Работа над темой самообразования

Азанова Анастасия Алексеевна

В течение учебного года ведется работа по теме самообразования «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством метода наглядного моделирования».

Сотрудничество с педагогами

В рамках недели Педмастерства было проведено открытое занятие в средней группе на тему «Весна» по развитию лексико-грамматического строя речи посредством метода наглядного моделирования.

Сотрудничество с родителями

Разработаны консультаций по теме самообразования.

Работа с детьми

Обследован уровень сформированности лексико-грамматического строя речи у детей подготовительных, старших, средней группы.

Разработаны конспекты занятий по развитию лексико-грамматического строя речи у детей посредством метода наглядного моделирования.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи включались во все виды занятий (индивидуальные, подгрупповые) как этап занятия для детей с различной речевой патологией.

Проводился мониторинг уровня речевого развития детей (в сентябре, январе).

В результате проделанной работы:

  • Изучила методическую литературу по теме и повысила свой профессиональный уровень.
  • Обогатила развивающую предметно-пространственную среду кабинета логопеда.
  • Проведен самоанализ коррекционной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи детей (в рамка мониторинга), который показал положительные результаты (увеличение числа старших дошкольников с ОНР 3 уровня, выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи или со значительным улучшением).

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

В современном мире речь взрослого человека является показателем образованности и воспитания, фактическим отражением статуса. Важную роль играет то как человек словестно выражает свои мысли, и то как произносит отдельные звуки. У речи ребенка немного другое предназначение – детская речь служит для общения и обозначения предметов и явлений, а с возрастом для выражения собственных мыслей. Однако, правильная и выразительная речь помогает в жизни и ребенку, и взрослому: легче формулировать свои мысли, воспринимать и обрабатывать информацию, выстраивать эффективные и полноценные взаимоотношения с окружающим миром.

Актуальность исследования. Согласно данным международной статистики, в настоящее время число дошкольников с ОНР постоянно растет. Все чаще у детей, помимо нарушения звукопроизношения, наблюдаются недоразвитие или нарушения лексической стороны речи и грамматического строя языка, когда речь ребенка скудна, невыразительна и аграмматична. В этом случае в образовательный процесс привлекают коррекционного педагога (логопеда), в задачи которого входит формирование, развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи. Таким образом, на современном этапе развития коррекционной педагогики (логопедии) для эффективного развития лексико-грамматического строя речи необходимо искать современные средства и методы работы с детьми с ОНР.

Процессу освоения лексико-грамматического строя языка придается большое значение, так как только морфологически и синтаксически правильно оформленная речь может быть полноценно воспринята собеседником и может служить для ребенка эффективным средством общения. Также справедливо отметить, что речь и мышление ребенка взаимозависимы: чем правильнее речь ребенка (грамматически), тем логичнее и последовательнее его мышление, тем быстрее (и правильнее) он обобщает информацию и выделяет в ней главное, тем лучше он излагать собственные мысли.

Особенности формирования грамматического строя речи, обучения родному языку у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи изучали Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Т.В. Туманова, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, и др.

Однако, по-прежнему сохраняется необходимость более полного освещения вопросов, связанных с развитием лексико-грамматических представлений ребенка.

Одним из перспективных направлений в работе с детьми с ОНР является использование наглядного моделирования. Множество ученых подчеркивают важность его использования в коррекционно-развивающей работе, так как не менее 50 % воспринимаемой информации приходится на зрительный анализатор (Т. Мор, Ф. Рабле, Т. Кампанелла, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков и др.).

На основании вышесказанного, вытекает противоречие между необходимостью разработки образовательной программы, направленной на формирование и коррекцию лексико-грамматического строя речи у данной группы детей и отсутствием достаточной разработанности данной проблемы на практике, хотя теоретические аспекты формирования грамматически правильной и лексически богатой речи детей с ОНР рассмотрены подробно (исследования Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др.). Поэтому, в настоящее время сохраняется потребность в современных и эффективных методах и приемах работы по формированию и совершенствованию лексического запаса и грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Игнорирование ОНР у дошкольников и бездействие педагогов в дошкольном образовательном учреждении неизбежно повлечет за собой трудности в последующем обучении в школе. Для того, чтобы предотвратить рост данного нарушения, необходимо проводить своевременную профилактическую и коррекционную работу.

Цель работы: выявить особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и разработать комплексную систему логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством метода наглядного моделирования.

Объект исследования: лексико-грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
  2. Изучить и выявить особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
  3. Разработать и апробировать комплексную систему логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством метода наглядного моделирования.
  4. Провести сравнительный анализ состояния лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня до и после коррекционного воздействия.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, ее обобщение и систематизация;
  • эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент;
  • статистические: количественная и качественная обработка результатов.

Методики исследования:

  • методика обследования речи детей Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой («Дидактический материал по обследованию речи детей»);
  • методика обследования общего и речевого развития дошкольника с ОНР Н.В. Нищевой;
  • методика обследования грамматического строя речи Т.Б. Филичевой, Н.А Чевелевой и Г.В. Чиркиной («Нарушения речи у детей»);
  • Исследование состояния сформированности грамматического строя языка по методике Г.В. Чиркиной («Методы обследования детей»).

Практическая значимость заключается в том, что разработанная комплексная система логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством метода наглядного моделирования может быть использована учителями, воспитателями, учителями-логопедами, родителями при формировании и коррекции лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

План работы над темой самообразования

«Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством метода наглядного моделирования»

Вид деятельности

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь – май

  • Исследования характерных особенностей речи детей с ОНР Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, С.Н. Коновалова, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др.

Анализ литературы

Март – апрель

Обобщение педагогического опыта работы по формированию ЛГСР у дощкольников старшего дошкольного возраста.

Подбор методической литературы

Пополнение методической копилки.

Май

Анализ проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Работа с детьми

Сентябрь – ноябрь

Диагностика и анализ сформированности ЛГСР у детей старшего дошкольного возраста, наиболее частых ошибок.

Анализ протоколов обследования

Октябрь – апрель

Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия по развитию ЛГСР

Ноябрь - декабрь

Проведение наблюдения и выявление начального уровня овладения ЛГСР.

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения ЛГСР на начало учебного года.

В течение года

Реализация проекта «Влево, вправо, вверх, вниз»

Работа с педагогами

Консультация для педагогов:

«Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».