Самообразование

Газизова Гульназ Рифовна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 17.06.2015_donichenko_o.g._eremina_a.a._1.pdf702.59 КБ
PDF icon ud.pdf1.01 МБ
PDF icon udo.pdf790.54 КБ
PDF icon att.pdf432.38 КБ
Файл 1.docx17.18 КБ
Файл samoobrazovanie_13-14.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей

План по самообразованию

учителя-логопеда

Газизовой Гульназ Рифовны

на 2012-2013 учебный год

Тема: «Особенности словарного запаса

у дошкольников с общим недоразвитием речи»

г. Пыть-Ях

Тема самообразования: «Особенности словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Актуальность. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребёнка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.

Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счётом является достаточный уровень лексической системы языка: определённый объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.

Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объёмом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

Цель: Выявление особенностей логопедической работы по формированию активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Изучить особенности словарного запаса дошкольников с ОНР в специальных научных исследованиях.

2. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

3. Пополнить развивающую среду кабинета.

Срок реализации: 1 год (2012 – 2013 учебный год).

№ п/п

Форма и содержание работы

Практические результаты

Сроки

1.

Изучение методической литературы по данной проблеме.

Разработать каталог статей по изучаемой теме.

В течение учебного года

2.

Изучение статей в журналах: «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Логопед», «Логопед в детском саду», «Дефектология».

Подписка на периодическое издание.

Сентябрь

Январь

3.

Изучение методик и технологий педагогов в Интернет-ресурсе.

В течение учебного года

4.

Консультация для педагогов ДОУ « Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста».

Выступление на педсовете ДОУ. Презентация.

Декабрь

5.

Работа с родителями.

- Консультация: «Развитие словаря дошкольников с ОНР 6- го года жизни».

- Изготовление буклета с предполагаемым объёмом словаря дошкольника по каждой лексической теме.

Октябрь

Март

6.

Логопедический досуг.

Театрализованная деятельность - сказка «Под грибком».

Февраль

7.

Пополнение развивающей среды кабинета.

- Создание дидактического материала и дидактических игр, влияющих на развитие словарного запаса у детей.

- Презентации по лексическим темам

В течение учебного года

Апрель

8.

Развитие детской речи с помощью чтения детской литературы.

Чтение художественной литературы по лексическим темам.

В течение учебного года

9.

Отчёт о проделанной работе.

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ.

Май

Список литературы:

1. Глухов В.П. «Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности// Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. -М., 1987 .

2. Глухов В.П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию// Дефектология. - 1988. - N 4.

3. Жукова Н.С. «Логопедия. Преодоление ОНР у детей». - М., 1998.

4. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». - М., 1991.

5. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Актцидент, 1997.

6. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. - СПб.: Акцидент, 1997.

7. Филичева Т.Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. - М., 1999.

8. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК».



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей

План по самообразованию

учителя-логопеда

Газизовой Гульназ Рифовны

на 2013-2014 учебный год

Тема: Повышение эффективности коррекции

звукопроизношения у детей с ОНР

и детей, слабо владеющих русским языком

г. Пыть-Ях

Нарушения    звукопроизношения    у    детей    являются    достаточно изученным  разделом   в  логопедии, и  методика  их  преодоления  в основном разработана.  Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную  и  практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Актуальность темы

Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФНР, ФНР, билингвизм), можно столкнуться с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Особенно у детей, для которых русский язык не является родным, в связи с тем, что понимание инструкций недостаточное, наблюдается низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.

   

Основные задачи:

- Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.

- Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.

- Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

- Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.

- Формирование произносительных умений и навыков.

- Устранять дефектное звукопроизношение.

- Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

- Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

Тема

Форма и содержание работы

Практические результаты

Сроки

«Нормативно-правовая база».

Изучить нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.

Сентябрь

«Организация работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком».

Изучить периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Дошкольная педагогика», «Коррекционная педагогика».

Разработать каталог статей по изучаемой теме.

Октябрь

Ноябрь

«Организация работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком».

Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком».

Разработать рекомендации, картотеку игр и упражнений для занятий родителей с детьми дома.

Декабрь

Январь

«Звуки речи».

Подготовить  мастер-класс для воспитателей  и родителей «Как правильно произносить звуки».

Разработать презентацию по артикуляционной гимнастике.

Февраль

«Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи ».

Изучить методическую литературу по теме: «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Разработать методические рекомендации, консультации по коррекции звукопроизношения у  дошкольников.

Март

Использовать в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации  по лексическим темам, в процессе обследования и коррекции звукопроизношения.

Разработать компьютерные презентации для коррекционно-развивающих занятий

Апрель

Май

Широко применять Интернет-ресурсы для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий.

Подготовить статью о инновационных  методах в логопедической работе

В течение учебного года

Список литературы:

1. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.

2. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - Вып. 2. - С. 44-52.

4. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи // Логопед, 2004 - № 1. - с. 10 – 17.

5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)

6. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 128 с. (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.

8. Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи// Журнал «Логопед», 2007 №3 - с. 26-32.

9. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с. (Логопед в ДОУ)

10. Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997. - 88 с.

11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи).Кн. для логопеда. -  2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

12. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. - М., 2008.

13. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.

14. Нищева Н.В.Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 120 с. + цв. вкл. 96 с.

15. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. -  Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c.

16. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 104 с.

17. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. - 32 с.

18. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. - М.: Книголюб, 2006. – 144 с. – (Развитие и коррекция.)