Для вас,родители!

Тухфатулина Ильмира Габесовна
В данном блоке я буду размещать: консультации, презентации, игры и многое другое, что очень пригодится в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Уважаемые родители! здесь вы найдете много интересного и полезного. Данный блок будет вам хорошим помощником.

 

Сходство и отличия: https://vk.com/wall542101849_3540

19.12.2023 год

17.01.2024 год

12.02.2024 год

19.03. 2024

02.04. 2024

19.05.2024

28.06 2024 год

05.09. 2024 год

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Психологически эффективный отдых для детей» 

Итак, наступило лето!

И теперь так хочется покинуть душную квартиру и отправиться за город или к морю.

Конечно же, родители, планируя такую поездку, берут с собой и детей. При этом им необходимо позаботиться о том, чтобы поездка пришлась по душе ребенку, развивала его познавательный интерес, активность, способствовала укреплению здоровья и развитию психических процессов.

      Моря недостаточно.

Когда мы планируем отдых, важно чтобы он не превращался только в поездку на море. Лето - это прекрасная возможность быть ближе к природе, заниматься простыми, но ресурсными делами, и здесь психологические рекомендации мало отличаются от медицинских: поездка в деревню, с неустойчивой интернет связью, свежий воздух, чистая вода, купание, простая и полезная еда, хождение босиком по траве, совместные игры и традиции (поход на велосипедах, чай на природе, турнир по бадминтону) общение с домашними животными. Все виды деятельности, где не надо думать, а больше чувствовать, воспринимать, двигаться.

Для тех, кто остался в городе.

Вы остались в городе? Для того чтобы занять ребенка интересными играми, необязательно покидать город, ведь и здесь можно найти массу полезных занятий.

Психологически эффективный отдых, о котором мы сказали, доступен и в городских условиях. Здесь важнее всего то, чтобы родители принимали в этом активное участие, находили время в выходные, выезжали из дома и вместе с ребенком планировали время на природе. Конечно, странно ждать, что ребенок сам придумает себе отдых, если он не привык это делать, ему будет проще просидеть все лето у компьютера или телевизора, но в наших силах – показать другой пример и постепенно – это здоровое времяпровождения может превратиться в семейную привычку.

Это, например, рисование цветными мелками на асфальте - занятие, которое придется по душе и малышам, и детям школьного возраста. На асфальте можно не просто рисовать, но и изучать алфавит, математические понятия, создать лабиринт, поиграть в классики, нарисовать препятствия, дорожную разметку и, к примеру, изучить правила дорожного движения.

Доказано, что игры на свежем воздухе не только приносят огромную пользу для здоровья, но и развивают творческий потенциал. Главное - подобрать такие игры, которые будут соответствовать его возрасту и интересам. Разберемся по порядку.

Песок и вода

Маленьким детям дошкольного возраста будет интересно возводить замки и домики из песка. Такие игры не только порадуют вашего кроху, но и поспособствуют развитию мелкой моторики рук, что, несомненно, самым положительным образом скажется на развитии ребенка.

Дети постарше также с удовольствием будут заниматься строительством из песка и воды. При этом такую игру можно разнообразить, устроив, например, соревнование между детьми, предложив им построить самую высокую или красивую башню.

Игры с песком и водой все дети просто обожают. Помимо этого, они создают благоприятные условия для сенсорного воспитания.

На пляж можно взять и большой надувной мяч, игры с которым придутся по нраву, как дошколятам, так и более старшим детям. Игры с мячом способствуют развитию ловкости, реакции и координации движений.

Знакомство с природой

Лето – самое удачное время для походов с малышом в лес. В лесу ребенок может увидеть много нового и интересного, что существенно расширит его познания об окружающем мире, флоре и фауне. Ему будет очень интересно наблюдать за птицами и насекомыми, смотреть на различные растения и цветы.

В этот момент взрослому необходимо задавать наводящие вопросы, учить ребенка отличать и сравнивать предметы, тем самым способствуя развитию мыслительных процессов совместно с игровой деятельностью.

Кроме того, с ребенком-дошкольником полезно собирать различные шишки, веточки, листочки, которые пригодятся вам для дальнейшего совместного творчества.

Детям  будут интересны такие игры, как, например, ориентирование на местности, «выживание» в лесу. Такое времяпровождение не только заинтересует ребенка, но и поспособствует развитию практических навыков, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Для родителей следует различать «психологическую разгрузку» и «психологическую загрузку»: большое скопление людей, сильные эмоции, много новых впечатлений, всевозможные дорогие развлечения, игровые комнаты, сложные игрушки – это загрузка. А время с семьей, природа, общение с животными, творчество – это разгрузка.

Следовательно, нужно заранее обдумать, как вы будете проводить время и чем занять вашего ребенка!

Научить ребенка отдыхать это задача взрослого. 

Хотелось бы, чтобы вы, уважаемые родители,  правильно обеспечили своим детям «психологически эффективный отдых».

Для того, чтобы понять какой отдых наиболее эффективен, нужно не много обратиться к истокам психологии, а именно физиологическим основам психики – центральной нервной системе. Весь учебный год у ребенка, и у нас с вами, в основном напряженно работало левое полушарие, которое отвечает за математику, логику, письмо, язык и речь. Поэтому главной задачей для полноценного восстановления деятельности мозга является «разгрузка» левого полушарие. Это значит, что отдыхать мы будем правым, которое отвечает за восприятие музыки, живописи, эмоции, танцы, любую деятельность, связанную с движением, творчеством.

А еще, очень полезно отдохнуть и самим взрослым, ведь отдохнувший родитель – залог отдыха для ребенка

Ну и в заключение, хотелось бы сказать, что наша задача не создать ребенку море эмоций и впечатлений, а создать условия для налаживания его биологических ритмов: полноценный сон, питание, спокойная атмосфера в семье. Не надо ходить рядом с ребенком и говорить: «ну займись ты чем-нибудь уже!» Лучше займитесь отдыхом сами и подключите ребенка. Свобода, ничегонеделание и  пауза – приносят хорошие плоды. Многие из вас замечали, что спокойный, не много скучающий ребенок способен придумать массу творческих занятий. А лучшей наградой и ресурсом для ребенка – являются отдохнувшие родители. Пусть ребенок отдохнет от наших грустный и раздраженных лиц, от нашего «некогда» и «я устал (а)». Отдыхайте сами и подавайте позитивный пример ребенку. Главное осознать, что все мы имеем право и обязанность восстанавливать силы.

Самое главное — помнить, что совместные игры способствуют развитию памяти, мышления и речи, учат контролировать свои действия и выполнять определенные правила. С помощью них ребенок познает взрослый мир, учится общаться в коллективе.

И в любом случае, совместное и активное времяпрепровождение с родителями оставит самые яркие впечатления о лете, которые потом ваш ребенок будет с радостью вспоминать!

Консультация подготовлена  педагогом - психологом МДОАУ № 10   Тухфатулиной Ильмирой Геннадьевной

по материалам статьи Института изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии Образовании



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 10»  

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

«Детские страхи»

 https://www.b17.ru/foto/article/161798.jpg

Подготовила:

Тухфатулина И.Г.,  педагог-психолог

 высшей квалификационной категории  МДОАУ № 10

Оренбург, 2024

 «Детские страхи»

«Мой ребенок боится»……

Эту фразу довольно часто приходится слышать психологу от обеспокоенных родителей. Поводы для волнения могут быть весьма разнообразными – ребенок видит страшные сны, отказывается оставаться один в комнате, боится темноты или персонажей из «страшных мультфильмов» и т.п.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но почему у одного ребенка страшная сказка вызывает лишь веселый смех, а у другого становится источником глубоких длительных переживаний? С чем связано возникновение устойчивого страха?

Прежде всего, конечно, с состоянием тревоги – переживанием отдаленной и неясной опасности. В свою очередь, причина повышенной тревожности, ослабления чувства безопасности кроется в нарушении детско-родительских отношений. Если у ребенка возникли и укрепились страхи, это означает, что в его общении с родителями, в стиле воспитания допущены какие-либо ошибки, что-то важное ускользнуло от внимания воспитателей.

Следует заметить, что необходимо отделять страхи, возникающие в ходе нормального развития ребенка на определенных этапах – так называемые, возрастные страхи и страхи устойчивые, невротические, которые нарушают эмоциональное благополучие ребенка и приводят к появлению нежелательных черт характера. Если возрастные страхи бесследно исчезают по прошествии в среднем трех-четырех недель, то устойчивые страхи сигнализируют нам о физической и нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, о конфликтных отношениях в семье.

Итак, что делать родителям, близким ребенка, в поведении которого возникли и укрепились страхи?

Прежде всего, не пытаться немедленно устранить страх, не высмеивать его. Очень часто своими поспешными действиями взрослые лишь усугубляют ситуацию. Так, бесполезно с фонариком демонстрировать, что под кроватью никого нет, или рассказывать ребенку о том, какие надежные в доме замки. Все это лишь убеждает ребенка в реальности ощущаемой им опасности, оставляет его наедине с проблемой. Погружая ребенка в состояние безысходности, мы усиливаем страх, создаем условия для его закрепления.

Реакция взрослого на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Дайте ребенку почувствовать, что бояться – это естественно, расскажите, чего сами боялись в детстве. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать свои чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о том, что его волнует, тем лучше.

Внимательно присмотритесь к ребенку, – в каких ситуациях проявляется страх, какова личность ребенка, его характер? Ответы на эти вопросы помогут в преодолении страха.

Помочь ребенку можно лишь в том случае, если устраняется внутренняя причина, вызывающая страх. Родителям необходимо проанализировать свое эмоциональное состояние, собственные страхи, стиль воспитания в семье (присутствует ли чрезмерная требовательность или напротив повышенная оберегаемость; какие используются методы поощрения и наказания, едины ли требования к ребенку и т.п.).

Существует множество методов преодоления детских страхов. Наиболее эффективный и простой способ – рисование. После предварительной беседы взрослый просит ребенка изобразить свой страх. Предпочтительнее использовать краски – они легче наносятся, смешиваются; изображение более динамично и лучше передает изменения эмоционального состояния.

 Часто дети сомневаются в своих изобразительных способностях, поэтому не решаются начать рисовать. В этом случае взрослый может пояснить, что рисунок не должен быть хорошим – страхи плохие и незачем их украшать. Иногда ребенок не называет конкретных страхов, следовательно, неясен предмет изображения. В этом случае можно предложить представить страх в виде страшного животного, персонажа по выбору ребенка или же создать абстрактный рисунок, отражающий эмоциональное состояние (взрослый может первым сделать на бумаге несколько энергичных мазков или поставить на лист кляксу, а затем передать кисть ребенку).

Когда рисунок готов, важно сделать акцент на том, что теперь страх ребенка уже не внутри – в голове, сердце, груди – а снаружи. Это означает, что он теперь во власти ребенка, а не наоборот. Далее взрослый может предложить ребенку уничтожить страх, разорвав рисунок. Также можно предложить ребенку изменить что-то в рисунке, чтобы защитить себя.

Эффективна в преодолении страхов игротерапия, позволяющая ребенку отреагировать негативное эмоциональное состояние, снизить напряжение, пережить жизненные обстоятельства в условном, «ослабленном» виде, укрепить уверенность в себе.

Полезно проиграть пугающую ситуацию в виде сказки или реальной истории. При этом ребенок может играть роль того, кого он боится, а может выбрать роль защитника и избавителя. Помогают также эмоционально насыщенные, подвижные игры.

Детям свойственно чего-то бояться. Еще бы – их окружает такой большой, неизвестный мир! Порой малыша пугает то, что взрослому кажется совершенным пустяком. Но главное для родителей – не упустить сигнала тревоги, предупредить болезненное заострение страха. Не следует пренебрегать обращением за помощью к специалисту.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Какой бы способ борьбы со страхом не был выбран, важно не оставлять жалобы ребенка без внимания. Помощь и поддержка самых близких людей помогут малышу справиться со всеми неприятностями и вырасти уверенным в себе человеком.

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/detskie_straxi_kak_pomoch_rebyonku_v_zavisimosti_ot_situaczii_i_vozrasta/

https://www.b17.ru/article/161798/



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 10»  

Консультация для взрослых: «Использование

нейрогимнастики и кинезиологических упражнений

в работе с детьми дошкольного возраста»

Picture background

 

Подготовила:

Тухфатулина И.Г.,  педагог-психолог

 высшей квалификационной категории  МДОАУ № 10

Оренбург, 2024

Известно, что головной мозг — это загадочный орган, его развитие начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет.

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а также интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Мозг человека состоит из двух полушарий — левого и правого. Они соединены между собой мозолистым телом, через которое и проходит обмен информацией между двумя полушариями. В протекании психических функций принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль.

Правое полушарие отвечает за воображение, которое позволяет человеку воображать, фантазировать, мечтать, и, как следствие, — сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор. Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. «Левополушарные» люди имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы.

Работа обоих полушарий очень важна для человека, поэтому полушария мозга нужно развивать. Особенно это важно в дошкольном возрасте, ведь это период активного развития мозговых структур.

Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические и нейропсихологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.

Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям.

Кинезиология (от греческого слова «кинезис» — движение, «логос» — наука) -наука о развитии головного мозга через движение. Она направлена на развитии связей Ум-Тело, т. е. оптимизацию деятельности мозга через физические движения.

Нейрогимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем:

— стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;

— помогает получить энергию, необходимую для обучения;

— снижает утомляемость;

— улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;

— благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;

— повышает продуктивную работоспособность.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте. В 5-6 лет ребёнку можно предложить более сложные

 упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.

Во время выполнения упражнений должна царить доброжелательная атмосфера, заниматься нужно каждый день, не пропуская, но без принуждения. Продолжительность её – не более 5 минут, можно проводить в различных режимных моментах, а также непосредственно в образовательной деятельности с детьми.

В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задание — например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. В одну тренировку не надо включать «всё и сразу», 4-5 качественно выполненных упражнений вполне достаточно.

В нейрогимнастическом комплексе есть упражнения подвижные (под музыку выполняют дети) и более спокойные, которые мы можем выполнять сидя (пальчиковая гимнастика). Необходимо обращать внимание при выполнении нейроупражнений на настроение детей, степень их усталости (занятия в вечернее время, и в соответствии с этим подбирать упражнения конкретно в данной ситуации, что будет детям легко выполнить.

Простые упражнения, которые можно выполнять сидя:

1. «Фонарики» — правая ладонь раскрыта, левая- закрыта в кулак. Поочерёдно меняем положение рук. Выполняем сначала медленно, а затем быстро.

2. «Молоток» — правая рука ладонью вниз лежит на столе, левый кулак стучит по правой руке, затем кладём левую руку ладонью вверх и стучим правым кулаком.

3. «Кулачок-ладошка» — так крадётся кошка – правая рука сжата в кулак, левая ладонь лежит. Поочерёдно меняем положение рук.

4. «Змейка» — соединяем ладони и вращаем кисти рук, как змейка.

5. «Жучок» — кладём правую ладонь на левую и выполняем круговые вращения вперед – назад только большими пальцами. Хлопком меняем руки.

6. «Алмаз» — соединяем пальцы в форме алмаза и поочерёдно с каждым пальцем выполняем вращение. Делаем максимально быстро, перебирая пальцами сначала в одну сторону, затем в другую.

7. «Кулачки танцуют» — похлопываем внутренней стороной кулака и внешней.

8. «Блины» — вытянули обе руки вперёд: правая – ладонью вниз, левая – ладонью вверх. Поочерёдно меняем руки.

Подвижные нейрогимнастические упражнения:

«Кнопки мозга»

Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

Исходное положение: Выполняется стоя.

Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

«Колено – локоть»

Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур, обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.

Исходное положение: Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

«Зеркальное рисование»

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

«Рыбки»

Рыбки, рыбки, где вы, где? Рыбки плавают в воде. Вы плывете, рыбки, сами? Машете вы плавниками. Рыбки, рыбки, вы не спите. Вы плывите! Вы плывите! Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих рыб. По сигналy взрослого замирают, приняв определенную позу, которая заранее оговаривается.

Рыбка — присесть.

Ночь — закрывают глаза- две сложенные руки вперед.

Червячок — руки — сложенные вместе, вверх.

Посадили зернышки — ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко»

Выглянуло солнышко. Солнышко, свети — свети! — (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)

Зернышко, расти — расти! — (ладони вместе, руки двигаются вверх)

Появляются листочки — ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с

большим пальцем на двух руках одновременно

Распускаются цветочки — кисти сжимаем и разжимаем по очереди.

Упражнений огромное множество, все они очень разнообразные, интересные, а главное полезные для детей.

Нейрогимнастика — не только лёгкий и увлекательный способ «прокачать» мозг, который подходит как взрослым, так и детям: это ещё и прекрасный вариант совместного время провождения, своеобразный ежедневный ритуал, который может стать вашей семейной традицией.

Устраивайте семейные челленджи и обязательно покажите несколько упражнений бабушкам и дедушкам, ведь нейрогимнастика также является прекрасной профилактикой деменции!

Консультация подготовлена  с различных источников сети интернет:

-https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-ispolzovanie-neiropsihologicheskih-i-kineziologicheskih-igr-i-uprazhnenii-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html

-https://www.vospitatelds.ru/categories/4/articles/7266



Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УСПОКОИТЬСЯ:

ПРОСТЫЕ ПРИЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Дети-дошкольники часто эмоционально реагирует на различные события. Это могут быть самые разные эмоции - от гнева, обиды или страха до ярко выраженной радости. Очень часто ребенку, в силу возрастных и индивидуальных особенностей,  не удается самостоятельно и легко успокоиться в данных ситуациях, поэтому в этих случаях ему необходима помощь взрослого.

Чем же взрослый – родитель или воспитатель могут помочь ребенку?

  • В первую очередь самому взрослому важно быть в спокойном состоянии. Только после того, как Вы смогли справиться со своими эмоциями - внимательно выслушайте ребенка, помогите ему понять, что привело к появлению данных эмоций.
  • Расскажите ребенку о приемах, которые могут помочь ему успокоиться

Приемы  снижения психоэмоционального напряжения и гармонизации психоэмоционального состояния. 

  •  Попить воды, поиграть с водой, умыться. 
  • Медленно посчитать до 10. 
  •  Написать или нарисовать, что чувствует ребенок, его эмоции. 
  • Сказать вместе: «Я спокоен, я могу с этим справиться». 
  • Заняться интересующей деятельностью (попеть, порисовать, почитать и посмотреть любимые книги, поиграть, потанцевать или послушать любимую музыку). 
  • Использовать нетрадиционные творческие техники, в т.ч. с применением природного материала. 
  • Пойти в тихое место, уединиться. 
  • Сделать несколько физических упражнений.
  • Применить игры-релаксации:

-игры-релаксации с прищепками Монотонные движения рук затормаживают отрицательные эмоции. Игра «Лиса».

Ход игры: Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста: 
Хитрая плутовка, рыжая головка. 
Ротик открывает, зайчиков пугает.

-
игра-релаксация «Ласковые ладошки». Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.
- психомышечные упражнения с чередованием напряжения, расслабления мышц тела. 
Игра  «Гора с плеч». Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. 
-
игры с выражением, «выплескиванием» негативных эмоций (топание ногами, «Мешочек для злых ручек», «Стоп, кулак», «Волшебная дудочка»).

-дыхательные упражнения: 
«Волшебные звуки» Дыхательная гимнастика, в т.ч. с пропеванием звуков на выдохе («у», «х», «ч», т.д.). 
«Дыхание в 3 этапа» (Ш.Мельник) Дыхание: сделайте вдох через нос, задержите дыхание, сделайте выдох через нос – все на равный счет (например, вдох на пять счетов, задержка дыхания на пять счетов и выдох на пять счетов). Положение рук: соедините кончики пальцев, чтобы уравновесить правое и левое полушария. 
«Плач Дельфина». Два коротких вдоха и один продолжительный выдох. Такой плач «растворяет» обиду.



Предварительный просмотр:

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЮТ НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА

НАКАЗАНИЯ

Взгляд на проблему

Телесное наказание не является хорошей дисциплинарной мерой. Но несомненно, найдутся люди, которые думают, что если отшлепать ребенка, он перестанет совершать нежелательные поступки. Конечно, в этом есть правда. Но знаете ли Вы, уважаемые родители, что происходит в этот момент в мыслях, чувствах и поведении ребенка? Если отшлепать малыша, да к тому же побольнее, это непременно приведет к совершенно определенному результату — он быстро научится бояться вовсе не того, что нельзя делать, а именно ВАС. В самом деле, всегда именно так и происходит. Если шлепки имели успех, значит, малыш стал бояться Вас. Вы преобразили его поведение, желание заменили страхом, и это самое худшее, что можно сделать для психического здоровья ребенка.

Самое интересное заключается в том, что с течением времени становится гораздо легче контролировать желания ребенка, чем бороться с его страхом. Подрастая, человек приобретает умение контролировать, изменять и направлять свои желания. Сама общественная жизнь помогает ему  в этом. Но как бы мы ни учились владеть своим страхом, очень трудно освободиться от него полностью. Страх, к сожалению, очень сильно меняет наш облик: он делает нас робкими, нерешительными, теряющимися, неуверенными в себе и почти начисто лишает жизненного оптимизма.

Бить детей плохо еще и по другой причине. Научившись бояться нас, дети начинают испытывать к нам сначала неприязнь, а затем и ненависть. Если этот конфликт возникает в раннем детстве, ребенок привыкает ожидать враждебности от всех, кто любит его, и даже воспринимает ненависть как нечто сопутствующее любви. Подобные конфликты вносят большое смятение в жизнь детей.

Шлепки, как это ни прискорбно, часто вызывают совсем обратный результат, чем тот, которого мы добиваемся: они лишь прочнее закрепляют неверное поведение ребенка и нисколько не меняют его. Ребенок начинает думать, что стоит, пожалуй, иной раз получить подзатыльник ради удовольствия позлить родителей. Кроме того, он ждет наказания и хочет получить его просто ради очистки совести. Он знает: за то, что он натворил, нужно расплачиваться. А расплатившись, чувствует себя вновь свободным и начинает опять повторять свои выходки, только теперь уже с большей осмотрительностью, чтобы его не поймали на месте «преступления». Короче, ребенок удовлетворяет и свое желание сделать что-то недозволенное, и очищает свою совесть.

Конечно, всем нам, родителям, случалось приходить в отчаяние от поведения детей. Но если уж мы и шлепаем их «под горячую руку», то надо хотя бы отдавать себе отчет, что мы делаем это не для исправления ребенка, а лишь для того, чтобы разрядить свои нервы: дети вывели нас из терпения и мы берем реванш. Все это говорит о том, что мы гораздо хуже владеем собой, нежели добиваемся идеального поведения от детей.

Разумеется, нетрудно говорить обо всем этом, когда не приходится иметь дело с ребенком, доводящим нас до отчаяния.

Однако, помните, что:

1. Шлепая ребенка, Вы учите его бояться вас.

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, Вы показываете им плохой пример.

4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

5. Задача дисциплинарной техники — изменить ЖЕЛАНИЯ ребенка, а не только его поведение. 

Успехов!

Подготовлено по материалам ИТ



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как помочь ребенку вернуться в детский сад после

долгого перерыва?

Когда подходят к концу долгие праздники, наполненные радостными встречами, улыбками и настоящим зимним волшебством, даже взрослым трудно переключиться на рабочие будни. Что уж говорить о дошкольниках, для которых любая перемена в распорядке дня может превратиться в настоящее испытание?

А ведь чтобы помочь ребенку вернуться в детский сад после каникул с минимальными потерями для его и родительской нервной системы, достаточно соблюдать несколько правил.

Конечно, лучше всего кардинально не менять время для детского сна и питания на время праздников. Но если Вы все же позволили себе отступить от привычного ритма (позволили себе подольше поспать, вместе с ребенком попробовать все самое вкусное), не стоит опускать руки. Перестроиться из «ленивого» режима в рабочие будет легче, если учесть маленькие хитрости:

 1. Изменения режима должны быть плавными:

  • Начните приближать меню и режим дня к рабочему ритму заранее, постепенно делая подъем и отход ко сну более ранними, а питание более разнообразным и полезным.
  • Принимая гостей или отправляясь к родственникам, участвуйте с ребенком в общении с другими детьми и взрослыми. Не бойтесь оставлять ребенка с папой, бабушкой или другими близкими, которым доверяете. Так навыки, необходимые для успешной социализации, продолжат развиваться.
  • Позволяйте ребенку проявлять самостоятельность, продолжайте обучение навыкам самообслуживания и умению просить о помощи в случае затруднений.
  • Постарайтесь в спокойной обстановке вместе вспомнить, что малыш узнал на занятиях в прошлом году. Повторите то, что получалось не очень хорошо, еще раз похвалите за самые яркие предновогодние успехи и победы.
  • Играйте в игры, читайте стихи и пойте песни, которые ребенок выучил в детском саду ранее

2. Создайте позитивный настрой:

  • Не пугайте ребенка тем, что теперь вы будете меньше играть, гулять и веселиться вместе. У дошкольника не должно возникать ощущения, что его «сдают» в садик, потому что родители устали и больше не хотят проводить с ним время. Наоборот, можно запланировать какие-нибудь семейные развлечения на ближайшие выходные и подготовить небольшой сюрьприз для малыша, который так стойко держался всю первую рабочую неделю и замечательно себя вел.
  • Перед возвращением в сад время от времени спрашивайте ребенка, не соскучился ли он по друзьям, воспитателям и игрушкам, которые ждут его в группе. А может быть, уже скучают по нему они? Правда было бы здорово встретиться снова?
  • Вместе проговорите, о каких своих новогодних приключениях в первую очередь он расскажет детям и воспитателям. Если ребенок достаточно взрослый, обсудите, о чем стоит расспросить друзей из садика, во что можно будет поиграть с ними при встрече.

3. Чуть больше, чем обычно,  помогайте ребенку в первые дни в саду после перерыва

  • Старайтесь посещать детский сад регулярно и пропускать только по болезни;
  • Подготавливайте все необходимое с вечера, чтобы вставать вовремя и приходить в группу в одно и то же время. По возможности, избегайте опозданий, чтобы они не стали источником дополнительного стресса для вас и ребенка;
  • Если вам тяжело расставаться утром, не устраивайте долгих прощаний – лучше оставьте «присматривать» за ребенком игрушку или вместе положите в кармашек небольшой предмет-талисман, который будет напоминать о доме;
  • Если малыш тревожится при расставании, напоминайте, что вы придете за ним в конце дня. А обозначая время, когда вы его заберете, всегда выполняйте свое обещание;
  • Если возникают капризы, связанные с нежеланием возвращаться в детский сад, спокойно объясняйте ребенку, что это необходимо, так как мама и папа должны снова вернуться на работу, чтобы получать зарплату – и покупать все, что нужно семье и самому дошкольнику. Расскажите, что ходить в детский сад – это его работа, и он с ней обязательно справится. А если что-то пойдет не так – вы всегда ему поможете. Можно почитать сказки на данную тематику, разыграть ситуацию похода в детский сад с игрушками;
  • Каждый день говорите ребенку, что любите его, расспрашивайте, как прошел день в садике. Внимательно слушайте рассказы, вопросы задавайте очень мягко, ненавязчиво, реагируйте на эмоции и, конечно, напоминайте, что вы всегда готовы оказать помощь и поддержку, если ребенку потребуется.
  • Если Вы сами сомневаетесь, все ли в порядке, задавайте все интересующие вас вопросы воспитателю и педагогу-психологу – они смогут оказать вам и ребенку необходимую помощь.

Консультацию подготовила: педагог-психолог Тухфатулина И.Г.

по материалам статьи Института изучения детства,

семьи и воспитания Российской Академии Образования



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на сентябрь 2025 года:

«Воспитание девочки и мальчика: общее и отличное»

консультации психолога родителями, консультация психолога для родителей, консультации детского психолога для родителей

Попробуйте понаблюдать за младенцем некоторое время. Полчаса или час. И вы обязательно поймете, кто перед вами. Дети даже в таком маленьком возрасте ведут себя по-разному. Когда дети начинают осознавать свой пол? И как?

В идеале мама и папа должны быть для детей образцами женственности и мужественности. Тогда самоопределение ребенка будет вполне естественным.

А как мы с ними себя ведем? Одинаково ли отец прикасается к сыну и к дочери? Когда он держит на руках сына, учитывает ли он, что перед ним будущий мужчина. Если так, тогда не стоит его особенно ласкать. Это так? Что мы позволяем девочке, а не позволяем мальчику?

Вспомните, как вы реагируете, когда мальчик начинает плакать. Чаще всего мы говорим: «Прекрати, ты же мальчик. Мальчики не плачут!» А что мы говорим, когда девочка начинает кричать или драться. Вспоминаете? «Ты же девочка! Разве так можно?» И куда, по вашему мнению, ребенку девать свой гнев или слезы? Ведь они есть. Они уже возникли.

С детства мы приучаем мальчика не проявлять свои слабости. Говорим: «Ты должен быть сильным!» И это нормально. Мужчина должен быть сильным. Но потом мы жалуемся на бездушие наших сыновей. Возможно, вместе с необходимыми словами о силе, важно сочувствовать парню тогда, когда ему тяжело. Можно сказать: «Я знаю, что ты сильный. Я верю, что ты обязательно решишь эту проблему. И я сочувствую тебе. Я знаю, что тебе сейчас очень тяжело. Чем я могу тебе помочь?» Это очень важно делать. Тогда мальчик будет расти вместе с Вами сильным, и чувствительным. Он будет уверен в себе и в своих силах, с одной стороны. А с другой, он будет знать, что он может обратиться за помощью, если ему будет трудно.

Когда мы говорим девочке: «Не злись. Не дерись» тем самым приучаем ее молчать, когда ее обижают, скрывать свои чувства, терпеть. Обычно не принято приучать девочку защищаться кулаками. Но все же, очень важно научить ее защищаться. девочка имеет право чувствовать злость. Давайте признаем, что даже выражать ее, так же, как и парень. И даже когда не хватает слов, она имеет право применить силу для защиты себя. Мы не хотим убедить вас в том, что нужно учить девочку драться. Важно учить ее и другим средствам защиты. Можно сказать ей: «Я вижу, что ты злишься и это нормально. Не надо драться сразу. Есть другие способы защищать себя. Ты можешь сказать обидчику: «Мне не нравится, что ты меня обижаешь. Если ты будешь делать это дальше, я буду защищаться. «Можно сказать также, что вы готовы помочь ей придумать вместе, как нужно было поступить в том или подобном случае. Таким образом, вы покажете девочке, что защищать себя - это хорошо. Только важно выбрать подходящую форму.

Попробуйте увидеть в своей дочери или в своем сыне не только объект

 воспитания, но и человека, с которым можно о чем-то просто поговорить. Подумайте вместе с ребенком, и у вас появится много общих занятий. Папа с сыном могут вместе ходить на футбол, на рыбалку. Мама с дочкой могут, например, вместе пройтись по магазинам, зайти в парикмахерскую. Большинство родителей продолжают предлагать своим детям одни и те же игрушки. для девочек - куклы и столы с игрушечным посудой, для мальчиков - грузовики и пистолеты. Часто именно взрослым становится сложно принять тот факт, что дети хотят играть различными игрушками, и тогда можно услышать диалоги, подобные этому:    

- Мама, купи мне куклу!     

- Нет, сын, куклы для девочек, а ты - мальчик, мальчики не играют в куклы.     

- Мама, ну купи мне куклу!!!     

- Ладно, если тебе так хочется куклу, то почему бы нам не приобрести Кена или Человека-Паука?     

- Мама!? ...    

Если мальчик интересуется куклами или девочка играет в ковбоев - это вовсе не повод для волнений. В каждом из нас есть черты, присущие противоположному полу, и их ребенок тоже должен освоить. Ребенок сам подскажет нам, чего бы ему хотелось.

Главное услышать его.

Важно устанавливать отношения и проводить время с каждым ребенком отдельно. Иногда у ребенка есть потребность пообщаться с вами наедине. У него может быть к вам интимный вопрос.

Да, не стоит жестко разграничивать для ребенка «женский» и «мужской» миры, физические и психологические различия, навязывать детям разные игрушки, одежду, роли в социальных играх (пожарные и спасатели в мальчишеских и медсестры и учительницы в девичьих) - честно говоря, не так уж мы и далеки друг от друга.

Главное, чтобы рядом с малышом были родители как образцы мужества и женственности.

Мира Вам и Вашим детям!

С уважением ваш педагог-психолог  МДОАУ №10

            Тухфатулина Ильмира Геннадьевна

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/06/15/tematika-konsultatsiy-dlya-raznyh-vozrastnyh-grupp-detskogo-sada



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на октябрь 2025 года :

«Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка»

дети добрые

 «Меня очень тревожит тот факт, что дети очень часто поступают жестоко - по отношению к животным, друг другу, и взрослым тоже»

Вряд ли родители, мечтающие о том, чтобы ребенок, независимо от своего возраста, относился к ним самим жестоко. Становясь пожилыми, родители ждут от своих детей доброты, внимания, телефонного звонка или короткого визита, их удивляет, что сын давно не звонил, а дочь не находит времени, чтобы заехать хотя бы на минутку, не говоря уже о помощи. И только некоторые старики оглядываются назад, чтобы понять, что они делали не так, воспитывая своих детей.

Когда начинать?

Воспитание отзывчивости нельзя начать с определенного возраста. Мудрые люди говорят о том, что все закладывается задолго до рождения. «Положительная беременность» - это и есть начало воспитания. Спокойная мать, настроение которой преимущественно является солнечным и беззаботным, обязательно передает тому, кто живет в ее животике, радостные, позитивные эмоции. Постоянное же чувство тревоги, страха, подавленности на уровне гормонов непременно передается и ребенку. Поэтому, с самого первого момента беременности, женщина должна помнить о своей взаимосвязи с ребенком и уметь правильно настроиться, вести здоровый образ жизни не только физически, но и эмоционально, контролировать свои чувства.

Доброта - это помощь людям и животным. Доброта бескорыстная и добрый человек не ждет чего-то взамен. Поговорите с ребенком о том, что такое хорошие поступки, о том, какие добрые дела уже может делать ваш малыш. Сразу после рождения родители имеют возможность контактировать с малышом. Почему-то сейчас становится естественным, когда ребенок спит отдельно от мамы, когда мама не слишком часто берет его на руки. Важнейшая цепочка для младенца «крик о помощи - мамины руки», как раз и закладывает в нем основы чуткости и сострадания. Малыш чувствует: если ему плохо, то мама сразу оказывается рядом и не отказывает ему в своем тепле и любви. Чутко относиться к «просьбам» о помощи - первый шаг воспитании чуткого  и доброго ребенка.

Есть такой психологический термин - «эмоциональная холодность». Он означает неумение проявлять свои эмоции, чрезмерную сдержанность, ровное отношение ко всему, что происходит вокруг.

Жестокость порождает жестокость

Этот принцип в воспитании работает всегда. И тут речь идет о любой жестокости, независимо от того, в отношении кого она проявляется.

Например, мы, взрослые, можем быть жестокими по отношению к:

- ребенку;

- своим родителям;

- друг другу;

- животным;

- окружающим;

- себе.

Наши дети видят и замечают все. Они буквально копируют наше поведение, воспринимая его как норму и образец. Например, жестокость по отношению к ребенку проявляется затем в жестоком отношении ребенка к самому себе (он якобы наказывает себя сам, привыкая к тому, что он плохой и заслуживает такого-же отношения). Ссоры между родителями дети воспринимают как проявление агрессии. Когда мама и папа, дорогие и близкие люди, говорят друг другу злые слова, оскорбляют друг друга и даже могут ударить, то для ребенка это огромный стресс, чрезмерное переживание. Но если так происходит каждый день, то рано или поздно малыш начинает считать, что это правильно и так и должно быть. Уже через достаточно короткое время родители могут услышать грубые слова из уст ребенка. Спрашивать его «Где ты этому научился?» Не имеет смысла, ведь школу жестокости и грубости малыш прошел дома.

Если мама грубо разговаривает с продавцом в магазине, папа отчитывает воспитательницу, то ожидать, что ребенок будет вести себя иначе, не имеет смысла. Воспитание чуткости начинается именно дома. Семейные традиции должны быть такими, которые свидетельствуют о правильных поступках. Например, забота о близких, когда они болеют, помощь в те моменты, когда у кого-то случились неприятности, забота о братьях наших меньших и тому подобное.

Братья наши меньшие

Родителям, чьи дети страдают от повышенной жестокости и агрессии, психологи чаще всего рекомендуют завести домашнее животное. Потому что забота о живом существе способна сделать мягким даже жестокое сердце. Чрезвычайно важно, чтобы родители были настойчивыми и последовательными в своих решениях. Котенок или хомячок должны быть именно под опекой ребенка, а взрослый может только помочь. Нельзя пустить все на самотек. Малыш еще может не знать, насколько животное нуждается в его защите. Самое главное, о чем нужно рассказать ребенку - что за животным нельзя ухаживать как попало и время от времени. Ведь любое живое существо нуждается в постоянной пище и уходе. Хорошо, если у вас дома есть животное, о котором вы сначала будете заниматься вместе с ребенком. Это нужно, чтобы малыш понял, что на самом деле означает слово «забота», и проникся ответственностью за жизнь животного. Многие родители уверяют, что детям зачастую очень быстро надоедает каждый день делать одно и то же: кормить, гулять, чистить клетку и тому подобное. Но это не удивительно, ведь дети любят смену действий и имеют еще не развитую силу воли, чтобы заставить себя делать то, что не хочется. Именно поэтому ребенок нуждается в помощи взрослого. Основная трудность заключается в том, чтобы не подменить своими действиями действия ребенка.

«Пожилых людей всегда уважают»

Воспитывать в ребенке отзывчивость, одновременно забывая о собственных родителях, невозможно. А для начала приведем несколько «картинок» из жизни.

Молодая женщина стоит на эскалаторе метро и держит за руку мальчика. Ступенькой выше стоит, покачиваясь, худенькая бабушка. Пожилая женщина оступается и слегка задевает сумкой молодую маму. В ответ она слышит громкую брань, хорошо слышную всем пассажирам.

Папаша с дочерью прогуливаются по парку. У мужчины звонит телефон, и он раздраженно говорит: «Что ты хочешь? Мама, я тебе сказал - прекрати мне звонить, я сам тебе позвоню. Все, хватит болтать, я занят! До свидания».

Мама и дочь в примерочной магазина. Девочка надевает платье и говорит маме: «А у меня есть платье, мне бабушка подарила на Новый год, ты, наверное, забыла о нем». «Не забыла, - отвечает мама. - У нашей бабушки вкуса не хватает вообще. Такое ужасное платье купила! Ты в таком не  будешь ходить». «А что же мы бабушке скажем?», - ужасается девочка. «Я ей уже все сказала», - резко отвечает женщина.

Когда мы общаемся со своими родителями, то не всегда это общение является хорошим. Даже когда мы взрослеем, мы постоянно пытаемся что-то доказать, самоутвердиться, чувствовать себя самодостаточными. То есть, чисто теоретически вполне можно объяснить себе и окружающим, почему мы грубы к своим родителям. Но только не нашим детям. Ведь мы для них - эталон, мера, пример того, как следует поступать в различных жизненных ситуациях. Мама сказала бабушке, что не собирается ее слушать? Папа сказал, что ему некогда ехать на другой конец города, чтобы навестить свою заболевшую маму? А дети все видят и слышат. Они чувствуют раздраженную интонацию, впитывают нашу модель общения с родными. И потом, когда нужно позвонить бабушке или написать открытку дедушке, мы с удивлением слышим, что ребенок категорически отказывается, ссылаясь на нехватку времени или даже на простое нежелание. Тогда бессмысленно увещевать и говорить, как это важно - уделить внимание дедушке и бабушке. А уже общение внуков с бабушками и дедушками чаще и вообще может испугать. «Я не буду тебя слушаться!», «Подумаешь, что ты сказала!», «Иди отсюда!», «Отстань от меня!», «Сама знаю!», «Ты мне не указ», «А мама мне позволяет!»- слышат дедушки и бабушки, однако, бессильны что-либо изменить. Но страх потерять даже такое общение заставляет их терпеть выходки внуков.

Милосердие - помощь слабым, больным или пожилым. Быть милосердным значит оказать поддержку, помочь, ободрить словом.

Старики бывают не только близкими. Вокруг нас много других пожилых людей - попутчиков в транспорте, соседей, прохожих на улице. И воспитывать уважение к пожилым нужно не только на примере своих родственников. По мнению одной моей знакомой, понимать это начинаешь только тогда, когда сам становишься бабушкой или дедушкой. Когда сердце замирает от телефонного звонка, когда все готов отдать за то, чтобы увидеть любимого внука. Когда настроение зависит от того, придут в праздничный день внуки и дети.

Дети считывают наше отношение к родителям и другим окружающим людям пожилого возраста. Поэтому именно то, как мы относимся к ним, и становится основой воспитания.

  В воспитании наших собственных детей - обязательно нужно проговаривать «можно» и «нельзя», уважительно относиться самим к старикам, не забывать звонить, посещать, поздравлять в праздники - это и есть воспитание отзывчивости.

А не прочитать ли нам книгу?

Книга-именно тот источник идей, который воспитывает нравственность наших детей. Классики мировой литературы писали немало о жалости, доброте и отзывчивости. Достаточно вспомнить «Муму» И. Тургенева, или «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского. Ребенок, с детства слышит и читает такие книги, с самого раннего возраста задумываться о доброте и милосердии. Важно не просто читать, но и обсуждать то, что вы прочитали вместе, отвечать на детские вопросы, ставить ребенку вопрос, побуждая его задуматься.

Предлагаю небольшой перечень прекрасных детских книг, которые помогут родителям воспитать отзывчивых детей.

- Оскар Бренифье. Что такое добро и зло?

- Оскар Бренифье. Книга о смысле жизни, дружбе, любви и не только

- Кейт Вестерлунд. Зимняя сказка олененка

- Джеральдина Эльшнер. Рыбка для Миши

- Астрид Линдгрен. Мио, мой мио!

- Владислав Крапивин. Мальчик со шпагой

- Геннадий Цыферов. Дневник медвежонка

- Элвин Брукс Уайт. Паутина Шарлотты 

- Кейт ДиКамилло. Удивительное путешествие кролика Эдварда

- Кейт ДиКамилло. Спасибо Уинн-Дикси 

- Оскар Уайльд. Звездный мальчик

- Феликс Зальтен. Бэмби

- Элинор Поттер. Поллианна

- Джемс Мэтью Барри. Питер Пен

Краткое руководство для родителей, где простые слова имеют глубокий смысл ...

- Больше говорите с ребенком обо всем - о любви, о жизни и смерти, о силе и слабости, о дружбе и предательстве.

- Отвечайте на детские вопросы, а не отмахивайтесь от них.

- Всегда поступайте так, как вам хотелось бы, чтобы делал ваш ребенок. Даже если в этот момент малыш вас не видит.

- Читайте вместе с ребенком книги, учите доброте и милосердии.

- Научите ребенка заботиться о ком-либо и получать от этого радость.

- Заведите домашнее животное и вместе с малышом заботьтесь нем постоянно.

- Пересмотрите свои отношения с родителями, научите ребенка уважительному отношению к ним.

- Ежедневно возникает немало ситуаций, когда нужно принимать решение, как себя вести. Учить ребенка проявлять доброту и отзывчивость можно ежедневно, и помнить об этом нужно всегда. 

Мира Вам и Вашим детям!

С уважением ваш педагог-психолог  МДОАУ №10

            Тухфатулина Ильмира Геннадьевна

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/06/15/tematika-konsultatsiy-dlya-raznyh-vozrastnyh-grupp-detskogo-sada



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на ноябрь 2025 года:

«Агрессивный ребенок - это сегодня не редкость»

детская агрессия, агрессивный ребенок

Каждый, кто хоть раз общался с детьми, наверное, имел дело с проявлениями детской агрессии. Для взрослых такое детское поведение представляет довольно серьезную проблему: как вести себя, если ребенок сердится, дерется, кусается? При этом говорить, что делать?

В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление, что количество детей с подобным поведением ежегодно увеличивается. Скорее всего, это так и есть. Ведь образ жизни, средства массовой информации, поведение взрослых очень способствуют формированию у ребенка такого способа поведения, когда он постоянно вынужден демонстрировать свою силу, нападать, кричать и ругаться.

Каждый из нас неоднократно сталкивался с проявлением детской агрессии. Ребенок плачет, капризничает, может наговорить нам немало неприятных слов, начать драться или кусаться. Почему это происходит? Ведь порой такое поведение беспричинное и безосновательное. Кажется, что все якобы в порядке, вы с ребенком не ссорились и не наносили ему боль, а в детском саду он еще 5 минут назад со всеми дружил и был мирно настроен. И, вдруг, такая реакция!

Причина детской агрессии существует всегда, потому что ничего не происходит само по себе, все оставляет свой след. Агрессия - не исключение из правил.

Что такое «агрессия»?

Агрессивный - злой, сердитый. Агрессия - это не эмоция, не повод и не установка. Агрессия - это модель поведения. Закладывается она еще в раннем детстве, а иногда - и до рождения малыша.

Представьте себе женщину на последнем месяце беременности, которая, почувствовав изнутри толчки малыша, который растет, замечает сердито: «Прекрати толкаться!» Или другую женщину, которая в этой ситуации погладит свой живот, а в ответ на сигналы, которые посылает ребенок, скажет: «Как ты здорово играешь, малыш! Расти, играй! Старайся только, пожалуйста, в следующий раз не наносить маме такой боли!» Удивительно, но факт: ребенок наши слова слышит, понимает ... и воспринимает как руководство к действию. Поэтому, в первом случае малыш имеет больше шансов стать агрессивным, чем во втором.

Откуда берется  агрессия?

Самый яркий пример поведения детям подают родители. Конечно, именно они влияют на детское восприятие мира в первую очередь, поэтому очень важно как папа ведет себя дома, как он относится к маме, не позволяет ли мама во вспышках злобы ссориться, кричать и при этом крушить все вокруг в присутствии ребенка.

Важно и то, как наказывают малыша. Если ребенка бьют, то скорее всего, что он будет вести себя так же с детьми в саду.

Агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками. В дошкольном возрасте сила имеет особое значение, это своеобразный критерий лидерства. В детской группе сильный - значит главный. Особенно ярко это выражено у мальчиков. Кто самый сильный, тот все может - вот принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением детей в детском саду. Самое главное, чтобы ребенок получил качественно иной опыт общения (без необходимости постоянно проявлять агрессию)

А если вы оставите все как есть, тогда что ожидает вашего ребенка? Здесь хорошо работает принцип «выживает сильнейший»

И этот вариант ваш ребенок осознает, возьмет за правило что единственно правильное решение выход из ситуации только с помощью кулаков. Но если ваш ребенок не агрессивный, спокойный и менее конфликтный, если малыш уже научился решать и дружить мирно, договариваясь, тогда возможен другой вариант-ребенок будет чувствовать себя некомфортно, станет замкнутым, снизится самооценка.

Мультфильмы или компьютерные игры?

Сколько примеров агрессивного поведения ребенок может усвоить из них? Часто мы не задумываемся о вреде той или иной игры, в которую часами может играть наш ребенок, или сажаем ее перед телевизором, чтобы заняться своими делами, а в это время на экране демонстрируют совсем не детские и не полезны мультфильмы и передачи.

Поэтому тщательно следите за тем, что просматривает ваш малыш. А компьютерные игры следует вообще исключить в столь раннем возрасте, он еще успеет наиграться.

Читайте ребенку книги, энциклопедии, вместе лепите из пластилина, конструируйте и воздвигайте дворцы и крепости, собирайте самолеты и корабли. Что касается выбора мультиков, то согласитесь, что все-таки добрые советские мультфильмы значительно гуманнее современных американских и прежде, чем показать ребенку мультик, просмотрите его сами.

Что еще вызывает агрессию у детей?

Это может быть неприятие родителями собственного ребенка

Если ребенок нежелателен, или один из родителей оставил семью, и тем самым демонстрирует свое равнодушие к малышу, оставляет его. Так, если родители, возможно из-за своей неопытности или незрелости еще не готовы иметь ребенка и не знают, что с ним делать. Или когда в этот момент у родителей на первом месте стоит карьера, а не продолжение рода и забота о потомстве. Ссоры между родителями, ссоры родителей и ребенка, когда семья напоминает дремлющий вулкан готовый вспыхнуть в любую минуту, - все это также заставляет ребенка находиться в постоянном напряжении, его агрессия возникает как способ общения и выход из конфликта.

Когда ребенок не чувствует любви, у него складывается плохое мнение прежде всего о себе, у него снижается самооценка. И если все вокруг твердят, что он хулиган и непослушный, то ему ничего не остается, как вести себя в соответствии с тем, что о нем говорят: шалить, шуметь, ломать и бить все вокруг.

Маленький ребенок только начинает жить и познавать мир. Ему многое не известно, и он только должен познавать его. Мы же, взрослые, являемся проводниками малышей в этот мир. Мы рассказываем ему о том, что его окружает:

как нужно ходить, завязывать шнурки, надевать шапку, когда на дворе зима. Но очень часто мы забываем о самом главном - о том, чтобы познакомить ребенка с миром чувств и эмоций. Как же малышу догадаться, что он переживает, или переживает его мама, когда хмурится или улыбается?

Ребенок непосредственно передает свои эмоции, он только приобретает свой первый опыт, и делает свои первые выводы. А вот научить контролировать свое поведение и владеть своими эмоциями - это задача для взрослых.

Очень часто взрослые не догадываются, что их ребенку, чтобы получить внимание и любовь, сначала нужно за них побороться. То есть ребенок осознает: для того, чтобы завоевать внимание, следует сделать что-то такое, что обязательно сработает. Если ребенок кричит, толкает игрушки вокруг, ругает всех, то это обязательно привлечет внимание. Поэтому, еще одной из причин детской агрессии, мы можем назвать недостаток внимания со стороны взрослого.

Как распознать агрессию у ребенка?

Дошкольников можно назвать агрессивными, если они:

- Часто теряют контроль над собой;

- Часто спорят и ссорятся с окружающими;

- Отказываются выполнять просьбы взрослых;

- Могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;

- Обвиняют других в своих ошибках и неудачах (могут выливать свой гнев на неодушевленных вещах);

- Часто испытывают чувство злости, гнева и зависти;

- Не способны забыть об обиде, не отплатив должным образом;

- Становятся недоверчивыми и раздражительными.

Что такое аутоагрессия?

Значительно лучше, когда ребенок выплескивает свои эмоции, дает выход своей злости. Ведь часто, благодаря нашим строгим запретам, малыш не проявляет своего агрессивного поведения. Ребенок может специально бить себя, нанося себе боли, вести себя так, чтобы вызвать негативную реакцию взрослого.

Такая скрытая агрессия рано или поздно может отразиться на детском здоровье. Мы все понимаем, что когда у нас все внутри кипит - будь то радость или злость - мы должны позволить выйти этому наружу.

Очень опасной является ситуация, когда нет выхода эмоциям, и они обращены на себя. Это так называемая - аутоагрессия. Если мы злимся и не даем выхода своим переживаниям, накапливая их в себе, рано или поздно этим эмоциям придется выйти наружу - это приведет к негативным последствиям.

Агрессия как способ взаимодействия с внешним миром.

Ребенок может провоцировать других детей и взрослых на проявление к нему агрессии, свидетельствует о единственном способе обращения на себя внимания со стороны взрослых и сверстников. Когда ребенок, вместо того, чтобы подойти и попросить игрушку у сверстника, нападает на него, при этом толкнув или ударив, мы должны понимать, чего он хочет.

И в этой ситуации мы, взрослые, также способны помочь нашим детям. Мы должны научить их общаться и дружить. А еще обязательно нужно демонстрировать на своем примере, как можно проявлять доброту, ласку, щедрость.

Поэтому ребенка нужно учить распознавать свои эмоции и эмоции других людей. Проговаривайте каждое чувство, что переполняет вас. Если вы сердитесь, то обязательно сообщите об этом малышу, если видите, что он в ярости, тоже отметьте его эмоцию: «Я вижу, что ты злишься», «Я понимаю, что ты рассердился на меня или на соседского мальчика, и почему?».

Итак, агрессивность - это внешнее проявление, прежде всего внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна повышенная тревожность, чувство ненужности, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (часто занижена).

Бурные злобные реакции маленького «агрессора» является его способом привлечения внимания окружающих к своим проблемам, невозможности справиться с ними в одиночку. Первое, что нужно сделать взрослому, который пытается помочь агрессивному ребенку - это выявить истинную симпатию, принять его как личность, интересоваться его внутренним миром, понимать чувства и мотивы поведения. Старайтесь акцентировать внимание на положительных качествах ребенка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних), учите его этому. Попробуйте сделать все возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и положительную самооценку. Если вашими обычными способами взаимодействия для достижения этой цели оказывается недостаточно, то можно использовать специальные игры.

Очень важно чувствовать своего ребенка, относиться к нему с пониманием. Помните, если он сердится, значит, у него что-то не так, это своеобразный сигнал о помощи. И задача, нас, взрослых, не наказывать, не оставлять в беде, а помочь и поддержать. Не проходите мимо, если видите разгневанного ребенка, ведь именно сейчас он больше всего нуждается в поддержке взрослого, он неспособен справиться самостоятельно.

Не бойтесь высказываться о своих чувствах и чувства своего ребенка, учите и учитесь сами прислушиваться к себе, распознавать свои переживания, уметь ими владеть!

Мира Вам и Вашим детям!

С уважением ваш педагог-психолог  МДОАУ №10

            Тухфатулина Ильмира Геннадьевна

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/06/15/tematika-konsultatsiy-dlya-raznyh-vozrastnyh-grupp-detskogo-sada



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 10»  

Консультация для родителей:

«О привычках детей»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=6f14eb70ae209b0621f8a91d817b28ada0a83ddd-12642203-images-thumbs&n=13

Подготовила:

Тухфатулина И.Г.,  педагог-психолог

 высшей квалификационной категории  МДОАУ № 10

Оренбург, 2025

Консультация для родителей: «О привычках детей»

Вопрос формирования привычек у детей — ключевой аспект их развития и благополучия.

Привычки, которые закладываются в детстве, могут оказывать долгосрочное влияние на здоровье, поведение и социализацию ваших детей.

В этой консультации мы рассмотрим несколько важных аспектов, связанных с привычками детей, а также предложим рекомендации по их формированию и коррекции.

Формирование привычек у детей — это важный аспект их развития и воспитания. Привычки, которые они вырабатывают в раннем возрасте, оказывают значительное влияние на их поведение, здоровье и общую жизнедеятельность во взрослом возрасте. Ниже представлены ключевые моменты, о которых следует помнить при помощи детям в формировании положительных привычек.

1. **Роль родителей как примера**

Дети учатся, подражая взрослым, поэтому очень важно, чтобы родители сами демонстрировали те привычки, которые хотели бы видеть у своих детей. Например:

- Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал книги, уделяйте время чтению сами.

- Позитивное отношение к физической активности также важно — занимайтесь спортом вместе с детьми.

2. **Создание структуры и распорядка**

Дети лучше усваивают привычки, когда у них есть структура и регулярность. Попробуйте:

- Установить фиксированное время для сна, еды и занятий.

- Делать совместные семейные дела, например, уборку или готовку, на регулярной основе.

3. **Постепенное внедрение новых привычек**

Не пытайтесь сразу изменить всё. Лучше внедрять новые привычки постепенно. 

- Начните с одной привычки, например, с утренней зарядки.

- Поощряйте ребенка за каждый маленький успех, это поможет ему закрепить нововведение.

4. **Обсуждение и объяснение**

Очень важно объяснять детям, почему те или иные привычки важны. Это может помочь им внимательно относиться к своему поведению. Например:

- Объясните, почему чистота — важная привычка: «Мы не только выглядим аккуратно, но и заботимся о своем здоровье».

5. **Игра как метод обучения**

Используйте игровые методы для формирования новых привычек. Это могут быть:

- Настольные игры, где нужно выполнять задания.

- Создание календаря привычек, где ребенок будет закрашивать дни, в которые он выполнял задуманное.

6. **Похвала и поощрения**

Не забывайте хвалить ребенка за его старания. Положительное подкрепление помогает закрепить привычки:

- Используйте словесные похвалы или небольшие сюрпризы за достижения.

7. **Терпение и постоянство**

Формирование привычек — это процесс, который требует времени. Будьте терпеливыми и настойчивыми. Иногда возможно появление рецидивов — не паникуйте, а работайте с ребенком дальше.

8. **Понимание привычек**

Привычки — это устойчивые формы поведения, которые человек проявляет регулярно без особых усилий. Они могут быть как положительными (например, регулярная физическая активность, здоровое питание), так и отрицательными (например, привычка часами сидеть за экраном компьютера).

9. **Формирование положительных привычек**

-Создание структуры дня: Дети thrive (цвести) в условиях предсказуемости. Разработайте распорядок дня, включающий время для учебы, игр, отдыха и активных занятий. Это поможет детям развить самодисциплину и организованность.

-Пример позитивного поведения: Дети учатся, подражая взрослым. Будьте тем примером, который хотите видеть в своем ребенке. Если вы показываете интерес к чтению, занятиям спортом или здоровому питанию, ваш ребенок, скорее всего, последует вашему примеру.

- Награды за достижения: Поощряйте ребенка за последовательность в выполнении положительных привычек. Награды могут варьироваться от похвалы до небольших сюрпризов.

10. **Коррекция негативных привычек**

-Выявление причины: Попробуйте понять, какие потребности стоят за нежелательным поведением.

Например, чрезмерное использование гаджетов может быть способом избежать скуки или стресса.

-Установка четких границ: Определите, какие привычки неприемлемы, и соглашайтесь на разрешенные альтернативы.

Например, если ребенок проводит много времени за компьютером, предложите ему альтернативные занятия, такие как настольные игры или прогулки на свежем воздухе.

-Открытый диалог: Обсуждайте с детьми их привычки, объясняя, почему некоторые из них могут быть вредными и как можно их изменить. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя услышанным и понимал значение этого процесса.

11. **Привлечение поддержки**

Не стоит забывать, что изменение привычек требует времени и терпения. Поддерживайте друг друга в семье, и не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам, если столкнетесь с трудностями, которые не можете решить самостоятельно.

Заключение

Формирование привычек у детей — это непрерывный процесс, который, при правильном подходе, приведет к здоровому и успешному будущему ваших детей.

Формирование и коррекция привычек — это процесс, который требует внимания и участия, как со стороны родителей, так и со стороны самих детей.

Важно помнить, что родители играют основную роль в этом процессе и должны быть готовы поддерживать свои детей на каждом этапе.

Ваша поддержка и вовлеченность сыграют ключевую роль в том, чтобы помочь ребенку вырасти здоровым и счастливо развивающимся человеком.

Источники:

1. Левин, Б. Г. "Психология детского возраста". Москва, 2020.

2. Дерягин, И. В. "Психология воспитания". Санкт-Петербург, 2021.

3. Аванесова, Л. С. "Формирование привычек у детей". Журнал психологических исследований, 2022.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на декабрь 2025 года:

«Почему возникают истерики у детей? И как прекратить истерику у ребенка»

детские истерики, как справляться с детскими истериками, как справиться с детской истерикой, как бороться с детской истерикой

Основной возраст проявления истерики у детей находится в промежутке между 1,5 и 4 годами. Некоторым мамам приходится наблюдать часами нервные капризы своих детей, а есть такие дети, которые достаточно быстро успокаиваются. Такие истерические всплески детей сопровождаются визгами, криками, бросанием различных предметов и другими действиями.

Причин такого поведения детей может быть много, но в основном, истерика у ребенка - это протест на отказ родителей выполнить требования малыша или нежелание ребенка делать то, что предлагает взрослый (мама, папа, бабушка или дедушка).

Если у ребенка возникла истерика, то конечно есть причина того, что она появилась. Конечно, на ровном месте истерики не бывает, что-то с ребенком случилось, что-то вызвало у него такое состояние, а истерия - это не контролируемое состояние, во время которого происходит сильный энергетический взрыв.

Если это бесконтрольное состояние, то влиять на истерику в этот момент никакого смысла не имеет.

Лучше всего подождать, выждать острые моменты, потому что они неизбежны. Если мы будем пытаться прекратить истерику в ее пик, то мы только усилим ее продолжительность.

Главное, не усугублять детскую истерику своей, потому что чаще всего детская истерия одновременно вызывает истерию у родителей. Возьмите себе за правило сдерживать себя во время истерии у ребенка и контролировать свои действия, несмотря на то, что это трудно сделать в такие моменты. Конечно, трудно спокойно действовать, если истерика у ребенка возникла в общественном месте, а чаще всего родители боятся быть социально осужденными, для себя Вы должны решить, что для Вас главное: что скажут окружающие или Ваш ребенок?

 Людей, которые стали свидетелями истерии Вашего ребенка скорее всего Вы никогда не увидите, да и это вообще не имеет никакого значения, окружающие конечно ждут того, что Вы накричите и побьете своего ребенка, считая, что именно так должны действовать родители воспитывая своего ребенка.

Это, конечно, вызовет удовольствие у окружающих. Но такими действиями вы нанесете большой вред своему ребенку. Важно быть спокойным, несмотря на то, что люди будут пытаться вмешаться в Ваш процесс воспитания собственного ребенка, к сожалению, вмешательство в нашей стране встречается очень часто. Стоит отметить, что главное оставайтесь спокойными и не давайте вмешиваться другим,

 говоря им о том, что вы сами разберетесь. Если в момент истерии ребенок мешает кому-то, например, рядом коляски с малышами или что-то другое, то в такой момент стоит все же в таки взять своего ребенка и немного отойти.

Часто детские истерики носят демонстративный характер, поэтому нужно отличать истерику, которая возникла из-за усталости, болезни, жары, и т. п. или это демонстративная истерика. Демонстративную истерику нельзя поддерживать демонстрацией. Демонстративная истерика заканчивается тогда, когда нет зрителей. Вы можете продолжать что-то делать, но демонстративно покидать ребенка не нужно, это большая ошибка среди многих родителей, таким образом, вы только больше усугубите ситуацию. Можно находиться на расстоянии и заниматься своими делами. Бесполезно говорить с ребенком в пик истерии. Но разговор между Вами и ребенком должен состояться. Вы все же выясните для себя, что именно вызывает истерию у ребенка, провоцирует у него возникновение такого состояния.

Иногда у малышей до года может возникнуть истерия даже из-за того, что он просто хотел попить. Главное, Вам понять причину, потому что чаще всего ребенок не понимает, что вызывает у него такое состояние. Распространена ошибка, когда родители говорят ребенку, что, например, нельзя драться, и при этом сами проявляют агрессию к своему же ребенка «шлепают» по ягодицам, показывая пример для подражания.

Также истерику у детей мы можем наблюдать, когда ребенок истощен, хочет спать, перегружен информацией, что также может вызвать у малыша такое состояние.

Стоит вспомнить себя, что когда мы уставшие, или разгневаны, то от нас можно услышать: «Я готов все порвать ...» и тому подобное. А дети это делают, они не умеют сдерживать себя так, как делают это взрослые.

Главным шагом в прекращении истерии у ребенка является то, что Вы должны научиться понимать своего ребенка, чаще разговаривать с ним, интересоваться его жизнью.

А теперь попробуем разобраться, какие есть способы, чтобы прекратить истерику у ребенка родители могут попробовать предпринять такие шаги:

1. Отвлекающий маневр

Одно дело, когда малыш немного покапризничал и успокоился. А вот, как прекратить истерику у ребенка, если такое действие затянулось на долгое время. В таких случаях надо прибегать к мудрым маневрам. Попробуйте отвлечь ребенка, предложив пойти на улицу вместе с вами, при этом пообещав, что вы возьмете какую-то музыкальную игрушку: дудочку, барабан и др. Музыкальные звуки хорошо успокаивают психику детей. Хорошо будет, если вместе с ребенком вы займетесь рисованием или другим творчеством.

От того, каким тоном вы обратитесь к малышу с просьбой прекратить истерику, зависит его реакция. Запомните, спокойный, уравновешенный голос звучит убедительнее и вызывает положительную реакцию у ребенка, чем громкое и грозное требование, например: «Замолчи!» и др.

2. Не обращаем внимания

Очень действенным методом прекращения истерического поведения ребенка является то, что вы просто не будете обращать никакого внимания на эти эмоции в течение 5 - 10 минут. Вам надо набраться терпения и не общаться с ребенком в это время. Эффект от таких действий принесет результат, учитывая то, что игра на

 публику со стороны малыша закончена. А детям доставляет удовольствие во время истерик наблюдение за «зрителями», поэтому они могут манипулировать Вами. Конечно, после успокоения, маме лучше сразу попробовать поговорить с малышом. Ведь спокойный разговор с обсуждением поведения ребенка и объяснением, что так вести себя нельзя и почему, принесет положительный результат.

3. Строгие методы.

Если истерика у ребенка затягивается, и все ваши уговоры не помогают, попробуйте отвести его в комнату и оставить наедине с собой. В таком случае вы обязаны проверить, что малыш находится в полной безопасности и не сможет нанести себе вред.

Есть еще один, может быть не слишком удачный, но действенный способ для прекращения истерики у ребенка. Просто повторите его поведение. Ребенок посмотрит со стороны на себя, и, возможно, успокоится. Для этого вам нужно будет повторить его крик, плач и так далее.

4. Проявите фантазию

По своему опыту могу предложить такой метод. Включите музыку, если вы находитесь дома, начните танцевать, петь, делать то, что вы раньше не делали. Подключите свое творческое мышление и помогите малышу перефокусировать внимание с истерики на интересное занятие.

5. Возможно, нужен врач?

Бывают случаи, когда дети в истерике краснеют, задыхаются и ведут себя вообще неадекватно. Здесь надо проследить за ребенком. При частых повторениях такого поведения лучше обратиться за помощью врача.

6. Другие случаи.

Бывают и такие случаи, что вы уже не знаете, как прекратить истерику у ребенка. Ведь при виде, когда малыш бьется головой об стенку или пол - мало кого приведет в восторг. Но на самом деле, ничего страшного в этом нет. Детям нравится притворяться. Поверьте, себе ребенок никакого вреда не нанесет, поскольку дети имеют прекрасное чувство самосохранения. Поэтому, просто не обращайте внимание на такое ​​истерическое поведение. Но при этом ребенок должен быть в поле вашего зрения.

7. Когда закончилось терпение.

Советую не допускать с вашей стороны никаких проявлений агрессивного поведения на незнание как прекратить истерику у ребенка. Надо понимать, что ваша задача - успокоить ребенка, сделав все возможное для этого.

Никаких угроз, а тем более физического насилия, не допустимо. Хотя многие мамочки, да и отцы нормально относятся к шлепкам по мягкому месту. Запомните, рукой шлепать малыша нельзя!

Важно показать ребенку, что такое поведение сильно огорчает Вас. Для этого есть слова. Поверьте, что беседа с ребенком и объяснение, почему так надо себя вести, а не иначе - это лучше шлепков. Кроме того, не забывайте после успокоения малыша и воспитательной беседы, похвалить его за то, что он все понял. А так же не забудьте обнять, поцеловать ваше чадо.

Мира Вам и Вашим детям!

С уважением ваш педагог-психолог  МДОАУ №10

            Тухфатулина Ильмира Геннадьевна

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/06/15/tematika-konsultatsiy-dlya-raznyh-vozrastnyh-grupp-detskogo-sada



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 10»  

Консультация для родителей:

«Детские страхи и способы борьбы с ними»

Picture background 

Подготовила:

Тухфатулина И.Г.,  педагог-психолог

 высшей квалификационной категории  МДОАУ № 10

Оренбург, 2026

Консультация для родителей: «Детские страхи и способы борьбы с ними»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=fcb9165e1c906c798bd04f0021dcb0d5016c8253-3006166-images-thumbs&n=13

Детские страхи — это нормальное явление, которое может проявляться на разных этапах развития ребенка. Страхи часто возникают из-за новой обстановки, недостатка опыта или воображения. Важно понимать их природу и способы помощи детям в преодолении этих страхов.

Типы детских страхов

1.Страх темноты — может возникать из-за недостатка знаний о мире.
2.Страх одиночества — детская привязанность к родителям вызывает тревогу при разлуке.

3.Страх громких звуков — может быть вызван непониманием источников шума.
4.Страх незнакомцев — защитная реакция, которая помогает ребенку оценить окружающую среду.

Способы борьбы со страхами

1.Обсуждение страхов:

- Позвольте ребенку открыто говорить о своих страхах. Слушайте его внимательно и не пренебрегайте его чувствами.

- Используйте простые игры или картинки, чтобы визуализировать страхи и помочь ребенку обсудить их.

2.Создание безопасной атмосферы:

 -Убедите ребенка, что он в безопасности. Обнимите его, говорите теплые слова поддержки.
 - Можно использовать ночник в темноте для снижения страха перед ночью.

3.Игра и ролевое поведение:

-Используйте ролевые игры, чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, которая вызывает страх. Например, играйте роли в кругу семьи или используйте куклы.

4.Постепенное привыкание:

- Постепенно вводите ребенка в ситуацию, вызывающую страх.

Например, знакомство с новыми людьми может начинаться с коротких встреч.

5.Позитивное подкрепление:

-Хвалите ребенка за смелость и попытки преодолеть страх. Попробуйте создать позитивные ассоциации с ситуациями, которые его пугают.

6.Чтение книг:

- Используйте книги о страхах, чтобы объяснить ребенку, что это нормально и что другие дети тоже проходят через подобные ощущения.

7.Консультация специалиста:

- Если страхи мешают повседневной жизни ребенка, стоит обратиться к психологу для более глубокой работы с проблемой.

**Заключение**

Детские страхи — естественная часть роста и развития. Важно, чтобы родители были рядом и поддерживали детей, помогая им преодолевать трудности. Помните, что ваша терпимость, забота и любовь помогут ребенку укрепить уверенность в себе и справиться со своими страхами.

**Источники:**

1. Эльконин, Д. Б. (1978). *Психология игры*. Москва: Педагогика.
2. Алексеев, В. А. (2002). *Основы психологии детского возраста*. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ».

3. Кравцова, Е. Н. (2010). *Работа с детскими страхами в психологи

4.https://avatars.mds.yandex.net/i?id=fcb9165e1c906c798bd04f0021dcb0d5016c8253-3006166-images-thumbs&n=13

5.https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4d331d032b0a3239d3f7537bd1663602_l-12814900-images-thumbs&n=13