ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Гущина Вероника Юрьевна

Предварительный просмотр:

Разработка проекта области дополнительного образования

Название проекта

Арт-терапия: искусство быть собой

Руководитель проекта

Гущина Вероника Юрьевна.

Состав и возраст проектной группы

Педагоги и обучающиеся в возрасте 13-14 лет

Срок реализации

Среднесрочный

Типология проекта

Творческий

Актуальность проекта

Актуальность проекта "Арт-терапия: искусство быть собой" проявляется в связи с растущими потребностями детей в эмоциональной поддержке, регуляции эмоций и развитии творческого мышления. Арт-терапия предлагает уникальные возможности для достижения этих целей и способствует комплексному развитию детей.

Арт-терапия предлагает альтернативный подход для выражения эмоций и стресса. В современном мире, где дети сталкиваются с различными вызовами и давлениями, арт-терапия может помочь им расслабиться, улучшить свое эмоциональное состояние и обрести внутреннюю гармонию.

В рамках арт-терапии дети имеют возможность вести диалог с помощью искусства. Они могут выражать свои мысли и чувства через рисунки, коллажи и другие художественные формы, что помогает развивать коммуникативные навыки.

Арт-терапия позволяет детям исследовать и экспериментировать с различными художественными материалами и методами. Она расширяет горизонты и побуждает детей к активному исследованию и творческому мышлению.

Цель проекта

Развить индивидуальные способности каждого ребенка, улучшить эмоциональное состояние и укрепление социальных навыков через арт-терапию.

Задачи проекта

1. Проведение информационной кампании для привлечения участников, распространение информации о проекте среди участников объединения.

2. Набор участников проекта, проведение собеседований и отбор кандидатов на основе их интересов и потребностей.
3. Проведение арт-терапевтических занятий по различным видам техникам.
4. Создание условий для творческого развития участников проекта, поддержка их инициатив и помощь в реализации собственных проектов.

5. Организация выставки работ участников проекта, презентация их достижений и успехов.
6. Оценка результатов проекта, анализ эффективности использованных методов и подходов, определение перспектив дальнейшего развития проекта.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап

1. Проведение информационной кампании для привлечения участников, распространение информации о проекте среди участников объединения. Анкетирование – привлечение родителей к участию в проекте. Диагностики детей на начало проекта.

2. Набор участников проекта, проведение собеседований и отбор кандидатов на основе их интересов и потребностей.

3. Создание плана работы над проектом, включая сроки, ответственных, форму представления результата.

4. Создание необходимых материалов, инструментов и оборудования для выполнения работ.

Деятельность обучающегося

  1. Отобранная тема проекта «Арт-терапия: искусство быть собой» обсуждена со всеми участниками проекта.
  2. Сбор информации, которые учащиеся подбирают для работы над проектом.
  3. Знакомятся с целями и задачами проекта.
  4. Возникшую проблему обсудили с обучающимися, они выразили собственную точку зрения и остановились на получении конечного продукта, то есть создания собственной выставки с презентацией своих работ, выполненных за период участия в проекте.

Деятельность педагога

  1. Мотивирует учащихся. Педагог предлагает и побуждает у обучающихся интерес к теме проекта. 
  2. Проводит установочное занятие: знакомит с целями, задачами, формами работы в рамках проектной деятельности, требованиями к проекту, критериями оценивания и т.п.
  3. Организует деятельность по анализу и выявлению потребностей.

  1. Аналитический этап
  • 1. Анализ литературы по проблеме.
  • 2. Определение вида продукта и сроков презентации.
  • 3. Определение характеристик и потребностей целевой аудитории детей.

Деятельность обучающегося

  1. Участвуют в консультации по выбору выполнения выставки и презентации.
  2. Участники проекта активно подбирают и предлагают свои идеи для оформления выставки.
  3. Помощь в сборе материала для проекта (бумага разных и форматов, а также картон, холст и другие поверхности, краски, карандаши, кисти, фломастеры, мелки, глина, пластилин). Полученные материалы дети систематизировали.

Деятельность педагога

  1. Проводит консультации по выбору оптимального варианта выполнения выставки, презентации и их оформление
  2. Помогает учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта. Консультирует по содержанию презентации.
  3. Организует промежуточные отчеты учащихся, проводит организационно-консультационные занятия.
  4. Педагог совместно с детьми определяет какие ресурсы и материалы нужны для осуществления проекта.

  1.  Практический этап

1.  Работа с различными художественными материалами и инструментами, чтобы дети могли выразить свои мысли, чувства и внутренний мир.

2. Проведение занятий, включая рисование, лепка и другие художественные формы.

3. Выполнение художественных работ и презентаций для выставки.

Деятельность обучающегося

  1. Выполняет подготовительную работу: выбор техники изготовления работ.
  2. Помощь в поиске упражнений для арт-терапии.
  3. Участие в арт-терапевтических занятиях, где участники практикуют различные техники и упражнения.
  4. Выполнение с педагогом арт-терапевтических работ для выставки.

Деятельность педагога

  1. Организует работу учащихся в учебных мастерских (исследовательских лабораториях). Контролирует, корректирует.
  2. Поиск упражнений для арт-терапии.
  3. Вносит коррективы в работах обучающихся и коррективы в технологическую документацию.
  4. Консультирует по вопросам изготовления изделия, выбору материалов, методов, корректировке изделий.

  1. Презентационный этап

1. Организация выставки и презентации, на которой участники проекта смогут показать свои художественные работы и рассказать о своем опыте в ходе арт-терапевтического проекта.

2. Проведение открытого мероприятия участием родителей, специалистов и других заинтересованных лиц, где будут представлены детские работы и поделки.

Деятельность учащегося

  1. Готовит защиту проекта: публичное выступление, презентацию.
  2. Участники проекта проводят выставку своих арт-терапевтических работ.
  3. Участники проявили высокий уровень творческого подхода к реализации проекта. Проявили свои эмоции, чувства, мысли и переживания через творчество. 

Деятельность педагога

  1. Консультирует по вопросам подготовки к защите: знакомит с требованиями к публичной защите, требованиями к оформлению презентации.
  2. Определяет программу и сценарий публичной защиты.
  3. Проводит репетиционно-консультационное занятие: предзащиту выставки.
  4. Организует процедуру защиты.
  5. Определяет список гостей, приглашаемых на защиту.
  6. Подготавливает аудиторию.
  7. Подготавливает раздаточные материал и бланки оценки проектных работ.
  8. Проверяет готовность учащихся к защите.

  1. Контрольный этап

1.  Проведение оценки и анализа результатов проекта с помощью опросов или интервью с участниками и их родителями.

2. Сбор обратной связи о том, как арт-терапия влияла на эмоциональное состояние и самовыражение детей.

3. Анализ эффективности и достижения целей проекта для будущего улучшения и повышения качества арт-терапевтической практики.

Деятельность учащегося

  1. Анализирует выполненную выставку, выясняет причины успехов и неудач.
  2. Участниками проблема была исследована глубоко.
  3. Проводит анализ достижений поставленной цели.

Деятельность педагога

  1. Организует оценку проекта, рефлексию учащегося.
  2. Участвует в коллективном анализе выставки.
  3. Подводит итог, обнародует результаты оценивания выставки и презентаций.
  4. Оформляет распоряжения по внедрению результатов выставки.

Необходимое оборудование

1. Художественные материалы:

- Краски (акварельные, масляные, акриловые)

- Кисти разных размеров

- Чернила и маркеры

- Цветные карандаши и мелки

- Бумага разных размеров и текстур

- Холсты или другие поверхности для живописи

- Гипс или глина для скульптуры

- Различные материалы для коллажа (ткани, бумага, нитки и т.д.)

2. Инструменты:

- Палитры для смешивания красок

- Подставки для холстов или рамы для картин

- Ножницы, клей, ленты

- Разные инструменты для работы с глиной (лопатки, прищепки, ролики и т.д.)

- Возможно, керамическая печь для обжига глины (для проектов со скульптурой)

3. Материалы для создания комфортного пространства:

- Диваны, стулья, подушки для обеспечения удобства участников

- Столы и стулья для работы с материалами

- Освещение и осветительные приборы для поддержания необходимой видимости

- Музыкальные инструменты или аудиоаппаратура для звукового фона или терапевтической музыки

4. Защитные средства:

- Пластиковые фартуки или защитные покрытия для одежды, чтобы предотвратить пачканье и размазывание красок

- Перчатки и маски, если используются материалы или химические вещества, требующие защиты

Презентация итогов проекта

1. Презентации и публикации на сайтах:

-официальном сайте МАОУ «ДЮЦ ДО г. Черняховск»;

- официальной группе в вКонтакте;

2. Проведение выставки работ обучающихся

Предполагаемые итоговые продукты проекта

Выставка работ обучающихся за период программы. Создание электронного портфолио.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап

2. Аналитический этап

3. Практический этап

4. Презентационный этап

5. Контрольный этап

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Основные результаты:

  • Определение конкретной, социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической.
  • Определение направления деятельности.
  • Предварительная формулировка основной идеи (гипотезы).
  • Создание плана работы над проектом, включая сроки, ответственных, форму представления результата.

Деятельность учащегося

  • Анализирует потребности, формулирует тему, противоречие, проблему, цели и задачи работы.
  • Составляет план работы над проектом.

Деятельность учителя

  • Мотивирует учащихся.
  • Проводит установочное занятие: знакомит с целями, задачами, формами работы в рамках проектной деятельности, требованиями к проекту, критериями оценивания и т.п.
  • Организует деятельность по анализу и выявлению потребностей.
  • Консультирует по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации, формулировке основных идей и замыслов.
  • Утверждает темы проектов, планы работы.
  • Устанавливает критерии оценки проектов в соответствии со спецификой выбранных тем.

Дидактическое обеспечение: информация по методу проектов, перечни примерных тем, письменные рекомендации авторам проектов, требования, сроки, график консультаций, алгоритмы работы и пр.

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Основные результаты:

  • Анализ литературы по проблеме.
  • Теоретическое обоснование идеи (гипотезы).
  • Выбор и обоснование путей решения проблемы.
  • Определение вида продукта и сроков презентации.
  • План действий по разрешению проблемы.

* По окончании этого этапа должен быть готов черновик первой главы пояснительной записки, обоснован выбор инструментов и материалов, составлены инструкционные карты (для практико-ориентированного проекта), составлен план эксперимента (для исследовательского проекта).

Деятельность учащегося

  • Анализирует проблему, определяет источники информации, выбирает критерии оценки результатов, обосновывает свои критерии успеха.
  • Осуществляет анализ и отбор информации для теоретической главы пояснительной записки.
  • Конкретизирует и обосновывает идею, определяет желаемый результат проекта, его параметры, способы достижения.

Деятельность учителя

  • Проводит индивидуальные консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления. Помогает учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта. Консультирует по содержанию проектов.
  • Организует промежуточные отчеты учащихся, проводит организационно-консультационные занятия.

Дидактическое обеспечение: информация по методу проектов, информационные базы данных, образцы выполненных проектов, письменные рекомендации авторам проектов: требования к оформлению, инструкционные карты и т.п.

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Основные результаты:

  • изготовление изделия, продукта,
  • окончательное оформление технологической документации.

* По окончании этого этапа должен быть готов черновик пояснительной записки и изделие.

Деятельность учащегося

  • Выполняет подготовительную работу: эскизы, поиски, упражнения и т.п.
  • Изготавливает продукт (проводит эксперимент), вносит коррективы согласно замечаниям.
  • Вносит коррективы в технологическую документацию.

Деятельность учителя

  • Организует работу учащихся в учебных мастерских (исследовательских лабораториях). Контролирует, корректирует.
  • Консультирует по вопросам изготовления изделия, выбору материалов, методов, корректировке изделий.

Дидактическое обеспечение: учебные мастерские (лаборатории). Образцы инструкционных карт, протоколов экспериментов.

4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП

Основные результаты: 

  • подготовка к защите,
  • оформление результатов работы.

Деятельность учащегося

  • Оформляет пояснительную записку.
  • Готовит защиту проекта: публичное выступление, презентацию.

Деятельность учителя

  • Консультирует по вопросам подготовки к защите: знакомит с требованиями к публичной защите, требованиями к оформлению презентации.
  • Проводит репетиционно-консультационное занятие: предзащиту проекта (при необхо-димости).
  • Организует процедуру защиты.
  • Определяет программу и сценарий публичной защиты.
  • Определяет список гостей, приглашаемых на защиту.
  • Подготавливает аудиторию.
  • Подготавливает раздаточные материал и бланки оценки проектных работ.
  • Проверяет готовность учащихся к защите.

Дидактическое обеспечение: образцы оформления пояснительной записки. Примеры докладов и презентаций.

5. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП

Основные результаты: 

  • защита проекта,
  • внедрение результатов работы.

Деятельность учащегося

  • анализирует выполненный проект, выясняет причины успехов и неудач.
  • Проводит анализ достижений поставленной цели.
  • Участвует во внедрении проекта.

Деятельность учителя

  • Организует публичную защиту проекта.
  • Организует оценку проекта, рефлексию учащегося.
  • Участвует в коллективном анализе проекта.
  • Подводит итог, обнародует результаты оценивания проектов.
  • Оформляет распоряжения по внедрению результатов проекта (при необходимости).
  • Организует выставку работ (при необходимости).

Дидактическое обеспечение: аудитория для публичной защиты с мультимедиа обеспечением и стендами для размещения изделий. Бланки оценивания, бланки рефлексии.



Предварительный просмотр:

Передовой педагогической опыт по применению изобразительной деятельности как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников

В аспекте нашей работы был изучен педагогический опыт педагога дополнительного образования в области изобразительного искусства Пилькевич Ирины Генриховны, которая работает в МАУ ДО «ДЮЦ г. Черняховска».

Целью деятельности Ирины Генриховны является формирование творческой личности, которая одна из важных задач педагогической теории и практики на собственном этапе. Кроме того, педагог считает, что занятия изобразительным творчеством помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений, что способствует формированию эстетического вкуса, приобретению технических знаний, воспитанию трудовых навыков и умений, развитию специальных и творческих способностей. Изобразительное искусство формирует и развивает ребенка любого возраста, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.

На каждом занятии Ирины Генриховны создаётся эстетическая микросреда и определяется его содержанием, является специфичной для каждого занятия.

В своей работе Ирина Генриховна использует ведущие теоретические идеи, такие как, идея гуманизации образования, которая направлена на развитие уникальных способностей каждого ребенка и придаёт приоритет человеческим и личностным ценностям, идея демократизации образования, предоставляющая участникам педагогического процесса свободу для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, идея развивающего и воспитывающего обучения, направленного на формирование комплекса качеств развивающейся личности, идея сотрудничества, неформального общения и сотворчества между педагогами и воспитанниками, идея творческого подхода, который предполагает постоянный поиск и проверку содержания, форм и методов обучения и воспитания.

В своей работе педагог часто делает акцентирование на развитие воображения, наглядности, гениальности у обучающихся. Например: нарисовать «Разноцветные дома», «Сказочного зверя», «Мир животных». При этом педагог не даёт срисовывать с образца, тем самым обучающиеся при работе выполняют отличающиеся работы друг от друга своей индивидуальностью.

Если говорить о цвете, то цвет является одним из самых сильных средств, в выразительности художников. Хорошо развитое чувство цвета, помогает почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить спокойствие. Поэтому, Ирина Генриховна считает, что важно научить детей в дошкольном возрасте выражать свои чувства, эмоции – цветом.

В процессе обучения педагог учит детей смешивать сложные цвета на палитре, тем самым, получая разнообразные оттенки цветом и добавляя яркости в работу каждого ребенка.

После такого процесса смешивания, можно проанализировать работу каждого ребенка: какой цвет выбрал ребенок? Какое было настроение и чувства у ребенка? Это побуждает детей передавать внутреннее состояние («Любовь», «Радость», «Мое настроение»).

Успех обучения во многом зависит и от того, какие методы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, а также развить способности в какой-либо области деятельности. В старшей группе много внимания уделяются развитию самостоятельного творчества. Творческая работа воображения у детей старшего дошкольного возраста может быть основана на богатстве опыта. Вопрос о развитии восприятия детей является центральным. Но всё же для детей игра всё ещё остается одним из приёмов обучения рисования.

Часть образовательного процесса включает в себя теоретическую часть, где педагог мотивирует обучающихся на предстоящую деятельность, актуализирует опорные знания – подготовление учащихся к восприятию нового материала, сообщение новых умений, знаний. Дошкольники старшего возраста приобретают опыт в процессе восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога, поэтому Ирина Генриховна применяет такие методы, как наглядные, словесные и практические. Например, на занятии на тему «Воин защитник Отечества», Ирина Генриховна беседовала с обучающимися, что они знают, какие истории слышали о защитниках Отечества с своих семьях. Также педагог наглядно показывала реквизит военных лет (пилотка, фуражка, шапка-ушанка). С помощью картин-перевертышей педагог подводила обучающихся к теме занятия и к практической работе.

Для более интересного занятия педагог использует разные упражнения, которые повышают внимательность и концентрацию детей. Например, она предлагает детям игры на развитие слухового, зрительного внимания и мелкой моторики, такие как "Найди отличия", "На ощупь", "Поле чудес" и др. Эти игры не только вносят элемент веселья и азарта в занятие, но и тренируют способность детей сосредотачиваться и удерживать внимание.

Кроме того, Ирина Генриховна активно использует музыкальное сопровождение во время занятий, подбирая мелодии, соответствующие настроению и теме урока. Музыка помогает создать благоприятную атмосферу, снизить уровень стресса и способствует концентрации внимания детей.

Для развития мелкой моторики и координации движений педагог включает в занятия пальчиковые игры, упражнения с шариками су-джок, массаж рук с использованием различных материалов (крупы, камушки, бусины). Эти упражнения не только укрепляют мышцы рук, но и стимулируют речевое и когнитивное развитие детей.

Ирина Генриховна также использует элементы арт-терапии, предлагая детям выражать свои эмоции и чувства через изобразительную деятельность. Это помогает снять эмоциональное напряжение и способствует развитию эмоционального интеллекта.

Таким образом, педагог создает увлекательные и разнообразные занятия, которые не только развивают мелкую моторику и творческие способности детей, но и способствуют их всестороннему развитию, укреплению внимания, концентрации, эмоционального и социального интеллекта.

В своей работе Ирина Генриховна уделяет особое внимание развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, поскольку она напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания и других высших психических функций. Для достижения этой цели она использует разнообразные виды изобразительной деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация, конструирование и другие.

Одним из ключевых методов, используемых педагогом, является применение нетрадиционных техник рисования. Дети учатся создавать изображения с помощью различных материалов и инструментов, таких как ватные палочки, губки, крупы, природные материалы и др. Это способствует развитию мелкой моторики, координации движений, творческого мышления и фантазии.

Особое внимание Ирина Генриховна уделяет лепке из соленого теста, глины и пластилина. Дети учатся различным приемам лепки, таким как скатывание, раскатывание, сплющивание, вытягивание и др. Эти упражнения не только развивают мелкую моторику, но и способствуют развитию тактильных ощущений, пространственного восприятия и воображения.

Ирина Генриховна также активно использует аппликацию из различных материалов, таких как бумага, ткань, фольга, природные материалы и др. Дети учатся аккуратно вырезать, наклеивать, создавать композиции, что способствует развитию мелкой моторики, глазомера, усидчивости и внимательности.

В своей работе педагог применяет игровые методы и приемы, которые делают занятия увлекательными и интересными для детей. Она создает условия для развития творческого потенциала каждого ребенка, поощряя их самостоятельность и инициативу.

К практическим методам относится игровой метод. Он вызвал повышенный интерес, положительные эмоции у детей. Например, в начале занятия «Весёлые кляксы» педагог поговорил с детьми о том, что же такое клякса, как и чем писали на Руси, когда не было шариковых ручек, и откуда произошла техника «кляксография». На доске были вывешены работы других детей в такой же технике рисования, и дети пытались увидеть в этих работах новые образы. Все дети с желанием выходили к доске и рассказывали об увиденных образах.

Передовой педагогический опыт Ирины Генриховны Пилькевич демонстрирует эффективность использования изобразительной деятельности как средства развития мелкой моторики у обучающихся. Ее методы и приемы способствуют не только развитию мелкой моторики, но и всестороннему развитию личности ребенка, его творческого потенциала, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.

В своей практике она использует комплексный подход, сочетая различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование и др. Каждый вид деятельности способствует развитию определенных навыков мелкой моторики и координации движений рук.

Для развития мелкой моторики Ирина Генриховна активно применяет нетрадиционные техники рисования, такие как рисование ватными палочками, печатками из поролона, рисование пальчиками, оттиск смятой бумагой и многие другие. Эти техники требуют от детей точных, скоординированных движений пальцев и кистей рук, что способствует укреплению мелкой мускулатуры.

В процессе лепки из глины, соленого теста или пластилина дети не только совершенствуют мелкую моторику рук, но и развивают ряд когнитивных и творческих навыков. Они осваивают приемы скатывания, раскатывания, сплющивания, вытягивания и защипывания, улучшая тактильные ощущения, пространственное восприятие и координацию движений. Эти занятия способствуют развитию глазомера, усидчивости, внимания и аккуратности.

Аппликация из бумаги, ткани и природных материалов также играет важную роль в развитии моторики. Дети учатся вырезать и наклеивать различные элементы, что требует точных движений. Это способствует развитию координации, глазомера, усидчивости и внимания.

При создании увлекательного и разнообразного процесса обучения педагог использует игровые методы и приемы, музыкальное сопровождение и элементы арт-терапии. Игры не только помогают снизить уровень стресса и повысить концентрацию, но и способствуют развитию познавательной активности детей. Музыкальное сопровождение создает благоприятную атмосферу и стимулирует воображение, а арт-терапия позволяет выражать свои эмоции и чувства через творческую деятельность.

Важным аспектом работы Ирины Генриховны является создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Педагог поощряет самостоятельность, инициативу и экспериментирование с материалами, что способствует развитию креативного мышления и уверенности в себе. Педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирает соответствующий уровень сложности заданий, поддерживая и направляя его интерес к изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность оказывает комплексное влияние на развитие ребенка. Она не только совершенствует мелкую моторику, но и развивает воображение, творческое мышление, пространственное восприятие и эмоциональную сферу. У детей формируются навыки анализа и синтеза, они учатся выражать свои мысли и чувства через художественное творчество. Педагогический опыт Ирины Генриховны позволяет создавать индивидуальные и эффективные подходы к развитию детей. Использование различных методов и техник помогает гармонично развивать их мелкую моторику, когнитивные способности, творческое мышление и личностные качества. Индивидуальный подход и поддержка педагога способствуют всестороннему развитию каждого ребенка и формированию позитивного отношения к изобразительной деятельности.



Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

  с включением проектной деятельности для освоения учащимися избранного вида деятельности

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Художественная

Возраст учащихся

13-14 лет

Дата проведения

02.05.2024 г.

Название занятия

«9 мая – День Победы»

Тип занятия

Комбинированный

Цель занятия

Организация деятельности для обучающихся выполнение коллажа, содержащий смысловые элементы праздника.

Задачи занятия

Задачи:

Побудить гордость за свой народ, уважение к людям, прошедшим войну, любовь к родной земле;

уметь составлять коллаж;

подбирать яркое живописное решение;

повышать интерес к истории своего народа, к истории появления атрибутов праздника.

Планируемые результаты

Личностные:

развитие умения использовать собственную фантазию при создании коллажа;

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию.

Предметные:

развитие умения самостоятельной работы в технике коллажирования и аппликации с использованием красок, а также необходимых инструментов и материалов.

Метапредметные:

приобретение и закрепление новых знаний о формах выполнения простых логических действий, наблюдения и выполнения работы с опорой на план работы; 3

формирование умения анализировать педагогический образец, обсуждать, рассуждать об этапах работы над созданием продукта деятельности.

Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы)

Карандаши, краски, клей ПВА, ручки, раздаточный материал, ножницы, двусторонний скотч, лист А3, фломастеры.

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащихся

Время

I

Подготовительный этап

3 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Юрьевна. Сегодня я буду вести у вас урок рисования. К сегодняшнему уроку у вас должны быть краски, карандаш и баночка для воды. Все ли у вас готово?

Мотивация с помощью цитаты.

Всегда делай то, что ты боишься сделать. (Ральф Уолдо Эмерсон).

Приветствуют педагога.

Готовят художественные материалы.

Слушают педагога.

II

Основной этап

32 мин.

Какое время года за окном? (Весна)

А что означает выражение "красный день календаря"? (Праздник)

Какие весенние праздники вы знаете? (8 Марта, Пасха, 1 Мая, 9 Мая).

Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать ребус. (представлен на экране).

Слайд.

Ответы детей.

-Да, вы правы. Сегодняшний урок, посвящен Дню Победы.

9 мая — это день, когда отмечается победа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне. Эта дата стала символом мужества, героизма и подвига советского народа.

В этот день проводятся парады, салюты и другие мероприятия, посвящённые памяти павших героев и благодарности живым ветеранам.

Сегодня я вам предлагаю совершить прогулку в прошлое. Это будет нелегкая прогулка. Но она нам необходима, чтобы мы сами увидели, что такое война, и чего стоила нам победа.

Видеофрагмент. Слайд.

Что вы увидели на данном видеоролике? Кто хочет поделиться своими впечатлением и мнением?

Наша работа будет непростая. Мы с вами создадим мини-проект. Продуктом (результатом) нашего проекта будет совместный коллаж.

Что же такое коллаж? Как вы думаете? Слайд.

Коллаж – это техника и разновидность декоративного искусства, которая заключается в вырезании фигур по контуру из разных материалов, таких как бумага, картон, ткань или кожа, и прикреплении их к основе. В коллаже используют разнородные материалы и различные технические приёмы их соединения.

Примеры коллажей на тему.

Теперь давайте пройдем по всем этапам проекта.

Проблемная ситуация – вся Россия готовится к одному из главному празднику страны 9 маю - Дню Победы. Обучающиеся должны быть вовлечены в подготовку к данному празднику.

Проблема – как создать коллаж, отражающий дух и атмосферу праздника Дня Победы. Слайд.

Задачи:

1.Разработать макет коллажа, посвященный празднику 9 мая – День Победы.

2.Подготовить и разместить информацию, посвященную истории 9 мая – День Победы.

3.Подобрать и вырезать символы праздника 9 мая – День Победы.

4.Подобрать и оформить фотографии, посвященные празднику 9 мая – День Победы.

Сейчас необходимо распределить 3 группы.

Жеребьевка.

Планирование работы:

1 группа:

- обсудить концепцию эскиза коллажа;

- создать эскиз коллажа.

- придумать название коллажа.

2 группа:

- прочитать информацию об истории 9 мая;

- выбрать подходящую информацию;

- расположить текст на коллаже.

3 группа:

- найти символы праздника;

- подобрать нужные фотографии по теме;

- вырезать и оформить символы праздника.

Динамическая пауза.

Гимнастика для пальцев рук.

Реализация:

Сейчас вы работаете по группам.

1 группа – создать эскиз коллажа.

2 группа – подбор нужной информации.

3 группа – изображение символики и подбор нужных фотографий.

Совместная работа.

Презентация.

Каждая группа презентует свою работу.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают ребус.

Слушают педагога.

Изучают проблему и задачи.

Распределяются на 3 группы.

Изучают задания для каждой группы.

Участвуют в динамической паузе.

Каждая группа работает над заданием.

Совмещают проделанную работу в одну.

Презентуют свою работу.

III

Заключительный этап

10 мин.

Рефлексия учащихся.

- Что получилось? Чему научились? Чем занимались на уроке? Что узнали?

Оценка учащихся

Подводят итоги.

Отвечают на вопросы.

Ход занятия



Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

  с включением проектной деятельности для освоения учащимися избранного вида деятельности

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Художественная

Возраст учащихся

13-14 лет

Дата проведения

02.05.2024 г.

Название занятия

«9 мая – День Победы»

Тип занятия

Комбинированный

Цель занятия

Организация деятельности для обучающихся выполнение книги памяти, закрепление знаний о героях и их подвигах и навыков работы с бумагой.

Задачи занятия

Задачи:

Обучающие: научить технологии оформления страниц книги памяти.

Развивающие: поспособствовать развитию воображения, мелкой моторики в процессе оформления страниц книги.

Воспитательные: побудить патриотизм, уважение и восхищение подвигами героев.

Планируемые результаты

Личностные:

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

проявление интереса к занятию изобразительного искусства, аккуратности, усидчивости, положительно-эмоционального настроя и отклика на предстоящую деятельность.

Предметные:

умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью педагога, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Метапредметные:

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу занятия, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: умение самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы)

Карандаши, краски, клей ПВА, ручки, раздаточный материал, ножницы, двусторонний скотч, тетрадь, фломастеры, картон.

Ход занятия

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащихся

Время

I

Подготовительный этап

3 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Юрьевна. Сегодня я буду вести у вас урок рисования. К сегодняшнему уроку у вас должны быть краски, карандаш и баночка для воды. Все ли у вас готово?

ЦИТАТА

Учеба – это не время. Учеба – это усилия.

Приветствуют педагога.

Готовят художественные материалы.

Слушают педагога.

II

Основной этап

32 мин.

Какое время года за окном? (Весна)

А что означает выражение "красный день календаря"? (Праздник)

• Какие весенние праздники вы знаете? (8 Марта, Пасха, 1 Мая, 9 Мая)

• Праздники бывают разными: государственные и семейные, религиозные и городские.

Но есть у нас праздник, который является и государственным, и семейным.

Это тот праздник, который называют "праздник со слезами на глазах". Это День Победы.

Что вы знаете об празднике? Что означает дата "9 Мая"? (Это праздник Победы. 1945 года наши воины одержали победу в войне фашистами.)  

Учитель: Наша страна пережила величайшую трагедию – войну. А что значит "война"? Как вы понимаете это слово? (Ужас, смерть, страх, потери, голод, слезы, горе)

Вот что сказал о войне наш великий писатель Л. Толстой: "Война – величайшее из несчастий, которое мог выдумать человек".

А сейчас мы просмотрим небольшой видеоролик. (про бойцов и подвиги)

Что вы увидели на данном видеоролике? Кто хочет поделиться своими мыслями, впечатлением?

Наша работа будет непростая. Мы с вами создадим мини-проект. Продуктом (результатом) нашего проекта будет совместной книги.

Проблемная ситуация – вся Россия готовится к одному из главному празднику страны 9 маю - Дню Победы. Обучающиеся должны быть вовлечены в подготовку к данному празднику.

Проблема – как создать книгу памяти, включающая рассказы о подвигах и жизни людей в Великую Отечественную войну.

Задачи:

1.Разработать макет оформления книги, посвященный подвигам и жизни людей в ВОВ.

2.Отобрать и разместить информацию, посвященную подвигам и жизни людей в ВОВ.

3.Подобрать и оформить фотографии, посвященные подвигам и жизни людей в ВОВ.

4.Придумать название для книги.

Сейчас необходимо распределиться на 3 группы.

Жеребьевка.

Планирование работы:

1 группа:

- обсудить концепцию макета оформления книги;

- создать макет книги.

- придумать название для книги.

2 группа:

- прочитать информацию о подвигах и жизни людей;

- выбрать подходящую информацию;

- расположить текст в книги.

3 группа:

- подобрать нужные фотографии и их названия;

- вырезать и оформить фотографии людей.

Совместная работа: сбор подготовленной информации, создание единой книги, а также её красочное оформление.

Гимнастика для глаз Слайд.

«Жмурки» -крепко зажмурить глаза на 5 секунд и поморгать.

«Вверх-вниз»-поднять глаза вверх затем опустить вниз не, наклоняя головы.

«Далеко-близко»-сфокусировать взгляд на доску, затем перевести взгляд на кончик носа.

Реализация:

Сейчас вы работаете по группам.

1 группа – создать макет оформления книги.

2 группа – подбор нужной информации.

3 группа –подбор нужных фотографий и их названия, а также их оформление.

Презентация.

Каждая группа презентует свою работу.

Отвечают на вопросы.

Изучают проблему и задачи.

Распределяются на группы.

Распределение заданий по группам.

Участвуют в динамической паузе.

Выполняют задание.

Совмещают проделанную работу в одну.

Презентуют сделанную работу.

III

Заключительный этап

10 мин.

Рефлексия учащихся.

- Что получилось? Чему научились? Чем занимались на уроке? Что узнали?

Оценка учащихся

Подводят итоги.

Отвечают на вопросы.



Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

  с включением проектной деятельности для освоения учащимися избранного вида деятельности

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Художественная

Возраст учащихся

14-15 лет

Дата проведения

02.05.2024 г.

Название занятия

«9 мая – День Победы»

Тип занятия

Комбинированный

Цель занятия

Организация деятельности для обучающихся выполнение лэпбука, закрепление знаний о Великой Отечественной войне и навыков работы с бумагой.

Задачи занятия

Образовательные:

вызвать интерес у детей к истории Великой Отечественной войны;

способствовать накоплению знаний об исторических фактах и явлениях;

формировать чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.

Развивающие:

развивать патриотические чувства у детей к своей стране, своим предкам, геройски защищавшим свою Родину от фашистских захватчиков;

развивать монологическую, диалогическую речь детей;

развивать память, мышление, воображение, восприятие.

Воспитательные:

Побудить чувство гордости за свой народ, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны;

Планируемые результаты

Личностные:

проявление интереса к занятию изобразительного искусства, аккуратности, усидчивости, положительно-эмоционального настроя и отклика на предстоящую деятельность.

Предметные:

умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Метапредметные:

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу занятия, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: умение самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы)

Карандаши, краски, клей ПВА, ручки, раздаточный материал, ножницы, двусторонний скотч, лист А3, фломастеры, картон.

Ход занятия

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащихся

Время

I

Подготовительный этап

3 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Юрьевна. Сегодня я буду вести у вас урок рисования. К сегодняшнему уроку у вас должны быть краски, карандаш и баночка для воды. Все ли у вас готово?

Приветствуют педагога.

Готовят художественные материалы.

Слушают педагога.

II

Основной этап

32 мин.

Видео. Слайд.

Скажите, пожалуйста, о каком времени это видео? Какому событию оно посвящено? Какую великую дату мы будем отмечать в этом году? А что вы ещё увидели на видео?

Великая Отечественная война — это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года. Это была самая величайшая война за всю историю человечества.

Огромное количество людей погибло в этой войне. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев. Россию считали страной - освободительницей. Она не только изгнала фашистскую армию из своих пределов, а освободила другие страны, находящиеся под гнетом фашизма. Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в наших сердцах. Мы должны помнить тех, кто совершил тот самый подвиг во имя нашей Родины!

Наша работа будет непростая. Мы с вами создадим мини-проект. Продуктом (результатом) нашего проекта будет совместный лэпбук.

Проблемная ситуация – вся Россия готовится к одному из главному празднику страны 9 маю - Дню Победы. Обучающиеся должны быть вовлечены в подготовку к данному празднику.

Проблема – как создать лэпбук памяти, включающий историю и информацию о Великой Отечественной войне.

Задачи:

1.Разработать макет оформления лэпбука, посвященный истории и информации о ВОВ.

2.Отобрать и разместить информацию, посвященную истории и о фактах о ВОВ.

3.Подобрать и оформить фотографии, картинки и символику, посвященные ВОВ.

4.Придумать название для лэпбука.

Планирование работы:

1 группа:

- обсудить концепцию макета оформления лэпбука;

- создать макет лэпбука.

- придумать название для лэпбука.

2 группа:

- прочитать информацию о ВОВ;

- выбрать подходящую информацию;

- расположить текст по тематике.

3 группа:

- подобрать нужные фотографии;

- вырезать и оформить фотографии.

Совместная работа: сбор подготовленной информации, создание единой книги, а также её красочное оформление.

Реализация:

Сейчас вы работаете по группам.

1 группа – создать макет оформления лэпбука.

2 группа – подобрать нужную информации.

3 группа –подобрать нужные фотографии и их названия, а также их оформление.

Гимнастика для глаз

Презентация.

Каждая группа презентует свою работу.

Просматривают видео.

Отвечают на вопросы.

Слушают педагога.

Изучают проблему.

Распределяются по

группам.

Выполняют я

по парам.

Динамическая пауза

Презентуют

выполненную работу.

III

Заключительный этап

10 мин.

Рефлексия учащихся.

- Что получилось? Чему научились? Чем занимались на уроке? Что узнали?

Оценка учащихся

Подводят итоги.

Отвечают на вопросы.



Предварительный просмотр:

Методика Г.Дэвиса «Определения творческих способностей учащихся»

ОПРОСНИК Г. ДЭВИСА

Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».

  1. Я думаю, что я аккуратен (тна).
  2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
  3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
  4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
  5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
  6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
  8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
  9. Я иногда поступаю по-детски.
  10. Когда я что-либо хочу. сделать, то ничего не может меня остановить.
  11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
  12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
  13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
  14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
  15. Я часто скучаю.
  16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
  17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
  18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
  19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
  20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
  21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ

Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

+

2 — беспокойство о других

4 — желание выделиться

6 — недовольство собой

7 — полный любопытства

8 — не популярен

9 — регресс на детство

10 — отбрасывание давления

12 — самодостаточность

16 — чувство предназначенности

17 — чувство красоты

19 — спекулятивность

-

1 — принятие беспорядка

3 — рискованность

5 — альтруизм

11 — любовь к одиночной работе

13 — независимость

14 — деловые ошибки

15 — никогда не скучает

18 — активность

20 — стремление к риску

21 — потребность в активности

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.

Тест креативности Торранса

«Закончи рисунок»

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности подростков (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

Подготовка к тестированию. Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т.д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.

Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы — это 15 — 35 человек, т.е. не более одного класса.

Время выполнения теста — 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15 — 20 минут.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:

«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится».

Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом:

«Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны».

Инструкции к тестовым заданиям. После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе.

После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:

«Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку - и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения».

Задание теста формулируется следующим образом:

«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.

Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой».

Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, успокойте их, сказав им следующее:

«Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».

Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации теста.

Если дети не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов! Это приводит к уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего количества ответов. Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с детьми.

Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы, некоторые дети упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую страницу. Поэтому следует специально напомнить детям о второй странице с заданиями. Необходимо очень внимательно следить за временем, используя секундомер.

По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы быстро собираются. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не сможете их надежно оценить.

Измерения и обработка результатов. Важным условием высокой надежности теста является внимательное изучение указателя оценки тестовых показателей и использование приведенных стандартов как основы для суждений.

Процедуры измерения.

Прочитать руководство. Вы должны четко осознавать концепцию творческого мышления П. Торранса: содержание показателей беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей как характеристик этого процесса.

Сначала следует определить, стоит ли ответ засчитывать, т.е. релевантен ли он заданию. Те ответы, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантными   считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания - использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рисунок испытуемого никак не связан с незавершёнными фигурами.

Обработка ответов. Каждую релевантную идею (т. е. рисунок, включающий в себя исходный элемент) следует отнести к одной из 83 категорий ответов. Используя эти списки, определите номера категорий ответов и баллы за их оригинальность. Запишите их в соответствующих графах.

Если оригинальность ответов оценивается 0 или 1 баллом, категория ответов может быть определена по списку 1. В этот список вошли наименее оригинальные ответы для каждой из фигур теста. Для более оригинальных ответов (с оригинальностью 2 балла) составлен список № 2. В этом списке собраны категории, общие для всех фигур теста.

Затем определяются баллы за разработанность каждого ответа, которые заносятся в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания. Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов записываются на бланке, в строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записываются пропуски (отсутствие) ответов.

Показатель беглости для теста может быть получен прямо из номера последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов. В противном случае следует сосчитать общее количество учтенных ответов и записать это число в соответствующей графе. Чтобы определить показатель гибкости, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся. Суммарный балл за оригинальность определяется сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определяется суммарный показатель разработанности ответов.

Проверка надежности измерений. Время от времени рекомендуется сопоставлять данные собственной обработки тестов с данными обработки тех же тестов более опытным экспериментатором. Все несоответствия должны быть выявлены и обсуждены. Рекомендуется рассчитать коэффициенты корреляции между показателями, полученными двумя исследователями при обработке 20 - 40 протоколов. Другим способом проверки надежности может служить повторная обработка экспериментальных материалов одним и тем же исследователем через одну или несколько недель. При использовании бланков для обработки эти виды контроля займут не много времени.

Указатель оценки теста. В указатель включены данные, полученные на 500 учащихся школ г. Москвы в 1994 г. Возраст испытуемых - от 6 до 17 лет.

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Далее приведен список № 2, включающий 99 % ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их «XI», «Х2» и т. д. Однако это требуется очень редко.

Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.

Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная — 0 баллов для ответов с частотой 5 % и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2 — 4,9 % случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.

Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торранс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торранс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность за объединение в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков — 2 балла; объединение 3—5 рисунков — 5 баллов; объединение 6 — 10 рисунков — 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.

Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Один балл дается за:

каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;

цвет, если он дополняет основную идею ответа;

специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);

тени, объем, цвет;

украшение, если оно имеет смысл само по себе;

каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства;

поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка;

-   каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Фамилия................. Имя........... Дата…………...

Закончи рисунок

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.

На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.

Стимульный материал и пример подсчета баллов за разработанность ответов теста креативности Торранса.

Интерпретация результатов тестирования.

Беглость, или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см. таблицу 1), что большинство детей 1-8 классов выполняют от семи до десяти заданий, а старшеклассники - от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее пяти) встречается чаще всего у подростков (5 — 8 классы).

Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100 %. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

3.Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

4. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

Тест на креативность (Автор: Дж. Брунер).

Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет, то «–».

Тест

1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).

2. Я люблю настраивать программы для компьютера.

3. Я люблю читать художественную литературу.

4. Я люблю живопись (скульптуру).

5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено.

6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.

7. Я люблю шахматы, шашки.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.

10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.

11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.

12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.

13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.

14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.

15. Мне не нравится регламентированная работа.

16. Мне нравится что-либо делать своими руками.

17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.

18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.

19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.

20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.

22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.

23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.

24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

25. Люблю фантазировать.

26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.

27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.

28. Мне нравятся художественная литература.

29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.

30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

31. Истинно только то, что можно потрогать руками.

32. Я предпочитаю точные науки.

33. Я за словом в карман не лезу.

34. Люблю рисовать.

35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация.

36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.

37. Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.

38. Мне нравится читать стихи вслух.

39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.

40. Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.

41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.

42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.

43. Люблю поэзию.

44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.

45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.

46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.

47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.

49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.

50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.

52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.

53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.

54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.

55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

56. Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.

57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

58. Люблю писать письма.

59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.

60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.

62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.

63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.

64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.

65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.

67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.

68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.

69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.

70. Мне нравится работа дизайнера.

71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.

72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.

73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.

74. Меня привлекает работа художника-оформителя.

75. Не люблю ходить одним и тем же путем.

Ключ к тесту на мышление и креативность. (Опросник Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методике Дж. Брунера.)

 Обработка и анализ данных проводится следующим образом: подсчитывается сумма «+» по каждому столбцу.

Предметное

мышление

Символическое

мышление

Знаковое

мышление

Образное мышление

Креативность

1,6, 11,  16,  

21, 26,  31,  

36,   41,   46,  

51,   56,   61,  

66,   71

2,   7,   12,   17,  

  22,   27,   32,  

 37,  42,   47,   52,  

   62,  67,  72

3,   8,   13,   18,  

23,   28,   33,  

38,   43,   48,  

52,   58,  63,  

 68,   73

4,   9,   14,  

19,   24,   29,  

34,   39,   44,  

 49,   54,   59,   64,  69,   74

5,   10,   15,  

20, 25, 30,   35,   40,  

45,   50,   55,  

60,   65,   70,   75

сумма

сумма

сумма

сумма

сумма

Интерпретация результатов Теста на мышление и креативность.

Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала: низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов)

Предметное мышление. Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.

Символическое мышление. Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.  

Знаковое мышление. Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений.  Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.

Образное мышление. Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.

Креативность — творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется к формулировке множества вопросов.



Предварительный просмотр:

«Методы, используемые в мониторинге личностных достижений».

Карта мониторинга личностных достижений учащихся

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Уровень

развития

Методы

диагностики

 1. Организационно-волевые качества

1. Самоконтроль

Умение контролировать поступки (приводить к должному

действию)

  • Воспитанник постоянно действует под воздействием контроля;
  • Периодически контролирует себя сам;
  • Постоянно контролирует себя сам.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение

Анкетирование

2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

  • Воспитанник побуждает себя к практическим действиям только под воздействием контроля;

  • Периодически побуждает себя к практическим действиям;

  • Постоянно активно побуждает себя к практическим действиям.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение

Анкетирование

3. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности.

  • Воспитанник не переносит нагрузки в течение определенного времени;

  • Периодически не выдерживает нагрузки в течение определенного времени;

  • Выдерживает нагрузки в течение определенного времени.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение

Анкетирование

2. Ориентационные свойства личности

1.Целеустремленность

Способность ставить перед собой значимые цели и настойчиво двигаться к их достижению.

  • Воспитанник редко ставит цели и не стремится их достичь.

  • Периодически ставит перед собой цели, но не всегда стремится достичь их самостоятельно.

  • Постоянно ставит и активно стремится достичь поставленных целей.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение

Опрос

Ранжирование

Анкетирование

2. Самостоятельность

Способность действовать и принимать решения самостоятельно, без чрезмерной зависимости от других.

  • Воспитанник постоянно требует руководства и поддержки при выполнении задач.

  • Периодически выполняет задания самостоятельно, но часто нуждается в помощи.

  • Постоянно выполняет задания и принимает решения самостоятельно.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение,

Опрос,

Ранжирование

3. Готовность к новым задачам

Способность быстро приспосабливаться к изменениям, новым условиям и требованиям

  • Воспитанник испытывает трудности с адаптацией к новым задачам и часто сопротивляется изменениям.

  • Периодически проявляет готовность к новым задачам, но может испытывать затруднения при их выполнении.

  • Высокая: постоянно проявляет готовность к новым задачам и легко адаптируется к изменениям.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение,

анкетирование

3. Поведенческие характеристики

1. Коммуникативные навыки

Умение эффективно взаимодействовать с другими людьми, выражать свои мысли и чувства, а также слушать и понимать собеседника.

  • Воспитанник испытывает трудности в общении, часто не может выразить свои мысли и чувства, не умеет слушать других.

  • Воспитанник иногда проявляет навыки общения, может выражать свои мысли, но иногда не учитывает мнение собеседника или не всегда активно слушает.

  • Воспитанник уверенно общается, умеет четко и ясно выражать свои мысли, активно слушает других и учитывает их мнение.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение, анкетирование,

Опрос.

2. Способность разрешать конфликты

Умение находить решения в конфликтных ситуациях, стремление к компромиссу и поддержанию гармонии в отношениях.

  • Воспитанник избегает конфликтов, не знает, как их разрешать, может усугублять ситуацию.

  • Воспитанник иногда пытается разрешить конфликты, но не всегда находит эффективные решения или компромиссы.

  • Воспитанник активно ищет пути разрешения конфликтов, умеет находить компромиссы и поддерживать положительные отношения.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение, анкетирование,

Опрос.

3. Доброжелательность

Умение проявлять доброту, отзывчивость и понимание к другим людям, стремление помочь и поддержать.

  • Воспитанник редко проявляет доброжелательность, может быть равнодушным к нуждам других.

  • Воспитанник иногда проявляет доброжелательность, но не всегда активно помогает другим или поддерживает их.

  • Воспитанник постоянно проявляет доброжелательность, охотно помогает другим и создает положительную атмосферу в группе.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение, анкетирование,

Опрос.

  1. Морально-этическая ориентация

1. Сочувствие и эмпатия

Способность понимать и разделять чувства других людей, проявлять заботу и поддержку.

  • Воспитанник редко проявляет сочувствие, не замечает эмоции других и не реагирует на их переживания.

  • Воспитанник иногда проявляет эмпатию, может понимать чувства других, но не всегда активно поддерживает их.

  • Воспитанник постоянно проявляет сочувствие, активно поддерживает и помогает другим, умеет ставить себя на место другого человека.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение,

Анкетирование,

Ранжирование.

2. Соблюдение моральных норм

Умение придерживаться принятых в обществе моральных норм и ценностей в своем поведении.

  • Воспитанник часто нарушает моральные нормы, не осознает их важности и не учитывает в своих действиях.

  • Воспитанник иногда соблюдает моральные нормы, но может допускать нарушения в определенных ситуациях.

  • Воспитанник постоянно соблюдает моральные нормы, осознает их значимость и учитывает в своих поступках.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение,

Анкетирование,

Ранжирование.

3. Уважение к другим

Способность проявлять уважение к мнениям, правам и чувствам других людей.

  • Воспитанник часто игнорирует мнения других, может проявлять неуважение или пренебрежение к окружающим.

  • Воспитанник иногда проявляет уважение, но может не учитывать мнения других в своих действиях.

  • Воспитанник постоянно проявляет уважение к другим, активно слушает их мнения и учитывает их чувства в своих действиях.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение,

Анкетирование,

Ранжирование,

Опрос,

Социометрия.

  1. Креативность и склонность к исследовательской и проектной деятельности

1. Оригинальности идей

Способность генерировать новые, уникальные и нестандартные идеи, а также находить оригинальные решения для поставленных задач.

  • Воспитанник редко предлагает новые идеи, чаще использует стандартные решения и не проявляет инициативы в поиске оригинальных подходов.

  • Воспитанник иногда генерирует оригинальные идеи, но часто полагается на уже известные решения и не всегда уверенно выражает свои мысли.

  • Воспитанник постоянно предлагает новые и уникальные идеи, активно ищет нестандартные решения и демонстрирует уверенность в своих креативных способностях.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение,

Анкетирование

2. Творческий потенциал

Способность к творческому мышлению, включающая в себя воображение, гибкость мышления и умение адаптироваться к новым условиям.

  • Воспитанник демонстрирует ограниченные творческие способности, не проявляет интереса к творческой деятельности и не использует воображение.

  • Воспитанник иногда проявляет творческий подход, способен к некоторым экспериментам, но не всегда использует свои способности на полную мощность.

  • Воспитанник активно использует свой творческий потенциал, проявляет воображение и гибкость мышления, охотно экспериментирует с новыми идеями и подходами.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение,

Анкетирование

3. Организационные способности

Умение планировать, координировать и управлять процессами, а также эффективно работать в команде.

  • Воспитанник испытывает трудности в организации своей работы, не умеет планировать задачи и часто не справляется с поставленными целями.

  • Воспитанник иногда демонстрирует организационные способности, может планировать и координировать свою работу, но не всегда эффективно управляет временем и ресурсами.

  • Воспитанник постоянно проявляет высокие организационные способности, умеет планировать и координировать работу группы, эффективно управляет временем и ресурсами.

Низкий

(Н)

Средний

(С)

Высокий

(В)

Наблюдение,

Анкетирование.