Классификация речевых нарушений

Миронова Наталья Михайловна

Классификация речевых нарушений.

План:

1.     Введение.

2.     Характеристика языковых кодов

3. Краткая характеристика развития речи в онтогенезе

4.  Характеристика речевых нарушений:

      4.а. Клинико-педагогическая характеристика речевых нарушений:   

            дислалия, дизартрия, моторная  алалия, заикание.

      4.б. Психолого-педагогическая характеристика: ФФНР, ОНР

5. Заключение

 

Ключевое слово в нашем учреждение – «специализированное». Специализация направлена на преодоление речевого недоразвития у воспитанников. В специализированном учреждении работают специалисты. Учитель-логопед определяет уровень развития речи ребенка, выявляет симптоматику, вид и форму проявления речевого дефекта. Проводит анализ, планирование коррекционной работы. Правая рука учителя-логопеда - воспитатель группы. Воспитатели специализированного учреждения должны понимать значение формулировок речевых заключений и знать основные направления коррекционной работы по преодолению нарушений речи.

Сегодня мы поговорим о речевых заключениях, с которыми приходят дети в ДОУ с ПМПК.

 

        Дети приходят в речевую группу со следующими заключениями: ЗРР, ОНР-1, ОНР-2, моторная алалия, дизартрия, ОНР-3, стертая форма дизартрии.  Нарушение развития речи может быть отягощено: у.о., аутизмом, тугоухостью, функциональной незрелостью, органическими причинами. Речевые   заключения: ОНР -1, моторная алалия встречаются у 3-х – 4-х летних детей, реже 5-6 лет.

 

Речь, это то, что мы слышим. Язык, это то, из чего состоит речь.

Коды языковой системы. Их четыре.

1 код. Фонетический или фонетико-фонематический (формируется артикуляция, выход на звук, слоги, формируется умение различать звуки по их звучанию: твердый-мягкий,  глухой-звонкий. Код связан с мышлением. Т.к. слова, различающиеся одним звуком, имеют разный смысл.

 

2 код. Лексический. Слово имеет предметную соотнесенность. Код супер связан с мышлением.

 

3 код. Синтаксический. Отвечает за формирование предложения, с выходом на связную речь. Код связан тесно с мышлением.

 

4 код. Морфемный или морфологический. Отвечает за уровень грамматики, когда за счет морфемы формируется связь слов в предложении. Код связан с мышлением.

Речь, как психический процесс тесно связана с мыслительной деятельностью!

 

Речь, как психический процесс тесно связана с мыслительной деятельностью!

 

Развитие речи в онтогенезе.

Гуление -  явление биологическое, нет четких звуков таких, как: а, у, и… все усредненное. Говорят – «гуление не имеет национальности», дети всех национальностей одинаково гулят. Этап гуления проходят и глухие дети, и слепые и у.о.

Лепет -  явление социальное, появляется, когда ребенок созревает до определенного момента в определенной среде. Уже по летепу можно определить национальность ребенка. Уже присутствует интонация, ритм, звуки, присущие родному языку. Сначала появляются лепетные однородные длинные цепочки: пя пя пя пя ….. Затем, они становятся неоднородными: пя пя пя пя ка ка ка ка.

Чем неоднороднее, тем ближе к слову. Далее, цепочки становятся короткими. И когда появляется смена согласного, тогда рождается прообраз слова: ва ва ва да.

Итак, слоговая цепочка есть. Она должна иметь интонационный и ритмический окрас. Появляется ударение. Присоединяется смысл – появляется слово! (ма-ма-ма, мА-ма))

К 2-м годам должна быть фраза. Если отсутствует, родители должны «бить в колокола»!

Если в 3 года у ребенка отсутствует речь, значит, отсутствует общение, нет коммуникации -  не развивается мышление! Т.о. формируется вторичная у.о. И в 5 лет она уже есть.

 

Интонационно-ритмическая сторона речи формируется до 1 года, край – до 1,5 лет. Несформированность интонационно-ритмической стороны речи ведет к грубейшим нарушениям слоговой структуры слова в будущем (у иностранцев акцент – несформированность ритмико-интонационной системы того языка, который не является его родным)

Формирование ритмико-мелодико-интонационной стороны речи (РМИСР) предшествует формированию всех кодов языковой системы!!! Находится над кодами.

У ребенка появился звук, даже слог. Куда их укладывать, если не сформирована ритмико-интонационная сторона?

 

Начинаем формировать ИРСР (ритм, темп, интонацию), «заходя» в языковые коды. Сам по себе звук (кроме возгласов типа, «О»!, «А!») живет сначала в слоге, затем в слове. Но что бы получилось слово, должна быть ритмическая организация.

Ритм организовывает речь!

Место воспитателя - использовать в работе с детьми потешки, ритмичные упражнения, сказки-драматизации – интонировать! (даже если у ребенка есть один звук, необходимо включать этот звук в работу. Главное – за звуком должен быть образ!

 

 

Классификация  речевых нарушений:

Клинико-педагогическая классификация – акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом медицинского, психологического и логопедического воздействия.

Клинические характеристики ориентированы прежде всего на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции.

В данной классификации выделяются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройство голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, ЗРР, заикание.

Дислалия – нарушение звукопроизношения не отягощенное органическим поражение ц.н.с., носит функциональных характер.  Причины появления дислалии чаще носят социальный характер, укороченная уздечка.

При дислалии нет нарушений в развитии речевых кодов.

Дизартирия – нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Отрицательно влияют на формирование фонематической, слоговой, а также лексико-грамматической стороны речи.

Проявление: малоподвижные губы, приоткрытый в покое рот, повышенное слюноотделение, малоподвижный язык, чрезмерное напряжение мышц языка или наоборот расслабление. Невозможность нахождения и удержания языком правильной артикуляционной позы. Изменение окраски языка при нагрузках, отклонение по средней линии, тремор. Язык, как-бы живет отдельно от ребенка. Укороченное речевое дыхание, очень высокий голос или наоборот- глухой, низкий, затухающий. Речь неэмоциональная. Наблюдается моторная неловкость в движении мелкой моторики, общей (слабый мышечный тонус, насильственные движения, слабая координация)

Особенность – при работе с дизартриками нельзя переутомлять ребенка, полезно использовать частую смену видов деятельности. Произвольное выполнение артикуляционных упражнений затрудненно, поэтому необходимо пользоваться обходными путями – образы (кошка сердится, сдуй ватку с носа, слижи варенье под носом). Переутомление приводит к появлению насильственных движений, усилении саливации, напряжения мышц языка, тремору и т.д.

Коррекционная работа в первую очередь направлена на преодоление фонетического дефекта, включая медикоментозное лечение.

Моторная алалия - поражение ц.н.с. во внутриутробный период или в первый год жизни ребенка приводит к тому, что ребенок не начинает вовремя говорить. Значит, в коре головного мозга в височной доле или заднем лбе должен быть какой-то субстрат в виде новообразования, гематомы или кисты. Тогда ребенок не будет разговаривать. Поражение головного мозга определяют врачи, дают заключение о наличии поражения. Дается клиническая характеристика нарушения речи – моторная алалия. Такие дети состоят на учете врача невролога, должны периодически обследоваться и пролечиваться.

Особенность проявления моторной алалии: при относительно сохранной артикуляционной моторике, наблюдается грубое нарушение звукопроизношения из-за невозможности найти правильное артикуляционное положение и нарушения в переключении органов артикуляции,  отсюда, как следствие- грубое нарушение слоговой структуры слова. У малоговорящего ребенка очень бедный активный словарь, пассивный значительно преобладает. Нарушено планирование устного высказывания. Повышенная тревожность, плаксивость. Эмоционально нестабильные.

Полезно: связывать каждое слово с образом, подкреплять слова картинками, давать задания на классификацию и обобщение предметов, работать над скоростью подбора слова, работать в семантическом поле, учить планировать высказывание с использование наглядной схемы. Использовать жесты, подсказывающие положение органов артикуляции. Хвалить, поощрять, не переутомлять. Не спрашивать первыми, давать возможность послушать детей, использовать дозированную помощь (скажем вместе, повтори за мной, я начну, а ты закончи)

Психолого-педагогическая классификация ориентирована прежде всего на выявление речевой симптоматики.

При нарушении звукопроизношения – фонетический дефект (ФД, дислалия или дизартрия).

При нарушении звукопроизношения и фонематического восприятия – фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР, дизартрия или дислалия)

При нарушении формирования всех компонентов речевой системы: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, слоговой структуры слова, связной речи -  у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом, характеризуется, как общее недоразвитие речи (ОНР). Термин ОНР был введен Р.Е. Левиной. Ею описаны три уровня ОНР: первый, второй, третий (от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии)

      ОНР  наблюдается при алалии,  может наблюдаться при дизартрии.

    Факторы, которые могут вызвать ОНР могут быть разнообразными – как биологические так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус фактору, патология натального периода, постнатальные заболевания ЦНС, травмы мозга,  заболевания ребенка в первый год жизни, сопровождающиеся высокой температурой, вызывающей судороги, лечение антибиотиками и др.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения в сензитивные периоды развития речи.

Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов (наследственная предрасположенность, органическая недостаточность ЦНС, неблагоприятное социальное окружение).

ОНР, это системное нарушение, требующее комплексного воздействия с участием всех специалистов ДОУ, родителей и врачей.