Методическая работа

Жолобова Светлана Викторовна

Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития.

         В нашем дошкольном учреждении много лет используются современные передовые педагогические технологии: педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности  и другие. Но сколько бы новейших технологий не использовали педагоги, происходящие изменения в обществе, а это и: расширение человеческих контактов, поток информации, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни, оказывают влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни. Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Реализация этих целей определила тему моей методической работы  «Развитие интеллектуальных способностей у детей  старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр». А с 2015 г тема моей методической работы 'Развитие эмоциональной сферы дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие интеллектуальных способностей у детей  старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр»

          Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

          Актуальность моей методической темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей  детей в более  старшем  возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Меня заинтересовала проблема повышения познавательной активности дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников. На мой  взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.  Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.

      Целью своей работы ставлю: найти пути оптимального решения задач интеллектуального развития старших дошкольников посредством логико-математических игр: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки организма, с другой.

Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач:

развивать познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь;

развивать любознательность и умственные способности; первичные интеллектуальные умения и навыки;

последовательно увеличивать у детей запас знаний, проводить их упорядочение, уточнение, систематизацию.

        Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен. Мысленно я распределяю детей на три группы: «сильные», «слабые» и «средние» (по уровню владения приемами логического мышления). Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных»

         Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты подобных задач, а так же подключаю к играм соревновательного характера.

       Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические  и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется. Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.          Группа детей, с которыми я работаю, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых.  Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.

Для этого мною  создана развивающая среда, максимально отвечающая потребностям ребенка:

-организован уголок занимательной математики, где в достаточном количестве представлены  комплекты логических блоков Дьенеша, а также  альбомы, карточки и схемы к ним;

-уголок дополнен другими дидактическими и развивающими играми и материалами (кубики «Хамелеон», «Сложи узор», «Танграм» и другими);

-разработан перспективный план работы кружка «Умники и умницы». 

       Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями. На собраниях родителям были показаны игры, в которые дети играют ежедневно, находясь в группе, сопровождались эти игры задачами, которые родители должны ставить перед собой, проводя ту или иную игру. Для родителей были проведены консультации и родительские собрания в различной  форме. В уголке для родителей периодически вывешивался материал по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, сопровождающиеся фоторепортажем, иллюстрациями, литературой. Родители проявили живой интерес, приняли активное участие в изготовлении карточек и схем. Большинство родителей приобрели комплекты логических блоков Дьенеша себе домой  для игр со своими детьми. Это свидетельствует о том, что они искренне заинтересовались моей работой.

         Мною были проведены семинар с педагогами ДОУ и мастер-класс на тему: «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста» на городском методическом объединении воспитателей логопедических групп, где  я познакомила педагогов с формами работы  с использованием блоков Дьенеша, показала занятие с включением упражнений с блоками. Педагоги проявили большую заинтересованность данной проблемой и готовность применить логические блоки Дьенеша в своей работе.

      Работу по достижению цели я начала с изучения и анализа методической        литературы, статей  по  воспитанию  и  развитию  дошкольников  из  журналов, педагогических  новинок  из  интернет – ресурсов.

Использовала в работе  современные образовательные технологии и методики:

 1) технология развивающего обучения З.Дьенеша «Новая математика». Огромное значение в своей методике профессор Дьенеш уделял играм с применением логики и созданию несложных математических задач, благодаря чему дети учились рассуждать логически, развивали разные способности, в том числе аналитические.2) Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». - СПб: ООО «РИВ», 2007. Методическое пособие содержит игровые технологии, направленные на интеллектуально-творческое развитие ребенка. В свободной игровой форме ребенок осваивает буквы и цифры, узнает и запоминает цвет и форму, учится счету и ориентировке в пространстве. Тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, внимание, память, воображение.

3) Носова Е.А., Непомнящая  Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2007. Методическое пособие помогает развивать у дошкольников логико-математические представления и умения с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

4) И. Коволь. Учимся мыслить. Развивающие игры для детей 4-9 лет. 2012г. Методическое пособие помогает подобрать полезные и увлекательные игры, которые будут способствовать развитию творческих способностей ребенка, тренировать восприятие, умение анализировать.

Применила технологии, способствующие развитию логического мышления детей

технология

результат

компетентностно – ориентированное обучение;

учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей;

технология развивающего обучения

умение решать изобретательские задачи;

здоровьесберегающие технологии;

сохранение и укрепление здоровья дошкольников;

игровые технологии;

расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

- ИКТ.

- разнообразие учебной деятельности на занятиях;

- оптимизация обучения за счёт повышения работоспособности и активности детей.

Разработала цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста с применением логических блоков Дьенеша. Провела  консультации для родителей и педагогов, разработала анкеты, методические рекомендации по работе с логическими блоками Дьенеша, по использованию дидактических и развивающих игр.  

      Результатом своей работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством логико-математических  игр явились позитивные сдвиги в умственной и интеллектуальной активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников. Значительно увеличился запас знаний детей. Для оценки результатов провела педагогическое обследование на основе диагностики, которая осуществлялась через общение с детьми и родителями. Для его проведения использовала методики З.А. Михайловой, Т.Д. Рихтерман:

1. «Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины».

2. «Диагностика развития элементов логического мышления «Свободная классификация»

По результатам диагностики уровень усвоения знаний составил:

Полученные данные подтверждают предположение о том, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу. Данные об успеваемости выпускников группы свидетельствуют о том, что именно развитие логического мышления у детей является основой для усвоения школьного материала по любым предметам.

   Перспективы на будущее: создание системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения на современном уровне.

В педагогической практике среди технических новинок, особое место занимает компьютер, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, а также более эффективно осуществлять обратную связь с родителями. Мне хочется в полной мере реализовывать информационно – коммуникативные технологии обучения для повышения мотивации детей к получению и усвоению новых знаний.

- использовать на занятиях и в индивидуальной работе с детьми;

- организовать свой блог для общения с родителями воспитанников;

- создать банк данных детей и родителей;

- создать методическую копилку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жолобова С.В. воспитатель МДОУ №21 «Золотая рыбка»г.Волжск РМЭ

Слайд 2

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Слайд 3

Актуальность использования синквейна Во-первы х, это сравнительно новый метод – открывающая творческие интеллектуальные и речевые возможности; Во-вторых, он гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря. В-третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления В-пятых – использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. Используется для закрепления изученной темы. И в-шестых – имеет игровую направленность. Но его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.

Слайд 4

Чтобы составить синквейн , нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Слайд 5

Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Слайд 6

Пример синквейна: 1. ЕЛЬ 2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ. 3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ. 4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ. 5. НОВЫЙ ГОД.

Слайд 7

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить. ______ . Растёт. Стоит. Белоствольная. Стройная. Русская . Я любуюсь стройной . Дерево.

Слайд 8

Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказке

Слайд 9

лиса хитрая рыжая обманула выманила обхитрила плохо поступила обманщица

Слайд 10

В чём же его эффективность и значимость ? Во-первых , его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых , в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд 11

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить синквейн получается у всех. Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля ( дети могут сравнить синквейны и оценивать их).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая коррекция эмоциональной сферы детей с ОНР. Воспитатель Жолобова С.В.

Слайд 2

Данное направление деятельности в МДОУ включает в себя широкий спектр форм работ: Групповые психокоррекционные занятия ( психогимнастика , игротерапия , дидактические игры, подвижные игры, пантомимика, этюды, работа с зеркалом); Тренинговые занятия с педагогами и узкими специалистами МДОУ; Тематические занятия с родителями (обучающие семинары).

Слайд 3

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников : Научить воспитанников осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Познакомить с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учить пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других.

Слайд 4

Основные принципы работы: Системность ; Учет индивидуальных особенностей детей, состояние здоровья; Интеграция программного содержания; Координация деятельности педагогов.

Слайд 5

Перспективное планирование занятий по эмоциональному развитию детей с ОНР в МДОУ №т21 «Золотая рыбка» Тема Программное содержание Грусть и радость. Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний(радость-грусть), учить определять их по внешним проявлениям. Изменение настроения. Помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения. Страшно. Помочь понять причины возникновения страха; способствовать профилактике страхов у детей.

Слайд 6

Тема Программное содержание Грусть, радость, спокойствие. Продолжить знакомить с основными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями. Печаль, горе. Помочь понять причины возникновения грустного настроения (печаль-горе). Злость. Помочь понять, что такое злость. Страх. Помочь понять, что все нуждаются в любви и сострадании. Никто меня не любит. Помочь понять, что все нуждаются в любви и сострадании.

Слайд 7

Тема Программное содержание Мимические признаки эмоций. Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица, позе. Твои поступки и чувства других. Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков. Спорящие лица. Познакомить с различными проявлениями негативных эмоций. Горе. Помочь детям понять, что такое горе, учить справляться с тяжелыми чувствами.

Слайд 8

Эмоции – непосредственные переживания, отражающие значимость действующих на ребенка явлений и ситуаций. Эмоции способны предвосхищать ситуацию или событие на основе представления о пережитом или воображаемом. Эмоциональный опыт ребенка гораздо шире, чем опыт его собственных переживаний. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют тому, что психическая деятельность и поведение направляются на эти события. Эмоции оказывают влияние на содержание и динамику познавательных процессов, а также на восприятие, воображение, память, мышление.

Слайд 9

Благодаря эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение. Эмоции имеют специальную функцию – выступают средством общения. Высший продукт развития эмоций человека – устойчивые чувства.

Слайд 10

Основные методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольников: Целенаправленное наблюдение; Эксперимент; Проективные рисуночные тесты.

Слайд 11

Эмоциональное реагирование ребенка на воздействие окружающей среды Страх: Приход в детский сад; Поломка игрушки; Крик сверстника; Драка (потасовка), Не успешность в деятельности; Незнаковые звуки; Крик со стороны взрослого; Незнакомое помещение.

Слайд 12

Гнев: Уход матери, близкого взрослого; Желание иметь что-то, что нельзя взять; Поломка игрушки; Сверстники не принимают в игру; Не успешность на занятиях; Физическое наказание; Наличие препятствия; Конфликт со сверстником из-за игрушки.

Слайд 13

Радость: Приход в детский сад, домой; Выполнение задания; Восприятие собственного отражения в зеркале; Внимание, похвала другого человека при взаимодействии и общении; Совместная игра; Смешные ситуации в детском саду и дома.

Слайд 14

Интерес: Приход в группу, Незнакомый взрослый, Новая игрушка; Рассказ взрослого или показ чего-либо; Подготовка к праздникам; Проявление интереса к сезонным явлениям в прирподе .

Слайд 15

Удивление: Появление чего-либо, кого-либо в группе; Незнакомая игрушка; Новая игра; Знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому; Близкий взрослый общается иначе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология «Работа с родителями: инновационные тенденции в условиях введения и реализации ФГОС» воспитатель Жолобова С.В. МДОУ № 21 «Золотая рыбка» г. Волжска Республики Марий Эл.

Слайд 2

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. С. Макаренко

Слайд 3

В течении нескольких лет педагогический коллектив во главе в заведующим Гусаковой С.И. занимается поиском эффективных методов и приёмов взаимодействия с родителями и пришёл к выводу, что без вовлечения семьи в жизнь ребёнка в детском саду трудно решать задачи успешного взаимодействия.

Слайд 4

Ребенок Так постепенно сложилась наша модель взаимодействия с семьёй.

Слайд 5

Коррекционно-развивающее Профилактическое Консультативное Методическое Статистико-аналитическое Инновационное Диагностическое Модель представлена следующими направлениями:

Слайд 6

Повышенное внимание к семье, как особому институту социализации личности ребенка; Наличие кризиса семьи как основной составляющей общества; Материальные трудности, возникшие вследствие затянувшихся социально-экономических реформ в стране, РМЭ; По статистическим данным РМЭ с 2010 г. растет количество разводов (на 100 браков – 52 развода), девиантных проявлений поведения родителей (алкоголизм, наркомания, противоправные действия), растет число детей, рожденных вне брака. Актуальность проблемы :

Слайд 7

Новизна: Привнесение в уже сформированную стратегию и тактику работы с семьей несколько новых акцентов, способных улучшить качество образовательных услуг в ДОУ. Цель: Разработать стратегию совместных действий по формированию психолого-педагогической компетентности и рефлексии, позволяющей понимать ребенка, грамотно выстраивать общение и совместную деятельность с ним.

Слайд 8

Задачи: Установление партнерских отношений , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей. Объединение усилий сотрудников ДОУ и родителей. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей по данному направлению.

Слайд 9

Практическая значимость: Представленные материалы могут быть использованы практическими работниками МДОУ в целях повышения эффективности реализации мероприятий по работе с родителями в свете решений ФГОС.

Слайд 10

Пути реализации педагогической технологии: Разработка стратегии совместных действий Внедрение методики контактного взаимодействия Внедрение инновационных форм и методов работы с родителями Разработка методических рекомендаций педагогам, родителям Консультирование по актуальным вопросам развития

Слайд 11

Считать семью основным получателем услуг. Стимулировать , поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Принципы взаимодействия:

Слайд 12

Реализация педагогической технологии представлена в трех направлениях: Психолог Ребенок Психолог Воспитатель Психолог Родитель Деятельность всех направлений организуется одновременно и предусматривает решение задач, форм, методов .

Слайд 13

Организация работы по трем направлениям: Психолог- Ребенок Психолог- Воспитатель Психолог- Родитель Наблюдение за ребенком, диагностика, инд. программа сопровождения, мониторинг, индивидуальные, подгрупповые занятия, коррекция эмоционально-волевой сферы и поведения. Консультации, педсоветы, семинары, мастер-класс, метод. объединение, КПК, самообразование, творческие группы, интернет-конференции , ТПМПК . Родительские собрания, консультации, нестандартные способы информирования, обучающие занятия, тренинговые занятия, совместная проектная деятельность, ПМПк .

Слайд 14

Накопление согласия Поиск совпадающих интересов Принятие личностных качеств, принципов Выяснение качеств опасных для взаимодействия Способность индивидуально взаимодействовать, адаптация к партнеру Согласованное взаимодействие Шесть этапов эффективного взаимодействия педагога с родителями:

Слайд 15

Детский сад Консультации - шпаргалки Записки, объявления Письма благодарности Семейный клуб Изучение ценностей семьи Листы отчёта о развитии ребенка Инновационные формы работы МДОУ № 21 «Золотая рыбка» г. Волжска Республики Марий Эл с родителями: Выступление на ТВ Онлайн - консультация

Слайд 16

Практические показатели партнерства: Использование навыков положительного общения. Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения. Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи. Уважение разнообразия и уникальности семей. Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.

Слайд 17

Примерный образец индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения на воспитанника МДОУ № 21 «группы риска» Пояснительная записка; Ф.И.О. ребенка, дата рождения; Характеристика с результатами обследования ребенка; Цель программы, задачи, срок реализации; Ожидаемые результаты; Ответственный специалист , координатор; Результативность по итогам работы, определение динамики; Внесение изменений, дополнений. Динамика Направления работы Мероприятия

Слайд 18

Лист еженедельного отчета родителям о развитии ребенка (дошкольный возраст) Чем чаще всего интересуется ребенок в течение дня И мя ребенка- В течение дня ребенок чаще всего (подчеркнуть)- Рассматривает книги, энциклопедии (читает) Рисует предметы, сюжеты ( по шаблону, трафарету) Один или с друзьями играет в настольные игры Лепит из пластилина, создает сюжеты, композиции, обыгрывает Играет в куклы Ссорится Ухаживает за растениями Разговаривает с друзьями Конструирует (моделирование) Ищет уединения Играет с водой и песком Интересуется прогулкой на свежем воздухе Играет в подвижные игры Наблюдает за другими Играет с машинками Работает с карточками (математика, грамота, решает логические задачи) Бегает по групповой комнате Рассказывает истории, общается со взрослым, сверстниками.

Слайд 19

Лист еженедельного отчета родителям о развитии ребенка (ранний возраст) Имя ребенка----------------------------------- дата -------------------------------- В течение дня ребенок чаще всего (подчеркнуть) Что вы нам советуете? -------------------------------------------------------------------- Рассматривает книги, предметные картинки Рисует Играет в «мозаику» и другие сенсорные игры Лепит из пластилина Играет в куклы Ссорится, кусается Играет с кубиками, конструктором Разговаривает с детьми, взрослыми Играет с водой и песком Ищет уединения Музицирует (играет на пианино, поет) С удовольствием кушает Играет в подвижные игры Плачет Играет с машинками Наблюдает за другими Наряжается Играет со звучащими игрушками

Слайд 21

Статистические данные скрининг обследования детей МДОУ№ 21 «Золотая рыбка» г. Волжска РМЭ за 2014 – 2015 уч.г . Динамика Начало года Конец года положительная 19 ч. – 51 % 34 ч. – 92 % волнообразная 5 ч. – 14 % 2 ч. – 5 % незначительная 13 ч. – 35 % 1 ч. – 2 %

Слайд 22

Мониторинг эффективности работы с родителями и детьми «группы риска» МДОУ № 21 «Золотая рыбка» г. Волжска РМЭ за 2016-2017 уч. г.

Слайд 23

Вывод Выбор тех или иных форм работы объясняется прежде всего уверенностью в их эффективности, подтвержденной нашей практикой, а также открывающейся возможностью сближения педагогов и родителей вокруг интересов семьи. Мы верим в то, что большинство семей хотят для своего малыша самого лучшего, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них. Мы принимаем как безусловную истину то, что в каждом детском саду уже сформирована своя стратегия и тактика работы с семьей, и будем рады, если сумеем привнести в нее хотя бы несколько новых акцентов, не отрицая уже сделанного.

Слайд 24

Работа по технологии позволила : Наметить пути по совершенствованию и углублению работы по данному направлению; Разнообразить формы психолого-педагогического просвещения населения; Выстроить эффективную систему контактного взаимодействия родителей и педагогов; Обобщить опыт работы по эффективному взаимодействию с родителями; Обеспечить индивидуализацию психолого-педагогического сопровождения ; Предупредить и преодолеть сложные нарушения в развитии у детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста.

Слайд 25

Задачи на перспективу: Расширение межведомственных связей и сотрудничества. Разработка практических рекомендаций по проблеме взаимодействия семьи и ДОУ, нестандартных способов информирования родителей и изучения их запросов в условиях ФГОС. Дальнейшее развитие и совершенствование работы по взаимодействию с родителями, обеспечение современными инновационными технологиями.

Слайд 26

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Период: с 1.10.2016 по 31.05. 2017

Цель: Формирование базовых знаний, умений и навыков, развитие психических функций, коррекция речевого и физического развития.

Ожидаемые результаты: освоение «Адаптированной основной образовательной программы для детей тяжелыми речевыми нарушениями (общим недоразвитием речи) 5-7 лет»  МДОУ№21 г.Волжска РМЭ.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

задача

содержание работы

задача

содержание работы

1

1.Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого мышления, исключать стереотипность мышления. Воспитывать мотивацию, заинтересованное отношение к школьному обучению.

2.Закреплять счетные операции в пределах 10, понимания отношений между числами натурального ряда (6 больше 5 на 1), соотносить число и цифру. Учить на наглядной  основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении пользоваться математическими знаками: плюс, минус, равно.

3.Формировать умение устанавливать продуктивные контакты со сверстниками, вступать в диалогическое общение, побуждать партнера к совместной деятельности.

  1. «Слушай хлопки»,

«составь узор», «4-й лишний», конструктивное моделирование, « магнит и шарики», «на что похожа фигура», « найди общее», «лишнее слово», «что изменилось», «найди закономерности и дорисуй фигуры», «сделай так же», «раскрась разными способами»,

«найди в каждом ряду лишнюю фигуру». Беседы о школе, рассматривание иллюстраций.

2.»Арифметический мяч», «муха», «вверх – вниз», «числовые прятки», «фигуры», «числовые ряды», «наши соседи», «волшебный квадрат», «веселый счет», «шифровальщик», «математическая цепочка», «сравни и подбери», «поможем Незнайке подготовиться к школе», «уменьши числа на один», «заполни цепочку»,» допиши соседей числа»,» придумай задачу и запиши ответ», «положи грибы в нужные корзинки»,  «сосчитай и раскрась только квадраты».

3.Поиски добрых слов. Мы – друзья-товарищи, ласковые слова, фанты-сюрпризы, пальчиковые игры, беседы с ребенком на разные темы: о природе, о погоде, о животном мире, о праздниках, игрушках .Рассматривание иллюстраций, детских книг. Изготовление атрибутов по шаблонам, инсценировка знакомых сказок. Дидактические игры с элементами соревнования (сначала в паре со взрослым), а потом включить в игру ребенка-партнера.

1. Развитие словаря.

Расширить объем правильно произносимых сущ., относит.прил., глагольный словарь действий. Группировать предметы по признакам.Активизировать в речи простые предлоги.

Закрепить понятие слово.

2Формированиеграмматического строя речи. Усвоение окончаний им. сущ. в ед. и мн. ч. в им. п., в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний гл. наст. вр., гл. м. и ж. р. в прош. вр. Использованиесущ. и прил. с ум.-ласк. суф., сущ. с суф.-онок,- енок, -ат-, -ят-. Согласование прил. и числ. ссущ. в роде, числе, падеже. Составлять простые предложения по вопросам, распространять их однородными членами, с противительными союзами.

Сформировать понятие предложение.

3.Развитие фонетико-фонематической систем языка и навыков звукового анализа.

Формировать правильное речевое дыхание.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в речевой деятельности.

Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов.

Использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов.

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов.

Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Закрепить понятие слог.

4. Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков.

Совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, слышать ошибки.

Учить задавать и отвечать на вопросы.

Составление коротких рассказов-описаний предмета (элементарных).

Связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок.

Пересказывать сказки и короткие тексты.

5. Развитие мелкой моторики  кистей рук.

1.Упражнение «Помощники», «Что забыл нарисовать художник», «Выбери правильный ответ», «Посмотри, подумай и ответь». Игра «Четвертый лишний», «Покажи и назови», «Отгадай-ка», «Посмотри и объясни», «Послушай и найди», «Ответь правильно».

2.Упражнение«Найди пару», «Сосчитай-ка», «Скажи со словом «много», «Один-несколько», «Кому это нужно?», «Подбери словечко», «Зашифрованное предложение», «Какой, какая, какое, какие?», «Кто на чем играет?», «Прочитай по схеме»,  Игра «У гнома», «Назови ласково», «Что делает?», «Куда? Где? Откуда?»,  «Кто за деревом?», «Когда это бывает?», «Бабочка и цветок», «У кого больше?», «Скажи наоборот».

3. Артикуляционная гимнастика общая и специальная.  Дыхательная гимнастика. Игра «Какой звук?»,  «Ветерок», «Что мы слышим?», «Угадай, что звучит?,  «Построим ряд», «Живые буквы», «Подними сигнал», «Слушай и считай», «Кто скорее?»,  «Утенок гуляет», «Разноцветные кружки», «Назови гласные», «Раздели и забери», «Подскажи словечко».

4. Упражнение «Расположи картинки в ряд», «Посмотри и расскажи», «Послушай, запомни, расскажи». Рассматривание картин.

5. Пальчиковые игры, упражнения с шариком су-джок, карандашом, игра с движением «Рисуем осень».

2

4.Обучать родителей эффективным приемам взаимодействия с ребенком в трудных воспитательных ситуациях.

Индивидуальные консультации родителям на тему:

  • Особенности психологического развития ребенка 6-7 лет.
  • Методы и приемы формирования познавательной мотивации в старшем дошкольном возрасте.
  • Посещение дополнительных кружков по интересам.

Индивидуальные консультации родителям на тему:

  • «Особенности развития детей и рекомендации по его улучшению».
  • Шпаргалка для родителей «Звуки речи».

Консультация для воспитателей на тему:

  • «Дети с задержкой психического развития».

Воспитатель

Инструктор по физкультуре

задача

содержание работы

задача

содержание работы

1

  1. Продолжать обогащать представления о мире предметов. Совершенствовать характер и содержание способов обследования предмета, способность обобщать.

2. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительныеразличиявихпризнаках (цвет,форма,величина,материал) , объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении  предметов (впереди, сзади ,направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

 

3.Совершенствовать навыки ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. Закрепить умение составлять описательные рассказы о предмете, объекте по заданному плану и самостоятельно составленному плану. Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок, небольших рассказов.

4.Совершенствовать технические умения и навыки в работе с карандашом, кистью, ножницами. Сформировать навык работы карандашом при выполнении линейного рисунка. Закрепить разные приемы вырезывания и наклеивания, умение составлять композиции. Развивать эстетический вкус, фантазию.

Игра  «Собери цепочку», «Правильно-неправильно», «Где котенок?»,  «Чудесный мешочек», «Найди свой любимый цвет», «Что лишнее?», «Подбери действие», «Подбери признак»,  «Покажи столько же», «доскажи словечко».

Упражнение «Движение по заданной инструкции (усвоение частей, левой и правой стороны), «Вверх-вниз, сверху-вниз», «Где лево, где право?», «Имена моих соседей», «Посчитай», «Назови ласково!», «Скажи, когда много!», «Сложные слова», «Большой-маленький», «Назови правильно», «Закончи предложение», «Кто где живет?», «Описание признаков зимы, весны».

Чтение пословиц о зиме, осени , объяснение их смысла.

Составление рассказа «Игры зимой, осенью».

Отгадывание загадок.

Пальчиковые игры.

Рассматривание и описание картин, картинок.

Заучивание стихотворений.

Проговаривание чистоговорок. Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам, подготовка  атрибутов, вырезывание персонажей сказки по шаблонам, распределение ролей, показ настольного театра малышам.  (Курочка ряба, Репка, Теремок, Колобок).

Индивидуальная работа воспитателя по отработке приемов рисования , лепки, пользования ножницами.  Привлекать ребенка к посильному участию в оформлении групповой комнаты, подготовке занятий, созданию панно, подготовке атрибутов к сюжетно-ролевым играм  , подарков родителям, сотрудникам детского сада.

1.Развивать устойчивость внимания, умение произвольно направлять его на мышцы, участвующие в движении.    

2.Развивать   зрительно-двигательную координацию рук и ног.

Учить согласовывать движения с музыкальным сопровождением.

3.Совершенствование функций зрительно-пространственной координации.

4.Способствовать осознанию норм и правил поведения, нежелательных  последствий при их нарушениях. Учить разрешать конфликтные ситуации адекватными способами.

Февраль

П. и.: «Хитрая лиса», упражнение с заданием: прыжки через бруски правым и левым боком.

П. и.: «Не оставайся на полу», упражнение с  заданием:

забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди.

П. и.: «Ловишки-перебежки», упражнение с  заданием:

ходьба в колонне по одному с заданием для рук.

П. и.: «Ловишки  парами», упражнение с  заданием:

ходьба по гимнастической скамейке, руки за головой.

Март

П. и.: «Удочка», упражнение с  заданием:бросание мяча и ловля правой и левой рукой.

П. и.: «Сделай фигуру», упражнение с  заданием:

ходьба по канату правым боком приставным шагом с мешочком на голове,

руки на поясе.

П. и.: «Быстро возьми», упражнение с  заданием:

подлезание  под дугу левым боком, не касаясь руками пола.

П. и.: «Пожарные на учении», упражнение с  заданием:

ходьба по шнуру положенному  прямо, приставляя пятку одной ноги к носку другой.  

Апрель:

П. и.: «Не оставайся на полу» упражнение с  заданием:

метание мешочков правой и левой рукой от плеча.

П. и.: «Карусель», упражнение с  заданием:бросание мяча в стену от груди и ловля мяча после отскока от пола.

П. и.: «Ловишки парами», упражнение с  заданием:

ходьба по гимнастической скамейке с передачей мяча на каждый шаг перед собой и за спиной.

П. и.: «Хитрая лиса», упражнение с  заданием:

прыжки через короткую скакалку на месте, вращая ее вперед.

Май:

П. и.: «Ловишки-перебежки», упражнение с  заданием:

прыжки через короткую скакалку с продвижением вперед на расстоянии 6-8 м.

П. и.: « Удочка», упражнение с  заданием: «Пробеги  не задень» - ставятся кегли в один ряд на расстоянии 30 смодну от другой.  Дается задание: пробежать,  не задев за них.

П. и.: «Пожарные на учении», упражнение с  заданием:

бросание мяча о стену с расстояния 3 м одной рукой, а ловля двумя руками.

П. и.: «Совушка», упражнение с  заданием:прыжки на правой и левой ноге между кеглями.

2

Индивидуальные консультации родителям на тему:

  • «Готовимся к школе».

Динамика._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специалисты:

Педагог – психолог____________________________________________________________________

Учитель-логопед    ____________________________________________________________________

Воспитатель           ____________________________________________________________________

Инструктор по физкультуре_____________________________________________________________




Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №21 «Золотая рыбка» г.Волжска  Республики Марий Эл

Мастер-класс

«Развитие эмоций детей с ОНР посредством деревянной игрушки»

Разработан и проведен

на республиканском семинаре

«Круглый стол «Влияние современной игры и игрушки

на психическое состояние ребенка»

воспитателем Жолобовой С.В.

Йошкар-Ола, 02.02.2016г

Цель: демонстрация приемов работы с детьми ОНР по развитию эмоций в

           процессе проведения театрализованной игры с деревянным плоскостным

           театром

Задачи:

  1. Познакомить с методикой проведения театрализованных игр (видами, особенностями, задачами)
  2. Познакомить с приемами применения деревянной игрушки в деятельности воспитателя
  3. Провести импровизацию на тему сказки «Курочка Ряба» с использованием настольного  деревянного плоскостного театра.
  4. Провести рефлексию.

Применяемые педагогические технологии:

- игровые (обыгрывание фольклорного сюжета с деревянными игрушками)

- личностно-ориентированные (принцип импровизации, развития творческих

   способностей в ходе игры-драматизации «Курочка Ряба», развитие

   эмоциональных реакций, творческих способностей)

- здоровьесберегающие (физкультминутка)

Ход:

Теоретическая часть

Процесс развития речи  у детей с ОНР предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Лучше всего для этих целей подходят небольшие театрализованные постановки с игрушками. В моей группе мы применяем фольклорные деревянные игрушки для театрализованных игр и игр-драматизаций.

Возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над эмоциональностью и выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, ее интонационный строй.

Для организации таких игр мы ставим перед собой следующие задачи:

- учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;

- развивать чувство ритма и координацию движения;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- развивать дикцию на материале скороговорок и стихотворений;

- тренировать четкое произношение согласных в конце слова;

- пополнять словарный запас;

- учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.

- развивать интонационную выразительность, соответствующую эмоциональному

  настроению героев

-развивать эмоциональную отзывчивость ребенка на игровую ситуацию.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и

   невербальной);

- упражнения по эмоциональному развитию детей.

Для развития эмоций детей с ОНР  посредством театрализованной деятельности

 можно использовать различные виды деревянных и игрушек и театров:

- фольклорные игрушки (матрешки, куклы  и тд)

- деревянные игрушки (колобки, шарики, стукалки и тд)

- настольный плоскостной театр,

- театр бибабо,

- а также использовать в постановках народные деревянные промысловые игрушки.

В народных деревянных промысловых игрушках таятся многогранные коррекционные возможности. Играя с деревянной игрушкой у детей с общим недоразвитием речи корригируются все психические процессе, речь, моторика, коммуникативные и эмоционально-волевая сферы, формируются различные виды игровой деятельности.

Используются самые разнообразные деревянные промысловые игрушки: матрешка обычная, матрешки-сказки, Старик-годовик, Неделя.

ПРИЕМЫ

  • Упражнения на развитие артикуляции («Веселый язычок», «Веселый пятачок»(губы в трубочку вытянуты-растянуть в улыбке-губы в трубочку, покрутить) и т.п.);
  • Игры и упражнения на развитие речевого дыхания («Космонавты», «Насос», «Деревья», «Кошка сердится» и т.п.);
  • Упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика (можно использовать как тексты сказок, так и близкие к ним тексты пальчиковых тренингов);
  • Упражнения на развитие чувства ритма и координации движений (аналогично можно использовать как стихотворные формы, так и упражнения на подражание, игры по системе Карла Орфа (эмоционально повторить фразу с разной интонацией, подражая животным, в разном ритме, прохлопать фразу, пропеть фразу, изобразить фразу);
  • Знакомство с лексическими темами, имеющими отношение к сказкам;
  • Идентификация предлагаемых обстоятельств, в которых участвуют различные объекты;
  • Знакомство с рифмой;
  • Дидактические игры («Четвертый лишний», «Что изменилось? Кто спрятался?», «Составь семью», «Угадай, кто это?», и т.д.);
  • Составление описательных рассказов и загадок;
  • Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок данной тематики;
  • Психогимнастика

Физкультминутка «Курочка Ряба»

Предлагаю поиграть в игру “Курочка”. («Дети» превращаются в «цыплят», воспитатель в «курочку»)

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не ходите далеко.

Лапками гребите

Зернышки ищите.

Съели толстого жука

Дождевого червяка.

Выпили водицы

Полное корытце.

Только дождик вдруг польет

Нам намочет гребешок.

Мама курочка зовет

Всех под крылышко берет:

Кап-кап-кап!

   Практическая часть:

     Импровизация на тему сказки «Курочка Ряба» (настольный деревянный плоскостной театр. )

Цель: научить показывать эмоциональное состояние героев в процессе драматизации сказки «Курочка Ряба»

   Рефлексия.

   

БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. «Театрализация сказок в коррекционном детском саду», С-Пб, Детство-Пресс, 2007.
  2. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», М., «Творческий центр-Сфера», 2009.
  3. Нищева Н.В. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа», С-Пб, Детство-Пресс, 2010.
  4. Поляк Лора «Театр сказок. Сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для дошкольников», С-Пб, Детство-Пресс, 2008.
  5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой», М., «Творческий центр-Сфера», 1998.
  6. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой», М., Издательство «Фолио», 2000.
  7. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду», М., Мозаика-Синтез, 2008.

 

  C:\Documents and Settings\Золотая рыбка\Рабочий стол\IMG_3925.JPG



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №21 «Золотая рыбка» г.Волжска Республики Марий Эл

Куклотерапия как средство развития речи детей с общим недоразвитие речи (ОНР)

Жолобова Светлана Викторовна,

воспитатель группы компенсирующей

направленности

12.12.2018г

   Введение.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций, с серьезными отклонениями в развитии.                            

 Поиск новых форм и методов обучения детей с общим недоразвитием речи – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. Это  связано

с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого развития дошкольников.

Одной из форм может быть игра – как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. По мнению педагогов и ученых (А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский).-это самая  естественная среда его развития. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Результатом поиска новых форм и методов обучения детей с общим недоразвитием речи в мою работу вошла современная  педагогическая  технология – куклотерапия, делающая занятия интересными, эмоционально окрашенными.

Для детей с ОНР характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушения звукопроизношений связной речи.

В  своей педагогической деятельности можно использовать различные  

виды кукол:

  • куклы–марионетки (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит;
  • куклы с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки;
  • куклы на руке (пальчиковые, картинки на руке, варежковые, перчаточные, теневые куклы);
  • плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися;
  • куклы системы «люди–куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость. 

Значение куклотерапии в коррекции и развитии речи ребенка:

  •  Пополнение словарного запаса;
  • Формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи;
  • Усвоение элементов речевого общения ;
  • Развитие артикуляционного аппарата.
  • Развитие связной речи.

Куклотерапия призвана выполнять следующие функции:

  • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, речи и т. д.);
  •  обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Главный вывод, который сделан по результатам применения этой методики- каждый вид кукол наиболее эффективен для коррекции определенного речевого нарушения.

Например, куклы на руке эффективнее использовать при автоматизации звуков. Дети, произнося звук, невольно начинают помогать себе движением рук, сочетая речь и движение. 

Для развития связной речи наиболее эффективны куклы-люди, а так же куклы, пошитые своими руками (на палочках, из ниток, конусные). При изготовлении такой куклы дома, у ребенка возникает большая мотивация с ней играть, а значит разговаривать, рассказывать. 

Обучение грамоте эффективнее с пальчиковыми куклами. При звуковом разборе слова пальчики помогают нам узнавать гласные и согласные  звуки (например, одеваем синие и красные пальчиковые  куклы, при произнесении согласных звуков играем с куклами синего цвета, гласных-красного. Куклы могут одеваться на 2 руки, одну. Здесь же формируется согласованность моторных функций рук, пространственное мышление и тд).

Грамматический строй речи эффективнее всего формировать с помощью плоскостных, тряпичных кукол, кукол на палочке. Выполнять задания на согласование частей речи детям легче всего с маленькой помощницей (куклой). Здесь применяются игры-поручения, которые ребенок выполняет для своей куклы. Например, «Дай кукле красный карандаш…» Плоскостные куклы применяются, в основном, дидактических играх, куклы на палочке-в  играх-заданиях.

Вывод:

используя технологию куклотерапии с детьми с ОНР, можно сделать вывод о том, что данная технология позволяет объединить как интересы ребенка, так  и коррекционные задачи педагога.

Заключение:

В заключении хочется отметить, что  у детей с нарушением речи при играх с различными видами кукол быстрее исчезают речевые недостатки. На занятиях создаётся особая добрая среда, стимулирующая детей правильно говорить. В ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как должен работать язычок, губы, голосовые связки при произнесении определенных звуков. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, играют в специально придуманных спектаклях, либо участвуют в постановке обычной сказки (сценке).           Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться. Дети становятся коммуникабельным, эмоциональными и  адекватным в социальной среде.

     

Используемая литература:

1. Татаринцева А.Ю.. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. Речь. Спб.,2007.

2. Дети дошкольного возраста с ОНР – СПб.: Детство-пресс, 2000