Конспекты

Миронова Наталья Михайловна

               «Сказочные» занятия по развитию  моторных навыков у детей  младшей речевой группы c ТНР.

     Одним из важнейших условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребёнок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. Нарушение артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии чаще всего сочетается с нарушениями мелкой и общей моторики.

Развитие артикуляционногопраксиса, пальчиковой и общей моторики у детей с речевой патологией целесообразно начинать уже в младшем дошкольном возрасте.

Результативность коррекционной работы зависит  от личностной включенности ребёнка в педагогический процесс. Добиться чёткого осознания ребёнком, особенно в младшем возрасте, предъявляемых требований бывает достаточно проблематично – объяснения взрослого не всегда правильно воспринимаются и понимаются ребёнком.У детей-логопатов снижена способность автоматизировать умения, которые они приобретают на занятиях. Поэтому логопеду необходимо обеспечить условия, при которых бы осуществлялась повторяемость приобретённых умений. Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребёнку, особенно если ему 3-4 года. Здесь на помощь может прийти сказка. Возможности сказки настолько велики, что позволяют использовать «сказочные» занятия с детьми разного возраста и с различным уровнем речевого развития. Использование русских народных сказок при условии творческого подхода к ним вызывает эмоционально положительный настрой у ребёнка, позволяет создать условия для многократного повторения одних и тех же упражнений. И превратить утомительную работу по автоматизации моторных умений в интересную увлекательную игру, что является залогом успешности в сложной коррекционной работе.

Одна и та же сказка может «появляться» в разных видах деятельности и в разных занятиях. Например, такой сложный вид деятельности, как артикуляционные упражнения с их многократным повторением превращаются в интересное, увлекательное занятие, если использовать образы сказочных героев.                                

Сказка «Колобок».

      Занятие по развитию артикуляционной и мелкой моторики, координации речи и движения.

Занятие сопровождается сказочными героями из настольного театра, на каждого ребёнка пластмассовый жёлтый шар из сухого бассейна.

Активная детская речь  на занятии проявляется в виде звукокомплексов, договаривания слов.

 

Текст по сказке

Артикуляционные и пальчиковые упражнения

Жили-были дед

и баба.

Говорит дед бабе: «Испеки-ка мне, старуха, колобок». «Да из чего испечь-то, муки нет!»- отвечает баба.

«А ты по амбару поскреби, по сусекам помети, авось и наберёшь муки».

Пошла баба, по амбару поскребла,

по сусекам помела. И набрала муки целую горсть.

Замесила баба тесто на сметане.

Скатала колобок.

 

 

И испекла его в печи. Положила на окно студиться.

 

Лежал, лежал колобок. Надоело ему лежать. Скатился он на дорожку и покатился. Катится, катится колобок по дорожке.

А навстречу ему зайчик. Увидел зайчик колобка, зашевелил ушками.

 

И говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

А колобок говорит: «Не ешь меня, я тебе песенку спою!» и запел:

«Я колобок, колобок!

Я по амбару метён,

На сметане мешен,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

А от тебя, зайца,

И подавно уйду».

И покатился колобок дальше.

Катится колобок,

а навстречу ему волк - зубами щёлк.

 

Зубы острые.

«Колобок, колобок, я тебя съем!»

 

Аналогично повторяется песенка колобка.

При упоминании медведя.

 

Для характеристики лисы.

 

Лисе хочется съесть колобка.

Лиса плохо слышит.

Лиса съела колобка.

 

Надуть щёки.

Вытянуть губы вперёд.

Нахмурить брови.                                                     

Приподнять брови.

 

Сопровождать текст соответствующими движениями рук: «поскреби», «помети», «горсть».

 

Руками «месим тесто»

Раскатывающие движения ладонями по шарику (у ребёнка в руках пластмассовый шар).

 

С ладошку на ладошку перекладываем шар, показывая, какой он горячий. Длительно подуть на колобок.

Сконструировать из счётных палочек дорожку, положить на дорожку колобок и подуть на него так, чтобы он покатился.

Показать указательным и средним пальцами ушки зайчика, рука сжата в кулак. Пошевелить пальчиками.

Плотно обхватить шарик ладошками.

 

 

Раскатывающие движения ладонями по шарику;

имитировать подметание;

«размешивание» руками теста;

распрямить ладошки, подставить друг к дружке;

дуть длительно на шарик, вытянув губы;

надуть щёки, махнуть рукой;

вытянуть губы вперёд, махнуть рукой;

рука сжата в кулак, указательный и средний пальцы-«ушки»

махнуть рукой.

По сконструированной дорожке катить колобок с помощью длительной воздушной струи.

Кисти обеих рук сложить вместе, затем кисти разъединить без размыкания оснований ладоней и сомкнуть, имитируя раскрывание и закрывание пасти.

Приоткрыть рот, показать зубы (напряжение верхней и нижней губы) – оскал.

Аналогично повторяются движения, добавляется движение кистями, оскал – волк.

Кисть ведущей руки широко раскрыта, большой и средний пальцы поочерёдно касаются стола, имитируя переваливающуюся походку медведя

Рука стоит на локте, кистью руки совершать плавные движения в разные стороны.

 Круговыми движениями языка облизать губы.

  Сомкнуть плотно пальцы ведущей руки, распрямить ладошку и подставить к уху.

Широко раскрыть рот и резко его сомкнуть: «Ам!» Круговыми движениями языка облизать губы.

Занятие по сказке «Курочка ряба».

Составила учитель-логопед Н.М. Миронова.  Младшая речевая группа. г. Зеленогорск

Цель: развитие у детей моторных умений на основе артикуляционных, пальчиковых упражнений, развитие ритмической и интонационной стороны речи, формирование длительного выдоха, развитие зрительно-конструктивной деятельности.

Оборудование: шапочка курочки рябы (для ведущего), настольный театр, большой и маленький квадраты, большой и маленький круги, карточки с изображением мышиных хвостиков: вверх-вниз, вправо-влево, карточка со слогом «ПИ», куриные пёрышки, графическое изображение пёрышка, счётные палочки, магнитофон.

Ход: 1.Логопед в шапочке Курочки Рябы приглашает детей пойти в гости к сказке.

«А какая это сказка, догадаемся сами. Герои этой сказки спрятались за окошками!»

Логопед показывает на квадраты: большой и маленький.

- Как называются эти фигуры? Они по размеру одинаковые? Где квадрат? А где квадратик? Кто же прячется за этими квадратами-окошками?

Логопед «открывает» большой квадрат. – Кто там? (Дед) Дети прохлопывают слово «дед» (один хлопок) дед важный (вытянуть губы)

Логопед открывает квадрат поменьше. – Кто здесь? (Баба) – два хлопка. Баба весёлая (улыбка) + пропевание слов  БАБА, БАБА, БАБА, ДЕД под музыку песни «Я пеку, пеку, пеку…»

 

Логопед показывает на круги: большой и маленький. - Как называются эти фигуры? Они по размеру одинаковые? Где круг? А где кружок? Кто же прячется за этими кругами-окошками?

Логопед «открывает» большой круг. – Кто там? (Курочка) Дети прохлопывают по слогам слово «курочка».

Логопед открывает круг поменьше. – Кто здесь? (Мышка) – два хлопка.

- Так какая сказка пришла к нам в гости? («Курочка Ряба»)

- А что снесла курочка? (яичко). Не простое, а какое? (золотое).

Логопед демонстрирует детям ряд из яиц, среди которых есть «золотое». – Найдите золотое яичко. Скажите, какое оно? (жёлтое, блестящее, красивое)

 

– Молодцы, дети, а сейчас подойдите ко мне. Встаньте в большой круг.

Вспомните, кто прятался за большим кругом? (Курочка Ряба) А теперь сделаем маленький кружок. Кто был за маленьким кружком? (Мышка).

 

1.      Двигательное упражнение.

Возьмитесь за руки. Идём по кругу и поём:

«Вышла курочка гулять, червячков будет искать.

Лапками гребите (дети приседают)

Червячков ищите» (дети пальчиками одной руки скребут по ладошке другой руки)

 

2.      Пальчиковые упражнения.

Логопед кладёт на ковёр шерстяные ниточки. – Смотрите, сколько червячков. Давайте соберём их для курочки. Соедините большой и указательный пальчики, вот так. (Пинцетный захват) Возьмите  пальчиками червячка и положите его на чёрную дорожку (дорожка из бархатной бумаги)

Логопед обращает внимание детей, что червячков много.

 

Садитесь на ковёр. Сожмите кулачки и покажите мизинчики – это мышиные хвостики. Поиграем с ними?

Разыгрались ночью мыши,                       шевелят мизинчиками

Зашуршали по углам.                                трут ладошка об ладошку у уха

Отворяют в кухню двери.                        соединяют ладошки возле лица и разводят из к

                                                                    ушам

Ищут сыр, и тут, и там                            смотрят вправо-влево

Хрум-хрум-хрум-                                     соединяют пальчики вместе, большой пальчик

 Не зря пришли                                         прижимают  снизу к остальным. В ритм словам

                                                                    разводят (говорят мышки)пальчики левой руки

хрум-хрум-хрум-                                      аналогично пальцами правой руки

мы сыр нашли

хрум-хрум-хрум-                                      разводят пальцы обеих рук

устроим пир.

Очень, очень вкусный сыр!                  Гладят правой рукой животик.

 

- А что такое пир? Это праздник! Попрыгаем под музыку и весело, как мышки пропищим! Звучит весёлая музыка, дети прыгают на двух ногах и произносят: пи-пи-пи!....

 

3.      Артикуляционные упражнения.

А теперь сядьте на стульчики.

- улыбнитесь и покажите острые зубки, которыми мышки грызли сыр 5 (раз).

- облизните губы, вот какой вкусный сыр! (круговые движения языком сначала в одну сторону, затем – в другую)

Логопед показывает карточки с изображением мышек с четырьмя различными положениями хвостов (вправо, влево, вверх, вниз). Логопед объясняет, что при показе карточки нужно высунуть язык в ту же сторону, в которую направлен мышиный хвост (каждое упражнение выполняется 5 раз).

 

4.      Ритмическое упражнение.

Логопед демонстрирует карточку со слогом «ПИ». + кубики

-Здесь напечатана «песенка мышки» - «ПИ». Встаньте, положите кубик на правую ладошку. Перекладываем кубик из ладошки в ладошку и  попоём эту песенку. Под музыку песни «Я пеку, пеку, пеку…» дети сопряжённо с логопедом перекладывают куибик на каждую музыкальную долю и одновременно поют слог «пи».

 

       6. Развитие длительного выдоха.

Логопед показывает детям куриные пёрышки.

- Кто потерял эти пёрышки? (Курочка Ряба). Посмотрите, какие они лёгкие, воздушные. Логопед показывает детям, как пёрышки легко опускаются на ковёр.

Давайте, подуем на пёрышки. Каждому ребёнку на ладошку кладётся пёрышко.

Вдыхаем носом и дуем долго-долго, не даём пёрышку сразу опуститься на ковёр.

 

         7. Развитие зрительно-конструктивной деятельности.

Дети садятся за столы.

Логопед показывает графическое изображение пёрышка, рассматривает его вместе с детьми. Дети проводят пальчиком по образцу. Логопед предлагает выложить его из счётных палочек (методом наложения на образец)

 

- Молодцы, дети! Давайте попрощаемся с Курочкой Рябой. Логопед снимает шапочку курочки. Скажем ей до свидания! А Курочка к нам обязательно ещё придёт и поиграет с нами!

 

Список литературы.

1.      В.А. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе» М. «Прометей. Книголюб»  2001г.

2.      М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет» С-Пб «Паритет» 2006г.

3.      О.Б. Сизова «Шесть шагов к развитию речи» С-Пб «КАРО» 2003г.

    Затем, разученные на занятии моторные упражнения включаются в логоритмические занятия по сказке «Колобок» и к ним добавляются упражнения по развитию общей моторики, подвижные игры на развитие ловкости, координации с использованием героев этой сказки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurochka_ryaba.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по сказке «Курочка ряба».

Составила учитель-логопед Н.М. Миронова.  Младшая речевая группа. г. Зеленогорск

Цель: развитие у детей моторных умений на основе артикуляционных, пальчиковых упражнений, развитие ритмической и интонационной стороны речи, формирование длительного выдоха, развитие зрительно-конструктивной деятельности.

Оборудование: шапочка курочки рябы (для ведущего), настольный театр, большой и маленький квадраты, большой и маленький круги, карточки с изображением мышиных хвостиков: вверх-вниз, вправо-влево, карточка со слогом «ПИ», куриные пёрышки, графическое изображение пёрышка, счётные палочки, магнитофон.

Ход: 1.Логопед в шапочке Курочки Рябы приглашает детей пойти в гости к сказке.

«А какая это сказка, догадаемся сами. Герои этой сказки спрятались за окошками!»

Логопед показывает на квадраты: большой и маленький.

- Как называются эти фигуры? Они по размеру одинаковые? Где квадрат? А где квадратик? Кто же прячется за этими квадратами-окошками?

Логопед «открывает» большой квадрат. – Кто там? (Дед) Дети прохлопывают слово «дед» (один хлопок) дед важный (вытянуть губы)

Логопед открывает квадрат поменьше. – Кто здесь? (Баба) – два хлопка. Баба весёлая (улыбка) + пропевание слов  БАБА, БАБА, БАБА, ДЕД под музыку песни «Я пеку, пеку, пеку…»

Логопед показывает на круги: большой и маленький. - Как называются эти фигуры? Они по размеру одинаковые? Где круг? А где кружок? Кто же прячется за этими кругами-окошками?

Логопед «открывает» большой круг. – Кто там? (Курочка) Дети прохлопывают по слогам слово «курочка».

Логопед открывает круг поменьше. – Кто здесь? (Мышка) – два хлопка.

- Так какая сказка пришла к нам в гости? («Курочка Ряба»)

- А что снесла курочка? (яичко). Не простое, а какое? (золотое).

Логопед демонстрирует детям ряд из яиц, среди которых есть «золотое». – Найдите золотое яичко. Скажите, какое оно? (жёлтое, блестящее, красивое)

– Молодцы, дети, а сейчас подойдите ко мне. Встаньте в большой круг.

Вспомните, кто прятался за большим кругом? (Курочка Ряба) А теперь сделаем маленький кружок. Кто был за маленьким кружком? (Мышка).

  1. Двигательное упражнение.

Возьмитесь за руки. Идём по кругу и поём:

«Вышла курочка гулять, червячков будет искать.

Лапками гребите (дети приседают)

Червячков ищите» (дети пальчиками одной руки скребут по ладошке другой руки)

  1. Пальчиковые упражнения.

Логопед кладёт на ковёр шерстяные ниточки. – Смотрите, сколько червячков. Давайте соберём их для курочки. Соедините большой и указательный пальчики, вот так. (Пинцетный захват) Возьмите  пальчиками червячка и положите его на чёрную дорожку (дорожка из бархатной бумаги)

Логопед обращает внимание детей, что червячков много.

Садитесь на ковёр. Сожмите кулачки и покажите мизинчики – это мышиные хвостики. Поиграем с ними?

Разыгрались ночью мыши,                       шевелят мизинчиками

Зашуршали по углам.                                трут ладошка об ладошку у уха

Отворяют в кухню двери.                        соединяют ладошки возле лица и разводят из к

                                                                    ушам

Ищут сыр, и тут, и там                            смотрят вправо-влево 

Хрум-хрум-хрум-                                     соединяют пальчики вместе, большой пальчик

 Не зря пришли                                         прижимают  снизу к остальным. В ритм словам

                                                                    разводят (говорят мышки)пальчики левой руки

хрум-хрум-хрум-                                      аналогично пальцами правой руки 

мы сыр нашли

хрум-хрум-хрум-                                      разводят пальцы обеих рук

устроим пир.

Очень, очень вкусный сыр!                  Гладят правой рукой животик.

- А что такое пир? Это праздник! Попрыгаем под музыку и весело, как мышки пропищим! Звучит весёлая музыка, дети прыгают на двух ногах и произносят: пи-пи-пи!....

  1. Артикуляционные упражнения.

А теперь сядьте на стульчики.

- улыбнитесь и покажите острые зубки, которыми мышки грызли сыр 5 (раз).

- облизните губы, вот какой вкусный сыр! (круговые движения языком сначала в одну сторону, затем – в другую)

Логопед показывает карточки с изображением мышек с четырьмя различными положениями хвостов (вправо, влево, вверх, вниз). Логопед объясняет, что при показе карточки нужно высунуть язык в ту же сторону, в которую направлен мышиный хвост (каждое упражнение выполняется 5 раз).

  1. Ритмическое упражнение.

Логопед демонстрирует карточку со слогом «ПИ». + кубики

-Здесь напечатана «песенка мышки» - «ПИ». Встаньте, положите кубик на правую ладошку. Перекладываем кубик из ладошки в ладошку и  попоём эту песенку. Под музыку песни «Я пеку, пеку, пеку…» дети сопряжённо с логопедом перекладывают куибик на каждую музыкальную долю и одновременно поют слог «пи».

       6. Развитие длительного выдоха.

Логопед показывает детям куриные пёрышки.

- Кто потерял эти пёрышки? (Курочка Ряба). Посмотрите, какие они лёгкие, воздушные. Логопед показывает детям, как пёрышки легко опускаются на ковёр.

Давайте, подуем на пёрышки. Каждому ребёнку на ладошку кладётся пёрышко.

Вдыхаем носом и дуем долго-долго, не даём пёрышку сразу опуститься на ковёр.

         7. Развитие зрительно-конструктивной деятельности.

Дети садятся за столы.

Логопед показывает графическое изображение пёрышка, рассматривает его вместе с детьми. Дети проводят пальчиком по образцу. Логопед предлагает выложить его из счётных палочек (методом наложения на образец)

- Молодцы, дети! Давайте попрощаемся с Курочкой Рябой. Логопед снимает шапочку курочки. Скажем ей до свидания! А Курочка к нам обязательно ещё придёт и поиграет с нами!

Список литературы.

  1. В.А. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе» М. «Прометей. Книголюб»  2001г.
  2. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет» С-Пб «Паритет» 2006г.
  3. О.Б. Сизова «Шесть шагов к развитию речи» С-Пб «КАРО» 2003г.