Дидактическая игра как средство формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Хохлова Софья Алексеевна

Финансовая грамотность – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение). (Е. Блискавка)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Название игры: «Услуги и товары».

Дидактическая задача: закрепление знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о товарах и услугах.

Игровая задача: определить по картинке, где изображен товар, а где услуга.

Игровые действия: по очереди определить и распределить картинки с изображение товара или услуги.

Правила игры: выполнять игровые действия в соответствии с заданием.

Оборудование: предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблица «Товары, Услуги».

Ход игровой деятельности.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

Организационно-мотивационный

Установление зрительного и эмоционального контакта.

Ребята, я вам подготовила очень интересную игру, которая называется «Товары и услуги».

Актуализация знаний.

Давайте с вами вспомним, что такое товары?

Правильно товары — это разные предметы, которые производят.

А услуги? Услуги — это помощь, которую можно предоставить другому.

Создание интереса к предстоящей деятельности.

Сегодня я предлагаю вам попробовать определить, где на картинках изображена услуга, а где товар. Хотите? Отлично.

Воображаемая игровая ситуация.

А в это нам помогут герои и сюжеты знакомых нам сказок.

Дети проявляют интерес.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Дети позитивно настроены на предстоящую совместную деятельность.

Дети заинтересованы.

Основной

Распределение ролей.

И так сегодня вы будите экспертами, кто будет определять товар и услугу, а я буду по необходимости вам помогать.

Объяснение правил игры.

Посмотрите на столе лежат перевернутые карточки, на которых изображены герои и сюжеты из знакомых вам сказок. А на доске размещена таблица «Товары, Услуги». Вы по очереди будете подходить к столу, выбирать любую карточку, и определять герой из какой сказки изображен, и что он предоставляет товар или услугу. После карточку необходимо прикрепить в нужный столбик таблицы.

Правила вам понятны?

Игровые действия.

И так, приступим, первой выбрать карточку может Катя. Подходи.

Катя, кто у тебя, изображен на карточке? Что предоставляет товар или услугу? Верно, прикрепи карточку в нужный столбик.

Слушают воспитателя.

Дети называю героя сказки, и определяют услугу или товар он предоставляет.

Определены роли, и правила игры.

Игровые действия

Умение правильно определить услуга или товар изображена на карточке.

Заключительный

Анализ совместной деятельности,

Ребята, а что мы сегодня с вами делали? Как вы думаете, у нас получилось сегодня определить, где представлена услуга, а где товар? Костя, а что тебя удивило в ходе игры?

Мне было очень с вами интересно играть. Спасибо за увлекательную игру.  

Отвечают на вопросы, демонстрируют навыки самооценки.

Умение делать

вывод, рефлексировать.

Название игры: «Размен».

Дидактическая задача: дать представление детям старшего дошкольного возраста о размене.

Игровая задача: определять наминал купюры и обменивать ее монетами.

Игровые действия: дети на скорость определяют наминал и разменивают купюры монетами.

Правила игры: выполнять игровые действия в соответствии с заданием.

Оборудование: монеты и купюры разных номиналов.

Ход игровой деятельности.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

Организационно-мотивационный

Установление зрительного и эмоционального контакта.

Ребята, мы сегодня с вами будем играть в интересную игру, которая называется «Размен».

Актуализация знаний.

Давайте с вами вспомним какие бывают деньги?

Да ребята, бывают бумажные деньги и железные.

Как называются бумажные деньги? (купюры)

А как называются металлические деньги? (Монеты)

А что значит размен? (Это обмен денег монеты на купюры или на оборот)

Создание интереса к предстоящей деятельности.

Сегодня я предлагаю вам попробовать разменять деньги, я вам буду выкладывать купюру, а вы должны разменяю выложенную купюру монетами, кто быстрее и правильно разменяет тот и получат купюру, выигрывает тот, у кого окажется больше купюр.

Воображаемая игровая ситуация.

Мы сегодня будем банкирами и работать банке и нам нужно срочно заменять деньги и медлить нельзя.

Дети проявляют интерес

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Дети позитивно настроены на предстоящую совместную деятельность

Дети заинтересованы.

Основной

Распределение ролей.

И так сегодня вы будите банкирами, а я буду по необходимости вам помогать.

Объяснение правил игры.

Посмотрите у каждого есть монеты разного наминала, назовите их. Я вам буду выкладывать купюру, а вы должны разменяю выложенную купюру монетами, кто быстрее справится тот и получат купюру, выигрывает тот, у кого окажется больше купюр.

Правила вам понятны?

Игровые действия.

И так, приступаем, я выкладываю купюру, разменяйте мне ее. Алина, ты была первой, какого купюра наминала. Какими монетами ты ее обменяла. Давай посчитаем соответствует ли сумма монет номиналу купюры. Молодец Алина ты получаешь купюру. Давайте сыграем еще раз.

Слушают воспитателя.

Дети обменивают купюры монетами

Определены роли, и правила игры.

Игровые действия

Умение правильно определять наминал купюры и обменивать ее монетами.

Заключительный

Анализ совместной деятельности,

Ребята, а что мы сегодня с вами делали? Получилось ли у вам быстро и правильно обменивать купюры монетами?  Лиза, а что тебя удивило в ходе игры? Артур, а тебя?

Мне было очень с вами интересно играть. Спасибо за увлекательную игру.  

Отвечают на вопросы, демонстрируют навыки самооценки.

Умение делать

вывод, рефлексировать.

Название игры: «Какие бывают расходы».

Дидактическая задача: закрепление знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о основных и не основных расходах.

Игровая задача: определять основные и не основные расходы.

Игровые действия: дети определяют основные и не основные расходы поднимая карточки необходимого цвета.

Правила игры: выполнять игровые действия в соответствии с заданием.

Оборудование: карточки с основными и не основными расходами и карточки их обозначающие.

Ход игровой деятельности.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

Организационно-мотивационный

Установление зрительного и эмоционального контакта.

Ребята, мы сегодня с вами будем играть в интересную игру, которая называется «Какие бывают расходы».

Актуализация знаний.

Давайте с вами вспомним какие бывают расходы?

Да ребята, бывают основные и не основные.

Расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?

Есть расходы неосновные — это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.

Создание интереса к предстоящей деятельности.

Сегодня я предлагаю вам попробовать определить какие предметы относятся к основным и не основным расходам.

Воображаемая игровая ситуация.

Ребята мы с вами пришли в магазин и нам надо решить что необходимо купить кто купить в первую очередь, какие продукты и товары относятся к основным и не основным расходам

Дети проявляют интерес.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Дети позитивно настроены на предстоящую совместную деятельность

Дети заинтересованы.

Основной

Распределение ролей

И так сегодня у нас будет один ведущий, который будет меняться каждую игру. А я вам буду помогать по ходу игры.

 Объяснение правил игры.

Ведущий показывает картинку с изображением какого-либо предмета, дети поднимают карточку того цвета (основные (жёлтая), не основные (зелёная)) каким он считает предмет по степени необходимости. Правила вам понятны?

Игровые действия.

И так, приступаем, в первой игре я буду ведущей. Я поднимаю карточку с товаром, а вы ребята поднимите карточку необходимого цвета. Настя, почему ты подняла карточку зелёного цвета, какой товар нарисован на карточки? Почему ты считаешь, что товар на карточке относится к не основным расходам? Давайте сыграем еще раз. Настя будет ведущей.

Слушают воспитателя.

Дети определяют какие товары относятся к основным и не основным расходам.

Определены роли, и правила игры.

Игровые действия.

Умение детьми правильно определять основные и не основные расходы.

Заключительный

Анализ совместной деятельности,

Ребята, а что мы сегодня с вами делали? Получилось ли у вас определить какой товар относится к основным и не основным расходам?  Милана, а тебе понравилось играть? Никита, что для тебя было легко?

Мне было очень с вами интересно играть. Спасибо за увлекательную игру.  

Отвечают на вопросы, демонстрируют навыки самооценки.

Умение делать

вывод, рефлексировать.

Название игры: «Давай положим в корзинку».

Дидактическая задача: закрепление знаний и умений детей старшего дошкольного возраста соотносить количество имеющихся денег со стоимостью товара.

Игровая задача: соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Игровые действия: дети отбирают «товар» в соответствии сс имеющимися деньгами игровым заданием.

Правила игры: выполнять игровые действия в соответствии с заданием.

Оборудование: карточки с изображением товаров и деньги.

Ход игровой деятельности.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

Организационно-мотивационный

Установление зрительного и эмоционального контакта.

Ребята, мы сегодня с вами будем играть в интересную игру, которая называется «Давай положим в корзинку».

Актуализация знаний.

Давайте с вами вспомним, что такое товары?

Правильно товары — это разные предметы, которые производят 

А деньги? Деньги — это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.

Создание интереса к предстоящей деятельности.

Сегодня я предлагаю вам предлагаю отправиться в магазин, но не просто купить какие-нибудь продукты, у вас будет задание, например «продукты для завтрака». И в соответствии с этим заданием вам необходимо будет взять те товары, которые нам пригодиться для завтрака. Но также у вас будут и деньги, которые вы должны грамотно потратить.

 Воображаемая игровая ситуация.

Ну что ребята, давайте же отправимся в магазин за покупками.

Дети проявляют интерес.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Дети позитивно настроены на предстоящую совместную деятельность.

Дети заинтересованы.

Основной

Распределение ролей.

И так ребята в магазин вы будите ходить парами. А я вам буду помогать по ходу игры.

 Объяснение правил игры.

Я каждой паре буду говорить задание, например «продукты для завтрака» и вы будите должны приобрести необходимый товар на деньги, которые у вас также будут.

Игровые действия.

И так, приступаем, в первой игре я буду ведущей. На столе вы видите изображения товаров. Ребята вы уже разбились по парам, и так первая пара ваше задание — это «подарок на день рождения другу». Вот ваши деньги. Теперь ребята вы можете отправляться в магазин, только помните, что на товаре также изображена и их стоимость, будьте внимательны чтобы вам хватило денег. Ребята уже вернулись с магазина. Расскажите, что вы приобрели? Сколько денег у вас осталось? Ребята как вы считаете эти товары нам нужды для завтрака? Какие товары подходят? А какие нет? Молодцы ребята, вы справились! Давайте сыграем еще раз?

Слушают воспитателя.

Дети приобретают необходимый товар выполняя игровое задание

Определены роли, и правила игры.

Игровые действия.

Умение определять стоимость товара, имевшихся денег и грамотное их использование.

Заключительный

Анализ совместной деятельности,

Ребята, а что мы сегодня с вами делали? Получилось ли у вас приобрести товары в соответствии с товаром? Покупали ли вы ненужные товары?  Лева, а что тебя удивило в ходе игры?

Мне было очень с вами интересно играть. Спасибо за увлекательную игру.  

Отвечают на вопросы, демонстрируют навыки самооценки.

Умение делать

вывод, рефлексировать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Дидактическая игра как средство формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» Хохлова София Алексеевна

Слайд 2

Научный аппарат исследования : Идея проекта состоит в изучении теоретического вопроса по проблеме формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактической игры; составить и частично апробировать комплект дидактических игр Цель: составить комплект дидактических игр по формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Объект: особенности формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Предмет : содержание и структура комплекта дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности.

Слайд 3

Задачи: Изучить особенности формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста Раскрыть особенности организации дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста как средства формирования предпосылок финансовой грамотности. Составить комплект дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности. Представить результаты частичной апробации комплекта дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраст по формированию предпосылок финансовой грамотности.

Слайд 4

Основополагающие понятия проекта: Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. (Педагогический энциклопедический словарь) Экономическая грамотность – прежде всего, формирование заинтересованного отношения у детей к экономическим знаниям, умениям, к труду, его результатам, ко времени, к природной среде, к денежным средствам.(Л.Н. Галкин) Финансовая грамотность – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение). (Е. Блискавка ) Дидактическая игра – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. (Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва)

Слайд 5

Задачи развития финансовой грамотности дошкольниками, зафиксированные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: • понимать и ценить окружающий предметный мир; • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях

Слайд 6

Показатели сформированности предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста Шатова Анна Демьяновна проявляют интерес к экономической деятельности взрослых; бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий ; с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям знают несколько современных профессий, содержание их деятельности; адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении; в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр переживают, проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность; любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

Слайд 7

Структурные составляющие дидактической игры: дидактические и игровые задачи; игровые действия; игровые правила; результат. В подготовку к проведению дидактической игры входят: выбор игры в соответствии с дидактическими задачами; определение места и роли игры в системе обучения и воспитания; установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы; подготовка игрового оборудования; определение времени игры в режиме дня.

Слайд 8

При проведении дидактических игр в работе по формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия: четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры; занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка; вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих; давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

Слайд 9

Месяц Тема недели Предварительная работа Дидактическая игра Предметно-развивающая среда Апрель «Этот удивительный – Космос». Беседа с детьми о что такое услуга, и что такое товар, какие профессии производят товары, а какие предоставляют услуги. «Услуги и товары» Дидактическая задача: закрепление знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о товарах и услугах. Знакомство детей с купюрами и монетами, с историей их возникновения. «Транспорт грузовой и пассажирский. Виды транспорта. Профессии на транспорте». Азбука финансовой грамотности со Смешариками», «Богатый бобренок». «Размен» Дидактическая задача: дать представление детям старшего дошкольного возраста о размене. Папка для детей «Деньги разных стран». «Город, в котором я живу. Мой район». Знакомство детей с купюрами и монетами, с историей их возникновения. «Какие бывают расходы» Дидактическая задача: закрепление знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о основных и не основных расходах. Изучение различных купюр и монет; банковские карты, буклеты, рекламные брошюры. «Все работы хороши, выбирай на свой вкус». Просмотр мультфильма «Как появились деньги», беседа по просмотренному мультфильму. «Давай положим в корзинку» Дидактическая задача: закрепление знаний и умений детей старшего дошкольного возраста соотносить количество имеющихся денег со стоимостью товара. Уголок финансовой грамотности: содержит различные дидактические игры, настольные игры, словесные экономические игры, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения.

Слайд 10

Май «Весенние цветы». Рассмотрение ллиюстраций , альбомов, книг по знакомству с деньгами, использующих в нашей стране и в других странах. «Спрос» Дидактическая задача: закрепление знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о товарах приобретённые по необходимости, потребности и полезности. Картотеки загадок, кроссвордов и ребусов по теме формирования финансовой грамотности детей. «Я-Человек. Мое здоровье. Мои права». Анимированная презентация «История денег: от куниц до бумажных». «Дорого – дешево». Дидактическая задача: закрепление знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о дорогих и дешёвых товарах . Знакомство и рассмотрение металлических устаревших денег. Альбом «Эволюция денег» «Моя улица. ПДД». Чтение Петр Кошель «История Денег» беседа по прочитанному. «Запланированная покупка». Дидактическая задача: закрепление знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о том что такое «Список покупок». Изучение что такое копилки, калькуляторы, кассовые аппараты, телефоны и компьютер (детский). «Профессии». Просмотр мультфильмов «ООД «Эти разные профессии». Просмотр мультфильма «Мир профессий», беседа по просмотренному мультфильму. «Сдача». Дидактическая задача: закрепление знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о том что такое «Сдача». Рассмотрение иллюстраций, альбомов, книг.

Слайд 12

III. Результаты апробации проекта

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МДОУ ИРМО «Уриковский детский сад комбинированного

вида»

Образовательный проект  

Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

«Экономическое воспитание в детском саду» 

 

 Хохлова Софья Алексеевна  

Иркутск. 2024.

Пояснительная записка

 

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.

Международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.

Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.

Финансово грамотный гражданин должен как минимум:

· следить за состоянием личных финансов,

· планировать свои доходы и расходы;

· формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;

· знать, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;

· рационально выбирать финансовые услуги;

· «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

· знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

· способен распознавать признаки финансового мошенничества;

· знать о рисках на рынке финансовых услуг;

· вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Важной составляющей финансово грамотного поведения является способность гражданина осуществлять долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла.

Аннотация

 

Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает следующую информацию:

актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость, принципы реализации проекта, цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта, сроки и этапы  реализации проекта, управление и обеспечение проекта,  ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта, планируемые мероприятия в рамках проекта, заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. 

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Вид проекта: долгосрочный (учебный год)

Сроки реализации проекта: 2023-2024 учебный год.

Участники проекта: групповой, семейный

― дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет),

― воспитатели группы, родители. Условно они разделены на целевые

группы

Целевые группы участников

Целевые группы участников

Субъекты проекта

Содержание деятельности

Реализаторы (непосредственные)

Педагоги групп старшего

Проведение в форме игровых заданий диагностики знаний детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет): знание

дошкольного возраста  

5-6 лет

ребенком потребностей семьи;представления о труде родителей;представлений об экономических понятиях;проявление интереса к окружающим явлениям современного общества для решения задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
  • оптимизации работы с группой детей.

Непосредственная реализация проекта в соответствии с тематическим планом, интеграция в образовательном процессе всех видов детской деятельности.

Реализаторы  (опосредованные)

Родители

 (законные представители)

Создание домашнего развивающего пространства, поддержка ребенка и педагога в реализации проекта, обмен опытом по организации детской деятельности в домашней среде и установлении собственных взаимоотношений с ребенком.

Непосредственные участники

Дети старшего дошкольного

возраста 5-6 лет

Непосредственное участие в проекте «Юный финансист». Посещение тематических занятий и квестов.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. Основные идеи проекта:

  1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему  нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
  2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
  3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
  4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
  5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
  6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
  7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта: является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста,  как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Проект направленна решение задач: 

                 формирование         первичных         экономических         представлений         и

компетенций;

                 развитие экономического мышления дошкольников;

 воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров,     необходимых для рационального поведения в сфере экономики.  

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое

развитие; художественно-эстетическое развитие физическое развитие.  

 

По завершению проектных мероприятий дети могут:  

 Активно         использовать         в         игровой         деятельности         основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

 Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.  

 Получить представления о том,  что зарплата – это оплата за количество и качество труда,  пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

 Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

 Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей  

 Контролировать  ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.  

Педагоги:

  • Высокий  уровень  овладения   теоретическими, методическими, технологическими знаниями педагогами по формированию экономических знаний у детей дошкольного возраста

Родители (законные представители):

  • Овладение родителями экономическими знаниями по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями
  • Наличие предметно-развивающей среды в группе по ознакомлению детей с экономическими знаниями.

В рамках реализации Проекта проводится мониторинг уровня финансовой грамотности. 

  1. этап – Организационный:

 Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

 Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист».

 Подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.

 Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

  1. этап – Практический: Реализация проектных мероприятий.
  2. этап – Заключительный:Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательногоквеста «Страна Экономика»

 

 Перспективный план работы над проектом:

Разработанное нами тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий. Также разработана циклограмма по взаимодействию с родителями по формированию финансовой грамотности у детей при непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность. 

План проектных мероприятий с детьми 

п/п

Тема

Месяц

Педагогические средства

Оборудование

1

Потребности семьи 

Сентябрь

Д/И «Заветные желания», демонстрация м/ф «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф по сказке К.И. Чуковского «Телефон», лото «Заветные желания». лото «Кому что нужно?».

2

Что нужно человеку?

 

Д/И «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки совы», беседа, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов,

тетрадь по финансовой грамотности, лото «Кому что нужно?».

3

Как  построить дом?

 

Беседа, чтение художественной литературы, игровые упражнения, демонстрация мультфильмов, ситуативный разговор.

Компьютер, м/ф «Самый главный», картинка- коллаж с изображением людей разных профессий.

4

Для чего взрослые работают?

Октябрь

Беседа, соревнование, д/и, упражнение.

Картинки- путаницы с изображением людей разных профессий,  фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия), цветные карандаши, тетрадь по финансовой

грамотности.

5

Мир профессий

 

Сюжетно- ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение.

Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка- схема с изображением аэропорта, картинки- коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.

6

Что значит мастер своего дела?

 

Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков.

Компьютер, м/ф «Незнайка учится» по сценарию

Николая Носова.

7

Что такое товар? Обмен и покупка товаров 

Ноябрь  

Беседа,  д/и, упражнение.

Карточки с изображением профессий и результатов труда, карточки зелёного цвета для игры

«Сигнальщики», монеты для ролевой игры «Покупка мороженого», тетрадь по финансовой грамотности.

8

Что такое стоимость товара?

Что такое цена? 

 

Беседа,  д/и, упражнение.

Картинки для д/и «Составь рассказ», карточки с примерами товаров. Компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (2 серия), загадки, картинки товаров с ценниками

9

Ярмарка

 

Беседа, чтение художественной литературы, игровое упражнение.

Товары для игрового упражнения «На ярмарке».

 

 

10

Что такое деньги?

Декабрь

Беседа, рассказ, просмотр м/ф.

Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия), тетрадь по финансовой грамотности.

16

Деньги. Монета. Банкнота.

 

Беседа,  д/и, НОД, изобразительная деятельность.

Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.

17

Дом, где живут деньги. Что это такое?

 

Заочная экскурсия, просмотр мультфильма.

Изображение автобуса, здания и внутреннего помещения банка, компьютер, фрагмент м/ф

«Уроки тётушки совы» (10 серия).

18

Как правильно тратить деньги?

 

Беседа, упражнения, просмотр м/ф.

Картинки с изображением товаров, которые покупает семья; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (11 серия).

19

Семейный бюджет

Январь

Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход».

Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.

20

Как приходят деньги в семью.

 

Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление

обобщающих

рассказов, д/и

«Семейный бюджет».

Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек с изображением членов семьи.

21

С мамой в магазин

 

Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов.

Картинки с изображением аптеки, магазина игрушек, магазина спорттоваров, продовольственного магазина, конверт с заданиями, картинки для составления рассказов.

22

Семейные доходы и расходы

Февраль

Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, анализ домашнего задания, дидактическая игра «Семейные расходы»,

составление

Разноцветный клубок, конверты разного цвета с карточками, рисунки- схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями), обложка для

экономического словарика,

экономического словаря.

модель круга, карточки которые являются секторами расхода, мяч, тетрадь по финансовой грамотности.

23

Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку»

 

Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы.

Компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки.

24

Откуда берутся товары в магазине?

 

Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность.

Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши.

25

«От купца до продавца»

Март

Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ- визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность.

Материалы для детского творчества, картинка с изображением супермаркета, карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров, компьютер, презентация.

26

Откуда появились деньги

 

Беседа, дидактическая

игра, рассказ, просмотр мультфильма.

Компьютер, плакат с изображением участников обмена в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»

27

Как деньги разменивают.

Номинал.

 

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра.  

Плакат с изображением для поиска клада,  карточка с указателем трёх направлений: направо- гора, налево- озеро, прямо- сундук; коробка, оформленная под «сундук»; банкноты разного достоинства; монеты разного достоинства; плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты; магнитная доска с магнитами.    

28

Жители кошелька

Апрель

Сюжетно- ролевая игра с подвижными элементами.

Макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка;

«товары» для магазина, «товары» для дома; таблички с ценами на все товары; две пластиковые карты; изображение маленького мешочка соли и большого кол-ва золотых монет, изображение большого пакета «Соль» и несколькими банкнотами; таблички с  изображением кошелька с монетами и банкнотами,  таблички с  изображением монет  и банкнот;

Изображение пластиковой карты; игрушки.

29

Путешествие денег в разные страны

 

Подвижная игра, беседа- рассуждение, творческая изобразительная деятельность.

Круги жёлтого, синего, красного цветов для размещения на полу;  изображения банкнот со знаками доллара США, евро, йены, рубля; плакат со схематичным  изображением элементов защиты рублей; изображение банкнот разных стран; листы бумаги формата А-5; наборы для рисования.

30

Магазины бывают разные. Как правильно выбирать товары в магазине?

 

Сюжетно- ролевая игра, рассказ,  дидактическая игра, подвижная игра.

Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар

товаров

31

Банк

Май

Беседа, дидактическая игра, виртуальная экскурсия.

Плакат с изображением внутреннего устройства банка; таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка; изображение м/ф.  «Уроки тётушки совы» (10 серия).

33

Профессии работников банка

 

Сюжетно- ролевая игра, рассказ,  дидактическая игра, подвижная игра, беседа.

Иллюстрации с изображением людей разных профессий, изображения монет, договоры, чековая лента, таблички для детей с надписями «Кассир»,

«Операционист»,  

«Консультант»,

«Кредитный специалист», мяч.

34

Экономический квест «Страна Экономика»

 

Игра- викторина.

Призы- медали, музыкальный центр,  

 

Взаимодействие с родителями по образованию детей при непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п.3.2.5 ФГОС ДО).

Родители – организаторы мероприятий и активные участники 

Месяц

НОД

«Клуб увлечений»

Консультации, памятки

«Клуб выходного дня»

Праздники, развлечения

Выставки, смотрыконкурсы

Сентябрь

Откуда появились деньги ?

 

Чтение художественной литературы.

 

Родительское собрание "Когда следует начинать обучение детей финансовой

грамотности"

 

Познавательный маршрут «Банк» Ответственный

Путешествие в страну профессий.

 

 

Октябрь

Почему все взрослые работают?

Ответственный:  

Чтение художественной литературы.

 

Консультация "Зачем ребенку нужна финансовая грамотность"

 

 

Лучшая карта-марщрут «Путешествие монетки»

(как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности

человека и пр.))

Ответственный: родители

Ноябрь

Путешествие денег в разные страны.

Ответственный:

Мастерова О.В. "Путешествие юного

финансиста в Индию"

 

Игровой практикум"Что такое деньги и откуда они появляются" Ответственный:

родители, педагоги  

 

 

Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

Демонстрация детям слайдпрезентации «История

денег»

 

 

Декабрь

Что такое товар? Что такое стоимость товара?

.

Чтение художественной литературы.

 

Буклет "Как научить детей контролировать свои финансы"

Познавательный маршрут

«Банкомат» Ответственный: родители

 

Ярмарка         поделок

(совместно родителей и детей). Цель: учить устанавливать собственную цену, стараться продать

«товар» по своей цене.

 

Январь

 

Чтение художественной литературы.

.

 

 

Брейн -ринг "Как научить детей планировать финансы и бережно относиться к Деньгам"

Ответственный: Родители, педагоги

 

Февраль

Что такое деньги?  

Деньги. Монета.

Банкнота.  

 

Консультация "Правила

карманных денег"  

 

Экскурсия "Где и кем работает папа"  

Ответственный:

родители

 

 

Март

Обмен валюты.  

Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки"  Ответственный:

родители, педагоги  

 

Познавательный квест "Где и кем работает мама"  Ответственный:

родители,  

 

Лучший семейный бизнес проект Ответственный: родители

Апрель

Дом, где живут деньги  

 

Памятка "Советы родителям по финансовому воспитанию

детей"

 

 

 

Ответственный

Май

«Семейный бюджет» Семейные доходы и расходы  

Мастер-класс для детей и родителей

"Пекарня, семейный бизнес"

 

 

 

Экономический квест «Страна

Экономика» Ответственный:

родители,

педагоги  

 

Ответственный

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

 

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника в соответствии с показателями мониторинга.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

 деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

 авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие,   примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,

 правила поведения  в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который мы ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Ребята на занятиях в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье. Мы ожидаем, что дошкольники получат необходимые знания, а семьи воспитанников  заинтересуются вопросами финансовой грамотности.  

 

 

 

 

 

 

 Список литературы:

 

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003.

№4. с.55.

  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Консультации для педагогов

Экономика и дошкольник.

Актуально ли?

Играем в рекламу.

Экономика и дети. До недавнего времени такое словосочетание встречалось редко. Сегодня экономическое образование – предмет специального исследования в дошкольной педагогике.

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными явлениями, как безработица, отсутствие средств, для осуществления семьи, и в то же время видят на прилавках магазинов изобилие недоступных им товаров?

Начинать надо уже в детском саду, ведь дети старшего возраста достаточно четко представляют границы финансовых возможностей своей семьи, хорошо ориентируются в денежных знаках, легко могут оперировать ими при покупке в «магазине», созданном в детском саду. Необходимо начать с разработки и оформления сюжетно-дидактических игр, связанных с экономикой. В первую очередь,  расширить «ассортимент» атрибутов в «магазине», «напечатать» свои «деньги». В ходе игр дети знакомятся с такими понятиями, как «цена», «чек», «товары оптом и в розницу», «выгода», «заработная плата». Затем можно открыть «Кондитерскую фабрику». Ребят можно научить делать конфеты, печь печенье; покупать, продавать, отсчитывать деньги. Они будут с азартом трудиться и вести подсчеты «доходов». Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических понятий.

Ребята включаются в планирование семейного бюджета и спокойнее воспринимают временное безденежье родителей, быстрее и эффективнее усваивают математические операции: счет, сложение, вычитание.

Остановимся на методике проведения занятий по теме «Знакомство с семейным бюджетом». Занятие можно начать с вопросов: кем работают твои родители? Что родители получают за свою работу? Что такое деньги? Затем детям предлагается внимательно рассмотреть бумажные купюры и монеты , сравнить их6 чем похожи и чем отличаются? Нужно обратить внимание на то, что на деньгах указана их стоимость, изображены герб, флаг, есть числа, слова; что деньги сделаны из разного материала (бумажные и металлические) и т.п.

А откуда берутся деньги? Где их делают? Рассказать о том, что существуют специальные заводы по изготовлению денег – государственные монетные дворы, но сообщить детям, что деньги мы берем не оттуда. Как же они попадают к нам в дом? Необходимо подвести детей  к разговору о зарплате, проанализировать с ними это слово (плата за работу). Где родители получают деньги? Кто их им дает? Рассказать о профессии бухгалтера, кассира, о том, как оформляются документы, по которым выдаются деньги. Итак, родителям выдали на работе зарплату, и в доме появились деньги. Эти деньги составляют семейный бюджет , как правильно им распорядиться? На что потратить? Во время обсуждения подчеркнуть, что в каждой семье есть доходы (папина и мамина зарплата) и расходы. Пусть дети сами ответят, на что их семья тратит деньги (покупают продукты, вещи, плата за телефон, проезд в транспорте и т.д.) Никогда не просить называть реальный доход семьи, анализируем абстрактные придуманные цифры. Итак, в семейном бюджете есть доходы и расходы. Если из первых вычесть вторые, то останется сумма не растраченных денег, ее можно отложить, чтобы в будущем сделать большую и нужную покупку.

Затем можно переходить к знакомству с еще одним новым словом – «аванс». Понять его значение детям помогут разноцветные «деньги», которые вы можете изготовить вместе с ребенком на красной, синей, зеленой бумаге. Дети сами придумывают, что можно изобразить на ваших банкнотах. Ведь деньги должны быть не только красивыми, но и иметь определенную стоимость. За хорошо выполненную работу в группе или на участке, каждый ребенок может получить «зарплату» - эти деньги они потратят во время игры «магазин». Сначала ребенку выдается только часть зарплаты и объясняется, что это называется «аванс». Записывается, сколько денег получил каждый ребенок. Через какое-то время выдается остаток зарплаты. Все деньги, хранятся, как положено в «кассе», оттуда ребенок их получает.

К экономическому воспитанию детей необходимо подключить и родителей. Попросить их, например, вместе с детьми составить семейный бюджет на месяц. Очень часто участие детей в семейном бюджете ограничивается требованием купить, дать денег и т.п. родители возмущаются необоснованными на их взгляд требованиями своих чад, а те в свою очередь, жалуются на непонимание взрослых. Назревает семейный конфликт. Возможно, его можно было бы избежать, если бы с детства ребенок получал элементарные представления о доходах и расходах семьи. О зарплате родителей. Это помогло бы ему не только, реально представить, финансовые возможности семьи. Но и почувствовать себя ее полноправным членом, мнение которого тоже уважается. Рекомендуется выполнить некоторые задания вместе с детьми, например, заполнить таблицу семейных расходов и обсудить результаты. Попытайтесь объяснить причину различия в долях денежных средств, которые разные семьи затрачивают на удовлетворение семейных потребностей. Подумайте о том, как влияют на расходы возраст членов семьи, наличие своего дома или квартиры, наличие огорода, дачи, круг интересов семьи, цены на товары и услуги.

Игра в рекламу.

Воздействие рекламы на детей – сложная, пока еще не до конца изученная проблема, требующая серьезного обсуждения психологов, врачей и других специалистов. Но факт остается фактом – рекламные ролики привлекают внимание детей и вряд ли запретам можно чего-то добиться.

В группах часто наблюдается стихийно возникающая «игра» : один ребенок произносит фразу из известной рекламы и тут же на нее откликаются все дети , заканчивая весь текст. Как правило, в эту перекличку добровольно вовлекается вся группа.

Давайте посмотрим на рекламу как на особый жанр искусства. Что характерно для хорошей рекламы? Краткость, образность, привлекательность. Что должен уметь хороший специалист по рекламе? Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущество. Чем-то словесная часть рекламы сходна пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчеркивая их афористичность, краткость. Вместо бессмысленного повторения существующих рекламных роликов мы можем предложить детям создать свою рекламу. Дети с восторгом включаются в эту игру. Еще в начале работы необходимо четко определить ролики, в которых выполняется задание. Это необходимо для того, чтобы дети понимали, что речь идет о выполнении хотя и нетрадиционного, но задания. Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте и выделять наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Приветствуется использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такое задание не только развивает творческие способности ребенка, но и его речь, учит кратко излагать свои мысли. Часто к созданию рекламы подключают и их родителей.

Рекламировать можно все что угодно. Все зависит от вашей фантазии и содержания предмета и темы задания. Текст рекламы проиллюстрируйте рисунками, театральными сценками. Предлагается несколько вариантов «рекламных» заданий:

рекламируемый предмет известен всей группе.  

Например, ребенок выбирает животное и от его имени рекламирует место жительства. Вот так, например, рекламировали свой дом пингвины: «Приезжайте к нам! Вы нигде больше не найдете таких прозрачных льдов! Наши льды самые холодные в мире. Вы можете половить рыбку в океане. Покататься на льдине и организовать свой детский сад!».

Рекламируемый объект известен только самому автору. Например: «У нас дом лучше всех! Это не просто дом, а общежитие! В нем тысяча жильцов. Если в лесу есть такой дом, значит лес чистый и здоровый. Никогда не надо разрушать наш дом! Наша недвижимость всегда ценится!».

Реклама может быть использована как одна из форм обобщения  наблюдений. В этом случае в содержании рекламы отражаются результаты собственной работы каждого ребенка.

Вот такие тексты составляли дети:

  • «Только мое дерево так хорошо очищает воздух!»
  • «Посмотрите на мое дерево – в какой оно форме! Какие у него душистые цветочки! Из них вырастут вкусные ягодки! А еще под ними можно отдохнуть.

Приходите, не пожалеете!»

    Возможно проведение интеллектуальных игр, типа: квест в Экономику, «Брейн-ринг»,         «КВН-с использованием рекламы», составление рассказов, используя различные газетные заголовки, специально подобранные фразы из рекламных роликов.

Некоторые слушатели, услышав все это, скептически усмехнутся. Но углубившись в творчество, вы совершенно забудете о своем предвзятом отношении к рекламе, родится много идей, азарт, спорт и смех.

 



Предварительный просмотр:

Правила карманных денег

Перед выдачей ребенку карманных денег необходимо взять во внимание следующие моменты:

1.        Выдачу карманных денег лучше всего начинать с того момента, как ребенок стал учеником первого класса. Достигнув этого возраста, дети уже готовы хранить деньги и управлять ими.

2.        Нельзя давать сразу большое количество денег. Необходимо давать небольшое количество средств, чтобы ребенок подумал и смог распорядиться ими рационально. По мере взросления, можно повышать суммы, но главное – обговорить расходы. Важно донести до него информацию, что деньги, которые вы ему даете – это непросто способ купить себе игрушку/лимонад/билет в кино, а возможность самостоятельно оплатить интернет, телефон и проезд в транспорте. 3. Необходимо составить план срока выдачи карманных денег, а также познакомить ребенка с понятием «бюджет».

Правила, которых надо придерживаться при выдаче карманных денег:

•        Выдача денег должна быть регулярной, так как, если неграмотно подойти к этой проблеме, то и ребенок вырастет финансово неграмотным.

•        Ребёнок должен чётко осознать, почему и для чего родители выдают ему денежные средства.

•        Наказывать детей за какие-либо проступки отменой карманныхденег строго запрещено.

•        Если в подростковом возрасте ребенок начал самостоятельно зарабатывать на какой-нибудь простенькой работе – это нормально.

Подросток понял, что деньги даются только за качественный труд и поэтому устроился на работу. А значит, он уже владеет отличной финансовой грамотностью. В этом случае нельзя переставать давать ему карманные деньги, так как теперь они их заслуживает еще больше.

•        Если планируется какое-нибудь изменение в правилах выдачи денежных средств, то его в обязательном порядке нужно согласовать со своим ребенком. Допустим, в определенном месяце не получается дать нужную сумму, тогда нужно максимально четко объяснить ему проблему, чтобы он с детства понимал важность денежных средств.

Карманные деньги – это способ развить в детях рациональноерасходование собственных денежных средств.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

1.       Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.  

  1. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

  1. Поговорите с детьми о вложении денег.  

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия». Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.  

  1. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.  

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».  

  1. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.  

  1. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.  

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

  1. Покажите ребенку, как  пользоваться кредитной карточкой.  

        Обязательно         познакомьте         с         кредитной         карточкой.  

Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.

  1. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.  

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

  1. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки. Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

  1. Будьте для ребенка примером.

         На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.  

 

Советы финансового воспитания

  1. Говорите на равных!

Территория денег – территория взрослого открытого диалога. У нас приятно оберегать ребенка от всех финансовых тем и связанных с этим переживаний. При детях не обсуждают уровень оплаты, стоимость жизни, стоимость целей. Но при этом мы ждем, что ребенок с пониманием отнесется к нашим «я не могу позволить себе купить все сразу», «мы не печатаем деньги». Перестаньте бегать от серьезных разговоров – обсудите финансовые планы семьи, возможности и правила распределения ресурсов. Это будет более убедительно, чем «я так сказал, не могу купить и все». К тому же разговор про взрослую жизнь увлечет ребенка  в ваше совместное путешествие за финансовыми знаниями.

  1. Личный пример!

Следующий важный момент – личный пример. Если вы будете рассказывать ребенку, о том, как важно разумно и бережно расходовать ресурсы, иметь цели и настойчивость в движении к ним, разделать нужное и желаемое. Но сами никогда там не делали, у вас нет порядка в ваших финансовых планах, вы не всегда последовательны в движении к ним – толку от разговоров будет мало. Придется начать с себя и гармонизировать сначала свою жизнь. Будьте сами финансово грамотными.

  1. Нет негативным эмоциям!

Нет,  негативным эмоциям. Был ли у кого-то из вас негативный опыт обращения с деньгами? Возможно,  рынок обманул ваши ожидания? Неудачно вложили деньги?

Такое возможно и неизбежно будет случаться. При этом если у вас, когда то где-то что-то не получилось, рынок обманул ваши ожидания  - это не повод формировать у ребенка негативное отношение к деньгам. Никогда не наказывайте деньгами, и не поощряйте ими. Деньги это всего лишь средство реализации наших планов и относиться ним нужно ровно и продуманно.

  1. Сделайте процесс живым и интересным!

Формируя у ребенка основы разумного финансового поведения не нужно читать ему вместо сказок «Экономикс» на ночь или рассказывать о финансовых инструментах. Проводите опыты и эксперимент. Нарисуйте вместе личный финансовый план вашего ребенка. Путь он поделиться с вами планами на будущее – где он будет жить, кем будет работать, на чем ездить, как отдыхать – отличная основа для обсуждения здоровых финансовых привычек.   Проводите наглядные расчеты – сравните сколько «Хочу сейчас киндер - сюрпризов» умещается в покупке «Желанной игрушки».   Делайте покупки вместе по списку – ребенок  будет учиться разделять желаемое и необходимое.  Вместе подводите ежемесячный аудит семейного бюджета.  Накопите на что-нибудь – наблюдайте, как прирастает ваше богатство. Устройте конкурс на «самый оригинальный способ экономии». Купите ценную бумагу в режиме реального времени следите за ее поведением. Есть много способов сделать процесс живым и интересным.

  1. Дайте право на собственные ошибки!

Для того чтобы ребенок мог испытать на практике полученные знания, ему нужны личные деньги и право на собственные ошибки. Путь лучше он в 7 лет спустит все на шоколадки и поймет, что так на велосипед не накопить! Чем в свои 40 поймет, что если каждый день прожигать жизнь, то ничего нажить не удастся. Карманные деньги крайне важны в финансовом воспитании. Сколько стоит давать на карманные расходы? Ровно столько, сколько нужно ребенку и комфортно вам регулярно выделять из бюджета. Обязательно обсудите с ребенком, на что он может тратить карманные деньги, чтобы вы оба честно понимали правила игры. Начинать