Академия делового успеха

Фартушнова Марина Александровна

 Учебно-методический и дидактический материал (памятки, схемы, характеристики) для учащихся, преподавателей

Материалы  могут использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. Предлагается широкий спектр для выбора всевозможного материала. Опыт показывает, что многие правила и рекомендации представляют для учащихся и учителей немалую практическую ценность. А особенно касается тех учеников, которые продолжают свое образование в высшей школе и различных видах профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила семинара.

  1. Чтобы хорошо выступить, – нужно хорошо подготовиться.
  2. На тебя понадеялись, – подготовь материал.
  3. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими.
  4. Рассказывай, как понял, а не читай по книге.
  5. “Время – дорого ”, не тяни его, оно скоротечно.
  6. Говори ясно, внятно, кратко, логично.
  7. Уважай своего товарища, – слушай внимательно, скоро будешь сам на его месте.

Как готовиться к семинару.

  1. Внимательно прочти вопросы к заданию.
  2. Подбери литературу, не откладывай ее поиски на последний день.
  3. Прочти указанную литературу, определи основной источник по каждому вопросу, делая выписки на листах или карточках, нумеруй их пунктами плана, к которому они относятся.
  4. Оформляя выписки, не забудь записать автора, название, год и место издания, том, страницу.
  5. При чтении найди в словарях значение новых слов или слов, недостаточно вам известных.
  6. Просматривая периодическую печать, делайте вырезки по теме.
  7. Проверь, на все ли вопросы плана у вас есть ответы.
  8. На полях конспекта, выписок запиши вопросы, подчеркни спорные положения в тексте.

Правила дискуссии.

  1. Спорь по существу, а не из-за пустяков.
  2. Критикуй идею, а не человека.
  3. Уважай точку зрения того, с кем споришь.
  4. Прежде чем излагать свою точку зрения по возможности кратко и точно сформулируй ответную точку зрения.
  5. Не приклеивай ярлыков к тому, с кем споришь.
  6. Стремись установить истину, а не показать свое знание и красноречие.
  7. Будь самокритичен, умей с достоинством отступить в случае поражения.

Правила ведения дискуссии.

  1. Нельзя критиковать людей – только их позиции и мнения.
  2. Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.
  3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.
  4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.
  5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.
  6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения.
  7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
  8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.

Памятка участнику дискуссии.

  1. Прежде чем выступать, четко определи свою позицию.
  2. Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему.
  3. Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.
  4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.
  5. Не забывай о четкой аргументации и логике.
  6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей оппонентов.
  7. Говори ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не “по бумажке”.
  8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.
  9. Никогда не “навешивай ярлыков”, не допускай грубостей и насмешек.
  10. Заканчивая выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.



Предварительный просмотр:

Правила составления плана.

  1. Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
  2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавь каждую часть.
  4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
  5. Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
  6. Памятка по составлению плана.
  7. Деление содержания на смысловые части.
  8. Выделение в каждой из них главной мысли.
  9. Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).

Составление плана

Как составлять простой план.

  1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Запишите план.

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять сложный план.

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
  4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом

  1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
  2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
  3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
  4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.



Предварительный просмотр:

Правила конспектирования

  1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
  2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
  3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.
  4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
  5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.
  6. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Памятка по конспектированию и составлению тезисов.

  1. Выделите в тексте логически законченные части.
  2. Кратко сформулируйте главную мысль каждой части, выпишите их в виде заголовков в левой части развернутого листа тетради, нумеруя.
  3. В каждой части выделите факты и выводы, уточняющие и развивающие главную мысль. Процитируйте или кратко изложите их своими словами (против соответствующих заголовков, в правовой части листа).
  4. Проверьте сделанную работу. Если это необходимо уточните заголовки, текст.

Требования к учащимся по конспектированию

  1. Заглавия всех тем записать ярким, выделяющимся цветом.
  2. Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.
  3. На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.
  4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с “красной строки”. Между абзацами оставлять чистую строку.
  5. Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.
  6. Каждый учебный вопрос (по необходимости), тему каждого урока (обязательно) завершить обобщением (выводом), начиная словами: итак, таким образом или вывод.
  7. Тетрадь для конспектов должна быть достаточно объемной (оптимальное кол-во листов- 96).
  8. Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.
  9. В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.
  10. Следует помнить: конспект в значительно степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.



Предварительный просмотр:

Памятка: как работать с книгой

  1. Понять, как построена книга, её структуру.
  2. Отобрать самое важное, основное из содержанная книги.
  3. Работу с книгой желательно строить в три этапа:
  • первоначальное прочтение всего текста с цель ознакомления с ним;
  • второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;
  • третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.
  1. Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.

Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на части. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.

План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.

Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.

Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:

  1. извлечение авторских тезисов из текста;
  2. формулирование основных положений своими словами и понятиями.

Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть фактологического материала.

Выписки представляют собой факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов выписки можно делать одновременно с чтением текста.

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т. д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.

Конспект может быть тематическим, т е составленный по нескольким произведениям, работам, текстам и т. п. Целью такого тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов. Для составления тематического конспекта следует:

  • осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и других учебных материалов-
  • составить сложный план тематического конспекта постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучении и осмыслению данной проблемы;
  • дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.

В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.

Памятка учащемуся

  1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе непонятно.
  2. Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания бывают, как правило, иностранные слова, термины. В таком случае обращайтесь к словарям (см. список литературы).
  3. Составление терминологического словаря, работа над основными понятиями также поможет в освоении материала.
  4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.
  5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.
  6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.
  7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.
  8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.
  9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.
  10. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку
    материала по ходу чтения и при этом составлять логические цепочки (схемы).
  11. Побольше работай с карандашом в руке, делай записи, схемы и т. д. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию.

Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

В общем виде формула работы такова:

прочитал

 

проанализировал

 

осмыслил

 

 

  • Читай внимательно, вдумчиво.
  • При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.


Предварительный просмотр:

Методика работы со схемой опорных сигналов

  1. Внимательно ознакомьтесь со схемой опорных сигналов.
  2. Найдите материал учебника, лекции (чтение источника), в которых отражен исторический материал схемы опорных сигналов.
  3. Последовательно прочитайте материал и расшифруйте каждый символ таблицы опорного конспекта (соотнесение информации с сигналами схемы опорных сигналов).
  4. Самостоятельно на чистом листе бумаги воспроизведите схему опорных сигналов, пересказывая вслух или “про себя” исторический материал и фиксируя его с помощью символов схемы опорных сигналов.
  5. Разберитесь в материале, который вызвал осложнение при пересказе.
  6. Дополните схему опорных сигналов (на ваше усмотрение) дополнительными символами или измените изображение символов (по вашему усмотрению).
  7. Через 1-2 дня (на следующем уроке или дома) повторите задание, графически воспроизведите схему опорных сигналов с изложением материала по памяти вслух (если дома) и “про себя” (если в классе).

Памятка к рассказу по содержанию наглядных пособий.

  1. Выделите главное, существенное (чему посвящена картина) и составить план изложения.
  2. Последовательно описать действия участников события, уделяя внимание их внешнему виду, орудиям труда, оружию, окружающей обстановке.
  3. Сделать выводы, оценить событие и его участников.
  4. Использовать в рассказе новые слова, относящиеся к изображенному на картине (рисунке).



Предварительный просмотр:

Памятка - как работать с газетными материалами

  1. Ознакомьтесь с содержанием статьи и ответьте на следующие вопросы:
    Какую информацию содержит заголовок? Знакомство с содержанием статьи начинайте с её заголовка. В заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателей.
  2. Какую информацию содержит подзаголовок?
    Он следует за названием статьи. Подзаголовок расскажет, кем подготовлена информация: репортёром или информационным агентством. Подзаголовок может содержать информацию о том, где произошли комментируемые события и дату написания статьи.
  3. На каких фактах автор заостряет внимание?
    В тексте, следующем за заголовком, раскрывается содержание статьи. Оно даст вам разностороннюю информацию о событии, ситуации.
  4. Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал?
    Как правило, идея (проблема) формулируется кратко и чётко, одним – двумя предложениями.

Памятка – как сравнить газетные публикации.

  1. Сопоставьте точки зрения на события, содержащие в исследуемых статьях.
  2. Как вы думаете, чем объясняются позиции авторов (одинаковые или различные) по отношению к одному и тому же событию?
  3. Какие аргументы содержатся в статьях, чем эти аргументы подкрепляются?
  4. Чью точку зрения вы поддерживаете? Может быть ваша точка зрения отличается от этих мнений? В чём она состоит? Подготовьте выступление для остальных участников.



Предварительный просмотр:

Составление опорных конспектов.

3 этапа:

  1. Подбор фактического материала.
  2. Генерализация материала.
  3. Кодирование материала.

Принципы создания опорных конспектов и требования к ним:

  1. Опора на сигнал – эквивалент смыслового значения.
  2. Лаконичность.
  3. Структурность. Автономность блоков.
  4. Удобство восприятия и воспроизведения.
  5. Непохожесть опорных конспектов между собой.
  6. Принцип акцента на основных смысловых элементах.
  7. Принцип привычных стереотипов и ассоциаций.
  8. Принцип занимательности, парадоксальности.
  9. Унификация обозначений.
  10. Цветовое оформление.
  11. Шрифт.
  12. Разнообразие опорных сигналов.
  1. Смысловые.
  2. Вербальное (словесное).
  3. Ассоциативные.
  4. Аббревиатурные.
  5. Графические.
  6. Орфографические.
  1. Комбинированные.
  2. Вариативность речевых образований.
  3. Принцип свертывания и развертывания информации.



Предварительный просмотр:

Памятка по рецензированию ответов.

  1. Раскрывает ли рассказ тему (правильно, полно, последовательно, по намеченному плану), не выходит ли за рамки ответа.
  2. Указано ли время и место действия.
  3. Объясняются ли причины, характер, классовая направленность, последствия, значение крупных событий явлений.
  4. Употребляются ли новые термины.
  5. Правильность и богатство речи.

Как дать рецензию на ответ товарища

  1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
  2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
  3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.
  4. Употреблял ли он в рассказе необходимые исторические термины и понятия.
  5. Укажите ошибки и недостатки речи, ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий.

Требования к качеству речи

  1. Содержательность, т. е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
  2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слоев, эпитетов и т. д.
  4. Правильность и чистота речи.
  5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
  6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Требования к речи в процессе обучения.

Качества:

  1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
  2. Логичность, последовательность изложения, его пропорциональность, обоснованность теоретических положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.
  3. Богатство речи. Образное и яркое выражение мысли и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
  4. Правильность речи, соблюдение норм литературного языка (сюда входит и чистота речи – отсутствие жаргонных словообразовании, диалектизмов, слов – сорняков).

Специфические требования:

  1. Овладение стилем изложения, присущего исторической науке, ее терминологией.
  2. Выражение средствами речи – выбором, интонацией и др. своих убеждений и чувств, своего личностного отношения к событиям истории, своей гражданской позиции.
  3. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.



Предварительный просмотр:

Основные звенья в работе по освоению содержанию текста.

  1. Мысленно уяснить значение каждого слова, словосочетания и предложения с целью ограничения понятного от малопонятного и непонятного. Использовать для этого вопросы. Что это значит? Как это понимать?
  2. Выявив новое, неизвестное, непонятное или малопонятное, выяснить с помощью словарей и справочников его смысловое значение.
  3. Найти в тексте ключевые слова, словосочетания, предложения или отдельные их части и с их помощью уяснить основную мысль, объединяющую группу предложений в единое целое, т.е. в сложное синтаксическое целое.
  4. Рассматривать сложное синтаксическое целое в двух планах:
    а) в плане выделения темы (О чём говорится? Что доказывается?);
    б) в плане конкретного раскрытия темы (Что об этом говорится? Как доказывается?)
  5. На основе анализа сложных синтаксических целых выделить главную мысль (идею) объединяющую их в целостное образование, и установить, таким образом, имеющуюся между ними внутреннюю связь.
  6. Путем постановки вопросов: Почему? С какой целью? Чем объяснить? Чем вызвано? К чему привело? К чему могло бы привести? Что было бы, если ….? Каково значение? Вести мысленный диалог с текстом.

Анализ текстов.

Анализ текста включает задания, которые предполагают проверку умений:

  • распознавать в тексте термины и понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;
  • объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;
  • описывать с опорой на используемый текст, изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или конкретных примеров;
  • характеризовать изучаемый объект, выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;
  • выделять в тексте, содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;
  • выделять главную мысль текста;
  • самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;
  • сравнивать несколько социальных объектов, предъявленных в анализируемом тексте или на основе нескольких источников;
  • делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;
  • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
  • составлять план, тезисы;
  • конспектировать;
  • составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснение терминов, указание на связь между основными понятиями и т.п.);
  • преобразовывать текстовую информацию в условно - графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.).

Виды чтения.

  1. Чтение просмотр.
  2. Выборочное чтение.
  3. Сканирование–быстрый просмотр текста с целью найти нужную дату, фамилию, название, т.д.
  4. Быстрое чтение (от 500 и более слов в минуту). Специальная подготовка.
  5. Углубленное чтение, аналитическое, комментированное.

Рациональное чтение

Рационализировать чтение означает ликвидацию потерянного времени на бессистемное чтение и пустую трату средств. Можно путём целенаправленного, селективного (отобранного) чтения сэкономить массу времени.

Рациональное чтение предполагает прежде всего определение того надо ли этот материал читать вообще, если да, то в каком объёме.

  1. При просмотре и чтении надо думать о том, какую информацию мы хотим из него получить;
  2. Надо просмотреть название глав и разделов, пробежать глазами краткое содержание, а также предисловие и введение.
  3. Выяснить, что бы мы хотели прочитать более интенсивно.
  4. Не задерживаться на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом
  5. Следовать смысловому содержанию и идее текста, а не словам.
  6. Отыскивать всевозможные выделения и таблицы.

Читать можно быстрее, если избавляться от вредных привычек и отвлекающих факторов, и совершенствуя методику чтения.

Необходимо привыкнуть к тому, что важные тексты нужно не только читать, но и обрабатывать после чтения. Желательно разработать свою систему маркировок и делать пометки, указывающие на важность или качество того или иного абзаца. Можно выписывать важные идеи и мысли, но лишь самое важное и в кратчайшей форме.Метод SQ 3R является методом 5-ти ступеней, которые предусматривают:

  1. Обзор. Надо узнать какую информацию несёт книга в целом.
  2. Постановка вопросов. Это критическое чтение.
  3. Чтение. Целевое и концентрированное восприятие.
  4. Обобщение. Необходимо удостовериться, что материал усвоен.
  5. Повторение. Завершающее повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в ходе проработки текста.

Приемы работы с текстами:

Чтение и анализ: выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи; комментированное чтение; коллективный разбор текста; обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; самостоятельная постановка вопросов к тексту; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений; составление текстовых, сравнительно - обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно – логического, тематического), тезисов, конспекта, подготовка небольших сообщений, рефератов и т.д.

Способы работы с печатными материалами.

Для учителя: 1) включение сведений из печатных СМИ в изложение нового материала;

2)пересказ или зачитывание отдельных публикаций; 3) анализ газетной информации и ее комментирование; 4) использование материалов периодической печати для подготовки познавательных, проблемных заданий; 5) разработка памяток для комментирования событий внутренней и международной жизни.

Для учащихся: 1)чтение и комментирование газетных материалов по указанию учителя; 2) коллективный анализ и подготовка ответов на вопросы учителя; 3) выполнение самостоятельных заданий по подбору газетных материалов к определенной теме и определение места их включения в урок; 4) подготовка небольших сообщений на основе собранных материалов, планов, таблиц, схем, диаграмм.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Реферат.

В энциклопедиях и справочниках реферат (от лат. докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи или научной работы. Это вторичный текст, по своему смыслу соответствующий первоисточнику, ограниченный меньшим объёмом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста. Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы или проблемы, методике проведения исследования, его результатах.

В реферате выделяют:

  • собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника.
  • справочный аппарат.

Различают в зависимости от количества источников монографические рефераты (результат переработки одного источника) и обзорные (написанные на основе исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

Реферат это также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор литературы и других источников.

Язык реферативного текста характеризуется общими для научного стиля чертами: ясностью, точностью, логичностью, и доказательностью.

В устном представлении реферата предполагается:

  • обоснование актуальности избранной темы (почему данная работа представляет интерес для самого автора и в чем объективная необходимость обращения к данной теме);
  • анализ реальной ситуации, выделение противоречия, требующего разрешения в процессе выполнения работы;
  • указание, какого результата хотел бы автор работы добиться в идеале (сформулировать определенное решение учебной или научной проблемы).

Подготовленный текст работы, снабженный необходимым научным аппаратом, аккуратно переписанный или перепечатанный, заблаговременно, в установленные в образовательном учреждении сроки, сдается рецензенту, а на экзамене представляется на публичную защиту.

С позиции современного школьного образования реферат представляет собой мини – исследовательскую работу ученика по выбранной теме. Большое значение приобрели научные общества ребят, создаваемые при цикловых кафедрах, методических объединениях учителей. Это творческие группы ребят, совместно или индивидуально организующих исследовательскую работу по конкретной теме.

Обычно такая работа проводится в течение всего года и завершается написанием цельного логически взаимосвязанного материала в виде реферата.

Проблема может рассматриваться в хронологической последовательности, используются приемы сравнительного анализа эволюции или положен, может быть, принцип системности, аналитического сопоставления позиций разных ученых, мыслителей на эту проблему, тогда необходимо раскрыть причинно – следственные связи. А может быть композиционно расчленена на отдельные вопросы, изучение которых в совокупности позволит сделать общее заключение о сущности подобного явления или проблемы.

Есть смысл согласиться с мнением ряда ученых о том, что “тема реферата по обществознанию может быть ориентирована на местный материал, в таком случае теоретические знания курса будут конкретизированы, применены, отражены в практической плоскости. В основе реферата могут быть и социологические исследования, проведенные учеником”.

На постоянных консультациях школьники узнают об особенностях жанра рефератов, общих требованиях к ученическим работам, получают помощь в выборе литературы, в составлении плана исследования, в грамотном оформлении текста, подготовке выступления на защите.

Памятка “Как писать реферат”.

  1. Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
  2. Составьте его план.
  3. При чтении литературы выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
  4. Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников.
  5. Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы.
  6. Оформите реферат.

Отдельные положения этой схемы нуждаются в дополнительных комментариях. В частности, приступая к новому виду научно-исследовательской работы, школьники должны отчетливо представлять структуру реферата.

Структура реферата.

  1. План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.
  2. Обоснование выбора темы.
  3. Теоретические основы выбранной темы.
  4. Изложение основного вопроса.
  5. Вывод и обобщения.
  6. Практическое значение реферата.
  7. Список использованной литературы.
  8. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. (по желанию).

План реферата.

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

  • ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, современные подходы к решению проблемы;
  • новые, современные подходы к решению проблемы;
  • наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
  • противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
  • личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:

  • суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме реферата;
  • критический обзор источников;
  • собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

  • основные выводы;
  • результаты и личная значимость проделанной работы;
  • перспективы продолжения работы над темой.

Оформление списка использованной литературы.

Ф.И. 0. автора. Название книги. Место издания. Издательство. Год издания.

Оформление титульного листа.

  1. Название среднего учебного заведения.
  2. Тема реферата.
  3. Фамилия, имя автора.
  4. Класс.
  5. Ф. И. О. учителя обществознания, осуществляющего научное руководство.
  6. Год написания реферата.

Объем реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста или 24 страницы ученической тетради.

Не позднее, чем за неделю до экзамена реферат представляется на рецензию учителю-предметнику, осуществляющему научное руководство. В отзыве отмечаются:

  • содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов;
  • умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая ее;
  • умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;
  • присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
  • умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля автора реферата;
  • правильное оформление работы (структурирование на пункты и подпункты, его изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т. п.);
  • сопроводительные материалы (иллюстрации, чертежи, карты и т. п.).

На экзамене аттестационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

Модели защиты реферата.

I. “Классическая”. Устное выступление старшеклассника сосредоточено на принципиальных вопросах:

1) тема исследования и ее актуальность;

2) круг использованных источников и основные научные ходы к проблеме;

3) новизна работы (изучение малоизвестных источников, движение новой версии, новые подходы к решению проблем и т. д.);

4) основные выводы по содержанию реферата.

II. “Индивидуальная”. Старшеклассник раскрывает личные аспекты работы над рефератом:

1) обоснование выбора темы реферата;

2) способы работы над рефератом;

3) оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;

4) личная значимость проделанной работы;
5) перспективы продолжения исследования.

III “Творческая” защита предполагает:

1. оформление стенда с документальным и иллюстративным материалом по теме исследования, их комментарий;

2. демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудио записей, подготовленных в процессе реферирования;

3. яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.

К указанным в рецензии критериям оценки реферата на его защите добавляются:

  • умение ясно выражать свои мысли в устной форме;
  • умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения.

На не экзаменационных защитах рефератов одноклассники участвовать в оценивании работ, заполняя “судейские карточки” по нескольким заранее определенным критериям.

Реферат — сжатое, краткое изложение основного содержания первичного оригинального документа текста (статьи, главы, параграфа, целой книги и монографии, брошюры, патента) по всем затронутым в нем вопросам, полученное в результате его смысловой обработки. Основным назначением реферата является оперативное распространение важнейшей научно-технической информации в максимально сжатом виде и ее использование читателями различных категорий.

Реферат имеет свою структуру:

1. Предметная рубрика: наименование области или раздела знаний, к которым относится реферируемый документ.

2. Тема: более узкая предметная отнесенность источника или ряда источников.

3. Выходные данные источника, или совокупность источников на иностранном и русском языках:   фамилия и инициалы автора, заглавие, издательство, место, год издания (для журнала – название и номер.

4. Главная мысль, идея реферируемого материала: реферат сжато формулирует главную мысль, не внося в нее своих комментариев, даже если она в тексте автором лишь подразумевается.

5. Изложение содержания: содержание реферируемого материала излагается в последовательности, в которой он приводится в источнике.

6. Комментарий, примечание референта: это чаще всего указание адресата, на которого рассчитан реферируемый материал.

Рефераты делятся на а) информативные, или рефераты-конспекты, и б) индикативные, или рефераты - резюме. Первые достаточно полно излагают все основные положения, доказательства и выводы. Вторые перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательств. Оба вида рефератов могут быть монографическими, составленными на основании одного источника; сводными, излагающими содержание нескольких источников, объединенных общей темой, и обзорными, излагающими результат обзора многих источников по определенной тематике, плану.

Если оригинальный текст свернут в реферате до 1/8 его объема при сохранении основных положений, то такой реферат может считаться удовлетворительным, нормальным по объему.

В практике составления рефератов допускаются следующие объемы:

а) статьи до 5 печатных страниц свёртывается в реферат из 125 – 200 слов;

б) статься до 25 печатных страниц – в реферат из 250 и более слов;

в) для более крупных документов – до 1200 слов.

Как подготовить реферат

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. 

  1. Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием.
  2. Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.
  3. Составь план реферата.
  4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключение, которого обязательно вырази свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию.
  5. Прочитай текст и отредактируй его.
  6. Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, ее название, издательство, год выпуска, оставь два чистых листа для написания рецензии).



Предварительный просмотр:

Эссе по обществознанию или истории.

Эссе от французского – жанр критики, публицистики и др.- прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком – либо предмете или по какому-либо поводу.

Цель эссе – выявить умение учащихся, приступивших к систематическому изучению данного предмета, самостоятельно в письменной форме целостно высказывать мнение (основанное на тех или иных источниках или научной литературе) по определенному законченному вопросу (теме).

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

Во-первых,…

Во-вторых,…

В-третьих,…

Таким образом,…

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Рассмотрим несколько подходов…

Например,…

Подведем общий итог рассуждению…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

Итак,…

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Для полемического эссе:

С одной стороны,…

С другой стороны, …

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться, так называемой, ПОПС-формулой:

П – Положение (утверждение) – Я считаю, что…;

О – Объяснение – Потому что…;

П – Пример, иллюстрация – Например,…;

С – Суждение (итоговое) – Таким образом,...

Пример использования алгоритма подготовки к написанию эссе

Этапы

Пример

1.

Выбор темы, выделение понятий и терминов по ее содержанию

Политическая сфера: закон, право, правовое государство, общество, судебная система, политический режим и т. д.

2.

Идентификация терминов и понятий в высказывании

«Нет общества без права» (Папиниан)

3.

Определение собственной позиции по данной проблеме с использованием соответствующей терминологии

С автором можно согласиться полностью либо частично. В первом случае акцент делается на том, что ни одно (цивилизованное) общество не может существовать без законов и судебной системы. Можно спорить о роли и месте суда, эффективности работы органов правосудия и т. д., но ни у кого не вызывает сомнения необходимость правовых институтов. Другой вариант: в высказывании «просвечивается» характерное для Западной цивилизации преувеличенное представление о роли права в жизни общества как универсального регулятора. Представители других цивилизаций, где право исторически играло менее важную и подчиненную роль, могут с таким представлением не соглашаться

4.

Аргументация своей точки зрения на основе фактов общественной жизни и собственного жизненного опыта

На основе конкретных примеров (от законов царя Хамму-рапи до современного законодательства) следует показать огромную роль права в прошлом и настоящем человеческого общества. Вместе с тем в истории различных цивилизаций право играло неодинаковую роль. На Западе со времен Древнего Рима его роль была чрезвычайно велика, и высказывание Папиниана следует понимать в этом контексте. Напротив, в России праву нередко отводили подчиненную роль, стремясь построить общество на основе высоких нравственных принципов (здесь можно вспомнить славянофильскую критику Западной цивилизации, коммунистический эксперимент и пр.)



Предварительный просмотр:

                  Структура исследовательской работы                                            

  "Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай мне действовать самому – и я научусь"

(древняя мудрость)

                    1. Структура и логика исследовательской работы.

    Исследовательская работа это своебразное  творчество, а поэтому возможна и эффективна только на добровольной основе. Исследовательская работа может быть   организована на уроках  и как внеурочная деятельность, а может быть начата на уроке, а продолжена во внеурочной деятельности.

   Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и как результат повышается познавательный интерес к учебным предметом. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает, направления, редактирует текст. Один из алгоритмов деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

  1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
  3. Ознакомление с методами исследования.
  4. Составление плана работы.
  5. Поиск противоречий.
  6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
  7. Предзащита работы.
  8. Окончательное оформление и защита работы.

Основные этапы исследовательской работы :

  • Найти проблему – что надо изучать.
  • Тема – как это назвать.
  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.
  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.
  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
  • Методика исследования – как и что исследовали.
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  • Практическая значимость, перспективы – где и как данные результаты будут использованы.

           Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандартна. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную . Во-первых,необходимо выделить то, что надо изучить –проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы привлечь внимание..

 Актуальность  - почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать

    В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана .

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

    После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

   В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

  Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

 Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Следует  четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста.

  И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

     Процедура защиты.

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись . При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

 2. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ.

Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный;интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого– 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего– 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел  (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например,исследовательская работа по химии).

Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя,отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя,отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст(согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии,диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

 После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги,город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию. Если были использованы материалы из Интернета, то указывается  сайт, на котором была взята  информация.



Предварительный просмотр:

Словарные задания для 9 – 11 кл.

  1. Назвать и объяснить (определить) группу терминов, связанных по содержанию.
  2. Соотнести первоначальное и современное значение термина.
  3. Определить понятия, выраженные в иностранных терминах, через соответствующие им слова в родном языке.
  4. Объяснить сущность эпитета употребляемого при характеристике.
  5. а) исторического деятеля, б) исторических фактов.
  6. Объяснить смысл приложения древних крылатых слов к современности.
  7. Употребить в контексте исторические термины. Разграничить понятия выраженные термины.
  8. Объяснить происхождение и современное значение слова.
  9. Объяснить смысл образного выражения, метафоры.
  10. Вспомнить, кому принадлежат афоризмы, с какими крупными историческими событиями они связаны или в каких обстоятельствах высказаны.
  11. Объяснить значение высказываний.
  12. Объясните названия дореформенных населенных пунктов. О чем свидетельствуют названия современных населенных пунктов.



Предварительный просмотр:

Требования к оформлению презентации

Это новый, очень интересный вид работы, который позволяет разнообразить способы учебной (и не только учебной) деятельности, реализовать свои творческие способности.

Главное - этот способ деятельности доступен абсолютно всем и каждому, он может быть как индивидуальным, так и групповым.

Презентацию очень важно эстетически оформить, не переборщив при этом анимационными эффектами, которые режут глаза и затрудняют её восприятие. Всё должно быть в меру и соответствовать общему стилю изложения материала.
На титульном листе кроме основного заголовка необходимо обязательно указать внизу (лучше в колонтитуле) фамилию, имя, отчество, школу и класс автора!
На последнем слайде обязательно указать все использованные ресурсы (литературу, документы, интернет ресурсы)! Заголовок так и сделайте: "Источники". Ссылку на интернет ресурс копируйте из адресной строки вашего браузера именно с той страницы, где брали материал. Вставленная ссылка должна быть "кликабельна", то есть активна, чтобы по щелчку по ней можно было перейти на указанную страницу. Для этого после вставки ссылки нажмите пробел.

Картинки должны быть только высокого качества! НЕ стоит вставлять картинки по всему полю которых расположены водяные знаки электронного ресурса, на котором вы их скачали. НЕ нужно "втискивать" картинку в слайд, деформируя её: вытягивая вдоль или поперёк. Сохраняйте изначальные пропорции. Если вставляете картинку и текст, то текст должен быть расположен под картинкой.

Текст должен быть легко читаем, а это значит размером не менее 18, заголовок - не менее 24 кегль.

В пределах одной презентации используйте один тип шрифта.

Презентация должна быть выдержана в едином стиле. Не следует каждый слайд снабжать отдельным шаблоном - это затрудняет восприятие, нарушает логическую целостность творческой работы и в целом не эстетично!



Предварительный просмотр:

Критерии оценки устных ответов учащихся на уроках истории и обществознания

Так как этот вопрос задают многие родители, ученикам это тоже полезно знать для адекватной самооценки

Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя. 



Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. 



Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки. 



Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.

Источники:

http://hbisite.ru/index/ocenka_ustnykh_otvetov/0-67, а на указанном сайте учителя истории материал взят из фундаментальных учебных пособий по Методике преподавания названных предметов и педагогике, скопировала, чтобы не тратить время на перепечатывание из книг.