Программы. Планирование

Заморовский Сергей Геннадьевич

Календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Педагогические условия проведения мониторинга

состояния физического здоровья учащихся» 

 

1. Актуальность темы самообразования

 

Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым.  Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.

        Ученик проводит в школе значительную часть своей жизни, поэтому школа оказывает формирующее влияние на развитие многих сторон его личности. Система социально-психологических и педагогических условий  школы может, как способствовать, так и препятствовать развитию здоровой личности. Причем,   можно  выделить,  как внешние по отношению  к  развивающейся  личности  ребенка  (формы обучения и внеклассной работы, специфика стиля педагогического общения,   общий  психологический климат класса и школы и др.), так  и внутренние условия  (готовность и способность самого ребенка соответствовать требованиям здоровой школьной среды, т. к. вряд ли возможно “оздоровить” кого-то без его собственной активности). Соответственно, усилия администрации, педагогов и психолога должны быть совместными и направлены на оба типа условий.

Сегодня  в России  очень   много образовательных      учреждений,  которые  являются  инновационными экспериментальными  площадками. Однако  нигде  не  обеспечен  мониторинговый  контроль  того,  с какими показателями здоровья  мы получаем  детей  в начале  года   и  какими они  становятся  в результате  инноваций. Реализация стандартов образования, усложнение которых было обусловлено объективными потребностями общества, привела к быстрому прогрессирующему ухудшению уровня здоровья школьников. По  данным Министерства  здравоохранения  Республики Саха (Якутия), лишь 14% детей  практически здоровы, 50% имеют функциональные  отклонения, 35-40%-хронические заболевания и лишь10% выпускников  выходят из  школы здоровыми.

        Исходя из актуальности проблемы, необходимо отметить существующие противоречия: между необходимостью улучшения состояния физического здоровья учащихся и информационной необеспеченностью процесса физического воспитания  детей;  между необходимостью создания педагогических условий для успешного осуществления мониторинга состояния физического здоровья учащихся и отсутствием разработанности различных содержательно-методических аспектов проведения мониторинга.

В условиях  Северного  региона  школьный  процесс   должен  строиться  с  учетом отрицательного влияния  климато - экологических  факторов  на  физическом  на  физическое  развитие  и  состояние  здоровья  обучающихся.

        С целью  контроля   за  состоянием   здоровья,  уровнем  морфофункционального  развития,  выявления  степени  адаптации  детей  к  школьному   обучению  и  ее   динамики  необходимо ввести  в  школах  мониторинг  по  физическому  и  психофизиологическому развитию  начиная  с  первоклассников.  Организация  такого рода мониторинга физического  здоровья и  физической  подготовленности учащихся является  ключевой проблемой, решение  которой  позволяет процесс физического воспитания сделать управляемым,  и как следствие, более эффективным в  укреплении и  сохранении здоровья детей.

        Поиск эффективных путей разрешения вышеперечисленных противоречий определил выбор темы самообразования: «Педагогические условия проведения мониторинга состояния физического здоровья учащихся».

 

2. Цели и задачи самообразования

        Цели – повышение  профессиональной  подготовленности в области организации мониторинга в области здоровья учащихся и,  как  следствие, повышение  эффективности  обучения  физической  культуре.

В соответствии с целью определены следующие задачи самообразования:

1.          Провести анализ состояния теоретической и практической разработанности вопросов об особенностях физического здоровья учащихся.

2.          Обосновать необходимость и педагогические условия проведения мониторинга состояния физического здоровья на занятиях физической культурой, урока ОБЖ и во внеурочное время.

3.          Обосновать и определить особенности содержания мониторинга состояния физического здоровья учащихся.

4.          Разработать комплекс средств для информационного обеспечения занятий физической культурой с учащимися при проведении мониторинга.

5.          Разработать технологию мониторинга состояния физического здоровья учащихся.

6.          Опытным путем проверить эффективность проведения мониторинга состояния физического здоровья на занятиях физической культурой с учащимися.

 

5. Теоретико-методологическая база: 

 

        Методологическую основу проекта составляют: положения педагогики и психологии о закономерностях развития детей (Б.Г. Ананьев, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.П. Гозова, Ю.А. Кулагин, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л.И. Солнцева, С.Г. Шевченко и др.); основные положения и принципы специальной педагогики (Л.И. Аксенова, О.Л. Алексеев, Б.А. Архипов, Л.С. Выготский, А.А. Дмитриев, В.В. Коркунов, В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов, А.Н. Нигаев, Л.А. Семенов и др.); валеологический подход к образовательному процессу (Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Э.Г. Булич, И.В. Муравов, И.Б. Темкин и др.). В области информационного обеспечения образовательного процесса исследование опирается на работы Н.О. Вербицкой, Т.А. Калугиной и др. Исследование базируется на работах, посвященных образовательному мониторингу (А.С. Белкин, Н.Г. Буркова, А.А. Орлов и др.), и, в частности, на концептуальных положениях проведения мониторинга в сфере физического воспитания (Л.А. Семенов).

 

        6. Система конкретных педагогических действий.

 

Мероприятие

Сроки

1.

Изучить литературу и опыт учителей физической культуры по организации мониторинга здоровья учащихся.

2007-2009 годы

2.

Ознакомиться с имеющимся опытом по мониторингу образовательных учреждений района.

2007-2009 годы

3.

Совершенствовать навыки работы с компьютерной техникой.

постоянно

4.

Централизованная  обработка  результатов  и выполнени расчетов мониторинга  показателей  здоровья  в  программе  Microsoft  Office Excel.

постоянно

5.

Пройти дистанционные курсы по мониторингу здоровья учащихся на базе Педагогического университета «Первое сентября».

2008-2009 уч.год

6.

Организация и проведение практикумов для учащихся по изучения уровня их физического развития.

2008-2010г.г.

7.

Организация и проведение практикумов, консультаций для учителей по организации мониторинга здоровья учащихся.

2008-2010 г.г.

8.

Подготовка методического пособия по организации мониторинга здоровья детей.

2010 г.

9.

Для информационного  обеспечения  по  проведению  мониторинга  разработать «Паспорт  физического  здоровья учащегося».

2009 г.

10.

Организовать  индивидуальные  консультации  для  учащихся и  родителей  по  результатам  мониторинга.

постоянно

11.

Создать  пакет  бланков  и  образцов  документов  для  организации мониторинга здоровья и физических кондиций учащегося.

2010 г.

12.

Внедрять  в  учебный  процесс  новые  формы  оценивания  физического  состояния  учащихся:

постоянно

13.

Проводить  мастер-классы  для  коллег  по  работе и для учителей  района.

2009-2010г.г.

 

        7. Практическая значимость проекта

        В ходе работы над проектом:

        - будет изучена и разработана и на практике реализована технология проведения мониторинга состояния физического здоровья учащихся;

        - для коррекции физического здоровья подготовлены и апробированы комплексы специальных физических упражнений, составленные с учетом различных соматических заболеваний, для самостоятельных занятий по заданию учителя и под руководством родителей;

         -  подготовлены методические рекомендации по методике и организации обследования физического здоровья учащихся.