Программы
1. Рабочая программа ФГОС 5 - 8 классы . Техноголия ( И.А. Сасова)http://school109-nn.ucoz.ru/2015_novoe/5_klass/rabochaja_programma_po_tekhnologii_5-8_klass_sasov.pdf
2. Рабочая программа по ИЗО ФГОС 5 -9 класс. (Л.Г. Савенкова) http://school109-nn.ucoz.ru/2015_novoe/5_klass/rabochaja_programma_izo_savenkova-ermolinskaja.pdf
3. Рабочая программа по экономики 5 - 9 класс http://school109-nn.ucoz.ru/2015_novoe/6-9/rabochaja_programma_po_ehkonomike_6-9.pdf
4. Рабочая программа по ИЗО с 5- 7 . Неменцикий.http://school109-nn.ucoz.ru/2015_novoe/6-9/rabochaja_programma_po_izo_6-7_klass.pdf
5. Рабочая программа по черчению.8 -9 класс ( Ботвиников)http://school109-nn.ucoz.ru/2015_novoe/6-9/rabochaja_programma_po_chercheniju_8-9.pdf
Програам Кружка "Экономная хозяюшка"
Программа воспиательной работы " Сотрудничество"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 106.29 КБ | |
| 48.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
_________В.А. Долгополова
«___» _________2013г.
Проект воспитательной работы «Сотрудничество»
Срок реализации Автор программы:
Программы: 2013 – 2018 гг. Бармина Е.В.
Возраст детей: 5 – 9 класс классный руководитель
5 «А» класса
Г.Нижний Новгород
2013
Паспорт программы
Наименование программы | « Сотрудничество» |
Срок реализации программы | 2013г. – 2018 г. |
Автор программы | Бармина Елена Вячеславовна |
Руководитель | Гладышева Людмила Владимировна |
Территория, представившая программу | МОУ средняя общеобразовательная школа № 98 |
Адрес организации, телефон | Московское шоссе, д.248, 279 – 26 - 50 |
Цели программы, | Воспитание духовно-нравственной, всесторонне развитой, физически здоровой личности, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека, гражданина своего Отечества. |
Направления работы |
"Дорога к человечности"
«Я и мир знаний»
« Наш дом – Россия»
«Отчий дом»
"Счастливо жить - здоровым быть"
«Подготовка учащихся к труду и выбору профессии» |
Специализация | Комбинированная |
Срок реализации программы | 2013 – 2018гг. |
Пояснительная записка.
“Человек без нравственных устоев оказывается существом самым несчастным и диким”
Аристотель
Воспитание – это целенаправленное развитие растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
Социально – экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях рыночной конкуренции, смещение ценностей от высоких идеалов к идеалам материального достатка сохранить лучшее нравственные качества подрастающего человека.
Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное. Поэтому одной из основных задач проектирования и формирования личности наряду с интеллектуальным развитием является нравственное воспитание молодого поколения. Причем нравственное должно идти впереди и вести за собой интеллектуальное, так как недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу неотвратимый и непоправимый ущерб. Для человека главным в этом процессе является самосознание, самоопределение. Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. Именно в детстве нужно обязательно задуматься над проблемой-«Кем быть?». Необходимо всмотреться в себя: кто вы есть, что для вас важно, чего вы хотите от жизни. Как найти выход из такой сложной ситуации? Для решения таких проблем я и постаралась как классный руководитель положить в основу разработанной мной программы « Сотрудничество», где приоритетным смысловым стержнем программы является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира, а так же профориентационная работа с детьми. Она поможет ребятам и в нравственном воспитании, и в выборе будущей профессии. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Так же среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается семья. Именно здесь он рождается, получает задатки физического и духовного развития, первые знания с окружающим миром. Здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки доброты, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношения с миром. Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений.
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств, сделает его успешным в дальнейшем.
Вся воспитательная работа в классе основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Поэтому система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы формировалось положительное отношение к ценностям: Человек, Познание, Творчество, Нравственность. Цель моей работы в настоящее время заключается в воспитании личности, способной быть счастливой: гуманной, творческой, высоконравственной, способной мыслить и понимать окружающий мир. По моему мнению, личность - это многогранный феномен, включающий в себя различные структурные компоненты целостной системы.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я, как классный руководитель, стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.
Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьников перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относится к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать своё мнение.
Практическая реализации программы на всех её этапах предполагает формирование достаточной высокой духовной атмосфере класса, творческой личности воспитателя и воспитанников.
Программа подчинена гуманным целям воспитания личности человека, его стремления к вечным духовным ценностям. Расширение способов взаимодействия с окружающей средой способствует формированию образованной и самостоятельной личности, стремящийся к Добру, Истине, Красоте.
Цель и задачи программы воспитания
Цель воспитательной программы: Воспитание духовно-нравственной, всесторонне развитой, физически здоровой личности, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека, гражданина своего Отечества.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- Обеспечить участие родителей в коллективной творческой деятельности;
- Развить потребность трудится, способствовать к самостоятельной общественной, трудовой и семейно – бытовой деятельности;
- Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров
- Формировать правильное отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни;
- Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
- Развитие общей культура школьников через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, пред профильную.
Основные принципы программы воспитания
« Сотрудничество».
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
- Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
Любить + понимать + принимать + сострадать.
- Принцип природосообразности. Построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
- Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
- Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
- Принцип толерантности. Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением.
- Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Основные направления воспитательной работы:
На основе данных принципов можно выделить 7 основных направлений:
- Духовно -нравственное
"Дорога к человечности"
- Образовательное
«Я и мир знаний»
- Гражданско – патриотическое
« Наш дом – Россия»
- Семейное воспитание
«Отчий дом»
- Физическое воспитание и здоровый образ жизни
"Счастливо жить - здоровым быть"
- Профориентационное
«Подготовка учащихся к труду и выбору профессии»
Основные направления программы
Духовно - нравственное
"Дорога к человечности"
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)
Цель работы классного руководителя: Привить основные общечеловеческие ценности, обучение пониманию смысла и ценности человеческого существования.
Задачи:
- Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- Формировать правила нравственного поведения через анализ нравственных ситуаций и воспитательных мероприятий.
- Знакомить с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях
- Формировать позитивное отношение к поступкам людей, чувства толерантности.
- Формировать позитивное отношение к обычаям и традициям своего народа.
- Развивать представления об общечеловеческих нормах морали, бесконфликтном поведении.
Виды деятельности:
- Теоретическая часть в виде классных часов, дискуссий, бесед, обсуждений, практикумов.
Духовная природа человека. Проблема добра и зла. Нравственность и этика. Социальные нормы. Формы культуры. Общество и культура. Творчество как способ осмысления жизни. Культурологическая безопасность. Защита личности как носителя духовных и нравственных традиций. Защита духовных и нравственных ценностей. Моя Родина. Мой род, моя страна. Нас много, мы разные. Россия- многонациональное государство.
- Практическая часть
Посещение музеев, выставок, картинных галерей, театров, историческо – культурных центров Н. Новгорода, храмов. Участие в торжественных мероприятиях, знакомство с религиозными праздниками различных конфессий. Проведение классных часов с приглашением муфтия. Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
№ | Содержание и формы работы | Сроки |
1 | Беседы на темы «культура как синтез духовности предшествующих поколений» | 1 раз в четверть |
2 | Дискуссии по нравственной тематике с приглашением муфтия. | В течение учебного года |
3 | Практикумы «Как уйти от конфликта», «Я и мои одноклассники» | В течение учебного года |
4 | Уроки-диспуты «Что такое толерантность?» | Ноябрь |
5 | Обсуждения “В ПОИСКАХ ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ” | В течение учебного года |
6 | Классные часы на темы « Человек мера всех вещей» | В течение учебного года |
7 | Диспуты на темы « Расы, народы, нации» | В течение учебного года |
8 | Посещение храмов, церквей | Во время каникулярного времени |
9 | Классные часы посвящённые устройству человека, его создания и предназначения. | В течение учебного года |
10 | Размышления на тему « Основные заповеди – о чём они нам говорят» | Сентябрь |
11 | Обсуждения на тему «Жизненный опыт человека» | В течение учебного года |
12 | Посещение достопримечательных мест Нижнего Новгорода | Во время каникулярного времени |
Основные направления программы
Образовательное
«Я и мир знаний»
Данное направление работы ориентировано на создание условий для получения детьми качественного образования, на развитие их эрудиции, формирование потребности в самообразовании (работа проводится совместно с учителями-предметниками).
Цель работы классного руководителя: Воспитание интеллектуальной личности, владеющей творческими умениями и навыками, учитывая возрастные особенности учащихся.
Задачи:
- Развитие мотивации детей к участию в рамках интеллектуальных игр, исследовательской работе, проектов;
- Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков детей;
- Приобщение детей к самостоятельной учебной деятельности, организацию их произвольного внимания, сдержанности, воспитанию умения общаться со сверстниками и взрослыми;
- Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.
Виды деятельности:
- Помощь в поиске материала по интересующим темам;
- Классные часы «Учимся работать с интернетом;
- Развитие навыков пользоваться литературой «Я и библиотека»;
- Отслеживание успеваемости учащихся;
- Индивидуальная работа с учащимися по предметам;
- Регулярные контакты с учителями – предметниками;
- Работа с одарёнными детьми;
№ | Содержание и формы работы | Сроки |
1 | Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за предыдущий учебный год для организации коррекционной работы. | Сентябрь |
2 | Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося. | В течение учебного года |
3 | Контроль за успеваемостью учащихся класса, оказание помощи. | В течение учебного года |
4 | Анализ учебной деятельности, диагностики своих достижений. | По полугодиям |
5 | Поддержание интереса к учёбе. Участие в конкурсах по развитию внимания, памяти, мышления; в интеллектуальных играх; научно-исследовательских конференциях; элективных курсах. | В течение учебного года |
6 | Помощь в развитии интеллектуальных способностей и достижении высоких результатов. | В течение учебного года |
7 | Принимать активное участие в предметных неделях. | В течение учебного года |
8 | Принимать активное участие в школьных, городских предметных олимпиадах. | Октябрь-декабрь |
Основные направления программы
Гражданско – патриотическое
« Наш дом – Россия»
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Понятие «патриотическое воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие патриотических чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни. Переживания, связанные с патриотическими проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания. Эффективным средством патриотического воспитания является коллективная творческая деятельность.
Цель работы классного руководителя: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
- Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
- Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
- Совершенствовать правовую культуру, ответственное отношение к правовым нормам, законам.
- Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.
- Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.
Виды деятельности:
- Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
- Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
- Организация и проведение встреч с интересными людьми: встречи с ветеранами ВОВ;
- Организация и проведение встреч с участниками войны;
- Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
- Знакомство с конституцией, с правами и обязанностями ребёнка;
№ | Содержание и формы работы | Сроки |
Классный час « Минин и Пожарский защитники Русской » | Сентябрь | |
Экскурсии по достопримечательным местам Нижнего Новгорода | В течение учебного года | |
Классный час: «Что вы хотите от жизни?» | Октябрь | |
Праздник «Посвящение в Защитники Родины» (допризывники) | ||
Беседы с представителями правоохранительных органов об ответственности учащихся за правонарушения. | В течение учебного года | |
Беседа, посвящённая Дню героя. | Декабрь | |
«Встреча поколений» - мероприятия в честь Дня Победы. | Май | |
Беседы о борьбе с террором. | В течение учебного года | |
Беседы с представителями правоохранительных органов, правовых организаций | В течении года | |
Дискуссия на тему: «Я имею право на…» | Апрель | |
Классный час: «Какие воспоминания оставлю я о себе в школе» | Май | |
Классные часы на темы « Права и свободы человека» | В течение учебного года |
Основные направления программы
Семейное воспитание
«Отчий дом»
Семья - начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности.
Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического сообщества – также важное направление функционирования воспитательной системы класса. Ведь очевидно, что если образы жизни и школы кардинально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь из подобного противостояния. Поэтому особое внимание уделяется взаимоотношениям ребёнка в семье ( встречи и беседы с членами семьи, изучение условий проживания и т.д.)
Цель работы классного руководителя: Способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям
Задачи:
- Создание условий для благоприятного воздействия всех участников учебно – воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений;
- Стараться хранить семейные традиции формировать традиции класса;
- Воспитывать чувства семейного долга взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования т. д.;
Виды деятельности:
- Организация и проведение семейных вечеров ( дня матери, день отцов, семейный праздник);
- Организация и проведение бесед, тематических классных часов;
- Организация и проведение походов, поездок с участием семей, друзей и родных ребенка;
- Формирование традиций класса;
- Просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок;
- Формирование банка данных о семье и семейном воспитание;
- Организация взаимного творчества детей и родителей;
- Приглашение специалистов из центра «Молодая семья»;
- Приглашение врача гинеколога;
- Работа с психологом.
№ | Содержание и формы работы | Сроки |
Индивидуальные беседы с учащимися. | В течение учебного года | |
Посещение семей учащихся. | В течение учебного года | |
Диспуты «Какую роль в твоей жизни играет семья» | Декабрь | |
Изучение уровня воспитанности учащихся. | Октябрь, апрель | |
Использование различных психолого-педагогических методов для изучения климата семьи учащихся. | В течение учебного года | |
Беседа: «Семья в жизни человека» | Март | |
Беседа: «Что значит – человек состоялся?» | Февраль | |
Беседа «Как бороться с конфликтами» | Май | |
Классные часы, посвящённые Дню матери, дню отца. | В течение года | |
Классные часы с тематикой « Святыни человеческой души: Вера, Достоинство, супружеская и родительская любовь, братство | В течение года | |
Индивидуальные консультации родителей с психологом | В течение учебного года |
Основные направления программы
Физическое воспитание и здоровый образ жизни
"Счастливо жить - здоровым быть"
«Здоровье» - данное направление работы ориентировано на обучение учащихся вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самосовершенствованием (работа проводится совместно с медсестрой и учителями физкультуры).
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Цель работы классного руководителя: Способствовать пониманию школьниками значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
Задачи:
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
- Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде;
- Привить отрицательное отношение к вредным привычкам;
Виды деятельности:
- Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья;
- Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций;
- Организация и проведение походов, поездок;
- Организация и проведение экскурсий в заповедники, парки;
- Организация и проведение встреч с интересными людьми: инспектор ГИБДД, инспектор ОДН;
- Уроки безопасности.
- Работа с соц. педагогом;
№ | Содержание и формы работы | Сроки |
Беседы по пожарной безопасности. | Раз в месяц | |
Беседа-напоминание о правилах поведения в школе. | Сентябрь | |
Беседы по профилактике простудных заболеваний. | В течение учебного года | |
Беседы о правилах поведения около водоёмов. | Зима-весна | |
Беседа о личной гигиене и режиме дня. | Октябрь | |
Беседа об опасности петард. | Декабрь | |
Беседы по профилактике ДТП, ПДД. | В течение учебного года | |
Походы выходного дня | В течение года | |
Беседа: «Диеты, лечебное питание, голодание, пост». | Ноябрь | |
Классный час: «Модели поведения в экстремальных ситуациях» | Март | |
Участие в спортивных соревнованиях и оздоровительных мероприятиях школы | В течение года | |
Беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков. | В течение учебного года |
Основные направления программы
Профориентационное
«Подготовка учащихся к труду и выбору профессии»
Труд - основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая серьезность человека;
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
Цель работы классного руководителя: Способствовать профессиональное самоопределение личности, формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности.
Задачи:
- Воспитывать стремление к достижению успеха самореализации;
- Помочь определится с выбором профессии;
- Воспитывать стремление состояться в профессии;
- Воспитание ответственности за выполненную работу.
Виды деятельности:
- Посещение центров по выбору профессии: ярмарка вакансий;
- Привлечение учащихся к работе в летний период, через службу занятости;
- Организация и проведение дежурства по классу, по школе;
- Организация и проведение семейных вечеров;
- Организация и проведение трудовой практики.
№ | Содержание и формы работы | Сроки |
1 | Часы общения «Человек среди людей», «Расскажи мне обо мне», «Имидж и твоя профессия» | В течение учебного года |
2 | Организация общественно-полезного труда (дежурство в классе, дежурство по школе, генеральные уборки класса и школы). | В течение учебного года |
3 | Сотрудничество с центром профориентации. Диагностика по профессиональному самоопределению | В течение учебного года |
4 | Беседа: «Мой выбор профессии - от чего он зависит». | Январь |
5 | Беседа: Учебные заведения « Нижегородской области» | Апрель |
6 | КТД «Новейшие профессии» | Май |
7 | Классный час: «Моя будущая профессия. Какой я её вижу». | Январь |
Прогнозируемые результаты.
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:
- Способность самопознания, самовоспитания, саморазвития.
- Активная гражданская позиция.
- Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Творческий подход к любым видам деятельности.
- Коммуникабельность, умение общаться.
- Патриотическим отношением к России, к малой родине, к землякам.
- Ответственное отношение к своей судьбе и судьбе окружающих.
- Уметь видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
- Уметь делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
- Обладать знаниями в области культуры, истории России, гражданин и патриот своей родины;
- Любить свою семью, почитать родителей, руководствоваться в жизни высокими духовными идеалами, гуманный и милосердный;
- Уважать иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи людей;
Я уверена, что выйдя из стен школы мои выпускники будут:
-порядочными и своими поступками не запятнают право называться человеком;
-сильными и преодолеют все невзгоды и трудности, какими бы они не были;
-мудрыми и не наделают ошибок, о которых потом придется пожалеть;
-образованными, интеллектуально и культурно развитыми, политически грамотными активными, внесут свой вклад в развитие общества;
-добрыми, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать плечо верного друга в трудную минуту;
-здоровыми духовно и физически, все самое лучшее отдадут своим детям, ведь нужно помнить, что сегодняшние дети - будущие родители;
-счастливыми, это поможет правильно строить свою дальнейшую жизнь.
Этапы реализации
Этапы | Сроки | класс | Задачи этапа |
1 этап | 2013-2014 г. | 5 |
|
2 этап | 2014 - 2015 | 6 - 7 |
|
3 этап | 2015 – 2016 г. | 8 | 1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям. 3. Развить у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения, а также поступков сверстников и одноклассников. 4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни. 5. Формировать гражданственность и ответственность, желание быть полезным своей стране. |
4 этап | 2017–2018г. | 9 | 1. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. 2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. 4. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. 5. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. 6. Формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему |
Тематика классных часов. 5 класс 2013 – 2014 учебный год
месяц | Классные часы | Содержание работы |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
| 1.Оформление классного уголка. 2. Выбор актива класса 3. Выпуск стенной газеты к «Дню учителя» 4. Родительское собрание 5.Распределение дежурства по школе |
| ||
| ||
|
Месяц | Классные часы | Содержание работы |
О К Т Я Б Р Ь | 1.«Лотерея вежливости». классный час
|
|
2. "Культура поведения в школе и школьный этикет" классный ча | ||
3.«Загадки осени». Праздник | ||
4.Инструктаж по ПДД и правилам противопожарной безопасности во время осенних каникул и подведение итогов 1 четверти |
месяц | Классные часы | Содержание работы |
Н О Я Б Р Ь | КАНИКУЛЫ |
|
«Праздник Народного единства. Что мы празднуем?» беседа |
| |
Классный час – научись владеть собой. Правило поведения при пожаре | ||
«Мои обязанности в семье» беседа |
Месяц | № недели | Классные часы | Содержание работы |
Д Е К А Б Р Ь | 1 | Беседа о профилактике простудных заболеваний. |
|
2 | «Красота внешнего облика. Мои жесты» беседа | ||
3 | «Охрана и использование животного мира». классный час | ||
4 | Подведение итогов первого полугодия. Меры предосторожности на дорогах, водоёмах, в обращении с пиротехникой. |
Месяц | № недели | Классные часы | Содержание работы |
Я Н В А Р Ь | 1 | КАНИКУЛЫ |
|
2 | «Красота внешнего облика. Мои жесты» беседа | ||
3 | «Без труда ничего не даётся» классный час | ||
4 | «И я – природа» беседа |
Месяц | № недели | Классные часы | Содержание работы |
Ф Е В Р А Л ь | 1 | "Символы государства". классный час |
|
2 | «Моё место в природе». беседа | ||
3 | «Уроки нравственности». Анкетирование, | ||
4 | «Аты - баты! Стань солдатом!» классный вечер | ||
Классные часы | Содержание работы | ||
М А Р т | «Мои обязанности в семье» беседа |
| |
«Отношение к школе и её имуществу». Беседа | |||
Подведение итогов третьей четверти. Правило ПДД в весенние каникулы и правило противопожарной безопасности. | |||
КАНИКУЛЫ |
Классные часы | Содержание работы | |
А П Р Е Л Ь | Час общения «Как ты знаешь правила поведения при пожарах?» |
|
Час общения Ю.А. Гагарин – его знал и знает весь мир | ||
"Я ребенок – я гражданин". классный час: ролевая игра | ||
"Человек – сам себе враг?” "Уроки нравственности” | ||
| Классные часы | Содержание работы |
М А Й | «Встреча поколений» - мероприятия в честь Дня Победы. |
|
«Наш класс. Законы жизни». беседа | ||
Путешествие в страну "Чистых слов" классный час | ||
Подведение итогов года. Меры предосторожности на дорогах во время летних каникул и противопожарная безопасность |
8 класс 2011 – 2012 учебный год
№ недели | месяц | Классные часы | Содержание работы |
1 | С Е Н Т Я Б Р Ь |
| 1.Оформление классного уголка. 2. Выбор актива класса 3. Выпуск стенной газеты к «Дню учителя» 4. Родительское собрание 5.Распределение дежурства по школе |
2 |
| ||
3 |
| ||
4 |
|
Месяц | № недели | Классные часы | Содержание работы |
О К Т Я Б Р Ь | 1 | Беседа о личной гигиене и соблюдении режима дня. |
|
2 | Классный час «Какую роль в твоей жизни играет семья». | ||
3 | Сочинение : «Что вы хотите от жизни?» | ||
4 | ПДД и правило поведения в осени каникулы. Подведение итогов первой четверти. |
месяц | № недели | Классные часы | Содержание работы |
1 | КАНИКУЛЫ |
| |
Н О Я Б Р Ь | 2 | Час обсуждения «День народного единства» |
|
3 | Классный час – научись владеть собой. Правило поведения при пожаре | ||
4 | Обсуждение: «Моя будущая профессия. Какой я её вижу». | ||
Месяц | № недели | Классные часы | Содержание работы |
Д Е К А Б Р Ь | 1 | Беседа о профилактике простудных заболеваний. |
|
2 | Дискуссия «Как влияет средства массовой информации на человека» | ||
3 | Час обсуждения «Следует ли наделять человека бессмертием? Как изменится мир, если это вдруг станет возможным?» | ||
4 | Подведение итогов первого полугодия. Меры предосторожности на дорогах, водоёмах, в обращении с пиротехникой. |
Месяц | № недели | Классные часы | Содержание работы |
Я Н В А Р Ь | 1 | КАНИКУЛЫ |
|
2 | Беседа: «Мой выбор профессии - от чего он зависит». | ||
3 | Час общения «Как не стать жертвой преступления» | ||
4 | Классный час: «Глубинные тайны человеческого познания». |
Месяц | № недели | Классные часы | Содержание работы |
Ф Е В Р А Л ь | 1 | Классный час: «Модели поведения в экстремальных ситуациях». Осторожно наледь на крышах |
|
2 | Дискуссия на тему: «Я имею право на…» | ||
3 | Час общения «Сыны отечества защитники земли Русской» | ||
4 | Беседа о Российской Советской Армии» |
№ недели | Классные часы | Содержание работы | |
М А Р т | 1 | Час общения Ю.А. Гагарин – его знал и знает весь мир |
|
2 | Беседа об вредных привычках – как с ними бороться | ||
3 | Подведение итогов третьей четверти. Правило ПДД в весенние каникулы и правило противопожарной безопасности. | ||
4 | КАНИКУЛЫ |
№ недели | Классные часы | Содержание работы | |
А П Р Е Л Ь | 1 | Час общения «Как ты знаешь правила поведения при пожарах?» |
|
2 | Час общения Ю.А. Гагарин – его знал и знает весь мир | ||
3 | Классные час « Человек мера всех вещей» | ||
4 | Обсуждения “В ПОИСКАХ ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ” |
№ недели | Классные часы | Содержание работы | |
М А Й | 1 | «Встреча поколений» - мероприятия в честь Дня Победы. |
|
2 | Час общения «Новейшие профессии» | ||
3 | Беседа «Как бороться с конфликтами». | ||
4 | Подведение итогов года. Меры предосторожности на дорогах во время летних каникул и противопожарная безопасность |
Анализ воспитательной работы за 2011 – 2012 учебный год
Основная цель воспитательной работы в 8 классе была следующая:
«Воспитание духовно-нравственной, всесторонне развитой, физически здоровой личности, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека, гражданина своего Отечества».
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- Обеспечить участие родителей в коллективной творческой деятельности;
- Развить потребность трудится, способствовать к самостоятельной общественной, трудовой и семейно – бытовой деятельности;
- Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров
- Формировать правильное отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни;
- Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
- Развитие общей культура школьников через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям.
Реализация этих задач велась по направлениям:
- Духовно –нравственное "Дорога к человечности"
- Образовательное « Ученье – свет, а не ученье тьма»
- Гражданско – патриотическое « Наш дом – Россия»
- Семейное воспитание «Отчий дом»
- Оздоровительное "Счастливо жить - здоровым быть"
- Профориентационное «Подготовка учащихся к труду и выбору профессии»
В 8 классе прошли воспитательные мероприятия по военно – патриотическому направлению. Конкурсы рисунков про Нижний Новгород. Беседы на темы : « Минин и Пожарский – защитники Русской земли», «День народного единства», Беседа о Российской Советской Армии», Ю.А. Гагарин – его знал и знает весь мир, Проходили «Встреча поколений» - мероприятия в честь Дня Победы. Была организованна поездка в Нижегородский кремль.
Уделено было большое внимание духовно нравственному воспитанию, а именно встреча с муфтием, проведены дискуссии на темы: «Какую роль в твоей жизни играет семья», «Следует ли наделять человека бессмертием? Как изменится мир, если это вдруг станет возможным?». Проведены классные часы на темы: “В ПОИСКАХ ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ”, Основные заповеди – о чём они нам говорят», «Глубинные тайны человеческого познания».
« Человек мера всех вещей» Были организованны посещения храма Александра Невского.
А также ребята приняли участие в школьном и районном конкурсе « Пасха красная» Где двое детей ; Чистова Ання и Котова Анастасия – заняли 1 место в конкурсе по номинациям – поделки и рисунки в возрасте старших классов.
Ребята принимали активное участие в общешкольных мероприятиях посвящённых : дню учителя, Новогодним праздникам и внутри классных мероприятиях посвященных 8 марта, 23 февраля, 9 мая. Классом была присвоена грамота – 2 место за конкурс кабинетов и 1 место в конкурсе дедов морозов и снегурочек.
Навыки культурного поведения формировались в процессе проведения часов общения: Дискуссия на тему: «Я имею право на…», Беседа об вредных привычках – как с ними бороться, Классные час « Человек мера всех вещей», Беседа «Как бороться с конфликтами», Беседа о личной гигиене и соблюдении режима дня. Дискуссия «Как влияет средства массовой информации на человека»
В направлении оздоровительном – были проведены; Беседа-напоминание о правилах поведения в школе, ПДД, Классный час – научись владеть собой. Правило поведения при пожаре, Беседа о профилактике простудных заболеваний, Час общения «Меры предосторожности на дорогах, водоёмах, в обращении с пиротехникой», Час общения «Как не стать жертвой преступления», Классный час: «Модели поведения в экстремальных ситуациях». Осторожно наледь на крышах», Час общения «Как ты знаешь правила поведения при пожарах?», Беседа «Как бороться с конфликтами».
А в плане профориентации были проведены следующие работы: Анкетирование «Мои планы на будущее», Обсуждение: «Моя будущая профессия. Какой я её вижу», «Мой выбор профессии - от чего он зависит».
На протяжении всего учебного года, воспитывалось у детей сознательное отношение к учёбе, к концу года подтянулись в оценках Прокофьев, Руденнко, Полетаев и закончили учебный год без троек.
Однако проблем в воспитательной работе немало:
- Родители не всегда оказывают посильную помощь в проведении культурных мероприятий.
- Не хватает ТСО
В классе нужно продолжить работу над сплочением детского коллектива, воспитывать чувство патриотизма и духовно – нравственного воспитания, заботится о здоровье детей в тесном сотрудничестве с родителями.
Тематика классных часов
9 класс 2012 – 2013 учебный год
№ недели | месяц | Классные часы | Содержание работы |
1 | С Е Н Т Я Б Р Ь | Тематический классный час посвящённый 1 сентября | 1.Оформление классного уголка. 2. Выбор актива класса 3. Выпуск стенной газеты к «Дню учителя» 4. Родительское собрание 5.Распределение дежурства по школе |
2 |
| ||
3 |
| ||
4 |
|
Месяц | № недели | Классные часы | Содержание работы |
О К Т Я Б Р Ь | 1 | Час общения «Творчество как способ осмысления жизни» |
|
2 | Беседа о выборе высших учебных заведений | ||
3 | Час общения «Твоё свободное время» | ||
4 | ПДД и правило поведения в осени каникулы. Подведение итогов первой четверти. |
месяц | № недели | Классные часы | Содержание работы |
1 | КАНИКУЛЫ |
| |
Н О Я Б Р Ь | 2 | Час обсуждения «День народного единства» |
|
3 | Час общения «Имидж делового человека» | ||
4 | Дискуссия «Какие воспоминания оставляют о себе в школе» | ||
Месяц | № недели | Классные часы | Содержание работы |
Д Е К А Б Р Ь | 1 | Обсуждение на тему «Нас много и мы разные» |
|
2 | Противопожарная безопасность, как бороться с пожарами? | ||
3 | Классный час: « Права и свободы человека» | ||
4 | Подведение итогов первого полугодия. Меры предосторожности на дорогах, водоёмах, в обращении с пиротехникой. |
Месяц | № недели | Классные часы | Содержание работы |
Я Н В А Р Ь | 1 | КАНИКУЛЫ |
|
2 | Беседа «Что значит человек состоялся?» | ||
3 | Диспут «Что такое толерантность» | ||
4 | Беседа Учебные заведения «Нижегородской области» |
Месяц | № недели | Классные часы | Содержание работы |
Ф Е В Р А Л ь | 1 | Беседа посвящённый 23 Февраля» |
|
2 | Классный час «Что вы хотите от жизни» | ||
3 | Беседа «Диеты, лечебное питание, голодание, пост» | ||
4 | КТД «Новейшие профессии» |
№ недели | Классные часы | Содержание работы | |
М А Р т | 1 | Беседа о вреде курения, алкоголя, наркотиков |
|
2 | Беседа о профилактики простудных заболеваний | ||
3 | Подведение итогов третьей четверти. Правило ПДД в весенние каникулы и правило противопожарной безопасности. | ||
4 | КАНИКУЛЫ |
№ недели | Классные часы | Содержание работы | |
А П Р Е Л Ь | 1 | Классный час «Модели поведения в экстремальных ситуациях» |
|
2 | Час общения Ю.А. Гагарин – его знал и знает весь мир | ||
3 | Дискуссия «Имидж и твоя профессия» | ||
4 | Классный час «Святыни человеческой души» |
№ недели | Классные часы | Содержание работы | |
М А Й | 1 | Встреча поколений – мероприятия в честь Дня Победы |
|
2 | Практикум «Как уйти от конфликтов» | ||
3 | Обсуждение на тему «Жизненный опыт человека» | ||
4 | Подведение итогов года. Меры предосторожности на дорогах во время летних каникул и противопожарная безопасность |
Характеристика класса.
В 5 «А» классе 17 учеников. Из них 6 девочек и 11 мальчиков. В основном дети 2002 года рождения.
В классе по итогам 4 класса восемь человек учатся на «хорошо» и «отлично». Есть группа ребят, так называемый резерв, которые имеют по одной и две тройки.
Не все учащиеся в 4-м классе были настойчивы в усвоении знаний, хотя имеют хорошие способности к их приобретению. Поэтому необходимо в этом учебном году обратить внимание на этих учащихся, контролировать успеваемость, подготовку к урокам, постоянно держать связь с родителями.
Ребята осознанно относятся к учебным занятиям, выполняют требования преподавателей. Особых нарушений дисциплины не было. Частых жалоб со стороны педагогического коллектива нет.
За прошлый учебный год в основном у всех учащихся были пропуски по болезни или уважительной причине. Но один ученик – Савлев Артур, постоянно прогуливал уроки. По этому поводу проводились малые педсоветы с приглашением родителей, направлялись документы на административную комиссию.
Класс социально благополучный – 75% детей проживают в полных семьях. 6 человек воспитываются только мамами .
Медицинское обследование показало, что практически здоровы 6 человек – 30%, а остальные имеют 2 и 3 группы.
По итогам прошлого года все учащиеся принимали активное участие во всех классных и школьных мероприятиях. В классе есть группа детей, которые на протяжении нескольких лет занимаются в школьных кружках.
Класс очень активно участвует во всех викторинах и конкурсах, проходимых в школе. Причём, если одна часть учащихся выступает, то другая обязательно присутствует в виде болельщиков.
Отношения между мальчиками и девочками доброжелательные.
Формальным лидером в классе является Родин Кирилл и Логинов Антон . Около них постоянно находится группа человек, которые помогают им во всём: организации и проведении мероприятий в классе и школе.
Среди учащихся класса существует несколько микро групп, в которых ребята объединены общими интересами и симпатиями друг к другу. Все учащиеся, как в группах, так и между группами, хорошо между собой общаются. Конфликтов в отношениях нет.
Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения учебных домашних заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью, активно посещают родительские собрания.
Председателем родительского комитета является – Логинова Ирина Петровна
Заместителем председателя родительского комитета является – Синельникова Марина Алексеевна
Актив класса:
Староста : Родин Кирилл
Помощник старосты: Логинов Антон
Редколлегия: Быстрова Диана, Крашениникова Елена, Сорочкина Виктория
Культурно – массовый сектор: Бодягин Роман, Пронькин Александр, Золотова Ангелина, Мамоян Задина
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
_________В.А. Долгополова
«___» _________2014г.
Программа творческого объединения
«Экономная хозяюшка»
Срок реализации Автор программы:
Программы: 2011 – 2015гг. Бармина Е.В.
Возраст детей: 1 – 4 класс учитель: 1 категории
технологии, экономики
Г.Нижний Новгород
2014
Введение
Из всего многообразия видов творчества, декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания, а так же для жизни в современном обществе важным является формирование экономического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.
Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах и тесно связан, как и всё в этом мире с экономикой.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у всё большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.
Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.
Пояснительная записка.
Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.
В.А.Сухомлинский
Программа дополнительного образования «Экономная хозяюшка» является прикладной с экономической направленностью, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами работы с швейными инструментами и материалами, обработки ткани, изучение вышивальных швов, уход и ремонт одежды, искусству аппликации, ознакомление с видами декоративно прикладного творчества, и опирается на основные экономические понятия. Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий и понятий, Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря овладению учащимися разнообразными видами декоративно-прикладного творчества и освоить на примерах основу экономической теории.
Занятия по данной программе позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данных образовательных областях, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Программа кружка основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приёмы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, экономических понятий, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности и с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира.
Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы обработки разнообразных материалов и различные техники выполнения изделий декоративно-прикладного творчества, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы, а так же - развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Целью программы является создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области декоративно – прикладного искусства и формирование у младших школьников простейших экономических понятий с последующим их расширением и адаптированием во взрослой жизни.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
- Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.
- Частичное введение в понятийный аппарат учащихся простейших экономических терминов и понятий, соответствующих их возрастным особенностям;
- Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
- Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- Научить учащихся ремонтировать и ухаживать за одеждой.
- Обучить учащихся экономному ведению хозяйства.
- Формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
Воспитательные:
- Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- Приучать к аккуратности в работе;
- Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
- Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
- Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
Развивающие:
- Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
- Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, чувство цвета, пропорции;
- Развивать положительные эмоции и волевые качества.
- Развивать моторику рук, глазомер.
- Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Мотивационные:
- Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Социально-педагогические:
- Формирование общественной активности.
- Реализация в социуме.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, игра, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что её предмет – сама человеческая деятельность. Игровая учебная деятельность обладает важным свойством, в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация поступает не извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Дидактическая игра как метод обучения, содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа « Мастерица» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
В 1 год обучения в кружок «Экономная хозяюшка» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения.
Планируемый результат:
На всех этапах обучении, по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением одежды и интерьера помещения. Программа начального обучения на этом этапе предполагает знакомство с экономическими отношениями как с производственной и хозяйственной деятельностью людей, направленной на удовлетворение их материальных потребностей. На бытовом уровне основные экономические понятия: потребности, хозяйство, труд. Заработная плата как плата за труд. Товар. Деньги. Торговля. Сделка. Договор. Платежи. Бюджет: доходы и расходы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
После 1 этапа.
- Дети должны владеть элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
- Знать и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
- Уметь работать с тканью;
- Делают бахрому на салфетке;
- Определять необходимые инструменты и материалы для изготовления изделий;
- Пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
- Выполнять простые ручные швы;
- Знать основы ухода за одеждой;
- Выполнять простой ремонт одежд;
- За внешними формами видеть суть экономического явления;
- Знать понятия: потребность, знать разницу между « хочу» и «надо»
- Иметь представление о потребителе, о том, кто потребляет товар;
После 2 этапа
- Шить швами “вперед иголку”, “строчка”;
- Уметь переводят рисунок на ткань;
- Владеть умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;
- Знать экономное расходование материала;
- Уметь бережно обращаться с инструментами;
- Поддержать порядка на рабочем месте;
- Уметь пользоваться пооперационными картами;
- Использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
- Проявлять индивидуальные творческие способности в вышивании;
- Мир профессий;
- Выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор;
После 3 этапа
- Знать основные понятия и термины изонити ;
- Знать последовательность выполнения проекта
- Владеть основными приемами работы с нитью, бумагой и тканью;
- Уметь последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие);
- Научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- Научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в объемах и плоскостных композициях.
- Научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- Знать понятия благо, товар, цена;
- Иметь представление о производителе, о том как производится товар;
После 4 этапа
- Работать нужными инструментами и приспособлениями;
- Последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала );
- Знать о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- Знать о видах декоративно- прикладного искусства в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- Знать о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа), сочетание аппликации с вышивкой;
- Уметь ухаживать и ремонтировать одежду;
- Научится принимать «Грамотные» решения, учитывая экономические последствия выбора;
Учебно – тематический план
к рабочей программе кружка по декоративно – прикладному искусству «Экономная хозяюшка»
1 год обучения
№ | Тема | Количество часов | Сроки проведения | Коррекция |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
2 | Инструктаж по техники безопасности | 1 | ||
3 | Для чего люди носят одежду? | 1 | ||
4 | Потребности человека, как их удовлетворить | 1 | ||
5 | Понятие «Хочу и «Надо» | 1 | ||
6 | Игра «Что человеку нужно для жизни?» | 1 | ||
7 | Общие сведения о видах декоративно- прикладного творчества | 1 | ||
8 | Организация рабочего места для выполнения ручных работ | 1 | ||
9 | Инструменты и приспособления | 1 | ||
10 | Способы переплетения в тканях | 1 | ||
11 | Аккуратность и экономика | 1 | ||
12 | Бережливость и экономика | 1 | ||
13 | Выполнение макета полотняного переплетения в ткани из цветной бумаги. | 1 | ||
14 | Изготовление картины - мозаика из бумаги | 1 | ||
15 | Основы цветоведения. | 1 | ||
16 | Изготовление закладки для книги | 1 | ||
17 | Изготовление аппликации из бумаги | 1 | ||
18 | Виды одежды | 1 | ||
19 | Основные правила ухода за одеждой | 1 | ||
20 | Символы по уходу за одеждой. | 1 | ||
21 | Ремонт одежды | 1 | ||
22 | Что такое товар? Что лучше: самому изготовить или купить? | 1 | ||
23 | Что такое услуга? | 1 | ||
24 | Работа с пуговицами | 1 | ||
25 | Пришивание пуговиц на прокол. | 1 | ||
26 | Пришивание пуговиц на ножке. | 1 | ||
27 | Изготовление пуговиц | 1 | ||
28 | Подбор пуговиц по цвету и размеру. | 1 | ||
29 | Составление схем, рисунков для работы с пуговицами | 1 | ||
30 | Изготовление украшений из пуговиц ( Браслет) | 1 | ||
31 | Изготовление украшений из пуговиц ( ожерелье) | 1 | ||
32- 33 | Составление и изготовление картины из пуговиц | 2 | ||
34 | Итоговое занятие | 1 |
Учебно – тематический план
к рабочей программе кружка по декоративно – прикладному искусству « Экономная хозяюшка»
2 год обучения
№ | Тема | Количество часов | Сроки проведения | Коррекция |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
2 | Инструктаж по технике безопасности | 1 | ||
3 | Одежда в жизни человека | 1 | ||
4 | Виды одежды | 1 | ||
5 | Пропорции в одежде | 1 | ||
6 | Стиль и мода | 1 | ||
7 | Мир профессий | 1 | ||
8 | Игра «Профессии» | 1 | ||
9 | Что такое работа? | 1 | ||
10 | Игра «Кем быть?» | 1 | ||
11 | Что значит быть экономной | 1 | ||
12 | Основные ручные стежки | 1 | ||
13 | Выполнение стежков ( прямой, косой) | 1 | ||
14 | Выполнение косых стежков «через край» Выполнение петельного стежка | 1 | ||
15 | Выполнение крестообразного стежка | 1 | ||
16 | Обработка срезов. Анализ выполненных изделий. | 1 | ||
17 | Изготовление салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв ткани с обработкой срезов украшающими стежками «через край». | 1 | ||
18 | Подбор орнамента, инструментов и материалов для изготовление декоративной салфетки | 1 | ||
19 | Изготовление салфетка прямоугольной формы с бахромой с декорированием простейшими украшающими стежками. | 1 | ||
20 | Подбор орнамента, материалов и инструментов для изготовления подушечка для игл 10 на 10 см., украшенная орнаментом из отделочных стежков | 1 | ||
21 | Изготовление подушечка для игл 10 на 10 см., украшенная орнаментом из отделочных стежков | 1 | ||
22 | Что такое «рациональная покупка»? | 1 | ||
23 | Что такое «Покупка»? | 1 | ||
24 | Игра «Я покупатель» | 1 | ||
25 | Аппликация-силуэт фигуры в разных типах одежды. | 1 | ||
26 | Выполнение аппликации по бумаги – конверт | 1 | ||
27 | Аппликация – сказочный герой ( ткань и бумага) | 1 | ||
28 | Аппликация по ткани. | 1 | ||
29 | Изготовление шаблонов | 1 | ||
30 | Перевод рисунка на ткань | 1 | ||
31 | Вырезание детали по шаблонам. Приёмы экономии материалов при разметке.. | 1 | ||
32 - 33 | Аппликация – панно. | 2 | ||
34 | Итоговое занятие | 1 |
Учебно – тематический план
к рабочей программе кружка по декоративно – прикладному искусству « Экономная хозяюшка»
3 год обучения
№ | Тема | Количество часов | Сроки проведения | Коррекция |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
2 | Инструктаж по техники безопасности | 1 | ||
3 | Понятие «экономика» | 1 | ||
4 | Что такое деньги? | 1 | ||
5 | Какие бывают деньги? | 1 | ||
6 | Как хранить и «сберегать» деньги? | 1 | ||
7 | Что такое «продажа»? | 1 | ||
8 | Игра «Я продавец» | 1 | ||
9 | Как выбрать качественный товар? | 1 | ||
10 | Ремонт одежды | 1 | ||
11 | Ремонт распоровшихся швов
| 1 | ||
12 | Ремонт подкладкой заплатой | 1 | ||
13 | Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верней одежде. | 1 | ||
14 | История украшения одежды | 1 | ||
15 | Способы украшения одежды | 1 | ||
16 | Моделирование - моё любимое платье | 1 | ||
17 | Моделирование – костюм будущего | 1 | ||
18 | Отделка ткани: виды швов, их применение. | 1 | ||
19 | Где, что, как покупают люди? | 1 | ||
20 | Варианты отделки изделия | |||
21 | Виды ткани их история | 1 | ||
22 | Типы и виды материалов, используемых для изготовления вещей | 1 | ||
23 | Какая ткань стоит дороже? | 1 | ||
24 | Сутаж – вышивка сутажом | 1 | ||
25 | Подбор инструментов и материалов | 1 | ||
26 | Изготовление картины – с применением отделочных шнуров | 1 | ||
27 | Выбор рисунка, подбор материалов и инструментов для последующей обработки своего изделия. | 1 | ||
28 | Изготовление открытки с применением отделочных шнуров | 1 | ||
29 | Тесьма – способ украшения одежды | 1 | ||
30 | Составление рисунка для будущей вышивки | 1 | ||
31 | Подбор материалов и инструментов | 1 | ||
32 - 33 | Изготовление чехла для телефона с применением тесьмы | 2 | ||
34 | Итоговое занятие | 1 |
Учебно – тематический план
к рабочей программе кружка по декоративно – прикладному искусству « Мастерица»
4 год обучения
№ | Тема | Количество часов | Сроки проведения | Коррекция |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
2 | Инструктаж по техники безопасности | 1 | ||
3 | Что такое цена и чему она равна? | 1 | ||
4 | Знаешь ли ты цены ходовых товаров? | 1 | ||
5 | В стране справедливых цен | 1 | ||
6 | Цена, почему существуют разные цены? | 1 | ||
7 | Дом – жилище человека | 1 | ||
8 | Интерьер основные виды | 1 | ||
9 | Как украсить свой дом? | 1 | ||
10 | Типы и виды материалов, используемых для изготовления вещей | 1 | ||
11 | История изонити. | 1 | ||
12 | Рабочее место для вышивания. | 1 | ||
13 | Технология вышивания. | 1 | ||
14 | Узоры и композиции | 1 | ||
15 | Инструменты, материалы и приспособления для вышивания | 1 | ||
16 | Дорого или дёшево | 1 | ||
17 | Заполнение угла. | 1 | ||
18 | Заполнение дуги | 1 | ||
19 | Заполнение окружности. | 1 | ||
20 | Выбор рисунка для будущей картины | 1 | ||
21 | Изготовление картины – морская тематика | 1 | ||
22 | История вышивки лентами | 1 | ||
23 | Вышивка лентами, рабочий набор | 1 | ||
24 | Вышивка лентами – основные стежки | 1 | ||
25 | Изготовление и подбор узора | 1 | ||
26 | Общие правила работы с лентами | 1 | ||
27 | Основные стежки, используемые в вышивки лентами | 1 | ||
28 | Изготовление розы – «Паутинка» | 1 | ||
29 | Объёмные цветы из лент | |||
30 | Изготовление розы | 1 | ||
31 | Подбор инструментов и материалов для изготовление декоративной подушки вышитой лентами | 1 | ||
32- 33 | Изготовление декоративной подушки вышитой лентами | 2 | ||
34 | Итоговое занятие | 1 |
Список литературы для учителя:
- Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005.
- Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: , Детство-Пресс, 2007.
- Журавлёва И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. –М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Малахова С.Л. Специальная композиция рисунка. -М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984..
- Шёлковые ленточки. Джино Кристин. Перевод с итальянского. Издательская группа «Контэнт». 2010
- Бурдукова Л.И. Волшебная изонить. Бурдукова Л.И. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2010
- Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/ http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/ http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1
http://museum.trecom.tomsk.ru/win/sashko/sashko.htm