Опубликованные статьи

Азанова Анастасия Алексеевна
Опубликованные научные статьи за время работы в ДОУ
 
- Национальная (Всероссийская) научно-практическая конференция "Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации". Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"
 
- XIII Международная научно-практическая конференция "Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы". Статья "МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azanova_a.a_statya.docx20.71 КБ
Файл azanova_a.a._statya.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371

Азанова Анастасия Алексеевна,

учитель-логопед ,

МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка»,

г. Шадринск, Россия

e-mail: anastasia.azanova2017@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Аннотация. Речевое развитие является ведущим критерием оценки деятельности ребенка. Количество детей с речевыми расстройствами постоянно растет, поэтому особенно актуальным остается вопрос коррекции речи. В статье рассматривается метод наглядного моделирования  как современная образовательная технологии при коррекции речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; лексико-грамматический строй речи; наглядное моделирование; дошкольники

Azanova Anastasia Alekseevna,

Speech Therapist Teacher,

Kindergarten No. 14 «Zvezdochka»,

Shadrinsk, Russia

THE METHOD OF VISUALIZATION IN THE SPEECH THERAPY

Abstract: The article reveals the possibilities of using the visualization method in speech correction for preschoolers. The relevance of the topic is due to the need to highlight the issues of formation, correction and development of childish speech.

Key words: speech disorder; the lexical and grammatical structure of speech; visualization method; preschoolers

В настоящее время существует противоречие между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. В этом случае приходится искать вспомогательные технологии, облегчающие процесс усвоения нового материала. Одной из таких технологий является метод наглядного моделирования [4].

Успешность коррекционной работы во многом основывается на использовании наглядности. Принцип наглядности – один из основополагающих принципов современной педагогики [1]. Именно наглядность позволяет сформировать у ребенка правильное представление о каком-либо понятии и закрепить его [2].

Наглядное моделирование представляет собой «воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним» [4]. Метод наглядного моделирования помогает ребенку получить зрительное представление о каком-либо понятии (звук, слово, предложение, текст) и научиться с ним работать. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, и тем более для детей с нарушениями развития (общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, ограниченными возможностями здоровья), в связи с тем, что мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, кроме того, наглядный материал усваивается лучше вербального [4]. Использование наглядного материала (схем, моделей, иллюстраций) позволяет активизировать зрительную, тактильную и ассоциативную память [3].

Научные исследования подтверждают, что наглядные средства обучения являются более доступными для детей дошкольного возраста, чтобы выделить, понять и обозначить те или иные языковые отношения (С. Леон Лоренсо, Л. М. Хализева и др.).

Использование метода наглядного моделирования в процессе обучения позволяет решать следующие задачи:

  1. привлечь, удержать внимание ребенка на занятии;
  2. ускоряет процесс запоминания и усвоения учебного материала;
  3. учит ребенка выделять главное, систематизировать полученные знания.

Метод наглядного моделирования широко применяется в логопедической практике. Например, в работе по развитию звукопроизношения мы используем модели артикуляционных упражнений, символы гласных и согласных звуков, в виде геометрических фигур и зрительного образа предмета, способного издавать соответствующий звук.

Наглядное моделирование позволяет детям освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза. Мы используем схемы слова для определения места звука в слове, пазлы-слоги для составления новых слов. В разработанной Н. С. Жуковой методике обучения чтению также использован метод наглядного моделирования при слиянии звуков в слоги.

Наиболее известными примерами наглядного моделирования в дошкольной педагогике являются предметные картинки и мнемотехника. Эти приемы особенно эффективно способствуют развитию лексико-грамматического строя речи, в частности:

  • для закрепления обобщающих и конкретных понятий;
  • для закрепления синонимов и антонимов;
  • для закрепления навыков употребления предлогов;
  • для отработки навыков согласования существительного с разными частями речи;
  • для развития навыков связной речи;
  • для словообразования и обогащения словарного запаса.

Таким образом, метод наглядного моделирования плодотворно влияет на процесс обучения, так как учит детей:

  1. обрабатывать информацию (анализировать, сравнивать, систематизировать), обдумывать свою деятельность, и как следствие, свое высказывание.
  2. формулировать суждения, делать умозаключения.

Суть метода наглядного моделирования сводится к воспроизведению символами, знаками или другими замещающими средствами каких-либо значимых характеристик определенного предмета или явления. Этот метод позволяет ребенку усвоить сложные для понимания термины («слог» – «слово»), понятия («высоко» – «низко»), грамматические отношения (предложно-падежные конструкции: «между красным и зеленым кубиком»).

Следует учитывать, что ребенку должны быть знакомы и понятны используемые символы и модели. В качестве таких символов могут выступать предметы и предметные картинки, схематические и силуэтные изображения для дошкольников, а также графики, схемы, таблицы и модели для детей более старшего возраста.

Эффективность применения данной технологии неоднократно доказана на практике. В конце коррекционного воздействия процент выполнения заданий логопедического обследования вырос до 83%. На начальном этапе работы успешность выполнения заданий составляла 44,4%.

Таким образом, метод наглядного моделирования особенно полезен для детей с ОВЗ в виду того, что с наглядной опорой им легче воспринимать информацию. Работа над совершенствованием процессов восприятия информации оказывает прямое влияние на развитие внимания, наблюдательности, мышления и, как следствие, речи. В свою очередь хорошо развития речь значительно облегчает усвоение школьной программы, делает адаптивный период в школе более легким.

Использование метода наглядного моделирования в педагогическом процессе не является инновационной технологией, но его применение в рамках развития речи представляется довольно перспективным и актуальным. Согласно Федеральной образовательной программе наглядное моделирование рассматривается как универсальное учебное действие, т. е. необходимым навыком для дальнейшего обучения [1], так как будучи коррекционно-развивающим методом, он воздействует не только на сам недостаток развития, но и на всю личность в целом.

Литература

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273–ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года . – М. : Просвещение, 2012.

2. Азанова, А. А. Метод наглядного моделирования как эффективное средство формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР III уровня / А. А. Азанова, О. В. Калинина // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы : материалы XIII Международной научно-практической конференции, Шадринск, 21 октября 2022 года. – Шадринск : Шадринский государственный педагогический университет, 2022. – С. 727-732.

3. Вагнер, К. Р. Моделирование как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи / К. Р. Вагнер // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2016. – № 1(29). – С. 101-106.

4. Пилипенко, Т. В. Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т. В. Пилипенко // Образование и воспитание. – 2018. – № 1 (16). – С. 22-25. – URL : https://moluch.ru/th/4/archive/81/3074/ (дата обращения : 02.02.2024). – Текст : электронный.

 



Предварительный просмотр:

УДК 376

Азанова А.А., Калинина О.В.

г. Шадринск, Россия

МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ

Статья раскрывает понятие «наглядное моделирование» в коррекционной работе с дошкольниками по формированию лексико-грамматического строя речи. Так же в статье описываются особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Актуальность темы обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с процессом усвоения лексико-грамматического строя речи у дошкольников, так как это – одна из важнейших задач в системе работы по обучению родному языку.

Ключевые слова: ОНР, лексико-грамматический строй речи, наглядное моделирование, дошкольники.

Azanova A.A., Kalinina O.V.

Shadrinsk, Russia

THE METHOD OF REPRESENTATION AS AN EFFECTIVE MEANS OF FORMING GRAMMAR AND VOCABULARY FOR OLDER PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISORDER

The article reveals the concept of the method of representation in the forming grammar and vocabulary process for older preschoolers. The article also states the grammar and vocabulary characteristics of speech disorder. The article relevance is conditioned by the need of a more detailed study the process of the forming grammar and vocabulary, as these are the most important points in the native language learning.

Keywords: speech disorder, grammar, vocabulary, method of representation, preschoolers.

В настоящее время проблема формирования лексико-грамматических категорий занимает важнейшее место в логопедии, а вопрос о методике их формирования и коррекции становится одним из самых актуальных. Согласно данным международной статистики, в настоящее время число дошкольников с ОНР постоянно растет. В теории логопедии достаточно подробно и глубоко рассмотрены вопросы формирования грамматически правильной речи детей с ОНР (исследования Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др.). Тем не менее, учитывая интересы современных детей, их увлеченность компьютерными технологиями, конструированием и моделированием, приходится вносить изменения в учебный процесс.

В лингвистике термин «грамматический строй речи» приравнивается к термину «грамматика», который употребляется в двух значениях: как учение о строе языка и как синоним выражения «строй языка». В грамматике, как учении о строе языка, в дошкольном образовании можно выделить три направления:

  1. слово и его формы, способы образования слов и их форм;
  2. словосочетание;
  3. предложение, его компоненты (количество слов, их порядок).

Таким образом, грамматический строй речи объединяет в себе морфологию и синтаксис. Однако, в связи с нечеткими границами разделения лингвистических наук, грамматический строй речи также включает в себя лексикологию, семантику, фонетику, орфографию (Этим объясняется термин «лексико-грамматический строй речи»).

Отметим, что речь ребенка, в частности грамматические навыки, развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит своеобразным показателем развития. Наиболее интенсивное речевое развитие детей происходит в дошкольный период (3-7 лет). В это время наблюдается качественный и количественный скачок в расширении словарного запаса, использовании различных частей речи, простых и сложных предложений [3]. К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной фразовой речью.

Успешность коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи во многом основывается на использовании наглядности. Принцип наглядности – один из основополагающих принципов современной педагогики [1]. Именно наглядность позволяет сформировать у ребенка правильное представление о каком-либо понятии и закрепить его.

Метод наглядного моделирования широко применяется в логопедической практике. Например, при формировании звукового анализа и синтеза, используются схемы слогового и звукового состава слова, а также схемы предложения при работе над формированием синтаксиса. Наглядное моделирование позволяет задействовать не только слуховой и зрительный анализаторы в учебном процессе, но и кожный, мышечный анализаторы, а также способствует формированию мышления (ассоциативного, логического, образного), развитию речи и памяти. Речь – это сложная функциональная система, в которой принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный [2, 55]. Каждый из них вносит свой вклад в организацию речевой деятельности. Выпадение любого из этих звеньев приводит к нарушению речи. Суть метода сводится к воспроизведению символами каких-либо значимых характеристик определенного предмета или явления. Следует учитывать, что ребенку должны быть знакомы и понятны используемые символы и модели. В качестве таких символов могут выступать предметы и предметные картинки, схематические и силуэтные изображения (касаемо дошкольников), а также графики, схемы и таблицы.

Кроме этого, справедливо отметить что, дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в назывании тех или иных свойств объектов: они часто заменяют части предмета названием целого предмета («время» - «часы»), видовые понятия на родовые и наоборот (деревья – «ёлочки»), взаимозаменяют признаки предметов (высокий, широкий, длинный – «большой») [5, 155]. Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие [6, 149]: неправильное согласование в роде, числе, падеже («три медведем»), ошибки в использовании предлогов, в употреблении падежных форм множественного числа («много деревов»).

Также у этих детей замедлено восприятия, им трудно обозначить какое-либо свойство определенным словом, обобщить или классифицировать понятия. Несформированность этих навыков задерживает развитие познавательной деятельности ребенка в целом [4].

Таким образом, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками объясняется тем, что данный метод поддерживает интерес у детей к образовательному процессу; облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует устойчивые ассоциативные связи; и, наконец, наглядное моделирование учит детей выделять главное, систематизировать материал, что будет полезным в дальнейшем обучении в школе.

В дошкольном обучении наиболее часто применяется мнемотехника как один из вариантов наглядного моделирования. Мнемотехника опирается на графические модели и нацелена на запоминание и воспроизведение информации – детям легче запоминать новую информацию, опираясь на наглядную основу. Это метод способствует развитию экспрессивной речи в целом, но в частности может быть адаптирован для закрепления лексической темы и грамматических категорий, навыков словообразования. Таким образом, наглядное моделирование на основе мнемотехники является эффективным средством для развития любой стороны речи, так как отличается большой вариативностью применения в педагогической практике.

Мнемокубы, мнемодорожки и мнемотаблицы обычно используются для шифрования информации с последующим ее воспроизведением, но эти формы так же подходят для закрепления обобщающих понятий (на каждой грани куба расположены соответствующие рисунки, ребенку нужно назвать обобщающее слово: Стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, комод, тумба – это мебель), для закрепления антонимов (ребенок составляет пару из граней двух мнемокубов, например, на одном кубе изображено понятие «широкий», на втором – «узкий» и т.д.), для отработки навыков согласования существительного с прилагательными или числительными, а также словообразования и обогащения словарного запаса (принцип работы тот же, что и в предыдущем вариант; могут быть загаданы словосочетания типа «папин блокнот», «мамина сумка», «овощной салат», «деревянный стол», «два цыпленка», «пять цыплят», «ключ – ключик» и т.п.).

Метод мнемотехники активно используется для развития связной речи – ребенок с помощью графических изображений воспроизводит услышанное ранее стихотворение или составляет свой рассказ. С помощью мнемодорожек можно закреплять употребление предлогов, мнемокубы и мнемодорожки используются для составления рассказа по серии сюжетных картинок, по плану или пересказа.

Кроме этого, большую роль в процессе формирования лексико-грамматического строя речи играют схемы. Схемы достаточно дидактически емки и более просты для понимания ребенком, чем таблицы, поэтому и более предпочтительны. Так, с помощью схем можно отрабатывать предложно-падежные конструкции и родовые и видовые понятия.

Таким образом, метод наглядного моделирования особенно полезен для детей с ОНР в виду того, что с наглядной опорой им легче воспринимать информацию. Работа над совершенствованием процессов восприятия информации оказывает прямое влияние на развитие внимания, наблюдательности, мышления и, как следствия, речи. В свою очередь хорошо развития речь значительно облегчает усвоение школьной программы, делает адаптивный период в школе более легким.

Список использованных источников:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года . – М. : Просвещение, 2010.
  2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. – Текст : непосредственный.
  3. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под. ред. Г. А. Золотовой. – М.: Рус. яз., 2001. – URL: http://slovari.ru/default.aspx?s=0&p=5306 (дата обращения: 15.10.2022). – Текст : электронный.
  4. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М. : Издательство, 1969. – URL: http://pedlib.ru/Books/4/0285/index.shtml?from_page=21 (дата обращения: 15.10.2022). – Текст : электронный. 
  5. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичива, Г.В. Чиркина. – М. : Альфа, 1993. – 103 с. – Текст : непосредственный.
  6. Худик, В.А. Диагностика детского развития: методы исследования / В.А. Худик. – М. : Киев: Освiта, 1992. – 220 с. – Текст : непосредственный.