Проектная и исследовательская работа учащихся

Соловьева Марина Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное образовательное  учреждение

«Средняя   общеобразовательная школа №2 с. Александровское»

Исследовательская работа

"Исчезнувшее ремесло"

                                                                           Выполнили: ученики 5 класса                             Гафнер Лилия                                                                                                                                                                                                                                               Брюховских Александр

                                                                                                                                                                           

Преподаватели:

                                                                               учитель истории Гафнер Е.И.

                                                                 учитель литературы Соловьёва М.И.

                                       

с.Александровское 2013г.

                                                                                                                                         

Цель исследовательской работы: познакомиться с историей лисопромысла Александровского района.

Педагогические задачи:

обучающая – обучение школьников методу проектов как способу учебной деятельности;

развивающая – развитие интеллектуальных умений:                                   обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развитие учебно-познавательных умений: аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, создавать собственные проекты;

воспитательная – воспитание у обучающихся умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу.

Исследовательская группа: (учащиеся среднего звена).

Задание: исследовать краеведческий материал с целью сбора информации для создания презентации «Исчезнувшее ремесло»; создать альманах для Александровского районного музея.

1этапом работы  было интервью с бывшим работником Лукашкинской лисофермы Гриценко Е.М.

2 этапом работы  стали посещение музея и беседа с Велиткевич В.С.

3 этапом работы стал сбор информации в научно-популярной литературе о лисофермах, интервью с ветеринарным врачом Комаровой Е.А.

«Исчезнувшее ремесло» - это первая исследовательская работа, из  программы «Золотые страницы прошлого Александровского района», которую мы планируем реализовать. В данный момент она находится в стадии разработки. Пока трудно говорить о результатах, но надеемся, что всё получится.

Критериями эффективности исследовательской работы являются:

- Активизация познавательной деятельности учащихся.

- Развитие общеучебных умений и навыков учеников.

- Формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и  применять знания

                                       Паспорт  работы

1

Название работы

«Исчезнувшее ремесло»

2

Руководитель исследования

Гафнер Е.И. Соловьева М.И.

3

Консультанты

Работники Александровского краеведческого музея, бывшие работники лисофермы.

4

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа

Среднее звено: литература, русский язык, история, краеведение.

5

Возраст учащихся

Среднее звено 5 класс

6

Состав  группы

Гафнер Лилия 5 класс                                    Брюховских Александр 5 класс

7

Тип проекта

Исследовательская работа

8

Заказчик проекта

МАОУСОШ№2

9

Цель

Познакомиться с лисопромыслом Александровского района.

10

Задачи

  1. воспитание у детей интереса к истории родного края.
  2. развитие умения составлять план предстоящей работы;
  3. развитие умения работать в паре в должном темпе;
  4. развитие творческих способностей учащихся.

11

Методические задачи

  1. приобщение к полезной деятельности;
  2. развитие творческих способностей;
  3. формирование навыков по исследовательской деятельности;
  4. совершенствование умения работы со справочной литературой.

11

Актуальность

 Тот уголок земли, где ты увидел мир, где сделал первый шаг, всегда должен быть для тебя самым лучшим на свете.                         (Э.Межелайтис)

Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг. М.В. Ломоносов

12

Предполагаемые продукты работы

  1. Презентация «Исчезнувшее ремесло»;
  2. Создание альманаха для Александровского музея. 

13

Этапы работы

1.Введение в исследование.

2.Планирование деятельности.

3.Основная деятельность.

4.Создание презентации.

5. Создание альманаха.

6. Оценка результатов.

7. Заключение.

Посещение музея

За информацией о работе лисоферм в Александровском районе мы обратились в районный музей. Из разговора с Велиткевич Вероникой Сергеевной нам удалось узнать совсем немного. Вот выдержка из предоставленного документа: «В начале 30-х годов в Александровском районе была сеть системы Интегральной кооперации. В ней существовало 9 интегральных товариществ:  Прохоркинское, Пырчинское, Ново-Никольское, Верхне-Вартовское, Криволуцкое, Лукашкинское, Александровское, Медведевское, Нижне-Вартовское. Позже, в 40-х годах в Александровском районе функционировали рыбкооп и сельпо, которые в 1952-1953 гг были соединены в коопзверопромхоз. Он и занимался в 50-60 годы разведением черно-бурых лисиц.

        На Тополевской ферме была лисоферма с разведением черно-бурых лисиц, закрытая зимой 1974 года. Для лисиц ловили рыбу, также их кормили мясом, комбикормами. Лисоферма находилась в 4-х км от поселках».  

 (Из архивной справки от 26.06.2007 г  от главного специалиста Александровского архива Н.А.Зинер)

Интервью с ветеринарным врачом Комаровой Еленой

Расскажите нам, пожалуйста, о разведении лисиц в зверохозяйствах.

- Лисица — первый объект звероводства, которое ведется с конца прошлого столетия в Канаде, а потом и в других странах. Высокие цены на мех и племенной молодняк стимулировали развитие отрасли. С развитием норководства лисицы начали постепенно ими вытесняться повсеместно и сейчас лисоводство имеет незначительный удельный вес, хотя спрос на лисьи шкурки на международном рынке еще есть.

В основном разводят серебристо-черных лисиц. Средний размер самцов колеблется от 66 до 72 см, самок — 63 — 68 см. Средняя живая масса самцов 6 — 7 кг, самок — 5 — 6 кг. В настоящее время известны следующие цветовые формы лисиц: серебристо-черная, черно-бурая, беломордо-платиновая, беломордая серебристо-черная, снежная и другие формы с различными оттенками.

Есть ли особенности разведения красных лисиц и серебристо-черных?

- Нет, разница только в стоимости племенных особей, приобретаемых для разведения.

Как работают зверофермы?

-Зверофермы- это предприятия, на котором в специальных клетках выращивают различных зверьков. Для них готовятся корма, в которые входят все необходимые ингредиенты для роста и отличного опушения. Основным кормом для  лисиц являются рыбные отходы, субпродукты, обезжиренный творог, молоко, овощи. Помимо этого, на фермах осуществляется ветеринарный контроль и создается искусственный климат, поскольку пушные зверьки зависят от погодных условий.

В чем заключается особенности разведения лисиц?

- Особого ухода требуют лисята. Первые 20-25 дней щенки питаются только молоком матери. Через две недели у щенков открываются глаза и уши, прорезаются зубы. Если щенки не могут сосать, а мать не обращает на них внимания, их держат в деревянных ящиках, обогреваемых электрическими лампами. Необходимо, чтобы температура в ящике не превышала 20-25 °С. Более высокая температура губительна для щенят. Через каждые 4-5 часов щенят подкармливают. Кормушку ставят в домик. В первые дни для подкормки лучше использовать мягкий мясной фарш, разведенный молоком. Перевод щенков на подкормку — очень ответственный период. Для предупреждения желудочно-кишечных заболеваний у молодняка корм должен быть доброкачественным, биологически полноценным, мелкоизмельченным и хорошо перемешанным.

При разведении лисиц применяют индивидуальное клеймение, татуировку зверей. Татуируют молодняк в июне — августе (в возрасте двух-трех месяцев) — на внутреннюю, свободную от волос поверхность уха наносят номер.

Ухо прокалывают специальными щипцами с вставляемыми в них цифрами. В проколы втирают черную тушь. На правое ухо обычно наносят порядковый номер зверя, на левое — последние цифры года рождения.

В возрасте от трех до пяти месяцев у щенков молочные зубы заменяются постоянными. В первые месяцы жизни у щенков особенно активно растут конечности, поэтому все животные в возрасте от двух до четырех месяцев кажутся очень высоконогими и худоватыми. К 6-7 месяцам по телосложению молодняк близок к взрослым животным. Наиболее интенсивный рост отмечается у лисиц до двух месяцев (масса увеличивается в 20-27 раз), затем он замедляется, и к5-6 месяцам молодняк имеет размеры взрослых зверей.

Выращивая молодняк, внимательно следят за его развитием и ходом линьки волосяного покрова. Каждый месяц взвешивают контрольные группы зверей, что позволяет следить за их ростом. В возрасте около двух месяцев у лисиц, начиная с морды и лап, появляется остевой волос, к 4-5 месяцам он развивается на всем теле. Эти признаки служат основными показателями для предварительного отбора племенного молодняка в августе. Отбраковывают плохо развитых животных и с отклонениями от нормального хода линьки, черно-бурых — с плохой серебристостью.

Для получения шкурки высокого качества  в сентябре — октябре 1 -3 раза прочесывают, чтобы удалить свалявшийся линяющий волос

Какая клетка необходима для содержания лисиц?

- Помещение для лисицы следует делать прочным и постоянно следить за его исправностью. Лисы грызут деревянные конструкции, хорошо и быстро роют, и малейшее отверстие в сетке, слабая дверка моментально будут обнаружены, расширены — и зверь окажется на свободе.В каждой клетке должны быть кормушки, поилки, гнездовые ящики (домики) для отдыха зверей и выращивания потомства.

Можно ли приручить диких лисиц и заниматься их разведением?

- К сожалению, нет.  Дикие лисицы погибнут, если их поместить в условия зверофермы. Известен случай, когда из Лукашкинской лисофермы сбежали лисы. Они все погибли.

Как вы считаете, актуально ли сейчас разведение лисиц для экономики района?


http://tver.rfn.ru/i/b.gif

 - Многие зверохозяйства России начали осваивать новое для них направление – разведение лисиц. Например, Тверские звероводы не захотели отставать от требований моды, они завезли около ста племенных лисиц из Норвегии.  Ранее норвежских лисиц никогда не завозили в Россию. Это особая порода с серебристо-черным мехом – с самым ценным в мире. Скандинавы долгое время не хотели делиться достижениями своих селекционеров. Тверское хозяйство таким образом идет на эксперимент, которого в России еще не было. В нашем селе разводить лис будет крайне невыгодно. Нужно найти высокое,  хорошо проветриваемое место. Лисоферма должна быть огорожена крепким забором, чтобы избежать контактов лис и диких зверей. Необходим квалифицированный персонал по уходу за животными, дорогая вакцина, ну и наконец, корм. Раньше в селе был свой рыбозавод и совхоз, отходы которых (рыба и субпродукты) шли на корм животным.

Пушной промысел в России 

О значении пушного промысла в развитии Сибири XVII в. свидетельствует  сама символика ее герба из жалованной грамоты 1690 г.: два соболя, пронзенные двумя скрещивающимися стрелами и держащие в зубах "корону сибирского царства".

Российская пушнина имела продолжительную историю еще до того, как стала неотъемлемой частью мирового рынка меха. На Руси пушнине придавали особое значение. Древние русичи соболиные меха ценили дороже золота. Долгое время пушнина была главным валютным фондом России: на экспорт шел мех белки, соболя, лисицы, куницы, бобра, выхухоля, горностая. Центром меховой торговли до 18 столетия был Новгород, впоследствии им стала Москва. Пушнина использовалась вместо денег, ей платили подати, штрафы, плату за ученье, проезд, церковную службу, «жаловали» за службу в армии и заслуги перед Отечеством.

Разводить пушных зверьков в неволе в России стали только в 18 веке. Это делали прямо в избах, а также на островах на Дальнем Востоке и в Сибири. Так называемое «островное» звероводство появилось благодаря мореплавателю Андрияну Толстых. Именно он впервые привез на Алеутские острова голубых песцов.

Клеточное звероводство получило развитие в середине 19 столетия. Первые зверофермы были открыты в Санкт-Петербургской, Московской и Тобольской губерниях. На них разводили голубых песцов, серебристо-черных лисиц, норок и соболей. В промышленном масштабе пушным звероводством в России стали заниматься в первой половине 20 века. В то время это было сугубо государственным делом. Были созданы крупные фермы и небольшие зверофермы при колхозах, к работе были привлечены крупные ученые, институты стали готовить специалистов-звероводов.

В 1970 году тогда еще Советский Союз смог выйти на первое место по объему производства клеточной пушнины. Тогда звероводством занималось примерно 600 предприятий. За последние десятилетия Россия потеряла былые передовые позиции. Существенно уменьшилось поголовье выращиваемых зверей и самих звероферм. В данный момент российское звероводство постепенно встает с колен. Поголовье зверей с каждым сезоном увеличивается, при этом улучшаются и качественные характеристики клеточной пушнины. Помимо этого, Россия является единственным поставщиком соболиных шкурок на мировой рынок. Можно с полной уверенностью сказать, что, несмотря на некоторые проблемы, в отрасли уже наметились сдвиги. Некоторые зверохозяйства стали завозить поголовье из-за границы, чтобы повысить качество пушнины и приблизить ее к международному эталону. Иностранные делегации уже высоко оценили качество получаемых шкурок. Все что нужно российскому звероводству, так это заручиться государственной поддержкой и самим собственникам хозяйств более тщательно проводить сортировку, отслеживать качество товара и искать выгодные каналы сбыта. Все это позволит России вновь занять почетные места в мировой индустрии меха.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное образовательное  учреждение

«Средняя   общеобразовательная школа №2 с. Александровское»

Исследовательская работа

«Золотые страницы истории села»

                                                                           Выполнили: ученики 6 класса                             Гафнер Лилия                                                                                                                                                                                                                                               Брюховских Александр

                                                                                                                                                                           

Преподаватели:

                                                                               учитель истории Гафнер Е.И.

                                                                 учитель литературы Соловьева М.И.

                                       

с. Александровское 2014

Цель исследовательской работы: познакомиться с историей рыбокомбината Александровского района.

Педагогические задачи:

обучающая – обучение школьников методу исследовательской работы как способу учебной деятельности;

развивающая  –  развитие интеллектуальных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развитие учебно-познавательных умений: аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, создавать собственные исследовательские работы;

воспитательная – воспитание у обучающихся умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу.

Исследовательская группа: (учащиеся среднего звена).

Задание: исследовать краеведческий материал с целью сбора информации для создания презентации «Золотые страницы истории села» создать альманах для Александровского районного музея.

1этапом работы  было интервью с бывшими  работниками рыбзавода

2 этапом работы  стало посещение музея и беседа со Стариковой В.А.

3 этапом работы стал сбор информации в научно-популярной литературе об истории рыбзавода, архивные материалы.

«Золотые страницы истории села» - это вторая исследовательская работа, из  программы «Золотые страницы прошлого Александровского района», которую мы планируем реализовать. Первая исследовательская работа «Исчезнувшее ремесло», посвящённая  лисофермам района, была представлена в 2013г. на районной научно-практической конференции. Работа была отмечена дипломом 1 степени и призом зрительских симпатий.

Критериями эффективности исследовательской работы являются:

- Активизация познавательной деятельности учащихся.

- Развитие общеучебных умений и навыков учеников.

- Формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и  применять знания

Паспорт  работы

1

Название работы

«Золотые страницы истории села»

2

Руководитель исследования

Гафнер Е.И. Соловьева М.И.

3

Консультанты

Работники Александровского краеведческого музея, бывшие работники рыбзавода.

4

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа

Среднее звено: литература, русский язык, история, краеведение.

5

Возраст учащихся

Среднее звено 6 класс

6

Состав  группы

Гафнер Лилия 6 класс                                    Брюховских Александр 6 класс

7

Тип проекта

Исследовательская работа

8

Заказчик проекта

МАОУСОШ № 2

9

Цель

Познакомиться с историей   Александровского рыбозавода.

10

Задачи

  1. воспитание у детей интереса к истории родного края.
  2. развитие умения составлять план предстоящей работы;
  3. развитие умения работать в паре в должном темпе;
  4. развитие творческих способностей учащихся.

11

Методические задачи

  1. приобщение к полезной деятельности;
  2. развитие творческих способностей;
  3. формирование навыков по исследовательской деятельности;
  4. совершенствование умения работы со справочной литературой.

11

Актуальность

 Тот уголок земли, где ты увидел мир, где сделал первый шаг, всегда должен быть для тебя самым лучшим на свете.                         (Э.Межелайтис)

Современный человек должен знать  свою историю, историю своей страны, своего села.

12

Предполагаемые продукты работы

  1. Презентация «Золотые страницы истории села»;
  2. Создание альманаха для Александровского музея. 

13

Этапы работы

1.Введение в исследование.

2.Планирование деятельности.

3.Основная деятельность.

4.Создание презентации.

5. Создание альманаха.

6. Оценка результатов.

7. Заключение.

 Содержание:

  1. Введение.
  2. Основная часть
  • С чего всё начиналось
  • Интервью с бывшими работниками рыбокомбината

( Сийдам Н.М., Сурдой Т.П., Шерер Н.И., Гебелем А.В., Гриценко Е.М., Вернер Э.Ф., Вернер В.В.)

  • Историческая справка об Александровском рыбокомбинате
  •  Из истории рыбного промысла на Оби
  • Рыбокомбинату быть?!
  • Заключение.
  1. Список литературы.

Введение

Увидеть и познать свой край

 можно либо своими глазами,

либо с помощью книг…

М. Ломоносов

Идея создания программы «Золотые страницы истории Александровского района» зародилась случайно. В прошлом году мы представили свою исследовательскую работу «Исчезнувшее ремесло» о лисофермах района.                                     В процессе работы мы обратили внимание, что на гербе Александровского района изображен не только соболь, но и осетр. На гербе нашего села тоже изображены фигурки двух рыб  ценных пород.  

Мы живем на улице Чехова и Кирова, но местное население по привычке называет этот микрорайон «рыбзавод». Таким образом, мы  решили узнать обо всем, что имеет отношение к предприятию, которое когда-то было очень значимым в экономике села, а в настоящий момент, возможно, переживает второе рождение.

                              

С чего всё начиналось

          Александровский рыбокомбинат был образован в 1930 году на базе 38-39 небольших рыболовецких артелей, осуществлявших в районе промысел рыбы и сдававших ее «Интергралсоюзу». Так называлось общество, подобное потребительской кооперации, которое принимало рыбу зимой в мороженом виде, а летом в соленом и отправляло в г. Томск.

          В 1930 году начали строить рыбоприемные пункты с посольными лабазами временного характера, а также примитивные камеры для хранения мороженой рыбы со льдосолевой зарядкой в поселках Прохоркино, Новоникольск, Лукашкин Яр, Александровском и Кольогорске. Позднее, в 1923-33 годах были построены такие же  производственные базы в Назино, Верхне-Вартовске, Криволуцке. Еще позднее  были построены лабазы на летний сезон, так называемые  сезонные приемные рыбпункты, функционирующие от 3 до 6 месяцев в году в Верхне-Панино, Летне-Киевске,  Зимне-Киевске, Амбарах, Ларино, Кичанов, Стрежевом, Светлой-Протоке, Панинском и Пиковском Ёганах  (Ёган с хантейского - речка). К 1940 году таких приемных пунктов насчитывалось до 38 ед.

          

Таким образом, в 1940-41 г.г., к началу Великой Отечественной войны, в  Александровском  рыбозаводе было 8 основных рыбообрабатывающих пунктов с законченным процессом обработки рыбы, с отгрузкой готовой продукции потребителям и 38 временных (сезонных) приемных пунктов, в основном, летних, производящих посол принимаемой рыбы и отправлявших  для окончательной обработки на вышеупомянутые основные приемные пункты. Поэтому не случайно  в те годы 75-80 % всей вылавливаемой рыбы направлялось в посол и реализовалось в соленом виде.

          В 1938 году в Александровском рыбпункте был построен первый коптильный цех из 3-х коптильных камер, производительностью 8 центнеров готовой продукции за оборот (один оборот с учетом отмочки, вывяливания и копчения – трое суток). С этого времени рыбозавод начал выпускать, кроме мороженой и соленой рыбопродукции, копченую – в количестве 500-600 центнеров в год.

          В годы Великой Отечественной войны были построены коптильные цеха в Новоникольском, Верхневартовском  и Лукашинском  рыбпунктах. В этот период рыбозавод выпускал копченой продукции  до 1800 – 2000 центнеров.

          Однако посол рыбы сокращался медленно, т. к. было много отдаленных от магистрали мелких сезонных приемных пунктов, которые могли обрабатывать рыбу только путем посола, вывозка рыбы с этих пунктов осуществлялась  на гребных лодках и неводниках, моторного флота тогда не было.

У рыбаков не было моторных лодок и катеров, средствами передвижения были  лодки, обласки,  неводники,  управляемые вручную. В сороковых годах (точная дата, по архивным сведениям, отсутствует) были организованы Новоникольский рыбозавод, Новоникольская моторно-рыболовная станция, Александровская моторно-рыболовная станция, Александровский рыбоконсервный завод и моторно-рыболовная станции.

В 1946 году по приказу Томского госрыбтреста  произошло объединение Новоникольского и Александровского рыбозаводов. Александровский рыбокомбинат имел следующую структуру:

-руководство

-плановый отдел

-отдел добычи

-отдел обработки

-главный механик

-инженер по снабжению

-инженер по ТБ

-отдел кадров

-бухгалтерия

-заводской комитет

-лаборатория

-цеха (холодильный, консервный, коптильный, энергоцех, механический, транспортный, строительная группа.

В состав рыбокомбината входили рыболовецкие бригады:

-Назинская бригада гослова

-Новоникольская

-Ларинская

-Лукашкин Яровская.

 

8июня 1995 года Александровский рыбокомбинат объединения Томскрыбпром» преобразован в ОАО «Александровский рыбокомбинат», в его подчинении находился Новоникольский рыбпункт, Александровская и Ларинская бригады гослова. На рыбокомбинате имелся консервный цех с жестянобаночным отделением и складом готовой продукции, стройцех, энергоцех, ремонтно-механический, коптильный, сетевязальный, транспортный цеха и флот

Интервью с бывшими работниками

(Начальник коптильного цеха Сийдам Н.М.)

- Надежда Михайловна Сийдам была начальником коптильного цеха без малого 20 лет. Ушла с предприятия в момент его закрытия. К сожалению, говорила она не очень охотно. Рассказывая о последних месяцах работы своего цеха, в ее голосе слышалась печаль… Оживилась Надежда Михайловна только тогда, когда  мы попросили рассказать о коллективе и о работе цеха в восьмидесятые. Вот что мы узнали: «Работа в коптильном цехе была очень и очень тяжелой: тяжелые ящики с рыбой и  солью, сырость и специфический запах – это малая доля трудностей. Добавьте к этому постоянные сквозняки и практически всегда ненормированные рабочий день. Но у моих женщин всегда было хорошее настроение, около здания коптильного цеха всегда была чистота и порядок, а с весны до глубокой осени на клумбах цвели необыкновенной красоты цветы. Работа  была круглый год, но случалось, что количество рыбы, поступаемой к нам в цех, было столько, что мы просто не справляли с объемами, и тогда на помощь отправляли по приказу директора и работников лаборатории, и планового отдела, и бухгалтерию, т.к. рыба -товар портящийся. Летом к нам всегда приходили на практику ученики старших классов из восьмилетки. Они выполняли посильную работу – нанизывали рыбу на решетки. При коптильном цехе был свой ледник. Строился огромный короб, и в течение всей зимы заливалась вода, застывала, потом снова засыпался слой опилок, снова вода и опять опилки. Зато все лето у нас был лед, чтобы рыба не портилась.  Для копчения рыбы использовались осиновые дрова, именно они дают неповторимый аромат соленой рыбке. Рубить чурки и складывать дрова  в поленницы тоже помогали школьники (это было в весеннее время, во время апрельских субботников). Цех выпускал копченого язя, плотву, коптили ершей для их дальнейшей переработки в консервы, балык».

Помощник мастера Ново-Акасомского рыб/пункта

Гриценко Е.И.

- По рыбпунктам доводился план рыб добычи. Ход икры начинался со второй половины августа. Икру на стрежпеске пробивали через грохотку и в эмалированных вёдрах доставляли в цех, где её промывали чистой холодной водой, взвешивали и засаливали

(1 кг икры на 150 грамм специальной соли для засолки икры). 

 Затем икру выдерживали, откидывали на сито и раскладывали в банки по 1,5 килограмма. Банки составлялись в ящики по 10 штук, на каждой банке с помощью трафарета ставили день и время производства и клеили наклейку «Осетровая ЗЕРНИСТАЯ».

                                                                         

Историческая справка об Александровском рыбокомбинате

15 сентября 1930 года в селе Александровском на основе многочисленных рыболовецких артелей, осуществлявших в районе рыбный промысел и сдававших рыбу «ИНТЕГРАЛСОЮЗУ» ( подобие потребительской кооперации, которое принимаемую рыбу зимой отправляло гужевым транспортом в замороженном виде, а летом в соленом виде пароходами в Томск), была образована Александровская контора ЗАПСИБРЫБТРЕСТА.                                                                                            

С организацией рыбозавода стали строиться производственные базы – рыбоприемные пункты в селах района как временные (сезонные) так и основные рыбпункты.                                                                

В 1940-41 г. г. было 8 основных  рыбообрабатывающих пункта и 38 временных (сезонных).                                                          

В 1938 году построен первый коптильный цех из 3-х коптильных камер.

В 1943 году был построен на базе эвакуированного Керченского завода Александровский консервный завод.                                                                  

Так же в районе действовали  моторо-рыболовные станции Александровская и Новоникольская, Новоникольский рыбозавод.                                  

Объединение  Новоникольского рыбозавода с Александровского произошло 16 мая 1946 года по приказу № 88 ТГРТ.

Объединение Новникольской МРС с Александровской МРС 19 апреля 1947 года по приказу № 95 от 4 апреля.

Слияние Александровского  рыбозавода с Александровским консервным заводом произведено по приказу ТГРТ  4 апреля 1947 года № 95.

Александровская МРС  объединена с Александровским  рыбокомбинатом 10 мая 1956 года, приказ Томского рыбтреста № 40 от 5 мая 1956 года.

В 1995 году предприятие акционировалось и  было создано АООТ «Александровский рыбокомбинат» постановлением Администрации района за № 93 от 27 марта.

В 1996 году произошла реорганизация в ОАО «Александровский рыбокомбинат» постановление Главы района № 237 от 26 июня.

В 2003 году предприятие прекратило свою деятельность в связи с банкротством.

Главный специалист архива администрации района                                

 Н.А. Зинер (выдана 14.06.2007)         

Из истории рыбного промысла на Оби

Рыболовство и торговля рыбой в Сибири стали распространенным хозяйственным занятием  русского населения, имевшего богатые рыбные ресурсы сибирского края. В XVII — начале XVIII в. промыслом и торговлей рыбой активно занимались не только посадские, но и представители других категорий сибирского населения (служилые, промышленные и торговые люди, крестьяне).  Наиболее распространенной формой организации рыбного промысла в XVII — начале XVIII в. были рыболовецкие артели, участники которых на собственные средства приобретали рыболовные снасти и суда, своим трудом вели промысел рыбы, а улов делили между собой в зависимости от денежного и трудового вклада каждого члена артели.

Ведущее значение в рыбной промышленности  по количеству, и по качеству уловов всегда занимала  Тюменская область. В Ямало-Ненецком национальном округе промысел велся на Оби и ее притоках.

Основные орудия лова — ставные и плавные сети, невода закидные озерные и речные, ставные невода, тралы, рюжи, переметы, вентери, котцы и чердаки.

Неводной закидной лов — самый распространенный на водоемах области. Ведется он в зимний период и по открытой воде.

В пределах Томской области  преобладают в уловах представители мелкого и крупного частика — плотва, елец окунь» щука, язь, налим.

Северные окраины Сибири за последнее время начали обращать на себя внимание и правительства, и коммерсантов.

Водные богатства Оби заключаются в таких, например, редких рыбах, как муксун, сырок, стерлядь, нельма, осетр, щокур и др.  Лов рыбы в Оби, в зависимости от появления ее в Обской губе, производится в разное время. Самыми удобными местами для ловли рыбы признаются пески, песчаные отмели с гладким дном, покатым к фарватеру и сор (отлогое место на берегу реки с заходящей во время разлива водой).

Рыбопромышленное дело на севере Западной Сибири начинало развиваться медленно из-за малочисленного населения. Как и всякое предприятие, рыбный промысел имеет своих врагов. Это: а) ранний подъем рыбы из Обской губы,  в) высокий уровень воды в реке, с) бури, бывающие во время самого благоприятного лова рыбы. К числу самых выгодных рыбопромышленных рыб относят: муксуна, сырка, нельму и осетра. Рынками для сбыта обской рыбы были сибирские ярмарки и уральские заводы. Способы сохранения рыбы и обработки ее продуктов, практикуемые обскими рыбопромышленниками, сводятся к следующим простым приемам: вяление, вяленье с подкапчиванием, соление, замораживание, консервы местного приготовления.

Ловлей рыбы, главным образом, занимались остяки, русские рыбопромышленники, наезжая в определенное время, выменивали у туземцев рыбу на разный товар: муку, соль, табак, сахар, чай, свечи, а также разные безделушки (медные кольца, пояски и пр.), сукно и т.д.

Рыбокомбинату быть?!

Мы пролистали подшивку районной газеты «Северянка» и выяснили, что с момента закрытия Александровского рыбокомбината неоднократно вставал вопрос о его открытии, но все время возникают разного рода проблемы.

Например, 3 ноября 2005 года  в интервью Томского корреспондента газеты «Губернские новости» с Главой Александровского района Василием  Татарчуком прозвучало следующее:

Корреспондент:

- Скажите, какие выбраны основные направления развития народнохозяйственного комплекса района?

В.Татарчук:

— Огромное значение мы намерены придавать развитию исконных промыслов — рыбодобыче и переработке рыбы. Ведь все населенные пункты района стоят на берегу Оби. Во все времена люди там ловили рыбу, тем и жили. Рыба — это уникальное богатство района, данное нам природой. И его надо использовать с максимальной пользой для населения. Это мы определили основной точкой приложения усилий. Нас поддержали депутаты районной Думы и главы поселений. В районе была принята целевая специальная программа «Рыба», которая уже работает. Первым делом мы приступили к «реанимации» МУП «Алексрыба». Там было назначено новое руководство, подготовлена определенная правовая база, подобран коллектив. Были направлены денежные средства на погашение задолженности по зарплате около 1,5 млн. руб., в Пенсионный фонд около 1,7 млн. руб. Сегодня на предприятии уже трудится более 30 человек, которые получают зарплату. А ведь не далее, как год назад, на этом МУПе уже почти поставили крест. Сейчас предприятие работает с рыбаками сел района. Только новоникольцы сдали летом 70 тонн рыбы. Раньше она вся уходила «налево». Начали сдавать рыбу и частники. Всего на 1 ноября МУП получило более 110 тонн рыбы, из них более 30 тонн переработано. Восстановлены рынки сбыта, и продукция на складах не задерживается. Безусловно, немало рыбы ушло сторонним перекупщикам, но впредь МУП «Алексрыба» будет активно работать с рыбаками в селах по приемке максимального количества рыбы на свои холодильники.

Есть определенные планы и по рыбопереработке. Сегодня решается вопрос расширения ассортимента продукции. Здесь будет перерабатываться морская рыба, что позволит расширить ассортимент до 60 наименований и создать дополнительные рабочие места. Тем более с морской рыбой у нас уже работали и всё получалось. Есть ещё одно интересное направление в этом плане. Около 30 лет в нашем районе так называемые «икродавы» получают живую икру сырковых рыб, которую увозят из района для дальнейшей инкубации и получения молоди. Когда мы навели более детальные справки по теме, то увидели, что за этим стоят очень даже немалые миллионы. Естественно, стал вопрос: а почему мы не занимаемся этим? В результате тема была проработана, уже заключили соглашение с «Верхнеобьрыбводом» о совместной деятельности по рыбовоспроизводству. А это направление подпадает под федеральную программу, за которой в район могут прийти федеральные средства. МУП «Алексрыба» вполне реально может получить ощутимые прибыли. Над реализацией «рыбной» программы предстоит ещё очень много поработать. Тревожит то, что на территории района пока что ещё вольно «пасётся» немало сторонних браконьеров и перекупщиков сырья. Достаточно сказать, что в этом году на рыбодобычу на нашей акватории претендовали 46 структур и только 16 получили разрешения и квоты (юридические и физические лица). Остальные попросту браконьерничали.

Недавно состоялось заседание рыбопромыслового совета, члены которого высказали пожелание руководителям района вернуть водоёмы правоприемнику Александровского рыбокомбината — МУП «Алексрыба». Такое решение было принято. И все водоемы с 1 января 2007 г. будут переданы в распоряжение МУП «Алексрыба». Это позволит навести порядок на реке.

А 15 января 2013 года  Агентство новостей ТВ2 опубликовали статью: «Замгубернатора по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр накануне сообщил о планах по восстановлению двух рыбозаводов в Томской области. Как сообщают РИА Новости, планируется возобновить работу Парабельского и Александровского предприятий. Эти планы заявлены в целевой программе развития промышленного и товарного рыболовства, которую подготовил недавно созданный областной комитет рыбного хозяйства. Как сообщил агентству новостей ТВ2 глава Александровского района Александр Жданов, рыбоконсервный завод прекратил свою работу много лет тому назад. "После банкротства Александровского рыбокомбината, рыбоконсервный завод выкупил предприниматель из Нижневартовска. Он проработал  2006-2007 года, но не смог найти взаимопонимания с администрацией, в результате чего прикрыл завод. Предприятие стоит уже лет 6-7, но оборудование в нем не разворовано и не разбито. Сам завод сохранился в рабочем состоянии, ему требуется эстетический ремонт. Сейчас ведутся переговоры по запуску предприятия в работу. Кнорр сказал, что готов помочь и подставить плечо в решении этого вопроса", - заявил Александр Жданов. По словам главы района, на сегодняшний день главная задача - обсудить все нюансы с владельцем завода.

"Предприниматель просит для себя оборотные средства, типа кредита для начала работ. Сейчас мы ждем приезда замгубернатора Андрея Кнорра, чтобы на месте решить этот вопрос и разобраться со сроками", - добавил Жданов. Отметим, в случае запуска в работу рыбоконсервного завода, в Александровском районе появятся дополнительно минимум 40-50 рабочих мест. Ранее, при полной загрузке завода, на нем работали 90 человек. Также завод даст местным рыбакам гарантию реализации добытой рыбы, считает глава района. "Завод району нужен. Это историческое предприятие, от которого кормились не только работники этого завода, но и александровские рыбаки. У рыбаков был надежный покупатель, который скупал улов. Возобновление работы завода вновь даст рыбакам гарантию реализации добытой рыбы. Даст дополнительные рабочие места и будет работать на имидж района, поскольку консервы Александровского рыбокомбината всегда были востребованы", - добавил Александр Жданов.

Уже 12 февраля появилась статья Юлии Филоненко в  областной газете: «Областной комитет рыбного хозяйства планирует запустить замороженное на сегодняшний день производство Александровского рыбозавода за счет вложений инвесторов.

Как сообщает областная администрация, побывавший в Александровском районе вице-губернатор Андрей Кнорр принял такое решение после встречи с нынешних владельцем завода - предпринимателем из Нижневартовска. По мнению Кнорра, нижневартовская компания недостаточно учитывает интересы Томской области в вопросе возобновления производства. "Область готова подержать комплексный бизнес-план по реанимации здесь рыбоперерабатывающего производства, он должен включать консервацию, копчение, вяление рыбы, и, главное, использование продукции местных рыбодобытчиков", - заявил вице-губернатор.

Областные власти намерены включить будущее производство в целевую программу по развитию рыбного хозяйства. В ее рамках бюджет будет субсидировать вылов, переработку рыбы и производство консервов пропорционально объемам добычи и выпуска продукции.

Добавим, сегодня в Александровском районе зарегистрировано 19 рыбодобытчиков. Для них действует квота вылова рыбы - 400 тонн, однако они используют ее только на 62%. Рыбаки готовы выполнять квоту в полном объеме, если в Александровском районе появятся пункты приема рыбы и возможность приобрести необходимое холодильное оборудование для ее хранения.

Одним из главных событий этого года для Александровского района должно стать открытие местного рыбозавода. Уже в октябре – ноябре первые обские консервы, которыми раньше на всю страну славился этот таежный край, должны появиться в продаже.

– Компания «Санта-Мария», являющаяся собственником этого завода сегодня, обещает, что уже через 1-2 месяца первая обская рыбка пойдет под нож, – рассказывает глава Александровского района Александр Жданов. – На этот счет у нас была устная договоренность с владельцем комбината. Пока, правда, рыбопереработка там будет вестись не постоянно, а по мере поступления сырья. Все-таки на дворе осень, запасов больших нет, а объемы вылова снижаются из-за погоды. Кстати, нынешний улов у александровцев намного превзошел показатели прошлого (засушливого и мелководного) года. Самым непосредственным образом на это повлияла погода (тут схема простая: больше осадков – более полноводна река –  больше рыбы). Особую роль сыграли и факторы со стороны: на протяжении трех последних лет из бюджета района на развитие рыбопромысла стабильно выделяется по 1 млн рублей в год. Средства идут на приобретение необходимого для ловли рыбы оборудования: сетей, снастей, ГСМ и другую помощь местным промышленникам.

– У нас в деревнях 1 киловатт электроэнергии стоит порядка 18–20 рублей. Понятно, что держать холодильную камеру специально для хранения рыбы жителям, мягко говоря, накладно, – пояснил глава района. – Поэтому мы начали дотировать разницу между установленным государством тарифом и фактической ценой на электричество. А это приличная сумма – порядка 13–15 рублей за киловатт.

Благодаря такой поддержке сегодня оборудование для заморозки есть сразу в нескольких небольших селах района, там, где рыбным промыслом занимаются особенно активно, – в Лукашкином Яре, Назине… Теперь местные рыбаки могут хранить ее для продажи.

– В этом году благодаря льготам, предоставляемым рыбакам, в районе активно работают три стрежевых невода, – замечает Александр Жданов. – И это, мы надеемся, только начало. Весной 2013-го в Томской области была принята программа по возрождению рыбоводческой отрасли. В ее рамках предполагаются большие дотации и помощь мелким и крупным рыболовам, в том числе и александровским. Думаю, добыча рыбы после этого должна значительно увеличиться».

И вот последние новости.  3 февраля 201 года в одной из областных газет появилась статья с оптимистичным заголовком: «Рыбоконсервный завод в Александровском: второе дыхание». Приводим ее целиком: «В Александровском районе возобновил производство рыбоконсервный завод. Его закрыли в 2008 после кризиса в стране. Карась, частик, щука, язь, икра речных рыб... Когда то славившийся на всю страну Александровский рыбоконсервный завод, закрытый в пик кризиса, вновь набирает обороты. Сейчас здесь производят 13 видов продукции. За смену с конвейера выходят 5000 банок. Пятая часть - карась в гречневой каше, который когда-то называли брендом Томской области. На заводе трудятся более двух десятков рабочих. Это конечно гораздо меньше, чем в прежние времена. Когда штат насчитывал 180 человек. Но благодаря оптимизации производства, каждая из этих женщин делает до 1000 банок в сутки. И это не предел.

Нина Ефимовна Гадючкина здесь - ветеран производства. Работала еще при старом руководстве с начала 90-х годов прошлого века. После закрытия производства места себе не находила. Поэтому когда новое руководство предложило ей эту работу с зарплатой в 20 000 рублей - даже не раздумывала.

Руководство района на завод делает большие ставки. Его открытие выгодно и для области. Александровский район прежде всего занимается заготовкой рыбы. Рыбаков много, но до открытия производства всем приходилось искать точки сбыта далеко за пределами Александровского.

Идею поддержал и губернатор области Сергей Жвачкин. Сейчас завод только открылся. Склады стремительно наполняются продукцией. Здесь она стоит 2 недели, так положено по технологии, после чего отправляется в магазины района, Нижневартовск и Томск. Скоро завод закроют на косметический ремонт. После чего руководство обещает вновь открыть его в марте. Но уже торжественно и официально».

Заключение

Будет ли у Александровского рыбокомбината второе дыхание, заполнят ли консервы Александровского рыбзавода прилавки магазинов – вопрос риторический. Мы еще очень молоды и у нас есть время дождаться этого момента.

В своей работе мы изучили теоретический материал о рыболовстве на Оби, познакомились с историей развития Александровского рыбозавода. Посетив районный музей, мы смогли познакомиться с материалами 1965 года, в которых описывалась от начала до конца процедура превращения замороженной рыбы в консервы. Рассмотрели фотографии конвейера в консервном цехе и вязание сетей в сетевязальном цехе, увидели стерилизатор для готовой продукции, узнали, что это был очень тяжелый труд, а  выполняли его женщины. Мы многое узнали об особенностях работы этого предприятия из интервью с бывшими сотрудниками рыбзавода. У нас была интересная  возможность побывать на предприятии, которое возобновило работу сегодня и продегустировать готовую продукцию.

Изучение своей малой Родины – это не только интерес к прошлому, но и интерес к настоящему родного края. Мы живем на прекрасной земле, богатой историческими событиями и людьми. Давайте и дальше будем продолжать писать историю своих сел и деревень, чтобы оставить добрый след на своей малой родине.

Литература



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Александровское»

Исследовательская работа

по литературе

Тема: «Образ зеркала на страницах

литературных произведений»

                                                                           

Выполнили: Антипенко Александра,

                     Благинина Анастасия,

                     учащиеся 10 класса

Руководитель: Соловьева М.И.,

учитель русского языка и литературы

с.Александровское                                      

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………4

Из истории зеркала …………………………………………………….....5

Зеркало в мифологии ………………………………………………….....6

Зеркало в литературных сказках А.С.Пушкина

и Г.Х.Андерсена как носитель зла и добра …………………………...7

Страна Зазеркалье ………………………………………………………..9

Зеркало как предмет гадания в произведениях

русской литературы ……………………………………………………....10

Заключение ………………………………………………………………...12

Литература …………………………………………………………………13

Цель исследования: выявить символический смысл использования образа   зеркала в литературе.

Основная цель работы состоит в исследовании художественного

своеобразия образа зеркала в мифах, литературных сказках, в русской литературе ХIX - XX века. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- изучить и выявить символику зеркала и определить

особенности мотива зеркала в произведениях русских классиков.

Предмет исследования: образы, мотивы, сюжет, композиция

произведений, связанных с зеркалами или основанных на принципе «зеркала».

Актуальность: исследование «зеркальных» приёмов, образов и мотивов

позволит нам более глубоко понять идейный замысел произведений, оценить

их художественные достоинства.

Проблемный вопрос: какова роль образа зеркала в произведениях

литературы?

Гипотеза: Образ зеркала в произведениях выполняет различную роль,

помогает лучше понимать содержание произведений и их идеи, характер героев.

Предмет изучения: художественные тексты русских и зарубежных

писателей.

Практическая значимость работы заключается в том, что: материал, изложенный в ней, может быть использован на уроках литературы.

Как много тайн в себе хранит

Привычный всем предмет…

Куда нас зеркало манит?

Так в чем его секрет?

ВВЕДЕНИЕ

Одно из удивительных свойств литературы – отражать жизнь. И может

быть, не случайно литература интересуется зеркалами. Предложенная нам тема для изучения показалась очень интересной.

нам пришлось найти ответы на многие вопросы, но один из них стал общим для всех произведений: с какой целью авторы разных литературных жанров используют зеркало в своих произведениях?

Что же такое зеркало? Это граница между мирами: нашими, привычными и зазеркальными, где всё наоборот. В зеркало жадно смотрятся, от него ждут правды и попадают в самообман. Кривые зеркала смеются над людьми – и люди разбивают их на мелкие кусочки, чтобы никогда не слышать смеха зеркал. Зеркала дают возможность встретиться с собой как с другом. Зеркала знают

будущее и всегда живут рядом с человеком. Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем — что в зеркале отражена душа человека. С этим связано большое число

гаданий, обрядов и предрассудков. В средневековых текстах зеркало является образом, символом «иного мира». Зеркало есть символ вечности, поскольку в нем есть все, что минуло, что есть сейчас, все, что грядет. Может быть, поэтому о зеркалах так много пишут, чтобы с их помощью раскрыть тайный смысл?

1. Из истории зеркала

В разных культурах с зеркалом ассоциируются различные

мифологические представления. Зеркало может восприниматься как символ солнца, как дверь в потусторонний мир, как всевидящее око.

Зеркало является привычным и в то же время загадочным

предметом. Когда же появились первые зеркала?Пожалуй, точно сказать никто не может. О них сложены мифы и легенды

А вот как гласит легенда о происхождении зеркала: «В давние времена, когда еще род людской не знал и не видывал о

зеркале, скитался старый монах по пустыне, и вспомнились ему слова из священных писаний: «Просите, и дастся вам». Усомнился он и решил проверить их. Пошел к царю просить руки его дочери, обомлел царь от такой просьбы и решил спросить у дочери. Царевна в свою очередь тоже удивилась, но, подумав, решила просить в замен, что-то невозможное и невиданное. Молвила царица: «Если хочешь руки моей, тогда принеси мне в подарок волшебную вещь, в которой я увижу себя». Услышав пожелание, старец отправился на поиски,

долго бродил он по лесам, по полям и, уже потеряв надежду найти чудную вещь, дошел до пустыни. Присев отдохнуть, заметил он вдали бочку. Удивившись, подошел он к ней, оглядел со всех сторон. А из бочки вдруг послышался стон. Замученный голос произнес: «Выпусти меня отсюда, старец, я уже долгие годы тут сижу томлюсь, а взамен я тебе дам все что пожелаешь». Обрадовался монах и рассказал про свою историю незнакомцу в бочке, мол, ищет он волшебную вещь по просьбе царевны, в которой она сможет себя увидать. Незнакомец пообещал, что поможет старцу с его проблемой, и выпустил монах на свет самого дьявола. И он сдержал свое обещание, и

подарил старцу зеркало. Пошел монах к царю вручать приданое. Но владыка был не честен и, увидав подарок, приказал казнить старца. Так и появилось на свет дьявольское зеркало, которое с первых дней своего существования несло зло и обман.

Поэтому на Руси вплоть до 17-го века зеркало считали «заморским

грехом».Зеркало можно сравнить с губкой, которая впитывает в себя

все, что «видит», - образы, события, явления их же и отражает.

2. Зеркало в мифологии

В мифологии зеркало выступает как средство спасения от сил, несущих человеку гибель. Согласно древнегреческому мифу, геспериды дали Персею крылатые сандалии, шлем и волшебную сумку, в которой должен был принести голову горгоны Медузы.

В древнегреческом мифе Персей побеждает страшную Медузу с помощью медного щита: голова Медузы превращается в камень. Медузу Горгону побеждает её же собственное отражение, то есть то зло, которое она творит. Посредством зеркального щита( он был именно медный, а не серебряный) Персей побеждает Медузу Горгону — поэтому греческие и римские щиты имели форму зеркал с ликом Медузы. Доказано, что металлы теплых оттенков:

бронза, латунь, золото, и, в первую очередь, медь - поглощают «холодные». Они угнетают энергию и отражают «теплые», «солнечные. Поэтому в древности никогда не делали серебряных зеркал, считалось, что они отрицательно влияют на здоровье и настроение человека. С зеркалом связано не только собственное отражение, но и сближают с ним мотивы луны и солнца, водной поверхности, которая символизирует зеркало, ведь она способна

отражать. Широко известен древнегреческий миф о Нарциссе. «Сын речного бога Кефиса и нимфы Лейриопы. Нарцисс был необыкновенно красив, но никого не любил – мысли его были заняты самим собой. За это богиня любви Афродита наказала его. Однажды, охотясь, он нагнулся у ручья, чтобы напиться, увидел своё отражение и уже не смог оторвать от него взгляд. Нарцисс не ел, не пил, не спал – всё глядел и глядел на себя… Так у ручья и

умер. Цветок, выросший на его могиле, нарекли именем самовлюблённого юноши – нарциссом… А не зеркалом ли послужил ручей? А что такое отражение в ручье, как не прообраз зеркала? И ведь недаром зеркало в руках Афродиты – в римской мифологии Венеры – стало олицетворять самовлюблённость. Самовлюблённый Нарцисс навсегда застывает перед своим отражением в воде. Миф о Нарциссе был придуман в древние времена, как предостережение не видеть свое отражение. Это связывалось с магией потому, что отражение человека воспринималось, как двойник и второе злое Я. По представлениям того времени, второе Я чаще всего живет во сне. Скорее всего, цветок нарцисс воспринимался, как своеобразное растительное божество, которое способно умирать и воскрешать себя.

                           

3. Зеркало в литературных сказках А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена как носитель зла и добра.

Зеркало, как предмет волшебный, потусторонний, обладающий

магическими свойствами, наиболее часто употребляется в литературных сказках. В русскую литературу образ зеркала входит с творчеством А.С.Пушкина, в котором ясно видеть можно «подлинное качество человека». А какими качествами наделял Пушкин зеркала в своих произведениях? Почему-то сразу вспоминается этот портрет и слова А.С.Пушкина: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит.»Зеркала у Пушкина «верные», «льстивые», «любящие» тех, кого они отражают...В «Сказке о мёртвой царевне» А.С. Пушкина зеркало злой мачехи тоже говорит правду, однако здесь трудно решить, является ли оно добрым: ведь по его вине мачеха чуть не погубила свою падчерицу. Так в «Сказке о мертвой

царевне и о семи богатырях» Зеркало рассказывало злой мачехе, кто красивее. Зеркало является полноправным персонажем сказки. Оно не хочет льстить, говорит правду и только правду, не собирается идти ни на какие компромиссы со своей хозяйкой. Существуют разные мнения об образе этого зеркала. Кто- то говорит, что

это положительный персонаж, т.к. смерть оно приняло за свои справедливые убеждения! Не побоялось злобной царице правду в лицо сказать! Основное его достоинство заключается в том, что оно было честным и неподкупным и имело смелость всегда говорить правду : «Ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее...» А.С. Пушкин создал образ такого обаятельного и справедливого зеркала, которое не встречалось раньше. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна. Словом, «уж и впрямь была царица», но царевна побеждает ее внутренней красотой. Стремление возвысить свою красоту, эгоизм царицы проявляются в разговорах с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково: Свет мой, зеркальце! скажи... Но с появлением соперницы обращение другое: Ах ты, мерзкое стекло!

Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в

разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы. Великий датский сказочник Г.Х. Андерсен удивительным образом расширяет, углубляет возможности зеркала. Под его пером зеркало становится литературным приёмом, позволяющим приблизить вроде бы истории для детей с захватывающим сюжетом к серьёзным проблемам, таким как добро и зло, самопознание человека. Например, в сказке «Гадкий утёнок» отражение помогает утёнку осознать свою красоту и делает его счастливым:

«...И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел свое собственное отражение. И о, чудо! Он был уже не безобразною тёмно-серою птицей, а — лебедем!..».Счастье к несчастному гадкому утенку приходит из зеркала. Андерсен использует зеркало как окно в мир добра, чтобы открыть истину несчастному. Гадкий утёнок из сказки Андерсена, увидев себя в отражении прекрасным лебедем, возрождается к жизни. По Андерсену, зеркало ещё и можно использовать в злых целях, обманывать людей. Зеркало Зла, искажающее истину, кривое, смеющееся над красотой и добром, представлено ещё в одной сказке Г.Х. Андерсена –«Снежная королева». Андерсен наделяет его новыми возможностями, всё

больше увеличивая его роль в произведении. Теперь зеркало выворачивало наизнанку добрую сторону мира и усиливало зло. Оно стало его материалом, его воплощением, так как и изобрёл его сам Дьявол. Зеркало становится своего рода самостоятельным героем

произведения и даже одним из главных персонажей. Например, именно из-за осколков Кай попадает к Снежной королеве. Осколки кривого зеркала в данном случае являются метафорой отрицательных свойств и качеств. Зеркало выступает орудием лжи, мир распадается

на добро и зло, искажает правду. Дурные чудеса в том и  состоят, чтобы вывернуть прекрасные чудеса наизнанку, поставить всё с ног на голову. Сказочник как будто спрашивает: а что если человек попадёт под власть недоброго? Как он посмотрит тогда на мир? Делаем вывод: зло для Андерсена — холодные, чёткие, слишком правильные

взгляды на жизнь, а добро — то самое разнообразие нашего мира, его

постоянное движение, краски. Зеркало распознает двойственность явлений. Оно допускает в себя зло, оно предоставляет злу жизненное пространство. Но зеркало с равным успехом распахивает свою дверь добру.

                         

4. Страна Зазеркалье

Зазеркалье - страна, в которую обожали путешествовать сказочники. И, что удивительно, сказочники рисовали за порогом зеркала чудный, волшебный мир - вопреки сложившимся представлениям о жутких вещах, скрывающихся в Зазеркалье. Или само зеркало делали «добрым гением».Одной из самых популярных книг известного детского писателя Виталия Губарева является повесть-сказка «Королевство кривых зеркал». Главной героине Оле волшебное говорящее зеркало предлагает “побывать по ту сторону зеркала”. С этого времени Оля принадлежит двум пространствам – миру Предзеркалья и миру Зазеркалья. На зеркальности построено все произведение. Переправа в Зазеркалье происходит мгновенно. Зеркало становится символической дверью и выступает как окно в другой мир. В Зазеркалье Оля встречается с Яло, которая оказывается ее двойником. Вся сказка построена на двойничестве, которое строится по принципу симметрии. Имена Оли и Яло являются палиндромами (перевертнями) – словами, читающимися одинаково слева направо и справа налево. Все имена в сказке перевернуты и читаются “наоборот” как у положительных (Гурд, Бар, Аксал),

так и у отрицательных героев (Топсед, Нушрок, Абаж, Анидаг). Все имена в “Королевстве кривых зеркал” имеют оценочную нагрузку. Кривое зеркало показывает мир в искаженном свете.Зеркало часто используется в литературе как метафора внутренней жизни

человека. Вспомним, например, самые известные книги, удивительно красиво описывающие внутреннюю жизнь ребенка, - книги Л. Кэрролла про Алису. В книге «Алиса в зазеркалье» девочка, пройдя через зеркало, попадает в особую страну – отражение ее собственного мира.

Выводы. В произведениях фантастического жанра (сказках, мифах)

зеркало играет сюжетообразующую роль. Зеркало может выступать как предмет-помощник и как атрибут зла в руках чародеев и колдунов. Авторские сказки А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена продолжают мифологическую линию, представляющую зеркало как магический предмет. Приём проникновения героев в Зазеркалье используется во многих произведениях фантастического жанра. Миф о Зазеркалье порождён способностью зеркала отражать мир наоборот, искажать изображение, расширять пространство и создавать миражи. Зеркало становится не только героем, но и свидетелем событий. Таким образом, в сказках зеркало выполняет функцию литературного

приёма, приближая сказку к серьёзной литературе.

5. Зеркало как предмет гадания в произведениях русской литературы

Зеркало как магический предмет представлен в балладе Жуковского

«Светлана». Девушка прибегает к самому страшному из гаданий - гаданию у зеркала.                                

«Вот в светлице стол накрыт                      

Белой пеленою;                                              

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;                                            

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь без обмана                    

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою».

Здесь зеркало - способ связи с потусторонним миром. Гадание на зеркале девушки, тревожащейся о судьбе своего жениха, традиционно для русских святочных обрядов. Она смотрится в зеркало, зеркало также образ – символ, который имеет свое значение, в зеркале темно и «страх туманит очи», «занялся от страха дух» Тьма в зеркале порождают робость и страх ». Гадание на зеркале тоже выполняет сюжетообразующую роль, однако, это не главное. В этой балладе намечается переход автора от романтических представлений к

реалистическому взгляду на мир. Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» повествует о святочных гаданиях. Главная героиня Татьяна, воспитанная на «преданьях простонародной старины», тоже идёт гадать с помощью зеркала на своего

суженого.

Морозна ночь, все небо ясно;

Светил небесных дивный хор

Течет так тихо, так согласно…

Татьяна на широкий двор

В открытом платьице выходит,

На месяц зеркало наводит;

Но в темном зеркале одна

Дрожит печальная луна…

«Как помним, гадания никак не хотят предсказывать Татьяне того, что хочет она, - любви Онегина». Пушкин в этом произведении уже уходит от мистики романтизма. Эпизод гадания нужен был Пушкину для того, чтобы ярче высветить характер главной героини, показать его народную основу. Молодые героини Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» тоже живут в ожидании счастья, как и Татьяна. На Святки молодёжь из семейства Ростовых участвует в народных забавах, а потом Наташа, Соня и их горничная Дуняша решаются на

гадание с зеркалом (том II, часть IV, глава XII). Наташа, как ни старалась, ничего не увидела в нём.Толстому, как и Пушкину, эпизод гадания нужен был для того, чтобы лучше показать характер героинь, их стремление к любви и счастью.

Выводы. Эпизод гадания с помощью зеркала встречается во многих

произведениях русской литературы, но он лишён мистической подоплёки. В балладе «Светлана» Жуковский отходит от канонов романтизма и вместо ожидаемой трагической развязки преподносит читателю светлый и оптимистический финал. В романах «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина эпизод гадания  нужен был авторам, чтобы лучше высветить характер главных героинь, показать их стремление к счастью и любви. Таким образом, в сказках зеркало выполняет функцию литературного

приёма, приближая сказку к серьёзной литературе

                       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, исследовав произведения, в которых встречается мотив зеркала, мы пришли к нескольким выводам.

Во-первых, в произведениях фантастического жанра зеркало выполняет сюжетообразующую роль. Оно встречается в сказках, мифах, легендах как предмет, приносящий героям пользу, и как атрибут зла в руках волшебников и чародеев. Приём проникновения героев в Зазеркалье также используется во многих произведениях фантастики, выполняя сюжетообразующую роль. Древние люди не знали о физических свойствах зеркал, для них это был таинственный предмет, которому они приписывали магические свойства. Впоследствии некоторые мифологические сюжеты и мотивы обыгрывались в литературе, например, миф о Нарциссе («Евгений Онегин»).

Во-вторых, зеркало как атрибут гадания встречается во многих

произведениях русской литературы (баллада В.А. Жуковского «Светлана», роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», роман Л.Н. Толстого «Война и мир»). Эпизод гадания в данных произведениях лишён мистической подоплёки. Он нужен авторам, чтобы лучше высветить характер главных героинь, показать их стремление к счастью и любви. В-третьих, мотив зеркала как художественный приём широко используется в отечественной литературе. На зеркальном принципе основывается жанр палиндрома, приём антитезы. Она позволяет проследить эволюцию героев и ярче высветить идею произведения.

Столь широкое использование «зеркальных» мотивов и приёмов в мифологии и литературе вызвано, прежде всего, следующими свойствами зеркал:

-с помощью зеркал можно украсить, расширить и изменить пространство;

-зеркало отображает окружающий мир наоборот;

-поверхность зеркала обладает мощной отражательной способностью, так что даже может отражать лучи, невидимые глазу;

-неровная поверхность зеркала искажает изображение, что породило миф о «кривом» зеркале.

Гипотеза подтвердилась.

                     

Список литературы:

Абрам Вулис «Литературные зеркала» М: «Советский писатель», 1991 г.,:

HYPERLINK "http://sharedbook.ru/"http://sharedbook.ru/, 237 с.

Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки», полное издание в одном томе,

издательство «Альфа-книга», Москва, 2008 г., 1087 с.

Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки» в трёх томах, 1986 г., том 2, 464

с.

Г.Х Андерсен. Сборник сказок 1989г

Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье».

Виктор Шкловский. Тетива: О несходстве сходного. — М.: Советский

писатель, 1970. — 376 с.

А.С.Пушкин Роман «Евгений Онегин»

Урванцева Н.Г. «Мифологема зеркала в повести-сказке В.Г. Губарева

“Королевство кривых зеркал” стр.34, 49..

Список Интернет-ресурсов:

http://www.ngebooks.com/book_9654_chapter_1_Literaturnye_zerkala.htmhttp://h.ua/story/31849/

http://www.proza.ru/

https://ru.wikipedia.org/