Главные вкладки
Самообразование
Индивидуальный план работы по самообразованию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
План
работы по самообразованию воспитателя
МДОАУ црр – детский сад «Аленький цветочек»
Хамитовой Энзе Маликовны
на 2024-2025 учебный год.
г.Пыть-Ях
2024г
Воспитатель (Ф.И.О): Хамитова Энзе Маликовна
Тема: «Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми в подготовительной группе»
Направление: речевое развитие
Актуальность темы: вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день-образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста-явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий и развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры используется для решения всех задач речевого развития.
Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, так как представляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы.
Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах развитии речи детей через использование дидиактических игр речевого содержания.
Задачи:
1.изучение методической литературы по данной теме.
2.развитие активного словаря
3.подготовка консультации для родителей по данной теме
4.изготовление папок-передвижок.
5.составление картотек дидактических игр по развитию речи
6.обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
Ожидаемые результаты:
1.при систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируются грамматический строй и звуковая культура.
2.обогащение опыта по проблемной тематике.
3. систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
Форма самообразования: индивидуальная
Форма отчета о проделанной работе:
-наглядно – информационные материалы для родителей.
-составить конспекты занятий, развлечений.
-создание лэпбуков по речевому развитию
Изучение учебно-методической литературы:
1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «от рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-синтез , 2014
2.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» Программа, конспект занятий, метод. рекомендации М.:ТЦ Сфера, 2015.-192с
3.Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя/Н.С.Жукова .-М.: Эксмо,2016.-320с
4.Ушакова О.С., Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет» изд. Вентана-Граф-2012
Перспективный план самообразования
Раздел | Содержание работы | Практические выводы |
Сентябрь | ||
Работа с детьми | Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям. Проведение ООД и режимных моментов | Выявление у детей уровней развития речи. |
Работа с родителями | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников | Знакомство родителей с условиями, содержанием, методом воспитания и развития речи в дошкольном учреждении. Анкета для родителей по развитию речи детей |
Самореализация | Изучение методической литературы, разработка системы мер, направленных на решение проблемы | Консультация для педагогов ДОУ |
Октябрь | ||
Работа с детьми | Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активировать словарь, развивать связную речь, умение рассуждать, воображение, логику, мышление. | Занятие игра «Путешествие в сказку» |
Работа с родителями | Обсудить с родителями проблемы в речевом развитии ребенка, способствовать повышению роли семьи в гармоничном развитии ребенка | Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» |
Самореализация | Публикации на тему «Роль дидактических игр в речевом развитии ребенка» | «Педразвитие» «Альманах педагога» Сетевое издание |
Ноябрь | ||
Работа с детьми | Дидактические игры «Собери из деталей», «Волшебные сказки», «Почемучки» - научиться выкладывать последовательность картинок и составлять по ним небольшой связной рассказ | Вечерний досуг «Почемучки» |
Работа с родителями | Популяризация чтения и пополнение книжного фонда группы. Обратить внимание дошкольников, родителей к литературе и художественным новинкам. | Акция «Подари книгу детям» |
Самореализация | Публикации собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования. | Речевое развитие ребенка 6-7лет. |
Декабрь | ||
Работа с детьми | Дидактические игры «Скажи, какое», «Высокий -низкий»-закреплять знания, умения и навыки употреблять и использовать в речи детей синонимы. | Развлечение «Загадки из Простоквашино» |
Работа с родителями | Изготовление папки-передвижки «Роль в семьи и в развитии речи детей дошкольного возраста» | Презентация «Игры, в которые мы играем» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. |
Самореализация | Изучение методики О.С. Ушаковой, Е.Колесниковой | Повышение профессионализма по развитию речи, через театрализованные игры |
Январь | ||
Работа с детьми | «Найди по цвету», «Угадай, кто это?» - закреплять знания, умения и навыки подбирать прилагательное | Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания. |
Работа с родителями | Познакомившись с творческими играми, изготавливать их самостоятельно, играть со своими детьми. | Творческая мастерская «Развивающие игры для детей своими руками» |
Самореализация | Обработка результатов мониторинга по образовательной деятельности «Речевое развитие» | Сбор и обработка данных |
Февраль | ||
Работа с детьми | «Что загадали?», «Похоже – не похоже» - продолжать закреплять умение детей классифицировать предметы по одному признаку. | Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать память, активный словарь и звукопроизношение. |
Работа с родителями | Практикум «Речь и веселый мяч» | Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме. |
Самореализация | Организация развивающей предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС | Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых |
Март | ||
Работа с детьми | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. | Квест – игра «Остров сокровищ» |
Работа с родителями | Составление папок-передвижек и консультаций «Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет», уровень развития речи 6-7 лет | Пропаганда знаний по развитию речи. |
Самореализация | Разработка дидактических игр и упражнений на формирование грамматического строя речи. | Изготовление лэпбука «Речевое развитие ребенка» |
Апрель | ||
Работа с детьми | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. |
Работа с родителями | Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста | Памятка для родителей |
Самореализация | Дидактическая игра на фонематическое восприятие «Найди пару» | Изготовление игры, знакомство с правилами |
Май | ||
Работа с детьми | Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям. Проведение различных игр на закрепление пройденного материала. | Эффективность результатов работы. Подведение итогов, оценка и самооценка детей. |
Работа с родителями | Анкетирование родителей «Хорошо ли говорит ваш ребенок?» | Сбор информации о семейном воспитании детей. |
Самореализация | Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе, обработка анкетных данных. | Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
План
работы по самообразованию воспитателя
МДОАУ црр д/с «Аленький цветочек»
Хамитовой Энзе Маликовны
на 2022-2023 учебный год
г.Пыть-Ях
2022
Воспитатель: Хамитова Энзе Маликовна
Группа: общеразвивающая группа «Семицветик» от 3до 4 лет
Образование: среднее специальное
Аттестация, год прохождения: 2024 год
Год следующей аттестации: 2029год
Работа начата: 01.09.2022
Предполагается закончить: 31.05.2023
Тема: «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста и практические овладение нормами речи через различные формы деятельности с детьми»
Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-4 лет.
В качестве приоритетов определятся такие задачи:
Развитие всех компонентов в устной речи (формирование словаря, лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи
К 4 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями понимать речь взрослых без наглядного сопровождения, уметь находить предметы по названию, цвету, размеру согласовывать существительные и местоимения с глаголами в разном времени (будущем и прошедшем) использовать в речи предлоги, употреблять некоторые вопросительные слова и несложные фразы из 4-5 слов, отвечать на простейшие поставленные вопрос.
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Задачи:
Развитие речи детей в игровой деятельности
Развитие словесно-логического мышления, речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата
Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать общения в совместных играх и занятиях.
Форма самообразования: индивидуальная
Раздел плана | Форма работы | Практические выходы |
Сентябрь | ||
Работа с детьми | Мониторинг по образовательной деятельности «Речевое развитие» и приоритетным направлениям Проведение ООД и режимных моментов | Выявление у детей уровней развития речи, развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук. Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. |
Работа с родителями | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников | Знакомство родителей с условиями, содержанием методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении. Анкета для родителей по развитию речи детей |
Самореализация | Вебинар «Роль музыкально -ритмических игр в развитии речи детей. Работа с методической литературой | Консультация для педагогов ДОУ Сбор и обработка данных |
Октябрь | ||
Работа с детьми | Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук?» Настольно печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «ей малыш?» | Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания |
Работа с родителями | Составление папок передвижек, и консультаций «Возрастные психологические особенности у дошкольников» «уровень развития речи» | Пропаганда знаний по развитию речи |
Самореализация | Создание картотеки игр по развитию речи для работы с детьми | Изучить для всех групп задачи, условия методику обучения по развитию речи |
Ноябрь | ||
Работа с детьми | Проведение комплекса артикуляционной гимнастики | Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову |
Работа с родителями | Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый язычок» | Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама» Обучение родителей к артикуляционной гимнастике |
Самореализация | Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики. | Приобретение навыка и умения проведения артикуляционной гимнастики |
Декабрь | ||
Работа с детьми | Проведение артикуляционной гимнастики, речевых дидактических игр «На что похоже?», «Здраствуй я Петрушка». Подготовка детей к новогодним утренникам | Развитие артикуляционного аппарата, мышления, внимания Формирование фонематического слуха и восприятия. |
Работа с родителями | Изготовление папки передвижки «Роль семьи в развитии реи детей дошкольного возраста | Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. |
Самореализация | Изучение методики О.С.Ушаковой, Е. Колесниковой. | Повышение профессионализма по развитию речи, через театрализованные игры |
Январь | ||
Работа с детьми | Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну загадок» | Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказа |
Работа с родителями | Родительское собрание «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» | Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи |
Самореализация | Обработка результатов мониторинга по образовательной деятельности «Речевое развитие» | Сбор и обработка данных |
Февраль | ||
Работа с детьми | Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества», «8 Марта». Разучивание стихотворений, песен. | Обработка у детей чёткой дикции и интонаций. |
Работа с родителями | Письменные рекомендации для родителей дошкольников | Пропаганда логопедических занятий. |
Самореализация | Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2- лет» | Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребенка |
Март | ||
Работа с детьми | Проведение театрализованных игр, «Козлятки и волк», развивающих игр на внимание «Кто где живёт» памяти «Опиши предмет», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?». | Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слова с выразительными движениями. Развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение. |
Работа с родителями | Практикум «Речь и весёлый мяч» | Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме. |
Самореализация | Организация развивающей предметно-пространственной среды с ФГОС | Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых |
Апрель | ||
Работа с детьми | Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. | Формирование правильного произношения |
Работа с родителями | Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры. | Изготовление картотеки пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики. |
Самореализация | Изучение статьи на тему: «Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок» | Распространение педагогического опыта работы по развитию речи |
Май | ||
Работа с детьми | Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям | Эффективность результатов работы, подведение итогов, оценка и самооценка детей. |
Работа с родителями | Анкетирование родителей «Хорошо ли говорит ваш ребёнок?» | Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитий у ребёнка?» Сбор информации |
Самореализация | Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи | Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» |
