2.7. Организация совместной работы с педагогом-психологом, педагогом- методистом при реализации программы деятельности (анкеты, аналитические справки, программы сопровождения и др.)

Бадмаева Наталья Борисовна

На первом этапе я провожу знакомство молодого учителя с психологической службой, ее назначением, направлениями ее работы. На втором этапе, после адаптационного периода, начинается изучение личности молодого специалиста. Назначение диагностики заключается в том, чтобы с помощью исследований составить психологический портрет молодого учителя: степень готовности педагога к диалогу и сотрудничеству в условиях нового коллектива; выявить уровень психологической подготовки (знание возрастной психологии, специальной психологии, психологии общения), оценить профессиональную направленность.

Помощь психолога молодому учителю состоит из следующих этапов:

1. Составление запросов к психологу и проблемы, решения которых являются первоочередными.

2. Формирование умений справляться со стрессовыми ситуациями, обучение техникам релаксации.

С педагогом-методистом разрабатываю программу сопровождения.

 

Анкета

молодого учителя

Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, анкету. 
Ф.И.О. _________________________________________________________
Дата ___________________________________________________________

1.                  Почему Вы выбрали профессию педагога? Чем она для Вас привлекательна?

2.                  Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

3.                  С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

4.                  Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

5.                  Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

6.                  Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

7.                  Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы педагогом?

8.                  Что Вас привлекает в работе коллектива

·                   новизна деятельности;

·                   условия работы;

·                   возможность экспериментирования;

·                   пример и влияние коллег и руководителя;

·                   организация труда;

·                   доверие;

·                   возможность профессионального роста.

 

Спасибо за сотрудничество!

 

АНКЕТА

для молодых педагогов

 

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

·        Да

·        Нет

·        Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________

3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?

·        в календарно-тематическом планировании;

·        проведении уроков;

·        проведении внеклассных мероприятий;

·        общении с коллегами, администрацией;

·        общении с обучающимися, их родителями;

·        другое (допишите) _____________________________________

4. Представляет ли для вас трудность:

·        формулировать цели урока;

·        выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока;

·        мотивировать деятельность обучающихся;

·        формулировать вопросы проблемного характера;

·        создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении;

·        подготавливать для обучающихся задания различной степени трудности;

·        организовывать сотрудничество между обучающимися;

·        организовывать само и взаимоконтроль обучающихся;

·        организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН обучающихся;

·        развивать творческие способности учеников;

·        другое (допишите) __________________________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

·        cамообразованию;

·        практико-ориентированному семинару;

·        курсам повышения квалификации;

·        мастер-классам;

·        творческим лабораториям;

·        индивидуальной помощи со стороны наставника;

·        школе молодого специалиста;

·        другое (допишите)

          _________________________________________________________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

·        типы уроков, методика их подготовки и проведения;

·        методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;

·        приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся;

·        учет и оценка знаний обучающихся;

·        психолого-педагогические особенности обучающихся разных возрастов;

·        урегулирование конфликтных ситуаций;

·        формы работы с родителями;

·        формы и методы педагогического сотрудничества с обучающимися;

·        другое (допишите) ________________________________________________________

 

Спасибо за сотрудничество!

 

Анкета для изучения спроса и потребностей учителей

Цель: определить уровень теоретических и практических знаний и умений учителя, необходимых в педагогической деятельности.

 

Теоретические знания и

профессиональные умения учителя

(показатели оценки знаний и умений учителя)

Владею

 

Владею частично

 

Не владею

1.

 

Знание предмета учителем:

- ориентация в целях и задачах науки;

- оперирование научной терминологией;

- ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов;

- владение содержанием современных достижений науки и практики;

- представление о роли и месте использования этих знаний в обучении.

 

 

 

2.

 

Владение методикой преподавания:

- понимание целей и задач обучения учащихся по предмету;

- ориентация в учебных планах и программах преподавания предмета;

- ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения учащихся;

- ориентация в новых методах и приемах обучения;

- ориентация в новых формах организации обучения.

 

 

 

3.

 

Знание психологических особенностей обучающихся:

- ориентация в психологических особенностях школьников;

- учет их при отборе содержания, форм и методов обучения;

- понимание роли психодиагностики в развитии обучающихся;

- ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики школьников.

 

 

 

4.

 

Знание теоретических основ педагогики:

- понимание целей и задач педагогических взаимодействий со школьниками в процессе их обучения, воспитания и развития;

- ориентация в методах педагогической диагностики уровня обученности учащихся;

- характеристика уроков разного типа;

- ориентация в классификации методов обучения и характеристика каждого из них.

 

 

 

5.

 

Знание педагогических технологий:

- понимание необходимости управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;

-  понимание места учителя в учебном процессе;

- владение приемами планирования и организации личного труда школьников;

- ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности учителя в процессе обучения учащихся.

 

 

 

 

6.

 

Умение пользоваться методами исследовательской работы:

- изучение научной, методической литературы, нормативной и школьной документации;

- наблюдение;

- социологический метод исследования;

- метод педагогического эксперимента.

 

 

 

7.

Умение обобщать собственный опыт

 

 

 

8.

Владение методами и приемами самообразования

 

 

 

 

Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию

Отвечая на «опросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению: 5 - да: 4 — скорее да, чем нет: 3 - и да, и нет: 2 - скорее нет: I - нет.

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для своего развития.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительно отношусь к продвижению по службе.

16. Я выписываю газеты.                           

17. Я выписываю методическую литературу.

Препятствующие факторы

1. Собственная инерция.

2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей.

4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему.

5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие информации о себе.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы

1. Школьная методическая работа.

2. Обучение на курсах.

3. Пример и влияние коллег.

4. Пример и влияние руководителей.

5. Организация труда в школе.

6. Внимание к моей проблеме руководителей.

7. Доверие.

8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

9. Занятие самообразованием.

10. Интерес к работе.

11 Возрастающая ответственность.

12. Возможность получения признания в коллективе.

 

 Комплекс анкет для мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов

Критерии:

1.     Особенности профессиональной компетентности начинающих педагогов.

2.     Типы проблем и трудностей, возникшие у молодых педагогов в процессе адаптации к педагогической профессии.

3.     Удовлетворенность молодых педагогов созданными условиями в образовательном учреждении для их более успешной адаптации

4.     Степень информированности молодых педагогов о деятельности  образовательного учреждения.

 

АНКЕТА № 1

Уважаемые педагоги!

Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.

 

1.     Нравиться ли Вам работать в данном образовательном учреждении? Почему? ........................................................................................................

2.     Чаще всего, с каким настроением Вы идете на работу?

-       Хорошее

-       Доброжелательное

-       Удовлетворительное

-       Плохое

-       безразличное

Почему? .....................................................................................................................

3.      На Ваш взгляд, Вы готовы к профессиональной деятельности?

- да

- нет

- не совсем

4. Оцените уровень Вашей подготовленности по пятибалльной системе.

5. С какими трудностями Вы встретились в первый год своей работы?

-       Организация и проведение учебных занятий

-       Несправляемость с дисциплиной в классе

-       Отношения с коллегами

-       Отношения с родителями

-       Проведение классных мероприятий

-       Проведение родительских собраний

-       Организация процесса самообразования

-       Другие трудности……………………………………………………..

7. Какие условия созданы педагогическим коллективом и администрацией, чтобы Вы чувствовали себя комфортно:

-       Выделена рабочая зона

-       Своевременное методическое информирование

-       Удобное время работы методического кабинета

-       Помощь опытных педагогов

-       Гибкий режим работы

-       Четкое определение полномочий, должностных обязанностей

-       Доброжелательная атмосфера в коллективе

8. Как складываются Ваши отношения с коллективом:

-        Спервого дня не обращают внимание

-       Настроены не дружелюбно

-       Не хотят помогать

-       Приняли доброжелательно

-       Оказывают моральную поддержку

-       Оказывают практическую помощь

-       Приглашают на занятия

-       Помогают решать педагогические задачи

-        Рекомендуют методы и примы

-       Делятся опытом

-       Ждут от Вас практических советов

-        Не нуждаетесь в помощи коллег

 

АНКЕТА №2

Уважаемые педагоги!

Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.

 

1. Вам необходима помощь в профессиональной деятельности? В какой период:

-       Первый месяц

-       Первые 3 месяца

-       Первые полгода

-       Первый год

-       Нужна до сих пор

2.  Кто помогает в решении профессиональных трудностей и проблем?

-       Директор

-       Завуч

-       Наставник

-       Коллеги

-       Специалисты научно-методического центра

-       Друзья по педагогическому университету

-       Преподаватели педагогического университета

-       Никто не помогает

3.   Кто, когда и какую помощь Вам в процессе становления педагогической деятельности? Заполните, пожалуйста, таблицу

КТО?

Первый месяц

Первые 3 месяца

Первые 6 месяцев

Первый год

До сих пор

Какая помощь оказана

Директор

 

 

 

 

 

 

Завуч

 

 

 

 

 

 

Коллеги

 

 

 

 

 

 

Наставник

 

 

 

 

 

 

Преподавали вуза

 

 

 

 

 

 

Методисты центра

 

 

 

 

 

 

4. Как часто директор и завуч приходят к Вам в класс, чтобы

-       отметить положительные результаты, похвалить

-       найти недостаток в работе

-       помочь разобраться в неудачах

5. Пытаетесь ли Вы решить выделенные Вами трудности? Каким образом?

-       Рассчитываете на свой опыт и знания

-       Консультируетесь с коллегами

-       Обращаетесь к завучу

-       Обращаетесь к преподавателю педагогического университета

-       Самообразовываетесь

-       Другое ………………………………………………………………

 

АНКЕТА № 3

для молодого специалиста по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательном учреждении

 

  1. Укажите, удовлетворяют ли вас следующие аспекты вашей работы (поставьте галочку в соответствующем столбце).

Наименование критерия

Да

Нет

Перешли бы вы работать в другое образовательное учреждение, если бы представилась такая возможность?

 

 

Удовлетворены ли вы своей работой?

 

 

Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь в последний год?

 

 

Понимаете ли вы, что должны делать на своей работе, чтобы способствовать развитию образовательного учреждения?

 

 

Хорошо ли планируется и координируется работа в ОУ?

 

 

Четко ли вы понимаете, что от вас ожидают в работе?

 

 

Понимаете ли вы, чем определяется ваша зарплата?

 

 

Можете ли вы открыто высказывать администрации образовательного учреждения свои идеи и предложения?

 

 

По вашему мнению, в этом ОУ вы сможете осуществить свои жизненные планы?

 

 

Устраивает ли вас признание вас как учителя в ОУ?

 

 

Устраивают ли вас условия труда (шум, освещенность, температура, чистота, комфорт и др.)?

 

 

Устраивает ли вас обеспечение рабочего места всем необходимым?

 

 

Устраивает ли вас состояние помещений (кабинетов, рекреаций, столовой, учительской и т.д.)?

 

 

Устраивает ли вас размер заработной платы?

 

 

Дает ли уверенность в завтрашнем дне работа в этом ОУ?

 

 

 2.Что из нижеперечисленного вызывает у вас озабоченность? (отметьте галочкой)

Уровень оплаты труда

 

Информирование коллектива

 

Возможность доведения своего мнения до администрации

 

Состояние трудовой дисциплины в ОУ

 

Условия труда

 

Взаимоотношения в педагогическом коллективе

 

Организация питания

 

Материально-техническое обеспечение

 

Отношение к инициативным педагогам

 

Система поощрения лучших учителей

 

Качество подготовки учащихся

 

Взаимоотношение с администрацией

 

Возможность защиты от несправедливости

 

График работы

 

  1. Как вы оцениваете систему морального стимулирования в ОУ? (отметьте галочкой)

Морального стимулирования практически нет, никто не скажет «спасибо» за труд

 

Моральное стимулирование есть, но недостаточно продуманное

 

Меня вполне устраивает действующая система морального стимулирования

 

Моральное стимулирование никому не нужно, платили бы деньги

 

  1. Какие формы морального стимулирования вы считаете лучшими для вас? (отметьте галочкой)

Почетная грамота

 

Похвала руководителя

 

Благодарность в приказе с занесением в трудовую книжку

 

Вынесение на доску почета

 

Возможность для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния

 

Более хорошие условия работы

 

Ощущение своей принадлежности, нужности, уважение, признание со стороны коллег, администрации ОУ

 

Ощущение полезности своей работы, информированность о делах, планах, перспективах развития ОУ

 

Интересная, усложняющаяся работа, требующая роста мастерства, возрастающая ответственность

 

  1. Какие из аспектов работы являются для вас самыми важными? (отметьте галочкой)

Интересная работа

 

Высокий уровень зарплаты

 

Благоприятные условия труда

 

Хороший, дружный коллектив

 

Возможность больше заработать тому, кто больше прикладывает усилий

 

Возможность проявить инициативу и предприимчивость

 

Недопущение чрезмерных различий между сотрудниками

 

Учет мнения педагогического коллектива при принятии решений

 

Возможность честным трудом заслужить доверие и уважение

 

Доброжелательное отношение руководителей к педагогическому коллективу

 

АНКЕТА № 4

по определению готовности молодого специалиста к дальнейшей деятельности в образовательном учреждении

В каком настроении вы обычно приходите на работу?

а) хорошем

б) безразличном

в) плохом

Вы рассматриваете возможность смены места работы?

а) нет

б) только когда сталкиваюсь с трудностями

в) да

Вы знаете о возможностях своего карьерного роста в данном ОУ?

а) да

б) только догадываюсь

в) нет

Насколько вы успели интегрироваться в педагогический коллектив?

а) сдружился с большей его частью

б) затрудняюсь ответить

в) практически ни с кем не общаюсь

Как часто вы попадаете в конфликтные ситуации?

а) ни разу не попадал

б) попадаю крайне редко

в) постоянно

Получаете ли вы помощь в своей профессиональной деятельности?

а) да, постоянно

б) иногда

в) нет, моими делами никто не интересуется

Удовлетворены ли вы результатами своего труда?

а) да

б) не всегда

в) нет

Вас устраивает режим трудовой деятельности и нагрузка?

а) да

б) не всегда

в) нет

Вы считаете достаточным уровень своей профессиональной компетентности?

а) да

б) затрудняюсь ответить

в) нет

Если бы вам представилась возможность перейти в другое образовательное учреждение, вы бы

а) остался здесь

б) оценил условия труда на новом месте и если они оказались бы лучше, то перешел

в) ушел бы, не задумываясь