7. Разработки к урокам

Мельникова Валентина Владимировна

Предварительный просмотр:

Тест по разделу «Причастие»

  1. Дополните определение

Причастие – это самостоятельная часть речи, _________________

__________________________________________________________

  1. Какое слово является причастием? (подчеркни)

Великий, золотой, созревший, певчий

  1. Приведите примеры

действительных причастий:____________________________________

страдательных причастий: ____________________________________

  1. Подчеркните действительное причастие настоящего времени:

выбираемый, уважаемый, рисовавший, выступающий

  1. От какого глагола образуются причастия:

нависший - ______________________

моющий - _______________________

закрытый - _____________________

принёсший - _____________________

  1. Подбери синонимы к причастию говорящий: ____________________

__________________________________________________________

  1. Вставь пропущенные буквы, запиши в скобках глагол, от которого образованы причастия, укажи спряжение глаголов.

Прилега..щий (_____________________), мо..щий (______________), завис..вший (_____________________), терп..щий (______________).

  1. В каком примере НЕ пишется слитно? (подчеркни)

(Не) работающий утюг, письмо (не) написано, (не) сделанное вовремя задание.

  1. Расставь недостающие знаки препинания в предложениях.

Я слышал звуки доносившиеся из-за реки и видел огненные вспышки.

Солнечный луч освещал падающие с деревьев листья.

Мальчишки перелезли через забор залезли на дерево растущее около дома и затихли.



Предварительный просмотр:

__________________________

Ф.И.

Тест «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

  1. Продолжите предложение:

Деепричастие обозначает ______________________________________________

и отвечает на вопросы__________________________________________________

  1. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие:

а) глагола и прилагательного

б) наречия и прилагательного

в) глагола и наречия

  1. Деепричастие –

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

в) служебная часть речи

  1. Продолжите предложение:

Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов__________________________________________________________

  1. Укажите признак (или признаки) глагола, которого (которых) нет у деепричастия:

а) вид б) возвратность в) время

  1. Деепричастный оборот – это ________________________________________

Схема: ______________________________________

  1. НЕ с деепричастиями пишется

____________________(примеры)______________________________________ ____________________(примеры)____________________________________



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся 4-5 классов

Игра - соревнование

«Знатоки русского языка»

Цели: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;

- развивать и укреплять навыки критического мышления, повышать грамотность учащихся;

- прививать любовь к родному языку.

Методы: практический, игровой, объяснительно - репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.

Оборудование: Слайды с высказываниями о русском языке, раздаточный материал, презентация.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычная встреча. Необычная – потому что у нас сегодня много гостей. Поприветствуем их. Необычная еще и потому, что мы проводим игру - соревнование «Знатоки русского языка».

Вступительное слово учителя:

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенком мы засыпаем под звучание бабушкиных сказок. А ведь сказка – это язык. Вы ходите в школу. В речах учителя, на страницах книг открывается перед вами огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаете о том, что было сто и даже тысячу лет назад. И все это благодаря родному языку. На земном шаре насчитывается более 2000 языков. Есть языки, на которых говорит всего несколько человек; а есть языки, на которых говорят миллионы человек. И в этой большой семье языков русский язык занимает особое место. Русский писатель И.С. Тургенев назвал русский язык правдивым, могучим, а народ, у которого такой язык – великим. Русский язык знают и любят не только народы, населяющие нашу Родину, но и многие люди всех стран мира. Сбылись слова русского писателя А.Н. Толстого, который говорил, что «настанет время, когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». Но наша действительность превзошла предсказание Толстого. Русский язык звучит не только по всем меридианам земного шара, но и в космических просторах. Русский язык имеет большое международное значение. На нем создана богатейшая художественная литература. И чтобы любить русский язык, надо его знать.

Дорогие ребята! Сегодня вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку. От всей души приветствую вас, пытливых, находчивых, знающих, остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные уголки страны под названием «Русский язык». Сегодня здесь встречаются 2 команды.

Придумайте название своим командам и выберите капитанов.

1 конкурс «Составь слово»

- Буквы в словах перепутались –вы должны составить слова, переставив буквы.

1 команда: кута (утка), одм (дом), ворд (двор), ватра (трава)

2 команда: блук (клуб), кокаш (кошка), елонь (олень), отр (рот)

2 конкурс «Знаете ли вы пословицы?»

- Я начинаю пословицу, а вы ее продолжаете.

1. Кто не работает – тот не ест.

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (..не достанешь, …не вынешь)

1. Кончил дело – гуляй смело.

2. Поспешишь – людей насмешишь.

3 конкурс «Узнай, о ком или о чём речь?»

-Её нужно съесть пуд, чтобы чему-нибудь научиться.

-Давным-давно она была почти на вес золота.

-Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет? (Соль)

А объясните, почему так говорят? Конечно же, соль едят понемногу, и потребуется много времени, чтобы съесть целый пуд. ( пуд - ? кг)

4 конкурс «Грамматическая арифметика»

- Вы должны будете отгадать зашифрованные слова. У каждой команды свое задание.

100+г= ? 7+ я =?

3+котаж = ? 100+лб=?

Па+3+от= ? 100+рож=?

С+ место стоянки судов=? Кабан – ан + лук =?

5 конкурс «Третий лишний»

- Вы должны будете в каждой строке найти лишнее слово и объяснить, почему вы так считаете. Можно заработать этим заданием дополнительные жетоны.

1. Лес, лесничий, лестница

2. Смешной, речка, зимний.

3. Лев, лист, лестница.

4. Веселый, желтый, синий.

5. Честность, грустный, опасный.

6. Рисунок, рисовать, рисовая.

(А сейчас я вам предлагаю послушать сказку. Но сказка эта не обычная, эта сказка о РУССКОМ ЯЗЫКЕ)

Чтение сказки. Работа с текстом.

Составление для команды соперников вопросов «Тонких и толстых»

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думает6е…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Примеры вопросов:

Как звали царя?

Где жил царь?

Сколько было у царя дочерей?

Как звали младшую дочь?

Почему царя называют «настоящим волшебником»?

В чем разница между частями государства, которыми должны управлять дочери царя?

Как вы считаете, как называются части государства? И почему?

Что это за группы слов русского языка? Дайте объяснение. Кому поручил заниматься этой частью государства царь?

Работа с кластером.

- А теперь следующий конкурс. И приглашает нас поучаствовать в нем один из литературных героев. Угадайте, кто это?

Деревянный человечек

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

- Конечно же, это Буратино.

Посмотрите, ребята, Буратино выполнял задание и что-то напутал.

Как ему помочь? Что для этого нужно знать?

Признак предмета – что делать? что сделать? – имя существительное.

Название предмета – кто? что? – глагол.

Действие предмета – какой? какая? какие? – имя прилагательное.

- Давайте составим кластеры на тему «Части речи».

Составление и защита кластеров.

Итак, со всеми заданиями вы справились успешно. И в заключении я предлагаю вам составить синквейн о нашей сегодняшней встрече, которая была посвящена великому и могучему русскому языку.

(Читают синквейны)

Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились. И нам необходимо подвести итог нашей встречи – подсчитайте свои жетоны. Какое количество жетонов набрала команда…? А у команды … заработанных жетонов. Разница в баллах небольшая. Главное, что вы сегодня узнали что-то новое. А побеждает как всегда дружба.

Итак, друзья, пришла пора прощаться,

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с желанием трудиться,

Никогда не унывать,

А русский на «отлично» знать!

И на память о нашей встрече небольшие призы.

Спасибо всем за работу. До свидания.



Предварительный просмотр:

Задания для подготовки к ОГЭ

№ 1. «Не прерви цепочку»

1. На какие предложения по виду связи делятся сложные предложения?

2. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

3. Из каких частей состоит СПП?

4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

5. Как определить вид придаточного предложения?

6. Перечислите значения приставки ПРИ-.

7. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?

8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?

9. Назовите значения приставки ПРЕ-.

10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?

11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

12. Правописание суффикса каких частей речи зависит от приставки?

№ 2. Укажите вид сложного предложения

1. Плакучие березы опустили вниз зеленые косы, а в елках нависла синяя тишина.

2. Зовут Гром, глянет – так гром до самых пяток пробирает.

3. Из энциклопедии я узнал, что Коперник был древним исследователем Земли, что Сергей Королев - конструктор и основатель советской космонавтики.

4. Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей душой: личное присутствие поэзии – в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться.

№ 3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и запятые.

Объясните орфограммы и пунктограммы.

Весна. На дереве грачи ра__селись шумной стаей.

Бегут прозрачные ручьи и скоро снег ра__тает.

И__чезнет почерневший наст закрывший плоть земли

И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.

Не остудила наших чувств суровая зима,

И мы зовём пр___красных муз пускаем их в дома.

А там, где солнце пр___пекло, уже видна земля,

И в лунках робко и светло подснежники стоят.

И, пробиваясь сквозь снега сквозь лёд и мерзлоту,

(О Господи как жизнь хрупка!)

Подснежники цветут!

№ 4. Составьте и запишите задания для тестовой части по данному тексту.

  1. На дворе стояла суровая зима. (2) В избушке, стоявшей в горах, жила семья. (3) Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. (4) Под конец января вдруг занемог мальчик и знахарка определила недуг, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья. (5) Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что все кругом сковано льдом и покрыто снегом. (6) Бросилась она на землю и стала горько плакать. (7) Эти горячие и сердечные слезы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы - подснежники. (8) Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. (9) И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. (10) Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен.

(Например,

Найдите предложение с _________________________________________________________

Выпишите слово, в котором правописание _________________________________________)

№ 5. Задание по пунктуации.

Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата,1 он,2 еще будучи мальчиком,3 проводил бессонные ночи,4 тайком забираясь в кабинет отца. И без разбора «пожирал» все книги,5 попадавшиеся ему под руку.

Пушкин обладал необыкновенной памятью,6 и уже на одиннадцатом году он великолепно знал французскую литературу. Девяти лет он читал «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью мальчик впоследствии поразил своих лицейских товарищей.

Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Когда поэт находился в изгнании,7 он часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки.

Уезжая в путешествия,8 Пушкин всегда брал с собой книгу. К книгам поэт относился очень бережно. В одном из писем с дороги поэт писал,9 что он очень сердит и расстроен,10 так как книги,11 взятые им в дорогу,12 в сундуке перебились и перетерлись.

После дуэли Пушкин лежал в кабинете,13 окруженный книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом,14 в гостиной,15 собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул угасавшим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте,16 друзья!»

а) Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями ССП. ____________

б) Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном обстоятельстве

______________

в) Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении. ______

г) Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленных определениях. _______________

д) Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции. _______


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Поле чудес» игра по литературе для учащихся 7 класса Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ п. Бурасы Новобурасского района Саратовской области» Мельникова В.В.

Слайд 2

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Х I Х ВЕКА

Слайд 3

Кто автор строк ? I Т У Р Край ты мой, родимый край, Конский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле !

Слайд 4

Алексей Константинович Толстой Год написания стихотворения 1856

Слайд 5

II Т У Р Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка…

Слайд 6

Михаил Юрьевич Лермонтов Написано в феврале 1837 г., когда поэт находился в заключении.

Слайд 7

III Т У Р Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины…

Слайд 8

Иван Сергеевич Тургенев Дата создания: июнь 1882 года о публиковано в 1882 году

Слайд 9

ФИНАЛЬНАЯ ИГРА Нет ! Я не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба – Я буду ей верна!

Слайд 10

Николай Алексеевич Некрасов Годы написания поэмы «Русские женщины» 1871—1872



Предварительный просмотр:

Тест ____________________________________

1. Найди пару

Ф.И.О. писателя

Название произведения

1

Л. Н. Толстой

А

«Царевна-лягушка»

2

И. А. Крылов

Б

«Спящая царевна»

3

Н. В. Гоголь

В

«Бородино»

4

А. С. Пушкин

Г

«Крестьянские дети»

5

А. П. Чехов

Д

«Муму»

6

Р.н.с.

Е

«Кавказский пленник»

7

М. Ю. Лермонтов

Ж

«Случились вместе два астрóнома
в пиру»

8

Н. А. Некрасов

З

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9

И. С. Тургенев

И

«Заколдованное место»

10

М. В. Ломоносов

К

«Волк на псарне»

11

В. А. Жуковский

Л

«Хирургия»

Ответы:

_____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

_____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

_____________________________

____________________________

____________________________

2. Заполни пропуски:

Главные герои рассказов: «Муму» ___________________________________________________________________,

«Кавказский пленник»____________________________________________________________________________________.

В стихотворении «Бородино» описывается историческое событие

____________________________________________________________________________________________________________________

В каком произведении говорится о юноше, прыгающем в морскую бездну

_____________________________

Няню А.С. Пушкина звали _____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тест «Матрёнин двор»

Ф.И. _____________________

  1. Как зовут рассказчика _________________________________________________
  2. На какую станцию отправили рассказчика за работой ______________________
  3. Перечислите деревни, находившиеся недалеко от станции ____________________________________________________________________
  4. У кого остановился жить рассказчик _____________________________________
  5. Сколько лет было главной героине _______________________________________
  6. Кто ещё жил в доме героини ____________________________________________
  7. Чем кормила героиня постояльца ________________________________________
  8. Чего боялась героиня __________________________________________________
  9. Сколько детей было у героини __________________________________________
  10. До какого возраста доживали дети героини _______________________________
  11. Кого взяла героиня себе на воспитание ___________________________________
  12. Как погибла героиня ___________________________________________________


Предварительный просмотр: