Программы. Планирование
Календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОБЖ. Программа интегрированного курса | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогические условия проведения мониторинга
состояния физического здоровья учащихся»
1. Актуальность темы самообразования
Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.
Ученик проводит в школе значительную часть своей жизни, поэтому школа оказывает формирующее влияние на развитие многих сторон его личности. Система социально-психологических и педагогических условий школы может, как способствовать, так и препятствовать развитию здоровой личности. Причем, можно выделить, как внешние по отношению к развивающейся личности ребенка (формы обучения и внеклассной работы, специфика стиля педагогического общения, общий психологический климат класса и школы и др.), так и внутренние условия (готовность и способность самого ребенка соответствовать требованиям здоровой школьной среды, т. к. вряд ли возможно “оздоровить” кого-то без его собственной активности). Соответственно, усилия администрации, педагогов и психолога должны быть совместными и направлены на оба типа условий.
Сегодня в России очень много образовательных учреждений, которые являются инновационными экспериментальными площадками. Однако нигде не обеспечен мониторинговый контроль того, с какими показателями здоровья мы получаем детей в начале года и какими они становятся в результате инноваций. Реализация стандартов образования, усложнение которых было обусловлено объективными потребностями общества, привела к быстрому прогрессирующему ухудшению уровня здоровья школьников. По данным Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40%-хронические заболевания и лишь10% выпускников выходят из школы здоровыми.
Исходя из актуальности проблемы, необходимо отметить существующие противоречия: между необходимостью улучшения состояния физического здоровья учащихся и информационной необеспеченностью процесса физического воспитания детей; между необходимостью создания педагогических условий для успешного осуществления мониторинга состояния физического здоровья учащихся и отсутствием разработанности различных содержательно-методических аспектов проведения мониторинга.
В условиях Северного региона школьный процесс должен строиться с учетом отрицательного влияния климато - экологических факторов на физическом на физическое развитие и состояние здоровья обучающихся.
С целью контроля за состоянием здоровья, уровнем морфофункционального развития, выявления степени адаптации детей к школьному обучению и ее динамики необходимо ввести в школах мониторинг по физическому и психофизиологическому развитию начиная с первоклассников. Организация такого рода мониторинга физического здоровья и физической подготовленности учащихся является ключевой проблемой, решение которой позволяет процесс физического воспитания сделать управляемым, и как следствие, более эффективным в укреплении и сохранении здоровья детей.
Поиск эффективных путей разрешения вышеперечисленных противоречий определил выбор темы самообразования: «Педагогические условия проведения мониторинга состояния физического здоровья учащихся».
2. Цели и задачи самообразования
Цели – повышение профессиональной подготовленности в области организации мониторинга в области здоровья учащихся и, как следствие, повышение эффективности обучения физической культуре.
В соответствии с целью определены следующие задачи самообразования:
1. Провести анализ состояния теоретической и практической разработанности вопросов об особенностях физического здоровья учащихся.
2. Обосновать необходимость и педагогические условия проведения мониторинга состояния физического здоровья на занятиях физической культурой, урока ОБЖ и во внеурочное время.
3. Обосновать и определить особенности содержания мониторинга состояния физического здоровья учащихся.
4. Разработать комплекс средств для информационного обеспечения занятий физической культурой с учащимися при проведении мониторинга.
5. Разработать технологию мониторинга состояния физического здоровья учащихся.
6. Опытным путем проверить эффективность проведения мониторинга состояния физического здоровья на занятиях физической культурой с учащимися.
5. Теоретико-методологическая база:
Методологическую основу проекта составляют: положения педагогики и психологии о закономерностях развития детей (Б.Г. Ананьев, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.П. Гозова, Ю.А. Кулагин, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л.И. Солнцева, С.Г. Шевченко и др.); основные положения и принципы специальной педагогики (Л.И. Аксенова, О.Л. Алексеев, Б.А. Архипов, Л.С. Выготский, А.А. Дмитриев, В.В. Коркунов, В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов, А.Н. Нигаев, Л.А. Семенов и др.); валеологический подход к образовательному процессу (Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Э.Г. Булич, И.В. Муравов, И.Б. Темкин и др.). В области информационного обеспечения образовательного процесса исследование опирается на работы Н.О. Вербицкой, Т.А. Калугиной и др. Исследование базируется на работах, посвященных образовательному мониторингу (А.С. Белкин, Н.Г. Буркова, А.А. Орлов и др.), и, в частности, на концептуальных положениях проведения мониторинга в сфере физического воспитания (Л.А. Семенов).
6. Система конкретных педагогических действий.
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Изучить литературу и опыт учителей физической культуры по организации мониторинга здоровья учащихся. | 2007-2009 годы |
2. | Ознакомиться с имеющимся опытом по мониторингу образовательных учреждений района. | 2007-2009 годы |
3. | Совершенствовать навыки работы с компьютерной техникой. | постоянно |
4. | Централизованная обработка результатов и выполнени расчетов мониторинга показателей здоровья в программе Microsoft Office Excel. | постоянно |
5. | Пройти дистанционные курсы по мониторингу здоровья учащихся на базе Педагогического университета «Первое сентября». | 2008-2009 уч.год |
6. | Организация и проведение практикумов для учащихся по изучения уровня их физического развития. | 2008-2010г.г. |
7. | Организация и проведение практикумов, консультаций для учителей по организации мониторинга здоровья учащихся. | 2008-2010 г.г. |
8. | Подготовка методического пособия по организации мониторинга здоровья детей. | 2010 г. |
9. | Для информационного обеспечения по проведению мониторинга разработать «Паспорт физического здоровья учащегося». | 2009 г. |
10. | Организовать индивидуальные консультации для учащихся и родителей по результатам мониторинга. | постоянно |
11. | Создать пакет бланков и образцов документов для организации мониторинга здоровья и физических кондиций учащегося. | 2010 г. |
12. | Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания физического состояния учащихся: | постоянно |
13. | Проводить мастер-классы для коллег по работе и для учителей района. | 2009-2010г.г. |
7. Практическая значимость проекта
В ходе работы над проектом:
- будет изучена и разработана и на практике реализована технология проведения мониторинга состояния физического здоровья учащихся;
- для коррекции физического здоровья подготовлены и апробированы комплексы специальных физических упражнений, составленные с учетом различных соматических заболеваний, для самостоятельных занятий по заданию учителя и под руководством родителей;
- подготовлены методические рекомендации по методике и организации обследования физического здоровья учащихся.