Кружковая работа

Жолобова Светлана Викторовна

Процесс развития эмоционального мира ребенка настолько трудоемок, и настолько важен в формировании личности человека, что его следует начинать с первых дней появления ребенка на свет. В нем должны принимать участие сами родители, педагоги и психологи дошкольных организаций. При осуществлении процесса развития эмоционального мира ребенка следует сочетать гуманные тенденции в воспитании - уважение, заботу, внимание к другому человеку с определенной дозой направленности на себя, это принесет большую пользу для ребенка.

Следует так же не забывать, что в каждом возрастном периоде возникает новое эмоциональное переживание, меняется их глубина, осознанность, длительность. Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками. По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической само регуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности гармонию духовной жизни. Родители и воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

 

Проблема развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр является одним из основных направлений моей педагогической деятельности. Для решения проблемы я прежде всего создала в группе соответствующую развивающую среду, куда вошли разнообразные дидактические игры,  математические развлечения. Работая   над опытом формирования  логического  мышления  у старших дошкольников я предположила, что использование логико-математических игр при  развитии логического мышления повышает эффективность учебного процесса. Для этого я провела исследование в игровой форме, целью которого было:

1 .изучение эффективности развития мышления старших дошкольников с использованием дидактических  игр как на занятиях, так и вне занятий.

 2.определить педагогическую эффективность логико-математических игр как одной из форм развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте.                                                  

Мои наблюдения показали, что формирование этих структур протекает с большими трудностями. У детей слабо развито представление о множестве, ( сравнение, классификация, абстрагирование). Дети недостаточно владеют знаниями: алгоритма кодирования и декодирования информации, кодирования со знаком отрицания. Поэтому ,  работа по организации кружка  «Умники и умницы» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю 20-25 минут в старшей группе, 25-30 – в подготовительной группе. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направленность. Направленность программы – социально-педагогическая (эмоциональное развитие).

Актуальность. Процесс развития эмоционального мира ребенка настолько трудоемок, и настолько важен в формировании личности человека, что его следует начинать с первых дней появления ребенка на свет. В нем должны принимать участие сами родители, педагоги и психологи дошкольных организаций. При осуществлении процесса развития эмоционального мира ребенка следует сочетать гуманные тенденции в воспитании - уважение, заботу, внимание к другому человеку с определенной дозой направленности на себя, это принесет большую пользу для ребенка.

Следует так же не забывать, что в каждом возрастном периоде возникает новое эмоциональное переживание, меняется их глубина, осознанность, длительность. Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками. По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности гармонию духовной жизни. Родители и воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

  Приоритет Программы – занятия проводятся только по подгруппам или индивидуально.

Нацеленность на дальнейшее образование. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению .

Особенности структуры  программы. Структура программы состоит из разнообразных игр и упражнений, этюдов, направленных на положительное формирование эмоционального мира .

1  -  «эмоциональные  игры и упражнения»

2 -  «Чтение художественных произведений, беседы по содержанию»

3  – «Этюды»»

4  – «Свободное и тематическое рисование»

5.Рефлексия.

Адресат – дети дошкольного возраста 6-7 лет.

Объем –32  часа.                                                                                                                                                

Формы организации образовательного процесса –  занятия.

Срок освоения – 8 месяцев (октябрь - май)

Режим занятий – 1 раз в неделю по 25  минут.

Цель программы. Систематизация знаний детей о базовых эмоциях (радость, удивление, страх, гнев, горе).

 Задачи. Образовательные

  • Закреплять у детей знания  об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе;
  • Продолжать учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу;
  • Систематизация знаний детей об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций;
  • Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих  различные эмоции: радость, грусть, печаль, злость, обрадоваться, разозлиться, испуганный, сердитый

Развивающие

  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;
  • Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
  • Развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам);
  • Развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий;
  • Развивать артистические способности;

Воспитательные:

  • Развивать эмпатию, способность сопереживать;
  • Помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию.

Учебно – тематический  план

Тема

Программное содержание

Структура

занятия

Количество

часов

Вводные

Занятия №1-5

Развивать групповую сплоченность. Способствовать развитию самоуважения детей: взаимопониманию между детьми; гармонизации притязаний на признание.

Ритуал приветствия и окончания. Упражнение  «Я хороший», «Упражнение с камешком», клубочком».

«Подарим улыбку друг - другу», «Путешествие на корабле», «Рисование корабля», этюд «Воздушный шарик», Упражнения «Головомяч», «Я умею..», «Пересядут все, кто …», «Обезьянки».

5

Радость

Занятия №6-9

Создать эмоционально положительный фон; знакомство с чувством радости.

Ритуал приветствия и окончания.  «Я рада тебя видеть»,  «Комплимент». Показ пиктограмм «Радость». Этюды  «Золотые капельки», «Ласка», «Вкусная  конфета», «Встреча с другом», «Новая кукла», «После дождя»,  «Хорошее  настроение», «Любящие  родители».   Раскрашивание радостного гнома. Рисование на тему «Радость».

4

Горе

Занятия № 10-11

Познакомить с чувством грусти.

Ритуал приветствия и окончания. Работа с пиктограммами  (грусть).Этюды «Остров плакс», «Ой, ой, ой, живот болит»,  «Я так устал», «Северный полюс», «Стрекоза замерзла», игры «Море волнуется», «Волшебный стул», игры в «ассоциации» (солнышко и тучка).

2

Удивление

Занятие №12

Знакомить с чувством удивления; закреплять мимические навыки.

Ритуал приветствия и окончания. Упражнение   «Крылья»,  работа с пиктограммой «Удивление».   Этюды «Вожатый  удивился»,  «Облака», рисование на тему  «Удивление».

2

Интерес

Занятие№13  

Знакомить с чувством интереса.

Ритуал приветствия и окончания. Упражнение «Эхо», работа с пиктограммами «удивление», этюды « Что там происходит?» «Лисичка подслушивает», «Собака принюхивается», «Что слышно?», игра «Волшебный мешочек».

2

Гнев

Занятия №14-16  

Знакомить с чувством злости; тренировать умение различать эмоции.

Ритуал приветствия и окончания. Упражнение «Мы тебя любим», работа с пиктограммой «Гнев». Этюды «Сердитый дедушка», «Разъяренная медведица», Доброе животное»,  «Пружина». Игры «Дартс», «Король Боровик не в духе», «Тух-тиби-дух», «Уходи злость, уходи». Раскрашивание сердитого гномика.

3

Вина

Занятия №17-18  

Познакомить с чувством вины.

Ритуал приветствия и окончания.  Упражнение «Приветствие», работа с пиктограммами «Стыд», «Вина». Этюды «Косточка», «Провинившийся», «Ваське стыдно», игра «Подарки».

2

Страх

Занятия №19-23

Знакомить с чувством страха; снять напряжение; настроить на совместную работу; способствовать формированию у детей умения любить окружающих

Ритуал приветствия и окончания. Упражнения «Я рада тебя видеть» , «Я хороший»,  работа с пиктограммой «Страх», «Злая собака», «Лисенок боится»». Этюд «Я не  боюсь»,  «Солнечный зайчик», «Ежи». «  Закрашивание испугавшегося гномика», игры «конкурс боюсек», «Воспитай свой страх», «Мусорное ведро».

5

Презрение

Занятие №24  

Знакомить с чувством самодовольства.

Ритуал приветствия и окончания. Упражнение «Покажи чувства руками». Работа с пиктограммой «презрение». Этюд-сказка «Мышка-хвастунья».

1

Брезгливость

Занятие №25

Знакомить с чувством отвращения.

1.Ритуал приветствия и окончания.  Упражнение «Поделись приятным за неделю». Работа с пиктограммами.  Этюд «Новая девочка», «Соленый чай», «Грязная бумажка». Игра «Обезьянки».

1

Закрепление знаний о чувствах

Занятия №26-30

Закреплять полученные знания.

Ритуал приветствия и окончания занятия.

Упражнение «Цветок – имя», «Превращение», беседа с детьми о пройденных эмоциях (показ пиктограмм, дети угадывают эмоции). Игры «Кубик с эмоциями», «Стоп – кадр», «Три подружки», ,»Сочиним сказку». «Азбука настроений» (с кубиком), «Кто быстрее», «Маленький скульптор»,  «Путешествие в мир эмоций».

Коллективное рисование «Русские горки».

5

       Итог:

32

Комплекс организационно-педагогических условий:

Календарный учебный график

Режим учебной деятельности

Начало занятий

2 октября 2017г

Окончание занятий

31 мая 2018

Количество учебных недель

32

Количество занятий в неделю

1

Общее количество занятий

32

Дни занятий

четверг

Время занятий

15.30 час.

Условия реализации программы – занятия проводятся в группе.

Формы аттестации и  контроля: 

- отзывы родителей и педагогов;

- диагностика эмоционального развития ребенка по методикам (по запросу родителей)

- открытое занятие.

Оценочные материалы К. Маховер Методика «Нарисуй человека», А.Эткинд « Цветовой тест  отношений»., Т.А. Данилин, В.Я .Зедгенидзе, Н.М. Степина «Методика изучения эмоционального состояния детей дошкольного возраста».

Методические материалы 

Литература:

1..Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. – 2- изд. М., 2008.

Данилина Т.А.В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Степина.-2-е издание.-М.: Айрис-пресс, 2006.-160с.

Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника .М.,1985.

Изард К.Э. Психология эмоций /Переведено с англ. СПБ.:1999.-464 с. илл. «Мастера психологии».

Минаева ,В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.М.:АРКТИ,2001.-48с.

                                        



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Золотая рыбка»

Автор: Жолобова С. В.

Срок реализации сентябрь 2020 по май 2021г

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

К сожалению, финансовой грамоте почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы кружка объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство, но им необходимо усвоить, откуда они берутся. Главная идея финансовой грамотности – связь денег с трудом.

Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.

Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

              сформировать первичные экономические понятия;

              научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

              объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

              научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Формы работы: деловые, сюжетно – ролевые игры, тематические занятия, интерактивные занятия, КВН, экскурсии.

Сроки реализации программы: сентябрь – май

Тематический план кружка «Волшебная копейка»

неделя

Месяц

Тема

Педагогические задачи

Речевые задачи

1-2

Сентябрь

Октябрь

«Откуда пришли деньги?»

Путешествие в прошлое денег

  1. Дать представление о денежной единице.
  2. Познакомить с историей возникновения денег.

Расширять, уточнять и активизировать словарь

3-4

    «Монета,     банкнота,

пластиковая карта»

  1. Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги.

 Учить распространять простые предложения однородными прилагательными.

5

«Путешествие рубля»

  1. Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран;
  2. Формирование представлений детей об понятии  цена, товар.

Расширять, уточнять и активизировать словарь.

1-2

Наши потребности

  1. Дать понятие потребности;
  2. Уточнить от чего зависят потребности человека;

Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами

3

   Ноябрь

«Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление)

  1. Повторить понятие «потребности человека»;
  2. Продолжать решать проблемные ситуации;
  3. Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры.

Закреплять знания о словах с противоположным значением- антонимах, применять их в активной речи

4

Интерактивное занятие

«Как белка училась считать»

  1. Систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Закреплять знания о словах с одинаковым значением- синонимах, применять их в активной речи

1

Деловая игра

«Юные финансисты»

  1. Воспитывать умение определять и различать потребности человека;
  2. Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.

Обогащать экспрессивную речь сложными словами. Закреплять словообразование.

2-3

«Как деньги доходят, а потом расходятся»

  1. Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи;
  2. Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата»
  3. Воспитывать правильное отношение к деньгам.

Учить подбирать слова-рифмы к заданным словам, составлять 2 строчные рифмы.

4

Декабрь

«Как правильно беречь деньги?»

  1. Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета;
  2. Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.
  1. Обогащать экспрессивную речь сложными словами. Закреплять словообразование.

1-2

«Идем в магазин или как делать покупки с умом»

  1. Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;
  2. Дать понятия «товар», «», «цена дороже - дешевле»
  3. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Учить подбирать слова-рифмы к заданным словам, составлять 2 строчные рифмы.

3

Игра с родителями

«Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

  1. Закрепление понятия «семейный бюджет»;
  2. Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.
  1. Расширять представление о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать их в речи.

4-5

Наш город

«Все профессии важны»

  1. Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.);Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
  1. Расширять, уточнять и активизировать словарь.

2

Январь

Интерактивная игра «Путешествуем по городу»

  1. Познакомить детей с производством товаров и услуг (карта города, где дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию и заполняют карту карточками с соответствующими товарами).
  1. Учить распространять простые предложения однородными прилагательными.

3-4

Игра «Свой бизнес»

(открываем пекарню)

  1. Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;
  2. Формировать экономическое мышление;
  3. Закрепить экономические знания в практической ситуации.
  1. Находить  «ошибки » и «нелепицы» в заданных стихотворных текстах на слух

1-2

Февраль

«Кто долго спит,

тот денег не скопит»

(финансовая грамота

в мудрости народной)

  1. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
  1. Расширять представление о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать их в речи.

3-4

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

(финансовая грамота

в мудрости народной)

  1. Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;
  2. Давать нравственную оценку поступкам героев.
  1. Закреплять знания о словах с противоположным значением- антонимах, применять их в активной речи

1-2

Март

«Реклама, как она работает»

  1. Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы;
  2.  Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).
  1. Расширять, уточнять и активизировать словарь

3-4

«Копейка рубль бережет»

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.
  1.  Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике;

  1. Расширять представление о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать их в речи.

5

«Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить)

Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

  1. Формировать у детей потребность в их экономии.
  1. Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами

1

Апрель

«Производители и ресурсы»

  1. Сформировать у детей представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг.
  1. Обогащать экспрессивную речь сложными словами. Закреплять словообразование.

2

«Как сберечь ресурсы Планеты?»

  1. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты.

 

  1. Закреплять знания о словах с противоположным значением- антонимах, применять их в активной речи

3

Деловая игра

«Финансовая безопасность»

  1. Знакомить детей с элементарными правилами финансовой безопасности.
  1. Обогащать экспрессивную речь сложными словами. Закреплять словообразование.

4

Май

«В долг брать легко,

да платить тяжело»

  1. Просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»).
  1. Закреплять словообразование.

1

Благотворительность

«Творим добро»

  1. Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности;
  2. Дать понятие о благотворительности, и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду.
  1. Обогащать экспрессивную речь сложными словами. Закреплять словообразование.

2

Наш город

«Дом, где живут деньги»

  1. Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг);
  2. Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.
  1. Обогащать экспрессивную речь сложными словами. Закреплять словообразование.

3

        

«История о копейке»

(просмотр и обсуждение

видео – ролика)

  1. Закрепление материала.
  1. Расширять, уточнять и активизировать словарь.

4

Квест – игра «Финансовая школа»

В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов.

Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами

Ожидаемые результаты:

В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  8. Финансы – это интересно и увлекательно.

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

На кружке мы даем базовые финансовые знания для формирования у ребенка картины мира финансов, обучаем правильно распоряжаться деньгами. Сюда входят понятия денег и профессий, работы и бизнеса, понятие прибыли и расходов, товаров, услуг и цен, рекламы и различных других процессов, происходящих в финансовом мире.

                                                                   Литература

1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28с.

2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104с.

3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336с.

4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. №8. С. 349–351.

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного  процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание,1995. № 9.

6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С.39–41.

7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.:«Вентана-Граф», 2015. 48с.

9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.