Диагностика

Жолобова Светлана Викторовна

Диагностика, проводимая в детском саду,  поможет выявить особенности развития ребёнка, заложенные природой и те, которые необходимо корректировать либо развивать. Профессиональная диагностика в детском саду позволяет разобраться с серьезными проблемами, возникающими у ребенка при общении, построении отношений, обучении, при задержке психического развития. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать программы дальнейшего развития.

При диагностике детей, поступающих в школу, базовыми являются исследования готовности ребенка к обучению в школе. Эта готовность анализируется обычно в трех аспектах – интеллектуальная, социальная и эмоциональная. Основная цель подобного обследования – выявление слабых и сильных звеньев в развитии, выделение тех детей, у которых наиболее вероятны трудности в процессе обучения чтению, письму, математике.

           Для проведения оценки эффективности  проделанной работы мною были выбраны методики З.А. Михайловой, Т.Д. Рихтерман:

1. «Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины».

2. «Диагностика развития элементов логического мышления «Свободная классификация».

Было обследовано 14 детей.

Анализ работы показал, что дети знакомы с приемом сравнения, синтеза, классификации, им понятно применение частицы отрицания «не».   Дети  испытывают устойчивый интерес к развивающим играм, возросла степень их активности в самостоятельной деятельности, они делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Показатели результатов освоения детьми образовательной программы.

Цель диагностической работы – изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в организованных образовательных условиях.

Диагностическая методика: Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Диаграмма развития детей за 2 года обучения.

уровень

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

начало года

конец года

начало года

середина года

высокий

3.7 %

11 %

6.5 %

8.4 %

средний

68.4 %

82.7 %

76 %

76 %

низкий

27.9 %

6.3 %

17.5 %

15.6 %

Анализ:

Дети пришли в логопедическую группу на два года обучения (2011 – 2013 гг.) всего 14 человек. Все дети имеют нарушения звукопроизношения одной или более групп звуков.

Обследование показало, что на начало обучения в старшей группе (2011г.) только один ребенок  с высоким уровнем развития. Дети в основном со средним (10 чел.) и низким (3 чел.) уровнями развития. В середине  обучения в подготовительной к школе группе (2013г.), при диагностировании развития были сделаны следующие выводы: что программный материал усвоен детьми по всем разделам  на допустимом уровне.  



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Познание»: ФЭМП

Для определения уровня ФЭМП педагог проводит наблюдения за свободной игровой и совместной деятельностью детей, а также предлагает им выполнить ряд заданий. Задания выполняются как индивидуально, так и малыми группами. Результат выполнения заданий вносится в таблицу, в соответствующие заданию колонки.

При выполнении заданий детьми старшей и подготовительной групп необходимо обратить особое внимание на:

•      умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться);

•      умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку;

• умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету;

•      знание цветов спектра;

•      умение выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, оттенков;

•      умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть;

•      умение называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный);

•      умение классифицировать предметы по общим качествам и характерным признакам;

•      умение при обследовании предметов включать движения рук по предмету.

Полученный в ходе наблюдения результат вносится в таблицы.

Заключительным этапом проведения диагностики по этому разделу будет подсчет баллов, набранных каждым ребенком индивидуально.

Уровень развития детей по образовательной области «Познание»

уровень

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

начало года

конец года

начало года

середина года

высокий

0 %

1 %

1 %

3 %

средний

75 %

79 %

80 %

80 %

низкий

25 %

20 %

19 %

17 %

Мониторинг образовательной области «Познание» (в целом) выявил позитивные изменения в развитии детей, в то же  время  у некоторых детей недостаточно  развиты элементарные математические представления.



Предварительный просмотр:

Результаты практической  деятельности.

Для проведения оценки эффективности  работы мною были выбраны методики З.А. Михайловой, Т.Д. Рихтерман:

1. «Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины».

2. «Диагностика развития элементов логического мышления «Свободная классификация».

Методика 1

Ребенку дают лист с изображением шести пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой в варежке. Количество сравниваемых признаков — 4 (цвет, расположение и размеры элементов узора, положение большого пальца).

Инструкция

 "Посмотри, как ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек".

Оценка выполнения

 ♦ не может подобрать ни одной пары — 0 баллов;

 ♦ правильно подобрал одну пару — 1 балл;

 ♦ правильно подобрал две пары — 2 балла;

 ♦ правильно подобрал 3-6 пар — 3 балла.

 Если ребенок не выполняет задание, можно предположить, что у него недостаточно развито, либо логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.

Методика 2

Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации,  кроме указанных выше.

Инструкция

 "Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом".

 Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения

 ♦ невыполнение задания после всех видов помощи — 0 баллов;

 ♦ выполнение после словесного указания оснований для классификации — 1 балл;

 ♦ выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения — 2 балла;

 ♦ выполнение по основной инструкции — 3 балла.

♦ высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем "зоны ближайшего развития" ребенка;

 ♦ если ребенок не справился с заданием № 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание № 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфическим дошкольным видам детской деятельности;

 ♦ если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

Было обследовано 14 детей.

Проанализировав результат своей работы, я пришла к выводу, что моя деятельность даёт положительные результаты:

а) все дети без исключения знакомы с приемом сравнения, анализирования синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не»                                                                                                                                                             

б)   дети  испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

в) дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.  

Результаты диагностики  показывают, что за время работы   мой опыт способствовал повышению уровня математического развития детей.  



Предварительный просмотр:

Диагностика  эмоционального развития детей. (Автор к.п.н. Г. Степанова)

Цель: определение уровня эмоционального состояния детей.                                         Метод проведения диагностики: наблюдения.                                                                 Срок проведения :  2011г- 2012г . -  2012-2013г.                                                              Количество диагностированных: 14 человек.

Ключи:                                                                                                                                      Редко-1 балл                                                                                                              Иногда-2 балла                                                                                                          Обычно-3 балла

Результат социально- эмоционального развития детей

Критерии  оценки

Степень выраженности в %

2011г.-2012 г.

2012 г. – 2013 г.

Нач. года

Кон. года

Нач. года

Сер. года

1

Хорошо себя чувствует с взрослыми

50

55

55

57

2

Может пользоваться помощью взрослого

53

58

58

60

3

Успешно действует под руководством взрослого

45

50

50

52

4

Хорошо себя чувствует в малой группе

50

53

53

55

5

Хорошо себя чувствует в большой группе

53

60

60

62

6

Может участвовать в делах, инициированных другими детьми

45

48

48

52

7

Может выбрать себе занятие

50

50

50

54

8

Может позаботиться о себе и своем имуществе

50

52

52

57

9

Может выразить чувства словами

45

48

50

53

10

Может наблюдать за действиями других

48

50

50

53

11

Может реализовать чужие идеи

45

50

50

52

12

Может действовать один

44

48

48

50

13

Может контролировать импульсы

43

45

45

48

14

Может соблюдать очередь

45

50

50

51

15

Может уладить разногласия со сверстниками

45

53

53

55

Вывод : Отсюда  можно сделать вывод, что эмоциональный фон детей стабилен, преобладают положительные эмоции. Дети веселы, счастливы, настроены оптимистично.



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

При проведении диагностики развития познавательных процессов детей использовала  методики, описанные в книге Р. С. Немова,,Психология” 3 том.

Методы диагностики восприятия.

Данная  методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов, способность ребенка формировать образы,  делать связанные с ними умозаключения  и представлять эти заключения в словесной форме.

     Методы диагностики внимания.

Методы предназначены для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость ,переключаемость объём.

         Методы диагностики воображения.

В данных методиках оценивается воображения по признакам: скорость придумывания рассказа, необычность, оригинальность, разнообразие образов, проработанность и детализация образов, впечатлительность, эмоциональности образов.

       Методы диагностики памяти.

Данные методы диагностики памяти узнавание воспроизведение и запоминания в частности объём кратковременной, зрительной и слуховой памяти а также динамика процесса заучивания.

Из трех видов мышления словесно-логическое, образно-логическое и наглядно-действенное детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают последние два вида. Что же касается первого словесно-логического то этот вид мышления в дошкольном детстве только что начинает развиваться .Поэтому диагностируя интеллект детей дошкольного возраста в первую очередь необходимо обращать внимания на образно –логическое и наглядно-действенное.

          Методы диагностики речи.

Представленные методики определяют запас слов которые хранятся в активной памяти ребенка.

 

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

2011-2012

2012-2013

начало года

конец года

начало года

середина года

в

%

с

%

н

%

в

%

с

 %

н

 %

в

%

с

%

н

%

в

%

с

%

н

%

Внимание

15

50

35

20

56

24

23

60

17

30

65

5

Память

18

40

42

22

48

30

30

50

20

35

55

19

Воображение

21

46

33

25

50

25

28

54

18

32

61

17

Мышленение

20

40

40

25

45

30

28

50

22

35

55

10

Восприятие

16

44

40

20

54

26

23

60

17

30

65

15

Речь

10

50

40

15

55

30

20

60

20

25

65

10

Вывод: в результате диагностики проведенной в начале 2011г. – конце 2012 г. и в начале 2012 г. - середине  2013 г. прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов.



Предварительный просмотр:

Динамика основных показателей сохранения,

укрепления здоровья детей

Показатели взяты за календарный год 2011, 2012, 2013 в сравнении с общими показателями по детскому саду и воспитанниками группы.

- 2011- 2012г.г.-дети старшей группы,

-2012- 2013(середина года) г.г.-дети подготовительной группы.

Посещаемость детей

2011

2012  

2013 (середина года)

Воспитанники группы

73.4 %

81,8%

88.5%

Средний показатель по садику

72,5%

73,2%

71.8%

По болезни пропущено одним ребенком

2011

2012

2013 (сер. года)

Воспитанники группы

2.5

2.1

2.1

Средний балл

10.8

11.0

11.6

Группы здоровья

2011

чел.

2012

чел.

2013

Чел (сер. года)

I группа

4

6

8

II группа

9

8

6

III группа

1

-

-

Специальная группа

-

-

-

Подготовительная группа

-

-

-

Основная группа

-

-

-

Вывод: применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе   и создание условий в группе для двигательной активности детей, проведение  профилактических мероприятий (по профилактике гриппа, инфекционных заболеваний, желудочно-кишечных заболеваний), проведение просветительной работы  с родителями  позволило улучшить  показатели здоровья воспитанников группы

 ( возросла посещаемость детей). Сравнительный анализ показателей группы и показателей по детскому саду позволяют сделать вывод об эффективности проводимых мероприятий по физическому воспитанию и оздоровлению детей группы.



Предварительный просмотр:

№ п /п

Режимные моменты

Организованная деятельность  

Свободная деятельность

Итого

Прием детей

прогулка

занятия

Праздники,

развлечения

игровая

Продуктивные виды деятельности

баллы

н г.

к.г

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г

.к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1.

1

1

2

2

1

2

2

2

2

2

1

1

9

10

2.

2

2

2

2

2

2

3

3

3

2

2

2

14

13

3.

2

2

3

3

2

2

2

2

2

3

2

2

13

14

4.

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

1

8

10

5.

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

9

12

6.

2

2

2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

14

13

7.

2

2

3

3

2

2

3

3

2

2

2

2

14

14

8.

1

1

1

2

1

2

2

3

2

3

1

1

8

12

9.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

17

17

10.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

17

17

11.

1

2

1

2

1

2

2

3

1

2

2

1

8

12

12.

2

3

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

11

13

13.

2

2

2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

13

13

14.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

17

18

15.

2

3

2

2

2

2

3

3

2

3

2

2

13

15

16.

2

2

2

2

2

2

3

3

2

3

3

3

14

15

17.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

1

2

11

13

18.

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

1

1

8

11

Оценка эмоционального состояния детей  старшей логопедической группы  №  5 за 2016-2017 учебный год.

Оценка эмоционального состояния детей  подготовительной к школе группы  №  5 за 2017-2018 учебный год.

№ п /п

Режимные моменты

Организованная деятельность  

Свободная деятельность

Итого

Прием детей

прогулка

занятия

Праздники,

развлечения

игровая

Продуктивные виды деятельности

баллы

н г.

к .г

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г

.к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1.

1

1

2

2

1

2

2

2

2

2

1

1

9

10

2.

2

2

2

2

2

2

3

3

3

2

2

2

14

13

3.

2

2

3

3

2

2

2

2

2

3

2

2

13

14

4.

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

1

8

10

5.

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

9

12

№ п/ п

Режимные моменты

Организованная

деятельность

Свободная

деятельность

Итого

Прием

детей

Прогулка

занятия

праздники

развлечения

игровая

Продуктивные виды деятельности

Баллы

н.г.

к.г.

нг.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1.

1

2

1

2

1

2

2

3

2

3

2

2

9

14

2.

2

3

2

3

2

3

3

3

2

3

2

3

13

18

3.

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

15

18

4.

1

2

2

3

1

2

2

3

2

3

2

2

10

15

5.

1

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

11

17

6.

2

3

2

3

3

3

2

3

2

3

2

2

13

17

7.

2

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

2

15

17

8.

1

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

3

11

15

9.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

17

18

10.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

18

18

11.

2

2

2

3

2

2

3

3

3

3

2

2

14

15

12.

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

15

18

13.

2

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

15

18

14.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

18

18

15.

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

2

16

17

16.

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

14

15

17.

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

3

3

13

15

18.

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

12

13

Сводные результаты диагностики эмоционального состояния детей логопедической группы

№ п/ п

Кол-во баллов

Шкала оценки эмоционального развития детей

2016-2017

2017-2018

2016-2017

2017-2018

Н. г

К .г

Н. г

К .г

Н .г

К .г

Н. г

К. г

1.

9

10

9

14

низкий

низкий

низкий

средний

42

2.

13

14

13

18

средний

средний

средний

высокий

58

3.

13

14

15

18

средний

средний

средний

высокий

60

4.

8

10

10

15

низкий

низкий

Низкий

средний

43

5.

9

12

11

17

низкий

средний

средний

высокий

49

6.

13

14

13

17

средний

средний

средний

высокий

57

7.

14

14

15

17

средний

средний

средний

высокий

60

8.

8

12

11

15

низкий

средний

средний

средний

46

9.

17

17

17

18

высокий

высокий

высокий

высокий

69

10.

17

17

18

18

высокий

высокий

высокий

высокий

70

11.

8

12

14

15

низкий

средний

средний

средний

49

12.

11

13

15

18

средний

средний

средний

высокий

57

13.

13

13

15

18

средний

средний

средний

высокий

59

14.

17

18

18

18

высокий

высокий

высокий

высокий

71

15.

13

15

16

17

средний

средний

высокий

высокий

61

16.

14

15

14

15

средний

средний

средний

средний

58

17.

11

13

13

15

средний

средний

средний

средний

52

18.

8

11

12

13

низкий

средний

средний

средний

44

Выводы:   2016-2017                                                2017-2018                                                                

Низкий уровень – 2  (11%)                                Низкий уровень - 0  (0%)

Средний уровень – 13 (72%)                                Средний уровень – 7 (39%)

Высокий уровень  -3  (17%)                                Высокий уровень – 11 (61%)

                                                                                                        Автор-составитель методики «Изучение эмоционального состояния детей дошкольного возраста»  Т.А .Данилина,  В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина.

Основной метод изучения: длительное наблюдение        в условиях жизни детского сада.

Качественные характеристики оценки эмоционального состояния – от 1-3 баллов.

Шкала оценки проявления эмоционального состояния:

1 балл – равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно.

2 балла – эмоциональные проявления выражены средне.

3 балла – эмоции выражены сильно.                

                                

Динамика эмоционального состояния воспитанников логопедической группы №5 за 2016-2018 годы.

п /п

Критерии

2016-2017

2017-2018

Итог

начало

конец

начало

конец

1.

Режимные моменты

12

66,6%

16,5

91,6

15

83,3%

18

100%

15,3

85,3%

Прием детей

11

61,1%

15

83,3%

14

77,7%

18

100%

14,5

80,5%

Прогулка

13

72,2%

18

100%

16

88,8%

18

100%

16,25

90,2%

2.

Организованная

Деятельность

14

77,7%

18

100%

17
94,4%

18

100%

16,5

93%

Занятия

11

61,1%

18

100%

16

88,8%

18

100%

15,7

87,5%

Праздники, развлечения

17

94,4%

18

100%

18

100%

18

100%

17,7

98,6%

3.

Самостоятельная

Деятельность

15

83,3%

16

91,6%

18

100%

18

100%

16,7

93,7%

Игровая

17

94,4%

18

100%

18

100%

18

100%

17,7

98,6%

Продуктивные виды деятельности

13

72,2%

14

77,7%

18

100%

18

100%

15,7

87,5%

Год

Кол-во детей

Возраст

Шкала оценки эмоционального развития детей

низкий

средний

высокий

2016-2017

18

5-6

2 -11%

13- 72%

3 - 17%

2017-2018

18

6-7

-

7 -  39%

11- 61%

Вывод. Таким  образом, результаты  мониторинга  за два года  показывают, что  применяя здоровье сберегающие  технологии,   игры на развитие эмоциональной сферы, а также учитывая индивидуально-типологические особенности детей, состояние здоровья,  можно говорить о 100% обеспечении эмоционального комфорта детей группы, что способствует повышению интереса к занятиям, творческому подходу при решении разнообразных задач, а главное  - сохранению  психологического  здоровья.