Методическая копилка

Хохлова Софья Алексеевна

Это библиотека методических материалов, предназначенная в качестве методического и информационного пособия для педагогов и родителей дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида»

664531, Иркутская обл., Иркутский р-н., с. Урик, ул. Бр. Ченских, д.1 «А»

Телефон: 8 (3952) 495–469, e-mail: doyrik@mail.ru

Методическая разработка

Дидактическое пособие: «Внутри России»

Воспитатель: Хохлова Софья Алексеевна

Иркутск, 2025г.


Паспорт

-        название: «Внутри России»

-        ФИО автора: Хохлова Софья Алексеевна

-        название ДОО: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования "Уриковский детский сад комбинированного вида"

-        детская возрастная категория: старший дошкольный возраст, 5-7 лет

-        цель, задачи: 

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста целостное представление о России, ее географическом разнообразии, культуре и истории, знание детьми области, региона и города проживания.

Задачи:

Образовательные: расширять знания детей старшего дошкольного возраста о географическом положении, природных особенностях, культуре, городах, озерах: России, Иркутской области, Иркутском регионе, городе Иркутске.

Развивающие: называть детьми последовательности мест, где они живут страна, область, регион, город. Выполнять задания, относящиеся к определённой теме дидактического пособия «Внутри России».

Воспитательные: проявлять самостоятельность, умение работать сообща, внимательно слушать педагога.

-        алгоритм изготовления пособия;

1. Коробочки располагаются по принципу матрёшки: самая большая – "Россия", затем "Иркутская область", "Иркутский район", "Иркутск", и самая маленькая – "Деревня Грановщина".

Каждая коробочка содержит информацию, иллюстрации, задания, соответствующие её теме.

2. Подробный план для каждой коробочки:

Россия:

Ключевые темы: География (карта, природные зоны), символика (герб, флаг, гимн), народы, культура (традиции, костюмы), крупные города, достопримечательности (Кремль, Байкал).

Формат материалов: Карточки с изображениями, короткие тексты, загадки, раскраски, контурная карта для раскрашивания.

Задания: "Найди на карте…", "Составь флаг", "Угадай город по описанию".

Иркутская область:

Ключевые темы: Географическое положение в России, природные ресурсы, крупнейшие города (Иркутск, Братск), коренные народы (буряты), озеро Байкал.

Формат материалов: Фотографии природы, карточки с описанием животных и растений, легенды о Байкале, кроссворд.

Задания: "Составь рассказ о Байкале", "Определи, какие животные обитают в области".

Иркутский район:

Ключевые темы:  Расположение района, реки и озера, сельское хозяйство, основные населённые пункты.

Формат материалов:  Карта района, фотографии сельских пейзажей, информация о местных продуктах (например, овощах, молоке), загадки о животных и растениях.

Задания: "Найди на карте реки района", "Составь цепочку: поле - продукт - стол".

Иркутск:

Ключевые темы: История города, архитектура (старинные здания, деревянное зодчество), культура (театры, музеи), известные люди.

Формат материалов: Фотографии города (старые и современные), открытки с видами, рассказы об исторических событиях, ребусы с названиями улиц.

Задания: "Собери пазл с изображением Иркутска", "Найди отличия между старой и новой фотографией".

Деревня Грановщина:

Ключевые темы: История деревни, занятия жителей (сельское хозяйство, ремёсла), традиции, природа вокруг деревни.

Формат материалов: Фотографии современной деревни, рассказы старожилов (если возможно), рисунки детей на тему "Моя деревня", гербарий местных растений.

Задания: "Опиши, как выглядит твоя деревня", "Нарисуй свой дом в деревне".

Размеры: Определите размеры коробочек так, чтобы они удобно вкладывались друг в друга. Начните с самой маленькой ("Грановщина") и постепенно увеличивайте размер.

Материалы: Используйте плотный картон, фанеру, дерево или другие подходящие материалы.

3. Оформление:

Оформление коробочки цветной бумагой или тканью.

На каждой коробочке написание темы ("Россия", "Иркутская область" и т.д.).

Украшение коробочки рисунками, аппликациями, наклейками.

4. Сборка пособия:

Вложение материалов игр и заданий в соответствующие коробочки.  

Помещение коробочек друг в друга, начиная с самой маленькой.

-        активная ссылка видеозаписи

https://disk.yandex.ru/i/JsjxgCTwNORjOQ



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида

664531, Иркутская обл., Иркутский р-н., с. Урик, ул. Бр. Ченских, д.1 «А»

Телефон: 8 (3952) 495–469, e-mail: doyrik@mail.ru

Методическая разработка

«Как появилась книга?»

Воспитатель: Хохлова Софья Алексеевна

Иркутск, 2025г.

Общие положения проекта

1) Характеристика проекта

Название проекта «как появилась книга?»

Возраст детей старшая группа дошкольного возраста

Тип проекта: краткосрочный 3 дня, познавательный

Образовательные области социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;

Участники проекта: воспитатель, дети, родители

Сроки реализации: 3 дня

2) Актуальность проекта

Ребенок, беря в руки книгу, открывает загадочный и неизведанный мир: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки. Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней.

В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т. д.

Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.

Таким образом, актуальность проекта обусловлена недостаточной  востребованностью книг подрастающим поколением как основного  источника знаний для развития и воспитания.

3) Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание интереса старшей группы дошкольного возраста к  книгам, к  художественной литературе через организацию совместной  творческо-познавательной деятельности педагогов, детей и родителей.

Задачи проекта:

Обучающая: определить этапы создания книги, историю создания книги, ее разновидности

Развивающая: создавать обложку книги и ее наполнение детьми

Воспитательная: проявлять самостоятельность, умение работать сообща, внимательно слушать педагога  

4) Продукт проекта: книга

5) Предполагаемые результаты:

В результате реализации проекта ребенок:

удовлетворит интерес (потребность) истории и разновидностях книгах

овладеет представлениями: о этапах создания книги

обогатит (приобретет) опыт: практического умения создания книги

2. Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (Информационно-накопительный):

1.        Подбор методической, художественной литературы для взрослых и детей по теме проекта.

2.        Проведение беседы с родителями по привлечению к участию в проекте.

Этапы

проекта

Деятельность педагога

Деятельность

детей

1 этап –

Выбор темы проекта

Просмотр мультфильма «Иоганн Гутенберг и книгопечатание»

Создание мотивационной ситуации «Откуда взялись книги?»

Нашу беседу я бы хотела начать с вопроса:

- Откуда взялась книга? Как ее создавали?

Вы берете книгу, раскрываете ее. Задумываетесь ли вы над тем, кто помог ей появиться на свет? Что вы знаете об авторе, о художнике? Кто потом работал над ней – в издательстве, в огромных цехах типографии?

Давайте войдем в этот мир – мир творчества и производства. Ребята посмотрите на наш книжный уголок он совсем пуст.

Дети отвечают на вопросы по видео

2 этап

Постановка цели проекта

Ребята у на в садике проходит конкурс на самый интересный книжный уголок. Ребята что нам надо сделать чтобы принять в нем участие?

Давайте с вами изучим как появилась и создавалась книга. какие книги бывают, будем пополнять наш книжный уголок. И самое главное мы создадим свою книгу. Вы бы хотели?  Но для этого нам надо изучить много нового.

Отвечают на вопросы: «пополнить книжный уголок», «да»

3 этап –

Планирование

Ребята как вы думайте что нам надо именно узнать и сделать? Сначала изучим происхождение книги, потом создание книги, какие они бывают, их разнообразие, пополним книжный уголок, нарисуем свои обложки для книг, и создадим свои книги.

Отвечают на поставленный вопрос: «Узнать о создании книги, их разнообразии книги итд»

4 этап –

Реализация проекта это

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Мы дружны с печатным словом», «Как бы жили мы без книги», А. Твардовский «Книга»

Беседа: «Правила бережного обращения с книгой».

Этическая беседа на тему: «Как вести себя в библиотеке»

Работа в книжной мастерской – «Ремонт книг».

НОД «Любимые сказки»

Создание обложки книги

НОД «Как и где изготавливают книгу?»

Участвуют в изучении поставленной темы

Завершение проекта

Подборка книг в мини музей «Много на свете книжек разных» с родителями

НОД «Создание книги»

Помещение книг в книжный уголок и участие в конкурсе

Подбирают с родителями книги в мини музей. Создают книгу

5 этап –Рефлексия

Ребята что мы с вами делали? Что вам было трудно? Что вам было легко? Получилось ли нам узнать, как появляется книга? что мы делали для того, чтобы поучаствовать конкурсе? Получилось ли нам принять участие? Что вам больше всего понравилось?

Подводят итоги анализируют свою деятельность

6 этап –

Определение перспектив

Ребята как вы думайте а ребята в младшей группе любят книги? Ребята а вы бы хотели сделать книжки малышки для ребят младшей группы? Давайте в следивший раз этим займемся

Определяют пути дальнейшего изучения проблемы



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида

664531, Иркутская обл., Иркутский р-н., с. Урик, ул. Бр. Ченских, д.1 «А»

Телефон: 8 (3952) 495–469, e-mail: doyrik@mail.ru

Методическая разработка

Коллективное творческое дело «Фабрика добрых дел»

Воспитатель: Хохлова Софья Алексеевна

Иркутск, 2024г.


План реализации КТД

Название КТД «Фабрика добрых дел»

Возраст детей подготовительная к школе группа

Вид КТД трудовое

Этапы

проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап –

Коллективное целеполагание.

Введение в проблемную ситуацию:

-Ребята, нам сегодня принесли письмо. Хотите узнать, что в нем?

Воспитатель читает письмо:

«Дорогие, ребята! Мне и моим друзьям очень нужна ваша помощь. Мы уже долго живем в вашей группе. Нам очень нравится, когда вы берете нас в руки, рассматриваете, читаете. Но вот со временем наши странички помялись, порвались, стали выпадать, а обложки стали отрываться. Помогите нам скорее! Мы еще многому можем вас научить».

-Ребята, вы догадались от кого это письмо. Кто его написал?

- Ребята, о какой помощи нас просят книги?

Далее воспитатель проводит с детьми беседу «Почему надо беречь книги?»

Воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы о добре и о труде.

«От доброго слова и лед тает»

«Не одежда красит человека, а его добрые дела»

«Добрый сын - отцу радость, а злой - печаль»

«Злое слово ранит, а доброе лечит»

«Терпение и труд-все перетрут»

«Пошло дело на лад – и сам ему рад!»

«Поспешишь – людей насмешишь»

«Землю красит солнце, а человека труд»!»

Принятие решения:

Воспитатель предлагает детям подумать, где же можно отремонтировать книги? Что можно придумать для этого?

Формулирование цели КТД:

- Какие отделы будут у нашей фабрики? Кто там будет работать?

чем будет заниматься каждый отдел фабрики?

Да!

Дети выдвигают предположения кто мог написать письмо

Чтобы мы починили их страницы

Дети принимают активное участие в беседе, размышляют, делятся своими впечатлениями. Приходят к выводу, что книги - верные друзья и помощники и они необходимы. Портить книги это очень плохо, человек должен бережно к ним относиться.

Дети называют пословицы и объясняют их

Дети принимают решение создать фабрику «Добрых дел» (название коллективно придумывают дети)

Дети говорят руководит директор, есть склад с разными материалами для работы, цех по ремонту, отдел, где проверяется, хорошо ли выполнена работа (качество, транспортный отдел, который перевозит отремонтированные книги).

Дети отвечают что директор дает задание каждой бригаде, каждая бригада обсуждает, что им необходимо для выполнения задания, бригадиры отправляются на склад, где им выдается оборудование, отремонтированные книги передаются на проверку качества и на транспорте книги отвозятся в детский сад.

2 этап –

Коллективное планирование

Определение содержания деятельности

Педагог предлагает подумать об оборудовании, которое понадобиться для труда, о способах ремонта книг и о его последовательности. Дети помогают воспитателю подготовить материал и оборудование: книги, которым требуется ремонт, клей, ножницы, бумагу для подклеивания, линейки, простые карандаши, салфетки, клеенки, наименование отделов и цехов.

Воспитатель говорит о том, очень много наших книг нуждается в ремонте.

В первую очередь нужно определить, что случилось с книгой.

Выпал один из листов.

- Что нужно сделать, чтоб исправить это?

- Нужно взять широкий скотч, отмерить нужную длину, положить оторванный листок и наклеить скотч ровно и аккуратно. А как еще можно приклеить оторванную страницу? Можно отрезать полоску бумаги, равную длине книги, промазать полоску клеем с внутренней стороны, положить оторванный листок в нужное место и приклеить.

Оторвалась обложка.

- Этой книге нужно приклеить обложку. Что будем с этим делать?

- Если обложка твердая, то поступим как с выпавшим листом. А если мягкая и порванная, то можно сделать книге новую обложку. Для этого нужно взять картон, вырезать обложку нужной величины и приклеить. Обложку можно красочно оформить и написать на ней название книги.

Обложка оторвалась от переплета.

- Отрезаем полоску скотча или полоску бумаги, попросить друга прижать обложку к книге и склеить.

Деление на группы: по интересам

Воспитатель: Сегодня я буду директором нашей фабрики.

Воспитатель выбирает 3 детей для проверки качества работы, 2 в транспортный отдел и 3 бригадира.

Воспитатель: Вы сегодня бригадиры. Выбирайте себе в бригаду по три-четыре человека. Затем просит бригадиров подойти к столу и вытянуть для своей бригады листочек-заявку. После этого предлагает каждой бригаде обсудить, какое оборудование, какие материалы и сколько необходимо взять с собой для выполнения заявки. Бригадиры собирают свои бригады и обсуждают задания. Затем идут к директору и сообщают итоги обсуждения. Воспитатель (директор) выслушивает, если надо, поправляет.

Приклеить на клей, с помощью скотча итд

Предположения детей

3 этап –

Коллективная подготовка

Обеспечение оборудованием и материалами в соответствии видами работ.

Ребята теперь я раздам необходимое оборудование каждой команде

 1-ая бригада - готовит полоски бумаги для подклеивания книг: разлиновывает полоски на бумаге с помощью линейки и карандаша и вырезает полоски

2-ая - бригада подгоняет полоску по длине (брать по одной книжке и одной полоске, прикладывать полоску к книге и отрезать полоску нужной длины. После этого, положить полоску в книжку и отложить в сторонку);

3-я бригада - подклеивает книги (вынимает из книги приготовленную полоску, нанести клей и приклеить).

Оказание практической помощи (по необходимости).

Воспитатель говорит, что от работы каждого в отдельности будет зависеть качество выполненной работы всей бригады.

Дети начинают работу

4 этап –  Проведение коллективного дела.

Реализация КТД

Бригадиры отправляются на склад, берут необходимое оборудование, подходят к своей бригаде, напоминают о задании для своей бригады и кто, что будет делать.

Перед началом работы дети вспоминают основные правила труда, которые помогут быстро и качественно справиться с работой.

• Нельзя отвлекаться от работы.

• Любое задание выполнять аккуратно и доводить начатое дело до конца.

• Помогать своему товарищу, если он не справляется с работой советом или делом.

• Аккуратно обращаться с книгами и ножницами.

• Кто закончит работу быстрее всех, надо помочь тем, у кого еще не окончена работа; принимать помощь с благодарностью.

• После работы необходимо убрать свое рабочее место.

Дети приступают к работе.

Звучит музыка «Дорогою добра».

Воспитатель по очереди подходит к бригадам, наблюдает, помогает советом, напоминает о способах работы, иногда показывает способ действия. В случае необходимости перераспределяет трудовые обязанности, следит за действиями детей по отношению друг к другу.

Готовые книги бригадиры относят для проверки качества. Дети-контролеры осматривают книги и оценивают работу своих товарищей. Затем книги «отвозят» в детский сад.

По окончании работы воспитатель напоминает о наведении порядка на рабочих местах. После этого предлагает детям пройти и посмотреть на результаты своей работы.

Контроль за осуществлением КТД

5 этап –  Подведение итогов

Рефлексия

Бригадиры по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей бригады.

Далее воспитатель спрашивает детей:

- Ребята, скажите, что понравилось и почему?

- Что у вас не получилось и почему?

-Что вам дало участие в общем деле?

-Что вам показалось важным?

- Что показалось неожиданным, удивительным?

- Какими вы были?

- Что надо сделать, чтобы было лучше?

-Что мы можем сделать еще?

- А вам ребята, нравится работа ваших товарищей? Да, ребята, вы хорошо потрудились, работали дружно, помогали друг другу каждый из вас делал своё маленькое дело, а все вместе, сообща вы сделали большое и очень нужное дело. Общее дело. Вот какими аккуратными снова стали наши книги, они еще долго будут радовать всех ребят.

Воспитатель напоминает, что не зря в народе говорят: «Дружно не грузно, а врозь хоть брось», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Уменье и труд все перетрут!», «Без труда нет добра

Я, как директор фабрики, выношу вам благодарность за хорошую работу. Спасибо всем работникам. Наша фабрика «Добрых дел» будет продолжать свою работу.

Воспитатель предлагает разместить отремонтированные книги в уголке художественного чтения. Дети размещают книги на полках вместе с новыми книгами.

Дети отвечают на вопросы



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида

664531, Иркутская обл., Иркутский р-н., с. Урик, ул. Бр. Ченских, д.1 «А»

Телефон: 8 (3952) 495–469, e-mail: doyrik@mail.ru

Методическая разработка

«Хайтийка. Что за роспись из Сибири?»

Воспитатель: Хохлова Софья Алексеевна

Иркутск, 2025г.


Методическая разработка:

1. Название проекта: «Хайтийка. Что за роспись из Сибири?»

2. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

3. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно эстетическое развитие

  1. Возраст детей: подготовительная к школе группа 6-7 лет
  2. Состав проектной группы: группа подготовительной к школе группе «Незабудки»
  3. Участники проекта: Дети, педагоги, родители
  4. Тип проекта: творческий.
  5. Цель проекта: Изготовление предметов декоративно – прикладного творчества из глины, папье-маше, гипса и расписанные в стиле Хайтийской росписи.
  6. Актуальность:

Однажды воспитатель принесла в группу книгу: «Моя родная Хайтийка». Ребят сразу заинтересовала книга, они проявили интерес к технике Хайтийской росписи, росписи родного Иркутского края. Возникли вопросы:

- Почему в Хайтийской росписи именно яркие краски?

- Как и с помощью чего получаются такие красивые узоры?

- Какие предметы и изделия можно расписывать в технике Хайтийки?                            После этих вопросов, Марьяна стала всем рассказывать, что у нее дома есть наборы посуды расписанной в такой же технике. Она принесла сервиз Хайтийскай посуды, изготовленной на Усольском заводе.  После чего было решено изготовить посуду из соленого теста и расписать ее в Хайтийской технике.

  1. Задачи проекта:

Задачи для детей:

-  Создать макет: «Завод Хайтитйской посуды».

- Отработать навык рисования узоров в Хайтийской росписи и оформить выставки: «Узоры Хайтийской росписи», Хайтийские росписи», «Глиняная посуда», «Глиняные поделки в стиле Хайтийской росписи, «Гипсовые фигурки Сибири», «Хайтийская роспись на ткани».

- Сделать посуду из разных материалов, расписать ее в Хайтийском стиле и организовать сюжетно -ролевую игру: «Музе».

- Наисовать на ткани   мотивы Хайтийской росписи и огранивать сюжетно -ролевую игру: «Подиум».

- Изготовить игры своими руками.

Узнать важные факты из истории Хайтийской росписи.

- Вместе с педагогами изготовить выставку: «Хайтийская роспись глазами ребенка» и книгу с творческими заданиями: «Хайтийская роспись, которая направленна на закрепление знаний Хайтийской росписи.

Задачи для родителей:

 - Помочь детям найти необходимую информацию о таком виде росписи, как Хайтийка

- Потренироваться дома в рисовании узоров Хайтийской росписи

- Помочь в приобретении материала к проекту.

Задачи для воспитателей:

- Помочь подготовить необходимую информацию и иллюстрации про роспись Сибирской Хайтийски.

 -Помочь сделать элемент посуды и расписать ее в Хайтийской технике делать наглядные альбомы, ЛЭП буки про Хайтийскую роспись.

- Совместно с детьми изготовить наглядное панно с творческими заданиями, которые направленны на закрепление знаний о Хайтийской росписи.

- Помочь подготовить посуду из папье-маше для росписи ее детьми.

- Помочь подготовить необходимую глину и станок для создания посуды на круге.

- Вместе с детьми расписать фигурки из гипса Хайтийской росписью.

- Помочь оформить музей изготовленной посуды детьми в Хайтийской росписи.

- Привлечь внимание детей и родителей к реализации проекта, рассказать, показать, поддерживать интерес детей в разных видах деятельности.

- Помочь пополнить предметно развивающую среду группы по теме.

  1. Ресурсы, оборудование

Кадровые: дети, педагоги, родители (законные представители).

Информационные: книги, журналы, альбомы, ЛЭП бук, видеоролики о росписи, интернет.

Материально- технические: бумажная посуда, альбомные листы, краски, кисти, напечатанные карточки для изготовления панно, готовое соленое тесто и глина.

Финансовые: мука 0,5 кг – 25 рублей, соль 0,5 кг – 6 рублей, набор бумажной одноразовой посуды – 150 рублей, глина-350 рублей.

  1. Предполагаемый продукт проектной деятельности:

Выставка: «Хайтийская роспись глазами ребенка»

  1. Ожидаемый результат:

Проявление интереса к Хайтийской росписи.                                                                                                                                                                  Получили знания, как в Иркутской области появилась Хайтийская роспись.                                                                                                                                               Поняли, что нужно ценить и уважать труд людей.                                                                                                                        Научились понимать, чем отличается Хайтийская роспись от других росписей России.                                                                                                                  Обогатили речь новыми словами.                                                                                                                                                   Научились общаться, сотрудничать друг с другом, договариваться, работать в группе.

Изменилась познавательная активность детей.                                                                                                                            

Расширили представления детей об окружающем мире.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

  1. Вид проекта: Краткосрочный
  2. Этапы проекта:

  • Первый этап: Подготовительный;

Мероприятие, инициируемые воспитателем

Виртуальная экскурсия завод Хайтийской посуды в городе Усолье Сибирское, деревня Мышелевка.

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности, для творческой деятельности. Подготовить, необходимы материалы и инструменты для работы с глиной и соленым тестом.

Риски

У детей нет знаний о Хайтийской посуде. Тема не вызвала интереса у детей.

Результаты

Проявление интереса к Хайтийской росписи.

  • Второй этап: Основной финализация проекта:

Мероприятия

Беседа: «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами людей, проживающих в Иркутской области (Хайтийская роспись)».                                      

Сюжетно-ролевая игра: «Конструкторы завод Хайтитйской посуды».

Сбор информации «Вопрос-ответ» на тему «Хайтийка – роспись из Сибири».

Н/д игра: «Посуда»

Конструирование макета: «Завод Хайтитйской посуды».

Сюжетно - ролевая игра: «Открываем конструкторское бюро по созданию макета: «Хайтийского завода»

Помочь в изготовлении макета: «Завод Хайтитйской посуды».

Рассматривание готовой продукции в Хайтийской росписи, альбомов, иллюстраций, книг. Рисование: «Узоры Хайтийской росписи

Дети практикуются в рисовании узоров Хайтийской росписи

Оклеивание детьми мелкими кусочками бумаги по плоскости тарелки для создания своей посуды. Раскрашивание посуды из папье -маше в стиле Хайтийской росписи.

Сюжетно-ролевая игра: «Музей».

Отработка навыков расписывания посуды Хайтийской росписью на одноразовой бумажной тарелочке.

Пальчиковая игра: «Мы гончары». Рассматривание альбомов, картин, иллюстраций – «Сибирская роспись и ее отличие от других»

Лепим на глиняном круге расписывания гуашью по глине Хайтийской роспись

Мастер-класс: «Расписываем росписью Сибирской Хайтийки»

Мастер-класс: «Раскрашиваем по гипсовые фигурки в стиле Хайтийской росписи.                    

Мастер-класс: «Раскрашивание Хайтийской росписью на фартуках». Применение детьми ранее освоенных навыков в расписывании

родной росписи.

Составление детьми рассказов про Хайтийскую роспись, проявляют интерес к созданию книги                

Выставка: «Хайтийская роспись глазами ребенка».

Подбор материала для книги: «Что я знаю о Хайтийке?», дети инициаторы по созданию книги, делятся полученными знаниями.

Ручной труд: «Моя книга про Хайтийскую роспись.»

  • Третий этап: Заключительный (продукт проектной деятельности):

        У детей появился интерес, знания и они могут изготовить и представить книгу, своих творческих продуктов: «Хайтийская роспись Сибири».         

Выставка «Хайтийска роспись глазами ребенка»

Книга «Хайтийская роспись»

16. Литература (ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации).

1. Шорыгина, Т.А. Беседы о Хайтийке. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера,2016. – 80 с.

2. Рассказываем об Усольском заводе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.

3. Сайт: «Родная тропинка: Развитие ребенка от рождения до школы»



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«риковский детский сад комбинированного вида»

664531, Иркутская обл., Иркутский р-н., с. Урик, ул. Бр. Ченских, д.1 «А»

Телефон: 8 (3952) 495–469, e-mail: doyrik@mail.ru

Методическая разработка

«Читаем вместе «Косточка» Л.Н.Толстого»

Воспитатель: Хохлова Софья Алексеевна

Иркутск, 2025г.


Технологическая карта

Ф.И.О. Хохлова Софья Алексеевна 

Образовательная область: речевое развитие, познавательно развитие

Тема занятия: «Читаем вместе «Косточка» Л.Н.Толстого»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: понимание детьми старшей группы основной идеи рассказа «Косточка» Л.Н.Толстого в процессе восприятия художественной литературы и заполнения электронной газеты «Читаем вместе» с включением игры с использованием ИКТ оборудования, элементами продуктивной деятельности (рисование) «Тарелка слив».

Образовательные задачи:

Обучающая: раскрыть основную идею произведения «Косточка», говорить о поступках главных героев

Развивающая: уметь вести беседу по содержанию рассказа, понимать, оценивать чувства и мотивы поступков героев, объяснять свои суждения.

Воспитательная: взаимодействовать, договариваться при выполнении совместной работы, внимательно слушать мнение других.

Этапы, продолжительность

Деятельность педагога

1.

Организационно-мотивационный этап

«Добрый день!» —тебе сказали

Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

 

Ребята, мы с вами читаем очень много интересных книг, сказок и рассказов. Но ребята, бывала ли у вас такое что вы забывали, о чем была книга, которую мы давно читали?  А я вам предлагаю оформить электронную газету «Читаем вместе». Для того чтобы мы с вами могли лучше понять и запомнить новую книгу. И для того, чтобы мы через какое-то время если забыли книгу, то могли вернуться в электронной газете и вспомнить о чём она была. Таким образом с помощью электронной газеты мы можем в любое время обратится к ней и вспомнить любое прочитанное ранее произведение.

И сегодня мы с вами заполнить электронную газету, а о какой книге мы сейчас узнаем.  

Выразительное прочтение рассказа «Косточка» Л.Н.Толстого

        

Вопросы по прочитанному:

Какие чувства вы испытали, когда я читала этот рассказ?

Как звали главного героя?

Что купила мама?

Что сделал Ваня когда никого не было в горнице?

Как мама узнала, что оной сливы нет?

Что сделал папа за обедом?

Что сделал Ваня, когда папа спросил кто съел сливу?

А почему он Ваня «Покраснел как рак»?

Что именно вам понравилось в этом рассказе?

Ребята, а сейчас вы получаете иллюстрацию обложки книги «Косточка» Л.Н.Толстого и его портрет чтобы мы потом ее поместили в нашу электронную газету.

2.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Как вы думайте правильно ли поступил Ваня что солгал?

Ребята вы же знаете, что у каждого произведения есть свой смысл, так какой же смысл этого рассказа?

Главная мысль заключается в том, что надо быть честным и уметь отвечать за свои поступки

Ребята я думаю, что "Косточка" — это замечательный рассказ Л. Н. Толстого о мальчике и сливах. Произведение учит быть честными и воспитывает лучшие качества: как поступить правильно, как себя не выдать или как уличить "обманщика" и быть ловчее, опытнее.

Ребята за то, что вы смогли узнать главную мысль рассказа вы получаете изображение. Но оно не простое в нем зашифрована в картинках главная мысль произведения «Косточка» Л.Н.Толстого

2.2

Этап восприятия материала

          Ребята, каким вам показался Ваня в этом рассказе?

Как вы думаете, а как поступит Ваня в следующий раз? – (В следующий раз он признается. - В следующий раз Ваня не будет врать, не возьмет без спросу)

Ребята, можем ли мы осуждать Ваню?

А почему?

Я не осуждаю Ваню ведь никогда не ел слив и очень, очень хотел их попробовать и не смог сдержаться. Такая ситуация как с Ваней может случиться с каждым. Но мы должны помнить, что, если так произойдёт что нужно сделать? –(попросить прощения, а лучше спросить разрешение у взрослого)

Молодцы!

Ребята, за то, что вы правильно отвечали на вопросы вы получаете картинку из сюжета книги

2.3

Этап практического решения проблемы

А кто – же всё-таки Ване помог признаться?

А каким он вам показался в рассказе?

Конечно, папа помог ему признаться. Он не стал его сразу ругать, а схитрил и придумал. Что от косточки можно умереть, если её проглотить. Ведь от того, что съешь косточку умереть нельзя. Но Ваня, то этого не знал. И от страха Ваня смог признаться.

Видите, какой хороший, умный у Вани папа. Конечно, папа любит Ваню, и он дал ему урок, он помог ему признаться.

А какими словами закончилась рассказ?

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Ребята, за то, что вы правильно отвечали на вопросы вы получаете картинку из сюжета книги

Физкультминутка

Раз- подняться, потянуться

Два-нагнуться, разогнуться

Три- в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре- руки шире

Пять- руками помахать

А на шесть- идем на мете

Закончили!

Игра на ИКТ доске.

1. Игровое задание  

Выбор и сортировка необходимых изображений соответствующих рассказу «Косточка» Л.Н.Толстого

2. Игровое задание

 Находить, нажимать и перетаскивал на интерактивной доске необходимые объекты

А теперь ребята, чтобы получить оставшиеся изображения в нашей электронной газете нам нужно поиграть

Игра

1. Ребята посмотрите, что вы видите на интерактивной доске?

Это сюжетные изображения из рассказа. Вам необходимо их расположить в правильном порядке. Если изображение поставлено правильно оно останется на своём месте, а если нет, то вернётся на свое место.  А теперь расскажите, что изображено на картинках. Молодцы ребята всё сделали правильно.

2. Посмотрите ребята что вы здесь видите. Картинки из сказок. Ребята вам необходимо в красную книгу поместить изображения из рассказа «Косточка», а в жёлтую изображения из других сказок. Если изображение помещено верно, то оно пропадёт, а если нет, то вернётся на своё место.

3. Ребята, это изображение из рассказа «Косточка», но в одном из них находится ошибка, вам надо найти это изображение, объяснить, почему оно неверное и поместить в мусорное ведро, если вы всё сделали правильно изображение пропадёт

Ребята все верно, вы молодцы!

Молодцы ребята вы получаете еще несколько изображений для нашей электронной газеты.

Продуктивная деятельность рисование

Ребята теперь я вам предлагаю нарисовать для Вани большую тарелку со сливами. Чтобы ему больше не пришлось обманывать родных. И он мог есть столько сколько хочет.

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

(хлопаем в ладоши)

Взгляните теперь на сливы. Какой они формы? А какого цвета?                        

Но перед тем, как начать вспомним, как нужно работать с карандашами (держать тремя пальцами, не давить, раскрашивать ребром карандаша)

На первом этапе нарисуем обычное куриное яйцо, немного заостренное с одной стороны и притупленное с другой это будет наша слива.

Нарисуем разделительную линию.

На третьем этапе добавим хвостик и подкорректируем весь рисунок. нарисуйте еще несколько слив и под ними тарелку.

Осталось добавить красок. Возьмите фиолетовый или синий цвет и закрасьте, не выходя за контур

Молодцы ребята, за то что вы старались получаете последнее изображение

3.

Заключительный этап

А теперь ребята, приступим к заполнению нашей электронной газеты.

Посмотрите здесь все изображения, которые вы получили. Какие вы видите и что они обозначают? Ребята разместите их на газете «Читаем вместе»

Какие задания вам показались сложными?

Что больше понравилось на занятии?

Ребята, а кто запомнил, как называется рассказ, который мы сегодня читали? (Косточка)

Правильно, А кто автор этого рассказа? (Лев Николаевич Толстой великий, русский писатель)

Чему же научил вас этот рассказ. («этот рассказ учит нас о том, что главное, это найти в себе силы признаться в плохом поступке, сказать правду и попросить прощение.)

Почему? (Потому что Ваня съел сливу, думал никто не узнает об этом, но все узнали, и ему стало стыдно.)

Ребят как вы думайте почему рассказ «Костюка» называется именно так?

Спасибо вам, вы большие молодцы! Мне понравилось, как вы активно отвечали на вопросы, выполняли задания.

Занятие законченно.

Хохлова Софья Алексеевна



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида

664531, Иркутская обл., Иркутский р-н., с. Урик, ул. Бр. Ченских, д.1 «А»

Телефон: 8 (3952) 495–469, e-mail: doyrik@mail.ru

Методическая разработка

Технологическая карта занятия «Загадки» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии

Воспитатель: Хохлова Софья Алексеевна

Иркутск, 2025г.

Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии.

Тема образовательной ситуации

«Загадки»

Культурная практика (вид деятельности с подвидом)

Игровая деятельность

Коммуникативная деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

Восприятие художественной литературы

Культурно-смысловой контекст – детская цель

Загадки составленные самостоятельно детьми

Цель: с учетом дидактической единицы образовательного результата и деятельности

Закрепление знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста алгоритму составления загадок по модели

Задачи:

 (Что сделать вместе с детьми?) субъектная формулировка пошагового достижения цели

Образовательные: отгадывать загадки и решать проблемную ситуацию

Развивающие составлять самостоятельно загадки с помощью алгоритма и по модели, анализировать изображения и определять основные характерные особенности и составление используя их загадки  

Воспитательные проявлять самостоятельность, умение работать сообща, внимательно слушать педагога.

Предварительная работа:

дидактические игры, составление описательных рассказов, отгадывание загадок.

Размещение и организация пространства

В рабочей зоне за столами

Материалы

Инструменты

таблица с изображением модели составления загадок, изображения животных, письмо от Чебурашки

Этапы (последовательность) деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия детей

I. Организационный этап (5 мин)

1. Введение в ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними

поздороваемся и улыбнёмся им.

Дети: Здравствуйте.

- Добрый день!- тебе сказали

- Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Ребята, вы знаете, сегодня я утром я заглянула в почтовый ящик нашей группы и кое что нашла.

Тогда давайте поиграем в «Наоборот» и вы узнаете, что находиться в письме.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру, которая называется наоборот. Для игры мы

возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек, и

называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.

Добрый – злой

Трудолюбивый – ленивый

Вежливый – грубый

Грустный – весёлый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Молодцы ребята, много слов разных знаете.

Высказывают личное желание участвовать

Ребята посмотрите что я всё таки нашла? Это письмо. В нем говориться что Чебурашка просит у нас помощи. Он хочет подарить на день рождение Крокодилу Гене загадки. Но он не умеет составлять загадки и просит вас чтобы мы ему помогли.

Слушают

Ищут мотив, осознают его, формулируют.

Отвечают

Ищут способ сделать

 Ребята а как мы можем помочь Чебурашке? Как вы думайте вы сможете справиться с этой задачей?

Да ребята мы буем придумывать и составлять загадки.

А как именно мы можем составить загадки?

А как они будут выглядеть, веди писать то мы не умеем, и записать на бумагу мы ее не сможем?  

II. Основной этап (10-15 мин)

2. Актуализация знаний

задача: актуализировать знания и умения детей

закреплять умение делиться на пары; развивать коммуникативные навыки.

Любая загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответа.

Загадки появились очень давно и всегда считаются проверкой не только знаний человека, но и учат нас наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия.

В древности считалось, знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье и удачу. Так, во многих русских народных сказках, герой становится удачливым благодаря умению разгадывать загадки.

Ребята прослушайте несколько загадок:

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу.

(Лыжи)

Дождались зимы друзья;

По реке бегут, скользя.

Лед срезают, как ножи,

Выполняя виражи.

(Коньки)

Отвечают на вопросы, Вспоминают личный опыт, освоенные знания умения навыки

Рассказывают все, что знают

3. Выявление места, причины затруднения и поиск выхода.

Анализ детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения.

Что вы знаете о загадках?

О чем говорится в загадках?

Ребята, а как придумать загадку самим?

Вы хотите научиться составлять загадки самостоятельно?

Как же мы будем это делать?

Кто-то хочет попробовать?

 

Ребята как вы думайте что нам сделать для того чтобы научиться составлять загадки?

– Что нам надо узнать?

Определяют проблему, предлагают способы решения, действия.

Каждый рассказывает, как будет действовать

4. Открытие детьми нового знания  – построение проекта выхода из затруднения

Что нужно сделать, чтобы придумать загадку?

Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать?

Что нужно делать, если чего-то не умеешь?  

Попробуем догадаться сами.

Отвечают на вопросы

Предлагают способы узнать новое

получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного «открытия» нового знания.

Воспитатель: Дети, вспомните, каких вы знаете лесных животных. Отгадайте загадку об одном их них.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Воспитатель: Молодцы, дети, а как вы догадались, что это медведь?

Дети: Потому что спит всю зиму и хозяин леса.

Воспитатель: Какие вы молодцы, а давайте мы с вами составим загадку о медведе с помощью вот такой таблицы. (на доску вывешивается таблица или рисуется на доске).

Чтобы нам с вами заполнить данную таблицу, нужно всем вспомнить, как выглядит медведь (на доску вывешивается картинка медведя).

Работа по вопросам.

Воспитатель: Какой медведь по цвету?

Дети: Коричневый

Воспитатель: Какой медведь по росту?

Дети: большой, высокий

Воспитатель: Какой медведь по действию?

Дети: неуклюжий

Воспитатель: Что бывает таким же?

Воспитатель: Коричневым?

Дети: шоколад

Воспитатель: Большим?

Дети: гора

Воспитатель: Неуклюжим?

Дети: маленький ребенок

Воспитатель: Вот что у нас получилось.

Таблица заполняется.

Какой медведь? Что бывает таким же?

коричневый шоколад

большой гора

неуклюжий маленький ребенок

Воспитатель: Соединяем левую и правую часть, подставляя слова «как», «но не». У нас получилась загадка : коричневый, как шоколад, большой, как гора, неуклюжий, но не маленький ребенок. Молодцы дети, посмотрите, какая у нас хорошая загадка получилась.

Дети пробуют,

Сравнивают результат с наблюдаемым объектом, соответствует ли критериям.

Послушайте мою следующую загадку.

Под дубочком, под листочком

Свился, скрючился клубочком. (Еж)

( вывешивается модель: «Что делает - что (кто) делает также»)

Воспитатель: Что делает еж?

Дети: Пыхтит, спит зимой, собирает.

Воспитатель: Кто делает также?

Воспитатель: Пыхтит? Кто или что

Дети: Паровоз

Воспитатель: Спит зимой? Кто

Дети: Медведь

Воспитатель: Собирает грибы? Кто

Дети: Белка

Воспитатель: Вот что у нас получилось.

Что делает еж? Кто делает также?

пыхтит паровоз

Спит зимой медведь

собирает белка

Воспитатель: Давайте соединим левую часть с правой подставляя слова «как», «но не». Что у нас получилось: пыхтит, как паровоз; спит зимой, как медведь; собирает грибы, но не белка. Вот и получилась наша загадка о ежике. Молодцы!

Отвечают на вопросы, наблюдают за показом педагога.

Проговаривают особенности изображения в этой технике.

Я вам предлагаю посмотреть на таблицу и с помощью этой таблицы придумать загадку.

Готовят рабочие материалы (добавляют выбранные материалы) Создают продукт ориентируясь на критерии (сколько и чего должно получиться)

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Сейчас я вам предлагаю самим составить загадки. Вам нужно поделиться на 2 команды. Каждая команда придумает загадку, а потом загадает другой команде.

Что вы сейчас будете делать?

Как будете выполнять задание?

Молодцы, здорово!

Вы меня так порадовали.

Ребята, я записала составленные вами загадки мы их положим в письмо и отправим Чебурашке. Но так же я положу и схему по которой мы составляли загадки чтоб Чебурашка сам мог научиться их составлять.

Дети рассказывают, как выполняли действия: какой новый способ использовали .

Предлагают область применения или способы использования продукта, метода работы (сколько и какие, для кого)

III. Заключительный этап (2-3 мин)

6. «Осмысление»

Рефлексивный компонент (с опорой на внутренние мотивы, акцентом на позитивные внутренние личностные изменения, с самооценкой личностных достижений)

Что вы сегодня делали?  что нашли? Получилось у вас придумать загадку? Как правильно придумывать загадку?

Что нам помогает в составлении загадок?

Оценивают свои достижения (как) , делятся мнениями о проделанной работе (как и с кем).

Отвечают на вопросы:

– о степени удовлетворенности результатом,

– о реализации мотива,

–  о способах достижения – что помогло, какие действия были успешны и результативны

–  теперь вы сами сможете научить своих друзей составлять загадки

–  где и как можно применить полученные знания и умения составлять загадки?

Дети  планируют дальнейшую деятельность



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

«Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем»

Образовательные области: речевое развитие

Тема занятия: кукла Таня, Жучка и котёнок

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: закрепление умения составлять сюжетного рассказа по набору игрушек, детьми старшего дошкольного возраста в ходе речевой деятельности

Задачи занятия:

Образовательная: составить совместно с воспитателем и самостоятельно сюжетный рассказ по набору игрушек

Развивающая: употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы -еньк-, -ик- в подвижной игре

Воспитательная: проявлять самостоятельность в составлении и рассказывании сюжетного рассказа по набору игрушек  

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать большую часть детей. переключить детей с игровой деятельности на познавательную. Привлечь внимание и организовать тишину

Воспитатель: Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх - плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

Девчонки и мальчишки, здравствуйте!

Беседа, диалог

Заверение самостоятельной деятельности детей

Заинтересовать как можно больше детей. способность ребёнка к принятию собственных решений

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Побуждать детей на открытый диалог с воспитателем. Создать проблемную ситуацию в доступной для детей форме

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:

Мягкие лапки

На лапках цап-царапки.

Кто это?

Дети: Котенок.

Воспитатель показывает игрушку котенка.

Воспитатель: Котенок пришел в гости и хочет с вами поиграть.

Беседа с опорой на личный опыт детей

Рассуждение детей на поставленный вопрос

Постановка проблемы

2.2.

Этап ознакомления с материалом

мотивация личной заинтересованности. Побуждать детей н открытый диалог с воспитателем

Воспитатель: Какой котенок пришел к нам в гости?

Дети: Маленький, пушистый, полосатый.

Воспитатель: Что умеет делать котенок?

Дети: Прыгать, бегать, лакать молоко.

Воспитатель: Как его будут звать?

 Ответы детей.

Воспитатель: Котенок хочет загадать вам загадку:

Лежит под крылечком

И хвост колечком.

Дети: Собака.

  Появляется игрушка собачки.

Воспитатель: Какая собачка пришла к нам в гости?

Дети: Белая, пятнистая.

Воспитатель: Что умеет делать собака?

 Лаять, рычать.

Ребята а сейчас я вам предлагаю разомнутся

 Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)

Беседа

Проблемные вопросы

Общее взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Проявление любознательности и инициативы

2.3.

Этап практического решения проблемы

Вызвать интерес к выполнению действий

Воспитатель: Ребята у нас сегодня еще одна гостья – кукла Таня. Сейчас все вместе расскажем про Таню, котенка и собачку Жучку.

Воспитатель: Идет Таня с прогулки домой и видит - лежит маленький котенок и жалобно мяукает, вот так мяу-мяу. Как мяукает котенок?

  Дети повторяют интонацию.

Что сделала Таня?

А почему Таня решила взять котёнка?

А куда Таня понесла котёнка?

Воспитатель: Взяла она котенка на руки и понесла домой. Дома налила в блюдце молока. Обрадовался котенок молоку и радостно замяукал, вот так: мяу-мяу.  

    Произноситься радостно, весело.

Было ли бы вам жалко котёнка?

Воспитатель: Как он мяукал?

   Дети повторяют интонацию.

Что сделала котёнок?

Воспитатель: Напился котенок молока. Тут прибежала собачка Жучка и начала громко лаять на котенка «Ав-ав!» Как она лаяла?

Почему залаяла собака?

Что сделал котёнок?

   Дети повторяют.

Воспитатель: Рассердился котенок и замяукал мяу-мяу. Как замяукал?

Ребята а теперь я вам предлагаю самим завершить сказку

Что сделала жучка?

Как себя повёл котенок?

Что сделала Таня?

Можно ли как-нибудь помирить котёнка и Жучку?

Чем закончится сказка?

А котёнок где останется жить?

  Пример того как может закончится сказка «Дети показывают.

Воспитатель: Испугалась Жучка и замолчала. А Таня сказала: «Давайте жить дружно и будем вместе играть». Обрадовался котенок и опять радостно замяукал. Как?

  Дети показывают.

Воспитатель: А собачка залаяла весело. Как?

  Дети показывают.

Воспитатель: И никто никого не боялся. Стали они дружить.»

Спросить нескольких детей самостоятельно рассказать сказку

Сейчас давайте поиграем в игру с мячом

Дети бросают мяч друг другу, и называют части тела куклы в уменьшительно-ласкательной форме.

Беседа

Фиксация затруднения

Просмотр выполнения действий. Участие в деятельности

Желание самостоятельно участвовать в диалоге. Построение речевого высказывания

3.

Заключительный этап

Закрепить знания детей, полученные в процессе деятельности

Ребята что мы с вами делали?

А какие были герои в нашем рассказе?

Как начиналась и закончилась наша сказка?

Понравилось ли вам составлять рассказ?

Было ли вам сложно?

Спасибо вам за работу, наше занятие закончено

Отвечают на вопросы



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: познавательное развитие

Тема занятия: можно ли есть снег?

Возрастная группа:  старшая

Цель занятия: расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о том можно ли есть снег в процессе экспериментирования и моделирования в позновательной деятельности

Задачи занятия:

Образовательная: называть признаки весны, и свойства снега

Развивающая: отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы

Воспитательная: демонстрирование самостоятельность, умение слушать друг друга.

Материалы и оборудование: тазик, снег, схема

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Мотивировать детей на включение в деятельность.

Круг радости

Здравствуйте, солнце, земля и вода!

Здравствуйте, горы, леса и поля!

Здравствуйте, все, что растет и цветет!

Здравствуйте, все кто на свете живет!

(дети встают в круг, проговаривают слова)

  • Беседа
  • Просмотр видео

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Побуждать детей на открытый диалог с воспитателем.

Воспитатель: -Ребята, сейчас  вам загадае  загадк незнайка который пришёл к нам в гости, попробуйте догадаться, о каком времени года пойдет речь.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(внимательно слушают загадку и говорят отгадку: «Весной»)

-         О каком времени года эта загадка?

-         Какое время года сейчас?

-         Посмотрите на слайд, по каким признакам можно определить, что сейчас весна?

-         Ребята посмотрите на схему, ее незнайка нам принёс, в каком порядке происходят изменения в природе

-         что изображено на первой картинке? А почему именно это картинка первая? А как вы думайте если убрать это явление по что-нибудь изменится в природе? Что именно? Итд

-         посмотрите на картинку снега. Незнайка пришёл к нам с вопросом можно ли есть снег. Давайте поможем незнайке узнать можно ли есть снег!

  • Беседа
  • Показ иллюстраций

Размышляют и отвечают на вопросы.

Заинтересовать как можно больше детей. Постановка проблемы

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Вызвать интерес детей к выполнению задания.

Ребята посмотрите у на есть снег в тазике но для того чтобы нам узначть можно ли есть этот снег нам надо его растаять

А что произойдёт со снегом? Да он превратится в воду и тога мы узнаем на сколько читая вода и можно ли есть такой снег

Можете подойти посмотреть и потрогать

Какой он на ощупь? Чистый ли? Холодный? Какого цвета? итд

Но как именно мы его можем растопить

Давайте вы будите делать предположения, а я фиксировать в таблице на доске

Дети делают предположения: растопить руками, подуть, поставить у батареи, подуть феном итд

Ребята встаём на ноги и разомнёмся немного

  • Беседа

Дети отвечают на вопросы

Проявление любознательности у детей.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Вызвать интерес путем рассуждения над вопросами.

Отвлечь внимания детей от познавательной деятельности путем физминутки.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками) хома раненько встает, (потягиваются) щечки моет (тереть щеки руками) лапки трет (движения мытья рук) Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами) и выходит на зарядку (маршируют)

 А теперь ребята мы проверим ваши предположения

(проверяем)

 

Подтверждается предположение с феном и снег растаял

-    ребята посмотрите какой снег? Какого он цвета? Запаха? Есть ли там мусор?  

Незнайке, посмотри , ты видишь какой снег,  снег есть нельзя, так как он холодный и грязный (в снеге много вредных веществ). Так что белый снег сегодня вовсе не является синонимом слова «чистый». есть снег не только неполезно, но и опасно для здоровья

  • Наблюдение
  • Диалог.

Происходит процесс рассуждения детей над вопросами.

Выполняют физминутку.

Дети заинтересованы, артикуляционный аппарат подготовлен к дальнейшей деятельности.

3.

Заключительный этап

Закрепить знания детей полученные в процессе образовательной деятельности.

 Что мы сегодня делали?

Какие были предположения?

Какое предположение у нас было верным?

Как именное мы отмеряли лент?

Что мы делали чтобы не забыть сколько ленточек отмерили?

Что было сложно?

Что было легко?

  • Беседа

Беседуют с воспитателем об итогах занятия. Разучивают стихи.

Подведение итогов.  Эмоциональная разгрузка.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: познавательное развитие

Тема занятия: "Бумага в жизни человека"

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель занятия: обобщение знаний о свойствах бумаги с детьми подготовительной к школе группе в познавательно-экспериментальной деятельности

Задачи занятия:

Образовательная: знать свойства бумаги (толстая и тонкая; прочная и непрочная; боится воды; режется ножницами; рвётся; бумага горит; лёгкая; не имеет вкуса и запаха; можно складывать и сгибать; имеет звук)

Развивающая: назвать свойства бумаги посредством экспериментирования с ней

Воспитательная: демонстрировать самостоятельность, помогать и слушать друг друга

Материалы и оборудование: проектор, ножницы, мяч, бумага, картон, спички, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Мотивировать детей на включение в деятельность.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами экспериментировать. А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку:

«Она бывает документом,

плакатом, фантиком, конвертом,

письмом, обоями, листовкой,

альбомом, книгой, упаковкой»

-бумага.        

- Правильно ребята, это бумага.  

-  Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

-Для чего нужна бумага?

- Работали ли вы с бумагой?

- Нравится вам работать на бумаги?

- Вспомните, где применяется бумага?                                  

  • Беседа
  • Просмотр видео

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Побуждать детей на открытый диалог с воспитателем.

 - А вот, всегда ли у человека была бумага?  

Воспитатель: Как вы думаете, на чем в древности писали люди?    / На камнях, на скалах /.В разные времена люди писали на разных материалах.

- А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

Воспитатель: Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века люди других стран узнала, как делать это чудо. (слайд)

  • Беседа
  • Показ иллюстраций

Размышляют и отвечают на вопросы.

Заинтересовать как можно больше детей. Постановка проблемы

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Вызвать интерес детей к выполнению задания. Мотивация личной заинтересованности детей.

«Изготовление бумаги»

 В настоящее время бумагу производят на целлюлозно - бумажных заводах  (слайд ) .

Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд ).

Бревна привозят на завод (слайд ).

На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки (слайд ) .

Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд ) .

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов (слайд ) .

Ребята а вы знали об этом?

На специальной машине эту массу отжимают, высушивают и сматывают получившуюся бумагу в огромный рулон.(слайд ) .

Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы.

А затем делают книги и тетради.. (слайд ).

Что вас удивило?

Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. (слайд ).

Узнали ли вы что-нибудь новое?

- Ребята, давайте немного разомнёмся.

Физ минутка

Воробьишка потянулся,

Распрямился, встрепенулся. (потягиваются)

Головой кивнул три раза, (кивают)

Подмигнул нам черным глазом, (подмигивают)

Лапки в стороны развёл, (разводят  руки)

И по жёрдочке пошёл (шагают)

Прогулялся и присел, (приседают или шагают)

Свою песенку запел:

Чик-чирик-чирик-чирик (чирикают)

  • Игры и упражнения

Дети отвечают на вопросы

Проявление любознательности у детей.

Включаются подаваемый воспитателем новый материал. Воспринимают и выполняют задания

2.3.

Этап практического решения проблемы

Вызвать интерес путем рассуждения над вопросами.

Отвлечь внимания детей от познавательной деятельности путем физминутки.

-А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей) .

-Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.

-А прочная ли бумага? Мы проверим.

-Ребята мы сейчас будем проводить опыты с бумагой.

- Ребята теперь вы будите предполагать какая всё таки бумага бывает, ее свойства. А я это буду схематично зарисовывать на доске. Молодцы ребята давайте теперь проверим есть ли те свойства у бумаги которые мы с вами назвали  

Экспериментальная часть. Изучение свойств бумаги.

А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства).

А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:

1) Для начала, возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается). (Ответы детей).

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.

2) А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?

Бумага рвется, а значит она непрочная.

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

3) Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).

4) А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

5) Посмотрите, ребята, теперь я подожгу бумагу. Что с ней произошло? Вывод: бумага горит.

6) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?

Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз,  т. е., бумага падает по-разному.

7) Ребята, а бумага имеет вкус или запах?

8) А можем ли мы бумагу сложить веером?

9) Имеет ли бумага свой звук?

Выводы исследований.

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5. «Бумага горит»

6. Бумага очень лёгкая

7. Бумага не имеет вкуса или запаха

8. Бумагу возможно складывать различными способами

9. Бума имеет свой характерный звук

Игра «Волшебная бумага»

  1. Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.) .

  1. А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.) .

-Ребята, посмотрите у нас есть альбом. Как вы думайте сто там?

Ребята нам находятся образцы виды разной бумаги. После занятия мы можете подойти и рассмотреть поближе какие бывают виды бумаги.  

  • Наблюдение
  • Диалог.
  • Выполнение упражнений

Происходит процесс рассуждения детей над вопросами.

Выполняют физминутку.

Дети заинтересованы, артикуляционный аппарат подготовлен к дальнейшей деятельности.

3.

Заключительный этап

Закрепить знания детей полученные в процессе образовательной деятельности.

О чём мы сегодня говорили?

Где был придумал рецепт приготовления бумаги?

Что делают из бумаги?

А что раньше людям заменяла бумага?

Какие бывают свойства бумаги?

Что мы делали чтобы определи свойства бумаги?

Что больше всего вам понравилось?

А что нового вы узнали про бумагу?

Молодцы ребята, спасибо вам за активное участие, мне тоже было с вами весело, занятие окончено.

  • Беседа

Беседуют с воспитателем об итогах занятия.

Подведение итогов.  Эмоциональная разгрузка.