Обобщение и распространение педагогического опыта работы

Азанова Анастасия Алексеевна
Публичные выступления разного уровня
 
- Межрегиональные педагогические чтения, посвященные Году семьи в России. Тема выступления «Долгосрочный проект как эффективная форма взаимодействия узких специалистов в ДОУ».
- Конкурс "Современные образовательные технологии". Тема выступления "Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе учителя-логопеда".
- Выступления на ГМО учителей-дефектологов и педагогов. работающих с детьми с ОВЗ. Темы выступлений "Алалия. Почему ребенок молчит?", "Слушать - интересно!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект как эффективная форма взаимодействия узких специалистов в ДОУ

►1 Добрый день, уважаемые коллеги. Тема нашего выступления «Долгосрочный проект как эффективная форма взаимодействия узких специалистов в ДОУ».

►2 Актуальность нашей темы заключается в том, что ориентировка в пространстве (в малом и большом) – необходимый навык для ребенка старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики на начала учебного года в старшей комбинированной группе показали низкий уровень данного навыка.

Основная причина – нарушение зрительного восприятия, двигательных навыков и речи.

Специфичность выражается как на уровне понимания, так и употребления.

Поэтому пространственная ориентировка (направление движения, определение местоположения предмета в пространстве, употребление предлогов в речевой деятельности) требует особого внимания.

►3 На основании низких результатов диагностики по пространственной ориентировке и несформированным навыкам употребления предлогов в самостоятельной речи мы объединили наши коррекционные задачи в один, долгосрочный проект и назвали его «Вправо-влево, вверх и вниз».

►4 Как и у любого проекта , у нашего проекта есть Цель:

  • Формирование у детей представления о значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании и предложении, а главное умение и желание их употреблять в речи.

Задачи проекта:

  • Формировать навыки пространственной ориентировки в малом, ограниченном, и большом пространстве;
  • Развивать умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой, моделировать простейшие пространственные отношения.

В своей работе мы основываемся на Принципы:

  • систематичности и последовательности,
  • Индивидуального подхода.

►5 В ходе реализации проекта мы используем следующие направления работы:

  • Наглядный материал. Мы идем от интереса ребенка – на занятии используем игрушки, а также СХЕМАТИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ, облегчающие понимание пространственных отношений .
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Для поддержания интереса – мультимедиа.
  • А также прием моделирования пространства – это перенос реального изображения (например, где стоит стол?) на схематическое изображение (на лист бумаги). Двигательные упражнения позволяют достичь этого результата.

►6 Переходим к практической части.

Наглядный материал, который мы используем всегда соответствует возрасту и интересам ребенка. Мы используем ШЛЯПУ, куда прячем любимые и знакомые ИГРУШКИ или выполняем с ней другие подобные задания.

ФЛАНЕЛЕГРАФ – специальное оборудование для работы с детьми с нарушением зрения. Он имеет светлую и темную сторону для более высокой контрастности. На нем мы выкладываем материал, и он не скатывается и не смешается.

Важным направлением нашего проекта является – сотрудничество с родителями. Мы осуществляем эту связь через мессенджер Ватсап. В правой стороне Вы можете видеть результат обратной связи – выполнение домашнего задания «Где припаркован грузовик?».

► 7 Дидактические игры и упражнения.

Самое важное в работе с детьми – вызвать интерес к заданию. Вот и здесь Вы можете видеть, что если мальчик, то скорее всего его заинтересуют машинки, а именно кто куда поедет?

Так же у детей большой интерес вызывают ЛАБИРИНТЫ и всевозможные дорожки: «Я иду вверх, направо, вверх и т.д.»

Многие ребята с удовольствием выкладывают сюжеты на фланелеграфах (сначала по образцу, затем придумывают сами), используя геометрические фигуры, рассказывают небольшие истории.

В правой стороне Вы можете видеть выполнение домашнего задания. Девочка с мамой играют в игру «Далеко-близко».

►8 Также все знают, что дети любят мультики. У нас есть возможность использовать мультимедиа на занятиях, поэтому мы часто смотрим мультики «Синий трактор. Далеко и близко и Лево-право». Сначала просто смотрели, потом придумали свою игру «Далеко-близко, высоко-низко», выучили движения из мультика – танцевали и подпевали. Наш девиз «Смотрим – двигаемся – повторяем»

На странице нашего детского сада Вконтакте есть рубрика «Игровой рюкзачок», где мы выкладываем увлекательные игры и задания, в которые ребята с удовольствием играют дома с родителями.

►9 Моделирование – актуальное направление современной педагогики; и практическое применение полученных навыков ориентировки в пространстве, определения пространственных отношений и употребления предлогов в самостоятельной речи.

Мы используем всем известную игру ТВИСТЕР, но не совсем классическим способом. Мы модернизировали эту игру – взяли стрелки и играем с целью отработки пространственных представлений. Сначала мы, взрослые, давали инструкции, а сейчас дети уже играют самостоятельно, придумывают задание друг другу.

В группе у детей есть СХЕМА группы. Мы научили ребят играть в «Кладоискателей» - прячем игрушку и отмечаем точку на карте, а ребята определяют ее в помещении, и играют самостоятельно друг с другом.

Кто-то любит рисовать, и рисует фломастером дорожку как пройти к определенному домику, а кто-то едет туда на джипе.

►10 Родители поделились, что дети нарисовали схемы своих комнат дома, и даже научили играть в «Кладоискателей» младших братьев и сестер.

►11 Тесное взаимодействие специалистов с помощью проекта позволяет:

  • Использовать одни и те же методы и приемы (что важно для детей с ОВЗ). Так реализуется принцип систематичности.
  • Составлять совместное гибкое планирование по результатам развития детей. (Рефлексия деятельности детей)
  • «Глаз – рука – слово»

Отметим, что все игры и упражнения проекта хранятся в доступности для детей. Дети самостоятельно находят себе задание, а также с интересом ищут новое, так как наша ИГРОВАЯ КОРЗИНА регулярно пополняется.

►12 В заключении подчеркнем, что с помощью долгосрочного проекта тесное сотрудничество узких специалистов, а также помощников -  родителей и воспитателей позволяет увидеть значительные результаты в пространственной ориентировке у детей с нарушением зрения и речи.

Мы хотим продолжить долгосрочный проект по данной теме на следующий год для более успешной подготовки к школе, планируем усложнить его – расширить пространство, для того чтобы дети использованы пространственные термины в свободной игровой деятельности и на прогулке (в течение этого года мы и так значительно его расширили – начали с фланелеграфа, а сейчас свободно ориентируемся в группе), так же планируем добавить больше материала для подготовки к школе (задания с клеткой). Мы уже видим, что проект как эффективная форма взаимодействия специалистов себя оправдал – дети ориентируются в пространстве (малом и большом), свободно употребляют в речи предлоги и пространственные термины, а самое главное проявляют интерес к предлагаемым заданиям.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование предлогов в речи детьми с ОВЗ

Предлог — часть речи, обозначающая положение объекта в пространстве. Выбор предлога напрямую зависит от положения объекта относительно окружающих предметов. Изучение предлогов дается детям труднее всего. Трудности связаны с тем, что в зависимости от объекта, окружающих его предметов, угла зрения говорящего и слушателя, для обозначения положения предмета в пространстве могут быть использованы самые разные слова. Если говорить языком поведенческого анализа, «ответ» в данном случае будет находиться под контролем сразу нескольких вербальных стимулов, многие из которых постоянно меняются.

Чтобы представить, насколько сложным может быть для ребенка изучение предлогов, давайте проведем эксперимент. Поместим предмет в какое-то конкретное место, а потом попросим несколько человек сказать, где он находится. Скорее всего, вы обнаружите, что разные люди описывают положение объекта по-разному, завит от угла обзора и положения остальных объектов в комнате. Все ответы могут быть правильными, но все они будут разными.

Еще один важный фактор — логика, которой мы руководствуемся при использовании в речи предлогов. Например, мы ездим на велосипеде, но в вагоне поезда,на машине или в машине, на автобусе или в автобусе? А как на счет самого поезда? Как правило люди редко используют одни и те же предлоги при описании положения предмета, и ребенок может слышать, как, не смотря на то что положение предмета не меняется, его описывают при помощи совершенно разных слов.

Поэтому важно помочь ребенку понять и правильно использовать.

Еще одно важное соображение, предлог нужно всегда учить в комбинации с объектом, который вы используете чтобы выучить местоположение. Например, учить «в коробке» или «у коробки» лучше чем «в» и «у» само по себе.

Для наиболее эффективного обучения использованию предлогов, лучше всего использовать высоко мотивационные стимулы, которые можно помещать в разные места, так чтобы для того, чтобы получить желаемое, ребенку нужно было бы спросить и понять, где оно находится. Например, если вы изучаете предлог под переверните коробку и спрячьте под ней его любимого мишку. Когда он спросит «Где Винни-Пух», вы ответите что он «под коробкой». Во время игры вы можете  попросить положить Пуха под коробку, и показать как он выпрыгивает из коробки. Затем принесите другие объекты, например книжку или кастрюлю, и попросите ребенка помочь пуху выпрыгнуть из-за книги, или из-под кастрюли. Использование так называемых «справочных» объектов (т.е. предметов, относительно которых будет угадываться положение желаемого предмета) и мотивационных стимулов поможет ребенку обобщить использование предлогов в самых разных обстоятельствах и речевых конструкциях. Но и в этом случае удостоверьтесь что в процессе обучения вы отработали все виды фраз  (просьбы, комментирование, рецептивные реакции и т.д.).

Если у вас подвижный ребенок, идеальным «полигоном» для изучения предлогов может стать детская площадка. Поднимайтесь «на» и спускайтесь «с» горок, залезайте «в» домики и песочницы, садитесь «на» качели и пробирайтесь «через» полосу препятствий. Некоторым детям нравится руководить взрослыми, позвольте ребенку «покомандовать» и стать вашим штурманом, пусть он говорит вам как и куда идти.

Поиграйте в «поиск сокровищ». Для этого по очереди прячьте любимую игрушку ребенка. Один человек прячет, а другому нужно с трех попыток угадать где игрушка. Если угадать не удалось, тот, кто прятал, «признается», где находится игрушка. Для некоторых детей такая игра может оказаться трудной. В нее могут играть дети, которые уже умеют  правильно отвечать на вопрос «где» и задавать его, а также используют в речи слова «да» и «нет», но все еще путаются с использованием некоторых предлогов.

Еще одна игра, которую можно использовать для изучения предлогов – поставить преграду между двумя детьми. Один ребенок становится ведущим и говорит другому, что куда поместить.


Предварительный просмотр: