2.7. Организация совместной работы с педагогом-психологом, педагогом- методистом при реализации программы деятельности (анкеты, аналитические справки, программы сопровождения и др.)
На первом этапе я провожу знакомство молодого учителя с психологической службой, ее назначением, направлениями ее работы. На втором этапе, после адаптационного периода, начинается изучение личности молодого специалиста. Назначение диагностики заключается в том, чтобы с помощью исследований составить психологический портрет молодого учителя: степень готовности педагога к диалогу и сотрудничеству в условиях нового коллектива; выявить уровень психологической подготовки (знание возрастной психологии, специальной психологии, психологии общения), оценить профессиональную направленность.
Помощь психолога молодому учителю состоит из следующих этапов:
1. Составление запросов к психологу и проблемы, решения которых являются первоочередными.
2. Формирование умений справляться со стрессовыми ситуациями, обучение техникам релаксации.
С педагогом-методистом разрабатываю программу сопровождения.
Анкета
молодого учителя
Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, анкету.
Ф.И.О. _________________________________________________________
Дата ___________________________________________________________
1. Почему Вы выбрали профессию педагога? Чем она для Вас привлекательна?
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы педагогом?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива
· новизна деятельности;
· условия работы;
· возможность экспериментирования;
· пример и влияние коллег и руководителя;
· организация труда;
· доверие;
· возможность профессионального роста.
Спасибо за сотрудничество!
АНКЕТА
для молодых педагогов
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
· Да
· Нет
· Частично
2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
· в календарно-тематическом планировании;
· проведении уроков;
· проведении внеклассных мероприятий;
· общении с коллегами, администрацией;
· общении с обучающимися, их родителями;
· другое (допишите) _____________________________________
4. Представляет ли для вас трудность:
· формулировать цели урока;
· выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока;
· мотивировать деятельность обучающихся;
· формулировать вопросы проблемного характера;
· создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении;
· подготавливать для обучающихся задания различной степени трудности;
· организовывать сотрудничество между обучающимися;
· организовывать само и взаимоконтроль обучающихся;
· организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН обучающихся;
· развивать творческие способности учеников;
· другое (допишите) __________________________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
· cамообразованию;
· практико-ориентированному семинару;
· курсам повышения квалификации;
· мастер-классам;
· творческим лабораториям;
· индивидуальной помощи со стороны наставника;
· школе молодого специалиста;
· другое (допишите)
_________________________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
· типы уроков, методика их подготовки и проведения;
· методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;
· приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся;
· учет и оценка знаний обучающихся;
· психолого-педагогические особенности обучающихся разных возрастов;
· урегулирование конфликтных ситуаций;
· формы работы с родителями;
· формы и методы педагогического сотрудничества с обучающимися;
· другое (допишите) ________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для изучения спроса и потребностей учителей
Цель: определить уровень теоретических и практических знаний и умений учителя, необходимых в педагогической деятельности.
№
| Теоретические знания и профессиональные умения учителя (показатели оценки знаний и умений учителя) | Владею
| Владею частично
| Не владею |
1.
| Знание предмета учителем: - ориентация в целях и задачах науки; - оперирование научной терминологией; - ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов; - владение содержанием современных достижений науки и практики; - представление о роли и месте использования этих знаний в обучении. |
|
|
|
2.
| Владение методикой преподавания: - понимание целей и задач обучения учащихся по предмету; - ориентация в учебных планах и программах преподавания предмета; - ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения учащихся; - ориентация в новых методах и приемах обучения; - ориентация в новых формах организации обучения. |
|
|
|
3.
| Знание психологических особенностей обучающихся: - ориентация в психологических особенностях школьников; - учет их при отборе содержания, форм и методов обучения; - понимание роли психодиагностики в развитии обучающихся; - ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики школьников. |
|
|
|
4.
| Знание теоретических основ педагогики: - понимание целей и задач педагогических взаимодействий со школьниками в процессе их обучения, воспитания и развития; - ориентация в методах педагогической диагностики уровня обученности учащихся; - характеристика уроков разного типа; - ориентация в классификации методов обучения и характеристика каждого из них. |
|
|
|
5.
| Знание педагогических технологий: - понимание необходимости управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; - понимание места учителя в учебном процессе; - владение приемами планирования и организации личного труда школьников; - ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности учителя в процессе обучения учащихся. |
|
|
|
6.
| Умение пользоваться методами исследовательской работы: - изучение научной, методической литературы, нормативной и школьной документации; - наблюдение; - социологический метод исследования; - метод педагогического эксперимента. |
|
|
|
7. | Умение обобщать собственный опыт |
|
|
|
8. | Владение методами и приемами самообразования |
|
|
|
Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию
Отвечая на «опросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению: 5 - да: 4 — скорее да, чем нет: 3 - и да, и нет: 2 - скорее нет: I - нет.
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для своего развития.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно отношусь к продвижению по службе.
16. Я выписываю газеты.
17. Я выписываю методическую литературу.
Препятствующие факторы
1. Собственная инерция.
2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей.
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему.
5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие информации о себе.
6. Состояние здоровья.
7. Недостаток времени.
8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы
1. Школьная методическая работа.
2. Обучение на курсах.
3. Пример и влияние коллег.
4. Пример и влияние руководителей.
5. Организация труда в школе.
6. Внимание к моей проблеме руководителей.
7. Доверие.
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
9. Занятие самообразованием.
10. Интерес к работе.
11 Возрастающая ответственность.
12. Возможность получения признания в коллективе.
Комплекс анкет для мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов
Критерии:
1. Особенности профессиональной компетентности начинающих педагогов.
2. Типы проблем и трудностей, возникшие у молодых педагогов в процессе адаптации к педагогической профессии.
3. Удовлетворенность молодых педагогов созданными условиями в образовательном учреждении для их более успешной адаптации
4. Степень информированности молодых педагогов о деятельности образовательного учреждения.
АНКЕТА № 1
Уважаемые педагоги!
Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1. Нравиться ли Вам работать в данном образовательном учреждении? Почему? ........................................................................................................
2. Чаще всего, с каким настроением Вы идете на работу?
- Хорошее
- Доброжелательное
- Удовлетворительное
- Плохое
- безразличное
Почему? .....................................................................................................................
3. На Ваш взгляд, Вы готовы к профессиональной деятельности?
- да
- нет
- не совсем
4. Оцените уровень Вашей подготовленности по пятибалльной системе.
5. С какими трудностями Вы встретились в первый год своей работы?
- Организация и проведение учебных занятий
- Несправляемость с дисциплиной в классе
- Отношения с коллегами
- Отношения с родителями
- Проведение классных мероприятий
- Проведение родительских собраний
- Организация процесса самообразования
- Другие трудности……………………………………………………..
7. Какие условия созданы педагогическим коллективом и администрацией, чтобы Вы чувствовали себя комфортно:
- Выделена рабочая зона
- Своевременное методическое информирование
- Удобное время работы методического кабинета
- Помощь опытных педагогов
- Гибкий режим работы
- Четкое определение полномочий, должностных обязанностей
- Доброжелательная атмосфера в коллективе
8. Как складываются Ваши отношения с коллективом:
- Спервого дня не обращают внимание
- Настроены не дружелюбно
- Не хотят помогать
- Приняли доброжелательно
- Оказывают моральную поддержку
- Оказывают практическую помощь
- Приглашают на занятия
- Помогают решать педагогические задачи
- Рекомендуют методы и примы
- Делятся опытом
- Ждут от Вас практических советов
- Не нуждаетесь в помощи коллег
АНКЕТА №2
Уважаемые педагоги!
Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1. Вам необходима помощь в профессиональной деятельности? В какой период:
- Первый месяц
- Первые 3 месяца
- Первые полгода
- Первый год
- Нужна до сих пор
2. Кто помогает в решении профессиональных трудностей и проблем?
- Директор
- Завуч
- Наставник
- Коллеги
- Специалисты научно-методического центра
- Друзья по педагогическому университету
- Преподаватели педагогического университета
- Никто не помогает
3. Кто, когда и какую помощь Вам в процессе становления педагогической деятельности? Заполните, пожалуйста, таблицу
КТО? | Первый месяц | Первые 3 месяца | Первые 6 месяцев | Первый год | До сих пор | Какая помощь оказана |
Директор |
|
|
|
|
|
|
Завуч |
|
|
|
|
|
|
Коллеги |
|
|
|
|
|
|
Наставник |
|
|
|
|
|
|
Преподавали вуза |
|
|
|
|
|
|
Методисты центра |
|
|
|
|
|
|
4. Как часто директор и завуч приходят к Вам в класс, чтобы
- отметить положительные результаты, похвалить
- найти недостаток в работе
- помочь разобраться в неудачах
5. Пытаетесь ли Вы решить выделенные Вами трудности? Каким образом?
- Рассчитываете на свой опыт и знания
- Консультируетесь с коллегами
- Обращаетесь к завучу
- Обращаетесь к преподавателю педагогического университета
- Самообразовываетесь
- Другое ………………………………………………………………
АНКЕТА № 3
для молодого специалиста по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательном учреждении
- Укажите, удовлетворяют ли вас следующие аспекты вашей работы (поставьте галочку в соответствующем столбце).
Наименование критерия | Да | Нет |
Перешли бы вы работать в другое образовательное учреждение, если бы представилась такая возможность? |
|
|
Удовлетворены ли вы своей работой? |
|
|
Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь в последний год? |
|
|
Понимаете ли вы, что должны делать на своей работе, чтобы способствовать развитию образовательного учреждения? |
|
|
Хорошо ли планируется и координируется работа в ОУ? |
|
|
Четко ли вы понимаете, что от вас ожидают в работе? |
|
|
Понимаете ли вы, чем определяется ваша зарплата? |
|
|
Можете ли вы открыто высказывать администрации образовательного учреждения свои идеи и предложения? |
|
|
По вашему мнению, в этом ОУ вы сможете осуществить свои жизненные планы? |
|
|
Устраивает ли вас признание вас как учителя в ОУ? |
|
|
Устраивают ли вас условия труда (шум, освещенность, температура, чистота, комфорт и др.)? |
|
|
Устраивает ли вас обеспечение рабочего места всем необходимым? |
|
|
Устраивает ли вас состояние помещений (кабинетов, рекреаций, столовой, учительской и т.д.)? |
|
|
Устраивает ли вас размер заработной платы? |
|
|
Дает ли уверенность в завтрашнем дне работа в этом ОУ? |
|
|
2.Что из нижеперечисленного вызывает у вас озабоченность? (отметьте галочкой)
Уровень оплаты труда |
|
Информирование коллектива |
|
Возможность доведения своего мнения до администрации |
|
Состояние трудовой дисциплины в ОУ |
|
Условия труда |
|
Взаимоотношения в педагогическом коллективе |
|
Организация питания |
|
Материально-техническое обеспечение |
|
Отношение к инициативным педагогам |
|
Система поощрения лучших учителей |
|
Качество подготовки учащихся |
|
Взаимоотношение с администрацией |
|
Возможность защиты от несправедливости |
|
График работы |
|
- Как вы оцениваете систему морального стимулирования в ОУ? (отметьте галочкой)
Морального стимулирования практически нет, никто не скажет «спасибо» за труд |
|
Моральное стимулирование есть, но недостаточно продуманное |
|
Меня вполне устраивает действующая система морального стимулирования |
|
Моральное стимулирование никому не нужно, платили бы деньги |
|
- Какие формы морального стимулирования вы считаете лучшими для вас? (отметьте галочкой)
Почетная грамота |
|
Похвала руководителя |
|
Благодарность в приказе с занесением в трудовую книжку |
|
Вынесение на доску почета |
|
Возможность для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния |
|
Более хорошие условия работы |
|
Ощущение своей принадлежности, нужности, уважение, признание со стороны коллег, администрации ОУ |
|
Ощущение полезности своей работы, информированность о делах, планах, перспективах развития ОУ |
|
Интересная, усложняющаяся работа, требующая роста мастерства, возрастающая ответственность |
|
- Какие из аспектов работы являются для вас самыми важными? (отметьте галочкой)
Интересная работа |
|
Высокий уровень зарплаты |
|
Благоприятные условия труда |
|
Хороший, дружный коллектив |
|
Возможность больше заработать тому, кто больше прикладывает усилий |
|
Возможность проявить инициативу и предприимчивость |
|
Недопущение чрезмерных различий между сотрудниками |
|
Учет мнения педагогического коллектива при принятии решений |
|
Возможность честным трудом заслужить доверие и уважение |
|
Доброжелательное отношение руководителей к педагогическому коллективу |
|
АНКЕТА № 4
по определению готовности молодого специалиста к дальнейшей деятельности в образовательном учреждении
В каком настроении вы обычно приходите на работу? | а) хорошем |
б) безразличном | |
в) плохом | |
Вы рассматриваете возможность смены места работы? | а) нет |
б) только когда сталкиваюсь с трудностями | |
в) да | |
Вы знаете о возможностях своего карьерного роста в данном ОУ? | а) да |
б) только догадываюсь | |
в) нет | |
Насколько вы успели интегрироваться в педагогический коллектив? | а) сдружился с большей его частью |
б) затрудняюсь ответить | |
в) практически ни с кем не общаюсь | |
Как часто вы попадаете в конфликтные ситуации? | а) ни разу не попадал |
б) попадаю крайне редко | |
в) постоянно | |
Получаете ли вы помощь в своей профессиональной деятельности? | а) да, постоянно |
б) иногда | |
в) нет, моими делами никто не интересуется | |
Удовлетворены ли вы результатами своего труда? | а) да |
б) не всегда | |
в) нет | |
Вас устраивает режим трудовой деятельности и нагрузка? | а) да |
б) не всегда | |
в) нет | |
Вы считаете достаточным уровень своей профессиональной компетентности? | а) да |
б) затрудняюсь ответить | |
в) нет | |
Если бы вам представилась возможность перейти в другое образовательное учреждение, вы бы | а) остался здесь |
б) оценил условия труда на новом месте и если они оказались бы лучше, то перешел | |
в) ушел бы, не задумываясь |
