Методическое обеспечение

Газизова Гульназ Рифовна

Методическое обеспечение

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Настоящее электронное пособие «Интерактивные речевые игры» серии «ФГОС. Логопедическая служба» содержит оригинальные практико-ориентированные интерактивные игры, способствующие развитию коммуникативных умений, а также предупреждению и устранению ошибок на письме у дошкольников и младших школьников.

Материал предназначен методистам и воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, учителям-логопедам, дефектологам, а также родителям для занятий с детьми.

Компакт-диск состоит из двух частей: упражнения по развитию устной речи «Тренажёр по развитию коммуникативных навыков» и занятия по развитию письменной речи «Тренажёр по развитию орфографических навыков». Материал представляет собой мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Microsoft Office PowerPoint, возможности которой позволяют сделать работу над упражнениями интересной и увлекательной.

К каждому тренажёру прилагается текстовый документ «Введение», который содержит описание структуры заданий, их целей, а также инструкции по выполнению упражнений.

«Тренажёр по развитию коммуникативных навыков» состоит из двух разделов.

В разделе «Развитие фонематических процессов устной речи» представлены упражнения по развитию фонематического слуха («Неречевые звуки», «Речевые звуки», «Звонкие и глухие согласные, свистящие, шипящие, аффрикаты», «Твёрдые и мягкие согласные»), а также по развитию фонематического анализа и синтеза («Количество звуков в слове», «Порядок звуков в слове», «Слоговой анализ»).

Цели заданий раздела «Развитие лексики и грамматики» – расширение лексического словаря, развитие связной речи, обучение работы с обобщенными понятиями, а также с определенными формами частей речи и пр.

Сформированность фонематических процессов, лексики, грамматики даёт возможность детям дошкольного и младшего школьного возраста в полной мере овладеть орфографическими навыками и свободно пользоваться любыми языковыми единицами.

«Тренажёр по развитию орфографических навыков» содержит три раздела.

Раздел «Развитие фонематических процессов» раскрывает пути, по которым ведется развитие фонематических процессов: определение последовательности и количества звуков в слове и по развитие слухового восприятия.

Раздел «Формирование орфографической зоркости» состоит из заданий по темам:

1. Безударные гласные в корне слова.

2. Сомнительные согласные.

3. Предлоги и приставки.

4. Падежные окончания существительных.

5. Согласование прилагательных с существительными.

6. Личные окончания глаголов.

7. Употребление мягкого знака.

Раздел «Развитие памяти, внимания» содержит упражнения и задания, направленные на развитие памяти и произвольного внимания у учащихся.

Для каждого задания имеется голосовая инструкция – подробное поэтапное объяснение выполнения выбранного задания. Для этого необходимо её запустить, щелкнув по знаку F:\HTMLHelp\Images\img_965_72735_1.jpg(в части «Тренажёр по развитию коммуникативных навыков») или по знаку F:\HTMLHelp\Images\img_965_72735_2.jpg(в части «Тренажёр по развитию орфографических навыков»).

Для удобного перехода между заданиями в тренажёрах присутствуют кнопки навигации:

 кнопки F:\HTMLHelp\Images\img_965_72735_3.jpg (или F:\HTMLHelp\Images\img_965_72735_4.jpg) помогут вернутся к списку заданий данной темы;

– по кнопкам F:\HTMLHelp\Images\img_965_72735_5.jpg (илиF:\HTMLHelp\Images\img_965_72735_6.jpg) можно перейти на следующее задание в пределах одной темы;

– по кнопке F:\HTMLHelp\Images\img_965_72735_7.jpg на главных слайдах тренажёров осуществляется переход на документ Word.

Тренажёры могут применяться на индивидуальных и групповых логопедических занятиях, на любых занятиях по развитию речи, внимания, памяти, а также для занятий дома.

Литература

1. Мезенцева М. Е. Логопедия в картинках. – М.: ИД «ОЛМА Медиа Групп», 2009.

2. Нищева Н. В. Картотека упражнений для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.

3. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Литер, 2002.

4. Светлова И. Е. Развиваем устную речь: учебное пособие. – М.: Эксмо-Пресс, 200.

Интернет-ресурсы

http://fialilido.rubiro.ru/detskie-kartinki-dlya-sostavleniya-portfolio.html – Поздравления к любому празднику

http://lib.rus.ec/b/208847/read

http://cvetidari.net/foni-detskie.html

http://apxiv.ucoz.ru/photo/illjustracii/veshhi/frukt_vishnja/29-0-884

http://nifiga-sebe.ru/index.php?newsid=1412

http://vsjamebel-tut.ru/vintajnyi-klipart-grammofon.html

http://www.liveinternet.ru/users/3317942/post144362923

http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=532206&hl=письмо&st=280

http://malahitovaya.ru/forum/showthread.php?t=598&page=99

http://fotodryg.ru – Уроки Фотошоп

http://vmasshtabe.livejournal.com/103912.html

Издательство «Учитель» выражает благодарность за предоставленные материалы из опыта работы автору данного электронного пособия Л. В. Аскульской.

Составители данного диска будут благодарны за высказанные замечания, комментарии и предложения по совершенствованию и обновлению последующих, а также подготовке новых выпусков.

Комментарии, замечания, высказывания предлагается обсудить также на ФОРУМЕ сайта издательства «Учитель» forum.uchitel-izd.ru

По всем вопросам обращаться по телефону (8442) 42-23-38;

Е-mail: met@uchitel-izd.ru



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Настоящий компакт-диск «Познавательно-речевое развитие детей 5–7 лет. Интерактивные тренажеры» серии «В помощь педагогу ДОУ» содержит интерактивные тренажеры, способствующие развитию познавательной сферы, памяти, связной речи и коммуникативных умений у старших дошкольников.

Применение интерактивной компьютерной технологии обучения с использованием игр и тренажеров отвечает требованиям ФГОС ДО и основано на освоении содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»; позволяет рационально и эффективно проводить индивидуальную и групповую работу, активизировать самостоятельную мыслительную деятельность детей, формировать у них словарный запас, навык словообразования.

Материал компакт-диска создан с помощью программы Microsoft Office PowerPoint.

Предлагаются игры-тренажеры по 13 лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Новый год», «Зимние забавы», «Космос», «Транспорт», «Дом и его части», «Мебель», «Посуда», «Игрушки», «Наше тело».

В каждой теме содержится несколько интерактивных тренажеров с кратким описанием задания. Педагог на свое усмотрение может изменять игру, задавая по ходу собственные дополнительные вопросы.

Игра «Найди предмет» – необходимо правильно указать предмет по описанию его местоположения относительно других предметов.

Игра «Узнай предмет по тени» – требуется выбрать из ряда изображений то, которое соответствует картинке-«тени». Задание направлено на развитие внимания у детей, тренирует ассоциативное мышление.

Задание «Четвертый лишний» – из представленных четырех картинок нужно найти лишнее по какому-либо признаку (цвету, форме, назначению). Игра обучает ребенка логически размышлять и доходчиво объяснять свой выбор.

Тренажер «Один – много» учит изменять слова по числам. В задании требуется назвать представленный предмет в единственном числе, а затем ответить на вопрос «На картинке много чего?» при появлении этого предмета в нескольких экземплярах.

В игре «Путешествие» необходимо составить предложения о путешествии предмета (листика, машинки и пр.), изменяя (с помощью приставок) лишь форму глагола, характеризующего его действия. Для этого предлагаются вспомогательные вопросы.

Игра «Собери слово из слогов» – необходимо назвать изображение и самостоятельно собрать верное слово из ряда представленных слогов. Слова могут состоять из двух, трех или четырех слогов.

Тренажер «Что без чего?» помогает развивать зрительную память. В задании необходимо внимательно рассмотреть предмет, а затем определить и правильно назвать ту его часть, которой не хватает.

В каждой лексической теме предлагаются «Кроссворды», в которых задания представлены в виде загадок, а отгадки (которые можно использовать и в качестве подсказок) в виде картинок. Правильный ответ в кроссворд можно вписать, нажимая на необходимые буквы на предлагаемой экранной клавиатуре. В конце каждого кроссворда в строке сложится ключевое слово темы.

Также содержатся тренажеры:

– по составлению новых сложных слов из двух простых;

– по составлению предложений с использованием слов, противоположных по смыслу;

– мнемозагадки и пр.

Чтобы запустить тренажер, необходимо нажать кнопку F:\HTMLHelp\Images\img_1211_78585_1.jpg. Переход между заданиями внутри тренажера осуществляется по кнопкам F:\HTMLHelp\Images\img_1211_78585_2.jpg и F:\HTMLHelp\Images\img_1211_78585_3.jpg. При помощи кнопки F:\HTMLHelp\Images\img_1211_78585_4.jpg можно вернуться к слайду с описанием задания или перейти в общее меню лексической темы.

Электронное пособие предназначено методистам, воспитателям, учителям-логопедам, дефектологам ДОУ; рекомендовано учителям начальных классов, родителям.

Составители данного диска будут благодарны за высказанные замечания, комментарии и предложения по совершенствованию и обновлению последующих, а также подготовке новых выпусков.

Комментарии, замечания, высказывания предлагается обсудить также на ФОРУМЕ сайта издательства «Учитель» forum.uchitel-izd.ru

По всем вопросам обращаться по телефону (8442) 42-23-38;

Е-mail: met@uchitel-izd.ru



Предварительный просмотр:

Журнал первичного обследования речи и консультаций детей

Группа ____________________________                                                                                  Учитель-логопед: Газизова Г. Р.

№ п/п

Дата обследования

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Состояние артикуляционного аппарата

Состояние речи

Строение

Подвижность

Звукопроизношение

Фонематическое

восприятие

Словарный

запас

Грамматический

строй речи

Просодика

Первичное логопедическое заключение. Рекомендации

Список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия,

на __________________ учебный год

п/п

Группа

Дата

Фамилия, имя ребенка

Дефект звукопроизношения, подлежащий коррекции

Журнал учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия,

на __________________ учебный год

п/п

Группа

Дата постановки на очередь

Фамилия, имя ребенка

Дефект звукопроизношения, подлежащий коррекции

Дата зачисления на занятия

Список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения

п/п

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Дата направления на ПМПК

Причина направления на ПМПК

Дата выбытия из ДОУ

Куда выбыл

Журнал отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий

на __________________ учебный год

п/п

Группа

Дата

Фамилия, имя ребенка

Причина

Состояние звукопроизношения

Журнал динамического наблюдения

п/п

Группа

Дата постановки

 на учет

Фамилия, имя ребенка

Причина постановки на учет




Предварительный просмотр:

Индивидуальный лист коррекционных занятий

Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________

Возраст ______________________ Группа ___________________________________

Специалист по коррекционной работе _______________________________________

Цели и задачи коррекционной работы _______________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Краткий план коррекционной работы _______________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Взят на индивидуальные/ групповые занятия (вид коррекционных занятий) ______

________________________________________________________________________

_____________________________________________________________ раз в неделю

Период занятий __________________________________________________________

Период занятий

I полугодие

II полугодие

Годовая

Количество пропусков за период занятий

Динамика состояния ребенка в процессе коррекционной работы

В конце первого полугодия ________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Результативность коррекционной работы (на конец учебного года) ______________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Статус состояния ребенка на момент окончания занятий _______________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе _______________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Дата ______________________ Подпись специалиста _________________________

Речевая карта

  1. Фамилия, имя ребенка: _______________________________________________
  2. Возраст: ________________________ Группа: ___________________________
  3. Домашний адрес: ___________________________________________________
  4. Откуда поступил: ___________________________________________________
  5. Анамнез: __________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Слух: __________________________ Зрение: ____________________________

Интеллект: _________________________________________________________

  1. Данные о родителях:

Мать ______________________________________________________________

Отец ______________________________________________________________

  1. Общее звучание речи: темп ___________________________________________

голос __________________________ дыхание ___________________________

разборчивость ______________________________________________________

  1. Артикуляционный аппарат: губы ______________________________________

подвижность языка __________________________________________________

прикус _________________________  нёбо ______________________________

уздечка _________________________ зубы ______________________________

  1. Состояние общей моторики: ведущая рука ______________________________

координация движений ______________________________________________

тонкая моторика ____________________________________________________

  1. Общее развитие ребенка:

а) разговорно-описательная беседа:

    Как тебя зовут? ___________________________________________________

    Сколько тебе лет? _________________________________________________

    Где ты живешь? ___________________________________________________

    Как зовут маму? __________________________________________________

    Есть ли у тебя друзья? _____________________________________________

б) счёт прямой __________________ обратный __________________________

в) геометрические формы:

    квадрат ______________________ прямоугольник ______________________

    круг _________________________ треугольник ________________________

г) основные цвета ___________________________________________________

    оттенки цветов ____________________________________________________

д) классификация предметов __________________________________________

е) выделение четвертого лишнего ______________________________________

ж) ориентация во времени и в пространстве _____________________________

з) способность к логическому мышлению _______________________________

  1.  Обследование понимания речи:

 а) выполнение инструкций ___________________________________________

 б) понимание значения предлогов _____________________________________

 в) понимание числа, рода, падежа _____________________________________

  1.  Обследование связной речи:

 а) составление рассказа по картинке ___________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

б) составление рассказа по серии картин ________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

в) пересказ _________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

г) рассказ-описание или по представлению ______________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1.  Обследование грамматического строя речи:

а)

ед.ч. им.сущ.

мама

мн.ч. им.сущ.

мамы

род.п. ед.ч.

мамы

род.п. мн.ч.

мам

мост

дом

стул

пчела

ведро

ухо

воробей

утенок

дерево

карандаш

б) уменьшительно-ласкательная форма им.сущ.:

    дом ____________________________ ёлка _____________________________

    стул ___________________________ гриб _____________________________

    Женя __________________________ Костя ____________________________

в) префиксальное словообразование ____________________________________

    шёл _____________________________________________________________

    летел ____________________________________________________________

г) согласование прилагательных с существительными:

    синий                                             красный

    шар ___________________________ флажок ___________________________

    машина _______________________ звезда _____________________________

    платье _________________________ солнышко ________________________

д) согласование существительных с числительными:

1

2

5

ухо

помидор

стул

ручка

е) предложно-падежные формы (род.п., тв.п ед.ч., мн.ч.)___________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1.  Состояние словаря:

 Предметный словарь:

 а) объяснение значения слова:

     холодильник _____________________________________________________

     пылесос _________________________________________________________

     самокат _________________________________________________________

 б) показ и называние частей предметов:

     чайник: донышко _______________ стул: сиденье ______________________

                   носик __________________          спинка _______________________

                   крышка ________________           ножка _______________________

 в) уровень обобщений:

     свитер, платье, шорты, юбка, колготки _______________________________

     сапоги, туфли, тапочки, валенки _____________________________________

     блюдце, сковородка, ложка, тарелка _________________________________

     помидор, репа, морковь, капуста ____________________________________

     яблоко, персик, груша, лимон _______________________________________

     кошка, собака, корова, коза _________________________________________

     волк, белка, лиса, заяц _____________________________________________

     голубь, утка, воробей ______________________________________________

     шкаф, стол, кресло, тумбочка _______________________________________

     автобус, трамвай, самолёт, машина __________________________________

 Словарь признаков:

 а) подбор прилагательных к существительным:

     лимон – какой? ___________________________________________________

     платье – какое? ___________________________________________________

     лиса – какая? _____________________________________________________

 б) подбор антонимов:

     широкий ______________________ длинный __________________________

     высокий ______________________ весёлый ___________________________

     светлый ______________________ больной ___________________________

     прямой _______________________ сухой _____________________________

     холодный ____________________  толстый ___________________________

 в) образование прилагательных от существительных:

     ручка из пластмассы _____________ машинка из металла _______________

     сумка из кожи __________________ шуба из меха _____________________

     матрёшка из дерева _____________ сок из клюквы ____________________

     стакан из стекла ________________ дом из камня _____________________

     голубь из бумаги _______________ дом из снега ______________________

 г) образование притяжательных прилагательных:

     чей хвост? _____________________ чей дом? _________________________

 Глагольный словарь:

а) что делают?

    повар __________________________ врач _____________________________

    учитель ________________________ почтальон ________________________

б) кто как голос подаёт?

    кошка ______________ собака ________________ гусь__________________

    корова _____________ лягушка ______________ свинья ________________

  1.  Звукопроизношение:

а

у

о

ы

м

н

б

п

д

т

й

г

к

х

ц

с

сь

з

зь

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

  1.  Фонематический слух:

а) дифференциация звуков:

С-З

С-Ш

Ш-Ж

Ж-З

Ш-Щ

Ш-СЬ

Ц-СЬ

Ц-ТЬ

Ч-С

Ч-ТЬ

Ч-Ц

Ч-Ш

Щ-Ж

Л-Р

К-Х

К-Г

П-Б

Т-Д

Ы-И

б) повторение слогов:

    та-да-та ________________________ да-та-та __________________________

    ка-га-га ________________________ па-та-ка __________________________

в) повторение слов:

    кот-год-кот _____________________ том-дом-ком ______________________

  1.  Анализ звукового состава слова:

а) выделение первого звука в слове:

    Алик ______ Оля ______ Ира ______ утка _______ эхо ______ окна _______

    город _______________ волк _________________ банка _________________

б) выделение последнего звука в слове:

    пух ____________ кот ____________ сок ____________ нос ______________

в) подбор слов с заданным звуком: назови слова на звук:

    С __________________ А ____________________ Ш ____________________

  1.  Произношение слов сложного слогового состава:

   строительство ____________________ велосипед _______________________

   милиционер _____________________ аквариум _________________________

   водопроводчик ___________________ регулировщик ____________________

   дрессировщик ____________________ сковорода _______________________

   продукты ________________________ скороварка ______________________

   электрическая лампочка ____________________________________________

  1.  Повторение предложений типа:

Экскурсовод проводит экскурсию ______________________________________

___________________________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод _____________________________________

___________________________________________________________________

Регулировщик стоит на перекрёстке ____________________________________

___________________________________________________________________

  1.  Логопедическое заключение: _________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Подпись учителя-логопеда: ________/__________________/ Дата: ___________



Предварительный просмотр:

Перспективный план индивидуальной логопедической  работы

МДОАУ д/с «Белочка»

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________

Год рождения ___________ группа_______________________ год обучения____________

Заключение логопеда: __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Направление
коррекционной
работы

Содержание коррекционной работы

1.

Укрепление соматического состояния

  • витаминопрофилактика, фитотерапия, АФК.

2.

Уточнение нервнопсихического состояния и укрепление нервной системы

  • консультация врача-невропатолога, консультация психолога;
  • медикаментозное воздействие, физиотерапевтическое воздействие.

3.

Развитие произвольной моторики пальцев рук

  • массаж для снятия спастичности мышц предплечья и кисти руки;
  • пальчиковые игры;
  • различные виды штриховок, обводок, дорисовок, прописей.

4.

Развитие моторики речевого аппарата

  • упражнения   на  развитие  статической  организации  движений  губ,
    языка;
  • упражнения на развитие динамической организации движений губ, языка, мышц нижней челюсти;
  • упражнения на развитие переключаемости  движений губ, языка, нижней челюсти;
  • логопедический массаж с использованием пальцев;

5.

Формирование правильного звукопроизношения

  1. Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики:
  • для выработки нижнего положения языка (свистящие звуки);
  • для выработки направленности воздушной струи;
  • для выработки верхнего подъема языка (шипящие звуки);
  • для формирования артикуляционных укладов соноров;
  • для выработки подъема корня языка (заднеязычные звуки);
  • для формирования артикуляционного праксиса губно-губных, губно-зубных звуков.
  1. Постановка звуков: _______________________________________________
  2. Автоматизация звуков изолированно, с слоговом потоке, в словах, во фразовой речи.
  3. Дифференциация звуков: ________________________________________
  4. Всесторонний речевой контроль.

6.

Коррекция фонематического восприятия и слуха путем

  • упражнений на развитие ритмической стороны на базе неречевых, а затем речевых звуков;
  • различение слов, близких по звуковому составу;
  • дифференциация слогов;
  • упражнения на выделение начального, конечного гласного звука (ударного, а затем безударного); выделение гласного звука в середине слова (ударного, безударного);
  • дифференциация гласных звуков;
  • выделение конечного, начального согласного звука, в середине слова, после гласного звука, перед гласным, в стечение с согласным; дифференциация согласных звуков (по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по способу образования: С-Ш, 3-Ж, С-Ц, Р-Л, Ч-Щ)

7.

Развитие звукового анализа и синтеза

  • узнавание звука в фоне текста, т.е определение наличия звука в тексте;
  • выделение звука в фоне слова;
  • вычленение звука из начала и конца слова;
  • определение последовательности звуков в слове;
  • определение количества звуков в слове;
  • определение места звука по отношению к другим звукам.

8.

Коррекция слоговой

структуры слова

  • двусложные слова из открытых слогов (мыло, кони);
  • трехсложные слова из открытых слогов (машина, мимоза)
  • односложные слова из закрытого слога (сом, дом, гусь);
  • двусложные слова с закрытым слогом (совок, утюг, паук);
  • двусложные слова со стечением согласных (плита, ручка, аист);
  • двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (Артек, компот);
  • трехсложные слова с закрытым слогом (барабан)

9.

Развитие лексико-грамматической стороны речи через формирование активного словаря и активизацию пассивного словаря

I. Номинативность:

1Существительные.

2. Глаголы.

3.Имена прилагательные.

4.Наречия.

5.Антонимы, синонимы.

II. Словообразование:

  • употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • образование притяжательных прилагательных;
  • образование приставочных глаголов;
  • образование глаголов совершенного вида.

III. Словоизменение:

  • Употребление существительных единственного и множественного числа; согласование:

а) прилагательных с существительными единственного и множественного числа;

б) числительных и существительных;

в) существительных с глаголами;

  •  Употребление предложно-падежных конструкций:

а) использование падежей;

б) употребление с предлогами.

10.

Развитие связной речи

1. Разговорная речь, диалог (вопросно-ответная форма диалога, действия с диалогом, диалоги с игрушками).

2. Пересказ по образцу.

3. Пересказ по сюжетной линии.

4. Пересказ по серии сюжетных картинок (по вопросам, по плану, по  схеме).  

5. Самостоятельный пересказ.

6. Рассказы-описания.

7. Составление рассказа по сюжетной картинке (по вопросам, по плану, по схеме).

8. Составление рассказа по опорным словам и сюжетной картинке.

9. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Дата: ____________________________

Учитель-логопед:                                     / Газизова Г. Р./