Черчение Растениеводство Робототехника 3D- моделирование, прототипирование , макетирование

Слайд 3

Линии УМК Линия УМК Технология: Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. (5-9). «Просвещение ». Линия УМК Технология: под редакцией Казакевич В.М. (5-9). «Просвещение ». Линия УМК Технология: А. Т. Тищенко, Н. В. Синицы . Технология (5-9). «ВЕНТАНА-ГРАФ »; УМК «Технология» авторского коллектива под рук. С.А. Бешенкова (5-9) Линия УМК: Технология. Робототехника. Копосов Д.Г. (5-9)

Слайд 4

Соответствие содержание учебника модулям ФРП ООО по предмету ( на примере учебника «Технология : Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. за 6 класс) ФРП ООО Содержание учебника Комментарий Производство и технологии ГЛАВА 2. Современные и перспективные технологии ГЛАВА 3. Техника и техническое творчество Отсутствуют отдельные элементы содержания или не соответствуют содержанию ФРП ООО: « Графический редактор»; «Роботы: конструирование и управление. Датчики. Назначение и функции различных датчиков». … Технологии обработки материалов и пищевых продуктов ГЛАВА 4. Технологии получения и преобразования древесины и искусственных древесных материалов. ГЛАВА 5. Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов. ГЛАВА 6. Технологии получения и преобразования текстильных материалов. ГЛАВА 7. Технологии обработки пищевых продуктов. Компьютерная графика. Черчение ГЛАВА 1. Основы проектной и графической грамоты. Робототехника ГЛАВА 10. Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники

Слайд 5

Соответствие содержание учебника модулям ФРП ООО по предмету Технология (на примере учебника «Технология: под редакцией Казакевич В.М. за 5 класс ) ФРП ООО Содержание учебника Комментарий Производство и технологии Отсутствуют отдельные элементы содержания или не соответствуют содержанию ФРП ООО: -Компьютерная графика. Черчение. -Робототехника Технологии обработки материалов и пищевых продуктов Компьютерная графика. Черчение _ Робототехника _

Слайд 6

УМК «Технология» авторского коллектива под рук. С.А. Бешенкова 5-9 классы модуль «Производство и технологии» (учебники для 5-6 и 7-9 классов); модуль «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов» (учебники для 5-6 и 7-9 классов); модуль «3D-моделирование, прототипирование и макетирование» (учебники для 7, 8 и 9 классов); модуль «Компьютерная графика, черчение» (учебники для 8 и 9 классов). УМК включает также методическое пособие, содержащее программы по всем модулям курса .

Слайд 7

УМК «Технология» авторского коллектива под рук. С.А. Бешенкова 5-9 классы https://lbz.ru/books/1353/?ysclid=lou75kzu5o256441042

Слайд 8

Линия УМК: Технология. Робототехника. Копосов Д.Г. (5-9 ) https://shop.prosv.ru/katalog?FilterByArrtibuteId=6!124791#/orderby=5&sFilters=6!124791;6!124791

Слайд 9

Перечень ЦОР Название ресурса Краткая характеристика https://myschool.edu.ru/ ЦОС «Моя школа» https://urok.apkpro.ru / Библиотека Цифрового образовательного контента « РЭШ ». https :// resh . edu . ru / Интерактивные уроки по всему курсу средней школы https://hw.lecta.ru/student Цифровые рабочие тетради для школьников 4-11 классов https://rosuchebnik.ru Рабочие программы, тематическое планирование, тесты, вебинары по технологи. http:// www.prosv.ru https://lbz.ru / Сайт БИНОМ https:// www.int-edu.ru/content/rossiyskiy-obshcheobrazovatelnyy-portal Российский общеобразовательный портал Учебное оборудование . Печатные/мультимедиа издания Учебно-методическая копилка и пр. http://uroki.ru/? ysclid=lovpvjda86629207961 Образовательный портал «Учеба» Каталог учебного оборудования. Методическая копилка Психология. Дополнительное образование. Дошкольное воспитание и пр.

Слайд 10

Перечень ЦОР https :// content . edsoo . ru / case / Интерактивные методические материалы для методической поддержки образовательных организаций Инфоурок https://infourok.ru/ Образовательный интернет-проект в России, для учеников и для преподавателей. Сайт наполнен тестами, полезными изданиями, видеоуроками , курсами, возможностью получения сертификата. https :// prosv . ru / https :// xn -— dtbhthpdbkkaet . xn -- p 1 ai / Электронные пособия издательств « Просвещение» «Русское слово» https://rosuchebnik.ru/ Рабочие программы, тематическое планирование, тесты, вебинары по технологии https://megabook.ru/ Мультимедийный российский онлайн-ресурс Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия Электронно- библиотечная система https :// znanium . com / Предоставляет зарегистрированным пользователям круглосуточный доступ к электронным изданиям из любой точки мира посредством сети Интернет https://uchi.ru/?ysclid=lovrgbsa4175099769 Онлайн-платформа для изучения общеобразовательных предметов в интерактивной форме. Возможность изучения всей школьной программы, разработки курсов по определенным предметам.

Слайд 11

Другие формы ЦОР Презентация наиболее распространённая форма ЦОР Самостоятельное конструирование презентаций является одним из видов самостоятельной работы обучающихся. Работа в Word : разработка текстов документально-методических комплексов, контрольные работы, дидактический раздаточный материал. Работа с Google формами : создание тестов, совместный поиск и хранение информации Работа с информационным ресурсом OnLine Test Pad - https:// onlinetestpad.com/ru

Слайд 12

Компьютерные программы Т емы «Интерьер дома» - Sweet Home 3D «Компьютерная графика, черчение» - программа Компас-3 D Программа Redcafe - это профессиональный софт для построения и моделирования выкроек одежды. Программа уникальна своей простотой и возможностями (САПР одежды).

Слайд 13

Проблемы??? учебник , соответствующий обновлённому содержанию учебной программы по технологии. МТО , для реализации модулей «Робототехника» « Компьютерная графика, черчение», «3D-моделирование, прототипирование , макетирование ». обучение учителей технологи по новым модулям ФРП ООО по технологии.

Слайд 14

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №10"

Мастер – класс:

«Цифровые образовательные ресурсы в преподавании

 технологии

(на примере применения офисных программ и

графического редактора Paint)»

Подготовила: Л. Н. Попович,

учитель технологии,

высшей квалификационной категории

МБОУ «СШ №10»

Нижневартовск

2022

Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию.

Для инновационной экономики одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность осваивать новые и разрабатывать не существующие еще сегодня технологии.

Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим формирование познавательной мотивации. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает заинтересованность обучающихся предметом, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работы. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) нового поколения.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют уйти от пассивного усвоения материала, так как обучающиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию активно. Информационно-коммуникационные технологии позволяют учителю использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, карты, видео- экскурсии, видеофрагменты, аудиофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проецируя их на большой экран.

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием цифровых образовательных ресурсов, под которыми понимается специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенных для использования в образовательном процессе. ЦОР безусловно являются проверенным и отличным ресурсом для всех участников образовательного процесса. Создание собственной базы ЦОР существенно упрощает учебный процесс для учителя и обучающегося, кроме того, делает его более ярким и насыщенным.

На уроках технологии применяю следующих видов ИКТ:

  • работа в Word - разработка текстов документально-методических комплексов: карточки-задания, схемы, инструкционные карты, рецепты приготовления блюд, карточки контроля, кроссворды, карточки с дидактическими играми, тесты и др.; Мои ученики оформляют пояснительную записку к творческому проекту в текстовом редакторе Word, готовят сообщения и выполняют различные творческие задания.
  • работа в Excel - разработка тематического планирования, составления отчётов, которые требуют проведение расчётов, разработка дидактического материала. В рамках проектной деятельности учащиеся используют электронные таблицы для создания и форматирования табличных данных, проведения расчётов, построения и оформления диаграмм, графиков.
  • работа с информационным ресурсом OnLine Test Pad - https://onlinetestpad.com/ru _ - конструктор тестов, опросов, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий.

Применение данных форм работы позволяет стимулировать и развивать познавательный интерес обучающихся, формировать у них навыки работы с информацией.

Различные компьютерные программы также помогают решать инженерно-технологические задачи, развивать пространственное мышление, логику. Так, при изучении темы «Интерьер дома», использую программу SweetHome 3D.

Интересна работа в программе Компас-3D. Она используется при построении чертежей конструкций изделий. Программу «Компас» можно использовать при изучении тем по черчению, «Графика», а также при построении чертежей для изготовления деталей из древесины, металла. Её использование на уроках технологии позволяет научиться правильно выполнять чертежи конструкций.

Автоматизация построения чертежа выкройки изделия позволяет не только качественно, в соответствии с размерами, построить выкройку швейного изделия, но и ускорить разработку новых моделей одежды. Программа Redcafe - это профессиональный софт для построения и моделирования выкроек одежды, но для активации данной программы нужно заплатить150 рублей с возможностью использования сроком на один месяц. Программа уникальна своей простотой и возможностями (САПР одежды).

Презентация как форма преподавания позволяет сделать процесс обучения более наглядным и привлекательным. Эта форма ЦОР является наиболее распространенной. Также самостоятельное конструирование презентаций является одним из видов самостоятельной работы обучающихся.

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием цифровых образовательных ресурсов. Ниже представлен перечень современных образовательных платформ и сервисов, которые можно использовать в образовательном процессе.  

Перечень цифровых образовательных ресурсов

Название ресурса

Краткая характеристика

https://myschool.edu.ru/

ЦОС «Моя школа»

https://urok.apkpro.ru/

Библиотека Цифрового образовательного контента

«Российская электронная школа». https://resh.edu.ru/

Интерактивные уроки по всему курсу средней школы

https://hw.lecta.ru/student

Цифровые рабочие тетради для школьников

4-11 классов

https://rosuchebnik.ru 

Рабочие программы, тематическое планирование,
тесты, вебинары по технологи.

http://www.prosv.ru

https://lbz.ru/

Сайт БИНОМ

https://www.int-edu.ru/content/rossiyskiy-obshcheobrazovatelnyy-portal

Российский общеобразовательный портал

Учебное оборудование

Печатные/мультимедиа издания

Учебно-методическая копилка

http://uroki.ru/?ysclid=lovpvjda86629207961

Образовательный портал «Учеба»

Каталог учебного оборудования

Методическая копилка

Психология

Дополнительное образование

Дошкольное воспитание

https://content.edsoo.ru/case/

Интерактивные методические материалы для методической поддержки образовательных организаций

Инфоурок https://infourok.ru/

Образовательный интернет-проект в России, для учеников и для преподавателей.

Сайт наполнен тестами, полезными изданиями, видеоуроками, курсами, возможностью получения сертификата.

Электронные пособия издательств https://prosv.ru/ https://xn-— dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/

«Просвещение»     «Русское слово»

https://rosuchebnik.ru/

Рабочие программы, тематическое планирование, тесты, вебинары по технологии

https://megabook.ru/

Мультимедийный российский онлайн- ресурс Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

Электронно- библиотечная система https://znanium.com/

Предоставляет зарегистрированным пользователям круглосуточный доступ к электронным изданиям из любой точки мира посредством сети Интернет

https://uchi.ru/?ysclid=lovrgbsa4175099769

Онлайн-платформа для изучения общеобразовательных предметов в

интерактивной форме. Возможность изучения всей школьной программы, разработки        курсов по определенным предметам.

«ЯКласс»

https://www.yaklass.ru/

Сервис довольно прост в использовании: преподаватель задаёт студенту проверочную работу, студент заходит на сайт и выполняет задание педагога; если студент допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Преподаватель получает отчёт о том, как студенты справляются с заданиями.

Современное обучение сегодня трудно представить без технологии мультимедиа. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика - использование ИКТ способствует повышению качества знаний обучающихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей.

        

Практическая работа:

«Создание схем для вышивки крестом в электронной таблице Excel»

  1. Включить компьютер.
  2. Откройте приложение Excel. Пуск – Программы - Microsoft Office  - Microsoft Excel.
  3. Создать сетку на рабочем листе для выполнения схем, выделив столбцы от А до BV и

задав их размер.

  1. В меню Формат выделить: строка — высота строки 6,75; столбец — ширина столбца

0,75.

  1. В меню границы выделить – все границы. Сетку сохранить в меню Файл.
  2. Создать рисунок с помощью цвета заливки каждой выделенной ячейки (клетки) по схеме.

Ускорить работу можно следующим образом:

  1. выпавшее окно палитры с цветом заливки оставить на поле.
  2. Для этого удерживая курсор на верхней полосе окна палитры, передвиньте ее в нужное место на экране;
  3. выделить все клетки одного цвета, удерживая кнопку Ctrl, и залить их нужным цветом.

Создать орнаменты.

  1. Нужно выполнить один раппорт,
  2. скопировать его и вставить несколько раз.

Получится нужная полоса. При раскрашивании можно получить несколько

вариантов цветовых сочетаний одного и того же орнамента или изменять цвет

его элементов. Таким же способом можно создавать и более сложные рисунки.

Практическая работа:

«Создание схем для изготовления изделий в технике лоскутного шитья»

  1. Сначала сформируйте один раппорт. Для этого в меню Палитра установите черный верхний и белый нижний рабочие цвета:

Инструментом Прямоугольник нарисуйте квадрат.

Инструментом Линия проведите диагональ.

Инструментом Ластик сотрите верхний треугольник.

Инструментом Эллипс впишите в нижний треугольник круг.

Залейте различными красками с помощью инструмента Заливка фрагменты раппорта,

ограниченные замкнутым контуром.

  1. Из созданного раппорта составьте различные орнаментные композиции, используя буфер обмена.

Для этого:

Выделите раппорт инструментом Выделение.

В графическом меню установите Прозрачный фон.

В меню Правка выберите Копировать. Раппорт попадает в буфер обмена.

В меню Правка выберите Вставить.

Изображение раппорта появляется в верхнем левом углу рабочего поля.

В меню Рисунок выберите Отразить/повернуть.

В открывшемся окне установите переключатель перед строкой Отразить слева направо.

Щелкните на кнопке ОК. 

Приставьте повернутую копию раппорта к вертикальной стороне исходного раппорта.

Выделите изображение, состоящее из двух раппортов, инструментом Выделение.

Поместите его в буфер обмена. (Правка – Копировать).

Вставьте копию в документ. (Правка – Вставить).

В меню Рисунок выберите Отразить/повернуть.

В открывшемся окне установите переключатель перед строкой Отразить сверху вниз.

Щелкните по кнопке ОК. Получим вид В.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №10"

«Организация проектно - исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ООО»

культуры_ОБЖ_2022.pdзаседания МО учителей _ОБЖ_2022

Подготовила: Л. Н. Попович,

учитель технологии

высшей квалификационной

категории

Нижневартовск

2021

В условиях реализации ФГОС метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся.

В рамках основной образовательной программой основного общего образования в ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся должны приобрести опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

На сегодняшний день ФГОС нас обязывает активизировать работу по включению учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность и показать результат, так как эта деятельность является основой для развития универсальных учебных действий в основной школе.

СЛАЙД 2 (определения). Напомню, что учебный проект - это итоговая самостоятельная работа учащихся интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности, выполненная под руководством учителя.

СЛАЙД 3. Существует множество подходов к классификации проектов. Приведу несколько наиболее популярных из них. Е.С. Полат предлагает систему основных критерий, по которым различают типы проектов по доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательские по структуре напоминает научное исследование.,
  •  творческие может быть представлен в виде сценария праздника, спектакля, стенгазеты,
  • , ролево-игровые организуется посредством ролевой игры,
  • информационные представляют собой сбор информации, статью, реферат, репортаж, доклад;
  1. практико-ориентированные (прикладные) – результат этого проекта может быть различным от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

По признаку предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одного предмета), межпредметные проекты.

  • По характеру контактов: внутренние или региональные, международные.
  • По количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые.
  • По продолжительности проекта: краткосрочные (1-5уроков), средней продолжительности (1-2 месяца), долгосрочные (до 1года).
  • По результатам: доклад, альбом, сборник, каталог, альманах; макет, схема, план-карта; видеофильм; выставка; и др.

Каким будет проект – это решение учителя и его ученика.

В образовательной области технологии проектирование занимает приоритетное место, именно на нашем предмете метод проектов был апробирован одним из первых. В условиях реализации ФГОС метод проектов является основополагающим в изучении предмета технологии. В течение учебного года все ученицы выполняю четыре мини-проекта по результатам изучения определенного раздела учебной программы, а в  конце учебного года комплексный проект. Все девочки выполняют в основном прикладные проекты, а вот исследовательские мы готовим к различным конкурсам в рамках внеурочной или кружковой деятельности.

Остановлюсь более подробно на структуре практико-ориентированных или прикладных и исследовательских проектах, так как эти проекты имеют различную структуру. 

СЛАЙД 4. Прикладные проекты реализуются в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария. Результат проекта - получение конкретного продукта проектной деятельности.

Исследовательский проект – это проведение научного исследования с заранее неизвестным решением, постановкой проблемы, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы. Достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования.

СЛАЙД 5. Прикладной проект осуществляется поэтапно. Поиск проблемы и формирование мотивации деятельности осуществляется на первом этапе - поисковом (подготовительный). На этом этапе учащиеся выдвигают и обдумывают идею, выбирают тему проекта, обосновывают свой выбор, и актуальность проекта. Проводят исследования по выявлению своих потребностей, потребностей и интересов семьи. Тем самым определяют, для кого изделие будет разработано и изготовлено и почему оно этому человеку необходимо. Работают с информационными источниками, анализируют полученную информацию.

Разрабатывают первоначальные идеи и осуществляют выбор лучшей идеи по предварительно разработанным критериям.

На втором этапе технологическом, разрабатывают конструкцию изделия, изучают технологии изготовления задуманного объекта труда. Приступают к выполнению практической части.

На заключительном этапе проводят испытание изделия и самооценку проделанной работы. Проводится экспертная оценка проекта (подруга, мама, учитель).

СЛАЙД 6. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку цели и задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

В любой исследовательской работе, как правило, выделяют следующие разделы: план исследования и научная статья. План исследований содержит проблему или вопрос, подлежащий исследованию, гипотезу, подробное описание методов исследования, библиографию. Научная статья – это описание работы, в которой выделяют введение, основную часть (теоретическую и практическую) и заключение.

Во введении необходимо дать оценку современного состояния решаемой проблемы, обосновать актуальность проблемы исследования, то есть объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования, выдвинуть гипотезу. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи. Определяются методы исследования

СЛАЙД 7. Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. Проблема - противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Объект исследования - это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет - часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено.

Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением - это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Затем цель детализируется в задачах.

Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать», «уточнить», «выявить»

Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например, видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п.

При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество - три-пять.

Гипотеза содержит предположение о связи определенной деятельности с ее результатом.      Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

  • быть проверяемой;
  • содержать предположение;
  • быть логически непротиворечивой;
  • соответствовать фактам.

  При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:

  • «если..., то...»;
  • «так..., как ...»;
  • «при условии, что...»,

Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование, тестирование, анкетирование, интервью.

СЛАЙД 8. Основная часть исследования состоит из глав (разделов - в соответствии с задачами), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

СЛАЙД 9. В заключение исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. СЛАЙД 10. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы - с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ…, выявлено…, определено…, установлено…».

Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано… (обосновано…, разработано…)».

Список литературы должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке). Список интернет ресурсов.

СЛАЙД 11. Типичные ошибки в работах

  1. Цель работы сформулирована, неточно. Цели и задачи не соответствуют теме и полученным выводам. Не определена актуальность.
  2. Задачи не конкретизируют цель, а не представляют план действий.
  3. Не каждое исследование требует гипотезы. Если же гипотеза определена, то должен быть определён способ ее подтвердить (эксперимент).
  4. Не определена проблема.
  5. Отсутствие выводов в заключении, или их несоответствие поставленным задачам. Желательно иметь выводы к каждой главе.
  6. Не определены методы исследования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация проектно - исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС Подготовила: Л. Н. Попович, учитель технологии высшей квалификационной категории

Слайд 2

Определения Проектирование (от лат. « projectus » — брошенный вперед) - это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта (состояния) и обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей. Метод проектов в педагогике – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и педагогом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта.

Слайд 3

Классификация по Е.С . Полат По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательские , творческие , ролево -игровые, информационные, практико-ориентированные (прикладные ). По признаку предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одного предмета), межпредметные проекты. По характеру контактов: внутренние или региональные, международные. По количеству участников проекта: индивидуальные , парные, групповые. По продолжительности проекта: краткосрочные (1-5уроков), средней продолжительности (1-2 месяца) , долгосрочные (до 1года). По результатам: доклад , альбом, сборник, каталог, альманах; макет, схема, план-карта; видеофильм; выставка; и др.

Слайд 4

Соотношение проектирования Прикладной п роект: Исследовательский проект : Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности Решение учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением

Слайд 5

Структура прикладного проекта

Слайд 6

Структура исследовательского проекта

Слайд 7

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. Объект исследования - это процесс, явление и т.п., которое исследуется , П редмет - часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Цель - формулируется кратко , одним предложением, это конечный ожидаемый результат , которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы ( «доказать», «обосновать», «разработать», «уточнить», «выявить», …) З адач и ( три-пять ) - «проанализировать», «описать», «определить», «установить» ... первая задача I - связана с выявлением, уточнением, углублением природы, структуры изучаемого объекта ; II - с анализом реального, современного состояния предмета исследования; III - со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки; IV - с практическими аспектами работы. Гипотеза содержит предположение о связи определенной деятельности с ее результатом («если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...») М етоды - анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование , тестирование, анкетирование, интервью и др .

Слайд 8

Основная часть (содержательная) не более 10 страниц Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Слайд 9

Заключение (выводы) Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы (связаны напрямую с задачами работы).

Слайд 10

Логическая взаимосвязь цели, задач, результатов и вывода

Слайд 11

Типичные ошибки в исследовательских работах Цель работы сформулирована, неточно . Цели и задачи не соответствуют теме и полученным выводам. Не определена актуальность . Задачи не конкретизируют цель, а не представляют план действий. Не каждое исследование требует гипотезы . Если же гипотеза определена, то должен быть определён способ ее подтвердить. Не определена проблема . Отсутствие выводов в заключении, или их несоответствие поставленным задачам. Желательно иметь выводы к каждой главе . Не определены методы исследования .


Предварительный просмотр: