Диагностический инструментарий

Чиркова Лариса Владимировна

Предварительный просмотр:

Тест по актерскому мастерству, базовые термины

Предмет

Доп. образование

Вопрос №1

Что такое "предлагаемые обстоятельства"?

A) Жизненная ситуация, условия жизни действующего лица театральной постановки, в которые должен себя в своём воображении поместить актёр, исполняющий роль этого лица.

B) Внешний вид героя

C) Отличительные особенности пьесы

D) Перечень необходимого реквизита, декорация и музыкального оформления спектакля

Вопрос №2

Что такое пантомима?

A) Разновидность театра танца

B) Разновидность театра теней

C) Театр "без слов"

D) Юмористическая театральная зарисовка

Вопрос №3

Что такое "мысленное действие"?

Вопрос №4

Беспредметное действие -  это...

A) Сцена в спектакле, где актеры взаимодействуют между собой, не использую предметов и реквизита

B) Это действие  с "воображаемым предметом", т.е обыгрывание актером несуществующих предметов

Вопрос №5

Что такое мимика?

A) выразительные движения лицевых мышц соответственно переживаемым чувствам, эмоциям, настроениям

B) От слова "мимикрия" - умение подстраиваться под обстоятельства (предлагаемые обстоятельства)

C) основные эмоции человека: гнев, радость, грусть, испуг и удивление

D) искусство выражать чувства и мысли движениями мускулов лица и соответствующими жестами.

Вопрос №6

Какими видами внимания актер пользуется на сцене?

A) Произвольное и непроизвольное

B) Внутреннее и внешнее

C) Оба ответа верны

Вопрос №7

Сценическое отношение - это

A) Отношение актера к своему образу, его личное восприятие

B) Комплекс взаимосвязей персонажей внутри сюжета пьесы

C) Умение воспринимать (т. е. видеть, слышать, осязать и т. д.) всякий объект таким, каким он реально ему дан, относиться же к этому объекту он должен так, как ему задано

Вопрос №8

Что такое "оценка факта"?

A) Это все отношения, сложившиеся в процессе жизни героя до начала пьесы

B) Отношения, возникающие в процессе сценической жизни героя ​

C) Умение актера выдать свое понимание ситуации спектакля за понимание героя

Вопрос №9

 Своеобразная специализация актёра, актрисы на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием (обычно наиболее соответствующих его, её внешним, сценическим данным, характеру дарования, призванию и т. п.)  - это

A) Роль

B) Актерский образ

C) Амплуа

D) Репертуар артиста

Вопрос №10

Сколько основных принципов выделяет К.С. Станиславский в разделе "работа актера над ролью"?

A) 3

B) 4

C) 5

D) 7


Правильные ответы, решения к тесту:

Вопрос №1

Правильный ответ — A

Решение:  Выделяют обстоятельства малого, среднего и большого круга. Обстоятельства малого круга касаются ситуации, происходящей с персонажем в текущий момент (где он находится, с кем разговаривает, что ему нужно от собеседника и т. д.). Обстоятельства среднего круга касаются его общей жизненной ситуации (его пол, возраст, семейная ситуация, социальный статус, окружение и т. д.). Обстоятельства большого круга касаются общей ситуации окружения персонажа (город, страна, исторический период, политическая ситуация в стране и мире и т. д.). Термин «предлагаемые обстоятельства» крайне важен для актёрского творчества. Предлагаемые обстоятельства — это побудители действий персонажа. Персонаж действует тем или иным образом, исходя из предлагаемых обстоятельств.

Вопрос №2

Правильный ответ — C

Решение: Это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Вопрос №3

Правильный ответ — Начальная форма действия, предшествующая физическому действию актера

Решение: Следуя завету К. С. Станиславского «вызвать в актере позывы к действию», мы должны искать то, что провоцирует импульс. А его провоцирует мышление или «мысленное действие» как начальная форма, как провокатор действия, как ключ, замыкающий цепочку нервных связей, включающий собственную эмоциональную природу

Вопрос №4

Правильный ответ — B

Решение: Беспредметное действие -- это умение посредством точных, выразительных движений и жестов «рассказать» о том или ином предмете. Это также -- умение правильно и достоверно действовать с несуществующими предметами, как с настоящими. У беспредметного действия поистине огромные возможности.

Вопрос №5

Правильный ответ — A, D

Решение: Мимику называют языком чувств.

Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду, внимание и т. д. Если человек радуется, мускулы его лица приходят в движение, все черты кажутся приподнятыми кверху. Носогубные складки резко изменяются, дугообразно расходясь от крыльев носа сначала несколько кверху, а потом вниз. Большие скуловые мышцы при сокращении оттягивают углы губ назад и кверху, щеки также приподнимаются кверху, образуя под глазами, у наружных углов, мелкие морщины. Брови при легком сокращении лобной мышцы принимают несколько изогнутый вид. При смехе нос кажется короче из-за сильно подтянутых кверху щек и верхней губы. Центр мимического выражения лежит в средней части лица.

Чувство гнева выражает нахмуренный лоб, сокращение мышц, сдвигающих брови, пирамидальной мышцы и верхней части круговой мышцы глаза. Внутренние концы бровей сдвинуты и опущены книзу.

В межбровном пространстве появляются резко выраженные вертикальные складки. Губы плотно сжаты. Щеки выглядят впалыми. Переносица выдается из-под нависших бровей. Центр мимического выражения сосредоточен в верхней части лица.

Чувство печали выражается общим расслаблением мышц, от которого черты лица кажутся опустившимися вниз и удлиненными. На лбу появляются характерные подковообразные морщины. Верхнее веко, несколько нависая над глазом, приподнимается вверх. Удлиняется нос, переносица вытягивается кверху. Углы губ опускаются книзу, отчего носогубные складки вытягиваются. Нередко брови принимают косое направление, при котором внутренние их концы приподнимаются кверху. Центр мимического выражения находится в верхней части лица.

Вопрос №6

Правильный ответ — C

Решение: Специфические условия творчества предъявляют артисту такие требования, выполнить которые, не обладая способностью управлять своим вниманием, не представляется возможным. Актер должен подчинять свое поведение требованиям сценичности, пластичности, ритмичности; он должен выполнять рисунок мизансцен, установленный режиссером, а также свои собственные творческие задания; он должен уметь согласовать свое поведение с поведением партнеров и с окружающей вещественной средой; он должен учитывать реакцию зрительного зала; он должен рассчитывать каждое свое движение и каждый звук своего голоса, добиваясь во всем предельной выразительности при максимальной экономии выразительных средств

Непроизвольное внимание осуществляется совершенно независимо от сознательных намерений человека.Причина его возникновения — в особых свойствах объекта. Новизна или яркость предмета, его необычайный вид, сила, с которой он подвергает раздражению воспринимающие органы, наконец, его связь с влечениями и потребностями человека. 

Произвольное внимание, наоборот, теснейшим образом связано с процессами, происходящими в сознании человека, и носит активный характер. При произвольном внимании предмет становится объектом сосредоточения не потому (или не только потому), что он интересен сам по себе, а непременно в связи с процессами, происходящими в сознании субъекта. Объект неизбежно включается в процесс мышления человека.

В зависимости от характера объекта следует различать внимание внешнее и внутреннее.

Внешним мы будем называть такое внимание, которое связано с объектами, находящимися вне самого человека. Объектами внешнего внимания, таким образом, могут быть окружающие нас предметы (как одушевленные, так и неодушевленные) и звуки. В зависимости от того, при помощи каких органов чувств осуществляется внешнее внимание, оно может быть зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным и вкусовым. Среди этих пяти видов внешнего внимания зрительное и слуховое являются основными, так как человеку свойственно ориентироваться в окружающей его среде главным образом при помощи зрения и слуха.

Объектами внутреннего внимания являются те ощущения, которые порождаются раздражителями, находящимися внутри организма (голод, жажда, болевые ощущения), а также мысли и чувства человека, образы, создаваемые силою воображения или фантазии.

Вопрос №7

Правильный ответ — C

Решение: Почти всякий объект, с которым актеру приходится иметь дело (т. е. почти все, что он видит и слышит на сцене), он должен превращать во что-то другое и соответственно этому изменять к нему свое отношение.

Перед глазами актера — написанный декоратором задник, изображающий море. Вблизи это только размалеванный холст. Но относиться к этому холсту актер обязан так, как если бы это было самое настоящее море.

Артист держит в руках листок бумаги. Он прекрасно знает, что этот листок дал ему заведующий театральным реквизитом. Но относиться к этому листку он обязан как к самому настоящему письму, в котором содержится подлинное, и притом ужасное для героя пьесы (т. е. для самого актера), сообщение, — как требует сюжет пьесы.

Таким образом, одно из важнейших для артиста качеств заключается в умении устанавливать и менять в соответствии с заданием свои сценические отношения.

Вопрос №8

Правильный ответ — B

Решение: Сознание человека, его психика хранят в себе следы огромного количества всякого рода воздействий окружающей среды, полученных на протяжении прожитой жизни. Эти следы живут в сознании в форме определившихся, отстоявшихся, ставших привычными отношений человека ко всему, что его окружает. Вот почему мы всегда можем предвидеть, как будет реагировать на тот или иной факт близкий нам человек, т. е. такой человек, которого мы очень хорошо знаем.

Поэтому, работая над ролью, актер прежде всего определяет, старается понять и сделать своими отношения первой группы, т. е. такие, которые сложились в результате жизни, прожитой данным персонажем до начала сценического действия. Тогда сами собой, в процессе действия, будут рождаться отношения второй группы.

Отношения второй группы мы назвали "оценкой фактов". Всякий возникающий на сцене новый факт требует от актера-образа определенной оценки. Иногда эта оценка носит сознательный, в той или иной степени рациональный характер, иногда же она возникает в форме чисто эмоциональной и выражается в импульсивном, непроизвольно возникающем действии.

Вопрос №9

Правильный ответ — C

Решение: Амплуа(франц. emploi — употребление, использование; должность)специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием. Название А. идёт обычно или от главной функции, выполняемой персонажем в пьесе [например, любовник (роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, умом, благородством, любящих или являющихся предметом любви), Травести (роли юношей, мальчиков, подростков, исполняемые женщинами) и др.], или от основной черты его характера [например, герой, тиран, благородный отец, Инженю (т. е. наивная девушка), грандкокет (кокетка) и др.].

Российский театр всегда стремился и сейчас стремится к воспитанию актёра широкого творческого диапазона, поэтому деление актеров по амплуа сейчас не приветсвуется.

Вопрос №10

Правильный ответ — C

Решение: Систе́ма Станисла́вского — теория сценического искусства, метода актёрской техники. Была разработана русским режиссёром, актёром, педагогом и театральным деятелем Константином Сергеевичем Станиславским в период с 1900 по 1910 год. В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяются пути перевоплощения актёра в образ.

Принципы системы Станиславского следующие:

— Принцип жизненной правды — первый принцип системы, который является основным принципом любого реалистичного искусства. Это основа основ всей системы. Но для искусства необходим художественный отбор. Что же является критерием отбора? Отсюда вытекает второй принцип.
— Принцип сверхзадачи — то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в итоге. Мечта, цель, желание. Идейность творчества, идейная активность. Сверхзадача — это цель произведения. Правильно используя сверхзадачу, художник не ошибется в выборе технических приемов и выразительных средств.
— Принцип активности действия — не изображать образы и страсти, а действовать в образах и страстях. Станиславский считал, что кто не понял этого принципа, тот не понял систему и метод в целом. Все методологические и технологические указания Станиславского имеют одну цель — разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества в соответствии со сверхзадачей.
— Принцип органичности (естественности) вытекает из предыдущего принципа. В творчестве не может быть ничего искусственного и механического, все должно подчиняться требованиям органичности.
— Принцип перевоплощения — конечный этап творческого процесса — создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение.



Предварительный просмотр:

  1. Какой из методов не является методом анимационной деятельности?

    1. Монтаж
    2. Иллюстрирование
    3. Театрализация
    4. Лекция
    1.5. Игра


2. Что лежит в основе конструктивного монтажа?

1. Распределение фрагментов по месту и времени
2. Построение сложной психической связи между фрагментами
3. Создание художественного образа


3. Что является основной задачей театрализации?

1. Формирование активной жизненной позиции участников и зрителей представления
2. Внушение зрителям и участникам представления точки зрения режиссера
3. Создание зрелищно активной (интерактивной) ситуации, при которой участник события проникается общим настроением и участвует в коллективных действиях


4. Что определяет специфику анимационной режиссуры?

1. Включение в перечень творческих элементов постановки еще одного действующего лица – аудитории
2. Наличие художественных образов
3. Использование фольклорных традиций


5. Что из перечисленного не относится к видам театрализованных постановок?

1. Литературно-музыкальная композиция
2. Театрализованный концерт
3. Театрализованное представление
4. Фестиваль народного творчества


6. Чем является музыка в литературно-музыкальной композиции?

1. Частью действенной структуры
2. Музыкальным фоном
3. Средством возвеличивания какого-либо предмета или явления или средством его развенчания


7. С чего начинается создание культурно-досуговой программы?

1. С мизансценирования
2. С драматургического замысла
3. С отбора выразительных средств


8. Чем является сценарий культурно-досуговой программы?

1. Руководством к действию
2. Самостоятельным литературным произведением
3. Формой организации досуга

9. В чем сущность контрастности как приема художественного монтажа?

1. Чередование резко не схожих между собой элементов сценария
2. Монтирование эпизодов в логической последовательности
3. Проникновение эпизодов один в другой при параллельных действиях

10. Что такое лейтмотив?


1. Работа над композицией
2. Сюжетный стержень, сквозная нить повествования
3. Наивысшая по эмоциональности точка развития событий


11. Что означает термин «реминисценция»?


1. Причинно-следственная связь событий, определяющая поведение персонажей
2. Расположение участников на сцене
3. Воспоминание, повествование о событиях прошлого


12. Цель инсценировки?

1. Преобразование литературного текста в драматургическую форму
2. Соединение эпизодов программы в единое целое
3. апробирование сценария в постановочной работе


13. Что такое «синопсис»?

1. Окончательный вариант сценария
2. Ремарка, касающаяся действия персонажей
3. Документ, включающий сценарный план, в котором ключевые элементы композиции постановки проработаны более подробно.


14. На кого возлагается ответственность за выполнение идейно-творческого замысла постановки?

1. На осветителя
2. На звукооператора
3. На режиссера


15. Что такое «кульминация»?

1. Наивысшая точка накала страстей
2. Часть композиции, в которой завязывается действие
3.Фрагмент завершения всякого сценического действия


16. Что является единицей действия в культурно-досуговой программе?

1. Выразительное средство
2. Номер
3. Творческий метод


17. Какой из терминов не является аналогом «интермедии»?

1. Этюд
2. Скетч
3. Сценка
4. Спектакль


18. Цель сценографии?

1. Оформление сценической постановки
2. Участие в реальных событиях

3. Охрана безопасности участников представления


19. Что такое фоновая музыка?

1. Музыкальное произведение, предназначенное для самостоятельного исполнения
2. Инструментальная музыка с неярко выраженным драматическим характером
3. Музыкальное произведение, завершающее спектакль


20. В чем цель разработки программ релаксации?


1. Отбор средств и форм компенсации энергетических затрат, снятия утомления и нервно-психического напряжения, создания мажорного настроения.
2. Интенсивное развитие каждого из участников культурно-досуговой программы, выявление его творческих возможностей
3. Предварительный анализ проблемы, проектирование различных вариантов развертывания проблемы во время массовой игры


21. Задача аниматора в рамках игры?

1. Поддержать творческий процесс, сформировать индивидуальный стиль деятельности каждого участника
2. Подчинить участников единому стилю поведения и образу мысли
3. Контролировать поведение участников

Верные ответы


1 – 4,
2 – 1
3 – 3
4 – 1
5 – 4
6 – 1
7 – 2
8 – 1
9 – 1
10 – 2
11 – 3
12 – 1
13 – 3
14 – 3
15 – 1
16 – 2
17 – 4
18 – 1
19 – 2
20 – 1
21 - 1



Предварительный просмотр:

Тестовые задания по теме «Основы сценического мастерства». Раздел:

«Работа актёрского аппарата. Творческое воображение. Наблюдательность.»

Задание: поставьте любой знак напротив фразы, которую считаете правильным ответом на вопрос.

  1. Актёрский аппарат -это
  • Вся совокупность физиологических, психических и личностных качеств человека, участвующего в каком-либо сценическом действии.
  • Разобщённость
  • Индивидуальность
  • Творческое воображение

2.Настройка необходима-

  • Всем составляющим частям актёрского аппарата
  • Только телу исполнителя
  • Только для пения
  • Только эмоциональной сфере

3.Творческое воображение относится –

  • К психологическим и личностным качествам актера
  • К эмоциональной сфере актёрского аппарата
  • К мимике и жестам

4.«Вера в правду вымысла относиться –

  • К особенностям работы творческого воображения и фантазии исполнителя
  • К настройке актёрского аппарата
  • К наблюдательности

5. Сценическая речь, память и внимание- это

  • Качества, которые необходимо развивать для работы творческого воображения и фантазии исполнителя
  • Качества, развивающие пластику движений
  • Качества, необходимые для развития музыкального слуха

  1. В задачу актёра входит-
  • Создание полноценного образа с помощью своего воображения и фантазии
  • Не мешать близким отдыхать
  • Быть помощником режиссёра





Предварительный просмотр:

🎭 Играть или не играть? Тест на актерскую одаренность:

Тест (25 вопросов, считаем количество да-ответов):

1. Вы можете заплакать, когда это необходимо?
2. Вы можете перенять жесты, мимику, манеру речи любого человека?
3. Вы хорошо двигаетесь?
4. У Вас есть музыкальный слух?
5. Вы часто посещаете театр?
6. Вы занимались в театральном кружке?
7. Вы легко можете сыграть нужную Вам эмоцию?
8. Вы можете уверенно сказать неправду, не выдавая себя?
9. Вам легко играть в мафию или другие игры, где надо блефовать?
10. Вы легко выступаете перед аудиторией?
11. Вы любите экспериментировать со стилем одежды?
12. Вам важно окружать себя красивыми вещами?
13. Вам легко заговорить с незнакомым человеком?
14. Вы предпочитаете проектную работу офисной?
15. Когда Вы рассказываете стих, Вы добавляете жестикуляцию и эмоциональный окрас?
16. Вы можете правдоподобно засмеяться, когда Вам не смешно?
17. Если Вы опоздали на прием к врачу, Вы можете выдумать историю так, чтобы Вам поверили и приняли?
18. У Вас хорошая пластика?
19. У Вас есть чувство ритма?
20. Вы можете посмеяться на собой, если попали в неловкую ситуацию?
21. Вас не особо волнует, что о Вас подумают окружающие?
22. Вы могли бы поучаствовать в публичном флешмобе?
23. Вы были ведущим/ей на школьных/университетских мероприятиях?
24. Вы когда-нибудь мечтали стать актером?
25. У Вас хорошая память?

Результаты (количество да-ответов):
1 – 8: У вас не развиты актерские способности и скорее всего Вы часто чувствуете себя неловко, но искреннее желание и работа над собой творит чудеса!

9 – 17: У вас есть актерские способности на бытовом уровне, для восхищения друзей и тоста на свадьбе достаточно. Но если Вы хотите ярко и смело проявляться во всех своих жизненных сферах, то курсы актерского мастерства Вас раскроют!

17 – 25: МХАТ плачет по вам. У вас определенно есть актерские способности и талант. У вас есть навыки и умения произвольного исполнения ролей, имитация чьего-то поведения, изображения тех или иных чувств, переживаний, отношений. Театр создан для Вас!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

«Актерский тренинг в детском театральном коллективе.»

1. Введение                                                                                                      3 стр.

2. Цели и задачи                                                                                              4 стр.

3. Театральные игры                                                                                       5 стр.

4. Тело, чувство, сознание.                                                                             6 стр.  

5. Устойчивость. Лидер. Владение психофизикой человека.                     7 стр.

6. Театр Жанти                                                                                                 7 стр.

7. Театральная маска                                                                                        8 стр.

8. Визуально-пластический перформанс по методу Ф. Жанти как способ самовыражения ребенка/подростка.                                                              9  стр.

 9. Развитие внутреннего мира ребенка/подростка и работа с маской. Соответствия и противоречия.                                                                      10 стр.

10. Заключение                                                                                               11 стр.

11. Приложения                                                                                              13 стр.

11. Список литературы         14 стр.

Введение.

   В настоящее время детская театральная деятельность востребована в нашей стране и во всем мире. Существует множество детских коллективов занимающихся этой деятельностью. В театрах дети, способные к театральному творчеству, находят, приобретают, узнают для себя новое, развивают свои творческие способности, в частности общение, необходимое для деятельности человека.

   Так как репетиция - это основная форма работы театрального коллектива, то эту проблему можно решить в ходе репетиций и с помощью театрального тренинга, творческих упражнений направленных на развитие сценического общения.

   В данное время наблюдается большой интерес к театральному творчеству детей. Это объясняется несколькими факторами:

- желание детей самовыразиться, самореализоваться;

- стремление к коллективному творчеству, где ребенок может раскрыть себя;

- расширение круга общения;

- интерес ребенка подкрепляется желанием родителей.

   Занятия ребенка (подростка) в театральном коллективе предполагают его совместную деятельность с педагогом - организатором творческого коллектива, который выступает в роли режиссера - постановщика спектакля. Результат их работы - рождение спектакля. А, в дальнейшем, и прокат спектакля, показ его зрителю, участие в детских театральных фестивалях и конкурсах. Однако, хороший, достойный результат творческой работы - это еще и последовательная работа по воспитанию и обучению юного актера над собой, т.е. актерский тренинг - система подготовки, воспитания актера, тренировка его психофизического аппарата. Данная работа педагога - режиссера как актерский тренинг, в настоящее время, становится востребована как отдельный, самостоятельный вид деятельности.

   Актерский тренинг востребован потому, что он способствует развитию не только актерских способностей и подготовке человека к существованию на сцене, он позволяет личности освободиться от излишних комплексов и зажимов. Он дает возможность человеку раскрыться и пробудить свои скрытые таланты. Он способен помочь человеку в его повседневном общении и взаимодействии с другими людьми.

   Сам по себе актерский тренинг предполагает тренировку различных сторон творческой личности. Это и мышцы, и внимание, и характерность, и речь. Но мне бы хотелось остановиться на разделе «сценическое общение». Ведь на сцене актер, как и в жизни, должен также все время общаться. Но, к сожалению, в реальной жизни человек сталкивается с различными проблемами в процессе общения и этому могут служить разные причины: несовпадение мотивов при вступлении в контакт с партнером, несовпадение нравственных позиций, темперамента, характера, мировоззрения и т.д. Человек совершает множество ошибок, даже не осознавая этого. Все оттого, что мы не умеем слушать, реагировать на партнера, воспринимать его со всем его внутренним миром и понимать.

   Особенно трудно приходится подрастающему поколению. Подростковое «Я» еще неопределенно и расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении. Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. И театр может дать подросткам такую возможность, потому что актерский тренинг - это по сути своей «ролевая игра». И она в свою очередь дает возможность проявления своей индивидуальности, творческих возможностей, развивает умение «входить в положение других», лучше понимать их позиции и чувства, а также создает условия для лучшего осмысления норм и правил поведения и общения. Важен тренинг не только с физической точки зрения, но и психологической, т.к. при выходе на сцену актер испытывает некоторый психологический дискомфорт, отсюда, как следствие подросток испытывает затруднения в процессе общения, а это в свою очередь приводит, и к физическим зажимам. Тренинг же представляет собой такие упражнения, которые способствуют освобождению от этой проблемы, раскрепощению. Творческая личность в процессе актерского тренинга познает себя, работает над собой, и тем самым развивает и совершенствует себя, что как нельзя лучше способствует формированию тех ее качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни. А, как известно, такое качество, как коммуникативность, умение общаться играет довольно значимую роль в жизни любого человека.

   Таким образом, объектом исследования: общение в подростковом возрасте.

   Цель: разработать эффективные тренинговые занятия в театральном коллективе с подростками для развития сценического общения.

   Задачи:

Обучающие:

  • Освоение основ актёрского тренинга.

Развивающие:

  • Развитие личностно- творческих способностей.
  • Снятие внутренних зажимов.
  • Развитие продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

Воспитательные:

  • Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества.
  • Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе.
  • Воспитание зрительской культуры.
  • Возбуждение познавательного интереса.

Что в результате:

  • Раскрытие творческого потенциала.
  • Снятие барьеров и расширение собственных границ.
  • Свобода в телесном и эмоциональном самовыражении.
  • Повышение самооценки.

Методы, используемые на тренинге:

  • Актёрские техники.
  • Дыхательные и звуковые психотехники актёра.
  • Двигательные практики.
  • Творческое самовыражение.

Теоретическая часть содержит анализ источников по данной проблеме, раскрывает современное состояние ее научного изучения, новые, требующие исследования, аспекты проблемы.

Основное содержание.

"В каждом человеке внутри есть волшебная шкатулочка,

 которую педагог помогает открыть

 или подобрать нужный инструмент..."

Основная задача педагога - создать условия безопасности ребенка.

Театральные игры:

  1. Расслабление. закрыть глаза, сесть поудобнее, послушать тело, что зажато - расслабить, послушать свой поток мыслей.
  2. "Моя любовь". Разбиться по группам 3-4 человека, и определить 5-7 общих интересов. (исключения могут быть любовь к детям, любовь к морю, любовь к сладкому).
  3. Закрыть глаза. Подышать. Удобно сесть. Какое настроение. какой цвет, какая музыка, какая погода.
  4. "Зомби". Встали в широкий круг. В центре ведущий-зомби. Ведущий вытянув руки начинает медленно идти к выбранному игроку в круге. Этот игрок дает сигнал "спасите" глазами, мимикой любому игроку в круге. Тот игрок громко кричит имя игрока. на которого идет зомби. После выкрика имени, зомби разворачивается и идет уже на выкрикшего имя игроку. Тот в свою очередь сигналит лицом (без слов) другому игроку. Игра проходит неопределенное время.
  5. "Слепые прятки" игра на развитие интуиции. Играют все желающие. 1-2 ведущих с завязанными глазами. Остальные располагаются "стаечкой" в пространстве. И ведущий игру предлагает всем стоящим раствориться в пространстве, представить себя полным "0". Два ведущих ищут всех в пространстве, опираясь на свои ощущения, на тепло которое излучают игроки.
  6. "Кольцо". Игра на развитие интуиции. Все игроки становятся в круг к плечу плечо (плотно). Ведущий в центре с закрытыми глазами. Участники начинают топать ногами передвигаясь по кругу. Остановившись один (два) игрока тихо выбывают из круга. Задача ведущего ощутить где в круге "прореха". "дырка". У него есть три попытки.

        

Тело-чувство-сознание.

  1. Пространство. Встать в круг к плечу плечо. Пытаемся раздвинуть пространство плечами. Выставить руки в сторону (ладошка соседа к ладони) и раздвигаем пространство.
  2. Массаж. Упражнение на пробуждение чувств. Становимся в круге паровозиком, руки на плечи соседа впереди. Мнем плечи и спину соседу. Делаем "массаж". Повернулись в другую сторону. То же самое.
  3. "Равновесие". Игра на балансировку тела. В круге участники держаться за руки, ноги на ширине плеч. Задача игроков устоять самому и сдвинуть с места соседа, путем вытягивания из круга в сцепке.
  4. "Медведи". Встали по двое спина к спине. Тремся об спину соседа как мишки. Уперлись в друг друга. Ноги чуть вперед. Выталкиваем друг друга. И со словами "давай" играем. Потом встаем к плечу плечо и так же со словами "давай" двигаемся в сторону. Поменялись другим плечом. Играем.Встали друг напротив друга. руки перед собой уперлись в руки игрока напротив. Перетягиваем-выпираем со словами "давай". Смена партнеров возможна.
  5. "Диапазон". Игра на развитие и раскрытие диапазона. Все стоят в круге. Первый игрок поворачивается к соседу слева и при помощи махов рук снизу вверх произносит имя соседа слева нараспев от самого низкого регистра к самому высокому (последний слог вместе с руками выбрасываем вверх). Сосед слева отвечает первому игроку так же произнося его имя только уже с верхнего к нижнему. Второй разворачивается к соседу следующему и снизу вверх произносит его имя. Третий игрок сверху вниз произносит имя второго. (1-2 вверх, 2-1 вниз, 2-3 вверх, 3-2 вниз, 3-4 вверх, 4-3 вниз, 4-5 вверх, 5-4 вниз и т.д.)
  6. "Кукловод". Игра на ощущение партнера. Работа в паре. исходное положение - друг за другом. Второй кладет руку на спину первому. Первый начинает свободное движение по всей площадке не резко и не быстро. Задача второго не выпустить и двигаться за партнером. Потом поменялись.
  7. "Передай чувство". Игра на максимальную собранность. Пары рассаживаются друг за другом. Ведущий дает три эмоции - чувства: радость(счастье), грусть( печаль), покой. Задача игроков сидящих за своим вторым игроком при помощи рук передать выбранное чувство-эмоцию. Руки кладем на спину впереди сидящего. Работа идет некоторое время. Первый игрок угадывает чувство и пытается рассказать какие картинки и образы приходили ему. Меняемся. Игра продолжается пока оба игрока не передадут чувство.

Устойчивость. Лидер. Владение психофизикой человека.

1. "Лепим человека". Работа по парам. Один расслабленный, второй лепит первого, массирует каждую частичку тела первого: руки. плечи, голова. спина. ноги, ступни. Прощупывая каждую косточку. Потом меняемся.

2. "Скала". Работа в паре. Один скала. камень, второй пытается сдвинуть первого. Задача первого - максимально напрячь всё тело. Даже если немного сдвинули - ничего страшного, важно эмоциональный настрой.

3. "Бревно". Работа в паре. Один ложится на пол и максимально представляет что он бревно (напрягает всё тело). Задача напарника - перевернуть бревно. Можно экспериментировать - поднять то или иное "бревно". Затем поменяться местами.

4. "Стой- иди". Работа в команде. Все ходят по площадке стаечкой и в разные стороны. Любой может прикоснуться до плеча любого и сказать "стой!". Тот к кому прикоснулись - останавливается. Любой кто не остановлен может его освободить прикоснувшись к плечу и сказав "Иди!", тот отмирает и продолжает движение. Задача игроков - максимально держать внимание.

5. "Повтори." Участвует команда. Все хаотично ходят по площадке и в любой момент кто то может остановиться. Задача остальных игроков - увидеть и заметить остановку и тоже остановиться. И не сговариваясь кто - нибудь начинает двигаться по другому и издавать звуки. Все повторяют за ним. Кто - нибудь останавливается. Все останавливаемся. Другой придумывает новое движение - все повторяют.

6. "Иди". Работа в парах. Один с закрытыми глазами идет на стенку. Второй контролирует его движение ( чтобы он не стукнулся лбом)  и в определенный момент кричит "Стой!". первый разворачивается и идет обратно. пока не скажут "Стой".

Театр Жанти

1. Станцевать имя.

- придумать на своё имя ласкательное имя (имя Ольга - ласкательное Лёлечка)

- На каждую букву имени (ласкательного) придумать движение.

- Протанцевать (под ритмичную музыку)

2. По парам.

- Танцевать свои танцы под разную музыку (При этом в паре реагировать и контактовать друг с другом)

-Показываем по очереди. у каждой пары своя музыка.

3. Работа в команде.

- Группа (от 15 и выше) делится на две команды.

- Выписать все имена на лист и придумать из букв слова, из слов составить логин, девиз, слоган.

- Продекламировать всем

4. Движения на слоган или девиз.

- На каждую букву слогана (девиза) придумать движения уже существующие у людей в команде ( во всяком случае можно выбрать наиболее интересные варианты). Получается готовый массовый танец, под музыку ведущего.

5. Движения танца в команде можно выполнять по шкале от 1 - 10 (от минимума до гигантов)

1-3 - движения маленькие (карликовые)

4-6 - движения средние

7-10 - движения большие (гигантские).

6. Танец на скорость. По шкале от 1-10.

1-3 - движения медленные

4-6 - движения средние

7-10 - движения быстрые.

7. На эмоциональную окраску:

- радостно

- грустно

- печально

- скрыто

- недоверчиво

- таинственно

8. Сидя-стоя-на корточках-лежа.

Дополнительно: Танцевать еду. Дождь.

9. Игра "Марионетка"

Упражнение на 4-х участников.

1 игрок читает стихи

2 игрок на ухо ведущему говорит движения

3 игрок на другое ухо говорит эмоцию (чувство)

4 игрок - ведущий (главный) -повторяет стихи, выполняет эмоцию, и движения. Игроков в ходе упражнения меняем. чтобы все попробовали.

Театральная маска.

1. Расслабляемся.

2. Кидаем соседу энергошар. По кругу, друг другу.

3. Кидаем настроение. По кругу, друг другу.

4. Игра "Змея". Все становятся паровозиком друг за другом на расстояние вытянутой руки. Каждый участник повторяет движение за впереди стоящем человеком. Голову по хлопку меняем в хвост. В итоге каждый побываетт головой змеи.

5. Повтори жест. Первый показывает жест. Второй показывает жест первого, затем свой жест. Третий показывает жесты двух предыдущих, затем свой жест.

6. Повтори Жест на стуле. Первый показывает жест со стулом. на стуле. Второй показывает жест первого, затем свой жест. Третий показывает жесты двух предыдущих, затем свой жест.

7. Чужое имя. Все участники ходят хаотично и друг с другом здороваются называя свое имя (Ольга-Алексей). Теперь мы обменялись своими именами и игрок стал Алексеем, а Алексей стал Ольгой. Идем дальше представляться с другими участниками (Алексей-Мария). Игрок стал Марией. И так до тех пор пока вше имя к вам не вернется. К кому вернулось имя - тот присаживается.

8. Ко мне, от меня. Ведущий стоит вдалеке спиной к участникам. Все игроки стоят а одну линию. Как  только ведущий отворачивается - все бегут к нему, стараясь коснуться спину его. Как только он поворачивается к участникам - те останавливаются отрешенно и не шевелятся. Кто шевельнулся - того ведущий отправляет назад.

9. Прятки вслепую. Все закрывают глаза. Выбирается (назначается) ведущий, который ищет всех игроков (говоря им на ушко "Я ТЕБЯ НАШЛА"). Только тогда игрок выбывает с поля. Когда игроков становиться мало, выбывшие участники смыкают руки в круге, уменьшая поле для игроков которых внутри круга не запятнали и не нашли.

10. Маска. Работа в круге.. Первый показывает гримасу второму. Второй показывает гримасу первого и показывает свою Третий игрок показывает гримасу второго и потом свою. Четвертый повторяет маску третьего и своя.

11. Оркестр. 2-3 команды. Обозначим их буквами А В С. Команда А В и С придумывает себе ритм (посложней). И Играем. Дирижер называет команду буквой и эта команда отбивает ритм. Если Ведущий скажет спасибо - ритм заканчивает отбиваться.

Вариант: Разошлись по залу, ходим и по команде ведущего из разных точек команда отбивает свой ритм.

12. Озвучка фильма. По командам. Показывающая команда звуками показывает сюжет фильма. Остальные смотрят спиной и угадывают действие фильма.

Вариант: Можно показать как это выглядит со стороны.

13. Плечо. По парам. Стоим друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Задача - коснуться пальцем до плеча напарника. Кто первый дотронулся - тот победил. Счет до 10 касаний.

14. Ходьба в ритме. По одному хлопку ведущего - все ходят по площадке медленно, по двум хлопкам - средне ходим, по трем хлопкам - быстро.

15. Молекула. Все в броуновском движении по площадке перемещаются. Ведущий говорит цифру (2, 3. 4, 5, 6...). Игроки объединяются по 2, по 3 и т.д.

Визуально-пластический перформанс по методу Ф. Жанти как способ самовыражения ребенка/подростка.

1. Разминка. 

1.Работа по парам. Один издает звуки, второй изображает (обыгрывает ) звук. Потом меняемся.

2. По парам. Теперь звук идет от действия. Кто действует - тот ведет. Другой озвучивает. После меняемся.

3. В кругу. Все пары становятся напротив друг друга в круге. и Все действуют одновременно. (один - звук. другой - действие. Поменялись). Задача - работать в шуме не отвлекаясь.

4. В кругу. В центр круга выходит один представитель пары и начать может либо первый либо второй. Важно почувствовать кто первый. кто потом продолжит ( в паре). Может один начать озвучку, второй действует (изображает), может другой начать первым действовать - второй подстраивается с озвучкой.

  2. На пол выкладывают материал: например ( чем разнообразнее будет материал, тем лучше): пищевая: фольга, пленка. Бумага для выпечки, бельевая веревка, рис, фасоль(2 пачки), спагетти (2 пачки),  газеты, крафтовая бумага, обои, пленка, сетка рыболовная и прочее. 

  И все участники ходят и изучают материал (трогают, нюхают, прикладывают, слушают, щупают - с закрытыми глазами), потом к другому материалу подходят и изучают.

Педагог предлагал всем участникам разбиться на 2 команды, выйти за дверь, и закрыв или завязав (галстуками) глаза, держась за руки входим в помещение с материалами (первый игрок с открытыми глазами). Он вводит команду и та на ощупь изучает материал, ведущий может переставлять игроков к другому материалу. Затем другая команда изучает материал.

   Игроки выбирают понравившийся материал или фактуру. И начинает работать с ним (вертит, крутит, прикладывает, придумывает образ) в любом месте помещения. Думаем рассказ о себе через эту фактуру (образами, звуками материала).

   Подбираем музыку (любую эмоционально-инструментальную, релакс).

   Участники показывают свои наработки под музыку.

Педагог предлагает командно показывать образы через фактурные материалы.

Развитие внутреннего мира ребенка/подростка и работа с маской. Соответствия и противоречия.

1. Вырезаем форму маски, вклеиваем нос, на уровне чуть ниже глаз - делаем прорезь для веревок.

2. Мысленно продеваем шест через тело, ноги на ширине плеч - стопы параллельно. Прямых ног и рук - нет, все свободно и расслабленно. Представьте что вы корабль, который бороздит, рассекает океан. Представьте что вы рассекаете водное пространство длинным носом (при этом не стоит вытягивать шею вперед) мысленно представим длинный нос. А теперь рассекаем грудью. Рассекаем бедрами. Рассекаем коленями.

3. Надеваем маску. Стаечкой. Представим что вы земля. У каждого своя земля ( рыхлая, поле, грязь, жижа, вспаханное , промерзлая). Участники проживают в маске состояние своей земли.

  Меняем стихию - Вы теперь вода (озеро, река, океан, пруд, болото, омут, лужа, капля). Существуем в этом состоянии.

4. По нарастающей. Выбираем эмоцию - радость. 1-игрок показывает радость в её начинании. 2- игрок показывает радость увеличено. 3-игрок - ещё сильней увеличено. 4- еще сильней, и последний - самое радостно (максимально). Можно показать любую эмоцию (грусть. печаль, страсть, гнев, злость, удивление и т.д.)

5. По парам.

Заключение.

Все пройденное: внимание, мышечная свобода, воображения, вера в предлагаемые обстоятельства – являются основой творческой импровизации. Внимание, воображение, оценку предлагаемых обстоятельств еще называют элементами органического действия. Все они неразрывно связаны между собой. С утратой одного из них теряются и все остальные. Если внимание актера рассеялось, то и воображение перестает работать. А как только замолкает воображение, становится невозможной и оценка предлагаемых обстоятельств. И наоборот, «зацепившись» за любой из элементов, мы называем и все остальные. Спросив себя, «а что если бы…», мы вызываем и внимание к предлагаемым обстоятельствам, и их оценку. Внимание, сосредоточенное на каком-то сценическом предмете, непременно приводит к оценке этого предмета, его качеств, всего, что вы должны с ним сделать в данных условиях, которые вы тоже начинаете воспринимать и оценивать. 

   Элементы органического действия помогают актеру избавиться от страха перед зрителем и желания понравиться ему, освободиться от мускульного зажима и вернуть себе все привычные жизненные навыки, то есть начать действовать органически по законам жизни. При их помощи он (актер) приводит себя в правильное сценическое самочувствие и нормальное жизненное состояние, когда не надо заботиться, куда деть руки, какой сделать жест, какое тут должно быть выражение лица и т.д. Все это возникает само собой, непроизвольно, помимо нашего разума, который, как и в жизни, непроизвольно, устремляется к достижению цели (к осуществлению сценической задачи). Правильное сценическое самочувствие – это рабочее состояние актера. Ему присуща активность, готовность к немедленному действию, способность откликаться импровизацией на любые изменения в предлагаемых обстоятельствах. Это – необходимое условие для возникновения подлинных чувств. Это – путь к подлинному вдохновению.    В заключение своей работы я хотела бы отметить, что я привела примеры далеко не всех упражнений, так в разделе тренинга по сценической речи я не привела примеры упражнений на работу над видениями, словесным действием и др. То, чего я коснулась, это только начальный этап работы с детьми.  

На занятии с Евгением Юрьевичем Сазоновым я поняла очень много простых истин, которые нужно использовать в моей работе и следует придерживаться многим в нашей профессии.

1. Репетиция - это удовлетворение творческих потребностей ребенка ( Потребность: в общении, в дружбе, в реализации себя, быть услышанным, в преодолении страхов и комплексов, в игре. в шалости, совершить ошибку и её исправить, мыслить и страдать...). Если мы (взрослые) этого не даем - они уходят, либо становятся потребителями (дайте то... я не буду это...).

2. Устами младенца глаголет истина. Ребенок говорит глупость - пусть говорит, смотря что и почему. Наша задача услышать что и почему. Потому что за этим почему стоит глубокий смысл. Наша задача ему указать (подтолкнуть) на его смысл. Отсюда само слово дисциплина исчезнет и не станет юное создание сорить, шуметь. потому что это его дом, семья. Это переход из одного морального состояния в другое.

3. Создавая детский театр нельзя моделировать его на основе взрослого профессионального театра. Душа ребенка и его внутренний мир - это основа детского театра. Все что делается в детском театре пронизано педагогикой, а педагогика насыщена театральностью и юмором.

4. Спектакль - это то, что происходит в душе у зрителя!

5. Необходимо найти ведущую черту образа ( жадность, доброту. скупость, хитрость, доброту).

6. Формула Сазонова: Как заниматься с детьми театром? - ОСТОРОЖНО!

Приложения.

Работа с маской.

i1j6I-L5QJA                    NfvOqaFw13M  X24-lc9NNvE

Визуально-пластический перформанс по методу Ф. Жанти как способ самовыражения ребенка/подростка. 

9OeM8uDSfgo

Театр Жанти

https://pp.userapi.com/c847020/v847020958/2ff55/4or7GG_gPck.jpg https://pp.userapi.com/c830108/v830108958/de11c/SUdq219HKAA.jpg

Тело-чувство-сознание

https://pp.userapi.com/c845121/v845121958/35672/8g4mUq496Nw.jpg https://sun9-3.userapi.com/c840724/v840724958/78d37/jpUUO652q3Y.jpg

https://pp.userapi.com/c830401/v830401899/cbdc6/A6IuA0DqQJY.jpg

Список литературы.

 

1. К. С. Станиславский «Работа актера над собой», М.

2. К. С. Станиславский «Моя жизнь в искусстве», М.

3. Беседы К. С. Станиславского «Труд актера», М. «Сов. Россия» 1990.

4. Н. А. Крымова «Станиславский – режиссер», М. «Искусство», 1984.

5. Н. В. Киселева и В. А. Фролов «Основы Системы Станиславского», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000.

6. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», М., РАН, 1999.

7. П. М. Ершов «Технология актерского искусства», М. ТОО «Горбунок», 1992.

8. М. Кипнис «Драмотерапия», М., «Ось-89», 2002.

9. В. И. Немирович-Данченко «Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877-1942», М. ВТО 1980.  

10. С. В. Клубков. Лекции.

11. С. В. Клубков «Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг». М. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001.

12. Сборник «Театр, где играют дети». М. «Владос» 2001.

13. http://theatre-artefact.spb.ru/?tag=филипп-жанти

14. https://studfiles.net/preview/6472259/page:16/