Автоматизация звуков

Миронова Наталья Михайловна

Индивидуальное логопедическое занятие.

Тема: «Фонема «Р»

ОНР 3 ур, моторная алалия. Третий год обучения.

   

Цель занятия: автоматизация звука «Р».

Задачи:

- учить произносить слова со стечением согласных: типа: пра, кра; практиковать это умение в словах, словосочетаниях  и предложениях;

- развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в узнавании звука «Р» в словах и слов со звуком «Р» в предложении;

- совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность через узнавание слов-перевёртышей, выделение слога «ра» в слове и определения его позиции;

- развивать речевое внимание, активизировать в речи обобщающие слова.

 

1.      Прочитай строчку слогов: ра, ро, ру, ры, рэ

- назови слог в начале строчки: ра; в конце ряда: рэ

 

2. Покажи левую руку. Прочитай левый столбик с буквой П: пра, про, пру, пры, прэ.

Покажи правую руку. Прочитай правый столбик с буквой К: кра, кро, кру, кры, крэ.

 

3.Назови картинки по кнопочкам: каравай, барабан, муравей, воробей, таракан, пароход. Назови часть со звуком «Р» (ра). Где в слове часть «ра» слышится? (в середине)

 

4. Я назову слово справа - налево. Узнай это слово: бан ра ба (барабан).

Послушай два слова. Повтори со звуком «Р»: красный, цветной. Найди слог « КРА» в правом столбике. Скажи «красный барабан». «Круглый, овальный». «Круглый барабан»

Ход ра па (пароход). Послушай два слова, повтори со звуком «Р»: красивый, новый. Повтори: «Пароход красивый».

 

5. К какой картинке подходит слово «прыгает»? Повтори: «Воробей прыгает». Послушай предложение: «Воробей прыгает: прыг, прыг». Повтори. Ответь на вопрос одним словом. Кто? (воробей) Что делает? (прыгает) Как? (прыг, прыг).

Посмотри, это пруд. Пруд, это маленькое озеро. Послушай предложение: «Воробей прыгает около пруда» Повтори. Кто? Что делает? Где?

 

6. Карточки  с одним кружочком и несколько кружочков. Это воробей, это…воробьи. Про кого скажу: « прыгает» (воробей). «Прыгают» (воробьи). «Клюют», «клюёт», «Летает», «летают».

Выбери картинки, про которые скажем «летает». Назови: ракета, ворона, голубь, комар.

К воробью подбери картинки, что бы получилась одна группа слов (воробей, ворона, голубь). Назови их одним словом (птицы).

К какой картинке на листе подойдет ракета? (пароход) это транспорт. А комар? (таракан, муравей) – это насекомые.

 

7. Выбери птицу со звуком Р: ворона, голубь (ворона).

Составим предложение про воробья и ворону.  «Воробей и ворона что делают на дороге?» (сидят) Составь предложение по картинкам. «Воробей и ворона сидят на дороге». В каких словах слышишь звук Р? Обозначь эти слова фишками.

Про кого скажем «маленький»? (маленький воробей). Большая? (большая ворона) Что делают маленький воробей и большая ворона на дороге? (сидят) . «Маленький воробей и большая ворона сидят на дороге». В каких слова слышишь звук Р?  Обозначь эти слова фишками.

Тема: «Фонема «Р»»

ОНР 2 ур, моторная алалия. Третий год обучения.

      Место занятия в системе логопедической работы.

     Данное коррекционное занятие спланировано с учётом уровня актуального речевого развития ребёнка, соответствующего ОНР 3 уровня. Клиническим обоснованием недоразвития речи является моторная алалия в сочетании с дизартрическим компонентом. В системе коррекционно-развивающих занятий данное занятие по теме «Автоматизация звука «Р»» пятое. Первые три занятия были направлены на автоматизацию звука «Р» в прямых слогах, четвёртое и пятое  – на автоматизации звука «Р» в слогах со стечением согласных: вра, кра, пра, введение этих слогов в слова, словосочетания и предложения.

 

      Цель занятия: автоматизация звука «Р».

Задачи:

- учить произносить слова со стечением согласных: типа: пра, кра; практиковать это умение в словах, словосочетаниях  и предложениях;

- развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в узнавании звука «Р» в словах и слов со звуком «Р» в предложении;

- совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность через узнавание слов-перевёртышей, выделение слога «ра» в слове и определения его позиции;

- развивать речевое внимание, активизировать обобщающие слова.

Реализация поставленных задач.

      Структурно занятие состоит из 7 этапов, которые были взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также подчинены теме и цели занятия.

      Для реализации  главной коррекционной цели- автоматизации звука «Р» использовался речевой материал на уровне 7 класса слов по системе Марковой и  слов со стечением согласных в начале слова. Для повышения качества активной речи ребенка использовала  приемы сопряженной и отраженной речи. Для четкости и устойчивости артикуляторных движений использовала движение руки, помогающее  ребёнку найти правильную артикуляцию звуков.  При автоматизация звука «Р» в словах использовала приемы работы  из занятий по формированию ССС.

     Качество работы по автоматизации звука напрямую зависит от развития у ребенка  способности слышать автоматизируемый звук в чужой и своей речи. Развитию фонематического восприятия способствовали задания, направленные на узнавание слова со звуком «Р» из двух предложенных слов, определение слога со звуком «Р» и его позиции в слове, а так же узнавание слов со звуком «Р» в предложении.

В занятии преимущественно использовались одна, двух ступенчатые инструкции, что соответствовало речевым возможностям ребенка. Использовались задания, направленные на развитие речевого внимания (понимание глаголов ед и мн.ч и соотнесение их с существительными в числе; выбор слов из предложения, соответственно заданного вопроса и др.)

   Наглядная картинная схема предложения позволяет ребенку сначала отраженно, а затем самостоятельно синтаксически и морфологически грамотно строить предложения.

   В занятии были задания в рамках семантики: подбор слов по сходным действиям, функциональным признакам, называние обобщающим словом группы предметов. Эти упражнения способствовали уточнению и актуализации словаря.

    Тема следующего занятия будет также посвящена фонеме «Р», автоматизации звука в слогах: бра, тра, дра, введение этих слогов в речь.