Для родителей

Миронова Наталья Михайловна

Тема: «Осень. Деревья».

Подвижное упражнение «Дождик» (развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги).

Капля раз,

капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Прыжок на носочках, руки на поясе.

Прыжок на носочках, руки на поясе.

4 прыжка на носочках, руки на поясе.

8 прыжков на носочках, руки на поясе.

 

Развести руки в стороны.

Сомкнуть руки над головой полукругом.

 

Подвижное упражнение «Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги

                              тихо ложатся.

И под ногами шуршат,

                                    шелестят,

Будто опять закружиться хотят!

Кружиться на месте, расставив руки в стороны.

Присесть.

 

Движения руками влево-вправо.

 

Кружиться на месте на носочках.

 

Отгадай загадки:

Птицы стаями летят,

Грустно: дождь и листопад.

Ветер тучи в небе носит,

Потому что это…. (осень)

 

В чистом небе солнце светит ярко,

Можно искупаться: очень жарко.

Нравится мне  время года это.

Угадали? Ну конечно,   (лето)

 

В плохую погоду

Я с вами хожу,

А в солнечный день

Я свернувшись, лежу (зонт)

 

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Если дождь, у нас работа:

Топать-шлёпать по болотам (резиновые сапоги)

 

Рассмотрите с ребёнком осенние листья.

- на что похожи литья?

Например: лист клёна – на ладошку, лист рябины – на пёрышко, лист осины – на монетку и т.д.

 

Тема: «Овощи. Фрукты»

Стихи и загадки для чтения и выборочного заучивания (по возможностям ребёнка)

Стихи

Загадки

Огород

В огороде много гряд,

Тут и репа и салат.

Тут и свёкла и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год!

А. Прокофьев

Капуста

Росточком была,

Всё воду пила.

Побелела, растолстела,

Словно сахар захрустела.

Лето прожила,

много платьев сберегла,

одевалась, одевалась,

А раздеться не смогла.

А. Прокофьев

 Яблоко

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

***

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

В. Волина

 

«Голова на ножке, в голове горошки»

(горох)

 

«Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?»

(репка)

 

«Что за скрип? Что за хруст?

Что это ещё за куст?

Как же быть без хруста, если я …

(капуста)

 

Само с кулачок,

Круглый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко.

(яблоко)

 

В шкуре жёлтой,

кислый он,

называется… (лимон)

 

на сучках висят шары,

посинели от жары.

(сливы)

 

В шкурке золотистой,

Сладкий и душистый.

(апельсин)

Пальчиковая гимнастика

« У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски.                          По очереди разгибают пальчики из кулачка,

У Алёшки – две картошки.                        начиная с большого, на одной или обеих руках).

У Серёжки-сорванца –

Два зелёных огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да ещё у Петьки

Две хвостатых редьки.

«Компот»

 

Будем мы варить компот,                          Левую ладошку держат «ковшиком», указате-м

Фруктов нужно много. Вот:                      пальцем правой руки «мешают»

Будем яблоки крошить,                             загибают пальчики по одному, начиная с

Грушу будем мы рубить.                           большого.

Отожмём лимонный сок.

Варим, варим мы компот.                          Опять «варят» и «мешают»

Угостим честной народ.

                        Н. Нищева

 

                                                    Тема «Осень»

Стихи и загадки для чтения и выборочного заучивания (по возможностям ребёнка)

 

стихи

загадки

Осень.

 Осень. По утрам морозы.

В рощах жёлтый листопад.

               Листья около берёзы

               Золотым ковром лежат.

                                                   Е.Головин

 

 

              Кричит ворона в небе: «Кар-р!

              В лесу пожар! В лесу пожар!»

              А было просто очень:

              В нём поселилась осень.

                                Е. Интулов.

 

             Осень наступила,

             Высохли цветы,

             И глядят уныло

             Голые кусты.

               ………………….

             Туча небо кроет,

             Солнце не блестит,

             Ветер в поле воет,

            Дождик моросит…

                                 А. Плещеев

 

           Миновало лето,

           осень наступила,

           на полях и в рощах

           пусто и уныло.

           Птички улетели,

          Стали дни короче,

          Солнышка не видно,

          Тёмны, тёмны ночи.

                                                 А. Плещеев

              Дождик с самого утра,

              Птицам в дальний путь пора,

              Громко ветер завывает.

              Это всё когда бывает?

(осенью)                            

 

             Падают с ветки золотые монетки.

 (листья)                            

 

                Шумит он в поле и в лесу,

                А в дом не попадает.

                И никуда я не иду,

                Покуда он гуляет.

  (дождь)                            

 

              Пусты поля, мокнет земля,

              Дождь поливает.

               Когда это бывает?

 (осенью)                            

 

               Кто всю ночь по крыше бьёт

               Да постукивает,

               И бормочет, и поёт,

               Убаюкивает?

(дождь)

                          

               Летом вырастают,

                А осенью опадают.

 (листья)                        

 

 

Пальчиковая гимнастика  «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять                         (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.                              (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,                                            (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.                    («Шагают» по столу средним и указательным 

 

                                                                          пальчиками).

 

Артикуляционная гимнастика (выполняется перед зеркалом. Ребёнок должен контролировать свои действия, глядя на отражение. Взрослый делает упражнения вместе с ребёнком и является для него образцом. Каждое упражнение выполняется не менее 5 раз)

1.      «Окошечко» - широко открыть рот и удерживать его открытым под счёт до 8-10.

2.      «Улыбочка» - растяните губки, покажите зубки (зубы при этом сжатые. Удерживать улыбку под счёт до 8-10)

3.      «Слонёнок» или «Хоботок» - вытяни губки  «хоботком» (при этом зубы не размыкаются. Удерживать «хоботок» под счёт до 8-10)

памятка для родителей

Учимся слушать звуки

Учимся слушать звуки

1.Как звучит?

Посмотри (послушай, подумай), а что будет, если ложкой постучать по тарелке? По стакану? По кастрюле? Одинаковые звуки получатся или разные? Как ты думаешь, почему? (звонкие, глухие, громкие, тихие…)

 

2.Прятки.

Можно даже в «прятки» сыграть со звуками! Ты закрой глаза, и угадывай, на чем я стучу? А сейчас какой звук спрятался?

 

3. Посчитаем звуки.

 Посмотри, звуки можно еще и считать, и записывать, и читать, как ноты! Закрой глазa, послушай, сколько раз стучала ложечка? Выложи на столе столько конфет (зубочисток, салфеток), сколько звуков услышишь. А теперь простучи самостоятельно столько звуков, сколько я выложу конфет на столе!

 

4. На что похож звук?

Послушай, когда скалка стучит, звук походит на то, как дед с тростью ходит! Когда стучишь по кастрюле, звук походит на то, как баба по хозяйству хлопочет в доме. Если постучать по пластиковой тарелочке, похоже на то, как курочка ходит, или зернышки клюет! А когда стукнешь по чашке – волшебный звук получается. Это будет звук золотого яичка! А как мышка может шуршать? Правильно, надо взять целлофановый пакет!

Теперь давайте, я буду автором, сказку рассказывать, а вы ее озвучивайте с папой: Жили-были дед (стук скалкой), да баба (звон кастрюли). И была у них курочка-Ряба (стук пластиковой тарелки) и т.п.

 

 

спрятался

 

1.Как звучит?

Посмотри (послушай, подумай), а что будет, если ложкой постучать по тарелке? По стакану? По кастрюле? Одинаковые звуки получатся или разные? Как ты думаешь, почему? (звонкие, глухие, громкие, тихие…)

 

2.Прятки.

Можно даже в «прятки» сыграть со звуками! Ты закрой глаза, и угадывай, на чем я стучу? А сейчас какой звук спрятался?

 

3. Посчитаем звуки.

 Посмотри, звуки можно еще и считать, и записывать, и читать, как ноты! Закрой глазa, послушай, сколько раз стучала ложечка? Выложи на столе столько конфет (зубочисток, салфеток), сколько звуков услышишь. А теперь простучи самостоятельно столько звуков, сколько я выложу конфет на столе!

 

4. На что похож звук?

Послушай, когда скалка стучит, звук походит на то, как дед с тростью ходит! Когда стучишь по кастрюле, звук походит на то, как баба по хозяйству хлопочет в доме. Если постучать по пластиковой тарелочке, похоже на то, как курочка ходит, или зернышки клюет! А когда стукнешь по чашке – волшебный звук получается. Это будет звук золотого яичка! А как мышка может шуршать? Правильно, надо взять целлофановый пакет!

Теперь давайте, я буду автором, сказку рассказывать, а вы ее озвучивайте с папой: Жили-были дед (стук скалкой), да баба (звон кастрюли). И была у них курочка-Ряба (стук пластиковой тарелки) и т.п.

 

 


Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?

Консультация для родителей

        

Всем известно, что в норме ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением к пяти – шести годам. К сожалению, практика показывает, что это не так. Проиллюстрировать это легко, если обратиться к статистическим исследованиям, проведенным учеными из Санкт-Петербурга. «В 50-е годы число детей с патологическими формами нарушения звукопроизношения составляло в среднем от 7-8 до 17%», а в 90 годы нормальное звукопроизношение было лишь у 28,2% дошколят. Причем  отмечается преобладание полиморфных форм нарушений (76%) над мономорфными (24%).[Парамонова Л.Г. 2006, с.8]. Аналогичное явление можно пронаблюдать и в нашем городе. Становится понятно, что нужна целенаправленная профилактическая работа.

 В последнее время появилось много публикаций, посвященных артикуляционной гимнастике. Чаще всего это набор разнообразных упражнений. Иногда они сгруппированы в комплексы, иллюстрированы. Но, к сожалению, взрослые, пользуясь этими публикациями, не всегда знают, почему те или иные упражнения входят в определенный комплекс. Хотелось бы внести ясность в этот вопрос.

Артикуляционная гимнастика - это набор артикуляционных упражнений, то есть упражнений для органов артикуляции (губ, языка, подъязычной связки и мягкого неба). Цели артикуляционной гимнастики - развить координированность и подвижность органов артикуляции, сформировать правильный артикуляционный уклад того или иного звука. Артикуляционная гимнастика достигает своих целей только в случае систематических ежедневных тренировок. При выполнении артикуляционных упражнений следует помнить о точности, многократности выполнения упражнения и об определенном напряжении мышц артикуляционного аппарата. При составлении комплексов артикуляционной гимнастики нужно исходить из правильной артикуляции звука. То есть перед составлением комплекса артикуляционной гимнастики стоит проанализировать правильную артикуляцию звука.

Так, правильная артикуляция свистящих звуков предполагает широкий распластанный язык, лежащий на дне рта, упирающийся кончиком в корни передних нижних резцов. Посередине языка - желобок, по которому проходит воздушная струя. Воздушная струя сильная, холодная. Зубы сближены, губы растянуты в широкую улыбку. Следовательно, в комплекс для свистящих звуков обязательно должны войти следующие упражнения:

-   «улыбка» - губы сомкнуты и растянуты в улыбку;

-      «заборчик» - губы разомкнуты, растянуты в широкую улыбку при сжатых зубах;

-      «лопаточка» - широкий распластанный язык, лежащий на нижней губе;

-      «желобок» - боковые края широкого языка подняты вверх, образуя посередине   

    языка желобок;

-   почистить кончиком языка нижние зубки вправо - влево;

- «горка» - кончик языка упирается в корни нижних резцов, спинка языка приподнята, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, посередине языка - желобок.

Может в отдельных случаях понадобиться и упражнение для воспитания правильной воздушной струи:

- дутье во флакончик по «желобку» или

-«змейка» — дутье по «желобку» на бумажную ленту, приклеенную к кончику

   языка посередине.
Вариантов упражнений может быть множество. В литературе можно найти самые разнообразные. Главное, чтобы они преследовали цели артикуляционной гимнастики — развивали подвижность органов артикуляции и формировали правильный артикуляционный уклад.

Оный для шипящих звуков представляет собой следующее:

язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним боковым (жевательным) зубам. Кончик приближен к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами, образует с ними щель. Зубы сближены, губы вытянуты вперед рупором. Воздушная струя, проходящая по «чашечке» вверх, сильная, теплая. Исходя из правильного артикуляционного уклада шипящих звуков, следует подбирать в комплекс следующие упражнения:

-       «рупор» - губы разомкнуты и вытянуты вперед при сжатых зубах;

-       почистить кончиком языка верхние передние зубы изнутри;

-       «чашечка» — кончик широкого языка и боковые края подняты вверх, образуют

     «чашечку»;

-       обхват верхней губы кончиком широкого языка (нижняя губа при этом опущена

     вниз);

-       «вкусное варенье» - движения широкого кончика языка по верхней губе сверху  

     вниз (нижняя губа опущена вниз, не поджимается);

-       «фокус» - кончик широкого языка обхватывает верхнюю губу. Подуть по языку

    вверх, сдувая ватку, лежащую на кончике носа.

При подготовке артикуляционного уклада для звука [Л], нужно помнить, что важно касание напряженным кончиком языка бугорков (альвеол) за верхними зубами. При этом воздух проходит в стороны боковых краев языка. Отсюда и подбор артикуляционных упражнений:

-       «парус» - узкий кончик напряженного языка поднят вверх, за зубы и прижат к

     бугоркам (альвеолам);

-       «маляр» — движения узкого напряженного кончика языка по небу вперед –

    назад.

Для постановки же звука [Р] нужны такие упражнения, как:

-       «лошадки» - пощелкать язычком по небу;

-       «грибок» - «приклеить» язык к небу и удерживать, раскрыв рот;

-   «гармошка»- раскрывать и закрывать рот при «приклеенном» к небу языке (для 

     растягивания подъязычной уздечки);

-       «барабанщик» - кончиком широкого языка постучать по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Д-Д-Д». При этом рот открыт, а нижняя челюсть неподвижна - работает только язык, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;

-       «болтушка» — язык чашечкой поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым (жевательным) зубам, кончик широкого языка движется по бугоркам вперед-назад, производит движения, похожие на то, как кошечка лакает. Во время движения произносится звук [Д];

-«назойливая муха» — язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Кончик широкого языка приближен к бугоркам за верхними зубами, производит «рокот» - нечто среднее между звуками [Д] и [Ж]. Воздушная струя сильная, направлена на кончик языка. Кончику языка обычно бывает щекотно, так как происходит вибрация;

- «балалайка» — во время выполнения упражнения «барабанщик», под язык вводится палочка (ручка чайной ложки) или чистый прямой палец ребенка. Выполняются быстрые короткие движения вправо-влево пальчиком под языком.

Эти упражнения берутся потому, что артикуляция звука [Р] предполагает: язык «чашечкой» поднят вверх, за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, кончик широкого языка приближен к бугоркам за верхними зубами, сильная воздушная струя заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.

Если у ребенка нет грубых нарушений звукопроизношения, а есть лишь физиологическая несформированность, то грамотно организованная и систематически проводящаяся артикуляционная гимнастика может стать профилактикой нарушения звукопроизношения.

Необходимо учитывать требования к проведению артикуляционной гимнастики:

-       артикуляционная гимнастика проводится в подгруппах не более 5 детей;

-       желательна зрительная опора (зеркало);

-       контроль правильности выполнения упражнений взрослым осуществляется на уровне глаз детей;

-       на каждой артикуляционной гимнастике не должно быть более одного нового упражнения;

-       взрослый должен понимать, с какой целью берется то или иное упражнение, следить за качеством выполнения;

-       дифференцированно подходить к подбору комплексов артикуляционной гимнастики (в зависимости от нарушенных групп звуков).

            По мнению М.Ф.Фомичевой, в младшем возрасте детей в игровой форме  знакомят с основными артикуляционными упражнениями:

 «улыбка», «заборчик», «окошко» (или «рупор»), «лопатка», «желобок».

В среднем возрасте к основным упражнениям добавляется комплекс для свистящих звуков. С детьми все еще играют.

В старшем возрасте используют уже все необходимые, в зависимости от нарушений, комплексы. Но при выполнении следят за плавностью и правильностью. Работают над точностью и координированностью движений. Вырабатывают способность быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

В подготовительной же группе детям предлагаются упражнения на дифференциацию различных оппозиционных звуков.

Нетрадиционные упражнения

для совершенствования артикуляционной моторики

 

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

 

Упражнения с шариком

 

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

 

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

 

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

 

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

 

4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

 

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

 

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

 

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

 

Примечание.

Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В БЫТУ.

 

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

5. Открывать почтовый ящик ключом.

6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

11. Помогать перебирать крупу.

12. Закрывать задвижку на двери под раковиной.

13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

14. Собирать на даче или в лесу ягоды.

15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

16. Вытирать пыль, ничего не упуская.

17. Включать и выключать свет.

18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

19. Перелистывать страницы книги.

20. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.