Работа с одаренными детьми

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 163.36 КБ | |
| 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ.
Интеллектуальные игры:
Логические блоки Дьенеша
Цель: способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений
Краткое описание: от произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
чтобы не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине);чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разной формы).
Геометрическая мозаика
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и основных цветах, о величине предметов. Развивать зрительное восприятие, память. Способствовать развитию интеллектуальных способностей.
Краткое описание: предложить детям разложить вырезанные геометрические фигуры по группам:
по цвету (все синие фигуры, все зеленые фигуры и т. д.) по размеру (маленькие треугольники и большие треугольники, маленькие квадраты, большие и средние квадраты и т. д.) по форме (все треугольники, все квадраты, все половинки кругов и т. д.) выкладывание таких же картинок из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а потом по памяти. Предложите игрокам выложить из геометрических фигур любое изображение.
Опасные предметы
Цель: развивать словесно-логическое мышление
Краткое описание: разложив перед детьми игрушки и рисунки с предметами, воспитатель предлагает детям определить, какие предметы опасны для игры и почему, где следует хранить эти предметы. Дети рассказывают, где должны хранятся опасные предметы. Как надо вести себя, если в руках находится подобный предмет. Можно ли отвлекать, толкать человека, если он режет, шьет, прибивает гвоздь. Что может при этом случиться.
Творческие игры:
Двойное изображение
Цель: учить видеть образ в рисунке.
Краткое описание: детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.
Оживи фигуру
Цели: упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений; создавать на этой основе относительно новый художественный образ.
Краткое описание: педагог дает детям лист бумаги, поделенный пополам. На одной половине нарисована часть предмета, а на другой необходимо дорисовать недостающую часть и придумать новую сказку с нарисованным персонажем.
Лоскутное одеяло
Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.
Краткое описание: педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.
Музыкально-дидактические игры:
Угадай, на чем играю
Цель: учить различать и определять звучание музыкальных инструментов.
Ход: за ширмой звучит какой-либо музыкальный инструмент. Дети должны угадать, какой инструмент издает звук и назвать его.
Бубенчики
Цель: учить детей различать силу звучания.
Материал: бубенчики трех видов: большие, средние и маленькие.
Ход: дети рассажены в три ряда. Первый ряд - маленькие бубенчики, второй - средние, третий - большие. При звучании громкой музыки дети поднимают вверх большие бубенчики, умеренно громкой - средние бубенчики, тихой - маленькие бубенчики.
Учитесь танцевать
Цель: учить передавать предложенный ритмический рисунок.
Материал: одна большая матрешка и маленькие матрёшки по числу играющих.
Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких». Детям предлагается несложный ритмический рисунок, который необходимо одновременно повторить своими матрешками.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативно-правовая основа Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.; Основные положения «Декларации прав человека», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.3.Приказ МО РФ от 04 февраля 2010 г. N 271 Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. ФГОС
Работа с определением Одарённый ребёнок Выявление АССОЦИАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЕМ?
Выявление — обнаружение, находка, раскрытие, открытие, раскрывание, разоблачение. (Словарь русских синонимов).
В соответствии с Рабочей концепцией одарённости 2003 года, разработанной Министерством образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одарённые дети» под одарённым ребёнком понимается: Одарённый ребёнок - это ребёнок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Игра «Составь определение" Составить определения слагаемые одаренности.
Дарование то же, что талант: выдающиеся врождённые качества, особые природные данные. Креативность способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Способности это индивидуально-типологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость освоения ими. Один из важнейших и в известной мере независимых факторов одаренности – КРЕАТИВНОСТЬ.
Современная задача образования воспитывать креативную личность , справляющуюся с неизвестными ситуациями и переменами. Воспитывать человека, который может порождать новые идеи, создавать новые продукты, нестандартно находить решение любой ситуации, процесса, деятельности . Именно к такому поколению в будущем стремится наше общество.
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» В.А. Сухомлинский
По форме проявлений существует : явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо); скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Самый простой и доступный способ выявления таких детей на уровне ДОУ — это наблюдение . Как выявить способного ребёнка путём наблюдения?
По виду деятельности Виды одаренности Составляющие Как проявляются Академическая одаренность Мотивационно-личностные характеристики Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому Способности к обучению Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов Творческая одаренность Художественная одаренность Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) Вокальная одаренность Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух Литературная одаренность Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов Артистическая одаренность Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память Конструкторская одаренность Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации Психомоторная одаренность Спортивная одаренность Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость Хореографическая одаренность Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память Коммуникативная одаренность Социально-личностная одаренность Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты Лидерская одаренность Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию
Возрастные особенности одарённости (2-3года) данном этапе ребенок получает первые сенсорные впечатления; (3-4года) происходит погружение в деятельность, проявляются начальные признаки природного материала, ребёнок очень активен, ему необходимо предоставить широкий спектр в различных видах деятельности; (4-5лет) этап творческого поиска ребенка, возможно, объединять детей имеющих способности в группы для дополнительных занятий; (5-6лет) ребёнок стремится к достижению положительного результата; (6-7лет) само проявление одаренности; Следующий период проявления одарённости лет, вопросы приобретают структуру гипотез, носит исследовательский характер.
Этап выявления. Иследовательско - диагностический этап. Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей. Задачи: 1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада 2. Выявить детей с предпосылками одаренности. Направления: 1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития) 2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества) 3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)
У частники процесса выявления одаренных детей Воспитатели. Родители. Педагог – психолог. Педагоги дополнительного образования (если имеются) Музыкальный руководитель. Инструктор по физкультуре. Руководители кружков. Методист. Заведующий ДОО.
«Личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников». Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в воспитанниках, а знаком “-” те, что не нравятся. 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело. 8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий. 10. Занятый своими делами (индивидуалист) . 11. Быстро, “на лету” схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или педагогу . Ключ теста : Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный педагог , умеющий обнаружить, выявить , разглядеть скрытую незаурядную одарённость .
Требования к личности педагога, работающего с одарёнными детьми: нравственность, мотивационная готовность к работе , с одарёнными детьми, знание психологии одарённых детей, эрудированность, знание всех областей человеческой жизни, любознательность, поисковая активность, увлечённость своим делом, желание работать нестандартно.
Мозговой штурм. «Страна одарённых»
«Страна одарённых» «Храм Логики» «Лес Почемучек» «Долина Творчества» «Замок Фантазии» «Горы Возможностей» «Равнина Общения»
Организация работы с одарёнными детьми по направлениям: Музыкальное развитие; Развитие художественно- творческих способностей; Развитие конструктивных способностей; Развитие артистических способностей детей; Развитие литературных способностей. Интеллектуальное развитие; Развитие двигательной одаренности .
Система деятельности по организации работы с одаренными детьми в ДОО : 1. Выявление одаренных детей. 2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных дошкольников, которое предполагает: *Составление инд.маршрута развития; *Создание комфортной развивающей среды; *Осуществление психолого-педагогического просвещения родителей на тему одаренности; * Помощь одаренным дошкольникам в самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания; *Организация проектной деятельности; *Участие в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ. 3 . Контроль над развитием познавательной деятельности детей. 4. Поощрение одаренных детей. 5 . Работа с родителями одаренных детей
Хочется сказать, что выявление способных, одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования. Педагог является транслятором определенной системы ценностей, моделей поведения в социуме, он должен быть позитивным образцом для подражания, особенно при работе с одаренными детьми, иметь высокий социальный интеллект, коммуникативные, ораторские и организаторские способности, быть гибким в поведении, толерантным к суждениям и людям. ВЫ готовы работать с одаренными детьми?
О призвании и таланте - Маленький художник Кудрявый мальчик старательно рисовал угольком огромного петуха на белой стене дома. - Ах, негодник! – раздался крик матери. Мальчик вскочил и удрал. Вечером отец дал сыну разноцветную краску, и петух стал настоящим красавцем. - Уголь не смоешь, так пусть уж картинка будет, - сказал довольный отец. Мальчик умел рисовать красивые картинки, и отец отдал сына в ученики к сапожнику. Мальчик мечтал стать художником, но у отца не было денег, чтобы платить за учебу. Через месяц сапожник привел ученика домой и показал родителям лакированный черный сапог. На голенище сапога была пришита аппликация красной птицы из кожи. - Полюбуйтесь, что сделал этот паршивец! - закричал сапожник. - Как красиво! - ахнули родители. - Это парадные сапоги для офицера. Как он будет выглядеть на параде с красными птицами на сапогах, - сердито объяснил сапожник и ушел. Тогда отец отдал сына в ученики к портному. Все опять повторилось. Мальчик вышил красочного павлина на сером костюме, приготовленном для учителя. За непрошенные художества мальчика прогнали и плотник, и гончар. Однажды возле дома мальчика остановилась повозка. Господин, выглянув из окна, спросил: - Кто нарисовал этого чудесного петуха? Позвали мальчика. Господин пожал ему руку и сказал: - Поздравляю, у тебя большой талант. Я художник, хочешь стать моим учеником? - Больше всего на свете хочу! – закричал мальчик. - Спасибо вам, господин. Все его из учеников выгнали: и портной, и сапожник, и плотник. Мы думали, он ни к чему не способен, - пожаловалась мать. - Огонь в бумагу не завернешь, - смеясь, сказал господин и пригласил мальчика в повозку .
Рефлексия
Вывод по теме Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей дошкольного образования, особенно учитывая то, что работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства.
Спасибо за сотрудничество!




