Мои Статьи

Третьякова Анна Владимировна

Статьи :

1. Организация недели математики в СКОУ VIII вида

2.Сюжетно - ролевая игра «Математические Олимпийские игры- 2013» как эффективная форма повышения мотивации к обучению математики у учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

3.Интегрированный урок как одна из  эффективных форм  обучения  математике учащихся  в  специальной (коррекционной) школе VIII вида.

4.Развитие познавательного интереса у учащихся  с легкой степенью умственной отсталости на  уроках математики  посредством использования игр с  анимационной компьютерной поддержкой.

5.Реализация программы «Математика» в классах с углубленной профессионально - трудовой подготовкой      для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости                                    (на примере КОУ «Исилькульская школа- интернат»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Третьякова Анна Владимировна,

учитель математики

казенного образовательного учреждения

Омской области

 «Исилькульская специальная (коррекционная)

 общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

 Организация недели математики в СКОУ VIII вида

Одним из наиболее трудных предметов для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида является математика. Это объясняется тем, что овладение даже элементарными математическими знаниями требует от школьников с легкой степенью умственной отсталости достаточно высокого уровня развития процессов логического мышления, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Однако преодоление и коррекция недостатков развития учащихся, нуждающихся в совершенно особых условиях образования, должны не только способствовать решению поставленных образовательных задач, но и восполнять недостаток знаний об окружающем мире, развивать и формировать навыки социальной адаптации, т.е. способность к максимально возможной независимой жизни в современном обществе. Поэтому большое значение в процессе подготовки учащихся к самостоятельной жизни приобретает тщательно продуманная и организационная система внеклассной работы, как по математике, так и по другим учебным предметам.

Внеклассная работа в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе.

Предметные недели  являются  неотъемлемой частью внеклассной работы по математике во многих школах.  Они представляют собой синтез отдельных внеурочных мероприятий, объединённых единой целью развития познавательного интереса к учебному предмету, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся.  Расширяя сферу применения полученных на уроках знаний, умений, они дают возможность привлечь внимание всего коллектива учащихся к изучению математики, продемонстрировать достижения  в овладении предметом, повысить качество работы по учебной дисциплине.

 В КОУ «Исилькульская школа - интернат» накоплен многолетний положительный опыт работы в указанном направлении. В данной статье представлена технология организации предметных недель по математике в СКОУ 8 вида и даны практические рекомендации по их проведению, в качестве методического пособия представлена предметная неделя «Математические Олимпийские игры - 2013»

 Выбирая тему предметной недели, учитываю ее актуальность с одной стороны,  обеспечение ею учебно-воспитательных задач с другой стороны. Девизом предметной недели может быть слово или короткая фраза,  например «Считай, смекай, угадывай», «Математика и труд – рядом идут» и др.

        Предметные недели проводятся один раз в год.

         Готовя материал для проведения предметной недели,   включаю подобное направление и в работу на уроках  математики, так как обычно внеклассные мероприятия можно охарактеризовать как повторительно-обобщающие, ориентированные на обновленные по форме или по содержанию задания. В связи с этим нестандартные  задания  являются удачным материалом для организации устной работы на уроке.    

Подготовка обычно начинается за две-три недели. До начала предметной недели  определяется творческая группа педагогов, которая обсуждает и разрабатывает   план проведения  предметной недели, организацию домашнего задания.  В подготовке и проведении предметной недели  помогают старшеклассники. Во избежание перегрузки учащихся организацию внеклассных мероприятий планирую предельно простой. Это  обеспечивает учащимся возможность  комфортно чувствовать себя на занятии, хорошо ориентироваться в заданиях и представлять, какие действия от них ожидаются (куда они должны идти, как выполнять задание, кто является участниками, что нужно приготовить для данного мероприятия т.д.).

 Всю работу по подготовки и проведению предметной недели  координирует, направляет, обеспечивает четкость подготовки и проведения учитель математики.  

 Как показывает практика, наиболее интересной формой проведения предметной недели являются сюжетно - ролевые игры. Преимущества их проведения очевидно.  Игра – это неожиданность, непредсказуемость, азарт, обстановка эмоционального подъема, дух соревнования, возможность блеснуть находчивостью. Что немаловажно и для умственно - отсталых школьников. Общеизвестно, что ученики школы VIII вида с большим трудом запоминают правила и алгоритмы решений, а в игре  учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счете. Сюжетно - ролевые игры заинтересовывают всех учащихся без исключения. В ходе игры учащиеся повторяют и обобщают изученный материал, который включает сведения занимательного, исторического, профориентационного содержания. Игра развивает  познавательный интерес  к предмету, коммуникативные навыки умения работать в коллективе, сообразительность и быстроту реакции, умение ориентироваться в незнакомой обстановке и принимать решения в нестандартных ситуациях, способствует получению знаний по другим предметам. Такие игры настраивают  учеников на работу.

 Организуя  в школе предметную неделю любой тематики, ставлю перед собой следующие общие задачи:

  • развить у учащихся интерес к математике;
  • расширить знания по предмету;
  • показать связь математики с другими учебными предметами;
  • побудить учащихся к выполнению посильных для них творческих работ.

         Для реализации намеченных задач важным считаю определить содержание и доступные формы внеклассной работы по предмету. С учащимися старших классов в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможно изучение разнообразной тематики, связанной как с курсом математики, так и с другими предметами (ПТО, физкультурой, биологией, историей и др.). Такой подход наиболее разумен и предполагает разнообразие видов и форм организации, исходя из многообразия тем и содержания каждой из них.

        Традиционно в программу включаются следующие мероприятия:

  • стартовая линейка;
  • выпуск математических  газет;
  • проведение школьных предметных олимпиад;
  • проведение развлекательной части, которая включает в себя различные викторины, марафоны, выставки, математические эстафеты;
  • закрытие предметной недели (линейка с  видео презентацией);
  • рефлексия.

В первый день предметной недели на  общем стенде вывешивается красочно оформленный  объявление о прохождении предметной недели, план мероприятий, критерии оценивания, здесь же на стенде впоследствии размещаются  математические газеты, информационный проспект,  рейтинг активности классов,  заочная  викторина, обсуждение, предложение,  пожелание, и др.  С целью активного привлечения учащихся к основным мероприятиям предметной недели организую работу по выпуску математических  газет. Их  оформление должно отвечать соответствующим требованиям, а содержание любой формы газеты (эмблема, талисман, сайт) носить математический характер. Математические газеты могут  быть посвящены какой-нибудь определённой теме или математическому событию, состоять из ряда небольших заметок, занимательных и конкурсных задач. Материал для газет, как правило, подбирается из различных журналов, книг по занимательной математике,  прекрасный материал можно почерпнуть из предметных энциклопедий, которые имеются в  школьной библиотеке. Работа с печатным материалом благотворно сказывается на развитии кругозора учащихся, на их навыках чтения литературы по математике, на их речи.

Внеклассные  мероприятия, составляющие основу предметной недели, носят соревновательный характер. Это  вызывает живой интерес у его участников. Примерами таких мероприятий являются: математический марафон, математическое многоборье, математические гонки, математическое двоеборье, интеллектуальный экспресс и др. Деятельность детей на внеклассном мероприятии несколько отличается от работы на уроке. Игровой, развлекательный характер внеклассного мероприятия позволяет пошуметь, подвигаться, пообщаться в процессе игры.  Поэтому при проведении таких игр следует обеспечить дисциплину высокой плотностью и увлекательностью предлагаемых заданий. При этом нужно учитывать, что в работе с детьми с легкой степенью умственной отсталостью не приветствуется широкое использование шумовых эффектов. Чередование заданий для всех групп участников мероприятия, смена предлагаемых видов деятельности привлечь и удержать внимание детей.

Обязательной составляющей проведения предметных недель является подведение ее итогов. Традиционно это торжественная линейка закрытия, на которой объявляются результаты предметной недели, проходит на награждение классов и самых активных участников и, конечно же, показ интересных видео сюжетов из различных проведенных мероприятий. Как правило, школьникам не достаточно итога игры - «победила дружба». Дети предпочитают узнать победителей, но чрезвычайно огорчаются, если не становятся таковыми. Преодоление данного противоречия достигается путем введения ряда номинаций, в каждой из которых выявляются свои победители. Таким способом можно учесть индивидуальные достижения различных по уровню подготовленности  детей и организовать награждение всех участников, сохранив принцип соревнования.

 После того как награды нашли своих героев, обязательно проходит рефлексия в виде «Форума общения», где дети пишут свои предложения, пожелания, сообщения о прошедшей неделе.

Проведение предметной недели это своеобразный итог работы ученика, парад детской фантазии и творчества, это еще и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже слабоуспевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. В рамках проведения предметной недели дети получают возможность познакомиться с другой математикой - более интересной и живой, увидеть ее в ином ракурсе.

Литература:

  1. Барышникова Н.В. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках.- Волгоград: Учитель, 2007.- 154с.
  2. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика.- Волгоград: Учитель, 2004.- 134с.
  3. Лях А.П. Предметная неделя по математике. – Нижнепопов, http://mat-ap.narod.ru/NEDELYA.html
  4. Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе.- Волгоград: Учитель, 2013.- 130с.
  5. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2006.- 408с.
  6. Ремчукова И.Б. Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках. Волгоград: Учитель, 2007.- 94с.
  7. Скворцов В.Н. Теоретические и прикладные вопросы организации психологического, педагогического и медико - социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья. – URL:http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/olimpiada-v-

korrekcionnoy-shkole-voprosy-i-otvety 



Предварительный просмотр:

Третьякова Анна Владимировна,

учитель математики

казенного образовательного учреждения

Омской области

 «Исилькульская специальная (коррекционная)

 общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Сюжетно - ролевая игра «Математические Олимпийские игры- 2013» как эффективная форма повышения мотивации к обучению математики у учащихся с легкой степенью умственной отсталости

Одним из наиболее трудных предметов для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида является математика.

Это объясняется тем, что овладение даже элементарными математическими знаниями требует от школьников с особыми образовательными потребностями достаточно высокого уровня развития процессов логического мышления, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Однако преодоление и коррекция недостатков развития учащихся, нуждающихся в совершенно особых условиях образования, должны не только способствовать решению поставленных образовательных задач, но и восполнять недостаток знаний об окружающем мире, развивать и формировать навыки социальной адаптации, т.е. способность к максимально возможной независимой жизни в современном обществе [6].

Поэтому большое значение в процессе подготовки учащихся к самостоятельной жизни приобретает тщательно продуманная и организационная система внеклассной работы, как по математике, так и по другим учебным предметам.

        Внеклассная работа в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе[2].

Для реализации намеченных задач важно определить содержание и доступные формы внеклассной работы по предмету. С учащимися старших классов в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможно изучение разнообразной тематики, связанной как с курсом математики, так и с другими предметами. Такой подход наиболее разумен и предполагает разнообразие видов и форм организации, исходя из многообразия тем и содержания каждой из них.

Одно из наиболее интересных, доступных и значимых направлений внеклассной работы -  это  проведение предметных недель. Проведение предметных недель дает возможность организовать деятельность учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида не только по интересам, но и с учетом их познавательных возможностей, способствует развитию их индивидуальных наклонностей, инициативы и самостоятельности в познании изучаемых предметов. Такой подход создает благоприятные условия для преодоления у учащихся с нарушением интеллекта пассивной жизненной позиции.

         Предметные  недели, соединяясь с  изучением программного материала математики и других предметов, становится органической частью обучения [6, 3].

Спецификой организации предметной недели по математике  являются мероприятия, объединенные в единую систему с общей темой и целью.   Из всех видов предметной внеклассной работы с детьми наибольшей популярностью пользуются сюжетно - ролевые игры. Преимущества их проведения очевидно[1].  Игра – это неожиданность, непредсказуемость, азарт, обстановка эмоционального подъема, дух соревнования, возможность блеснуть находчивостью. Что немаловажно и для умственно - отсталых школьников.

Одним из примеров таких предметных недель являются «Математические Олимпийские игры», проведенные в преддверии  XXII зимних Олимпийских игр «Сочи- 2014».

Цель данного внеклассного мероприятия -  создание различных ситуаций, способствующих  повышению  мотивации учащихся к изучению математики, расширению математических знаний, умений,   их приобщение к мировой традиции проведения олимпийских игр, расширения сведений  об их особенностях и своеобразии. 

Реализация целей и задач Математических Олимпийских игр  проходила  в организации сюжетно - ролевой игры – «Олимпийская деревня». Участниками игры стали учащиеся 5-9 классов. Игровой замысел опирался на потребности и склонности ребят среднего и старшего школьного возраста. Для этого возраста характерно стремление к приключениям, поиску своего «Я».

Важной особенностью развития игрового сюжета являлись игровые правила. Каждому классу предлагалось пожить в «Олимпийской деревне»  на определенных  континентах, которые символизируют пять Олимпийских колец:

Европа,  Африка, Австралия, Азия, Северная Америка, Южная Америка. Под девизом «Считай, смекай, угадывай».

В течение предметной недели проходили различные математические мероприятия, в которых прослеживалась непосредственная  связь с олимпийскими играми Сочи- 2014. Помощь в организации мероприятий,  судействе, работе ПРЕСС- ЦЕНТРА осуществлял волонтерский отряд «Пять колец» под девизом: «Усилие каждого - победа всех».  

Математические Олимпийские игры состояли из нескольких этапов:

- Открытие Математических Олимпийских игр по математике - 2013 (стартовая линейка -  видео - презентация)

- Создание математических сайтов (оформление математических газет)

- Математический марафон (математическая олимпиада)

- Форум общения «Сочи- 2014» (комментарии соперникам)

 - Математическое многоборье  (проверка знаний таблицы умножения)

- Заочный математический биатлон  (заочная викторина между соперниками)

- Тренировка по фигурному катанию (выставка: олимпийские геометрические аппликации (5-7 классы); построение симметричных олимпийских символов (8-9 классы))

- Математическое фигурное катание (одиночное: интерактивное построение олимпийских колец; парное: интерактивная группировка геометрических фигур.)

- Математическое двоеборье (математическая викторина)

- Математические гонки (математическая эстафета)

- Математическая лотерея (лотерея)

- Работа ПРЕСС- ЦЕНТРА (видеосъемки, репортажей, фотографии  о проведении недели)

- Закрытие Математических Олимпийских игр - 2013(линейка - видео – презентация, награждение)

- Входящие сообщения, пожелания, предложения (Рефлексия)

Учащимся были представлены критерии оценивания результатов участия в Математических Олимпийских играх - 2013. Оценка проходила по бальной системе за:

- выполнение домашнего задания (создание математического сайта);

- активная работа на «Форуме общения»;

- участие и выигрыш в конкурсах;        

Для отражения хода игры был создан математический портал  «Сочи- 2014» (бумажный информационный проспект), который состоял из различных рубрик:  сайты континентов с адресом http:// www МАТЕМАТИКА. СОЧИ-2014 (математические газеты), новости, оповещение, «Сочи- 2014 в цифрах», маршрут олимпийского огня «Сочи- 2014», http:// www  ГЕОМЕТРИЯ. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ (оформление выставки),   блог «Заочный биатлон @СОЧИ- 2014.RU», рейтинг активности континентов, Форум общения.

 В день прибытия Олимпийского огня в город Омск для создания мотивации к участию и активной работы  была дана стартовая линейка видео - презентация, на которой был зажжен огонь Математических Олимпийских игр- 2013. Учащиеся получили объяснение условий игры, познакомились с историческими сведениями  Олимпийских игр, произнесли клятву Математических Олимпийских игр- 2013.

Теоретические знания и умения  по изученным темам учащиеся могли продемонстрировать на Математическом марафоне, включавшим в себя  задания на смекалку, сообразительность, задания  геометрического характера ( «Геометрическое зрение», «Зашифрованное число», «Математические анаграммы», ребусы и др.)  Основная заповедь марафона: не сойти с  дистанции, т. е. пройти все этапы.

Наибольший  интерес вызывало у учащихся  участие в Математическом многоборье, где учащиеся на интерактивной доске сражались за звание лучший знаток таблицы умножения.

Следующим этапом Математических Олимпийских  игр было  интерактивное «Фигурное катание» - самый красивый и любимый абсолютно всеми вид спорта.  Математическое парное катание проходило в два этапа, участники выполняли задание c помощью  интерактивной доски.   На I этапе учащиеся  группировали геометрические фигуры, спрятанные на экране друг под другом. На II этапе - из геометрических фигур строили различные предметы.   В одиночном катании участники чертили олимпийские кольца   на интерактивной доске циркулями, как фигуристы на льду.  

Проявить самостоятельность, находчивость, смекалку  учащиеся могли при посещении блога «Заочный математический биатлон», где должны были не только подготовить вопросы соперникам, но и самостоятельно проверить и оценить их. А подтвердили  практические умения по математике учащиеся на Математических гонках, которые проходили в виде эстафеты.  Эстафета включала в себя несколько этапов: «Считаем быстро», «Волшебные цифры»,  «Танаграм», «Математические буквы»,  «Соображай», «Олимпийский символ». В ходе эстафеты у учащихся  совершенствовались навыки устного счета, развивалась быстрота реакции,   умение мыслить самостоятельно.    

Наибольшую активность получил «Форум общения»,  на котором учащиеся как  Интернет могли общаться, обмениваться мнениями, отвечать на вопросы на сайтах соперников.

Подведение итогов Математических Олимпийских игр- 2013 проходило на  линейке закрытия, на которой были подведены итоги игры, участники награждены дипломами, показан отчет работы ПРЕСС- ЦЕНТРА (видео -  клипы, фрагменты прошедшей недели).

        Результаты Математических Олимпийских игр- 2013 еще раз подтвердили, что моделирование внеклассной работы по предмету как сюжетно- ролевой игры позволяет в рамках предметной недели обеспечить внутреннюю активность ученика, выражающуюся в его стремлении с помощью своих знаний, умений добиться собственного успеха и принести победу своему классу. Это обеспечивает самореализацию обучающихся, их  личностный рост, а также более высокий уровень  успеваемости по предмету.

Литература:

  1. Барышникова Н.В. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках.- Волгоград: Учитель, 2007.- 154с.
  2. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика.- Волгоград: Учитель, 2004.- 134с.
  3. Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе.- Волгоград: Учитель, 2013.- 130с.
  4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2006.- 408с.
  5. Ремчукова И.Б. Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках. Волгоград: Учитель, 2007.- 94с.
  6. Скворцов В.Н. Теоретические и прикладные вопросы организации  

     психологического, педагогического и медико - социального

     сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья. – URL:

            http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/olimpiada-v-  

           korrekcionnoy-shkole-voprosy-i-otvety (дата обращения: 27.01.2014)



Предварительный просмотр:

Третьякова Анна Владимировна,

учитель математики

казенного образовательного учреждения

Омской области

 «Исилькульская специальная (коррекционная)

 общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Интегрированный урок как одна из  эффективных форм  обучения  математике учащихся  в  специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Обучение математике - одно из основных направлений подготовки учащихся с легкой степенью умственной отсталости к  самостоятельной трудовой жизни.  Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы [5].

Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Отечественные ученые В.В.Воронкова, Е.А.Ковалева, С.Л.Мирский, Н.П.Павлова, Л.В.Румянцева,   В. В. Эк и др. в своих   работах раскрывали  возможности овладения умственно отсталыми учащимися  общеобразовательными знаниями и указывали о необходимости связи учебного материала с жизнью и  практикой[6].

Учащиеся с легкой степенью умственной отсталости трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляются, неусидчивы, часто гиперактивны, у них слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Они не могут самостоятельно установить взаимосвязь между знаниями, полученными по различным учебным предметам[2, 5].

Одним из способов решения данных проблем являются интегрированные уроки. Они повышают интерес детей с легкой степенью умственной отсталости к учёбе, способствуют снятию перенапряжения, утомляемости обучающихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Интеграция способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся. Она помогает детям с легкой степенью умственной отсталости целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии.

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность.

Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность [3].

Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. В старших  классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

Возможна разнообразная интеграция учебных предметов. На уроках математики необходимо привлекать знания, полученные учащимися на уроках естествознания, географии, истории, трудового обучения, физкультуры и других предметов.

Содержание интегрированного урока, обучающая деятельность учителя побуждают учащихся к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в коррекционной школе[4].

Формы проведения интегрированных уроков самые разные: семинары, конференции, путешествия. Практика работы показывает,  что наиболее приемлемая форма проведения интегрированных уроков в школе VIII вида - это уроки - путешествия.

        Такие уроки заинтересовывают всех учащихся без исключения. Уроки - путешествия носят познавательный характер, так как во время игры школьники получают дополнительные знания. Такие игры настраивают  учеников на  активную работу на уроке. Для проведения интегрированных уроков  с использованием игры - путешествия  использую исторические сведения, жизненные факты, использую мультимедийнные средства, что позволяет наглядно представлять нужную информацию.

Например, интегрированный урок (математика + история) в 6 классе  по теме «Решение задач и примеров с целыми числами в пределах 10 000», направленный одновременно на развитие познавательного интереса учащихся к урокам математики и на привлечения внимания детей к событиям и фактам Великой Отечественной войны. На уроке во время путешествия учащиеся  не только  совершенствуют знания и умения по изученной теме, но и узнают много нового. Например, сколько дней длилась ВОВ,  сколько было разрушено и сожжено городов и поселков,   сколько весила «осьмушка» хлеба во времена блокады Ленинграда или решают примеры и задачи связанные с событиями ВОВ.

        При проведении интегрированного урока по  математике и географии в 8 классе по теме «Решение примеров и  задач на все действия  с целыми числами и десятичными дробями»,  учащиеся совершают увлекательное путешествие по родному краю. Урок посвящен 90- летию Исилькульского района. Совершая путешествия  и преодолевая препятствия в виде математических заданий,  учащиеся узнают, дату образования района, название и количество поселений, численность района, протяженность границы с республикой Казахстан, достопримечательности района и т.д. Урок построен с использованием краеведческого материала.

Интегрированный урок  математики  в 5 классе по теме «Действия сложения и вычитания в пределах 1000» посвящен дню космонавтики. Учащиеся отправляются  в космическое путешествие,  где в процессе решения задач узнают про основные этапы в освоении космоса (кто и когда совершил первый полет в космос, когда был запущен первый искусственный спутник земли и т.д.)

Данные уроки, а также многие другие проводятся с применением информационно-коммуникационных технологий, которая дает возможность применения анимации, использования видео и аудио файлов.  Использование данной технологии позволяет значительно сэкономить время на уроке, повысить уровень наглядности.

Проведение  интегрированных уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

Интеграция - это необходимое условие современного учебного процесса, так как все школьные дисциплины в коррекционной  школе  обладают своеобразным интегрированным потенциалом. Интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность.

Таким образом, уроки с элементами интеграции позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приёмы работы, избежать повторов одной и той же информации в обучении разным учебным предметам

Литература:

  1. Барышникова Н.В. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках.- Волгоград: Учитель, 2007.- 154с.
  2. Воронкова В.В.  Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе . -  М.: Школа- Пресс, 1994. – 416с.
  3. Жигорева М.В., Ситдикова Н.Д., Дроздова Л.Ю. Опыт реализации интегрированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями развития / Коррекционная педагогика.- 2007.- №6.-С.6-14.
  4. Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе.- Волгоград: Учитель, 2013.- 130с.
  5. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2006.- 408с.
  6. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития(Олигофренопедагогика). – М.: Академия, 20011. – 439с.



Предварительный просмотр:

Третьякова Анна Владимировна,

учитель математики

казенного образовательного учреждения

Омской области

 «Исилькульская специальная (коррекционная)

 общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Развитие познавательного интереса у учащихся  с легкой степенью умственной отсталости на  уроках математики  посредством использования игр с  анимационной компьютерной поддержкой

Проблема развития познавательного интереса всегда была в центре внимания педагогов. При этом под познавательным интересом мы понимаем положительное, эмоционально-поисковое отношение личности к предметам и явлениям действительности с целью их познания, проявляющихся в познавательной деятельности и являющееся её мотивом [9].

Изучением познавательных интересов у учащихся с легкой степенью умственной отсталости занимались такие отечественные ученые, как Л.В. Занков, А.И. Липкина, Е.М. Кудрявцева, И. М. Соловьев, Ж.И. Шиф, М.С. Певзнер и многие другие авторы [2; 9]. Познавательный интерес у учащихся с легкой степенью умственной отсталости недостаточно сформирован, что существенно затрудняет процесс усвоения знаний, умений и навыков по таким важным предметам как математика русский язык, и другие.

Возникновение интереса к изучаемому предмету у значительного числа учащихся с легкой степенью умственной отсталости, зависит в большей степени от того, насколько правильно методически будет построена учебная работа. Урок для  каждого обучающегося должен опираться на его активность и увлеченность, что будет являться отправной точкой для возникновения и развития любознательности,  познавательного интереса [7].                                        

Немаловажная роль в обучении умственно отсталого ребенка, утверждают А.Н. Граборов, Г.Я. Трошин в развитии познавательного интереса отводится игровому методу  [3]. Игровой метод -  современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Включение в урок различных видов и типов  игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала [6; 8].  Игра – это внутренне мотивированная, самоценная для человека деятельность. Л.С. Выготский, рассматривая роль игры, отмечал ее важное значение в психическом развитии ребенка [1]. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игровое общение очень важно для ребёнка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребёнка, раскрывает его как самостоятельную личность [9].

Отечетственные олигофренопедагоги (И.М. Бгажнокова, Л.В. Занков, Б.П. Пузанов, Н.М. Трофимова и др.) отмечают важность использования в коррекционных учреждениях именно игровых методик для более интенсивного развития ребёнка, нежели просто обучающие методы [2]. Л.В. Занков, Г.М. Дульнев, Б.И. Пинский, В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др. считали, что преподавание для умственно отсталых детей должно быть построено ярче и эмоциональнее, чем для нормальных сверстников. Крайне неустойчивое внимание  таких детей надо постоянно будить, и занятия, носящие характер игры, могут с успехом служить этой цели [2; 9; 7].

        Одним из решений этих трудностей в современных условиях становится применение информационно коммуникационных технологий. Применение компьютерной техники и анимационных возможностей как отмечают М.П.  Шестаков, М.П. Концевой, С.В. Гурьев, Л.С. Исакова, др. позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность словесных инструкций. Игры с компьютерной анимационной  поддержкой позволяют применять красочный наглядный материал вместо комплексных занятий, сложных инструкций, требующих переключения внимания на последовательную постановку одноцелевых заданий, организации самоконтроля и самопроверки [4]. По их мнению  игры с компьютерной поддержкой вовлекают детей в интересную для них познавательную деятельность. Развивающий эффект такой дидактической         игры зависит от её дизайна, доступности, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения[5].  Компьютерная поддержка в виде дидактических игр может  являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.

Большим потенциалом развития познавательного интереса школьника с лёгкой степенью умственной отсталости обладает игровой метод, в частности,  игры - путешествия с анимационной компьютерной поддержкой, которые  способствуют порождению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам. Общеизвестно, что ученики школы VIII вида с большим трудом запоминают правила и алгоритмы решений, а в игре  с анимационной компьютерной поддержкой учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счете.  Такие задания заинтересовывают всех учащихся без исключения. Во время игры учащиеся активно решают примеры. Игры - путешествия носят познавательный характер, так как во время игры школьники получают дополнительные знания. Такие игры настраивают  учеников на работу. Например, математическая сказка. Сказки могут содержать не только рассказ, путешествие, но и вопрос. Из сказки -  вопроса о треугольниках учащиеся не только узнают, кто является «царем»  треугольников, а еще и повторяют все виды треугольников и их отличительные и сходные признаки.

Приведу пример фрагмента  урока в 7 классе по теме «Построение треугольников» с использованием  математической сказки.

-  Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот старый треугольник сказал: «Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придет первым, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречала река, которая сказала: «переплывут меня только те, у кого все углы острые». Часть треугольников остались на берегу.                                                                              

 - Какие виды треугольников остались на берегу?                                                                        

- Остальные благополучно переплыли и отправились дальше.                                        

 - На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого хотя бы две стороны равны.                                                                        

- Какие треугольники отправились в дальнейший путь?                                                                                      - Преодолевшие   второе препятствие,  продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого все стороны равны. По мосту прошел только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.                                                                            - Кто стал королем?  Какой треугольник называется равносторонний?

          Также учащиеся очень любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Для создания игровых ситуаций использую исторические сведения, жизненные факты. На таких уроках осуществляется межпредметная связь.         В качестве примера приведу  обобщающий урок в 7 классе по теме «Действия с  десятичными дробями», где учащиеся совершают путешествия по городам – героям (Москва, Брест, Ленинград). Урок посвящен событиям Великой Отечественной войны. На этом уроке у учащихся воспитываются патриотические чувства, любовь к Родине, также во время путешествия дети не только  совершенствуют знания, умения и навыки по изученной теме, но и узнают много нового из истории своей страны. Например,  сколько весила «осьмушка» хлеба во времена блокады Ленинграда или решают примеры и задачи, связанные с событиями Великой Отечественной войны.

При проведении урока математики  в 5 классе по теме «Действия сложения и вычитания в пределах 1000» учащиеся отправляются в  увлекательное космическое путешествие. Урок посвящен дню космонавтики. Совершая путешествия  и преодолевая препятствия в виде математических заданий,  учащиеся узнают, кто и когда совершил первый полет в космос, когда был запущен первый искусственный спутник земли и т.д.

Данные уроки, а также многие другие проводятся с анимационной компьютерной поддержкой, которая включает в себя передвижение персонажей и предметов, видео фрагменты, звуковые эффекты и др. При таком ведении уроков учащиеся, которые недолюбливают математику и ждут конца урока, увлеченно работают.                                 

Таким образом, при проведении уроков в игровых формах занятий,  с использованием игр с анимационной компьютерной поддержкой создаются возможности организации  продуктивной деятельности учащихся и повышения их познавательной активности.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии [Текст]: учеб. пособие /Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 541с.
  2. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст]: учеб. пособие /Л.В. Занков.  - М.: Владос, 2002. – 176с.
  3.  Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе [Текст] / Под ред. Ж.М. Глозман.- М.: Творческий центр «Сфера», 2009.- 96с.
  4.   Кремер О.Б. Оригинальные компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения в коррекционной школе 8-го вида [Текст] /  О.Б. Кремер // Вопросы интернет образования - 2008.- № 20. -  С. 54 – 58.
  5. Могилева В.Н. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся [Текст] / В.Н. Могилева. - М.: Академия,  2008. –  22с.
  6.   Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе [Текст]: Пособие для учителей /М.Н. Перова. - М.: Просвещение, 2004.- 127с.
  7. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе [Текст]: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов/ М.Н. Перова. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2006.- 408с.
  8.  Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: Российское педагогическое агентство, 2008. – 156 с.
  9.  Пузанов Б.П. Обучение  и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Текст]: учеб. пособие для студ. высш.  и сред. пед. учеб, заведений / Б.П. Пузанов. – М.: Владос, 2011. – 439с.
  10.   Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос,   2007.- 360с.



Предварительный просмотр:

Третьякова Анна Владимировна,

учитель математики

казенного общеобразовательного учреждения

Омской области

 «Исилькульская адаптивная школа - интернат»

Реализация программы «Математика»

в классах с углубленной профессионально - трудовой подготовкой      для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости                                    (на примере КОУ «Исилькульская школа- интернат»)

С 2011 года в  КОУ «Исилькульская  школа - интернат» открыты классы с углубленной трудовой подготовкой.

В настоящее время,   действующие в РФ программные материалы  для специальных (коррекционных) школ включают содержание обучения математике только учащихся подготовительного- 9 классов. Содержание  программного материала по математике для 10- 11 классов с углубленной профессиональной трудовой подготовкой по - прежнему не определено. Поэтому возникла необходимость разработать авторскую  программу по математике с элементами экономики.

Элементарная экономическая грамотность является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации выпускников коррекционных школ и особенно актуальна для детей с интеллектуальной недостаточностью. Ведь при решении экономических проблем они сталкиваются с большими трудностями, чем  их сверстники с нормальным развитием. Готовить подростков с интеллектуальной недостаточностью к преодолению экономических трудностей необходимо еще в школе. Развитие экономического мышления в процессе образования и воспитания является одним из главных факторов становления социальной компетентности личности и более эффективного вхождения в социум.

На наш взгляд, необходимо больше уделять внимания ознакомлению умственно отсталых старшеклассников с экономикой потребления, ведь именно в этом вопросе им придется принимать самостоятельные решения, строить свою жизнь более организованно, разумно.

Как показывает практика учащиеся с интеллектуальной недостаточностью после окончания девятилетней школы не владеют в полной мере элементарными экономическими понятиями, которые им будут необходимы как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни.

Учитывая этот факт и стремясь облегчить их социальную адаптацию и интеграцию программа по математике с элементами экономики предполагает помощь учащимся 10-11 классов в решении практических жизненных задач.

Данная программа апробируется на базе КОУ «Исилькульская школа- интернат» с 2014-2015 учебного года. Имеет рецензию и рекомендована для использования в специальных (коррекционных) школах (Рецензент: к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии общего и специального образования БОУ ДПО «ИРО ОО» Т. Ю. Четверикова от 15.09.2014г.).  Программа предполагает двухгодичный курс обучения:

- 10 класс- 68 часов , 2 часа в неделю;

- 11 класс- 34 часа ,1 час в неделю.

Объем программного материала по математике не предполагает наращивания математических сведений в сравнении с уже ранее полученными, а базируются на них.

 Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности. Таким образом, повторность в обучении детей позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения, обеспечивает их применение  на практике.

Цель программы -  формирование у учащихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.

 Задачи:

- формирование элементарных представлений об экономике;

- выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;

- обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;

- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;

- освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

Программа определяет деятельность в 2 направлениях:

- теоретическая  часть;

- практическая часть.

Теоретическая часть включает в себя:

- первичные экономические понятия;

- раскрывает причинно – следственные связи хозяйственной деятельности человека, семьи;

- экономические правила грамотного потребительского поведения;

Практическая часть включает в себя:

- решение задач на закрепление вводимых экономических понятий;

- использование графиков, диаграмм, таблиц, схем;

- анализ полученных данных;

- формирование умений планировать и контролировать свою деятельность;

- грамотно выполнять экономические расчеты в жизни.

Программа  построена на применении проблемно - поисковых методов обучения при ознакомлении учащихся с элементами экономики. Предполагается освоение учащимися знаний, непосредственно связанных с жизнью и повседневной хозяйственной практикой человека.  Осуществляется теснейшая связь между математикой, экономикой, историей, социально бытовой ориентировкой, профессионально - трудовым обучением.  Принципом построения урока математики является постановка жизненной проблемной ситуации и отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки.

Программа содержит следующие разделы:

Тематический раздел

10 класс

11 класс

1.

Введение в экономику.

4

1

2.

Целые числа и десятичные дроби

8

2

3.

Производительность труда.

5

3

4.

Проценты.

5

4

5.

Бюджет.

6

3

6.

Меры длины.

5

2

7.

Меры площади.

5

3

8.

Меры массы.

5

4

9.

Меры объема.

5

2

10.

Меры времени.

5

2

11.

Меры стоимости.

5

2

12.

Обыкновенные дроби.

6

2

13.

Обобщающий урок

4

4

Всего

68

34

- Заявленная тематика (как для 10, так и для 11 классов), актуально и принципиально важна для усвоения подростками с интеллектуальной недостаточностью. Все названные темы принципиально важны для обогащения опыта подростков, для формирования у них жизненной компетенции.

Изучаемый в 10 классе курс математики представляет собой закрепление и дополнение предмета математики в 9 классе. А также формируется более полное представление об «экономике». Происходит знакомство с простейшими понятиями экономической науки, формирование первичных навыков экономического мышления.

В 11 классе закрепляются и обобщаются навыки, приобретенные за весь период обучения.

Данная программа обеспечивает возможность  продвижения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями. Такое построение курса математики  поможет  учащимся с интеллектуальной недостаточностью  более успешно  адаптироваться  в современном обществе.

В настоящее время для реализации программы разрабатывается рабочая тетрадь для 10- 11 классов, использование которой значительно облегчит усвоения материала обучающимися.  

Литература: 

  1. Колосова Е.Е., Олейникова Н.П. Социальная значимость уроков математики с элементами экономики в коррекционной школе VIII вида / Коррекционная педагогика  - 2006.- № 2. -  С. 17 – 20.
  2. Колосова Е.Е. Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (I- III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Коррекционная педагогика  - 2006.- № 3. -  С. 44 – 59.
  3. Щербакова А.М., Платонова Н.М. Программно- методическое обеспечение для 10- 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя/ А.М. Щербакова, Н.М. Платонова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 331с.
  4. Щербакова А.М.  Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.М. Щербакова- М.: НЦ

    ЭНАС, 2001.- 184с.