Самообразование

Хамитова Энзе Маликовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

План

работы по самообразованию воспитателя

МДОАУ црр – детский сад «Аленький цветочек»

Хамитовой Энзе Маликовны

на 2024-2025 учебный год.

г.Пыть-Ях

2024г

Воспитатель (Ф.И.О): Хамитова Энзе Маликовна

Тема: «Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми в подготовительной группе»

Направление: речевое развитие

Актуальность темы: вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день-образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста-явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий и развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие  навыков культуры речи и культуры общения.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры используется для решения всех задач речевого развития.

Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, так как представляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы.

Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах развитии речи детей через использование дидиактических игр речевого содержания.

Задачи:

1.изучение методической литературы по данной теме.

2.развитие активного словаря

3.подготовка консультации для родителей по данной теме

4.изготовление папок-передвижок.

5.составление картотек дидактических игр по развитию речи

6.обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:

1.при систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируются грамматический строй и звуковая культура.

2.обогащение опыта по проблемной тематике.

3. систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

Форма самообразования: индивидуальная

Форма отчета о проделанной работе:

-наглядно – информационные материалы для родителей.

-составить конспекты занятий, развлечений.

-создание лэпбуков по речевому развитию

Изучение учебно-методической литературы:

1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «от рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-синтез , 2014

2.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» Программа, конспект занятий, метод. рекомендации М.:ТЦ Сфера, 2015.-192с

3.Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя/Н.С.Жукова .-М.: Эксмо,2016.-320с

4.Ушакова О.С., Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет» изд. Вентана-Граф-2012

                   

                 

                    Перспективный план самообразования

Раздел

Содержание работы

Практические выводы

    Сентябрь

Работа с детьми

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям. Проведение ООД и режимных моментов

Выявление у детей уровней развития речи.

Работа с родителями

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методом воспитания и развития речи в дошкольном учреждении.

Анкета для родителей по развитию речи детей

Самореализация

Изучение методической литературы, разработка системы мер, направленных на решение проблемы

Консультация для педагогов ДОУ

   Октябрь

Работа с детьми

Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активировать словарь, развивать связную речь, умение рассуждать, воображение, логику, мышление.

Занятие игра

«Путешествие в сказку»

Работа с родителями

Обсудить с родителями проблемы в речевом развитии ребенка, способствовать повышению роли семьи в гармоничном развитии ребенка

Консультация для родителей

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Самореализация

Публикации на тему «Роль дидактических игр в речевом развитии ребенка»

«Педразвитие»

«Альманах педагога»

Сетевое издание

   Ноябрь

Работа с детьми

Дидактические игры «Собери из деталей», «Волшебные сказки», «Почемучки» - научиться выкладывать последовательность картинок и составлять по ним небольшой связной рассказ

Вечерний досуг

«Почемучки»

Работа с родителями

Популяризация чтения и пополнение книжного фонда группы. Обратить внимание дошкольников, родителей к литературе и художественным новинкам.

Акция «Подари книгу детям»

Самореализация

Публикации собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

Речевое развитие ребенка 6-7лет.

  Декабрь

Работа с детьми

Дидактические игры «Скажи, какое», «Высокий -низкий»-закреплять знания, умения и навыки употреблять и использовать в речи детей синонимы.

Развлечение

«Загадки из Простоквашино»

Работа с родителями

Изготовление папки-передвижки «Роль в семьи и в развитии речи детей дошкольного возраста»

Презентация «Игры, в которые мы играем»

Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Самореализация

Изучение методики

О.С. Ушаковой,

Е.Колесниковой

Повышение профессионализма по развитию речи, через театрализованные игры

Январь

Работа с детьми

«Найди по цвету», «Угадай, кто это?» - закреплять знания, умения и навыки подбирать прилагательное

Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания.

Работа с родителями

Познакомившись с творческими играми, изготавливать их самостоятельно, играть со своими детьми.

Творческая мастерская «Развивающие игры для детей своими руками»

Самореализация

Обработка результатов мониторинга по образовательной деятельности «Речевое развитие»

Сбор и обработка данных

Февраль

Работа с детьми

«Что загадали?», «Похоже – не похоже» - продолжать закреплять умение детей классифицировать предметы по одному признаку.

Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать память, активный словарь и звукопроизношение.

Работа с родителями

Практикум «Речь и веселый мяч»

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.

Самореализация

Организация развивающей предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС

Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых

Март

Работа с детьми

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Квест – игра «Остров сокровищ»

Работа с родителями

Составление папок-передвижек и консультаций «Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет», уровень развития речи 6-7 лет

Пропаганда знаний по развитию речи.

Самореализация

Разработка дидактических игр и упражнений на формирование грамматического строя речи.

Изготовление лэпбука

«Речевое развитие ребенка»

Апрель

Работа с детьми

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной выразительной речи.

Дифференциация звуков, слов, предложений.

Работа с родителями

Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста

Памятка для родителей

Самореализация

Дидактическая игра на фонематическое восприятие «Найди пару»

Изготовление игры, знакомство с правилами

Май

Работа с детьми

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям. Проведение различных игр на закрепление пройденного материала.

Эффективность результатов работы. Подведение итогов, оценка и самооценка детей.

Работа с родителями

Анкетирование родителей «Хорошо ли говорит ваш ребенок?»

Сбор информации о семейном воспитании детей.

Самореализация

Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе, обработка анкетных данных.

Сбор и обработка данных.

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

План

работы по самообразованию воспитателя

МДОАУ црр д/с «Аленький цветочек»

Хамитовой Энзе Маликовны

на 2022-2023 учебный год

г.Пыть-Ях

2022

Воспитатель: Хамитова Энзе Маликовна

Группа: общеразвивающая группа «Семицветик» от 3до 4 лет

Образование: среднее специальное

Аттестация, год прохождения: 2024 год

Год следующей аттестации: 2029год

Работа начата: 01.09.2022

Предполагается закончить: 31.05.2023

Тема: «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста и практические овладение нормами речи через различные формы деятельности с детьми»

Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-4 лет.

В качестве приоритетов определятся такие задачи:

Развитие всех компонентов в устной речи (формирование словаря, лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи

К 4 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями понимать речь взрослых без наглядного сопровождения, уметь находить предметы по названию, цвету, размеру согласовывать существительные и местоимения с глаголами в разном времени (будущем и прошедшем) использовать в речи предлоги, употреблять некоторые вопросительные слова и несложные фразы из 4-5 слов, отвечать на простейшие поставленные вопрос.

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Задачи:

Развитие речи детей в игровой деятельности

Развитие словесно-логического мышления, речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата

Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать общения в совместных играх и занятиях.

Форма самообразования: индивидуальная

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы

Сентябрь

Работа с детьми

Мониторинг по образовательной деятельности «Речевое развитие» и приоритетным  направлениям

Проведение ООД и режимных моментов

Выявление  у детей уровней развития речи, развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук. Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Работа с родителями

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников

Знакомство родителей с условиями, содержанием методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.

Анкета для родителей по развитию речи детей

Самореализация

Вебинар «Роль музыкально -ритмических игр в развитии речи детей.

Работа с методической литературой

Консультация для педагогов ДОУ

Сбор и обработка данных

Октябрь

Работа с детьми

Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук?»

Настольно печатные развивающие игры  «Картинки-половинки», «Лото», «ей малыш?»

Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания

Работа с родителями

Составление папок передвижек, и консультаций «Возрастные психологические особенности у дошкольников» «уровень развития речи»

Пропаганда знаний по развитию речи

Самореализация

Создание картотеки игр по развитию речи для работы с детьми

Изучить для всех групп задачи, условия методику обучения по развитию речи

Ноябрь

Работа с детьми

Проведение комплекса артикуляционной гимнастики

Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову

Работа с родителями

Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый язычок»

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама»

Обучение родителей к артикуляционной гимнастике

Самореализация

Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики.

Приобретение навыка и умения проведения артикуляционной гимнастики

Декабрь

Работа с детьми

Проведение артикуляционной гимнастики, речевых дидактических игр «На что похоже?», «Здраствуй я Петрушка».

Подготовка детей к новогодним утренникам

Развитие артикуляционного аппарата, мышления, внимания

Формирование фонематического слуха и восприятия.

Работа с родителями

Изготовление папки передвижки «Роль семьи в развитии реи детей дошкольного возраста

Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Самореализация

Изучение методики О.С.Ушаковой, Е. Колесниковой.

Повышение профессионализма по развитию речи, через театрализованные игры

Январь

Работа с детьми

Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну загадок»

Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказа

Работа с родителями

Родительское собрание «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи

Самореализация

Обработка результатов мониторинга по образовательной деятельности «Речевое развитие»

Сбор и обработка данных

Февраль

Работа с детьми

Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества», «8 Марта». Разучивание стихотворений, песен.

Обработка у детей чёткой дикции и интонаций.

Работа с родителями

Письменные рекомендации для родителей дошкольников

Пропаганда логопедических занятий.

Самореализация

Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2- лет»

Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребенка

Март

Работа с детьми

Проведение театрализованных игр, «Козлятки и волк», развивающих игр на внимание «Кто где живёт» памяти «Опиши предмет», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?».

Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слова с выразительными движениями. Развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение.

Работа с родителями

Практикум «Речь и весёлый мяч»

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.

Самореализация

Организация развивающей предметно-пространственной среды с ФГОС

Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых

Апрель

Работа с детьми

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи.

Формирование правильного произношения

Работа с родителями

Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры.

Изготовление картотеки пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики.

Самореализация

Изучение статьи на тему: «Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок»

Распространение педагогического опыта работы по развитию речи

Май

Работа с детьми

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям

Эффективность результатов работы, подведение итогов, оценка и самооценка детей.

Работа с родителями

Анкетирование родителей «Хорошо ли говорит ваш ребёнок?»

Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитий у ребёнка?»

Сбор информации

Самореализация

Обработка анкетных данных.

Подведение итогов работы по развитию речи

Сбор и обработка данных.

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»