Развитие высших психических функций

Миронова Наталья Михайловна

Формирование высших психических функций.

       Восприятие.

 

       Слуховое восприятие.

  1. Учить слышать  и различать резко дифференцированные звуки (окружающие: пианино, молоток, барабан, …)
  2. Учить различать шумы близкие по шумовым акустическим признакам.
  3. Учить определять направление звука («В каком месте звучала игрушка?»)
  4. Определять ситуацию по характерному шуму: режем бумагу, расчёсываем куклу, скрипит дверь, полощем рот, открываем и закрываем шторы, полощем бельё, режем овощи, закипает чайник и т.д.
  5. Учить слышать и выделять звук, который не подходит к другим звукам (игра на музыкальных инструментах и на их фоне забивают гвоздь).
  6. Учить слушать звук, наложенный на фоновый ( на музыкальном фоне давать разные задания – брось мяч и т.д.)

 

      Зрительное восприятие.

  1. Учить детей быстро, на время, узнавать близкие предметы и выделять из большего

количества предметов (воспитатель даёт цветное изображение, логопед – силуэтное, пунктирное, контурное)

  1. Тренировать в узнавании предмета:

- перечёркнутого линией в контурном изображении:

      а) грубые дифференцировки;

      б) тонкие дифференцировки;

      - узнавать наложенные друг на друга контурные изображения;

      - узнавать экспозиции (перевёрнутые)

4.   Учим находить одинаковые предметы, выбирая их из большего количества (парные

      картинки).

  1. Учим находить различия, а затем и сходства отличающихся друг от друга

            предметов.

  1. Учить детей прослеживать взглядом, пальцем, путь от одного предмета к другому.

(по какому пути нужно пройти, что бы зайчик взял морковку?)

  1. Зрительно-конструктивная деятельность:

1. Учить соотносить целое и часть, начиная с синтеза разрезных картинок:

 а) собираем картинки по функциональным частям (части предметов):

 б) контурный предмет, разрезанный на количество частей по прямой линии, затем по ломаным линиям, с опорой и без опоры на образец ;

б) сюжеты, разрезанные по вертикали или горизонтали;

в) учить находить в сюжетных картинках место каждого вырезанного кусочка:

- среди определённого количества (н-р, на 2 вырезанных места предложено 2 кусочка);

- найти подходящий из ряда возможных (н-р, надо найти всего два, а предолжено 4 кусочка);

г) конструирование из палочек

д) матрицы Равена.

      8.   Учить находить недостающий элемент (Что изменилось?)

      9.   Развитие восприятия буквы.

       а) научить в доли сек. узнавать печатную букву;

       б) научит конструировать заданную букву из прямых (одинаковое количество

           элементов);

       в) научить из одной буквы делать другую;

       г) научить в доли сек. узнавать буквы разного шрифта;

       д) научить узнавать букву перевёрнутую, перечёркнутую линиями различной   

          конфигурации и в наложении одна на другую;

       е) научить складывать попарно по сходству пространственного рисунка (похожие по   

           написанию): Л, Д, А, М.

 

       Тактильное восприятие. (Развитие стереогноза)

1.       «Чудесный мешочек» ощупать и узнать:

- по контуру;

- по форме, но разные по величине: монетка-пуговица;

- по фактуре предмета: гладкие, пушистые и т.д.

2.      «Индейцы» - ощупай предмет и подумай, что это (на глазах повязка).

 

Память:

 

Слуховая:

Довести объём кратковременной памяти до нормы ( возраст – 1)

1.   Запомнить линейный ряд в обусловленной ситуации (слова, связанные одной  

      тематикой) и необусловленной (совсем разные: медведь, зонт, чашка).

     2.   Запомнить в заданном порядке слова и показать соответствующие предметы

          в заданной последовательности:

          - с опорой на наглядный материал (переверни картинки и покажи, где чайник);

          - запоминаем слова в линейке слов, которые относятся к определённой ситуации

          (ребёнок должен повторить ряд слов)

    3.   Развивать линейную память: какое слово в ряду появилось, какого не стало, какие

         слова поменялись местами.

    4.   Развивать дифференцированную память – учить воспроизводить материал, который

         запоминали недавно и тот, что запомнили только что.

5.      Метод отражённого повторения предложения за педагогом, при этом добавляем по  

     одному слову («В саду растут яблоки»., «В саду растут спелые яблоки»,, «За 

     забором растут спелые яблоки»., «За высоким забором растут спелые яблоки».)

6.      Воспроизведение свободного ряда слов ( ряд сущ-х, ряд прила-х, глаголов и

     смешанный ряд).

 

Зрительная:

Довести объём кратковременной памяти до нормы (7 лет – 9-10 элементов, возраст + 1)

 

1.      Учить с одноразового предъявления запоминать картинки и находить их среди фоновых (при формировании кратковременной памяти картинки раскладываются свободно)

2.      Тренировать в запоминании предметов в показанной последовательности и называть их в этом порядке среди фоновых.

3.      Линейная память – восстанавливать заданный ряд, определять чего не стало в ряду. В подготовительной гр. больше внимания уделяется смешанным предметам, например, из букв и цифр, которые похожи по пространственному расположению; картинки и напечатанные слова, причем слова состоят из одних и тех же букв.

4.      Дифференцированная память.

Когда дважды в процессе одного и того же занятия запоминается разный материал. Варианты:

 -  вначале занятия вносится один набор картинок – запоминается. В конце – другие. «Вспомните картинки, которые были в начале занятия. В конце занятия. Это могут быть маленькие предметы, картинки, контурные изображения, геометрические формы, буквы, цифры, смешанный материал;

- у всех детей одинаковый набор карточек в двух колодах. В начале занятия разложить одну стопку и запомнить. Через 10 мин. Разложить другую стопку, запомнить, проговорить. Перемешать две колоды. В верхнем ряду положить картинки, которые вы запомнили в начале занятия, а внизу, которые запомнили только что.

 

 

 

Мышление.

 

Обобщение.

Учить объединять предметы по одинаковым признакам: 

-  по признакам: цвет + форма + величина;

-  по функциональному признаку;

-  по слову (из семантики) – покажи мишку (может быть игрушка, картинка, поделка);

- по родовидовым отношениям (сарафан – одежда летняя)

- по логическому признаку (живое – неживое, летает – не летает).

 

Сериация.(образование качественных прилагательных)

1.      Учить детей составлять предметы по степени нарастания или убывания ведущего признака (в старшей гр. – до 5 предметов, в подготовительной гр. – до 10 предметов). Например: широкий галстук, уже, уже, уже, самый узкий галстук.

2.      Соединять два ряда предметов по ведущему признаку (самая большая куча песка на самом длинном кузове грузовика)

 

           Исключение понятий.

           Найти предметы, которые не подходят друг к другу по какому либо признаку (цвет, 

           форма, величина, функциональный признак)

 

           Сравнение, сопоставление.

1.      Учим сравнивать и сопоставлять предметы и понятия (девочка и кукла, зима –

лето).

2.      Учим сравнивать и сопоставлять несопоставимые предметы и понятия: сапоги –

зонтик)