Использование мультимедийных современных технологий для эффективного изучения и закрепления произведений художественной литературы с детьми дошкольного возраста

Хохлова Софья Алексеевна

Использование мультимедийных современных технологий для эффективного изучения и закрепления произведений художественной литературы с детьми дошкольного возраста – это педагогический подход, который направлен на повышение интереса, понимания и запоминания художественных текстов дошкольниками с помощью разнообразных цифровых инструментов и ресурсов. Он включает в себя применение интерактивных презентаций, электронных книг, видеопостановок, аудиокниг, а также создание собственных мультимедийных проектов, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным, наглядным и запоминающимся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида

Из опыта работы: «Эффективные формы работы в ДОО

по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы»

Воспитатель: Хохлова Софья Алексеевна

Иркутск, 2025г.

Эффективные формы работы в ДОО

по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы

«Чтение книг – тропинка,

по которой умелый, умный,

 думающий воспитатель находит путь

к сердцу ребенка…»

                                                                                                  В.А. Сухомлинский

Во все времена ценность книги и чтения неоспорима. ФГОС ДО вопросы приобщения детей к художественной литературе рассматривает в двух образовательных областях «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие»:

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного),

- восприятие, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Почему же детям так необходимо читать?

- в процессе чтения развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас;

- чтение развивает мышление, стимулирует творческое воображение, пробуждает познавательные интересы и расширяет кругозор;

- книги помогают ребенку познать самого себя, понять других;

- совместное чтение способствует духовному обогащению родителей и детей;

- чтение самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического становления личности.

В современных условиях книга почти лишилась прежнего значения. Ее активно вытесняют из детской жизни телевидение, компьютерные игры, гаджеты. Но именно книга остается источником формирования правильной развитой речи. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, насколько образно он умеет пересказывать, рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития. Поэтому сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации, передо мной встала проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований ФГОС ДО.

Для успешного приобщения дошкольников к книге и чтению в нашей группе создана необходимая предметно-пространственная развивающая среда. В  группе организован книжный уголок с учетом принципов доступности и эстетичности. Он обеспечивает ежедневное свободное общение с книгой, является формой распространения знаний о книге, развивает интерес к ней. В книжном уголке есть любимые детьми книги (сказки А. Пушкина, X. К. Андерсена, Д. Мамина-Сибиряка и других авторов), а также словари, хрестоматии, детская энциклопедическая литература.  Содержание книжного уголка меняется в зависимости от темы недели. Предметно-пространственная развивающая среда обогащена музеем книги, благодаря которому дети получают возможность познакомиться с историей возникновения первых книг у разных народов, с особенностями книжной летописи, материалами для оформления книг.  Музей книги помогает детям узнать о разных видах и формах создания книг в прошлом и настоящем времени, а также с профессиями людей, связанных с созданием, изданием, распространением или хранением книг.

 В группе организован специальный уголок для театрализации, в котором размещены изготовленные детьми персонажи сказок, атрибуты, элементы костюмов и несложных декораций, чтобы дети имели возможность самостоятельно использовать все необходимое оборудование для разыгрывания мини-спектаклей, театрализованных представлений и режиссерских игр по мотивам известных произведений, созданы макеты по любимым сказкам.

 Широко в работе с детьми использую традиционные формы и методы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы:

  • традицию ежедневного чтения рассказов, стихов, сказок;
  • слушание аудиозаписей сказок;
  • театрализованные представления («Красная Шапочка», «Муха-цокотуха» и др.);
  • экскурсии в библиотеку им. Л. Кассиля;
  • литературные викторины «Моя любимая книга», «В гостях у сказки», «По страницам детских произведений»;
  • праздники детской книги: «Книжкины именины», «Путешествие по следам сказочных героев»;
  • выставки книг писателей: «Сказки А.С.Пушкина», «Писатели Чувашии - детям»;
  • выставки книг художников – иллюстраторов (В. Чижов, Ю. Васнецов, Е. Чарушин);
  • выставки детских журналов: «Детские журналы в гостях у ребят»;
  • выставки журналов, издаваемых в нашем городе «Тетте»;
  • выставки произведений, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов: «Герои книг на экране»;
  • конкурсы чтецов «Весенний калейдоскоп», «Братья наши меньшие», «Мама – первое слово», «Покорители космоса», «Любимый город Чебоксары» и др. которые проходят ежемесячно;
  • неделя чувашской детской книги;
  • тематические выставки «Как рождаются книги», «Книги о животных», «Жила-была сказка», «Эти книги читали мамы и папы»;
  • вечера загадок и сказок;
  • выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям";
  • сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин»;
  • развлечение «Сказочный калейдоскоп».

В группе создана «Книжкина больница», которая помогает прививать детям бережное отношение к книгам.

Художественная литература своего народа и других народов позволяет прикоснуться ко многим общечеловеческим проблемам, обогащает личностный опыт. Поэтому в своей работе использую произведения чувашских, татарских, мордовских писателей и поэтов. Они знакомят детей с историей чувашского народа, повышают интерес к традициям родного края, воспитывают любовь и уважение к своему народу и народам соседних республик, желание и потребность читать книги разных национальностей.

 Наряду с традиционными формами работы с дошкольниками использую и инновационные. Большое внимание уделяю методу проектной деятельности, который, безусловно, является одним из эффективных способов решения данной проблемы. Ведь именно в проектной деятельности сочетаются такие немаловажные принципы, как сотрудничество педагога с детьми и принцип совместного развития. Также несомненным плюсом данного метода является то, что он позволяет вовлечь родителей дошкольников в и раскрыть ценности совместного творчества с детьми, а также повысить их компетентность в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе. В этом году в группе провели проект по теме «Моя родина в произведениях писателей Чувашии».

     Буккроссинг - это социальное движение «книголюбов», постепенно набирающие обороты в России. В работе с детьми для  пропаганды чтения, повышения интереса к книгам, возрождения интереса  к чтению русских народных сказок, возрождения традиции семейного чтения использую в группе эту форму работы. Процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе "Прочитал - отдай другому".  Наши дети с удовольствием приносят прочитанные книги в детский сад и делятся со сверстниками. В фойе детского сада имеется полочка любимых детских книг, которые дети могут взять домой и прочитать вместе с родителями.

     Наиболее увлекательной и результативной инновационной формой работы по приобщению детей к книге и чтению является создание рукописных книг, когда дети самостоятельно, под руководством воспитателя или родителей придумывают рассказы и сказки. При реализации педагогического проекта «Бабушкины сказки» вместе с родителями наши дети познакомились с чувашскими сказками, рисовали сюжетные картинки к сказке, познакомились с чувашским национальным костюмом, чувашскими подвижными и хороводными играми, а потом создали рукописную книгу по чувашской сказке «Лиса-плясунья».

Еще одна интересная форма, которую я использую в работе –лэпбук. Это современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности. В группе созданы тематические лэпбуки: «Сказки К.Чуковского», «Мир природы В.Бианки», «Сказки Х.-К. Андерсена», «Все про театры».

В группе создан своими руками «волшебный телевизор», чтобы привлечь детей к обыгрыванию знакомых сказок. Для этого изготовили разные виды настольных театров: пальчиковые, на палочках, конусные. Дети берут из волшебного сундучка героев сказок и обыгрывают, тем самым развивая диалогическую речь.

Для привлечения дошкольников к художественной литературе использую метод «СТОРИСЕК». «СТОРИСЕК» в переводе с английского языка означает «мешок историй». Сначала изготовили «Волшебный мешок» совместно с родителями и детьми. Его украсили  бисером и вышили имена воспитанников. В этом случае впоследствии дети будут с повышенной мотивацией участвовать в мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности. «Мешок историй» мы «наполняем» художественной книгой, которую хотим прочитать, игрушками, являющимися прообразами героев выбранного произведения, аудиокнигой, развивающими играми, портретом автора с информацией о нем, раскрасками с героями произведений, трафаретами, иллюстрациями разных художников к произведениям. При знакомстве с новой книгой с помощью «мешка историй» провожу беседу по содержанию книги, рассматриваем и обсуждаем с детьми иллюстрации; разыгрываем при помощи игрушек эпизоды художественного произведения; проводим игры по теме выбранного произведения; коллективно прослушиваем аудиокниги с разукрашиванием раскрасок. Аудиокассета позволяет детям прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания. Затем с детьми организовываем работу в творческой мастерской «В мире историй» -  изготавливаем  творческие продукты на основе художественного произведения (закладки,  обложки книги, новые иллюстраций к книгам, маски и персонажей для настольного, теневого, пальчикового и т. д. театра по прочитанным произведениям). Кроме этого,  ребятам предлагалось придумать другой конец той или иной истории, оформить ее в виде книжки самоделки.

В  наполнении «мешка историй», создании коллажей по прочитанному произведению активно помогали  родители.

 Важнейшей формой приобщения детей к чтению, возрождения традиций домашнего чтения, является установление социального партнерства ДОУ, семьи, библиотеки. Одной из задач социального партнерства является пропаганда чтения, воспитание читателей с самого раннего возраста. В рамках этого партнерства периодически организовываем экскурсии в библиотеку им. Л. Кассиля, конкурсы чтецов в библиотеке, проводим в дошкольном учреждении акцию «Международный день дарения книг», творческие мастер-классы, совместные праздники и развлечения, тематические выставки книг, круглый стол «Зачем читать детям книги», «Книги для домашнего чтения», разрабатываем памятки «Перечень художественной литературы для чтения детям в течение года», «Покупая книгу, обратите внимание…», «Маленькие хитрости при прочтении сказки». Родителям в прошлом году порекомендовали создать семейные библиотеки, чтобы привлечь к работе по приобщению детей к чтению художественной литературы. И это дало свои результаты. В этом году они начали приносить в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек для чтения детям. И теперь дети знают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги.

   Таким образом, использование традиционных и инновационных образовательных методов и форм позволяет достичь хороших результатов в формировании устойчивого интереса к лучшим произведениям художественной литературы, в приобщении детей к чтению.

Список литературы:


1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 114 «Аленький цветочек» города Чебоксары Чувашской Республики.

4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика –синтез, 2010.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида

«Применение ИКТ – технологий в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Воспитатель: Хохлова Софья Алексеевна

Иркутск, 2025г.

Введение

Мир каждой исторической эпохи является естественным и органичным для развивающихся в этот период детей. Наш век – век компьютеров. ИКТ — информационно-коммуникационные технологии — уверено входят в жизнь дошкольных учреждений. Большинство современных дошкольников родилось в семьях уже имеющих и использующих компьютер в повседневной жизни. И начав знакомиться с окружающим миром и осваивать его, ребенок встречается с компьютером уже в раннем детстве и воспринимает его как неотъемлемую часть окружающей среды.

Не все педагоги  знают, как правильно использовать информационно – коммуникационные технологии в дошкольном учреждении при развитии и обучении детей. Понимая всю сложность и многогранность этой проблемы, мы можем предположить, что использование компьютерной техники на занятиях с детьми дошкольного возраста при соблюдении методических рекомендаций, разработанных с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а также гигиенических норм, поможет подготовить ребенка к жизни в современном информационном обществе. И, как всегда, организация познавательного процесса зависит, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога.        

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, эксперементирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности. При проведении занятий можно использовать различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание и познавательный интерес. Возможности компьютера помогают увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала.        

Но при этом невозможно забывать и про книгу, как источник увлекательных знаний. Общаясь с художественной литературой, ребенок – дошкольник обогащается духовно. Важно не допускать конкуренции. Каждый метод по – своему хорош. Мы за использование информационно – коммуникационных технологий в педагогическом процессе дошкольных учреждений, но при этом и не стоит забывать о роли самой детской литературы во всестороннем развитии личности ребенка.        

Возникает вопрос -  как использовать информационно – коммуникационные технологии в процессе ознакомления дошкольников с детской литературой?        

Цель: обобщение и систематизация имеющегося опыта по внедрению ИКТ – технологий в работу по ознакомлению детей с художественной литературой

Задачи исследования:

  1. Определить понятие «ИКТ – технологии» и определить место в системе дошкольного образования
  2. Проанализировать программы дошкольного образования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой.
  3. Рассмотреть особенности ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста.
  4. Составить и апробировать использование ИКТ-технологий в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой в ходе осуществления проектной деятельности.

 Теоретическая основа: работы С .Аверина, И.Г. Семакина об использовании ИКТ, взгляды Е.В. Михеевой, Н.В. Микляевой, З.Ю. Злобиной на  вопросы информатизации в дошкольных учреждениях.

Глава I. Использование информационно – коммуникационных технологий в детском саду

  1. Понятие информационно – компьютерных технологий

Потребность в инновации возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую – то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. 

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия педагога и ребенка в современных системах открытого образования.

ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). (Е.В. Михеева).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе .

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно – образовательном процессе дошкольных учреждений. Сегодня ИКТ позволяет:        - Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.

- В доступной форме: ярко, образно преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно – образному мышлению детей дошкольного возраста.        

- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.        

- Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков, талантов.

- Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей [24].

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие возможности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. Использование компьютерных технологий применяется при составлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, оформлении информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, портфолио ребенка и т.д. Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров, конференций), получать консультации по возникшим проблемам, также размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с методическими разработками мероприятий своих коллег. Общаясь на форумах с коллегами всей России, можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу.

В последнее время пользуются популярностью так называемые «виртуальные экскурсии». Такая экскурсия дает возможность посетить недоступные места, предлагая увлекательное путешествие.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. Для такой экскурсии нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.

Итак, информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно – коммуникативные технологии – хороший помощник педагогам в организации воспитательной, образовательной и коррекционной работы.

1.2 Место информационно – коммуникационных технологий в процессе работы с дошкольниками

В настоящее время в нашей стране реализуется стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Приведем основные направления развития ИКТ.

1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческого развития детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк.

2. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа Power Point.

3. Разработка технологии с включением ИКТ которая базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание). Занятия включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе Федерального государственного образовательного стандарта.

4. ИКТ как средство автоматизированного системного управления (АСУ). Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.

Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования: 

• При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на  состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.

• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

• Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей.

Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости.

Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная с пяти лет.

Подчеркивается, что как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка». Мы придерживаемся как раз этой позиции.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников .

Педагоги,  изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

1.3. Особенности ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого [20].

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Раньше главная роль в обучении принадлежала специальным занятиям. Занятия дополнялись и взаимодействовали со специальными дидактическими играми вне занятий. С введением ФГТ в дошкольное образование раздел «ознакомление с художественной литературой» был вынесен за пределы непосредственно образовательной деятельности, знакомили с художественной литературой в свободное от основных занятий время; введение же ФГОС (утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17.10.20ё13г. № 1155) позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей).

Ведущей формой деятельности являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться образовательной деятельностью. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем на занятиях.

Чтение вне образовательной деятельности дает возможность повторной встречи с книгой. Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований [19]:

- Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.

- Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.

- Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательным.

- В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.

В старшей группе содержание становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10, дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские народные сказки, сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках, литературные утренники [18].

Такой богатый выбор форм работы с литературой – в образовательной деятельности, в свободной деятельности – чтение, рассказывание, пересказывание, инсценировка, придумывание новых сказок, способствует поддержанию и развитию интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, мы дали теоретическое обоснование использования информационно – коммуникационных технологий в детском саду и выяснили, что информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. А также рассмотрели особенности ознакомления детей с художественной литературой в старшем дошкольном возрасте.

В последнее время информационно – коммуникативные технологии – хороший помощник педагогам в организации воспитательной, образовательной и коррекционной работы.

Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей, тем самым является актуальным способом приобщения детей к художественной литературе.

Глава II. Реализация проекта «ИКТ в системе работы по ознакомлению с художественной литературой»

Теоретическое обоснование проблемы раскрывает перед нами, возможность и современность внедрения ИКТ – технологий в процесс ознакомления детей с художественной литературой.

Однако, как известно из опыта практиков дошкольного образования, любая деятельность должна проводиться в определенной системе, в противном случае результативности не будет. Поэтому нами было принято решение реализовать краткосрочный проект по внедрению ИКТ -  технологий в процесс ознакомления дошкольников с художественной литературой.

Проектная деятельность предусматривает наличие определенных этапов и наличие участников проекта. В данном случае, участниками проекта стали – воспитатели, дети, родители.

На подготовительном этапе мы провели ряд мероприятий, направленных на изучение потребности в данном виде работы:

- с детьми беседа «Сделай компьютер своим другом», целью которой являлось выявить много ли детей увлекаются компьютером, уровень представлений детей о действиях за компьютером;

В ходе данной беседы, дети столкнулись с проблемной ситуацией, в ходе которой, пришли к выводу об опасности подстерегающей у монитора. Однако и пользу данного изобретения отвергать нельзя. В итоге педагог совместно с детьми определили правила поведения с компьютером и его главное назначение – поиск интересной информации.

- буклет для родителей «Компьютер и ребенок», цель – вызвать интерес родителей к ИКТ – технологиям в работе с детьми дошкольного возраста: безопасность, актуальность, способы.

В данном буклете для родителей мы разместили информацию о возможности и актуальности использования ИКТ-технологий, а также о санитарно – гигиенических требованиях, предъявляемых к использованию мультимедийных презентаций.

- педагоги – составление перспективного плана на ноябрь месяц с учетом разных видов деятельности, а также тематического планирования.

Для сотрудничества с родителями, нами была создана группа в контакте, где выкладывались мультимедийные презентации по разным темам. Так, например, из бесед с родителями стало ясно, что читать текст утомительно и не всегда интересно, так как после работы информация воспринимается плохо. Времени на индивидуальную беседу со всеми родителями по вопросам ознакомления детей с художественной литературой нет, соответственно, данный вопрос либо упускается, либо освещается некачественно. Группа в социальной сети, позволила отвечать на индивидуальные вопросы, активизировался обмен опытом между родителями группы. Для того, чтобы родители все же заинтересовались и получили необходимую информацию по основам ознакомления детей с художественной литературой, были созданы презентации, которые в ярких картинках решают поставленную задачу.

Так же в ходе подготовительного этапа нами было проведено анкетирование родителей на тему «Художественная литература и мой ребенок». В ходе анкетирования родители ответили на ряд вопросов, с целью выявить заинтересованность в данной теме.

Результаты были следующими:

На первый вопрос «Есть ли сказки для детей в Вашей семье» - 100% родителей ответили положительно;

Второй вопрос «Часто ли Вы читаете сказки?» разделил родителей следующим образом: 30% родителей – «часто», 50% - «иногда», 20% - «редко». Ни один родитель не ответил, что сказки вообще не читают. Следовательно, в семьях присутствует ознакомление с художественной литературой.

Далее следовал вопрос «Какие сказки любит Ваш ребенок?» - 20% - родителей назвали конкретные сказки. Например – «Белоснежка», «Али- Баба и сорок разбойников». 50% - ответили - «разные»; 30% - «нет любимых произведений». Соответственно, необходимо сделать вывод, о том, что многим детям не интересно чтение художественной литературы, либо оно не часто используется.

На вопрос о любимом сказочном герое, ответили только 30% родителей, остальные поставили прочерк.

Вопросы о стихах оказались не отвеченными на 65%, остальные 30% разделились следующим образом – 5% родителей учат дома стихи и 25% не учат, однако дети стихов знают много.

Вопрос о выборе компьютера или книги повлек за собой следующие результаты: 80% родителей опускают детей до экрана компьютера, из них 60% - выбирают именно его, принебрегая чтением.

Соответственно и вопросы о предпочтениях и эмоциональном отклике детей принесли такие же результаты.

Опрос детей принес не менее утешительные результаты: 75% - детей предпочитают смотреть сказки, мультфильмы и прочее. Любимые герои у них мультипликационные. Например, Дима Б.  говорит о том, что любимый персонаж Гугка Боб, Тая О. – волшебницы Винкс. Сказочных героев назвали меньшинство  - Саша С – золушка, Лиз Р. – Рапунцель.

Соответственно, необходимо отметить, что у детей большей мотивацией и целью является компьютер, а не книга. Следовательно, мы приняли решение объединить две составляющие ознакомления детей с художественной литературой, применяя ИКТ – технологии.

Основной этап проекта «ИКТ в системе работы по ознакомлению с художественной литературой» проходила соответственно перспективному плану.

В работе с детьми мы выделили две стороны: образовательная деятельность и совместная. Так как образовательная деятельность предусмотрена по расписанию и в ней наиболее удобно применять ИКТ – технологии, но и во второй половине дня, когда дети свободны, мы включили использование данной технологии.

Дети взаимодействовали с компьютерной техникой не более 10 минут.

Так, например, при заучивании стихотворения, мультимедийная презентация способствовала быстрому запоминанию, а картинки служили подсказками или опорными знаками, применяясь по принципу пиктограмм. Так как происходило воздействие не только на слух, но и на зрительный анализатор, дети ярче и четче прочувствовали настроение стихотворения, быстрее запомнили его содержание, и легче передали интонации. Что достаточно сложно добиться во время заучивания стихотворений классиков в старшей группе.

В свободной деятельности проходило чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка». Построена данная деятельность была следующим образом: воспитатель прочитала сказку, затем во время беседы использовала мультимедийную презентацию. Тем самым, активизируя внимание детей, на конкретных событиях из сказки. В результате, необходимо отметить, что дети с желанием комментировали происходящее на картинке, вспоминали события предшествующие данной ситуации, анализировали героев. В беседе по произведению чаще всего активны несколько человек, так как внимание рассеивается, педагогу приходится с помощью различных методов и приемов поддерживать интерес к теме беседы, ИКТ – технологии практически решили данный вопрос. Современные дети, интересуются всем, что связано с компьютерами. Положительным фактором является то, что презентации обеспечивают наглядность хорошего качества и большого размера, что облегчает восприятие, динамика смены картинок или их объединения, также способствуют повышению интереса детей старшего дошкольного возраста к происходящему.

В ходе основного этапа с родителями (законными представителями) воспитанников также проводилась работа:

  • Беседа с родителями «Как правильно смотреть сказки».

В данной форме работы мы познакомили родителей с особенностями детского восприятия, способах его коррекции, формирования нравственных чувств.

  • Наглядная информация «Сохраним здоровье даже у компьютера»

В данной статье, мы познакомили родителей с профилактическими мерами, при нахождении ребенка за компьютером.

Тем самым, мы достигали максимального приобщения детей к художественной литературе по средствам инновационной ИКТ – технологии.

На завершающем этапе мы провели также с детьми беседу на тему: «Мой любимый сказочный герой».  И анкетирование с родителями на тему «Художественная литература и мой ребенок».

В ходе данных мероприятий, не обходимо отметить произошедшие перемены. На 20% больше родителей утверждают, что они читают сказки, на 30% отмечают вырос интерес непосредственно к произведениям художественной литературы.

Во время опроса 30% детей назвали любимыми героев сказок, которые участвовали в проекте: серая шейка (Аня Р), снежная королева (Кирилл К), Кай и Герда (Максим И). Таким образом, более 50 % детей дали ответ, соответствующий вопросу. Данные мероприятия нам позволили выявить уровень заинтересованности детей группы к художественной литературе, а также восприятие детей сюжета и развитие представлений детей о жанрах и их особенностях.

Дети активно принимали участие в беседе. У детей расширились представления детей о произведениях художественной литературы

Анкетирование родителей «Художественная литература и мой ребенок» способствовали выявлению особенностей домашнего воспитания в сфере «ознакомления с художественной литературой», заинтересованности детей в использовании книг, а также отношение к использованию ИКТ – технологии.

Заключение

В ходе нашей работы мы рассмотрели, что такое информационно – коммуникативные технологии.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы информации. Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Определили место ИКТ – технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста.

Изучили раздел программы «Детство» ознакомление с художественной литературой, а также особенности освоения у детей старшего дошкольного возраста.

Для практического внедрения ИКТ – технологий в систему работы по ознакомлению детей с художественной литературой, нами был разработан проект, длительностью 3 месяца. В ходе которого проводилась работа с применением ИКТ-технологий как с детьми, так и с родителями.

По результатам опроса, который был проведен дважды (в начале и в конце проекта), можно сделать вывод о том, что применение ИКТ- технологий повышает интерес детей к художественной литературе, позволяет более яро воспринимать образы, активизирует внимание и восприятие детей.

Таким образом, необходимо отметить, что внедрение ИКТ – технологий приносят положительные результаты. При соблюдении санитарно – гигиенических правил не представляют угрозы здоровью детей дошкольного возраста.

     

Библиографический список

  1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981.
  2.  Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. – 362 с.
  3. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада / Л.М. Гурович, В.И. Логинова. – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.
  4. Калаш, И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании [Текст]: аналитический обзор / И. Калаш. –М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. – 176 с.
  5. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С. Карпинская. - М.: Педагогика, 2002. - 400с.
  6. Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста [Текст]: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. - Центр гуманитарной литературы РОН, 2004. – 125 с.
  7. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982.
  8. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст]/ А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1972. – 124 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«риковский детский сад комбинированного вида»

Конспект занятия

По речевому развитию чтение художественной литературы

Тема занятия: «Читаем вместе «Косточка» Л.Н.Толстого»

Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет

Воспитатель: Хохлова Софья Алексеевна

Иркутск, 2025г.


Технологическая карта

Ф.И.О. Хохлова Софья Алексеевна 

Образовательная область: речевое развитие, познавательно развитие

Тема занятия: «Читаем вместе «Косточка» Л.Н.Толстого»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: понимание детьми старшей группы основной идеи рассказа «Косточка» Л.Н.Толстого в процессе восприятия художественной литературы и заполнения электронной газеты «Читаем вместе» с включением игры с использованием ИКТ оборудования, элементами продуктивной деятельности (рисование) «Тарелка слив».

Образовательные задачи:

Обучающая: раскрыть основную идею произведения «Косточка», говорить о поступках главных героев

Развивающая: уметь вести беседу по содержанию рассказа, понимать, оценивать чувства и мотивы поступков героев, объяснять свои суждения.

Воспитательная: взаимодействовать, договариваться при выполнении совместной работы, внимательно слушать мнение других.

Этапы, продолжительность

Деятельность педагога

1.

Организационно-мотивационный этап

«Добрый день!» —тебе сказали

Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

 

Ребята, мы с вами читаем очень много интересных книг, сказок и рассказов. Но ребята, бывала ли у вас такое что вы забывали, о чем была книга, которую мы давно читали?  А я вам предлагаю оформить электронную газету «Читаем вместе». Для того чтобы мы с вами могли лучше понять и запомнить новую книгу. И для того, чтобы мы через какое-то время если забыли книгу, то могли вернуться в электронной газете и вспомнить о чём она была. Таким образом с помощью электронной газеты мы можем в любое время обратится к ней и вспомнить любое прочитанное ранее произведение.

И сегодня мы с вами заполнить электронную газету, а о какой книге мы сейчас узнаем.  

Выразительное прочтение рассказа «Косточка» Л.Н.Толстого

        

Вопросы по прочитанному:

Какие чувства вы испытали, когда я читала этот рассказ?

Как звали главного героя?

Что купила мама?

Что сделал Ваня когда никого не было в горнице?

Как мама узнала, что оной сливы нет?

Что сделал папа за обедом?

Что сделал Ваня, когда папа спросил кто съел сливу?

А почему он Ваня «Покраснел как рак»?

Что именно вам понравилось в этом рассказе?

Ребята, а сейчас вы получаете иллюстрацию обложки книги «Косточка» Л.Н.Толстого и его портрет чтобы мы потом ее поместили в нашу электронную газету.

2.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Как вы думайте правильно ли поступил Ваня что солгал?

Ребята вы же знаете, что у каждого произведения есть свой смысл, так какой же смысл этого рассказа?

Главная мысль заключается в том, что надо быть честным и уметь отвечать за свои поступки

Ребята я думаю, что "Косточка" — это замечательный рассказ Л. Н. Толстого о мальчике и сливах. Произведение учит быть честными и воспитывает лучшие качества: как поступить правильно, как себя не выдать или как уличить "обманщика" и быть ловчее, опытнее.

Ребята за то, что вы смогли узнать главную мысль рассказа вы получаете изображение. Но оно не простое в нем зашифрована в картинках главная мысль произведения «Косточка» Л.Н.Толстого

2.2

Этап восприятия материала

          Ребята, каким вам показался Ваня в этом рассказе?

Как вы думаете, а как поступит Ваня в следующий раз? – (В следующий раз он признается. - В следующий раз Ваня не будет врать, не возьмет без спросу)

Ребята, можем ли мы осуждать Ваню?

А почему?

Я не осуждаю Ваню ведь никогда не ел слив и очень, очень хотел их попробовать и не смог сдержаться. Такая ситуация как с Ваней может случиться с каждым. Но мы должны помнить, что, если так произойдёт что нужно сделать? –(попросить прощения, а лучше спросить разрешение у взрослого)

Молодцы!

Ребята, за то, что вы правильно отвечали на вопросы вы получаете картинку из сюжета книги

2.3

Этап практического решения проблемы

А кто – же всё-таки Ване помог признаться?

А каким он вам показался в рассказе?

Конечно, папа помог ему признаться. Он не стал его сразу ругать, а схитрил и придумал. Что от косточки можно умереть, если её проглотить. Ведь от того, что съешь косточку умереть нельзя. Но Ваня, то этого не знал. И от страха Ваня смог признаться.

Видите, какой хороший, умный у Вани папа. Конечно, папа любит Ваню, и он дал ему урок, он помог ему признаться.

А какими словами закончилась рассказ?

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Ребята, за то, что вы правильно отвечали на вопросы вы получаете картинку из сюжета книги

Физкультминутка

Раз- подняться, потянуться

Два-нагнуться, разогнуться

Три- в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре- руки шире

Пять- руками помахать

А на шесть- идем на мете

Закончили!

Игра на ИКТ доске.

1. Игровое задание  

Выбор и сортировка необходимых изображений соответствующих рассказу «Косточка» Л.Н.Толстого

2. Игровое задание

 Находить, нажимать и перетаскивал на интерактивной доске необходимые объекты

А теперь ребята, чтобы получить оставшиеся изображения в нашей электронной газете нам нужно поиграть

Игра

1. Ребята посмотрите, что вы видите на интерактивной доске?

Это сюжетные изображения из рассказа. Вам необходимо их расположить в правильном порядке. Если изображение поставлено правильно оно останется на своём месте, а если нет, то вернётся на свое место.  А теперь расскажите, что изображено на картинках. Молодцы ребята всё сделали правильно.

2. Посмотрите ребята что вы здесь видите. Картинки из сказок. Ребята вам необходимо в красную книгу поместить изображения из рассказа «Косточка», а в жёлтую изображения из других сказок. Если изображение помещено верно, то оно пропадёт, а если нет, то вернётся на своё место.

3. Ребята, это изображение из рассказа «Косточка», но в одном из них находится ошибка, вам надо найти это изображение, объяснить, почему оно неверное и поместить в мусорное ведро, если вы всё сделали правильно изображение пропадёт

Ребята все верно, вы молодцы!

Молодцы ребята вы получаете еще несколько изображений для нашей электронной газеты.

Продуктивная деятельность рисование

Ребята теперь я вам предлагаю нарисовать для Вани большую тарелку со сливами. Чтобы ему больше не пришлось обманывать родных. И он мог есть столько сколько хочет.

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

(хлопаем в ладоши)

Взгляните теперь на сливы. Какой они формы? А какого цвета?                        

Но перед тем, как начать вспомним, как нужно работать с карандашами (держать тремя пальцами, не давить, раскрашивать ребром карандаша)

На первом этапе нарисуем обычное куриное яйцо, немного заостренное с одной стороны и притупленное с другой это будет наша слива.

Нарисуем разделительную линию.

На третьем этапе добавим хвостик и подкорректируем весь рисунок. нарисуйте еще несколько слив и под ними тарелку.

Осталось добавить красок. Возьмите фиолетовый или синий цвет и закрасьте, не выходя за контур

Молодцы ребята, за то что вы старались получаете последнее изображение

3.

Заключительный этап

А теперь ребята, приступим к заполнению нашей электронной газеты.

Посмотрите здесь все изображения, которые вы получили. Какие вы видите и что они обозначают? Ребята разместите их на газете «Читаем вместе»

Какие задания вам показались сложными?

Что больше понравилось на занятии?

Ребята, а кто запомнил, как называется рассказ, который мы сегодня читали? (Косточка)

Правильно, А кто автор этого рассказа? (Лев Николаевич Толстой великий, русский писатель)

Чему же научил вас этот рассказ. («этот рассказ учит нас о том, что главное, это найти в себе силы признаться в плохом поступке, сказать правду и попросить прощение.)

Почему? (Потому что Ваня съел сливу, думал никто не узнает об этом, но все узнали, и ему стало стыдно.)

Ребят как вы думайте почему рассказ «Костюка» называется именно так?

Спасибо вам, вы большие молодцы! Мне понравилось, как вы активно отвечали на вопросы, выполняли задания.

Занятие законченно.

Хохлова Софья Алексеевна