Творческие работы учеников

Соловьева Марина Ивановна

Предварительный просмотр:

          

Доклад

«История моей семьи в биографии страны»

Подготовила: Благинина Анастасия,

ученица 10 класса

МАОУСОШ №2 с. Александровское

Руководитель: Соловьева М.И.,

учитель литературы

с. Александровское 2014

Совсем недавно, просматривая свои семейные архивы, я  наткнулась на статью, написанную 18 лет назад. Написал ее мой отец, Благинин Владимир Анатольевич, когда учился в Омском университете. «Выселить с треском» именно так она называлась. Прочитав ее, я поняла, что это повествование  о преступлении против целого народа-депортации русских немцев.  Я знала, что мои прадеды (и по линии мамы, и по линии папы)-ссыльные немцы. То, что я узнала, прочитав статью, повергло меня в шок. Родным приходилось не жить, им приходилось выживать. Но обо всем по порядку.

           В истории нашей страны 1930-1950 года были одними из самых трагических. Порождением тоталитарной системы военного времени являлись принудительная высылка и подневольный труд. Советские немцы были в числе тех, кого это коснулось в первую очередь. Сотни тысяч людей оказались низведенными в первые годы войны до уровня бесправных и преследуемых нищих.

           На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», практически все немецкое население европейской части СССР подверглось депортации. На них пало жестокое обвинение, что они, якобы, являются пособниками и укрывателями германских шпионов и диверсантов. Люди с горечью вынуждены были покидать родные места и оставлять годами нажитое имущество.

           Мои родные не стали исключением.

Шерер (Вайсбеккер) Елизавета Иоганесовна, моя прабабушка, была выслана из Поволжья  ребенком со своими родителями в первые годы войны. Шерер Александр Фридрихович, мой прадедушка, также депортирован в Сибирь подростком со своими родителями, младшими братом и сестрами. Благинина (Кинцель) Эмма Филипповна, моя бабушка, которую я никогда не видела, 5-летним ребенком была депортирована вместе со своими родителями сюда, в Александровское.Мои прадеды никогда не рассказывали о тех страшных днях в их жизнях. Может потому, что я еще была маленькая, а может, им просто не хотелось вспоминать и снова переживать то страшное время в своих воспоминаниях. Но мои родители знают нашу семейную историю и рассказали ее нам с сестрой.

           В далеких 30-х годах в Саратовской области Куккского района в селе с необычным названием Альт-Варенбург жила большая семья Шерер в огромном уютном доме. Их жизнь текла в ежедневных домашних хлопотах и заботах. И никто из них не мог предположить, что в 1941 году начнется война с Германией, а уже через несколько месяцев жизнь каждого из них станет кошмаром.

Когда началась война, в селе появились солдаты. Было объявлено о том, что в течение суток необходимо собраться к отъезду. Утром всех погрузили на телеги и повезли на станцию, где стояло много эшелонов. Никто не знал, куда их повезут. Но вот поезд остановился в городе Новосибирске на станции Болотное. На первое время для жилья семье Шерер дали курятник. Родителям пришлось сначала его вычистить, чтобы завести в него своих детей. Год пришлось жить на подселении у одинокой бабушки.

            Трудно представить себе, как эти люди жили в Сибири, у чужих людей, совсем не разговаривая по-русски. В 1942 году семью Шерер отправили дальше: в Александровский район. Сначала семью поселили в Акасомск, к тому времени в семье Шерер Христины Генриховны и Фридриха Генриховича было семеро детей: Федор, Александр (мой прадедушка), Анна, Элла, Эмма, Мина, Мария.

    Женщины и старшие дети наравне с мужчинами таскали бревна для строительства землянки, так как ни домой, ни других приспособленных помещений для жилья не было. Главу семейства отправили в Александровское на строительство консервного цеха. А чуть позже и всей семье разрешили переехать к отцу в Александровское и выделили для жилья на девятерых маленькую комнатку (около 15 квадратных метров).

    Сказать, что в годы войны этой бедной семье было трудно, значит ничего не сказать. Голод заставлял собирать на уже убранных полях мелких и подмерзший картофель, из него варили подобие супа. Родители совсем не говорили по-русски, и дети, которые всему учатся быстрее, стали переводчиками своим родителям. Чтобы затопить печь детям приходилось собирать  мелкие дрова и палочки.

    С 12 лет все начинали работать наравне со взрослыми. Работа шла на лесозаготовках, на опытных полях. Старший сын Александр Фридрихович Шерер (мой прадедушка) с 16 лет начал работать пахарем на опытном поле. Оно занимало очень большую площадь. Ворота участка находились на нынешней улице Коммунистической, а заканчивалось поле около реки Анвара. Выращивали здесь все: турнепс и брюкву, капусту и помидоры, сажали малину и крыжовник. Именно здесь, на опытном поле, познакомился мой прадедушка со своей будущей женой, Елизаветой Иоганесовной.

     

Время шло, и Фридрих Генрихович построил для всей семьи большой дом. Жить стало легче. Глава семьи был хорошим плотником, поэтому и мебель сделал сам. Сейчас эти комод, шкаф и стулья хранятся у его дочерей Анны Фридриховны Дортман и Эллы Фридриховны Вернер.

     Спустя много лет, после описываемых мною событий, в восьмидесятых годах, мой прадедушка ездил в Поволжье, в село Альт-Варенбург, и видел свой  огромный уютный дом. Они с прабабушкой думали о возвращении на свою Родину, но вернувшись, посоветовались со своими детьми и приняли решение остаться  Александровском. Они остались в селе, которое сначала было им место ссылки, в селе, которое со временем стало им родным.

      У меня возникает вопрос, в чем виноваты мои родные бабушки и дедушки, почему же так жестоко обошлись с ними? Только потому, что они немцы по национальности?

      Когда-то государство отняло у них все: дом, родину, счастье.…Но, несмотря на это, они старались жить как прежде, хотя это и редко когда им удавалось.Нет оправдания тому геноциду, не было и не будет. Каждый русский немец хранил обиду на правительство, но ни один не выразил ее. Конечно же, они хотели жить по-другому. Кто-то так и поступил-уехал на историческую родину в Германию, а кто-то остался здесь вместе с детьми и внуками.

       Честно, я восхищаюсь своими предками. Пройти через все это и не сломаться…  Суметь создать новую жизнь с нуля... У них это получилось. Я ими горжусь. Мой прадедушка проработал токарем в мехцехе рыбокомбината, имел много грамот и наград за свой труд. Прабабушка работала в  рыбокомбинате. Бабушка всю жизнь проработала санитаркой в больнице, ее труд тоже был отмечен грамотами.  У меня сложилось впечатление, что они всю жизнь своим трудом доказывали свою невиновность.

       

Какой ценой немцам - спецпереселенцам удалось пережить это событие, чего они натерпелись, пока не прибыли на места вынужденного поселения - это известно только им. Мы, дети, внуки и правнуки знаем о тех страшных днях лишь по рассказам старших.

       Надеюсь, и мою работу прочитает когда-нибудь мой ребенок и попросит рассказать ему историю нашей семьи.

                                 

                                                         



Предварительный просмотр:

                                                     Всем, кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,

                    Кто по суду, без суда, совещаньем особым 

                                   Был обречён жизнь прожить на чужбине суровой

                                Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память

                                                                        А.А.Ахматова       

Творческая группа благодарит всех, кто помог нам в предоставлении материалов из своих домашних архивов:

Дортман Анну Фридриховну;

Вернер Эллу Фридриховну и Вальдемара Александровича;

Ждановых Елену и Ольгу.

Библиография:

  • «Земля Александровская», под ред. Я.А.Яковлева.

     Издательство Томского университета, 1999 год.

  • Календарь для российских немцев за1999г, 2006 г.

издательство МСНК (Международный союз немецкой культуры)

Экскурс в историю.

В истории нашей страны 1930-1950гг. были одними из самых трагических. Порождением тоталитарной системы того времени являлись принудительная высылка и подневольный труд. Советские немцы были в числе тех, кого это коснулось в первую очередь.

Поводом к переселению стали предъявленные немцам обвинения в том, что они якобы являются пособниками и укрывателями германских шпионов и диверсантов. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941г. «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья»   и ряда других распоряжений НКВД, постановлений ГКО (Государственного Комитета Обороны) практически всё  немецкое население европейской части СССР подверглось депортации.

В ходе депортации разрабатывались подробные инструкции, составлялись планы и принимались решения правительства - куда, сколько, и в какие сроки пересилить людей. В проведение этой работы были задействованы государственные структуры, сотрудники НКВД и милиции.

Депортация осуществлялась в трудных условиях военного времени. На восток страны, в Сибирь, эвакуировались миллионы людей, сотни заводов и учреждений, а  параллельно с этим шел процесс насильственного переселения целых народов. За уклонение или сопротивление следовали арест и переселение в принудительном порядке. Люди были вынуждены покидать родные места, оставлять годами нажитое имущество. Разрешалось брать с собой только личные вещи и мелкий хозяйственный инвентарь. Вагонов не хватало, к тому же они оказывались неприспособленными для перевозки людей. Отсюда антисанитария в дороге, а значит – педикулёз, кишечные и другие инфекции. Продовольствие и медикаменты зачастую по назначению не попадали.

Как и большинство депортированных, немцы были отнесены к категории спецпереселенцев. Это означало, что без разрешения районных отделов НКВД им запрещалось покидать  места поселений. В районах их размещения создавались комендатуры, которые следили за исполнением этих правил. Самовольные отлучки из мест расселения расценивались как побег и карались в уголовном порядке.

По прибытию в район их распределяли по пустующим, полуразрушенным домам, клубом, школам, землянкам, иногда вселяли в дома местных жителей. Постройка простейших жилищ во многих местах задерживались из-за отсутствия стекла,  извести, кирпича, гвоздей и прочих строительных материалов.

Уже на второй-третий день после прибытия, не смотря на нехватку времени даже обустроиться  на новом месте, люди должны были выходить на роботу. В Александровском районе подавляющее большинство немцев работали в рыбной промышленности: на рыбоводах, консервном заводе, в рыболовецких колхозах. Кроме того, они были заняты в местной  лесной промышленности, торговли, просвещении.

В Александровском районе численность переселенцев составляла  6033 человек, или 53.4% от всего населения, 2630 из них немцы.

Плохо было поставлено и бытовое обслуживание. Многие спецпереселенцы не имели белья, верхней одежды, обуви. Случалось так, что из-за отсутствия одежды и обуви некоторые из них вообще не могли покинуть жилища в лютый мороз. Отказ же немца выйти по этой причине на работу  в колхозе квалифицировался как саботаж, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Перебои были постоянно и с завозом продуктов.

Тяжёлое материальное положение усугублялось дискриминационным ограничением в правах, моральным уничтожением немцев, особым положением поднадзорных.

Как правило, местные власти не пытались объяснить, что российские немцы не несут ответственности за действия гитлеровцев, и неприязнь, недоверие депортированным среди части коренного существования.

Отношение самих немцев к факту депортации было неоднозначным, многие наивно верили,  что  насильственное переселение в Сибирь  не больше, чем эвакуация, что после войны они смогут вернуться на прежние места жительства. С окончанием войны связывали и надежду в восстановлении в правах. Однако  ограничения в правовом положении были сняты лишь через 10 лет после войны в 1955 году. И только в 1964 г. были признаны необоснованными обвинения немцев в пособничестве фашизму. А разрешение вернуться в родные места российские немцы получили еще позже, в 1972г.


Воспоминания о днях минувших…

На краю нашего села есть улица Сибирская. Она небольшая, раньше на ней стояло всего 12 домов. Жили на этой улице (а некоторые живут и сейчас) семьи Иост, Дортман, Шитц, Кинцель, Штумпф, Гебель, Вернер, Шерер… Фамилии говорят сами за себя. Это семьи, чьих дедов и отцов в далёкие 40-е отправили на спецпоселение в суровую Сибирь из Поволжья.  

 В справках о реабилитации, которые немцы начали получать с 1993 года, было написано следующее: « … Управлением Внутренних дел… пересмотрены материалы (дело) по обвинению (Ф.И.О.), как члена семьи немецкой национальности, высланного в 1941 году из… в Томскую область, с учёта спецпоселения снят в …году. Признан РЕАБИЛИТИРОВАННЫМ на основании закона РСФСР  « О реабилитации жертв политических репрессий».

За этими казенными фразами тысячи искалеченных судеб, только потому, что они «члены семьи немецкой национальности».  

Мы обращались к этим уже очень немолодым и не очень здоровым людям с одной и той же просьбой: рассказать о том, что они помнят о тех страшных годах, которые им, к сожалению, пришлось пережить. Их первую реакцию – отказ поговорить - можно понять, возраст даёт о себе знать, давление, сердце...

Мы сумели с ними пообщаться и поняли: их отказ – это просто нежелание возвращаться в те годы, вспоминать то, что с ними было, что пришлось им пережить. Собирая материал для нашей работы, мы прикоснулись к тому, что принято называть историей…

В далёких 30-х годах в Саратовской области Куккского района в селе с необычным названием Альт-Варенбург  жила большая семья Шерер. В огромном доме, в котором жило сразу несколько поколений, всегда было многолюдно, всегда звучали детские голоса (иметь много детей было естественно). Каждый член семьи имел свой круг обязанностей: кто-то отвечал только за стирку, кто-то готовил, кто-то ухаживал за скотиной… Все было общее, старший мужчина был авторитетом для всех остальных. Каждый день был заполнен делами и заботами, а вечерами взрослые разговаривали, пели песни, женщины при этом успевали вышивать, вязать, шить, рядом сидели ребятишки и учили уроки.

Наша собеседница Анна Фридриховна Дортман (Шерер), вспоминает, что дом, в котором они жили был большой, ухоженный, в нем всегда было чисто, на окнах было много цветов. Около дома был погреб, в котором стояли бочки с солёными арбузами, яблоками, а вот огурцы никто не солил, ими кормили свиней… Жизнь текла и ежедневных домашних хлопотах и заботах. И никто из них даже не мог предположить, что в 1941 году начнется война с Германией, а уже через несколько месяцев жизнь каждого из них  станет кошмаром.

Историческая справка

28 августа 1941  года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР

«О ПЕРЕСЕЛЕНИИ НЕМЦЕВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ ПОВОЛЖЬЯ».                                             Этот указ в один день сделал всех представителей немецкого меньшинства «врагами народа».

Анне Фридриховне в 1941 году было 11 лет. В отличие от своих младших братьев и сестёр, она хорошо помнит, как всё было. Вот её рассказ:

«Через несколько недель после начала войны, в селе появились солдаты, некоторое время они жили, не нарушая привычный уклад жизни. Но однажды было объявлено о том, что в течение 24 часов необходимо собраться к отъезду. Скотину сдали в колхоз, остались только куры, которые продолжали бегать по двору. Одну из свиней зарезали, и Анна Фридриховна помнит, что её мама всю ночь накануне отъезда варила, жарила и укладывала в вёдра мясо. Вещей собрали немного. Утром всех погрузили на телеги и повезли на станцию, где стояло много эшелонов. Никто не знал, куда их повезут. Те, кто оставался, пришёл прощаться, они говорили слова утешения, а ребятишки дарили друг другу на память сувенирчики, игрушки. Анна Фридриховна не помнит, сколько они ехали на поезде, но хорошо запомнила, что вагон был полон людьми, а ещё помнит, что ехать было интересно: они, наверное, по-детски были увлечены путешествием, с интересом смотрели в окно, а их родителям разрешали на стоянках выходить из поезда и покупать продукты. Но очень часто из окон поезда они видели солдат с оружием, находившихся вдоль железной дороги.

 Поезд остановился в городе Новосибирске на станции Болотное. На первое время для жилья их семье  дали курятник. Родителям пришлось сначала его вычистить, чтобы завести в него своих детей. Год пришлось жить на подселении у одинокой бабушки.»

Трудно представить себе как жили эти люди в Сибири, у чужих людей, совершенно не разговаривая по – русски. В 1942 году семью отправили дальше: в Александровский район. Сначала семью поселили жить в Акасомск, к тому времени в семье  Шерер Христины Генриховны и Фридриха Генриховича было семеро детей: Фёдор, Александр, Анна, Элла, Эмма, Мина, Мария. Ни домов, ни каких-либо приспособленных помещений не было, поэтому женщины и старшие дети наравне с мужчинами таскали брёвна для строительства землянки, в которой потом жили по несколько семей. Отца Анны Фридриховны отправили в Александровское на строительство консервного цеха, мать работала на засолке рыбы, а ей, как старшей, досталась забота о своих братьях и сёстрах. «Мама  приходила поздно,- вспоминает Анна Фридриховна, - я посажу их на порожек рядышком, ножки им помою, покормлю, а потом спать укладываю». Позже им разрешили переехать к отцу в Александровское и выделили для жилья на девятерых маленькую (около 15 кв. метров) комнатку. Посередине стояла печь, а за ней построили 2-этажные нары, на которых они спали.

 Если сказать, что в годы войны семье было трудно, то это значит ничего не сказать. Голод заставлял собирать на убранных полях мелкий и подмерзший картофель (для этого отец сделал им из дерева специальные маленькие лопаточки), из него варили подобие супа. Находили картофельные очистки, мыли, добавляли муку и жарили лепёшки. Детям приходилось собирать палки и мелкие дрова, чтобы топить печь. Родители совсем не говорили по-русски, и  дети, которые всему учатся быстрее, стали переводчиками своим родителям.

Сестра Анны Фридриховны Элла Фридриховна тоже поделилась своими воспоминаниями: с 12 лет все начинали работать наравне со взрослыми. Работали на лесозаготовках, рыбачили, работали на опытных полях.  Но не только немцев ссылали. Элла Фридриховна вспоминает, что по соседству с ними жили ссыльные эстонцы, латыши, крымские татары, ингуши. Только они почти все вернулись на родину после 1956 года. В конце 60-х из семьи Шерер только Анна Фридриховна и Александр Фридрихович решились уехать из Сибири. Решили поехать на Кубань, в город Апшеронск. Прожили они там только два года, даже купили себе дома, устроились на работу, но климатические условия не подошли для их здоровья. Снова вернулись они в Александровское, теперь уже насовсем. Построили себе добротные дома, развели большое хозяйство. Но это было потом.

 Долгое время все ссыльные, кому исполнялось 16 лет, ставились на учёт в комендатуру. На вопрос: «Что такое комендатура?», Владимир Александрович Вернер (Муж Эллы Фридриховны), ответил: « 1-2 раза в месяц приезжал комендант и все приходили отмечаться, не явиться  было нельзя, за это строго наказывали. Никто из спецпереселенцев не имел права свободного передвижения, это было запрещено.

Конечно, не могло быть и речи о том, чтобы немцев брать на фронт, до 1956 года мужчин не призывали на службу в армию, их не принимали в комсомол, партию. Даже вступать в брак русским с немцами было запрещено ».

 Во время нашего разговора мы рассматривали альбомы с фотографиями. Увидев свадебные фото, мы не смогли удержаться от вопроса: отличались ли немецкие свадьбы от традиционных русских? Элла Фридриховна рассмеялась, а потом ответила, что принципиальных различий не было. Просто нарядом невесты, а также её сбором под венец занимались особые взрослые женщины, они же следили за выполнением и соблюдением традиций (наши героини назвали фамилии Эберс Агады, Крикау).

В 1946 году у родителей наших героинь родились двойняшки, две девочки –Роза и Эрика. И снова на Анну Фридриховну и её брата Александра легла ответственность за семью – они пошли работать. Анна Фридриховна работала на лесозаготовке (совсем ещё девчонкам приходилось валить, кряжевать деревья,       т. е. , проще говоря, пришлось осваивать профессию лесоруба), рыбачила. Плохо было одно: тёплой одежды не было. Анна Фридриховна сказала, что несмотря на все трудности, они никогда не падали духом, и даже когда им приходилось разгружать  баржи с солью, обязательно был аккордеон. Они успевали и мешки таскать, и плясать, и петь.

 Её брат, Александр Фридрихович Шерер (мой дедушка) с 16 лет начал работать пахарем на опытном поле. Вернер Владимир Александрович объяснил, что так назывался участок целинной земли, который разрабатывали под руководством агронома, рассказал, что в Александровском был селекционный пункт. Выращивали турнепс и брюкву, капусту и помидоры, сажали малину и крыжовник, одним словом выращивали всё. Он занимал очень большую площадь. (Ворота участка находились на нынешней территории метеостанции, дальше по нынешней улице Коммунистической до Анвара, а  нынешние поляны на Солдатских горках – это тоже те самые поля).  Работа была тяжелая, не каждому взрослому по силам, поэтому работников хорошо кормили. Анна Фридриховна вспоминает, что Саша во время обеда приносил свой паёк домой, чтобы отдать его своим сестрам и брату. Когда в его бригаде узнали об этом, то стали оставлять ему еще порцию еды, уже для него. Там, работая на опытном поле, познакомился мой дедушка со своей будущей женой. Поженились они позже, когда его отец достроил дом, а старую избушку отдали молодым.

Моя бабушка Елизавета Иоганесовна (жена Александра Фридриховича Шерера) вспоминала, как её совсем ещё девочкой отправляли зимой рыбачить наравне со взрослыми. Из одежды была старая, не по размеру фуфайка, платье и валенки на босу ногу. Валенки намокали и прилипали ко льду, мокрые рукавицы порой примерзали к ладошкам, но бросать работу было нельзя. Слёзы замерзали на ресницах, но пожаловаться было некому: у неё были только старшие брат с сестрой, которые работали рядом,  а родители умерли по дороге в Сибирь. Когда она это рассказывала, то всегда плакала, а у меня даже фантазии не хватало представить, как она смогла выжить в таких условиях.

        Когда закончилась война, жить легче не стало, наверное, люди просто смогли смириться с теми условиями, в котором их заставили жить. Пытались наладить свой быт.

Анна Фридриховна сказала, что легче стало жить, когда отец построил дом, а так как он был хорошим плотником, то и мебель сам сделал. Кстати, комод, шкаф, стулья, сделанные руками своего отца Анна Фридриховна до сих пор хранит дома, пользуется ими. Потом появился свой огород, хозяйство. Её мама очень хорошо шила, поэтому Анна Фридриховна с гордостью говорила, что у неё было несколько платьев: чёрное, синее, светло-голубое. Наверное, по тем временам, её можно было назвать хорошо одетой. Дефицитом была ткань. Поэтому рады были любой найденной на улице «тряпочке». Её стирали и находили применение. Может быть поэтому, Анна Фридриховна до сих пор не может выбросить вещь, которую уже не носит, а обязательно находит ей применение.

К сожалению,  образование Анна Фридриховна так и не смога получить. За её плечами только три класса, которые она успела закончить в Поволжье, её младшим сестрам повезло больше, и она за них искренне рада.

Практически всем ссыльным пришлось работать в рыбокомбинате, в консервном цехе (его эвакуировали в годы войны из города Керчь). Работа была трудная. Работали в две смены. Рабочее время длилось столько, сколько было нужно для выполнения заказа. Получали зарплату 2 раза в месяц. 25 рублей – аванс, 25 рублей – получка. Но после оплаты всех облигаций, налога за бездетность, подоходного налога оставалось совсем мало. «Нам хватало, - говорит Анна Фридриховна,- это сейчас на 25 рублей можно только две булки хлеба купить, а раньше всё было дешевое».  Но самое страшное испытание, это когда при постоянном чувстве голода работаешь с рыбой, занимаешься её разделкой, жаришь её и т. д., при этом нельзя съесть даже тот кусочек, который упал на пол. Заметят – накажут, накажут строго. Бывали случаи, когда за маленькую рыбку, которую кто - то хотел унести голодным детям, давали год тюрьмы, за две рыбки – два года. Было страшно. Без следствия,  по доносу, людей забирали и увозили неизвестно куда. Страх – это чувство, которое до сих пор живет в каждом из них.

Теперь - это страх за своих детей, внуков и правнуков. Наши герои (все, как один) говорят, что сейчас жить намного труднее, говорят, что раньше было лучше. Память людей имеет свойство забывать плохое, поэтому, наверное, они вспоминают, как дружно они жили между собой, как помогали друг другу. Они и сейчас встречаются и не забывают тех, с кем вместе прошли через жизненные  трудности, устраивают чаепития, поют песни на родном языке.

Наши герои и сейчас, не смотря на свой преклонный возраст, живут в красивых ухоженных домах. Летом в их палисадниках много цветов, многие из них до сих пор держат хозяйство.

Когда-то государство отняло у них всё: дом, родину, счастье… Но ни один из них не получил за это компенсацию (как это делают, например, в Казахстане, Германии). Всё, на что они могут рассчитывать, это льготы, предусмотренные для реабилитированных  (они, кстати, такие же как и ветеранов труда). В перечень льгот входит частичная оплата за ком. услуги, электроэнергию,  телефон, предусмотрена частичная оплата за проезд, но пенсионеры редко выезжают дальше города Стрежевого.

Самое парадоксальное, что русские немцы  и после 1956 года остались в селе, продолжали  добросовестно работать на «благо нашей Родины» (свидетельством этого многочисленные грамоты и  удостоверения наших героев), их принимали в партию, награждали Почетными грамотами, а некоторых (в том числе и моего деда) даже туристическими  путевками в Чехословакию. Почти все они награждены медалью «Ветеран труда».

На вопрос:  «Почему вы остались в селе, почему не вернулись на родину?», ответы были приблизительно одинаковыми: « А куда? Зачем?  В Александровском родились дети, построили дом, была работа. Да и привыкли». Но есть и такие, кто нашёл в себе силы ещё раз попытаться начать все заново. Это те, кто уехал в Германию. Мы не имеем права давать оценку их поступку. Они имели на это право.

На память о нашей встрече мы сделали нашим героям подарок. Для их большой и дружной семьи мы составили генеалогическое древо. 

 

 Узнала я, как опадают лица,

 Как из-под век выглядывает страх,

                                                                           Как клинописи жесткие страницы

                                                                           Страдание выводит на щеках,

                                                                           Как локоны из пепельных и чёрных

                                                                           Серебряными делаются вдруг,

                                                                           Улыбка вянет на губах покорных,

                                                                           И в сухоньком смешке дрожит испуг.

                                                                                                А.А.Ахматова.  «Эпилог»

Годы репрессий, Второй Мировой войны в корне изменили положение и судьбу советских немцев. Депортация стала трагедией для простых, ни в чем неповинных людей. Национальная государственность была ликвидирована, на долгие десятилетия народ лишился всех гражданских прав. Сотни тысяч людей были сорваны с родных мест и переброшены в отдаленные районы. Необоснованно репрессированные, лишенные возможности защищать Родину на фронтах, находясь на особом положении спецпоселенцев, немцы, тем не менее, самоотверженно прудились в тылу, приближая победу над фашистами. Многие из них, насильственно переселенные в Сибирь, так и остались жить здесь, в частности в Александровском районе. И есть теперь в его истории страницы, написанные российскими немцами.



Предварительный просмотр:

Сочинение на конкурс «Где родился, там и пригодился»

Ученицы 9 класса МАОУСОШ №2 с.Александровское

Благининой Анастасии          

    Для всех нас словосочетание «отчий дом» гораздо шире понятия жилища или квартиры. Отчий дом – это та земля, на которой мы родились и выросли, место, где мы прожили самые лучшие годы нашей жизни ...

   Хочу привести пример из жизни Жданова Александра Павловича, главы Александровского района, который посвятил всю жизнь нашему району, стараясь сделать его еще лучше.

   Александр Павлович вырос в бедной семье, семье простых сельских тружеников. Каким же надо быть целеустремленным и упрямым человеком, чтобы вырасти до руководителя (пусть и сельского) Александровского района?! Тогда было нелегкое время для Александра Павловича: сельскому юноше без денег, связей, без «протеже» очень сложно получить хорошее высшее образование. Даже если он его получит, сможет ли поступательно двигаться по служебной лестнице вверх, опираясь только на свои деловые качества? Тоже вопрос. А Жданов Александр  Павлович двигался. Сначала директор школы, затем председатель сельского  Совета, далее парторг совхоза, директор совхоза, председатель районного совета народных депутатов и, наконец, первый всенародно избранный Глава Александровского района.

    Конечно, на этом жизненном пути у А.П. Жданова было не все гладко. Были и недруги, и противники. Одни не любили его из зависти,  другие по каким-то личным причинам. Ведь быть главой района и не иметь врагов невозможно. Руководитель должен быть справедливым и требовательным, нетерпимым к  пьяницам, разгильдяям и лентяям, а без противников, в которых они превращаются, не обойтись.

Однако, даже недруги Александра Павловича не отрицают его хорошие качества. Во-первых, это умение перешагнуть через личные обиды ради интересов Александровского района и его жителей. Во-вторых, он всегда говорил и говорит только правду, никогда  не сулил своим избирателям «золотые горы», как делали это  остальные. В-третьих, всегда уважительно относился к старшему поколению и ветеранам. В-четвертых, в-пятых…перечислять можно и дальше, но есть ли в этом смысл, если  односельчане постоянно видят это воочию.

     Я даже завидую Александру Павловичу белой завистью потому, что он всю свою жизнь посвятил отчему дому. Возможно, я тоже смогу принести пользу своему селу. А  Александр  Павлович  по праву может гордиться тем, что посвятил всю прожитую жизнь земле, на которой родился, ее жителям.

     Что было бы, если из своего дома уезжали все, кто там родился, например, в селе как у меня? Жителям не хватало бы работников милиции, почты, медиков, учителей и т.д.  Село уменьшалось и уменьшалось бы в своих размерах, оставляя только пенсионеров, которые изо дня в день ждали бы, когда же к ним приедут их дети. В современном  мире так, чаще всего, и случается: села пустеют, города же, наоборот, прогрессируют в своем развитии.

     Сегодня люди все больше хотят уехать из России в другую страну, в Америку, например. Объясняют они это тем, что Россия - отсталая страна, здесь нет прогресса. Но люди сами сделали что-нибудь, чтобы Россия не была такой? Ничего. Совершенно…

     У каждого своя жизнь и своя судьба. Кто-то всю жизнь проживет на родной земле, кто-то уедет в другой город, а может даже и страну, но мы всю жизнь будем помнить и любить родную землю, родной отчий дом…



Предварительный просмотр:

Сочинение на конкурс «Где родился, там и пригодился»

Ученицы 10 класса МАОУСОШ №2 с.Александровское

Долговой Алины          

          «Где родился, там и пригодился», - мудро подмечает народная пословица. Хочу вам рассказать об одном очень важном для нас и нашего села человеке - это Филатова Любовь Ивановна .Родилась и выросла она в селе Александровском , после окончания школы поступила и закончила педагогический институт и уже учителем математики приехала работать к нам в район .Это Учитель  с большой буквы. Сколько старания, сил и любви вкладывала и по сей день вкладывает она в своих учеников. Любовь Ивановна является Заслуженным учителем России. В этом году Любовь Ивановна отметила свой 50-ый юбилей педагогической деятельности!!! Кроме того, что она работает с детьми, Любовь Ивановна еще  работает  в  общественных организациях ,оказывает помощь людям и является очень добрым, отзывчивым и интересным человеком - патриотом своей Родины! Я очень рада, что знакома с ней лично!

        Я не знаю как распорядится судьба, и куда она меня забросит ,но я знаю одно: сердце останется здесь, в Александровском… Село расположено в живописнейшем уголке России. Такой красивой местности во всей Европе и Америке не найдешь! Александровское привольно раскинулось вдоль реки Обь. Каждая улица, каждый дом в моем селе пронизаны глубокой задумчивостью. Красивая и радующая глаз церковь …От звона колоколов душа наполняется светом и добротой. Мое село прекрасное и неповторимое в любое время года! Каждый год с приходом весны село рождается заново. Весело звенят капели, тающие сосульки смотрят с крыш вниз, размышляя: прыгать, не прыгать. Весна - мое любимое время года, в это время село как-то особенно красиво и необычно                    Начинают набухать почки на деревьях появляется запах свежести, а в душе счастье и любовь… Не могу пройти мимо обелиска и не поклониться тем людям, благодаря которым я живу и радуюсь жизни. Я мысленно говорю им: «Спасибо!».
Какой – то особой притягательной силой обладают церкви. Часто бывает так, что я не могу пройти мимо и захожу в храм. Умиротворение и покой испытываю я  здесь, когда смотрю на лики святых.
          Невольно мысли мои переходят к живущим в этом бренном мире. И я думаю о том, что если мы станем чуточку милосерднее, честнее, благороднее, душевнее, то мое село станет еще краше. Ведь люди - самое главное, на мой взгляд, украшение города, села, деревни. Мое село развивается. Не так давно был построен новый спортивный  комплекс «Обь», чтобы люди могли полноценно заниматься спортом,  отремонтировали школу, в которой я учусь, открыли кинотеатр, а сейчас хотят построить новый большой детский сад!

            Родину не выбирают, как не выбирают мать и отца. Александровское - моя родина, я люблю его и люблю людей, живущих здесь. Порой мне кажется, что никакие шумные города не заманят меня своей красотой и перспективностью. Мне очень хочется окончить школу, получить хорошее образование, стать квалифицированным специалистом и делать все для того, чтобы село развивалось и процветало, чтобы будущие поколения также  любили свое село и были бы ему преданными…



Предварительный просмотр:

Любимое село (стихотворение)

Антипенко Александра, ученица 9 класса

МАОУ СОШ №2 с.Александровское Томской области

Мой край родной, суровый и прекрасный.

Край рек, озер, нехоженых болот,

Могучих кедров и берез атласных,

Край, где лежат дороги без дорог.

И в том краю, до боли дорогое,

На берегу Оби стоит село.

Сибирское, неброское, простое,

Куда меня судьбою занесло.

Люблю ходить по улицам опрятным,

Где летом палисадники пестрят

цветами яркими, и глазу так приятны

Сверкающие окнами дома.

Здесь каждый дом - портрет своих хозяев.

Вот этот дом – добротный, на века,

А этот – неухоженный, лентяев,

Вот тот  сверкает красками цветка.

Снуют машины по дорогам чистым,

Автобус убежал за поворот;

А вон мальчишки, наклонившись низко,

Пролазят стайкой в чей-то огород.

Здесь буйством красок полыхает осень,

Зима пленит узором кружевным,

Весна вновь обновленья просит,

А мы спешим, спешим, спешим…

А нужно просто взять – остановиться,

Пока судьбой куда не занесло.

И жить, учиться, радостно трудиться,

Чтобы всегда цвело мое село.



Предварительный просмотр:

Развитие образования в Александровском районе.
      

         Территория Александровского района сейчас , как и много лет назад, находилась вдали от крупных городов  Сибири. Оно очень долго представляло собой забытую богом глухомань: непроходимые болота, глухая тайга, величественная река и озера… В районе не было хороших и больших  дорог. Немногочисленное местное население, которое в своем большинстве состояло из хантов  и селькупов, занимались ловлей  рыбы да  охотой, русские, помимо рыбалки-охоты,  занимались еще и крестьянским трудом.
         Все жители жили крайне бедно и потребности в образовании не имели. На всю большую территорию района до революции имелось только три маленькие церковно-приходские школы, открытые еще в начале 20 века. Однако, после октябрьской революции 1917 года, положение в сфере народного образование быстро начало меняться к лучшему.  Правительство одной из главных целей поставило достижение поголовной грамотности население России, поэтому уже к 1928 году на территории Александровского района было открыто девять сельских начальных школ и одна школа для малограмотных. В 1933 году их число выросло уже до 26 школ. Самая большая школа Александровского района, как и положено, находилась в райцентре.

Открыта она была в 1924 году и называлась Александровской опорной школой. В 1928 году в ней обучалось 92 человека из самого райцентра  и четырех окрестных деревень. Новый этап в жизни Александровской образцовой школы наступил в 1933 году. Она стала семилетней (дети получали неполное среднее образование). Позже ей было присвоено имя Максима Горького за успехи в учебно-воспитательной работе. В 1936 году она была преобразована в среднюю школу с десятилетним сроком обучения (выпускники школы получали аттестаты о среднем образовании).

Новым витком в развитии образования района стало открытие в Александровском нефтегазоразведочной экспедиции. Резкий прирост населения, в том числе и детей школьного возраста, поставило перед местной властью задачу о необходимости строительства новой школы. Она была построена в рекордно короткие сроки. 4 октября 1964 года школа гостеприимно встретила своих первых учеников.

Александровское стало одним из основных центров образования. В других населенных пунктах района существовали только начальные школы, поэтому подростки, желавшие продолжить свое образование, могли сделать это только в райцентре, где для них специально было построено общежитие. Через некоторое время был создан Интернат народов севера. С проживанием и обучением детей в интернатах возникали немалые трудности. По закону они должны были находиться на полном государственном обеспечении. Но на практике большую часть расходов по содержанию детей в интернатах власти переложили на плечи родителей. В середине 1930-х годов в Александровском районе функционировало 7 интернатов. Однако в силу ряда причин число интернатов начало сокращаться, и к 1941 году в районе их осталось только 3. Сегодня в селе Александровское работает один интернат.   Для того, чтобы дети круглый год не испытывали проблем с питанием, при каждой школе имелся собственный огород. Также школа имела свой скотный двор. В 1932-1933 годах стали вводить обязательное начальное образование. С этого времени посещение школ стало строго обязательным. На родителей, не желавших отправлять своих детей учиться, составляли специальные акты и к ним принимались административные меры. Многие дети, получив минимальное образование по 2-3 года, дальнейшее обучение считали пустой тратой времени и школу бросали. Циркуляры, направлявшиеся из окроно, пестрят распоряжениями о необходимости ужесточения контроля за посещаемостью в школах Александровского района. Кстати, эта проблема и на сегодняшний день остается крайне актуальной.

В годы первых пятилеток в стране очень популярным был лозунг «Ни одного неграмотного!» Учиться заставляли не только детей, но и взрослых, которые не умели хотя бы читать и писать. Еще одним очагом просвещения на селе должны были стать избы-читальни. В 1932 году в Александровском районе их было пять. Главной проблемой подобных заведений было то, что они не совсем соответствовали своему названию - читать в них было особо нечего. В 1933году на все избы-читальни района было  700 книг. Единственная хорошая библиотека была в райцентре, в ней было 1800 экземпляров книг. Больше всего народ любил кино, которое «крутили» иногда именно в этих самых избах-читальнях.

Несмотря на, казалось бы, значительную отдаленность от административных центров, учителя Александровского района находились под неусыпным надзором контролирующих органов. Попадались, конечно, в педагогической среде и нерадивые работники, относившиеся к своим служебным обязанностям без особого рвения. К сожалению, некоторые учителя злоупотребляли спиртными напитками. Среди них попадались и весьма квалифицированные специалисты, сделавшие много для развития образования в Александровском районе. Большинство педагогов подходили к своей работе добросовестно и ответсвенно, иной раз тратя на нее все свое свободное время. Многие из них достойны отдельного рассказа. Одно только перечисление этих людей может занять много страниц. Стоит упомянуть самых лучших, тех кто оставил особую память о себе: математик Николай Леонидович Пичугин, занимавший в конце 1930-х годов должность директора средней Александровской школы, историк Гвоздев Леонид Васильевич, учительница русского языка и истории Байрак Клавдия Архиповна, учителя литературы Полубинский Лев Васильевич и Устинова Александра Евстафьевна, учитель начальных классов Елунин Александр Андреевич. В результате их усилий уже к 1936 году по статистике примерно 90% населения Александровского района имели самое элементарное образование .И пусть статистика в Советском Союзе не всегда отражала реальную действительность, но в том случае она была не далека от истины.

С развитием образования  в районе      возникла необходимость создания отдела народного образования, который курировал бы  все вопросы, связанные воспитанием и обучением в школах. 5 октября 1932 года было решено создать отдел народного образования, который назывался «Лумпокольский районный отдел народного образования наркомпроса». По свидетельствам документов, в период 30-х годов в состав районо входили: «образцовая школа первой  ступени в селе Александровское, трехкомплектная Александровская спецпоселенческая школа, Александровская школа переростков, Александровский детский клуб, детский сад, культлодка, колхозные летние дошкольные площадки, школа колхозной молодежи, районный Дом социалистической культуры, библиотеки райцентра ,избы-читальни, пункты ликвидации безграмотности в селах района». Существовало Новоникольское кустовое объединение, куда входили «Новоникольская школа, Новоникольский ликбез, Новоникольская школа малограмотных».

Отдел образования руководил образовательной деятельностью всех школ населенных пунктов района, весь педагогический состав был в подчинении районо. Он также занимался вопросами учебно-воспитательной и организационной работой среди детей и взрослого населения, директора распоряжались только техперсоналом. С тех пор прошло восемь десятков лет. За это время, начиная с рождения отдела и заканчивая сегодняшним днем, его возглавляло восемь интересных и замечательных людей. Первым руководителем был Колотовкин Владимир Дмитриевич, а начиная с 1988 года и по сегодняшний день, отдел образования возглавляет Матвеева Антонина Федоровна.

Много лет прошло с тех пор, когда читающий человек был диковинкой. Сколько было приложено усилий, чтобы образование Александровского района достигло такого высокого уровня:  в школах района работают высококвалифицированные педагоги. Ученики  доказывают высокий уровень своих знаний на областных и всероссийских конкурсах. Но мы помним, как и с чего …  «все начиналось».



Предварительный просмотр:

Титова Катя, 11 класс

«Две ириски»

Покрепче чай, а к чаю две ириски...

Помятая записка на столе...

Помаду на губах и запах виски...

Все, что ты преподнес сегодня мне!

Ну здравствуй, я тебя ждала,

Опять до ночи не спала, устала...

Спросила: «Где ты был?»  А в мыслях:" Кто она?"

А ты молчишь и не отводишь взгляда...

Ну раз, пришел, так значит проходи,

Сейчас тебе я ужин разогрею...

Не голоден?, ах да, ну так иди,

Иди поспи, тревожить не посмею...

А завтра вновь до полночи одна...

И мерзкий запах табака и виски...

И в мыслях:" С кем ты, кто она?"

И снова к чаю только две ириски....



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя

образовательная школы №2  с. Александровское»

Доклад

на  историко-краеведческую конференцию

«Литература и писатели Сибири».

Тема доклада: «Экология души. Литературный мир  героев Марии Халфиной»

Выполнила: Благинина Анастасия  Владимировна,

ученица 11 класса  МАОУСОШ №2

Руководитель: Соловьева Марина Ивановна,

учитель русского языка и литературы МАОУСОШ №2

                                         

с. Александровское   2015 г

Содержание:

  1. Введение

  1. Основная часть

- Биография М.Л. Халфиной

- Хроника творчества писательницы. «Экология души».

  1. Заключение
  2. Библиография

5. Литература

«Я всегда преклонялась перед колдовской способностью писателя волновать, будоражить сознание человека, заставлять его думать. Но мне никогда не приходило в голову, что мой рассказ, мое слово, обращенное к читателю, может заставить его плакать, переоценивать свои поступки, понять что-то, что раньше не доходило до его сознания»

Мария Леонтьевна Халфина

Введение

           Сибирь…Что скрывается за таким родным словом? Сибирь - это малая родина, это тайга, снежные сугробы и, конечно, писатели… Сергей Заплавный, Вениамин Колыхалов, Вадим Макшеев, Валентина Зарубина, Ирина Шашель и многие другие. Но больше всего меня заинтересовало творчество Марии Леонтьевны Халфиной - томской писательницы с мировым именем. Это человек с искренней душой, с большим и любящим сердцем. Ее произведения раскрывают душевную чистоту человека, важные жизненные проблемы. Откуда у М.Л. Халфиной столько любви, терпения, сочувствия? Может быть, писательнице привелось пережить жизненные трудности, самой решать многие проблемы? За ответом мы обратимся к биографии писательницы.  

Основная часть

Биография  М. Л. Халфиной

           Мария Леонтьевна родилась 14 марта 1908 года в селе Пуштулим Ельцовского района Алтайского края. Семь классов окончила в Бийске в школе имени Н.В. Гоголя. Она была одаренным ребенком. С одинаковым  и всегда неизменным успехом пела, рисовала, писала стихи. Отец Марии сумел внушить ей, что «человек, взрослея, должен найти для себя пусть небольшое, неграмотное, но такое дело, которое было бы не грузом, а радостью».

          А искать такое дело не пришлось. С 3-х лет ее брала в библиотеку друг семьи Виктория Викторовна Прибыткова. Бийская народная библиотека стала колыбелью будущей профессии. Именно здесь Мария Леонтьевна в 4 года научилась читать. Ее первым прочитанным произведением был рассказ И.С. Тургенева «Муму».

          В 1933 году она окончила томский библиотечный техникум и посвятила любимому библиотечному делу более 40 лет: была избачом, библиотекарем, методистом, заведующей кабинетом политпросвещения. За трудовые заслуги  М.Л. Халфина награждена медалями «За доблестный труд» и «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне». Сколько книг прошло через ее руки за эти годы, а сколько прочитано…  Но источником ее творчества явилась не литература, а прежде всего жизнь. Она всегда гордилась тем, что ученики не забывали ее. Они были ее близкими друзьями.

           Наверное, счастье - стоять за столом библиотеки и выдавать жадным до знаний читателям книги. К этому счастью добавляется – с каждым годом все больше - еще и особая радость: если ты человек наблюдательный, то, общаясь с читателями, все лучше и ближе узнаешь людей, их судьбы, тревоги, их надежды. Так, день за днем, впитывая в себя многие человеческие биографии, библиотекарь в сибирском клубе Мария Халфина, перешла рубеж от библиотечной полки к писательскому столу. И это был для нее большой и серьезный шаг. Шаг в литературу.

Вадим Макшеев писал: «По-разному приходят в литературу писатели, но все же преимущественно на литературное поприще они вступают молодыми». Первые же рассказы Халфиной, которые сразу снискали ей известность, были опубликованы в журнале  «Огонек», когда писательницу уже  нельзя было назвать молодой. Зато пришла она в литературу  со своим сформировавшимся писательским голосом, со своими устоявшимися убеждениями и мудрым пониманием жизни.

 

Хроника творчества писательницы.

«Экология души».

         Личность писателя неотделима от его книг, в которых проявляются его устремления, идеалы, характер. Доброта и взаимоотношения в семье, чуткость и душевное благородство – это те качества, без которых тяжело жилось в огромном окружающем нас мире. Ведь люди для того и созданы, чтобы понимать и помогать друг другу, чтобы любить и о ком-либо заботиться. Герои Марии Халфиной разные по возрасту, по своему характеру и поступкам, но все они – люди простые и обыкновенные. Тысячи их живут рядом с нами со своими радостями и заботами, но их жизнь проходит мимо нас, ведь у каждого из нас свои дела, свои радости и горести. А для Марии Халфиной заботы этих людей – ее заботы, их боль – ее боль. Ее рассказы простые и непростые одновременно. Простые - по языку, по обыкновенности. Непростые - по поднимаемым вопросам.  
          

В современном мире существует  такое понятие, как «Экология души». Что же оно означает? Экология души - это, прежде всего, душевное состояние человека, его внутренний мир, полный чудес и тайн, это чистота, доброта, сочувствие, то есть проявление лучших христианских качеств. Именно такие качества проявляют многие герои Марии Халфиной. Образы, созданные писательницей, - это образы женщин - сибирячек. Стойкие, крепкие, закаленные натуры сибирской природы, которая особо влияет на склад характера. Прочитав несколько рассказов и повестей, я твердо могу сказать: герои Мари Халфиной -  люди добрые, заботливые, справедливые. Да, они спорят, ругают, но всегда поступают так, как подсказывают сердце и совесть… Яркие тому подтверждения – рассказы «Безжалостное сердце», «Милочка», «Безотцовщина», «Виктория», повесть «Мачеха» и многие другие. Мы читаем их, и перед нами проходят люди разных взглядов, характеров, судеб. Мы сопереживаем им, радуемся их счастью и плачем, горюя вместе с ними. Мы понимаем, что эти герои будут жить в наших сердцах вечно, и так же вечно улучшать « Экологию наших душ».
   

Вывод

         В наше время редко можно встретить такого человека, как Мария Леонтьевна  Халфина, человека с искренней и чистой душой. В 1988 году ее не стало. У талантливого писателя есть одна привилегия – после его смерти герои его продолжают жить, и перед читателем всякий раз заново проходит жизнь с печалями и радостями, заботами и надеждами. Я думаю, что каждый, прочитавший книги Марии Халфиной, стал чуточку добрее и милосерднее. По крайней мере, очень хочется на это надеяться.  

   

                                 

                                     

Библиография

1957 — вышла первая книга — «Библиотека Моряковского Затона».

1964 — сборник рассказов — «Мои соседи».

1966 — в журнале «Огонек» опубликованы повесть «Мачеха» (№ 4-6) и «Простая повесть» (№ 35-39).

1966 — сборник рассказов «Живет рядом семья…».

1967 — сборник повестей и рассказов «Простые истории».

1967 — сборник «Мачеха» (повесть «Мачеха» и рассказ «Баба Груня»).

1970 — сборник рассказов «Что старикам надо…».

1978 — сборник повестей и рассказов «Простые истории».

1983 — сборник «Повести и рассказы».

1986 — сборник «Дела семейные…».

                  Экранизация произведений

1971, март. По повести «Мачеха» Томским телевидением поставлен телеспектакль.

1973 — по повести «Мачеха» поставлен одноименный кинофильм (Мосфильм; реж. О. Бондарев; в гл. ролях Т. Доронина, Л. Неведомский).

1977. По рассказу «Безотцовщина» поставлен одноименный кинофильм (Мосфильм; реж. В. Шамшурин; сцен. М. Халфина; в главных ролях — Е. Драпеко и Л. Прыгунов).

                                                    Награды

1960 — медаль «За трудовую доблесть».

1978 — Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР.

1983, 23 июня — присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

1984 — орден Дружбы народов.

Также была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Литература

Халфина М.Л. «Повести и рассказы» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983 г.

Интернет ресурсы

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Халфина,_Мария_Леонтьевна


 ido.tsu.ru/ss/?unit=193&page=582