Работа с одаренными детьми

Cультимова Валентина Викторовна
Дети с одаренностью являются одним из главных интеллектуальных ресурсов страны. Гении не рождаются — они обучаются наравне со сверстниками, проявляя особые склонности к изучению точных или естественных науках, незаурядные творческие способности. В условиях активного расширения программного материала учителю очень важно использовать современные формы и методы работы с одаренными детьми, способствующие: индивидуализации образовательного процесса; работе «на опережение», необходимой для освоения максимального количества учебного материала; создание условий для ведения самостоятельной исследовательской работы.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65228-qqq-17-m4-metody-raboty-s-odarennymi-detmi

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Дети с одаренностью являются одним из главных интеллектуальных ресурсов страны. Гении не рождаются — они обучаются наравне со сверстниками, проявляя особые склонности к изучению точных или естественных науках, незаурядные творческие способности. В условиях активного расширения программного материала учителю очень важно использовать современные формы и методы работы с одаренными детьми, способствующие: индивидуализации образовательного процесса; работе «на опережение», необходимой для освоения максимального количества учебного материала; создание условий для ведения самостоятельной исследовательской работы.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65228-qqq-17-m4-metody-raboty-s-odarennymi-detmi

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Дети с одаренностью являются одним из главных интеллектуальных ресурсов страны. Гении не рождаются — они обучаются наравне со сверстниками, проявляя особые склонности к изучению точных или естественных науках, незаурядные творческие способности. В условиях активного расширения программного материала учителю очень важно использовать современные формы и методы работы с одаренными детьми, способствующие: индивидуализации образовательного процесса; работе «на опережение», необходимой для освоения максимального количества учебного материала; создание условий для ведения самостоятельной исследовательской работы.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65228-qqq-17-m4-metody-raboty-s-odarennymi-detmi

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Дети с одаренностью являются одним из главных интеллектуальных ресурсов страны. Гении не рождаются- они обучаются наравне со сверстниками, проявляя особые склонности к изучению точных или естественных наук, незаурядные творческие способности. В условиях активного расширения программного материала учителю очень важно использовать современные формы и методы работы с одаренными детьми, способствующие:индивидуализации образовательного процесса, работе на "опережение", необходимой для освоения максимального количества учебного материала, создание условий для ведения самостоятельной исследовательской работы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Диагностика способностей учащихся осуществляется путем применения различных методик по их выявлению. Задача педагога наблюдать за проявлением тех или иных способностей в рамках своего предмета, и строить преподавание, подбирая такие приемы и методы, которые будут способствовать их наибольшему развитию.

В процессе преподавания химии в школе выявляются и развиваются следующие  способности обучающихся:

1. Интеллектуальные способности. Это память, восприятие, воображение, мышление, речь внимание. Оценивается по следующим критериям: наблюдателен, любознателен, хорошо развита память, охотно и легко учится, знает больше чем его сверстники, умеет хорошо выражать свои мысли. Для достижения таких результатов выполняют упражнения на развитие этих способностей путем применения методов развития критического мышления и ТРИЗ.

2. Способности к точным наукам. Это склонность  к измерению, анализу, синтезу. Критерии: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, логическим действиям. Легкость восприятия и запоминания формул, работы с приборами, рост мотивации. Способы развития: при проведении практических, проектных и исследовательских работ, выполнение заданий на формирование восприятия целостной картины окружающего мира, олимпиады.

3. Литературные способности. Интерес к чтению художественной, научно-популярной литературы. Критерии: богатый словарный запас, умение анализировать прочитанный текст, память. Способы развития: чтение произведений связанных с темой урока.

4.  Социально-коммуникативные. Развитие свободного взаимодействия в коллективе. Критерии: легко приспосабливается, лидерские качества, коммуникативность, умение обращаться за помощью к другим лицам. Способы развития: организация работы в паре, в группе, в микрогруппе. Вовлечение во внеурочную деятельность, экологическое воспитание.

5.  Творческие способности. Интерес к решению творческих задач, поиск и подача информации, эстетическое восприятие. Критерии: проявляет интерес к информации, сопровождение своих действий выводами и иллюстрациями, чуткость восприятия. Все это развивается при выполнении практических проектных и исследовательских работ, при проведении педагогических  мастерских, проблемных уроков. Использование технологии развивающего обучения на уроках биологии и химии с целью формирования умения учиться, развитию познавательной и творческой активности,

живому осмыслению, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни.

В процессе такой организации обучения ученик овладевает разными подходами в учебном сотрудничестве, увеличивая свой запас познавательных стратегий, приобретает самостоятельность, уверенность, осваивает разные формы и средства творческой, познавательной и коммуникативной деятельности, что приводит к эффективной самореализации ученика и сохранению его индивидуальности.



Предварительный просмотр:

Особенности работы с одаренными детьми по химии

 «Все серьезные мысли уже думаны и передуманы.

Надо лишь попытаться продумать их заново»
Иоганн Вольфганг фон Гёте

Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет себя в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, проявлению эмоций, в интересах, склонностях и т. д. Перед нами ребенок со своим уникальным, индивидуальным миром, со своим восприятием окружающего мира.

«В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.

При этом успех зависит не только и не столько от качества самого задатка, сколько от вложенного труда.

Обучение химии начинается в 8 классе.  Как трудно восьмиклассникам погружаться в этот незнакомый мир веществ и формул. Поначалу учащиеся демонстрируют интерес к данному предмету. Но с течением времени, когда они сталкиваются с той бездной знаний, которую таит в себе данная наука, энтузиазм стихает. Одним становиться неинтересно, другим предмет дается с трудом, третьи просто зарабатывают отметки. И лишь немногие, выдержавшие это нелегкое испытание, не теряют блеска в глазах и искреннего стремления к познанию. Поэтому так важно определить основные задачи в работе с такими детьми: развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности; создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Основные направления в моей работе с одарёнными детьми – урок, предметный кружок, проектная деятельность,  факультативы, подготовка к олимпиадам.

Как можно раскрыть природные особенности ребенка на уроке? Ограниченность во времени, стремление успеть выполнить учебную программу не всегда позволяет учителю выслушать мнение ученика, проявить себя. В силах учителя создать на уроке атмосферу добра и творчества. Позитивный психологический климат на уроке очень важен, так как познавательная потребность может развиваться лишь в условиях радостного отношения к познанию. Урок должен иметь творческий характер и быть направлен на создание для каждого ребенка "ситуации успеха". Предъявляйте требования, которые соответствуют развитию ребенка, а затем постепенно «повышайте планку». Поэтому целесообразным считаю предлагать им индивидуальную программу, творческие задачи, домашние эксперименты, подготовку презентаций. Результативным оказалось включение таких детей в работу класса в качестве консультантов на семинарах и зачетах, исследователей при изучении нового материала. Грамотно организованный урок - это залог позитивного эмоционального, физического благополучия и раскрытия природных задатков учащихся.

В преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания. Во время проведения исследовательской работы учащимися, меняется качество учебного процесса и повышается успешность обучения школьников. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Мною был проведен эксперимент, который заключается в том, что в одной школе был внедрен исследовательский подход, в другой нет. Как и предполагалось, именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации.

На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, на занятиях элективных курсов, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов научных статей, участии в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

С чего необходимо начинать исследование? Прежде ставиться цель. Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы дальнейшей работы.

Исходя из характера учебной деятельности ученика при выполнении заданий, используются следующие виды самостоятельной работы учащихся на уроке: 1) учебные задания, опосредующие учебную информацию. В таких заданиях необходимая информация даётся непосредственно или указывается источник, из которого можно получить необходимую информацию. Эти задания предназначены для первоначального восприятия учебного материала. 2) учебные задания, направляющие работу ученика с учебным материалом. Такие задания ориентируют ученика на осмысление и систематизацию учебного материала, а также на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщения. 3) учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности.

Была составлена циклограмма деятельности учителя по руководству исследовательской работой учащихся:

  • сентябрь – составление списка примерных тем исследовательских работ; выявление учащихся, склонных к научной деятельности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы;
  • сентябрь – обсуждение результатов, уточнение формулировки тем, определение цели, задач, выдвижение гипотезы;
  • октябрь – консультирование по сбору материала, работе с информацией, выбору методов исследования;
  • ноябрь – консультирование по анализу собранных материалов, обработке данных; декабрь – консультирование по написанию и оформлению работы; январь – консультирование по подготовке устной защиты работы. Чтобы исследовательская деятельность в школе имела постоянную перспективу, необходимо позаботиться о преемственности. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, социологические исследования в начальной и средней школе.

Далее с такими учащимися работа идет во внеурочное время: факультативы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах. В процессе изучения предметов естественнонаучного цикла можно более качественно развивать навыки и умения учащихся, необходимые для научно – исследовательской деятельности. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников является метод проектов. При организации данного вида деятельности можно разрабатывать различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие.

Работа над проектами приводит к следующим результатам: усиливается учебная мотивация; повышается успешность обучения и интерес учащихся к предмету химия; улучшаются навыки обработки результатов лабораторных исследований; в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширяется их кругозор; ребята продвигаются по пути познания себя; дети становятся более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

Как правило, при подготовке к олимпиаде у каждого учителя возникают следующие вопросы:

1. Как, среди уменьшающегося количества часов, выкроить время на подготовку?

2. Как можно мотивировать учеников?

3. И где найти силы учителю, который завален отчетами, документацией, должен вести воспитательную работу?

Работу по подготовке к олимпиадам различных уровней провожу в течение всего учебного года на дополнительных занятиях во внеурочное время, использую различные формы работы. Очень важно, чтобы у участника олимпиады был прочный фундамент не только химических, но и физических, и математических знаний. Успешное решение химических задач невозможно без этих наук. Кроме естественнонаучных знаний, у школьников должен быть определенный набор методологических приемов - способов, которые помогают добывать новые знания и творчески перерабатывать уже имеющиеся.

В заключение хочу сказать, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед, это способствует: саморазвитию; самореализации; освоению новых технологий, практик; развитию информационной культуры.



Предварительный просмотр:

План работы с одаренными детьми по химии

на 2017- 2018 учебный год

Цель: 

  1. Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую  деятельность.
  2. Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.

Задачи:

  • формирование у учащихся устойчивого интереса к химии;
  • выявление и развитие способностей по предмету;
  • овладение конкретными химическими знаниями, необходимыми для применения  в практической деятельности;
  • интеллектуальное развитие учащихся, развитие креативного мышления, характерных для решения предметных ситуаций;
  • подготовка к сознательному усвоению систематического курса химии;
  • формирование навыков и умений применять знания в практической деятельности;
  • формирование навыков экологического поведения в окружающей среде.

Мероприятия

Сроки

Составление списков обучающихся, успешных  в освоении  отдельных предметов или видов деятельности

Сентябрь

Проведение консультаций по химии для обучающихся, имеющих повышенный интерес к предмету

В течение года

Организация и участие учащихся в международных российских Интернет- олимпиадах, Интернет - конкурсах по химии

В течение года

Организация и проведение олимпиады школьников по химии

октябрь

Подготовка победителей олимпиады к участию на муниципальном уровне

Октябрь-ноябрь

Участие обучающихся во олимпиады школьников на муниципальном уровне

ноябрь

Выявление одаренных и способных детей к научно-исследовательской работе обучающихся

Ноябрь-декабрь

Участие обучающихся в муниципальных конкурсах, семинарах по химии

В течение года

Организация  индивидуальных консультаций для обучающихся по вопросам определения тем научно-исследовательских работ

В течение 1 полугодия

Организация научно- исследовательской работы обучающихся

Декабрь

Создание банка данных исследовательских работ

 В течение года

Организация и проведение недели естественных наук.

По плану МО

Проведение мероприятий для выпускников начальной школе по разделу: « О чем вам расскажет химия».

В течение 2 полугодия

Участие в школьной научно-практической конференции

Март-апрель

Организация и взаимодействие с общественными организациями и объединениями по вопросам работ с одаренными детьми

В течение года

Организация и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей обучающихся

В течение года

Подведение итогов работы, анализ работы с одаренными детьми, вручение грамот и благодарностей на итоговых линейках

Май-июнь




Предварительный просмотр:

Эффективные методы работы с одаренными детьми

Исследовательский

Прием, имитирующий проведение научного открытия. В ходе реализации данного метода учащимся предстоит очертить круг малоизвестных фактов (выявить ядро проблемы), сформулировать главную цель проведения исследования, выдвинуть несколько гипотез и осуществить их проверку на подлинность через практические эксперименты или соотнесение доказанных данных, обозначить достигнутый результат, осознать значимость полученных выводов и возможности их применения.

Эвристический (частично-поисковый)

Метод, основанный на выдвижении педагогом проблемы и организации условий для деятельности школьников по ее решению. Ценность метода заключается в создании особых образовательных возможностей для талантливых детей, заключающихся в необходимости самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос и научном обосновании своих действий.

Проблемный

Метод, реализуемый через создание проблемной ситуации на уроке. Педагог ставит перед учащимся вопрос, вызывающий интеллектуальное затруднение, вынуждающий искать ответ за пределами знаний. Применение проблемного метода позволяет научить детей мыслить логически, последовательно, оценивать сложность образовательной проблемы и искать различные пути ее разрешения.

Проективный

Прием ведения педагогической практики заключается в создании исследовательской ситуации, предусматривающей несколько вариантов действий. Одаренные дети вынуждены искать наилучший выход из образовательной дилеммы, вследствие чего создаются оптимальные условия для раскрытия их потенциала.

Внеурочные формы и приемы работы с одаренными детьми в школе разнообразны. Их использование позволяет обеспечить оптимальные условия для развития способностей и склонностей детей, проявляющих особый интерес к конкретным направлениям обучения.

Методы работы с одаренными детьми

Особенности

Факультативная деятельность, обучение в кружках по интересам

Внеурочная деятельность способствует выявлению одаренности, не позволяет в полной мере реализовать комплекс мер по ее развитию.

Занятия исследовательской деятельностью, ведение экспериментальной образовательной работы, творческие мастерские

Обеспечивают получение учащимися с одаренностью собственного уникального опыта ведения практической деятельности, позволяют воспитывать активных экспериментаторов и творцов.

Групповые занятия по параллелям с сильными учащимися

Помогают обеспечить преемственность поколений талантов через организацию оказания консультативной помощи старшими школьниками младшим.

Подготовка к предметным конкурсам, олимпиадам и участие в них

Предметные олимпиады и конкурсы стимулируют интерес к исследовательской деятельности, создают оптимальные условия для распространения научных знаний среди подрастающего поколения.

Проведение научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов

Выработка навыков работы в команде, сбора доказательной базы для подтверждения своего мнения.

Взаимодействие с другими школами, вузами по вопросам развития одаренности

Обеспечение условий для обмена опытом, создание предпосылок для профессиональной ориентации и применения знаний, полученных одаренными детьми, в практической сфере.